Научная статья на тему 'Единое семантическое пространство фундаментальных дисциплин - основа адаптационных процессов учащихся на этапе "школа - вуз"'

Единое семантическое пространство фундаментальных дисциплин - основа адаптационных процессов учащихся на этапе "школа - вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОДУКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MATHEMATICAL ADAPTATION / THINKING ABILITIES / ANALYTICAL ABILITIES / PRODUCTIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / MATHEMATICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукичева С. В., Коваленко О. Н.

Введение. В статье рассматривается проблема латентной адаптации выпускников средних школ к условиям вузовского образования в рамках дисциплины «Математика». Авторы делают акцент на разработку стратегии, обеспечивающей непрерывное методическое и педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов младших курсов технического вуза на этапе «школа вуз». Методология. Исследования проводятся на основе методологического и дидактического сравнения стандартов среднего общего образования и высшей школы по математике. Результаты. В статье приводится алгоритм оценки базовых знаний по математике с учетом вариативного выбора дидактического обеспечения и соответствующего педагогического воздействия. Разработаны и апробированы пилотные тесты адекватного ранжирования успешности студентов младших курсов в рамках стратегии латентной математической адаптации на этапе «школа вуз». Заключение. Исследования показали актуальность формирования единой семантической структуры дисциплины «Математика» при переходе из образовательной структуры средней школы в вузовскую за счет реализации алгоритма педагогического сопровождения процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукичева С. В., Коваленко О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED SEMANTIC SPACE OF FUNDAMENTAL DISCIPLINES - THE BASIS OF ADAPTATION PROCESSES OF PUPILS AT THE STAGE “SCHOOL - HIGHER EDUCATION INSTITUTION”

Introduction. The article deals with the problem of latent adaptation of high school graduates to the conditions of higher education within the discipline “Mathematics”. The authors focus on the development of a strategy that provides continuous methodological and pedagogical support of educational activities of students of Junior technical University at the stage of “school University”. Methodology. The research is conducted on the basis of methodological and didactic comparison of standards of secondary education and higher school in mathematics. Results. The article presents an algorithm for assessing the basic knowledge of mathematics, taking into account the variable choice of didactic support and the corresponding pedagogical impact. Pilot tests of adequate ranking of the success of Junior students in the framework of the strategy of latent mathematical adaptation at the stage of “school University” were developed and tested. Conclusion. Studies have shown the relevance of the formation of a single semantic structure of the discipline “Mathematics” in the transition from the educational structure of secondary school to University through the implementation of the algorithm of pedagogical support of the adaptation process.

Текст научной работы на тему «Единое семантическое пространство фундаментальных дисциплин - основа адаптационных процессов учащихся на этапе "школа - вуз"»

2. Compiled by S. N. Chistyakova, V. P. Bondarev, L. A. Dmitrieva, etc. Formy i metody praktiko-oriyentirovannoy pedagogicheskoy podderzhki sotsial'no-professional'noy adaptatsii molodezhi v usloviyakh rynka truda [Forms and methods of practice-oriented pedagogical support for the social and professional adaptation of young people in the labor market]. Kemerovo, 2001, 150 p. (In Russian).

3. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye samoopredeleniya shkol'nikov [Pedagogical support of schoolchildren self-determination]. Moscow, 2007, 22 p. (In Russian).

4. Vasina E. V. Uroven' sformirovannosti sotsial'no-professional'noy adaptatsii obuchayushchikhsya [The Level of Formation of Social and Professional Adaptation of Students]. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Training for an Innovative Economy Based on the Broad Implementation of Advanced Technologies". Kemerovo, 2018, pp. 132-134. (In Russian).

5. Kilina I. A., Ponamareva E. V., Trout D. V. Soprovozhdeniye professional'nogo samoopredeleniya studentov [Maintenance of students' professional self-determination]. Kemerovo, 2018, 170 p. (In Russian).

6. Rudneva E. L. Sotsial'no-professional'naya adaptatsiya starsheklassnikov v sisteme litseyskogo obrazovaniy [Social and professional adaptation of high school students in the system of lyceum education]. Kemerovo, 2000, 164 p. (In Russian).

7. Ontogenez. Adaptatsiya. Zdorov'ye. Obrazovaniye. Kniga II. Psikhologo-fiziologicheskiye i sotsial'no-pedagogicheskiye podkhody k formirovaniyu zdorov'yesberegayushchey sredy v osnovnoy i sredney shkole [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book II. Psychological, physiological and socio-pedagogical approaches to the formation of a health-saving environment in primary and secondary schools]. Ed. E. M. Casin. Kemerovo, 2011, 695 p. (In Russian).

ЕДИНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН — ОСНОВА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ «ШКОЛА — ВУЗ»

UNIFIED SEMANTIC SPACE OF FUNDAMENTAL DISCIPLINES —

THE BASIS OF ADAPTATION PROCESSES OF PUPILS AT THE STAGE "SCHOOL — HIGHER EDUCATION INSTITUTION"

Введение. В статье рассматривается проблема латентной адаптации выпускников средних школ к условиям вузовского образования в рамках дисциплины «Математика».

Авторы делают акцент на разработку стратегии, обеспечивающей непрерывное методическое и педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов младших курсов технического вуза на этапе «школа — вуз».

Методология. Исследования проводятся на основе методологического и дидактического сравнения стандартов среднего общего образования и высшей школы по математике.

Результаты. В статье приводится алгоритм оценки базовых знаний по математике с учетом вариативного выбора дидактического обеспечения и соответствующего педагогического воздействия. Разработаны и апробированы пилотные тесты адекватного ранжирования успешности студентов младших курсов в рамках стратегии латентной математической адаптации на этапе «школа — вуз».

Заключение. Исследования показали актуальность формирования единой семантической структуры дисциплины «Математика» при переходе из образовательной структуры средней школы в вузовскую за счет реализации алгоритма педагогического сопровождения процесса адаптации.

Introduction. The article deals with the problem of latent adaptation of high school graduates to the conditions of higher education within the discipline "Mathematics".

The authors focus on the development of a strategy that provides continuous methodological and pedagogical support of educational activities of students of Junior technical University at the stage of "school — University".

УДК/UDC 378.046.2

С. В. Лукичева, О. Н. Коваленко

S. Lukicheva, O. Kovalenko

Methodology. The research is conducted on the basis of methodological and didactic comparison of standards of secondary education and higher school in mathematics.

Results. The article presents an algorithm for assessing the basic knowledge of mathematics, taking into account the variable choice of didactic support and the corresponding pedagogical impact. Pilot tests of adequate ranking of the success of Junior students in the framework of the strategy of latent mathematical adaptation at the stage of "school — University" were developed and tested.

Conclusion. Studies have shown the relevance of the formation of a single semantic structure of the discipline "Mathematics" in the transition from the educational structure of secondary school to University through the implementation of the algorithm of pedagogical support of the adaptation process.

Ключевые слова: математическая адаптация, мыслительные способности, аналитические способности, продуктивная учебная деятельность, математическое мышление.

Keywords: mathematical adaptation, thinking abilities, analytical abilities, productive educational activity, mathematical thinking.

Введение

В настоящее время наша страна претерпевает существенные социально-экономические перемены, которые влекут за собой изменения в образе и стиле жизни, восприятии и преобразовании действительности, логике и мышлении.

При поступлении в вуз перед будущими студентами встает двойственная проблема адаптации: с одной стороны — интеллектуальная адаптация в новом информационном пространстве, с другой — социопсихологическая. В отличие от обучающихся других стран, для российских школьников эти проблемы имеют значимый характер, поскольку в других странах (Франции, Германии) отсутствует потребность в интеллектуальной адаптации за счет существующей образовательной парадигмы.

Поступление в вуз для выпускника школы России уже является стрессовой ситуацией. Поэтому для полноценного вхождения в студенческую жизнь выпускнику школы необходимо погрузиться в сложную многоуровневую систему адаптационных процессов: 1) физиологическую; 2) социально-психологическую; 3) интеллектуально-личностную. Особое внимание, на наш взгляд, заслуживает процесс интеллектуально-личностной адаптации, а конкретно — математической.

Существенное значение для успешной адаптации имеет латентное непрерывное преемственное педагогическое сопровождение перехода абитуриента из информационного поля школы в информационное поле вуза. Под латентной математической адаптацией будем понимать адаптационные процессы в рамках математических дисциплин (а также дисциплин, для которых математика является основным инструментом исследования), неразрывно связанные с последовательным и непрерывным переходом из школьной программы по математике к вузовской. При этом процесс адаптации проходит не скачками, от случая к случаю, а постоянно, с первых минут изучения математики в высшей школе, на примерах, увязывающих математическую терминологию школы и вуза. В этом смысле существенное значение приобретает мотивация к продолжению математического образования, которую можно трактовать как «существенную предпосылку познавательной деятельности, владение базисным материалом и присутствие мотива обеспечения деятельности» [8].

Предметом исследования являются методы обеспечения латентной адаптации выпускников школ к информационному полю математики вуза за счет оптимального использования различных технологий обучения и педагогического сопровождения учебной деятельности студентов.

На этапе «школьник — студент» обучения на младших курсах обнаруживаются существенные информационные пробелы в математических знаниях, а также в вербальной интерпретации информации. Кроме того, возникают трудности в общении обучающихся не только между собой, но и между учащимися и преподавателями.

В современном обществе прослеживается тенденция обесценивания человеческого слова, снижение качества речи и мышления, преодолеть которую можно только с помощью системного подхода к однозначному семантическому соответствию речевых конструктов, которые бы позволили однозначно выстраивать образную целостную картину мира. В контексте установления соответствия понятий и определений в математических дисциплинах возникает необходимость в фиксировании однозначного соответствия «предмет — понятие» и «образ — понятие».

Следует заметить, что школьная математическая подготовка будущих студентов не всегда удовлетворяет требованиям высшей школы и обладает крайне неоднородным качеством математических знаний. Для того чтобы в полной мере развить хотя бы основные навыки математического мышления студентов, большое значение имеет первичная диагностика наличия основ логического мышления, формирующихся в процессе их учебной деятельности в средней общеобразовательной школе.

Исследования в области развития у обучающихся уровня логического мышления в 6-11-х классах свидетельствуют о том, что не все учащиеся в полной мере овладели логическими операциями с понятиями (39,48 % — не понимают термина «обобщение»; 43,51 % — не усвоили тему «ограничение понятий»; 71,25 % — не усвоили понятие «классификация»; 97,56 % — не умеют строить умозаключение (дедуктивное, индуктивное); 54,8 % — не понимают аналогии отношений и аналогии свойств). Таким образом, формирование и развитие у обучающихся логических универсальных учебных действий имеют ключевое значение в структурировании математического мышления обучающихся на младших курсах вуза [2]. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Уточним понятие «логические универсальные учебные действия». Заметим, что универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные учебные действия как общеучебные включают в себя следующие логические универсальные учебные действия:

— создание гипотез и их проверка;

— установление причинно-следственных связей;

— определение логических рассуждений;

— осуществление классификаций, равнений.

Мы опираемся на УУД по ФГОС средней общеобразовательной школы и в контексте их развития в условиях вузовской системы образования в рамках дисциплины «Математика» и включаем в понятие «логические универсальные действия» дополнительные знаково-символические действия, а именно:

— преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), которые можно назвать умениями формализовать предлагаемую задачу;

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Кроме того, логические универсальные учебные действия — это познавательные умения, развивающие мыслительные способности, так как основаны на законах логики и на применении:

— логических операций с понятиями (определение, деление, обобщение, ограничение, формирование проблемных вопросов и умозаключений);

— логических приемов (анализ, синтез, сравнение).

Таким образом, на первых этапах вхождения младшекурсников в информационное пространство вуза школьные логические универсальные учебные действия должны иметь непрерывное развитие в контексте получения высшего фундаментального образования в соответствии с требованиями стандартов специальности нового поколения (ФГОС 3+).

А. С. Выготский утверждал: «Процесс школьного обучения необходимо приноровить к ходу развития ребенка, и этот вывод принципиально важен как для решения вопроса о соотношении обучения и развития, так и для педагогической психологии в целом. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» [6].

Изменяющаяся техносфера предъявляет обоснованные требования к качеству подготовки инженерных кадров. Наиболее актуальной в этом смысле является проблема подготовки будущих инженеров, в достаточной степени владеющих:

— умением работать с любыми объемами информации и критически оценивать ее научно-техническую ценность;

— умением анализировать, делать самостоятельные выводы и прогнозировать последствия своих решений;

— навыками профессионального диалога в рамках совместной деятельности.

В связи с этим перед преподавательским корпусом вуза встает основная научно-методическая задача качественного обеспечения привития вышеизложенных умений и навыков будущим выпускникам вуза с учетом обеспечения высокого уровня адаптации учащихся средней школы к условиям образовательного процесса в вузе.

Методология

Необходимо сформировать у студентов технического вуза навыки математического мышления, которые бы послужили универсальным средством решения будущих профессиональных задач [5]. Действительно, мышление — процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества [1].

Очевидно, что целью образовательной деятельности в рамках математических и инженерных дисциплин является дальнейшее формирование у обучающихся абстрактно-логического и абстрактно-символического типов мышления, принадлежащих единому математическому семантическому пространству.

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые. Они могут усваивать информацию с помощью математических конструктов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления, на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Достаточно вспомнить о началах аксиоматических теорий, иерархической структуре научного знания, о выходе науки на новый качественный уровень. В условиях ограниченного времени построить универсальную программу пропедевтики понятия высокого уровня абстракции невозможно, остается выбирать: либо перейти на формальное обучение — с неизбежными катастрофическими последствиями для дальнейшего обучения, либо выстраивать такие программы для каждой группы обучаемых заново с учетом обратной связи и консолидации имеющихся разрозненных базовых знаний студентов. Поэтому авторский коллектив разработал методику диагностики и формирования математического мышления у студентов младших курсов технического вуза (в рамках дисциплины «Математика»), включающую в себя следующие этапы.

1. Первоначальная трехуровневая диагностика базовой математической подготовки выпускников школ, поступивших в вуз (I — высокий уровень математического мышления, II — средний, III — низкий).

2. Разработка и формирование дидактического обеспечения курса дисциплины, направленной на поэтапное преемственное и последовательное развитие математического мышления у студентов всех уровней стартовой подготовки [2].

3. Обеспечение систематического кумулятивного рубежного контроля полученных знаний, навыков, умений по дисциплине с одновременной оценкой уровня сформированности математического мышления [4].

Поскольку любая учебная деятельность есть результат сотрудничества и совместной работы преподавателя и обучающегося, то авторитет, личные и профессиональные качества преподавателя существенно влияют на качество образовательного процесса в вузе, в том числе и на успешную адаптацию первокурсников, которая должна проходить непрерывно и латентно [10].

В первую очередь преподаватель как транслятор математической информации должен иметь математическое мышление и соответствующие психолого-педагогические качества. Поскольку в процессе обучения особенно ярко проявляются также организационно-методические способности преподавателя, то при формировании дидактического обеспечения для развития адаптационного процесса и становления математического мышления студентов необходимо непрерывное применение соответствующих педагогических воздействий:

— подчинение процесса обучения управляющему воздействию преподавателя [3];

— обеспечение активного участия в образовательном процессе как подготовленных, так и слабо подготовленных студентов в контексте развития индивидуального потенциала каждого студента [2];

— установление непрерывного контроля за процессом усвоения учебного материала, обеспечивающим развитие основных навыков математического мышления на основе принципа сотрудничества «учитель — ученик» [4].

При реализации разработанной стратегии личностно ориентированного адаптационного процесса и развития математического мышления следует принимать во внимание мнение Н. Ф. Талызиной: «Человек не родится с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы — все это он усваивает как опыт старших поколений. Разумеется, человек множит опыт, но и это он делает только после усвоения опыта, имеющегося в обществе, и на его основе» [5]. Поэтому при составлении диагностического теста для оценки стартовой подготовки имеет смысл принять это утверждение во внимание и реализовать «опытный» подход Н. Ф. Талызиной.

Результаты

Приведем пример реализации стратегии. Первый пункт: пилотный тест трехуровневой диагностики базовых знаний выпускников средней общеобразовательной школы:

I. Двадцать выпускников одного из одиннадцатых классов сдавали ЕГЭ по математике. Самый низкий полученный балл был равен 36, а самый высокий — 75. Выберите утверждения, которые верны при указанных данных:

1) среди этих выпускников есть человек, который получил 75 баллов за ЕГЭ по математике;

2) среди этих выпускников есть двадцать два человека с равными баллами за ЕГЭ по математике;

3) среди этих выпускников есть человек, получивший 20 баллов за ЕГЭ по математике;

4) баллы за ЕГЭ по обществознанию любого из этих двадцати человек не ниже 35.

Ответ:_

В ответе запишите номера выбранных утверждений через запятую.

(Диагностика усвоения элементарных понятий «классификация», и «аналогии свойств»]

II. Вычеркните в числе 123456 три цифры так, чтобы получившееся трехзначное число делилось на 27.

Ответ:_

(Диагностика наличия понятий «делимость», «перебор возможных значений»)

III. Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр он заплатит им 3 500 рублей, а за каждый следующий метр на 1 600 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько рублей хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 9 метров?

(Диагностика наличия логических выводов, анализа, синтеза, основных математических понятий)

Второй пункт реализации стратегии осуществляется как процесс выбора дидактического обеспечения образовательной деятельности на основе разработанных учебно-методических комплексов дисциплины [2] и технологий, обеспечивающих устойчивую личностно ориентированную обратную связь в процессе образовательной деятельности [4]. При этом на основе результатов первичной диагностики варьируется набор как теоретических, так и практических дидактических материалов [2], создающий комфортные условия обучения и латентной математической адаптации, берущей начало в рамках школьного образования.

Третий этап стратегии осуществляется любым из контактных (коллоквиум, дискуссия, соревнование малых групп и т. д.) и бесконтактных (тестовый контроль, письменная мини-работа, работа в рамках разработанного индивидуального кейса) методов при условии адекватной оценки уровня сформированности математического мышления у каждого студента технического вуза.

Заключение

1. Разработанная авторами стратегия латентной адаптации развития и формирования математического мышления позволяет не только учесть его в решении учебно-профессиональных задач в условиях технического вуза, но и оценить качество математического образования будущих инженеров.

2. Пилотные диагностические тесты позволяют в рамках соответствующего стандарта специальности и унифицированного дидактического обеспечения однозначно ранжировать успешность студентов первого курса технического вуза.

3. Разработан вариативный подход к выбору средств обеспечения эффективной образовательной деятельности во время первичной математической адаптации студентов-младшекурсников.

Литература

1. Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2006. 490 с.

2. Лукичева С. В., Коваленко О. Н. К вопросу о непрерывном формировании продуктивного мышления студентов в рамках дисциплины «математика» // Педагогика и психология: проблемы развития мышления : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2017. С. 71-75.

3. Лукичева С. В. Некоторые подходы к формированию творческой самостоятельности в теории и практике высшего технического образования // Управление образовательным процессом в современном вузе : материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2008. С. 103-108.

4. Лукичева С. В., Коваленко О. Н. Методика организации устойчивой обратной связи «преподаватель — студент» посредством карт экспресс-опроса при обучении математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 89-93.

5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 288 с.

6. Выготский А. С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.

7. Шишкина М. Б. Проблемы качества математической подготовки учащихся по результатам ЕГЭ 2017 г. // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты : материалы V Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Красноярск, 2017.

8. Раутен В. А. Формирование готовности студентов к изучению нового материала : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 1990. 259 с.

9. О некоторых средствах реализации компетентностного подхода в преподавании математики в техническом вузе / Т. Я. Бабий, Н. Г. Черноусова, С. В. Лукичева, О. Н. Коваленко // Вестник КрасГАУ. 2013. Вып. 11. С. 325-330.

10. Юшкова Е. Ю., Лукичева С. В. Анализ эффективности адаптационных курсов дисциплин в контексте повышения качества образования // Перспективы науки. 2015. № 6 (69). С. 28-35.

References

1. Sovremennyj psihologicheskij slovar' [Modern psychological dictionary). Ed. B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. Saint Petersburg, 2006, 490 p. (In Russian).

2. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. K voprosu o nepreryvnom formirovanii produktivnogo myshleniya studentov v ramkah discipliny «matematika» [On the issue of continuous formation of productive thinking of students in the discipline "mathematics"). The collection of materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation "Pedagogy and psychology: problems of development of thinking". Krasnoyarsk, 2017, pp. 71-75. (In Russian).

3. Lukicheva S. V. Nekotorye podhody k formirovaniyu tvorcheskoj samostoyatel'nosti v teorii i praktike vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya [Some approaches to formation of creative independence in the theory and practice of the highest technical образования). Materials of the II All-Russian scientific and methodological conference with international participation "Management of the educational process in a modern university. Krasnoyarsk, 2008, pp. 103-108. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lukicheva S.V., Kovalenko O. N. Metodika organizacii ustojchivoj obratnoj svyazi «prepodavatel' — student» posredstvom kart ekspress-oprosa pri obuchenii matematike [The methodology of organizing a sustainable teacher — student feedback through the cards of a snap poll in the process of training mathematics). Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2017, no. 2 (40), pp. 89-93. (In Russian).

5. Talyzina N. F. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology). Moscow, 1998, 288 p. (In Russian).

6. Vygotsky A. S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology). Moscow, 1991, 480 p. (In Russian).

7. Shishkina M. B. Problemy kachestva matematicheskoj podgotovki uchashchihsya po rezul'tatam EGE 2017 g. [Problems of quality of mathematical preparation studying by results of Unified State Examination of 2017). Materials of the V All-Russian with international participation scientific-practical conference "Actual problems of the quality of mathematical training of schoolchildren and students: methodological, theoretical and technological aspects". Krasnoyarsk, 2017. (In Russian).

8. Rauten V. A. Formirovanie gotovnosti studentov k izucheniyu novogo materiala [Formation of readiness of students for studying of new material). Ph. D. thesis. Tyumen, 1990, 259 p. (In Russian).

9. Babiy T. Ya., Chernousov N. G., Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. O nekotoryh sredstvah realizacii kompetentnostnogo podhoda v prepodavanii matematiki v tehnicheskom vuze [About some implementation means of the competence approach in mathematics teaching in technical higher educational institution). The Bulletin of KrasGAU, 2013, iss. 11, pp. 325-330. (In Russian).

10. Yushkova E. Yu., Lukicheva S. V. Analiz effektivnosti adaptacionnyh kursov disciplin v kontekste povysheniya kachestva obrazovaniya [The analysis of effectiveness of adaptative courses in the context of education quality improvement). Science Prospects, 2015, no. 6 (69), pp. 28-35. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.