достичь успеха. Под «подобающем усилии» подразумевается не просто зубрение и сдача экзамена любым способом. К концу занятии студент должен быть в состоянии уверенно сказать какие знания он приобрёл. Следует избегать угроз и запугивания, чтобы у студента не возникла мысль о невозможности достижения успеха по данному предмету. Напротив, нужно хорошо обьяс-нить студенту суть данной чебной технологии, дать осознать, что без определлённых усилий ему не обойтись.
4. Цель занятия и задание должны быть понятны и хорошо обьяснены студенту.
5. Поняв процедуру и условия сдачи экзамена, студент должен присутствовать на занятиях хорошо подготовившись по каждой теме. Студент без должной подготовки не получает права присутствовать на занятиях. В этом случае ему нужно повторно пройти занятие по теме во внеурочное время или с другими группами.
6. Во время практических занятий студент должен решить различные задачи. Например, на занятиях по теме хромосомных болезней студент должен склассифи-цировать и определить аномалию хромосомного набора больных синдромом Дауна, Тернера, балансированной транслокацией и т.д. Определив кариотип и поставив диагноз, студент должен приготовиться к обсуждению результата с преподавателем.
7. После обсуждения, педагог должен засчитать практическую часть занятия студенту, правильно решившему данную задачу.
8. В конце каждого занятия преподаватель оценивает теоретические знания студента с помощью теста из 30-ти вопросов. Таким образом проводятся занятия 7-ми модулей. 8-мой модуль проводится в виде собеседования по теме «Медико-генетическое консультирование». Студент, не присутствовавщий или не сумевший успешно завершить до 2-ух модулей, может повторно отработать по данным темам. Если студент, отсутствовал на 3-х и более занятиях или если ИКИ по
всем модулям не достигет 60%, то ему не разрешается сдавать экзамен.
9. Студент сразу получает оценку «А» (отлично) если ИКИ по достигает 90%.
10.0дним из главных условий для успешного применения данной технологии является качественный тестовый фонд, приготовленный по всем темам в нескольких вариантах. Мы используем фонд из 2225 тестов (455 тестов в 4-х вариантах) для оценки студента в короткие сроки с помощью компьютерной программы.
Положительные стороны данной технологии:
— Уменьшится объём готовой, «пассивной» информации
— Улучшится стремление студента работать самостоятельно, делать логическое умозаключние.
— Отдавая предочтение творческому мышлению, студент избавится от метода «зубрения».
— Каждый студент может работать по мере своих способностей и достичь определённых результатов.
— Исчезнет возможность сдачи экзамена «единсвен-ной атакой» подготовившись в короткие сроки. Студент вынужден активно работать на каждом занятии.
— Малоспособные студенты, притворяющиеся активными не смогут получить хорошую оценку. С другой стороны, способные студенты имеют минимальную возможность получить неудовлетворительную оценку.
Отрицательные строны данной технологии:
— Чрезмерное стремление студента сдать экзамен любым способом.
— Уменьшится возможность оценки студентами педагога во время практических занятий.
— У малоспособных и неактивных студентов может появиться неуверенность и мысль о невозможности достижения успеха по данному предмету.
— Недостаточность учебников в библиотеке.
Педагогу следует учитывать эти минусы и находить
пути их предотвращения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Креативное образование // Наука и жизнь. — 2003. — №1. — С. 15-17.
2. П7рэвдорж И. Оюутныг бие даалтанд хЛтлЛх сургалтын технологи // Мэргэжлийн боловсрол. — 1994. — №17. — С. 2833.
3. Устынюк Ю.А. Можно ли сесть в уходящий по-
езд? // Химия и жизнь. — 1989. — №8. — С. 4-19.
4. Устынюк Ю.А. Как сесть в уходящий поезд? // Химия и жизнь. — 1989. — №9. — С.14-21.
5. Purevdorj I. Using multivariant tests in training and solving some difficulties. Mongolian journal of Medical Education. — 2007. — V. 1 №1. — P. 49-51.
Информация об авторах:
© САМОЙЛОВА О.П., МОЛОКОВ В.Д. — 2010
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
О.П. Самойлова, В.Д. Молоков (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Взаимодействие преподавателей и студентов является источником и результатом интерактивного метода обучения. В статье авторы выделяют важную задачу практического занятия — взаимодействие преподавателя и студентов с целью взаимообмена учебной информацией, взглядами, позициями и направленностью на освоение социального опыта в условиях равенства и сотрудничества.
Ключевые слова: взаимодействие, интерактивный метод обучения.
INTERACTION OF TEACHES AND STUDENTS AT PRACTICAL CLASSES IN THERAPEUTIC STOMATOLOGY
O.P. Samoilova, V.D. Molokov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. Interaction of teachers and students is source and result of interactive method of teaching. The authors distinguished the important task of practical classes — interaction of teachers and students with the purpose of interexchange of educational information, views, positions and directions to mastering social experience in the conditions of equality and cooperation.
Key words: interaction, interactive method of teaching.
Задачи, которые Правительство РФ и Министерство Здравоохранения и социального развития РФ ставит перед медицинскими вузами, требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных на рынке труда [1], определили актуальность исследования.
Вузы в процессе медицинского образования помимо обучения профессиональным навыкам, что составляет основу традиционного подхода, призваны формировать универсальную личность, активную по отношению к миру, способную оценивать и выбирать.
Противоречие между относительно стабильным содержанием, неизменными методами и формами обучения стоматологическим дисциплинам и изменившимися требованиями к процессу и результатам обучения студентов вуза определило проблему исследования.
Целью исследования является оценка возможной готовности преподавателей и студентов к взаимодействию на практических занятиях по терапевтической стоматологии.
Для реализации поставленной цели проанкетировано 70 студентов 4 курса стоматологического факультета и 9 преподавателей кафедры терапевтической стоматологии.
Вначале опросили студентов, которым была предложена анкета «Преподаватель глазами студентов». Как выяснилось, 85,6% студентов относятся к преподавателю доброжелательно, особо отметив уважительное отношение к себе со стороны преподавателя — 54,2%; 42,8% студентам нравиться, что в процессе обучения преподаватель выслушивает каждого; 31,4% было важно, что преподаватель создает на занятии приятную атмосферу, а 20% отметили необходимость чувства юмора у преподавателя. При анализе вопросов анкеты относительно восприятия и понимания учебной информации 71,4% студентов отметили глубокие знания преподавателя по специальности; 62,8% полагают, что он хорошо готовится ко всем занятиям и 25,7% указали на использование интерактивных методов в процессе обучения. Вместе с тем, 31,4% студентов считает, что преподаватель относится к ним необъективно, а 28,6% отметили, что вопросы со стороны студентов преподаватель считает несущественными и считает свой предмет самым важным, избегая вопросов, связанных с другими стоматологическими дисциплинами. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует необходимость
в совершенствовании практики взаимодействия преподавателей и студентов,
Для опроса преподавателей была использована анкета «Учебное занятие глазами преподавателя». При общей позитивной характеристике процесса обучения, можно отметить, что 77,7 % преподавателям не нравится недисциплинированность и пропуски занятий студентами; 55,5% из них указывают на неподготовленность студента к практическим занятиям и нежелание студентов выполнить задание. Преподаватели отмечают (15,3%), что в отдельных случаях им трудно снять напряжение (раздражение), которое отрицательно влияет на общение со студентами, найти правильное решение в конфликтной ситуации, общаться со студентами, как с равными, высказать требование в форме просьбы, совета. Опрос показал, что лишь 27,7% преподавателей привлекает студентов к формулировке цели занятия (это почти точно соответствует ответам студентов), не все преподаватели учитывают индивидуальные возможности и потребности студентов (66,7%). Возможно, эти цифры объясняются тем, что в образовательном процессе, как правило, используются традиционные способы обучения. Анализ данных анкетирования студентов подтверждает это предположение. Из ответов студентов на вопросы анкеты определенно следует, что преподаватель искренне и увлеченно рассказывает о специальности, формулирует выводы (к которым пришел в процессе собственных рассуждений) и дает задание студентам. Вместе с тем, преподаватели подчеркивают, что не все студенты проявляют инициативу, приходится напоминать им и проверять, контролировать. Отмечается равнодушие и безразличие отдельных студентов на занятиях и к занятиям. Следовательно, преподаватели в своей образовательной деятельности остро ощущают потребность во взаимодействии со студентами. Соответственно преподаватели готовы развивать у студентов способность к суждению, самостоятельность и независимость мышления, постоянный интерес к происходящему. Содержанием педагогической деятельности, таким образом, становится не монологическое информирование, а интерактивное обучение. Вполне очевидно, что взаимодействие со студентами на практическом занятии будет успешным, если возможен взаимообмен учебной информацией, взглядами, позициями и направленность на освоение социального опыта в условиях равенства и сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Янушевич О.О. Перспективы развития стоматологического образования в России. //Dental Times. — 2010. — № 1. — С.1, 4-5.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1.
Молоков Владислав Дмитриевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.
© СЕМИНСКИЙ И.Ж., ГУЦОЛ Л.О., ГУЗОВСКАЯ Е.В., НЕПОМНЯЩИХ С.Ф., СЕРЕБРЕННИКОВА С.Н., ЗЮЗЮН Л.П. - 2010
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
И.Ж. Семинский, Л.О. Гуцол, Е.В. Гузовская, С.Ф. Непомнящих, С.Н. Серебренникова, Л.П. Зюзюн (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Данная статья посвящена одному из методов оценки знаний учащихся — тестированию. В статье уделено внимание функциям, свойственным тестированию, подробно рассмотрены положительные и отрицательные стороны этого метода. Высказано предположение о преждевременности проведения итогового контроля только в тестовой форме.
Ключевые слова: Болонский процесс, тестирование
DISTINCTIVE CHARACTERISTICS OF TESTING APPLICATION FOR THE QUALITY ESTIMATION OF STUDENTS' KNOWLEDGE IN MEDICAL HIGH SCHOOL
I.J. Seminsky, L.O. Gutzol, E.V Guzovskaya, S.F. Nepomnyashikh, S.N. Serebrennikova, L.P. Zuzun (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)