типологический подход к оценке психофизиологического статуса студента открывает новые возможности для вузовской педагогики.
Дальнейшее развитие этого направления в педагогике мы видим в том, что дифференцированный подход в обучении будет учитывать 16 типов личности. Это будет в полной мере индивидуальный подход с использованием компьютерной техники обучения. Студент вначале проходит тестирование для определения своего типа
личности, затем он выбирает оптимальный вариант обучающей компьютерной программы. Имеются все основания рассчитывать на большую эффективность предлагаемой методики. Предлагаемая технология в полной мере соответствует «великой дидактике» выдающегося педагога Яна Амоса Коменского: «...нужно, чтобы учителя меньше учили, но ученики большему научились бы...». В этом мы видим перспективу развития вузовской педагогики в 21 веке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомаз С.А. Межполушарные закономерности форми- 2. Окладников В.И. Личность (типология, адаптация, кор-
ровсаниЯд-триапол°ки-сТЬимхскС;с1о9б9е911нос4т5ей. учащихся: Автореф' рекция). - Иркутск: ИГМУ, 2010. - 217 с.
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1 Окладников Владислав Иванович — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.
© ПУРЭВДОРЖ И., ЭРХЭМБУЛГАН П. — 2010
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, БАЗИРУЮЩАЯСЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
И. Пурэвдорж, П. Эрхэмбулган (Монгольский государственный медицинский университет, Уланбаатар, Монголия)
Резюме. Учебная технология основанная на самостоятельном обучении студентов была внедрена около 20-ти лет назад. Достижение конечного результата используя свои индивидуальные умственные способности является ключевой целью учебной технологии. Во время занятий студент должен решить различные практические задачи. В конце каждого занятия преподаватель оценивает студента с помощью теста. После завершения 7-ми модулей проводится собеседование и ставится конечная оценка. Данная технология уменьшает объём готовой информации, улучшает стремление студента работать самостоятельно, прививает способность делать логическое умозаключение, отдавая предочтение творческому мышлению.
Ключевые слова: учебные технологии, самостоятельные занятия, студенты.
EDUCATIONAL TECHNOLOGY BASED ON INDIVIDUAL STUDYING
I. Purvdorz, P. Erkhembulgan (Mongolian State Medical University, Ulanbaator, Mongolia)
Summary. An educational technology, based on individual studying students, was introduced twenty years ago. The technology is based on gaining an ability to think creatively and solve the given problem. According to this technology a student must complete 8 modules which consist of practical problem-solving and theoretical parts. Practical tasks should be solved and discussed with the lecturer and at the end of each lesson students pass test on the topic. Students without proper training are not allowed to participate in the whole module. Final 8th module is an interview on the general topic. This technology gives an opportunity to gain the knowledge by creative thinking, and avoid the traditional error in passive educational process by giving ready information to students.
Key words: educational technologies, individual studies, students.
Педагог обязан привить студенту необходимые знания и навыки. Знание-это не просто набор всяких формулировок и правил, а совокупность знаний и навыков, способность делать осознанное умозаключение на основе явлений и фактов. Система обучения основанная на запоминании, хранении и повторении информации студентами не способствует прививке способности к мышлению. Как исправить эту ошибку в процессе подготовки специалистов? Свершенно очевидно, что невозможно привить за 5-6 лет учёбы все знания необходимые врачу. Нужно подготовить специалиста способного логически мыслить. То есть, учебный процесс должен быть направлен на развитие мышления. Нужно обратить внимание не на использование казарменной дисциплины, а на генерации мышления студентами. Учебная технология по медицинской генетике, основанная на самостоятельном обучении студентов была внедрена в программу нашего универститета около 20-ти лет назад. Необходимы следующие условия для внедрения этой технологии:
1. Процесс обучения должен быть гуманным, демократичным и гибким. По уровню своих интеллектуль-ных способностей студент имеет возможнось выбора. Одинаковые условия и время не играют существенной роли в данной технологии. Достижение конечного ре-
зультата используя свои индивидуальные умственные способости является ключевой целью учебной технологии. Перед экзаменом студент должен обеспечить себе по крайней мере минмальный кумулятивный индекс. Во время экзамена разрешается пользоваться учебниками и конспектами.
2. Студент должен иметь доступ к необходимым учебникам и материалам. Используемые книги должны способствать самостоятельной учебе и содержать логические задачи, вопросы и тесты. Ситуация 1: У здорового пробанда старший брат умер от гемофилии. Родители пробанда здоровы. А.. Есть ли вероятность рождения детей больных гемофилией у пробанда? Б. Есть ли вероятность рождения больноых детей у дочери умершего брата пробанда? Из этой задачи путём мышления студент может получить два основных понятия: Во первых, мужчина не может быть скрытым носителем Х-рецессивного гена. Поэтому детям пробанда данный ген не передастся. Во вторых, дочери отца-гемофилика обязательно будут носителями. Поэтому больные гемофилией могут родиться в следующем поколении.
3. Во время занятий студент должен быть хорошо подготовлен психологически и понимать, что при опре-деллённом стремлении и подобающем усилии можно
достичь успеха. Под «подобающем усилии» подразумевается не просто зубрение и сдача экзамена любым способом. К концу занятии студент должен быть в состоянии уверенно сказать какие знания он приобрёл. Следует избегать угроз и запугивания, чтобы у студента не возникла мысль о невозможности достижения успеха по данному предмету. Напротив, нужно хорошо обьяс-нить студенту суть данной чебной технологии, дать осознать, что без определлённых усилий ему не обойтись.
4. Цель занятия и задание должны быть понятны и хорошо обьяснены студенту.
5. Поняв процедуру и условия сдачи экзамена, студент должен присутствовать на занятиях хорошо подготовившись по каждой теме. Студент без должной подготовки не получает права присутствовать на занятиях. В этом случае ему нужно повторно пройти занятие по теме во внеурочное время или с другими группами.
6. Во время практических занятий студент должен решить различные задачи. Например, на занятиях по теме хромосомных болезней студент должен склассифи-цировать и определить аномалию хромосомного набора больных синдромом Дауна, Тернера, балансированной транслокацией и т.д. Определив кариотип и поставив диагноз, студент должен приготовиться к обсуждению результата с преподавателем.
7. После обсуждения, педагог должен засчитать практическую часть занятия студенту, правильно решившему данную задачу.
8. В конце каждого занятия преподаватель оценивает теоретические знания студента с помощью теста из 30-ти вопросов. Таким образом проводятся занятия 7-ми модулей. 8-мой модуль проводится в виде собеседования по теме «Медико-генетическое консультирование». Студент, не присутствовавщий или не сумевший успешно завершить до 2-ух модулей, может повторно отработать по данным темам. Если студент, отсутствовал на 3-х и более занятиях или если ИКИ по
всем модулям не достигет 60%, то ему не разрешается сдавать экзамен.
9. Студент сразу получает оценку «А» (отлично) если ИКИ по достигает 90%.
10.0дним из главных условий для успешного применения данной технологии является качественный тестовый фонд, приготовленный по всем темам в нескольких вариантах. Мы используем фонд из 2225 тестов (455 тестов в 4-х вариантах) для оценки студента в короткие сроки с помощью компьютерной программы.
Положительные стороны данной технологии:
— Уменьшится объём готовой, «пассивной» информации
— Улучшится стремление студента работать самостоятельно, делать логическое умозаключние.
— Отдавая предочтение творческому мышлению, студент избавится от метода «зубрения».
— Каждый студент может работать по мере своих способностей и достичь определённых результатов.
— Исчезнет возможность сдачи экзамена «единсвен-ной атакой» подготовившись в короткие сроки. Студент вынужден активно работать на каждом занятии.
— Малоспособные студенты, притворяющиеся активными не смогут получить хорошую оценку. С другой стороны, способные студенты имеют минимальную возможность получить неудовлетворительную оценку.
Отрицательные строны данной технологии:
— Чрезмерное стремление студента сдать экзамен любым способом.
— Уменьшится возможность оценки студентами педагога во время практических занятий.
— У малоспособных и неактивных студентов может появиться неуверенность и мысль о невозможности достижения успеха по данному предмету.
— Недостаточность учебников в библиотеке.
Педагогу следует учитывать эти минусы и находить
пути их предотвращения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Креативное образование // Наука и жизнь. — 2003. — №1. — С. 15-17.
2. Пурэвдорж И. Оюутныг бие даалтанд хЛтлЛх сургалтын технологи // Мэргэжлийн боловсрол. — 1994. — №17. — С. 2833.
3. Устынюк Ю.А. Можно ли сесть в уходящий по-
езд? // Химия и жизнь. — 1989. — №8. — С. 4-19.
4. Устынюк Ю.А. Как сесть в уходящий поезд? // Химия и жизнь. — 1989. — №9. — С.14-21.
5. Purevdorj I. Using multivariant tests in training and solving some difficulties. Mongolian journal of Medical Education. — 2007. — V. 1 №1. — P. 49-51.
Информация об авторах:
© САМОЙЛОВА О.П., МОЛОКОВ В.Д. — 2010
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
О.П. Самойлова, В.Д. Молоков (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Взаимодействие преподавателей и студентов является источником и результатом интерактивного метода обучения. В статье авторы выделяют важную задачу практического занятия — взаимодействие преподавателя и студентов с целью взаимообмена учебной информацией, взглядами, позициями и направленностью на освоение социального опыта в условиях равенства и сотрудничества.
Ключевые слова: взаимодействие, интерактивный метод обучения.
INTERACTION OF TEACHES AND STUDENTS AT PRACTICAL CLASSES IN THERAPEUTIC STOMATOLOGY
O.P. Samoilova, V.D. Molokov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. Interaction of teachers and students is source and result of interactive method of teaching. The authors distinguished the important task of practical classes — interaction of teachers and students with the purpose of interexchange of educational information, views, positions and directions to mastering social experience in the conditions of equality and cooperation.
Key words: interaction, interactive method of teaching.