5. Смертин Ю. С. Японский необуддизм: политическая практика и глобальный проект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1. С. 190-194.
6. Филиппов А.В. Религия и идеология в современной Японии: синкретизм и вариативность в исторической перспективе // Традиционные и новые религии в изменяющейся Евразии и Африке: история и современность. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С. 93-317.
УДК 94
Панкратова Алена Игоревна
студентка II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ КАК КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЯПОНЦЕВ В ПЕРИОД ЯПОНСКОГО «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»
Alyona I. Pankratova
II year student of the faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
TECHNOLOGY AS A COMPONENT OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF THE JAPANESE IN THE PERIOD OF THE JAPANESE «ECONOMIC MIRACLE»
Аннотация. Поднимается проблема становления «технологии» неотъемлемой частью японской культуры и идентичности в период «японского экономического чуда». Проведена попытка разложения национального самосознания японцев на структурные компоненты и выявления места «технологии» в данной структуре. Определяется роль «технологии» в формировании национальной гордости японского народа в исследуемый период.
Ключевые слова: технологии, Япония, модернизация, самосознание, идентичность, гордость, японцы.
Abstract. In article the problem of formation of «technology» an integral part of the Japanese culture and identity in the period of «the Japanese economic miracle» rises. The attempt of decomposition of national consciousness of Japanese on structural components and identification of the place of «technology» in this structure is carried out. The role of «technology» in formation of national pride of the Japanese people during the studied period is defined.
Keywords: technologies, Japan, modernization, consciousness, identity, pride, Japanese.
© Пакратова А.И., 2017
«Японская марка - на мировую» - этот слоган был зафиксирован в одном из японских журналов с рекламой первого магнитофона Sony в начале 1960-х гг. [7, с. 57]. Данная фраза является одним из примеров отражения национализма посредством технологий в послевоенной Японии. Почему технологии становятся неотъемлемой частью японского самосознания в период японского «экономического чуда» и с чем это связано? Какова роль «технологии» в формировании национальной гордости японского народа в исследуемый период? Именно этим вопросам посвящена данная статья.
Для начала, так как мы будем говорить об изменениях в самосознании японцев в послевоенный период, необходимо выделить структурные компоненты их национальной идентичности. Стержнем любого национального самосознания, по мнению З.В. Сикевич, является национальный характер [5, с. 72]. Об особенностях национального характера японцев говорили многие исследователи. Так, например, Хироси Минами выделял в качестве важнейшего компонента характера японцев их склонность к самоанализу. Данная особенность послужит в дальнейшем для народа Японии толчком к изменениям в культурной парадигме. Яити Хага называет такие особенности идентичности, как преданность властям и патриотизм, почитание предков и традиций, трудолюбие, чистота и простодушие [4].
Но чему на смену приходит «технология»? Известно, что в довоенный период среди японцев господствовал слоган: «Богатая страна - сильная армия». Действительно, в эпоху Мэйдзи и во время Второй мировой войны японцы считали, что важным показателем сильного и богатого государства является развитость его военной промышленности [2]. После того как Япония капитулировала, японцы утратили чувство национальной гордости и идентичности. До поражения в войне люди считали, что Япония была ведущей страной в Азии и что ее мощность была значительно выше, чем в любой другой азиатской стране. После поражения, однако, эта вера не была всеобщей. Отсутствие технологической доблести во время войны было очевидно для японцев (особенно это было связано со сбросом атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки). Позор поражения повлек за собой резкую критику собственной науки и технологии, начинается переориентация ценностей [8].
В период оккупации премьер-министр Кантаро Судзуки призывает народ строить новую национальную идентичность и работать в направлении улучшения технологий (которые считались дефицитом в военное время) [7]. Это свидетельствует о том, что «технология» присутствовала и раньше в структуре японского самосознания, но носила скорее вариативный характер, в отличие от периода модернизации, когда, по мнению многих исследователей, «технология» становится инвариативным компонентом.
Уже вскоре после поражения Япония вновь стала наполняться национальной гордостью. Но вместо того чтобы сосредоточиваться на военных завоеваниях, гордость проходила сквозь призму мирных технологий [6]. Технологии стали новым источником национальной гордости и идентичности в результате полного военного разгрома. Японское хай-тек производство достигло уровня одного из крупнейших и наиболее конкурентных рынков в мире, которым гордится страна. Этот успех был отчасти связан с политикой правительства, реконструкцией социальной идеологии, экономическим восстановлением и потребительской культурой в послевоенной Японии [7, с. 46].
Национальная гордость технологиями была очень тесно связана с развитием поездов. В послевоенные годы Япония стала первой страной по реализации национальной железнодорожной системы, которая использовала только стальные вагоны. После войны японцы были свободнее для включения себя в «систему», и их голоса были услышаны. Во время оккупации люди начали критиковать отечественные поезда и их деревянную конструкцию, которая была очень опасна для жизни граждан. Поезда были настолько ненадежны, что многие несчастные случаи влекли за собой сотни пострадавших или погибших людей [7, с. 50].
Инженеры военного периода пополнили железнодорожные компании, и с помощью их военного опыта были разработаны более легкие, более безопасные поезда. Разработка и внедрение цельнометаллических вагонов наглядно демонстрирует, что поражение привело к стремлению
совершенствоваться, и в этой самобытности японский народ был связан с технологиями. Благодаря этому развитие «синкансэн» («поезд-пуля») было погружено в националистическое настроение. Впервые поезд-пуля был запущен перед открытием Олимпийских игр в Токио (1964 г.), и это не случайно. Таким образом Япония хотела с гордостью продемонстрировать свою новую технологию миру для того, чтобы повысить собственный уровень нравственных черт в качестве глобального поставщика технологий. Лучшей возможностью для реализации данной цели на тот момент были Олимпийские игры [7, с. 51].
Говоря о японских технологиях периода «японского экономического чуда», нельзя не отметить тот факт, что в большинстве своем они носили заимствованный характер (преимущественно перенимались от США) [1]. В связи с особенностями национального духа японцев, их сильной приверженностью к традициям технологии совершенствовались внутри государства и были неразрывно связаны с японской культурой. Это содействовало их прочности [3].
В период 1955-1963 гг., в процессе внедрения зарубежных технологий, японскими фирмами было создано в общей сложности 108 «центральных научно-исследовательских лабораторий», а также инвестировались значительные средства на новые научные объекты, особенно в электротехнической и химической промышленности, где импортные технологии требуют существенных исследований и разработок, необходимых для осмысления передовых технологий зарубежных стран. Эти «центральные» лаборатории были созданы на последнем этапе инвестиционного бума. Однако уже в середине 1960-х гг. бум заканчивается: рецессия вынуждает компании урезать бюджет своих научно-исследовательских технологий [11, с. 181].
Следует акцентировать внимание на том, что импортирование технологий удовлетворяло не все отрасли промышленности. Так, например, в сталелитейной и судостроительной промышленности столкнулись с двумя проблемами, связанными с заимствованием технологий. Во-первых,
в результате роста японских корпораций на международном рынке и становления их наиболее конкурентоспособными иностранные корпорации стали меньше склоняться к совместному использованию своих передовых технологий с потенциальными конкурентами. Во-вторых, что наиболее важно, металлургические инженеры постепенно стали замечать потенциальную проблему технической уверенности в иностранных компаниях. Это было связано с недостатком информации, касающейся физических свойств материалов, которые покупались у других государств. Таким образом, японские предприятия были неспособны убедиться в надежности новой продукции [11, с. 182].
В связи с этим в 1956 г. был основан Национальный научно-исследовательский институт металлов. Его основными функциями стали исследования в области производства и обработки металлургических материалов, производства чистых металлов, металлических материалов для ядерных и аэронавигационных технологий [9].
Важную роль в национализме технологий периода модернизации Японии сыграло потребительство. После Второй мировой войны Япония была ориентирована на экономическое развитие посредством потребительства. Технологическое развитие было сосредоточено в гражданском секторе. В середине 1950-х гг. бытовые электрические приборы, такие как телевизоры, стиральные машины и холодильники, выросли в популярности. Этот потребительский бум заставил производителей разрабатывать новые продукты, которые могли конкурировать сначала на внутреннем рынке, а в конечном итоге на мировом. В новой, потребительски ориентированной, Японии бытовые электротехнические приборы, которые традиционно отводились для богатых людей, становятся частью общей культуры [7, с. 56].
Следует отметить, что, согласно статистическим данным, к 60-м гг. XX в. телевидение было проведено 60 % населения, когда лишь 13 % были подключены к канализационной системе. Телевидение стало транслятором знаний, установок и норм широким массам населения. Это также
свидетельствует о том, что технологии пронизывали все слои населения, тем самым становясь частью самобытности народа, а следовательно, и частью его сознания [10, с. 23].
Необходимо сказать о том, что, несмотря на достигнутые успехи, этот процесс также являлся объектом критики. Так, например, Тетсуро Накаока в одной из своих работ писал об Азиатском симпозиуме 1978 г., участником которого являлся сам. Симпозиум проходил в Киото и был посвящен интеллектуальному творчеству в эндогенных культурах. Автор говорит о том, что японские спикеры были склонны сосредоточиваться на разрушительных эффектах науки и техники: загрязнении воды и атмосферы, волнениях экологической системы, разрушениях традиционной культуры и др. Они относились к этому как к внешним заимствованным факторам в японской культуре и подчеркивали ценность эндогенных традиционных элементов.
Необходимо также сказать о том, что представители других азиатских стран относились к новшествам в науке и технике в качестве инструмента социальных изменений намного положительнее. Они искали новые модели трансформации общества, которые не были бы ограничены повторением западного опыта, но зависели от распространения науки и техники среди масс с целью предотвращения бедности, невежества, болезни, суеверия и гегемонии олигархических групп. Именно в этой перспективе иностранные спикеры интересовались наукой и техникой послевоенной Японии.
Сам Тэтсуро Накаока рассматривал технологический прыжок как элемент динамического прогресса общества. Он считал, что в благоприятных условиях это может работать превосходным стимулом эндогенной креативности; в других условиях это может стать отправной точкой для серьезных конфликтов [12].
Подводя итоги, следует сделать вывод о том, что технологии в период «японского экономического чуда» становятся компонентом народного сознания и частью национальной идентичности японцев. Благодаря изменению курса в сторону технологической модернизации у японского населения появляется
новый источник для национальной гордости. Не все исследователи относились к данному явлению положительно, поскольку имели место негативные последствия, связанные с ускоренной индустриализацией страны посредством науки и технологии. Данный процесс и на сегодняшний день является актуальным для исследовательского осмысления, поскольку в период технологического прогресса происходит поиск наиболее оптимальных механизмов внедрения новых технологий, для этого используется, в частности, опыт Японии периода «экономического чуда».
Список литературы
1. Гриванов Р.И. Японо-Американские противоречия и сотрудничество в 60-70-е гг. ХХ века как фактор политического и экономического развития Японии // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12. С. 90-96.
2. Молодякова Э.В. Япония: опыт модернизации. М., 2011. С. 288.
3. Панов А. Н. Внешняя политика в интересах модернизации // Япония: опыт модернизации. М., 2011. С. 219-231.
4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М., 1985. 348 с.
5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. 203 с.
6. Hashimoto Takehiko. Historical essays on Japanese technology. 2009. URL: https://monoskop.0rg/images/d/d6/Hashimoto_Takehiko_Historical_Essays_on_Japanese_Technolo gy.pdf (дата обращения 28.12.2016).
7. Joey Slucher. Science, Technology, and Japanese Nationalism. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=XgO7MJcZu3lodA7gpcyrNHa56OZ7InVybCI6Imh0dHA6 Ly93d3cuZWFybGhhbS5lZHUvbWVkaWEvMjU0NDA1OC9zY2llbmNlLXRlY2hub2xvZ3ktbmF 0aW9uYWxpc20tam9leS1zbG91Y2hlci1mYWxsLTIwMTUucGRmIiwidGl0bGUi0iJzY2llbmNlL XRlY2hub2xvZ3ktbmF0aW9uYWxpc20tam9leS 1zbG91 Y2hlci 1 mYWxsLTIwMTUucGRmIiwid WlkIjoiMCIsInl 1 Ijoi0Dc0NTEwMjgzMTM1Njc5NDQ 10CIsIm5vaWZyYW 1 lIjp0cnVlLCJ0cyI6 MTQ5MjE5NTUyMDk1M30%3D&lang=en (дата обращения 10.01.2017).
8. Konji Kawano. Science and technology in Japanese history: university and society. URL: http://archive.unu.edu/unupress/unupbooks/uu01se/uu01se0b.htm#science (дата обращения
29.12.2016).
9. Kumiko Sato. Technology and the Cultural Location of Japan. URL: https://www4.ntu.ac.uk/writing_technologies/back_issues/Vol.%201.1/Sato/index.html (дата обращения 10.02.2017).
10. Simon Partner. Manufacturing Desire: The "Electrical Lifestyle" and the Nurturing of the Japanese Consumer // Social Science Japan. 1998. № 12. P. 21-24.
11. Takehiko Nashimoto. Historical essays on Japanese technology. URL: https://monoskop.org/images/d/d6/Hashimoto_Takehiko_Historical_Essays_on_Japanese_Technolo gy.pdf (дата обращения 20.03.2017)
12. Tetsuro Nakaoka. Science and technology in the history of modern Japan: imitation or endogenous creativity? URL: http://archive.unu.edu/unupress/unupbooks/uu01se/uu01se0s.htm#science (дата обращения
16.03.2017).