Научная статья на тему 'Технология коллективной творческой деятельности как фактор стимулирования интереса занятия математикой в условиях высшей школы'

Технология коллективной творческой деятельности как фактор стимулирования интереса занятия математикой в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / высшая школа / студенты / технология коллективной творческой деятельности / mathematics / higher school / students / technology of collective creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поладова Валентина Викторовна

Введение. Статья посвящена изучению влияния технологии коллективной творческой деятельности (КТД) на процесс обучения математическим дисциплинам в условиях высшей школы. Материалы и методы. С целью решения поставленной задачи автором статьи исследован категориально-понятийный аппарат этой технологии на примерах научных трудов Иванова П.И., Борисовой Л.Г., Титовой Е.В., Аванесяна И.Д. и т.д., и теоретико-методологический аспект использования КТД применительно к математике в различных образовательных учреждениях на основе работ Сафоновой Л.В., Турантаевой С.Е., Артамошкиной Т.Н., Ульяновой Е.В., Черниковской М.В. и ряда др. авторов. Результаты исследования. Анализ научно-педагогической литературы показал огромный арсенал возможностей применения КТД применительно к математическому образовательному направлению высшей школы по различным структурным составляющим этой технологии: познавательной, прикладной, организационной, коммуникативной, творческой и воспитательной. Сформулировано понятие КТД применительно к математическим дисциплинам в условиях вуза: под технологией коллективной творческой деятельности следует понимать комплекс педагогических методов спланированного целенаправленного совместного обучения студентов в условиях вуза с целью решения поставленных математических задач. Приведен пример практической реализации КТД в высшей школе на примере курса «Линейная алгебра». С этой целью была сформирована модель занятия, состоящая из шести этапов: предварительная работа учителя, целеполагание; коллективное планирование; подготовка; проведение КТД; коллективное подведение итогов; последействие с подробной характеристикой каждого этапа. Обсуждения и заключения. С целью подтверждения позитивного влияния КТД на повышение интереса к математике был проведен педагогический эксперимент на базе двух групп студентов: в одной группе занятие проводилось по традиционной схеме обучения, во второй – с использованием КТД. Для этого был разработан ряд дидактических показателей, который подтвердил эффективность применения КТД по сравнению с традиционным уроком. Также были раскрыты дополнительные положительные моменты влияния этой технологии на процесс обучения математическим дисциплинам в условиях высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поладова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITIES AS A FACTOR STIMULATING INTEREST TO MATHEMATICS CLASSES IN HIGHER SCHOOL

Introduction. The article is devoted to the study of the influence of the technology of collective creative activity (CCA) on the process of teaching mathematical disciplines in higher education. Materials and methods. To solve the task the author investigated categorical and conceptual apparatus of this technology, examples of scientific papers of Ivanov P. I., Borisova L. G., Titova E. V., Avetisyan I. D., etc., and theoretical-methodological aspect of the use of CCA in relation to mathematics in various educational institutions on the basis of the work Safonova L. V., Turuntaev S. E., Artamokhina T. N., Ulyanova E. V., M. V. Chernikowski and a number of other authors. Research result. The analysis of scientific and pedagogical literature has shown a huge Arsenal of possibilities for applying CCA in relation to the mathematical educational direction of higher education in various structural components of this technology: cognitive, applied, organizational, communicative, creative and educational. The concept of CCA is formulated in relation to mathematical disciplines in the conditions of higher education: the technology of collective creative activity should be understood as a set of pedagogical methods of planned purposeful joint training of students in higher education institutions in order to solve mathematical problems. An example of the practical implementation of CCA in higher school on the example of the course “Linear algebra”is given. For this purpose, a model of the lesson was formed, consisting of six stages: preliminary work of the teacher, goal setting; collective planning; preparation; conducting CCA; collective summing up; after-action with a detailed description of each stage. Discussions and conclusions. In order to confirm the positive impact of CCA on increasing interest in mathematics, a pedagogical experiment was conducted on the basis of two groups of students: in one group, the lesson was conducted according to the traditional training scheme, in the second – using CCA. For this purpose, a number of didactic indicators were developed, which confirmed the effectiveness of the use of CCA in comparison with the traditional lesson. Additional positive aspects of the influence of this technology on the process of teaching mathematical disciplines in higher education were also revealed.

Текст научной работы на тему «Технология коллективной творческой деятельности как фактор стимулирования интереса занятия математикой в условиях высшей школы»

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ЗАНЯТИЯ МАТЕМАТИКОЙ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Поладова Валентина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: poladova@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10019

Аннотация:

Введение. Статья посвящена изучению влияния технологии коллективной творческой деятельности (КТД) на процесс обучения математическим дисциплинам в условиях высшей школы.

Материалы и методы. С целью решения поставленной задачи автором статьи исследован категориально-понятийный аппарат этой технологии на примерах научных трудов Иванова П.И., Борисовой Л.Г., Титовой Е.В., Аванесяна И.Д. и т.д., и теоретико-методологический аспект использования КТД применительно к математике в различных образовательных учреждениях на основе работ Сафоновой Л.В., Турантаевой С.Е., Артамошкиной Т.Н., Ульяновой Е.В., Черниковской М.В. и ряда др. авторов.

Результаты исследования. Анализ научно-педагогической литературы показал огромный арсенал возможностей применения КТД применительно к математическому образовательному направлению высшей школы по различным структурным составляющим этой технологии: познавательной, прикладной, организационной, коммуникативной, творческой и воспитательной. Сформулировано понятие КТД применительно к математическим дисциплинам в условиях вуза: под технологией коллективной творческой деятельности следует понимать комплекс педагогических методов спланированного целенаправленного совместного обучения студентов в условиях вуза с целью решения поставленных математических задач. Приведен пример практической реализации КТД в высшей школе на примере курса «Линейная алгебра». С этой целью была сформирована модель занятия, состоящая из шести этапов: предварительная работа учителя, целеполагание; коллективное планирование; подготовка; проведение КТД; коллективное подведение итогов; последействие с подробной характеристикой каждого этапа.

Обсуждения и заключения. С целью подтверждения позитивного влияния КТД на повышение интереса к математике был проведен педагогический эксперимент на базе двух групп студентов: в одной группе занятие проводилось по традиционной схеме обучения, во второй - с использованием КТД. Для этого был разработан ряд дидактических показателей, который подтвердил эффективность применения КТД по сравнению с традиционным уроком. Также были раскрыты дополнительные положительные моменты влияния этой технологии на процесс обучения математическим дисциплинам в условиях высшей школы.

Ключевые слова: математика, высшая школа, студенты, технология коллективной творческой деятельности.

TECHNOLOGY OF COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITIES AS A FACTOR STIMULATING INTEREST TO MATHEMATICS CLASSES IN HIGHER SCHOOL

Poladova Valentina Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: poladova@mail.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10019

Annotation:

Introduction. The article is devoted to the study of the influence of the technology of collective creative activity (CCA) on the process of teaching mathematical disciplines in higher education.

Materials and methods. To solve the task the author investigated categorical and conceptual apparatus of this technology, examples of scientific papers of Ivanov P. I., Borisova L. G., Titova E. V., Avetisyan I. D., etc., and theoretical-methodological aspect of the use of CCA in relation to mathematics in various educational institutions on the basis of the work Safonova L. V., Turuntaev S. E., Artamokhina T. N., Ulyanova E. V.,

M. V. Chernikowski and a number of other authors.

Research result. The analysis of scientific and pedagogical literature has shown a huge Arsenal of possibilities for applying CCA in relation to the mathematical educational direction of higher education in various structural components of this technology: cognitive, applied, organizational, communicative, creative and educational. The concept of CCA is formulated in relation to mathematical disciplines in the conditions of higher education: the technology of collective creative activity should be understood as a set of pedagogical methods of planned purposeful joint training of students in higher education institutions in order to solve mathematical problems. An example of the practical implementation of CCA in higher school on the example of the course "Linear algebra"is given. For this purpose, a model of the lesson was formed, consisting of six stages: preliminary work of the teacher, goal setting; collective planning; preparation; conducting CCA; collective summing up; after-action with a detailed description of each stage.

Discussions and conclusions. In order to confirm the positive impact of CCA on increasing interest in mathematics, a pedagogical experiment was conducted on the basis of two groups of students: in one group, the lesson was conducted according to the traditional training scheme, in the second - using CCA. For this purpose, a number of didactic indicators were developed, which confirmed the effectiveness of the use of CCA in comparison with the traditional lesson. Additional positive aspects of the influence of this technology on the process of teaching mathematical disciplines in higher education were also revealed.

Key words: mathematics, higher school, students, technology of collective creative activity.

«В одиночку мы - одна капля. Вместе мы - океан» Рюноскэ Акутагава [24].

Концепция математического образования Российской Федерации ставит проблему эффективного обучения студентов вуза математическим наукам на ближайшую перспективу: «Система профессионального образования должна обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины» [10]. Это сложная многогранная задача, которая может быть успешно реализована сочетанием различных составляющих: четкой организацией учебного процесса, качественным содержательным наполнением математических курсов, высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом, применением электронных обучающих средств как одного из приоритетных направлений современной педагогики, своевременной разработкой дидактико-методических материалов преподавателями и, конечно, применением в учебном

процессе инновационных педагогических технологий. Как показывает многолетняя педагогическая практика авторов статьи, одним из факторов оптимизации математической подготовки студентов вуза является их совместная коллективная творческая деятельность на практических занятиях по математике.

Автором технологии коллективно-творческой деятельности, или педагогики общей заботы, педагогики социального творчества, коммунарской педагогики, коллективно-творческого дела (КТД) является наш великий соотечественник, последователь и ученик А.С. Макаренко, доктор педагогических наук Российской академии образования, профессор И.П. Иванов [7,14,25]. Она была разработана им в 60-х годах 20-го столетия и впоследствии ее стали называть «педагогикой сотрудничества, коллективным творческим воспитанием, воспитанием по И.П. Иванову» [7,14,25]. Далее она успешно применялась соратниками и коллегами автора этой технологии Л.Г. Борисовой, Е.В. Титовой, И.Д. Аванесяном, С.А. Шмаковым [1,3,4,18].

В чем понятийно-смысловое значение этого направления педагогики?

- «Каждое дело - творчески, иначе - зачем! Каждое дело - с пользой, иначе - зачем? Каждое дело - людям, иначе - зачем?» - девиз КТД по И.П. Иванову [7].

- «Коллективное творческое дело (КТД) - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?». Дело - потому, что его результат - общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие!»» [26].

- Технология коллективно-творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма [11].

- Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками [22].

- КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь [13] и т.д.

Как мы видим, методологической базой технологии коллективной творческой деятельности являются следующие понятия: творчество, коллективизм, развитие, гуманизм, совместная деятельность, реализация поставленной цели и т.д. Это оптимально отражает ценностные ориентиры современной педагогики. Поэтому данная технология нашла свое применение в условиях высшей школы, в частности, при изучении математических наук. Так, например, Сафонова Л.В. ставит целью активацию познавательной деятельности школьников на уроках математики через применение «коллективно-творческого дела» [15]. Турантаева С.Е. ищет пути, «направленные на развитие и успешную реализацию творческих способностей у детей» на уроках математики [19]. Середа Т.Ю. изучает особенности формирования творческого математического мышления на уроках математики и ведущую роль методов творческой математической деятельности учащихся [16]. Клякля М. рассматривает «формирование и развитие творческой математической деятельности

учащихся ... с углубленным изучением математики в школах Польши ... [27]. В работе Артамошкиной Т.Н. рассмотрены теоретические и методические основы организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике: « ... в процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности» [2]. Жуков И.Б. с коллегами исследует позитивное влияние КТД на развитие школьников в условиях летних математических лагерей [6]. В работе Асимовой Л.К. рассмотрены вопросы организации коллективной учебной деятельности студентов педагогических вузов [28]. Также можно отметить научные исследования авторов Ульяновой Е.В., Черниковской М.В., Иванова И.П., Неофитиди Э.Р., Дудиной А.О. и ряда других [5,8,20,23, 29]. Все они отмечают « ... Единство обучения и творчества, а особенно коллективного творчества, как нельзя лучше способствует достижению ... целей» [30] оптимизации образовательных услуг современной школы на различных ступенях ее организации: общей, средней профессиональной и высшей.

Анализ научно-педагогической литературы показал огромный арсенал возможностей применения технологии коллективной творческой деятельности применительно к математическому образовательному направлению высшей школы. Рассмотрим их подробнее:

1) Познавательная составляющая:

«Единственный способ защититься от внешнего мира -

это глубоко его познать»

Джон Локк [37].

В своих трудах И.П. Иванов разделяет КТД по содержанию на несколько групп: познавательные, трудовые, художественные, спортивные, общественные, экологические, досуговые объединения и т.д. [7]. Уникальным характером математики как отдельного курса является ее универсальный формализованный язык, посредством которого описывают различные явления и процессы многие науки: экономика, экология, физика, химия и т.д., т.е. математический аппарат -мощное орудие познания всевозможных аспектов человеческого существования [12]. Как верно сказал великий Г. Галилей: «Великая книга природы написана математическими символами» [31]. Формы выражения познавательной активности студентов могут быть абсолютно разные. Это « ... вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) - путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах). Суть познавательных КТД - открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД -формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного

отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования» [17]. Коллективный процесс познания способен ставить и решать грандиозные математические задачи: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» - Даниел Уэбстер [32].

2) Прикладная составляющая:

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристипп [43].

Математика как отдельная наука имеет огромное значение в жизни любого человека благодаря ее большому прикладному характеру. «Источник и цель математики - в практике» - С. Соболев [33]. Недаром по структуре в ней выделяют два направления: классическая математика и ее прикладной аспект. Уже никого давно не удивишь такими специфическими курсами, как «Математическая экономика», «Математическая экология», «Математическая лингвистика» и т.д. Даже такие далекие от математического аппарата дисциплины, как юриспруденция и история, берут на вооружение ее методы. Здесь наблюдается следующая картина: студенты, наблюдая огромный практический характер математических знаний, начинают испытывать к ней неподдельный интерес, что является особо значимым моментом для преподавателя. И свою особую роль здесь играет КТД, поскольку на ее занятиях можно широко применять прикладные математические задачи. Ведь «Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается, ни в какой науке» - П.Ф. Каптерев [47].

3) Организационная составляющая:

«Нужно организовать свою жизнь.

До мельчайших деталей»

Чак Паланик [40].

КТД не «импульсивный, спонтанный» процесс. Он имеет четкую организационную структуру. В структуре «классического» КТД, разработанного И. П. Ивановым, выделяют шесть стадий: « ... предварительная работа учителя, целеполагание; коллективное планирование КТД; подготовка КТД; проведение КТД; коллективное подведение итогов КТД; последействие» [34]. Каждый из этих 6-и этапов имеет ценностно-целевой ориентир, содержательное наполнение, и решает определенные частные задачи. Все вместе они отвечают за общую цель - решить конкретную математическую задачу средствами КТД. Многие из нынешних студентов - участников коллективного творческого поиска, в будущем будут руководителями бюро, групп, отделов, предприятий и т.д., что предполагает планирование и практическую реализацию совместной работы подчиненных по решению какой-либо профессиональной проблемы. И именно на занятиях по КТД студенты осваивают понятийный аппарат коллективной организации труда: цель, структура и базовые компоненты совместной работы, процесс и полученные

результаты, заключение, выводы и т.д.; получают практические навыки реализации поставленных задач; учатся основам эффективного менеджмента; пробуют свои силы в качестве лидера; впервые «прощупывают» нюансы организации командной деятельности и т.д. Эдвард Лаулер писал: «Успеха достигают только люди с опытом работы в команде, которые желают использовать опыт команды» [35].

4) Коммуникативная составляющая:

«Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми» Теодор Рузвельт [36].

Особо хочется отметить коммуникативный характер КТД. Людвиг Фейербах говорил: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» [38]. Здесь для студентов - море возможностей. Они учатся слушать себя и других, отстаивать свое и принимать чужое мнение. В споре, дискуссии, беседе с коллегами по группе студенты оттачивают ораторское мастерство; познают тонкости родного языка как средства донесения какой-либо идеи до собеседника; учатся говорить кратко, сжато, лаконично; пробуют силы в роли докладчиков своих проектов и наработок. У них формируется коммуникативная компетентность - умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми. Очень позитивным моментом коллективного общения студентов является взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащение слабых и сильных, в плане математической подготовки, учеников. Слабый студент в первые моменты на занятиях по КТД робок и нерешителен, и он тянется за помощью к более сильному участнику. Нередко нам приходилось слышать на семинарах по математике: «Можно мне сесть за один стол со студентом Ивановым, чтобы он мне дополнительно объяснял»; «Пусть со мной позанимается студент Петров»; «Разрешите мне консультироваться у Сидорова» и т.д. Затем он пробует свои силы, видит, что он не хуже других студентов, что у него получается что-то понять и познать, и постепенно он втягивается в общий процесс. Сильный студент, помогая слабому, углубляет и оттачивает свои математические знания. Сколько раз нам приходилось повторять своим отличникам: «Отметка «5», - это не тогда, когда вы выходите к доске и блестяще отвечаете, отметка «5», - это, когда ваш более слабый в математическом плане товарищ, отвечает у доски на «5» после вашего объяснения ему». Коммуникационная сфера - это область самоарелизации и самосовершенствования человека как личности, как гражданина, как профессионала. «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения» - Антуан Экзюпери [39].

5) Творческая составляющая:

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить» Н. Гоголь [41].

Творчество и учебно-исследовательская деятельность - необходимый атрибут

КТД. «Творчество и математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта, - совокупность идей, подобно совокупности красок и слов, должна обладать внутренней гармонией» - Годфри Харди [44]. Ведь решение математической проблемы сопряжено с поиском нестандартных форм доказательств, построением оригинальных алгоритмов и вычислительных процедур, решением интересных математических задач. Студенты ищут необходимую информацию, анализируют, синтезируют, сравнивают, обобщают в единое целое и, наоборот, конкретизируют на составные элементы собранный материал. На занятиях по КТД происходит постоянный рост творческо-поискового потенциала студентов: участники коллективной деятельности учатся пользоваться математическим справочным арсеналом библиотечных фондов вуза, искать необходимую научную литературу в крупных книгохранилищах по мету жительства, «просеивать» интернет-ресурсы, классифицировать и выделять главное в собранном потоке информации, и, наконец, собрав все вместе, получать нужный результат. Найденное оптимальное решение окрыляет и вдохновляет их, подталкивает к решению все новых и новых задач сначала в условиях вуза, а затем, и в будущей профессиональной деятельности. «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно! ... » - Конфуций [45].

6) Воспитательная составляющая:

«Воспитание - великое дело:

им решается участь человека»

Б. Белинский [42].

То, что математика являлась богатым кладезем воспитательного процесса вузовской подготовки студентов, отмечалось многими выдающимися учеными. « . Наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести» - Н.И. Пирогов [9]. Хинчин А.Я. писал о том, что математика воспитывает « . честность и правдивость . настойчивость и мужество ... патриотизм ... » у подрастающего поколения [21]. По мнению авторов статьи, применительно к урокам КТД основными воспитательными целями будут являться следующие: воспитание личностной культуры студентов по всем ее многообразным аспектам - трудовом, духовно-нравственном, эстетическом, патриотическом и т.д.; воспитание отношения к математике как к общечеловеческому достоянию; воспитание понимания огромной значимости математических наук для будущей профессиональной сфере выпускников вуза; воспитание уважения, доверия, корректного отношения между студентами; воспитания желания выглядеть опрятно и чисто в глазах окружающих. «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» - Л.Н. Толстой [46].

Как мы видим, многообразные дидактические возможности КТД открывают самые широкие горизонты ее использования в высшей школе применительно к математическим наукам. В рамках заявленной темы исследования под технологией

коллективной творческой деятельности, по мнению авторов статьи, следует понимать комплекс педагогических методов спланированного целенаправленного совместного обучения студентов в условиях вуза с целью решения поставленных математических задач.

Интересен момент практической реализации данной технологии в условиях вуза. Как показывает многолетняя преподавательская практика, изучение дисциплины «Линейная алгебра» вызывает у студентов определенные трудности. Мы постоянно слышим вопросы на занятиях: «А зачем нам эти матрицы? Они такие большие и неудобные. С ними так тяжело работать» и т.д. Это вполне объяснимо: «Линейная алгебра» отличается большими затратами времени на запись матриц как основных математических структур данной дисциплины; использованием достаточно громоздких вычислительных процедур; применением ряда специфических правил при работе с матрицами и др. С целью преодоления этого психологического стереотипа по отношению к матричной алгебре нами была разработана педагогическая модель на базе КТД по теме «Методы расчета определителей третьего порядка» заявленного курса в соответствии с организационной структурой П.И. Иванова, состоящей из шести этапов [7] (Схема

п___

Схема 1

Педагогическая модель на Базе КТД по теме «Методы расчета определителей третьего порядка»

Для определения эффективности проведенного занятия с применением КТД авторами статьи был осуществлен урок по традиционной форме обучения в параллельной группе по той же самой теме. Задействованные в ходе педагогического эксперимента две группы студентов совпадали по численности, гендерному и возрастному составу и имели одинаковый средний процент успеваемости и посещаемости. Для оценки эффективности занятий был разработан комплекс дидактических показателей: количество положительных оценок за урок; доля присутствующих студентов на занятии (в %); доля желающих студентов выйти к доске с целью решения практических примеров (в %); количество заданных уточняющих вопросов студентами по теме урока, свидетельствующих об интересе к предмету; доля студентов, попросивших дополнительное домашнее задание (в %). Данные педагогического эксперимента представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Группы студентов

Показатели, характеризующие эффективность проведенных занятий

е я о

х

ы

* £

еу Ь л и з

я и оо

лн он

п

о в

ув т с

т утс

и р

п

о

ут

ю ь л е я с с

ё а I °

ю д ак

в

о р

е

еи

Я № 5® Э 5 лов

н

е

В

е р

е

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х с

ао

* I

зо о " вх

чу ®

телес

Э а з ^ &

код

о ^ V

ещ

3 2 & &

§ &

, и ^

а§ ^ "Й £ ее Ё В В *

2 3

п з ое

де

п о

п в,

о

онт

е д

с

х и

В

ов

Ч Я

Группа №1 с применением КТД

85%

30%

9%

Группа №2 с применением традиционной формы обучения

70%

5%

0%

6

9

2

2

Как мы видим, показатели свидетельствуют о более высоком педагогическом эффекте занятий с применением КТД по отношению к традиционной форме занятия. Хотелось бы остановиться еще на ряде позитивных моментов занятий по математике с применением КТД:

- Возможность использования в КТД прикладных задач будущей профессиональной сферы выпускников вуза.

- К участию в работе КТД склонны студенты, имеющие высокий творческий потенциал и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, в том числе в математической сфере.

- КТД может успешно сотрудничать и с информационно-коммуникативными технологиями как наиболее перспективным направлением современной

77

педагогики.

- КТД способствует укреплению межличностных отношений в студенческой группе; развивает такие качества как взаимовыручка, взаимопомощь, сплоченность, умение работать в команде; помогает совершенствовать лидерские качества и т.д.

- КТД способствует успешному позитивному сотрудничеству преподавателей и студентов.

Итог очевиден: занятия с применением технологии коллективной творческой деятельности являются прекрасным стимулирующим элементом роста интереса студентов к изучению математических дисциплин в условиях высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесян, И.Д. Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей. Российский гуманитарный журнал. 2014. Том 3. №2. С. 63-72.

2. Артамошкина, Т.Н. Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе / Дипломная работа // ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет. Факультет математики и информатики, 2008. https://www.bestreferat.ru/referat-274961.html.

3. Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%-D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D00/oB0,_0/oD00/o9B0/oD10/o8E0/oD0 %B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0% B1%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0.

4. Википедия,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B E%D0%B2,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%90%D0%B-D%D0%B0%D 1%82(^0%ВЕ(^0%ВВ(^ 1%8С(^0%В5(^0%В2(^0%В8 (^1%87.

5. Дудина, А.О. Коллективно-творческая деятельность студентов. Статья / DocБАЗА Электронная библиотека, https://docbaza.ru/naurok/vospitatelnaya_rabota/ text-31971081.html.

6. Жуков, И.Б., Петроченко, А.В., А. Лебедева, А.Ю. Математика и методика коллективной творческой деятельности: на пути к интеграции. Анализ работы международного математического лагеря «Формула Единства». https://cyberleninka. ru/article/n/matematika-i-metodika-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-na-puti-k-in-tegratsii-analiz-raboty-mezhdunarodnogo-matematicheskogo.

7. Иванов, И.П. Методика Коммунарского воспитания / И.П. Иванов Просвещение. 1990. С. 59-63.

8. Иванов, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. - Ставрополь, 2002. 170 с.

9. Коробова, А.Е. Интеллектуально-нравственный аспект в формировании личности студента при изучении математики. Статья / Сайт Инфоурок. https:// infourok.ru/statya-intellektualnonravstvenniy-aspekt-v-formirovanii-lichnosti-studen-ta-pri-izuchenii-matematiki-3756416.html.

10. Концепция математического образования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва. https://rg. ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html.

11. Мизюра, Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности // Молодой ученый. 2016. №4. С. 793-795. https://moluch.ru/archive/108/26096//.

12. Поладова, В.В. Применение математики в общественных науках. Научно-практический журнал №1/2019 «Современные экономические и информационные технологии». - М.: Изд-во МИУ 2019. С. 21-27.

13. Просвирнин, И.А. Технология коллективной творческой деятельности / Сообщение на заседании методического объединения классных руководителей. Сайт Мультиурок, https://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologiia-kollektiv-noi-tvorcheskoi-deiatelnosti.html.

14. Пуляевская, А. Технология коллективно-творческой деятельности (КТД). Статья. https://nitforyou.com/ktd/.

15. Сафонова, Л.В. Коллективно-творческое дело. Статья / Сайт Инфоурок. https://infourok.ru/kollektivno_tvorcheskoe_delo_po_matematike_dlya_uchaschi-hsya_2-4_klassov.-423660.htm.

16. Середа, Т.Ю. Теоретические основы формирования и развития творческой математической деятельности учащихся на уроках математики: дисс. канд. пед. наук / disserCat - электронная библиотека диссертаций. https://www.dissercat. com/content/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya-tvorcheskoi-matemat-icheskoi-deyatelnosti-uch.

17. Технология коллективной творческой деятельности / Сайт-портфолио учителя физики Дьячковой Евгении Васильевны. https://evgenija-djachk.ucoz.ru/ publ/stati_i_doklady/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/tekhnologija_kollek-tivnoj_tvorcheskoj_dejatelnosti/4-1-0-13.

18. Титова, Е.В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания. Российский гуманитарный журнал. 2014. Том 3. №3. С. 203-213.

19. Турантаева, С.Е. Творческая деятельность при обучении математики. Статья / Сайт Мультиурок. https://multiurok.ru/files/tvorchieskaia-dniatiel-nost-pri-obu-chienii-matiema.html.

20. Ульянова, Е.В. Творческая деятельность учащихся на уроках математики / Журнал «Педагогика онлайн». http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-pos-obiia-po-matematike/tvorcheskaia-deiatelnost-uchashchikhsia-na-urokakh-matematiki. html.

21. Хинчин, А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. М.: Физматлит. 1961. «Математическое просвещение». №6. С. 7-28.

22. Царева, Н.П. Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении. Статья / Сайт Учительский портал. https://www. uchportal.ru/publ/22-1-0-5773.

23. Черниковская, М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. http://human.snauka.ru/2015/04/10958.

24. http://contentmarketingpro.ru/miscellany/power-of-teamwork-31-quotes/.

25. https://upr.1sept.ru/1999/upr41.htm.

26. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00665792_0.html.

27. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskoi-matematich-eskoi-deyatelnosti-uchashchikhsya-klassov-s-uglublennym-i.

28. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-organizatsi-ya-kollektivnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-pedagogicheskih-vuzov.

29. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/pedagogicheskie-os-novy-tvorcheskoj-dejatelnosti-studentov-turistskogo-vuza.html.

30. https://mirznanii.com/a/180097/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatel-nost-kak-osnova-integrirovannogo-obucheniya.

31. https://www.sites.google.com/site/filosofiamatematiki/interesnye-fak-ty-o-matematike-1/vyskazyvania-velikih-ludej-o-matematike.

32. http://www.aforism.su/avtor/687.html.

33. http://docx.lib-i.ru/29ekonomika/57219-1-matematika-klass-tema-uroka-pro-cen-ti-sovremennoy-zhizni-istochnik-cel-matematiki-praktike-sobolev-celi-poznak.php.

34. https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5235.

35. https://aforisimo.ru/pro-kollektiv/.

36. https://aforisimo.ru/pro-obshenie/.

37. http://www.wisdoms.one/tsitati_pro_poznanie.html.

38. https://ege-obchestvoznanie.ru/blog/?p=4954.

39. https://www.kritika24.ru/page.php?id=31346.

40. http://itmydream.com/citati/book/chak-palanik-kolybelnaya/2.

41. http://citaty.su/citaty-i-aforizmy-o-tvorchestve.

42. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-vospitanii.

43. http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazova-nii-i-aforizmyi-ob-obuchenii/.

44. http://www.myshared.ru/slide/218543/.

45. http://citaty.su/ucheba-citaty-i-aforizmy.

46. http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazova-nii-i-aforizmyi-ob-obuchenii/.

47. http://math4school.ru/citation.html.

REFERENCES

1. Avanesjan, I.D. Pedagogicheskaja koncepcija I.P. Ivanova kak sistema, ob#ed-injajushhaja ljudej [I. p. Ivanov's pedagogical concept as a system that unites people]. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2014. Tom 3. №2. S. 63-72.

2. Artamoshkina, T.N. Metodika organizacii kollektivnoj formy uchebnoj deja-tel'nosti uchashhihsja na urokah matematiki v srednej shkole [Methods of organizing the collective form of educational activity of students in mathematics lessons in high school] / Diplomnaja rabota // GOU VPO «Tol'jattinskij gosudarstvennyj universitet. Fakul'tet matematiki i informatiki, 2008. https://www.bestreferat.ru/referat-274961.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vikipedija,https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%-D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0 %B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0% B1%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0.

4. Vikipedija, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0% B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B-B%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.

5. Dudina, A.O. Kollektivno-tvorcheskaja dejatel'nost' studentov. Stat'ja / DocBAZA Jelektronnaja biblioteka, https://docbaza.ru/naurok/vospitatelnaya_rabota/ text-31971081.html.

6. Zhukov, I.B., Petrochenko, A.V., A. Lebedeva, A.Ju. Matematika i metodika kollektivnoj tvorcheskoj dejatel'nosti: na puti k integracii. Analiz raboty mezhdunarod-nogo matematicheskogo lagerja «Formula Edinstva». https://cyberleninka.ru/article/n/ matematika-i-metodika-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-na-puti-k-integrat-sii-analiz-raboty-mezhdunarodnogo-matematicheskogo.

7. Ivanov, I.P. Metodika Kommunarskogo vospitanija [Methods of communal education] / I.P. Ivanov Prosveshhenie. 1990. S. 59-63.

8. Ivanov, I.P. Razvitie tvorcheskogo myshlenija studentov v uslovijah problem-no-dejatel'nostnogo obuchenija [Development of creative thinking of students in the conditions of problem-activity training] / I.P. Ivanova. - Stavropol', 2002. 170 s.

9. Korobova, A.E. Intellektual'no-nravstvennyj aspekt v formirovanii lichnosti studenta pri izuchenii matematiki [Intellectual and moral aspect in the formation of a student's personality in the study of mathematics]. Stat'ja / Sajt Infourok. https:// infourok.ru/statya-intellektualnonravstvenniy-aspekt-v-formirovanii-lichnosti-studen-ta-pri-izuchenii-matematiki-3756416.html.

10. Koncepcija matematicheskogo obrazovanija. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrja 2013 g. N 2506-r g. Moskva. https://rg.ru/2013/12/27/ matematika-site-dok.html.

11. Mizjura, L. V. Tehnologija kollektivno-tvorcheskoj dejatel'nosti [Technology

of collective creative activity] // Molodoj uchenyj. 2016. №4. S. 793-795. https:// moluch.ru/archive/108/26096//.

12. Poladova, V.V. Primenenie matematiki v obshhestvennyh naukah [Application of mathematics in the social Sciences]. Nauchno-prakticheskij zhurnal №1/2019 «Sovremennye jekonomicheskie i informacionnye tehnologii». - M.: Izd-vo MIU. 2019. S. 21-27.

13. Prosvirnin, I.A. Tehnologija kollektivnoj tvorcheskoj dejatel'nosti [Technology of collective creative activity] / Soobshhenie na zasedanii metodicheskogo ob#edinenija klassnyh rukovoditelej. Sajt Mul'tiurok, https://multiurok.ru/index.php/ files/tekhnologiia-kollektivnoi-tvorcheskoi-deiatelnosti.html.

14. Puljaevskaja, A. Tehnologija kollektivno-tvorcheskoj dejatel'nosti (KTD) [Technology of collective creative activity (CTD).]. Stat'ja. https://nitforyou.com/ktd/.

15. Safonova, L.V. Kollektivno-tvorcheskoe delo [Collective creative work]. Stat'ja / Sajt Infourok. https://infourok.ru/kollektivno_tvorcheskoe_delo_po_matema-tike_dlya_uchaschihsya_2-4_klassov.-423660.htm.

16. Sereda, T.Ju. Teoreticheskie osnovy formirovanija i razvitija tvorcheskoj matematicheskoj dejatel'nosti uchashhihsja na urokah matematiki: diss. kand. ped. nauk / disserCat - jelektronnaja biblioteka dissertacij. https://www.dissercat.com/content/ teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya-tvorcheskoi-matematicheskoi-deyatel-nosti-uch.

17. Tehnologija kollektivnoj tvorcheskoj dejatel'nosti [Technology of collective creative activity] / Cajt-portfolio uchitelja fiziki D'jachkovoj Evgenii Vasil'evny. https:// evgenija-djachk.ucoz.ru/publ/stati_i_doklady/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/ tekhnologija_kollektivnoj_tvorcheskoj_dejatelnosti/4-1-0-13.

18. Titova, E.V. Metodologicheskij potencial koncepcii kollektivnogo tvorchesko-go vospitanija [Methodological potential of the concept of collective creative education]. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2014. Tom 3. №3. S. 203-213.

19. Turantaeva, S.E. Tvorcheskaja dejatel'nost' pri obuchenii matematiki [Creative activity in teaching mathematics]. Stat'ja / Sajt Mul'tiurok. https://multiurok.ru/files/ tvorchieskaia-dniatiel-nost-pri-obuchienii-matiema.html.

20) Ul'janova, E.V. Tvorcheskaja dejatel'nost' uchashhihsja na urokah matematiki [Creative activity of students in math lessons] / Zhurnal «Pedagogika onlajn». http:// aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-matematike/tvorcheskaia-deiatel-nost-uchashchikhsia-na-urokakh-matematiki.html.

21. Hinchin, A.Ja. O vospitatel'nom jeffekte urokov matematiki [About the educational effect of math lessons]. M.: Fizmatlit. 1961. «Matematicheskoe prosveshhenie». №6. S. 7-28.

22. Careva, N.P. Organizacija sovmestnoj tvorcheskoj dejatel'nosti v obrazova-tel'nom uchrezhdenii [Organization of joint creative activities in an educational institution]. Stat'ja / Sajt Uchitel'skij portal. https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-5773.

23. Chernikovskaja, M.V. Faktory razvitija tvorcheskoj aktivnosti rossijskogo studenchestva v period obuchenij a v vysshem uchebnom zavedenii [Factors of develop-

ment of creative activity of Russian students during their studies at a higher educational institution] // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. 2015. № 4. Ch. 2 [Jelektronnyj resurs]. http://human.snauka.ru/2015/04/10958.

24. http://contentmarketingpro.ru/miscellany/power-of-teamwork-31-quotes/.

25. https://upr.1sept.ru/1999/upr41.htm.

26. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00665792_0.html.

27. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskoi-matematich-eskoi-deyatelnosti-uchashchikhsya-klassov-s-uglublennym-i.

28. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-organizatsi-ya-kollektivnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-pedagogicheskih-vuzov.

29. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/pedagogicheskie-os-novy-tvorcheskoj-dejatelnosti-studentov-turistskogo-vuza.html.

30. https://mirznanii.com/a/180097/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatel-nost-kak-osnova-integrirovannogo-obucheniya.

31. https://www.sites.google.com/site/filosofiamatematiki/interesnye-fak-ty-o-matematike-1/vyskazyvania-velikih-ludej-o-matematike.

32. http://www.aforism.su/avtor/687.html.

33. http://docx.lib-i.ru/29ekonomika/57219-1-matematika-klass-tema-uroka-pro-cen-ti-sovremennoy-zhizni-istochnik-cel-matematiki-praktike-sobolev-celi-poznak.php.

34. https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5235.

35. https://aforisimo.ru/pro-kollektiv/.

36. https://aforisimo.ru/pro-obshenie/.

37. http://www.wisdoms.one/tsitati_pro_poznanie.html.

38. https://ege-obchestvoznanie.ru/blog/?p=4954.

39. https://www.kritika24.ru/page.php?id=31346.

40. http://itmydream.com/citati/book/chak-palanik-kolybelnaya/2.

41. http://citaty.su/citaty-i-aforizmy-o-tvorchestve.

42. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-vospitanii.

43. http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazova-nii-i-aforizmyi-ob-obuchenii/.

44. http://www.myshared.ru/slide/218543/.

45. http://citaty.su/ucheba-citaty-i-aforizmy.

46. http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazova-nii-i-aforizmyi-ob-obuchenii/.

47. http://math4school.ru/citation.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.