Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ «МАКСИ МОЗГ»'

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ «МАКСИ МОЗГ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальное развитие / дошкольники / обучение / учебный центр / образовательные программы / технология обучения / методики / intellect / children / training / training / education / technology / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова И.В., Давыденко В.А.

В статье рассмотрены особенности организации процесса обучения в учебном центре «Макси Мозг». Изучены основные методики, используемые в учреждении, проведена оценка эффективности применения данных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION TECHNOLOGY LEARNING PROCESS AT THE MAXI BRAIN TRAINING CENTER

The article discusses the features of organizing the learning process at the Maxi Brain training center. The main methods used in the institution were studied, and the effectiveness of using these methods was assessed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ «МАКСИ МОЗГ»»

УДК 37 Молчанова И.В., Давыденко В.А.

Молчанова И.В.

магистрант

Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

Научный руководитель: Давыденко В.А.

заведующий кафедры «Педагогика» Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ «МАКСИ МОЗГ»

Аннотация: в статье рассмотрены особенности организации процесса обучения в учебном центре «Макси Мозг». Изучены основные методики, используемые в учреждении, проведена оценка эффективности применения данных методик.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, дошкольники, обучение, учебный центр, образовательные программы, технология обучения, методики.

Вопрос подготовки детей к обучению в школе становится все более актуальным в современном мире. Буквально несколько лет назад для родителей практически единственным способом подготовить ребенка к школе было отдать его в детский сад, где ребенок мог бы получить те основные навыки и знания, необходимые ему для комфортной адаптации в школе.

Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и других.

Практически все авторы, исследовавшие уровень подготовки детей к школе, признают, что школьное обучение будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает достаточными, необходимыми для начального этапа обучения качествами, такими как: произвольность психических процессов, поведенческая саморегуляция, наличие учебной мотивации и т.д., которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Анализ психолого - педагогической, философской литературы, изучение опыта работы учреждений, а также собственный опыт работ позволили констатировать основное противоречие между реформированием образовательной среды, и остаточными явлениями прежней образовательной системы, которые тормозят процессы в образовательной среде. Потребностями педагогической науки в теоретическом осмыслении сущности вовлечения педагогов в творческую деятельность как факторы профессионального роста педагогов и недостаточная изученность данной проблемы на теоретическом и концептуальном уровне. Потребностью и запросами общества, и существующей реальностью чаще всего мы видим консервативный методы и приемы образовательного процесса, хотя трио заказчиков: государство, общество личность определяют необходимость изменения системы образования в соответствии с современным развитие общества.

Активное развитие системы дополнительного образования на данный момент способствует появлению специальных учебных центров, где осуществляют свою деятельность профессиональные педагоги и психологи, целью которых является именно индивидуальное обучение ребенка /1/.

Одним из таких заведений является учебный центр «Макси Мозг», который находится в Хабаровске. «Макси Мозг» осуществляет свою деятельность с 2017 года. Автор данной статьи является основателем и руководителем центра интеллектуального развития. Автором было разработано множество методик для обучения детей, которые активно применяются в центре и приносят положительные результаты. Помимо интеллектуального

развития в центре также оказывают услуги психологической помощи и адаптации ребенка, не только к обучению в школе, но и к взаимоотношениям со сверстниками и родителями.

В данной научной работе предпринята попытка описать и оценить эффективность технологии процесса обучения детей в рамках подготовки к школе.

В интеллектуальном центре «Макси Мозг» существует несколько образовательных программ. В таблице ниже представлена краткая характеристика образовательных программ.

Таблица 1. Характеристика образовательных программ в «Макси Мозг».

Наименование программы Характеристика Возраст детей

Подготовка к школе Обучение основам письма - подготовка руки к письму ребенок, далее отработка элементов букв. Обучение чтению/грамоте - развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа. Математика - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления, дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет, знакомятся с образом числа, составом числа, геометрическими фигурами, решают арифметические и логические задачи, примеры на сложение и вычитание 5-6 лет

Ментальная арифметика Это эффективнейшая методика, позволяющая любому ребёнку от 4 до 12 лет гармонично развивать два полушария мозга с помощью регулярных упражнений и практики устного счёта на ментальной карте. Такая активность позволяет ребёнку улучшать память, воображение и логическое мышление. 5-12 лет

Наименование Характеристика Возраст

Эмоциональное и смысловое чтение Эмоциональное чтение = эмоциональный интеллект, чтение в процессе которого, ребенок учится распознавать эмоции, отделять одни эмоции от других, проговаривать их, давать им характеристику, учится понимать намерения, мотивацию и желания других людей, их чувства и свои собственные. Смысловое чтение - чтение, при котором ребенок учится понимать смысл и вкладывать смысл в прочитанное. Учится размышлять, анализировать, слышать собеседников, отделять свои мысли от чужих, давать им характеристику. 5-12 лет

Слоговое чтение Слоговое чтение - способ чтения, где ребенок учится читать (сливать) слоги отрывисто, затем плавно, далее будет учится читать целые слова (из 3-4-5-6 и более букв) и в последующем учится читать целые группы слов. 5-7 лет

письмо Занятия, на которых дети учатся правильной постановке руки и написанию элементов букв на занятиях дети учатся прописывать элементы строчных и заглавных букв, проговариваем и анализируем их правильное ведение от точки до точки. 5-7 лет

чистописание Чистописание активизирует работу центров левого пол навыки: аккуратность, следование и подражание эталону, скорость письма, прилежание, терпение. Изначально у ребенка оба полушария развиваются равномерно, но с взрослением, исходя из его занятий, одно из полушарий начинает доминироватьушария головного мозга и вырабатывает следующие 6-7 лет

Наименование

Характеристика

Возраст

тренажеры

Таблицы Шульте

таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Струп-тест

Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа.

Клиновидные таблицы

Упражнение на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения. Цель — видеть одновременно числа справа и слева от центрального столбца. Слово-Фигуры-Число

Это упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке, ребёнку нужно вести взгляд слева направо и называть фигуру, число и слово. Алфавит

Необходимо называть верхнюю букву в паре и при этом одновременно поднимать правую руку, если под буквой «П» или левую, если там буква «Л», если же снизу буква «О», то поднимать нужно обе руки.

5-12 лет

На данный момент в интеллектуальном центре обучаются 68 человек в возрасте от 5 до 12 лет. Из всего количества обучающихся 28 человек - это девочки (41%), 40 человек - мальчики (59%). По возрастному составу самой многочисленной группой являются дети в возрасте 6 лет. Это обусловлено тем, что перед родителями стоит задача подготовки детей к обучению в школе, но при этом самостоятельно они в большинстве своем не могут решить данную задачу, а детский сад не заточен под те требования обучения в первом классе, которые необходимы ребенку. Дети 6 лет, обучающиеся по программе подготовка к школе и стали объектом авторского исследования.

Перед началом обучения руководитель центра проводит консультацию с родителями ребенка, целью которой является выявить проблему, решение которой позволит оптимально выстроить учебный процесс. Далее ребенок приглашается на пробное занятие. На пробном занятии ребенку выдается пропись по русскому языку, где предлагается провести линии, а затем буквы от точки до точки (Рисунок 1-2).

Рисунок 1. Схема постановки руки на письме.

4 - ■ •

4

Рисунок 2. Схема выведения букв в русском языке.

Такая методика позволяет преподавателю центра определить, насколько хорошо у ребенка поставлена рука для дальнейшего обучения письма, правильно ли он держит карандаш, понимает ли суть задания.

Также выдаются задания по математике, которые предполагают собой написать цифры от 1 до 10 по стрелочке, как представлено на рисунке 3.

И14 111| Ы И

Рисунок 3. Схема выведения цифр в математике.

По итогам пробного занятия, проводится повторная консультация с родителем, в ходе которой ребенок назначается в дальнейшем на индивидуальные занятия или на групповые. Будет ли ребенок определен в группу зависит от того, насколько он владеет основными навыками письма и простейшими математическими упражнениями.

Групповые занятия проводятся дважды в неделю. В каждой группе количество учеников не должно превышать восьми.

Традиционный подход организации обучения в группе, как правило, предполагает собой работу по стандартной программе среднего уровня. Однако

автором было выявлено, что данная технология не является эффективной в рамках дополнительного образования. Это обусловлено тем, что дети в группе делятся по уровню интеллектуального развития. Работа по программе среднего уровня, с одной стороны не позволяет детям с более развитыми интеллектуальными способностями раскрыть полностью свой потенциал, а с другой стороны, дети с более низкими способностями испытывают чувство стресса из - за того, что не могут достичь определенных результатов, которые диктует собой средний уровень. Поэтому в интеллектуальном центре «Макси Мозг» педагоги подбирают индивидуальные задания для детей исходя из их умственных способностей. А занятия в группе помогают детям лучше адаптироваться в социуме, находить общий язык со сверстниками, уметь выражать свою точку зрения и так далее. Такой подход обучения является нестандартным, но тем не менее приносит положительные результаты.

Возвращаясь к вопросу технологии организации обучения рассмотрим несколько методик, реализуемых на групповых занятиях, и оценим их эффективность.

Русский язык. Письмо.

Обучение письму проходит посредством использования прописей двух уровней (прописи составлены на основании методики чистописания Н.Н. Боголюбова). Первый уровень письма предполагает собой изучение элементов строчных букв алфавита от точки до точки, правильную постановку руки во время письма, затем отработка написания строчных букв самостоятельно без обводки. На втором уровне детям даются более сложные задания: написание заглавных букв, составление слогов, отработка соединения букв, написание слов из трех - четырех букв, правильное произношение слов.

Математика. Цифры и числа.

Обучение математики в рамках программы подготовки к школе также проходит на двух уровнях. На первом уровне идет изучение цифр, написание их по стрелочке, от точки до точки и далее самостоятельная отработка. Также ребенок изучает простейшие фигуры: круг, квадрат, треугольник, учится их

чертить. Изучает знаки «больше», «меньше», «равно». На втором уровне представлены задания: «счет в пределах 10», затрагивается тема единиц измерения (см, мин, дней, кг и других), изучается счет с переходом через десяток. Также на втором уровне особая роль уделяется пространственному мышлению, например, повторить узор, пройти лабиринт или определить «числа- соседи» определенного числа (рисунок 4).

Повтори узоры

Числа-соседи

Ч . • I ррш

фГП ~ Ыш\Т ГПзд

-/Э_ _75_ _ _ЭЭ

Лабиринт {кто занял 1, 2 и Ъ место?)

Рисунок 4. Упражнения на развития пространственного мышления.

Проведем оценку эффективности действующих методик. Для анализа был выбран возраст 6 лет, которые обучаются по программе «подготовка в школе». Исследуемая группа составила 12 человек. Исследование прошло путем оценки навыков ребенка до занятий и после занятий. Данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Оценка эффективности методик в «Макси Мозг».

Ученик Характеристика до занятий Срок занятий Характеристика после занятий Эффективность, в баллах

Екатерина М Не поставлена рука для письма, не знает букв 3 месяца Знает все буквы алфавита, умеет правильно их писать, правильно держит карандаш 5

Анастасия Д Умеет читать, но не умеет писать, знает счет от 1 до 5 5 месяцев Умеет правильно писать буквы алфавита, составлять слоги, слова из 3-4 букв, решает простые примеры в пределах 10 5

Евгений К Не поставлена рука для письма. Не умеет читать и писать Не знает цифр 1 год Знает все буквы алфавита, умеет их правильно писать, составляет предложения их нескольких слов. Умеет решать простые примеры. Знает единицы измерения 5

Михаил Л. Знает счет до 10. Знает буквы алфавита, но не умеет их писать 3 месяца Научился писать половину букв алфавита. Научился писать цифры 3

Камилла П. Невнимательная. Не может сконцентрировать ся при выполнении упражнений 6 месяцев Проявляет интерес к занятию, активно слушает преподавателя, 4

Анна В. Не умеет формулировать свои мысли, застенчивая, не понимает суть заданий 3 месяца Стала более активной, начала проявлять инициативу в группе. Старательно выполняет упражнения 4

Ученик Характеристика до занятий Срок занятий Характеристика после занятий Эффективность, в баллах

Андрей М. Не поставлена рука для письма, но при этом знает счет до 10 и решает простые примеры в уме 5 месяцев Знает и правильно пишет все буквы алфавита, решает примеры из двузначных чисел в уме 4

Кирилл О. Умеет писать буквы алфавита, знает цифры от 1 до 10 4 месяца Умеет писать слова из нескольких слогов, может назвать предметы на определенную букву. Знает единицы измерения 4

Олег П. Не поставлена рука для письма, не знает букв и цифр 2 месяца Поставлена рука для письма, может написать несколько букв и цифр от точки до точки, самостоятельно без обводки пока не может 3

Виктор Х. Плохая память, постоянно переспрашивает. Не понимает суть заданий не знает цифры и буквы 8 месяцев Стал более внимательным, улучшилась память, знает все буквы алфавита, почти все из них правильно пишет, может считать в пределах 10 4

Ирина П. Знает счет до 10. Знает буквы алфавита, но не умеет их писать 5 месяцев Может правильно писать все буквы алфавита, составляет слоги и слова, знает знаки «больше», «меньше», «равно», решает простые примеры 5

Ученик Характеристика до занятий Срок занятий Характеристика после занятий Эффективность, в баллах

Елизавета К. Не поставлена рука для письма, не знает букв 11 месяцев Знает все буквы алфавита, умеет правильно их писать, правильно держит карандаш, умеет составлять простые слова, правильно соединяет буквы на письме 5

Из таблицы видно, что почти все дети после занятий в центре «Макси Мозг» сильно улучшили свои первоначальные результаты. Только лишь для двоих учеников улучшения были не значительные, но тем не менее прогресс наблюдается.

Таким образом, технологию организации процесса обучения в интеллектуальном центре «Макси Мозг» можно назвать эффективной. Дети заинтересованы в занятиях, с удовольствием на них ходят, осваивают новый материал, повышают свою успеваемость. Обеспечение индивидуального подхода в групповых занятиях является эффективным методом обучения. Наглядный материал, позволяет расширить кругозор детей и их пространственное воображение, облегчить процесс обучения.

Приведенные в статье методики могут нести рекомендательный характер для лиц, занимающихся образовательной деятельностью детей в условиях дополнительного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранова Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2019. - № 2 - С. 46-49;

2. Иванова, И.Ю. Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования / И.Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - № 4 - С. 7883;

3. Кургина, Н.И. Дифференцированный подход в начальном обучении / Н.И. Кургина // Начальная школа. - 2019. - № 10 - С. 27-30;

4. Лаврентьев, Г.В. Использование комплекса технологий для обучения математике в школе [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Л.Н. Крымова // Школьные технологии. -2018. - № 2 - С. 115-120;

5. Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. - 2018. - № 4. - С. 11-21;

6. Львова О.И. Профессиональная подготовка будущего учителя к дифференцированному обучению младших школьников (на материале обучения математике): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Теория и история педагогики / Львова Ольга Ивановна, М-во образования Рос. Федерации, Ин-т общ. образования. - М., 1995. - 19 с

Molchanova I. V., Davydenko V.A.

Molchanova I.V.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

Scientific advisor: Davydenko V.A.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

ORGANIZATION TECHNOLOGY LEARNING PROCESS AT THE MAXI BRAIN TRAINING CENTER

Abstract: the article discusses the features of organizing the learning process at the Maxi Brain training center. The main methods used in the institution were studied, and the effectiveness of using these methods was assessed.

Keywords: intellect, children, training, training, education, technology, methods.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.