Научная статья на тему 'Технология организации проектного офиса: региональный аспект'

Технология организации проектного офиса: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева Наталия Алексеевна

В статье актуализируется проектный метод муниципального управления. Проектный способ направлен на формирование командного ресурса для поиска инициативных совместных управленческих решений для реализации проблем. В целях оптимизации временных, финансовых ресурсов особую роль отводится работе проектного офиса, как координатора между участниками проекта. От организации работы проектного офиса, используемых технологий зависит жизненный цикл проектного решения и его тиражирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации проектного офиса: региональный аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316. 4

Дегтярева Наталия Алексеевна

канд. ист. наук, РАНХиГС, г. Томск, РФ E-mail: zxasqw@scalpnet.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОФИСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье актуализируется проектный метод муниципального управления. Проектный способ направлен на формирование командного ресурса для поиска инициативных совместных управленческих решений для реализации проблем. В целях оптимизации временных, финансовых ресурсов особую роль отводится работе проектного офиса, как координатора между участниками проекта. От организации работы проектного офиса, используемых технологий зависит жизненный цикл проектного решения и его тиражирование.

Ключевые слова

Модернизация государственного и муниципального управления, проектный способ управления,

проектный офис, технология организации,

В соответствии со Стратегией развития Томской области до 2030, федеральным проектом «ИНО Томск», направленных на реализацию модели интенсивного развития, актуализируется вопрос модернизации системы государственного и муниципального управления [1, 4,]. Модернизация предполагает изменения в технологии управления - использования проектного способа: поиск, разработка, внедрение и реализация управленческих решений.

В рамках использования проектной технологии важная роль отводится работе проектного офиса, как координатора рабочий группы на этапах поиска, разработки, внедрения и реализации проектных управленческих решений. От степени технологичности работы проектного офиса, соорганизованности рабочей группы и привлекаемых ресурсов (экспертных, кадровых, интеллектуальных) зависит качество проектных решений и их жизненный цикл [5,6].

Использование проектной технологии и деятельность проектного офиса позволяет находить эффективные управленческие решения по разным направлениям в сфере муниципального управления, в том числе: -привлечение инвестиций; -повышение качества муниципальных услуг; -повышение качества управления в администрациях города; -управление интеграционными проектами;

-проекты, направленные на развития социальной, культурной среды города; -повышение качества и доступности в сфере культуры и туризма; -изменение облика городского центра, развитие городской среды; -продвижение и массовый сбыт сельскохозяйственной продукции; -развитие конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства;

-организация системы взаимодействия между государственными, муниципальными органами власти и некоммерческими общественными организациями.

Технология работы проектного офиса включает в себя три этапа.

I. - разработка проектных решений;

II. - внедрение проектных решений в пилотной организации, территории, муниципальном образовании;

III. - организация деятельности на базе проектных решений в текущем режиме.

Этап I. Поиск проектного решения. Для реализации поиска проектных решений с участием Томского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) (проектный офис) предлагается комплекс мероприятий.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

1. Организация на базе Томского филиала РАНХиГС работы проектной группы из представителей организации, государственных, муниципальных органов, модератора проекта.

Данная деятельность сопровождается точечным вовлечением экспертов (по административному праву и других представителей государственных и муниципальных органов власти, тренера по командообразованию и эффективности работы проектной группы) с привлечением независимых экспертов.

2. Проектная команда определяет базу реализации (организация, территория, муниципальное образование) «пилотного» проектного решения. Результатам данного шага является документальное оформление базы реализации проекта на уровне заказчика.

3. Проектная команда прорабатывает: задачи, ресурсы, риски. В результате оформляется работы команды оформляется комплекс проектных решений и «дорожная карта» их внедрения.

4. Организация «круглого стола», на котором проектная команда представляет свое итоговое проектное решение, уточняется и утверждается «дорожная карта», бюджет проекта. Участниками «круглого стола» являются представители организации, органов государственного м муниципального управления, внешние эксперты, в том числе независимые эксперты, представители проектного офиса.

В целях эффективности реализации «дорожной карты» и внедрения проектных решений необходимым условием является:

• утверждение «дорожной карты» руководителем пилотной организации, в которой внедряется проектное решение;

• утверждение сотрудниками пилотной организации поручений в рамках «дорожной карты»;

• утверждение плана расходов (сметы) по реализации проектных решений;

Продуктами первого этапа работы проектного офиса являются: комплекс проектных решений; дорожная карта работ и мероприятий по внедрению проектных решений [2, с. 534].

Условиями успешной работы на первом этапе являются:

• мотивация рабочей группы на разработку и реализацию проекта;

• готовность рабочей группы к аналитической, проектной деятельности;

• готовность органов власти, руководителей организаций и участников рабочей группы придерживаться графика проектных работ;

• заинтересованность органов власти во внедрении проектных решений

Вторым этапом в деятельности проектного офиса является реализация «дорожной карты» по внедрению проектных решений в «пилотном» режиме (в одной организации, муниципальном образовании).

На данном этапе предполагаются следующие мероприятия.

1. Реализация пилотного проектного решения в рамках «дорожной карты».

2. Мониторинг реализации и выявление отклонений от «дорожной карты», который выполняет проектный офис с привлечением экспертного ресурса.

3. Сопровождение реализации проектных решений в режиме консалтинга с привлечением экспертов и корректировка проектных решений, содержаний мероприятий «дорожной карты».

Результатами работы проектного офиса на данном этапе являются: реализация «дорожной карты» по внедрению проектных решений; корректировка проектных решений.

Третий этап в работе проектного офиса направлен на организацию деятельности на базе проектных решений в текущем режиме. На данном этапе предполагаются следующие мероприятия.

1. Мониторинг изменения проблемной ситуации.

2. Мониторинг эффективности реализуемых проектных решений.

3. Корректировка проектных решений по итогам текущего применения.

4. Разработка «дорожной карты» по тиражированию проектных решений в остальные (организации, муниципальные образования Томской области).

Результатами третьего этапа являются: «обкатка» проектных решений в практической деятельности; скорректированные проектные решения и «дорожная карта» по тиражированию проектных решений в другие организации (или муниципальные образования).

Для достижения успешной работы на этих двух этапах необходимо создать следующие условия:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

• заинтересованность органов власти и иных организаций (непосредственных участников) в разработке и реализации указанных предложений;

• готовность специалистов, экспертов, представителей органов государственной и муниципальной власти сотрудничать с проектным офисом к разработке проектных решений и «дорожной карты» и их тиражированию

Эффективность проектной деятельности в управлении измеряется не только результатами, достижением поставленной цели, но и полученными эффектами, которые планируются в начале работы (на гипотетическом уровне) либо появляются «случайно, стихийно». В соответствии с этим, предполагаемыми эффектами от сотрудничества с Томским филиалом РАНХиГС по реализации всего комплекса проектных решений является.

1. Быстрота, эффективность разработки сложных решений, так как задействован командный ресурс.

2. Формирование единого информационного поля для работников органов власти участвующих в работе.

3. Повышение мотивации работников к качеству исполнения своих обязанностей.

4. Разработка проектов развития в условиях кризиса.

5. Формирование проектного мышления, нацеленного на достижение конечного измеримого результата.

6. Сплочение работников, участвующих в работе (командообразование). Кроме того, участники проекта приобретают (или совершенствуют) навыки: коллективного целеполагания и планирования; распределения ответственности между членами команды по их инициативе (только в этом случае проблема будет осознана и принята каждым членом команды, что ведет к повышению эффективности реализации проектных решений); коллективного подведения итогов реализации проекта [3, с. 122-123].

7. Развитие творческих, новаторских идей, что является важным условием антикризисного управления.

8. Использование экспертного ресурса, в том числе независимых экспертов. 9.Экспертный консалтинг от поиска до тиражирования проектных решений.

10. Овладение проектной технологией и «оттачивание» управленческих компетенций Список использованной литературы:

1. Вице-губернатор Андрей Антонов представил в АСИ опыт Томской области по развитию проектного управления. Официальный интернет-портал Администрации Томской области. [Электронный ресурс]: https://tomsk.gov.ru/news/front/view/id/7064

2. Грахова Е.А., Дегтярева Н.А. Использование проектной технологии в государственных и муниципальных органах власти: региональный аспект // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Сборник научных трудов III Международной научной конференции "Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине". Изд-во: Томский политехнический университет. 2016. С. 530-535.

3. Дегтярева Н.А. Анализ предпочтений муниципальных служащих в сфере дополнительного профессионального образования // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. Новосибирск: Издательство ЦРНС. 2015. С.119-123

4. Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск». [Электронный ресурс]: https://ino-tomsk.m/m/press-tsentr/novosti/v-tomske/prosmotr-novosti/-/novost-vitse-gubernator-andrey-antonov-predstavil-v-asi-opyt-tomskoy-oblasti-po-razvitiyu-proektnogo

5. «Об утверждении стратегии социально-экономического развития томской области до 2030 г». от 26.03.2015 №2580. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/467920053

6. Проектный офис. Культура управления проектами. //ELMA. [Электронный ресурс]: https://www.elma-bpm.ru/journal/index.php?ELEMENT_ID=2925. 11.04.2014.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года №22-р «О концепции создания в Томской области инновационного территориального центра». [Электронный ресурс]: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

© Дегтярева Н.А., 2016

УДК 316.013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.