Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА'

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CONTENT OF EDUCATIONAL PROCESS / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / INFORMATION EXCHANGE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сангаджиев Бадма Владимирович

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF CONSTRUCTIONING AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL PROCESS AND SOME PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TRAINING OF A PROFESSION OF THE LAWYER

The pedagogical technology is strictly scientific design and exact reproduction of the pedagogical actions guaranteeing success. The pedagogical technology can be considered as set of the external and internal actions directed on sequential implementation of these principles in their objective correlation where the identity of the teacher wholly is shown. Any pedagogical task effectively can be solved only by means of the adequate technology realized by the qualified professional teacher.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА»

Qg =

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

САНГАДЖИЕВ Бадма Владимирович,

доктор юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности юридического факультета РУДН

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

УДК - 378 ББК - 74.04

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

Аннотация. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Ключевые слова: педагогическая технология, содержание образовательного процесса, информационный обмен, педагогическое мастерство.

SANGADZHIYEV Badma Vladimirovich,

doctor of jurisprudence, associate professor, assistant manager chair of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of law department of RUDN

TECHNOLOGY OF CONSTRUCTIONING AND IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL PROCESS AND SOME PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TRAINING OF A PROFESSION OF THE LAWYER

Summary. The pedagogical technology is strictly scientific design and exact reproduction of the pedagogical actions guaranteeing success. The pedagogical technology can be considered as set of the external and internal actions directed on sequential implementation of these principles in their objective correlation where the identity of the teacher wholly is shown. Any pedagogical task effectively can be solved only by means of the adequate technology realized by the qualified professional teacher.

Keywords: pedagogical technology, content of educational process, information exchange, pedagogical skill.

Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.

Вместе с тем развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью. Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление — педагогическая технология. Это направление зародилось в 1960-е гг. в США, Англии и в настоящее время распространилось во всех странах мира.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков техноло-гизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка. Любая деятельность, в том числе педагогика, может быть технологией. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала. А в рамках нее любое планирование, — а без него не обойтись, — противоречит экспромту, действиям по интуиции, т.е. является началом технологии.

В настоящее время существует множество педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре, ме-

тодике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным. Об этом говорят и исследователи данной проблемы В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сласте-нин, С.А. Маврин и др.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Первое требование к содержанию образовательного процесса состоит в том, что он должен соответствовать поставленным целям, быть необходимым и достаточным (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) для их достижения. Под содержанием образовательного процесса многие ученые (например, Ю.Г. Татур) понимают содержание всех учебных и воспитательных программ, осуществляемых в высшем учебном заведении для подготовки специалистов. Поскольку эти цели должны всесторонне и полно описывать желательный результат развития личности будущего специалиста с высшим образованием, можно утверждать, что только такой широкий подход к трактовке содержания образовательного процесса (именно образовательного, т.е. учебно-воспитательного, а не только учебного) может обеспечить его адекватность целям. Важнейшим компонентом этого процесса остается непосредственная совместная де-

ятельность преподавателя и студента на занятиях [5, с. 32].

Однако большое значение имеют и другие компоненты. К ним относятся педагогические отношения между преподавателем и студентами во внеучебное время (научный руководитель — студент, преподаватель-наставник (куратор) - студент, преподаватель-консультант — студент и т.п.), специальные мероприятия общекультурного и воспитательного характера, направленные на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (предметные олимпиады, научные конференции, вечера отдыха, шефство над школами и т.п.). Однако отобранный обществом и скорректированный субъектами образовательного процесса в соответствии с названным требованием объективизированный опыт еще не представляет собой содержания планируемого учебно-воспитательного процесса, а является лишь его базой.

Второе требование, которому должно отвечать содержание образовательного процесса, — его соответствие психолого-педагогическим, общедидактическим требованиям, обеспечивающее технологичность (реализуемость). Речь идет о том, чтобы отобранный материал был выстроен последовательно, в соответствии с логикой обучения и развития, учитывал по-сильность его освоения студентом на заданном уровне при наличии ограничений по времени обучения, условиям реализации образовательного процесса и т.д. [5, с. 34]

Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Собственно, словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского «an educational technology» — «образовательная технология». Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплек-

са автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко, как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.

Итак, педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Представление о педагогической технологии предполагает возможность:

- разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

- свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

- технологическая цепочка педагогических действий, операций коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — должны гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.

Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание, критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные — технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и другие [7].

Человеческая психология — важный фактор в развитии технологии, так же как коммуникации и информационный обмен. Исторически образовательная технология развивалась и действовала тактически, а не стратегически. Единственный же путь создания чего-либо ценного в образовательной технологии — это разработка общей стратегии.

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

- некоторого представления планируемых результатов обучения;

- средств диагностики текущего состояния обучаемых;

- набора моделей обучения;

- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

К методологическим качествам педагогической технологии следует относить:

1) Технологическую схему (карту). Условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

2) Научную базу. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

3) Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы - логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

4) Управляемость, предполагающую возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

5) Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

6) Воспроизводимость, подразумевающую возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [7].

В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют большое внимание совершенствованию технологий обучения. В науке появилось специальное направление и новая дисциплина - педагогическая технология. Термин «технология», заимствованный из производственной сферы, конечно, применяется в образовании условно, а сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, и базируется на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики и управления [3, с. 203].

Можно ли говорить о технологиях в педагогике? Поскольку в буквальном переводе технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, и logos - слово, учение) - это учение о мастерстве, то можно ли говорить о мастерстве педагога? Ответ

на этот вопрос очевиден: не можно, а нужно! Учитель, освоивший педагогическую технологию, — это человек, владеющий педагогическим мастерством [1, с. 327].

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, М.В. Кларина, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина и Н.Ф. Талызиной.

Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Специфика гуманитарных педагогических технологий состоит в том, что они акцентируют внимание учителя (или воспитателя) на характере его собственной деятельности по педагогической помощи в самостановлении личности обучающегося, а не на том, каким должен стать ребенок. Соответственно особенно тщательно прорабатываются приемы педагогического воздействия как «прикосновение к личности» ребенка.

Когда говорят о педагогической технологии как «искусстве прикосновения», то имеется в виду именно качественность воздействия, подразумевающая тонкость, уважительность, бережность во имя сохранения уникальности личности и ее максимального успешного развития [6, с. 26].

В 1960-е годы педагогическая технология обрела статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли В.М. Корот-ков и Б.Т. Лихачев. С точки зрения педагогической технологии принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия: 1) сочетание требований с уважением к обучаемым; 2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия; 3) доведение этого воздействия до конца. Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства, к которым следует относить психолого-педагогическую эру-

дицию, профессиональные способности и педагогическую технику.

Элементами образовательной технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия педагога и воспитанника по достижению образовательной цели) и приемы. Взаимосвязи между элементами педагогической (как, впрочем, и всякой другой) технологии также специфичны. Например, М.И. Махмутов и Г.И. Ибрагимов определяют педагогическую технологию как «более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся гарантирующий достижение поставленной цели» [2, с. 5]. В этом определении, как правило, выделяют гарантию достижения цели. Это и есть основное назначение всякой технологии.

Однако важно и другое — чем обеспечивается ее достижение [1, с. 328]. В этом отношении полезно вспомнить определение В.В. Серикова, который считает, что педагогическая технология — это «законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату» [4, с. 175]. Без понимания лежащих в основе технологии закономерностей, без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учеников педагог не сможет эффективно использовать технологию для достижения должного результата. Попытки произвольно изменять соподчиненность применяемых в технологии приемов и методов приводят к разрушению технологии, снижению ее результативности [1, с. 328].

В первоначальном смысле термин «педагогическая технология» означал «использование в педагогических целях технических достижений в области коммуникаций», таких, как аудиовизуальные устройства, телевидение, компьютеры и др. В новом и более широком смысле педагогическая технология — это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования [3, с. 204].

Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, она охватывает все аспекты и элементы педагогической системы — от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

Приведем характерные признаки педагогических технологий:

1) концептуальность — технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;

2) системность — технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

3) дидактическое целеобразование -наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

4) инновационностъ — технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;

5) оптимальность — оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

6) корректируемость — возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

7) воспроизводимость и гарантирован-ность результатов — элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достиже-

ние планируемых результатов [3, с. 204, 205].

К принципам педагогических технологий относят:

1) принцип целостности технологий, предусматривающий закономерности развития технологической системы — иннова-ционность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов;

2) принцип вариативно-личностной организации обучения, предполагающий адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность;

3) принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии сегодняшними и перспективными требованиями;

4) принцип информационной поддержки технологичности обучения, ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т.п.).

Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки) [3, с. 206].

Список литературы:

[1] Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

[2] Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления / М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов. Казань, 1993.

[3] Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогичес-

ких вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вен-тана-Граф, 2006.

[4] Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

[5] Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: Учебно-методическое пособие. М.: Логос, 2006.

[6] Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2005.

[7] http://yesnet.purpe.ru/youngteach/ edtehnol.htm.

Spisok literatury:

[1] Bory'tko N.M., Solovcova I.A., Bajbakov A.M. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya

studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

[2] Maxmutov M.I. Pedagogicheskie texno-logii razvitiya my'shleniya / M.I. Maxmutov, G.I. Ibragimov. Kazan', 1993.

[3] Obshhaya i professional'naya pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogi-cheskix vuzov / Pod red. V.D. Simonenko. M.: Ventana-Graf, 2006.

[4] Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya

pedagogicheskix sistem. M., 1999.

[5] Tatur Yu.G. Vy'sshee obrazovanie: metodologiya i opy't proektirovaniya: Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Logos, 2006.

[6] Shhurkova N.E. Pedagogicheskaya texnologiya. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.