Научная статья на тему 'Дидактический подход к интеллектуальному включению иностранных студентов в информационное поле фундаментальных дисциплин'

Дидактический подход к интеллектуальному включению иностранных студентов в информационное поле фундаментальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МАТЕМАТИЧЕСКАЯ" АДАПТАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / MATHEMATICAL ADAPTATION / FUNDAMENTAL DISCIPLINES / SEMANTIC FIELD / DIDACTIC PROVIDING / METASUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукичева Светлана Васильевна, Коваленко Ольга Николаевна

Введение. В статье проводится анализ затруднений, с которыми сталкиваются иностранные студенты при изучении дисциплин математической направленности. Авторы делают акцент на формировании системообразующих факторов, существенно влияющих на обеспечение интеллектуальной адаптации нерусскоговорящих студентов к условиям обучения в техническом вузе. Методология. Исследования проводятся на основе методов сравнительного и системного анализа с учетом вариативных дидактических методик и технологий. Результаты. Авторами разработана система поэтапного включения нерусскоговорящих студентов технического вуза в информационное поле фундаментальных дисциплин за счет модернизации дидактического материала и структурирования учебных текстов как средств интеллектуальной адаптации. Предлагаются дидактические приемы латентного включения обучающихся в эффективную обратную связь «преподаватель студент». Заключение. Исследования показали актуальность эффективной интеллектуальной адаптации студентов младших курсов технического вуза в рамках изучения фундаментальных дисциплин, выявлены системообразующие факторы, позволяющие на основе сочетания технологий обучения обеспечить высокий уровень включения студентов в продуктивную образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукичева Светлана Васильевна, Коваленко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC APPROACH TO INTELLECTUAL INCLUSION OF FOREIGN STUDENTS IN THE INFORMATION FIELD OF FUNDAMENTAL DISCIPLINES

Introduction. The article deals with the analysis of the difficulties faced by foreign students when studying disciplines of a mathematical orientation. Authors place emphasis on formation of the backbone factors significantly having an impact on ensuring intellectual adaptation of non-Russianspeaking students to training conditions in a technical college. Materials and Methods. Researches are conducted on the basis of methods of the comparative and system analysis taking into account variable didactic techniques and technologies. Results. The authors developed the system of step-by-step inclusion of non-Russian-speaking students of technical college in an information field of fundamental disciplines due to modernization of didactic material and structuring of educational texts, as means of intellectual adaptation. Didactic methods of students' latent inclusion in realization of effective feedback “a teacher a student” are proposed. Conclusions. Researches showed relevance of the effective intellectual adaptation of junior students of technical college within the study of fundamental disciplines, the backbone factors allowing to provide the high level of inclusion of students in productive educational activity on the basis of a combination of technologies of training were revealed.

Текст научной работы на тему «Дидактический подход к интеллектуальному включению иностранных студентов в информационное поле фундаментальных дисциплин»

УДК/UDC 378

C. В. Лукичева, О. Н. Коваленко

S. Lukicheva, O. Kovalenko

дидактический подход к интеллектуальному включению иностранных студентов в информационное поле фундаментальных дисциплин

DIDACTIC APPROACH TO INTELLECTUAL INCLUSION OF FOREIGN STUDENTS IN the INFORMATION FIELD of fundamental DISCIPLINES

Введение. В статье проводится анализ затруднений, с которыми сталкиваются иностранные студенты при изучении дисциплин математической направленности. Авторы делают акцент на формировании системообразующих факторов, существенно влияющих на обеспечение интеллектуальной адаптации нерусскоговорящих студентов к условиям обучения в техническом вузе.

Методология. Исследования проводятся на основе методов сравнительного и системного анализа с учетом вариативных дидактических методик и технологий.

Результаты. Авторами разработана система поэтапного включения нерусскоговорящих студентов технического вуза в информационное поле фундаментальных дисциплин за счет модернизации дидактического материала и структурирования учебных текстов как средств интеллектуальной адаптации. Предлагаются дидактические приемы латентного включения обучающихся в эффективную обратную связь «преподаватель — студент».

Заключение. Исследования показали актуальность эффективной интеллектуальной адаптации студентов младших курсов технического вуза в рамках изучения фундаментальных дисциплин, выявлены системообразующие факторы, позволяющие на основе сочетания технологий обучения обеспечить высокий уровень включения студентов в продуктивную образовательную деятельность.

Introduction. The article deals with the analysis of the difficulties faced by foreign students when studying disciplines of a mathematical orientation. Authors place emphasis on formation of the backbone factors significantly having an impact on ensuring intellectual adaptation of non-Russian-speaking students to training conditions in a technical college.

Materials and Methods. Researches are conducted on the basis of methods of the comparative and system analysis taking into account variable didactic techniques and technologies.

Results. The authors developed the system of step-by-step inclusion of non-Russian-speaking students of technical college in an information field of fundamental disciplines due to modernization of didactic material and structuring of educational texts, as means of intellectual adaptation. Didactic methods of students' latent inclusion in realization of effective feedback "a teacher - a student" are proposed.

Conclusions. Researches showed relevance of the effective intellectual adaptation of junior students of technical college within the study of fundamental disciplines, the backbone factors allowing to provide the high level of inclusion of students in productive educational activity on the basis of a combination of technologies of training were revealed.

Ключевые слова: «математическая» адаптация, фундаментальные дисциплины, семантическое поле, дидактическое обеспечение, метапредметные результаты.

Keywords: mathematical adaptation, fundamental disciplines, semantic field, didactic providing, metasubject results.

Новый уровень требований к профессиональным компетенциям специалистов, выпускников технических вузов, обусловливает повышение качества их подготовки. В настоящее время в организациях высшего образования происходит концептуальное обновление образовательных систем. Эти процессы касаются создания новых образовательных программ, модернизации учебно-дидактических материалов, учебников, форм и методов обучения фундаментальным дисциплинам в техническом вузе.

В современном образовательном процессе расширились возможности и границы информационного пространства и интеллектуального обмена между образовательными системами стран Европы, Азии, Америки. Вместо межгосударственных границ возникли языковые барьеры между участниками образовательного процесса.

Естественно, что преподавание в вузах должно вестись на каком-либо из мировых языков (чаще всего английском). Однако достаточно часто возникает проблема крайне плохого владения «метаязыком» студентами, например из бывших советских республик (Таджикистан, Киргизия, Туркмения и др.). Пройдя краткосрочные курсы русского языка, молодые люди пишут, читают и разговаривают по-русски. Однако, оказавшись в русскоговорящей среде, они не успевают синхронно и однозначно воспринимать учебную информацию, что приводит к отставанию в учебе. При этом возникают семантические проблемы в восприятии и толковании специальной терминологии. Особенно остро эти проблемы возникают при изучении математики, поскольку в вузе она занимает в основном первый и второй семестры, то есть приходится на период первичной адаптации студентов к особенностям обучения в вузе. Для нерусскоговорящих студентов эти проблемы осложняются лингвистическим адаптационным аспектом. Кроме того, различие базовой математической подготовки у иностранных и российских студентов весьма существенно.

В силу описанной выше специфики дисциплины «Математика» качество усвоения материала иностранными студентами главным образом определяется:

• сформированностью знаково-символического тезауруса;

• пониманием и осознанностью действий с разного рода математическими объектами и их заместителями (знаками, символами и др.) [1 ]. Эти факторы обуславливают формирование дидактической базы дисциплины с учетом поэтапной лингвистической адаптации обучающихся [9].

Во всех странах образовательные стандарты среднего общего образования различаются, от чего зависят уровень и качество базовой математической подготовки нерусскоязычных студентов. Вовлечение в общую деятельность в специально созданной сбалансированной среде — наиболее эффективный способ образования [2].

Одним из системообразующих факторов интеллектуальной адаптации является создание комфортной образовательной среды. Заметим, что для обеспечения ритмичной учебной деятельности необходимо, на наш взгляд, создать в первую очередь учебно-дидактическую базу, которая будет доступна каждому участнику образовательного процесса и носить как индивидуальный, так и универсальный характер. Вышеуказанный фактор имеет определяющее влияние на формирование знаниевой составляющей студента. Таким образом, целью исследования является: ранжирование основных приоритетных факторов, определяющих качество математической подготовки не русскоговорящих студентов; определение взаимовлияния этих факторов в контексте формирования математического тезауруса студентов.

Задачи исследования:

1) определение иерархии системообразующих факторов, влияющих на качество фундаментального образования студентов младших курсов технического вуза (в рамках международной программы обмена студентами);

2) разработка динамической модели формирования устойчивого математического тезауруса студентов.

Исследования проводились на протяжении трех лет в рамках изучения дисциплин «Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика» на двух факультетах Сибирского государственного технологического университета (с 2017 г. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева).

Инструментарий исследования: технологии и методики обучения, ранее разработанные авторами для эффективного осуществления учебной деятельности [4; 6; 7].

Авторским коллективом, как отмечалось выше, установлены факторы, существенно влияющие на математическую адаптацию студентов стран Азии (государственные языки: фарси, таджикский, узбекский, туркменский, киргизский). К ним относятся факторы:

• создания доступной предметно-знаковой среды, обеспечивающей однозначную трактовку понятий и терминов с семантической точки зрения в рамках различных языковых сред;

• разработки универсальной учебно-дидактической базы дисциплины;

• использования педагогических приемов и технологий обучения, обеспечивающих достижение метапредметных результатов.

На наш взгляд, названные факторы являются составляющими частями системы интеллектуальной адаптации обучающихся младшекурсников к специально созданной образовательной среде.

Рис. 1. Иерархическая структура системообразующих факторов

Следует заметить, что успешная математическая адаптация студентов начинается с создания, в первую очередь, социально-образовательной среды: условия проживания, способствующие комфортной социализации; шаговая доступность библиотечных ресурсов «Ирбис», eLibrary а также других интернет-ресурсов (I). Для обеспечения лингвистической математической целостности (II) разработан словарь математической терминологии (русский — таджикский, русский — фарси) в электронном виде. Также по желанию студентов преподаватели предлагают рекомендации по пользованию словарем (при изучении различных разделов математики, теории вероятности и математической статистики.

Образовательная деятельность студентов в рамках математических дисциплин предполагает при решении учебных задач перевод одной знаково-символьной системы в другую, в том числе перевод визуальных систем в вербальные и обратно. Для первокурсников (иностранцев), для которых русский язык не является родным, этот процесс весьма затруднен, хотя словарь математических терминов используется в большинстве стран в едином семантическом поле. Поэтому предлагаемый авторами словарь снимает частично эти затруднения.

Для продуктивной образовательной деятельности разработан электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД), содержательная часть которого структурирована в соответствии с требованиями основных приемов взаимодействия с учебными текстами [3]. Из дидактического фонда ЭУМКД выделяются группы учебных пособий (III), построенных по принципу «самоучитель», которые соответствуют следующим требованиям:

1) доступное, корректное математическое изложение материала;

2) алгоритмическое структурирование типовых и творческих задач, снабженное большим количеством решений проверочных заданий и тестов;

3) стиль изложения в самоучителе полностью совпадает с аудиторным, обеспечивая при этом лингвистическую комфортность и семантическую целостность математических понятий самостоятельной работы студентов [5; 6].

Таким образом выстроена иерархическая схема (рис. 1) системообразующих факторов (I II III) по типу вложенных множеств.

Особенность образовательного процесса в вузе, согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту специальности, заключается в акценте на сокращение объема контактных занятий в пользу самостоятельной работы. Однако период перехода обучающихся из школьной в образовательную среду вуза приходится и на период их математической адаптации, который, на наш взгляд, не должен содержать резкого перепада условий обучения. В связи с этим мы считаем необходимым установить устойчивую обратную связь «преподаватель — студент» не только на практических занятиях, но и на лекциях, которые читаются большим потокам студентов (120-200 чел.) [4]. При продуктивной обратной связи особенно важна диагностика уровня первичной математической адаптации иностранных студентов с первых дней обучения в техническом вузе [10; 11].

В рамках индивидуализации обучения и обеспечения качественной самостоятельной работы студентов имеет смысл использовать кейс-технологии. При этом формирование каждого кейса

должно быть строго индивидуализировано и обеспечивать продуктивную самостоятельную учебную деятельность студента в комфортных дидактических условиях [7].

Таким образом, сформированная система эффективного включения обучающихся в учебную деятельность позволила существенно сократить процент неуспевающих иностранных студентов (рис. 2).

Рис. 2. Число иностранных студентов (%), сдавших экзамен по математике с первой попытки

Несмотря на достаточно скромные результаты школьного обучения иностранных студентов, разработанная тактика математической адаптации позволила обеспечить существенный рост успеваемости (от 24,7 до 68,3 % общего числа студентов, сдавших экзамены с первой попытки).

Проведенные исследования позволяют решать поставленные задачи в контексте организации ритмичной и эффективной образовательной деятельности иностранных студентов в техническом вузе.

Новизна исследования:

• создана иерархическая структура системообразующих факторов математической адаптации иностранных студентов (рис. 1);

• определена взаимосвязь этих факторов в контексте формирования математического тезауруса обучающихся;

• разработана учебно-дидактическая база, включающая ЭУМКД, систему «самоучитель»; словарь математических терминов; авторские разработки педагогических методик и технологий (модульно-рейтинговая технология обучения [9], методика экспресс-опроса в больших группах [4], кейс-технологии в математических дисциплинах [7]), обеспечивающие высокий уровень включения студентов в продуктивную образовательную деятельность.

Авторы продолжают научно-методическую работу по структурированию информационного поля математических дисциплин в контексте повышения качества метапредметных [11] результатов учебной деятельности студентов вуза.

Литература

1. Брейтигам Э. К., Кисельников И. В. Достижение понимания, проектирование и реализация процессного подхода к обеспечению качества личностно развивающегося обучения. Барнаул : Изд-во АлтГЛФ, 2011. 160 с.

2. Дъюи Дж. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

3. Лопаткина Е. В. Совокупность приемов взаимодействия с учебными текстами // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 5 (83) С. 10-24.

4. Лукичева С. В., Коваленко О. Н. Методика организации устойчивой обратной связи «преподаватель - студент» посредством карт экспресс-опроса при изучении математики // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 89-93.

5. Лукичева С. В., Коваленко О. Н. Математика. Ряды. Красноярск : СибГАУ им. М. Ф. Решетнева, 2017. 117 с.

6. Лукичева С. В., Коваленко О. Н. К вопросу о непрерывном формировании продуктивного мышления студентов в рамках дисциплины «математика» // Педагогика и психология: проблемы развития мышления : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск : СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2017. С. 71-75.

7. Особенности применения case-технологии для обеспечения продуктивной учебной деятельности студентов технического вуза в рамках дисциплины «математика» / С. В. Лукичева, О. Н., Коваленко Т. Я. Бабий, Н. Г. Черноусова // Вестник КрасГАУ. 2013. Вып. 10. С. 328-332.

8. Лукичева С. В., Коваленко О. Н., Яковлева С. Ф. К вопросу о реализации модульно-рейтингового обучения в рамках дисциплин математического профиля технического вуза // Управление образовательным процессом в современном вузе : материалы 2 Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Красноярск, 22-23 апреля 2008 г.). Красноярск : КГПУ им. Астафьева В. П., 2008. С. 79-82.

9. Салмина Н. Г., Будякова М. П. Знаково-символическая деятельность и ее генез. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. 48 с.

10. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. : Академия, 1998. 288 с.

11. Principles of Contemporary Didactics of Higher Education / L. V. Shkerina, V. A. Shershneva, V. N. Sidorov, T. V. Sidorova, K. V. Safonov // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. (17), iss. 3. Р. 357-367.

1. Breytigam E. K., Kiselnikov I. V. Dostizhenie ponimaniya, proektirovanie i realizaciya processnogo podhoda k obespecheniyu kachestva lichnostno razvivayushchegosya obucheniya [Achievement of understanding, design and realization of process approach to ensuring quality of personally developing training]. Barnaul, Publishing house AltGLF, 2011, 160 p. (In Russian).

2. Djyu J. Demokratiya i obrazovanie [Demokrati and education]. Moscow, Pedagogy-Press, 2000, 384 p. (In Russian).

3. Lopatkina E. V. Sovokupnost' priemov vzaimodejstviya s uchebnymi tekstami [An interaction set of methods with educational texts]. Tomsk state pedagogical university bulletin, 2009, vol. 5 (83), pp. 10-24. (In Russian).

4. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. Metodika organizacii ustojchivoj obratnoj svyazi "prepodavatel' - student" posredstvom kart ekspress-oprosa pri izuchenii matematiki [Metodik of the organization of steady feedback "the teacher - the student" by means of cards the express - poll when studying mathematics]. The bulletin of KSPU named after V. P. Astafiev, 2017, no. 2 (40), pp. 89-93. (In Russian).

5. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. Matematika. Ryady [Matematik. Ranks]. Krasnoyarsk, SibSAU n. a. M. F. Reshetneva, 2017, 117 p. (In Russian).

6. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. K voprosu o nepreryvnom formirovanii produktivnogo myshleniya studentov v ramkah discipliny "matematika" [For a question of continuous formation of productive thinking of students within discipline of "mathematician"]. Pedagogy and psychology: problems of development of thinking. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Krasnoyarsk, SibSU of n. a. M. F. Reshetneva, 2017, pp. 71-75. (In Russian).

7. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N., Babey T. Y., Chernousova N. G. Osobennosti primeneniya case-tekhnologii dlya obespecheniya produktivnoj uchebnoj deyatel'nosti studentov tekhnicheskogo vuza v ramkah discipliny "matematika" [Features of application of case-technology for ensuring productive activity of students of technical college within discipline of "mathematician"]. The Bulletin of KrasGAU, 2013, iss. 10, pp. 328-332. (In Russian).

8. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N., Yakovlev S. F. K voprosu o realizacii modul'no-rejtingovogo obucheniya v ramkah disciplin matematicheskogo profilya tekhnicheskogo vuza [On the issue of the implementation of modular-rating training within the disciplines of the mathematical profile of a technical university]. Management of the educational process in a modern university. Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Methodological Conference with International Participation (Krasnoyarsk, April 22-23,2008). Krasnoyarsk, KSPU n. a. Astaf'eva V. P., 2008, pp. 79-82. (In Russian).

9. Salmina N. G., Budyakova M. P. Znakovo-simvolicheskaya deyatel'nost' i ee genez [Signater-symbolical activity and its genesis]. Yelets, YSU n. a. I. A. Bunina, 2005, 48 p. (In Russian).

10. Talyzina N. F. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Academy, 1998, 288 p. (In Russian).

11. Shkerina L. V., Shershneva V. A., Sidorov V. N., Sidorova T. V., Safonov K. V. Principles of Contemporary Didactics of Higher Education. European Journal of Contemporary Education, 2016, vol. (17), iss. 3, pp. 357-367.

развитие навыков критического мышления

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ

профессиональной деятельности

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS OF MUSIC TEACHERS

in different types of proffecional activities

Введение. В статье обоснована актуальность исследования процесса развития навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности. Цель статьи — раскрыть особенности развития навыков критического мышления будущих учителей музыки в условиях музыкально-педагогического образования в контексте различных видов профессиональной деятельности.

References

УДК/UDC 378:78

И. С. Кобозева, Г. А. Хусаинова, Н. Д. Щерботаева

I. Kobozeva, G. Khusainova, N. Chsherbotayeva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.