Научная статья на тему 'Технология использования в топливных элементах водородосодержащей смеси на основе биогазов для энергообеспечения автономных потребителей'

Технология использования в топливных элементах водородосодержащей смеси на основе биогазов для энергообеспечения автономных потребителей Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Ключевые слова
БИОГАЗ / ВОДОРОДСОДЕРЖАЩЕЕ ТОПЛИВО / ОСТАТОЧНЫЙ МЕТАН / НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / BIOGAS / HYDROGEN-CONTAINING FUEL / RESIDUAL METHANE / LOW-TEMPERATURE FUEL CELL / POWER SUPPLY

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Чусов Александр Николаевич, Зубкова Марина Юрьевна, Кораблев Вадим Васильевич, Масликов Владимир Иванович, Молодцов Дмитрий Владиславович

Представлены результаты экспериментальных исследований влияния водородсодержащего топлива с остаточным содержанием метана (2 % об.) на работу низкотемпературного топливного элемента. Экспериментально подтверждена принципиальная возможность использования нестандартного топлива в низкотемпературном топливном элементе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Чусов Александр Николаевич, Зубкова Марина Юрьевна, Кораблев Вадим Васильевич, Масликов Владимир Иванович, Молодцов Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of using hydrogen-containing mixtures based on biogas in fuel cells for power supply of autonomous consumers

The experimental results of influence hydrogen fuel with residual methane content (2 % vol.) on low-temperature fuel cells are shown. The possibility of using non-standard fuel in low-temperature fuel cells was experimentally confirmed.

Текст научной работы на тему «Технология использования в топливных элементах водородосодержащей смеси на основе биогазов для энергообеспечения автономных потребителей»

УДК 662.767.2:661.961.62:629.7.064.52

А.Н. Чусов, М.Ю. Зубкова, В.В. Кораблёв, В.И. Масликов, Д.В. Молодцов

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ВОДОРОДОСОДЕРЖАЩЕЙ СМЕСИ НА ОСНОВЕ БИОГАЗОВ ДЛЯ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОНОМНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

A.N. Chusov, M.Yu. Zubkova, V.V. Korablev, V.I. Maslikov, D.V. Molodtsov

THE TECHNOLOGY OF USING HYDROGEN-CONTAINING MIXTURES BASED ON BIOGAS IN FUEL CELLS FOR POWER SUPPLY OF AUTONOMOUS CONSUMERS

Представлены результаты экспериментальных исследований влияния водородсодержащего топлива с остаточным содержанием метана (2 % об.) на работу низкотемпературного топливного элемента. Экспериментально подтверждена принципиальная возможность использования нестандартного топлива в низкотемпературном топливном элементе.

БИОГАЗ. ВОДОРОДСОДЕРЖАЩЕЕ ТОПЛИВО. ОСТАТОЧНЫЙ МЕТАН. НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ. ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ.

The experimental results of influence hydrogen fuel with residual methane content (2 % vol.) on low-temperature fuel cells are shown. The possibility of using non-standard fuel in low-temperature fuel cells was experimentally confirmed.

BIOGAS. HYDROGEN-CONTAINING FUEL. RESIDUAL METHANE. LOW-TEMPERATURE FUEL CELL. POWER SUPPLY.

В настоящее время основным и наиболее дешевым сырьем для получения водорода служит природный газ. Однако из-за ожидаемого его дефицита и увеличения стоимости уже сейчас ставится задача получения водорода с использованием возобновляемых энергоресурсов — ветровой, солнечной и гидравлической энергии, а также из биомассы с помощью термохимических и биоэнергетических методов. [1]

В работе [2] приведены данные о стоимости производства водорода (с учетом хранения и транспортировки), полученного с помощью различных технологий (рис. 1), в современных условиях и в перспективе до 2050 года.

Анализ этих данных показывает, что сегодня наиболее дешевый способ — получение водорода из природного газа. На втором месте — водород, получаемый из биогаза сельскохозяйственных отходов, который в 1,4—1,7 раза

дешевле водорода, получаемого электролизом, а также с использованием гидравлической либо ветровой энергии, и более чем в 10 раз дешевле водорода, получаемого с использованием электроэнергии от фотоэлектрических установок.

В перспективе следует ожидать удорожания природного газа, вследствие чего производство водорода из биогазов станет примерно в 2 раза дешевле, чем из природного газа. Стоимость водорода из биогаза будет сопоставима со стоимостью электролизного водорода, полученного с помощью электрической энергии гидравлических и ветровых электростанций, и в 4,5 раза дешевле водорода, полученного с использованием фотоэлектрических установок. Таким образом, целесообразность получения водорода из биогазов с последующим его использованием для производства электрической энергии совершенно очевидна.

Относительная стоимость

1 кВт-ч, приведенная к показателю выработки электроэнергии на базе природного газа на 2005 г 35

30

25

20

10

1

■ 1 1 Ил ■ _Г

ь ЦНДОНЗДДОВ ччвдл^иртбйри ЦИШИм'й Г 11 Щ11

уечпива

Рис. 1. Относительная стоимость производства водорода с использованием различных технологий ( ■ — современный уровень; □ — уровень 2050 года)

Биогазовые технологии находят все более широкое применение в местной энергетике, так как являются относительно простыми, недорогими и эффективными способами энергетической утилизации органосодержащих отходов.

Актуальная задача — создание эффективных технологий очистки биогазов для получения газа с содержанием метана 95 % об. и выше в зависимости от требований потребителя. При решении задачи очистки биогаза открывается перспектива получения из него водорода, основным сырьем для производства которого в настоящее время служит природный газ. Получать биогаз можно повсеместно, так как органосодержащие отходы постоянно образуются в процессе хозяйственной деятельности человека, в то время как ресурсы природного газа ограничены, а его использование лимитируется. Технологии получения водорода из отходов — дорогостоящие, поэтому возникает задача снизить затраты, используя имеющийся технологический задел по ключевым звеньям этого процесса.

Особый интерес представляет получение водорода для низкотемпературных топливных элементов, так как они в наибольшей степени подходят для автономных потребителей в широком диапазоне нагрузок — от сотен ватт до нескольких десятков киловатт. Их эффективность во

многом определяется чистотой и стоимостью водорода. За рубежом проводятся работы по получению водорода из биогазов и его использованию в электроснабжении мелких потребителей. Выявлены недостатки установок — низкое (70—80 % об.) содержание водорода в реформате и наличие в нем вредных примесей. Это требует применения дорогостоящих и сложных в эксплуатации систем для его очистки, что приводит к увеличению энергоемкости процесса и снижению эффективности. Поэтому крайне актуальна разработка технологий получения из биогазов относительно дешевого, достаточно «чистого» водорода и способов его прямого использования в низкотемпературных водородных топливных элементах.

В СПбГПУ создан экспериментальный комплекс для исследования процессов получения и использования биогаза, состоящий из следующих модулей: генерации биогаза, его аккумулирования и очистки, реформинга метана с получением водорода и топливного элемента. Экспериментально подтверждено стабильное получение водорода высокой чистоты (98,5 % об.) при подаче биометана (95 % об.) в широком диапазоне нагрузок реформера (30—100 % от номинальной) [3, 4]. Содержание СО в реформате составляет менее 10 ррт. Были так же проведе-

15

5

0

ны эксперименты при использовании «слабого» биогаза, содержащего 30—45 % об. метан. При этом концентрация водорода в реформате остается высокой (более 93 % об). Это расширяет возможности использования в автономной энергетике значительного потенциала «слабых» биогазов с относительно невысокой концентрацией органосодержащей компоненты для получения электрической и тепловой энергии. Низкое содержание остаточного метана открывает возможность прямого использования реформата в топливном элементе, что позволит отказаться от дорогостоящих технологий его очистки. Соответственно, возникает задача использования потенциала вторичного ресурса высококачественного топлива. Наличие остаточного содержания метана в реформате предполагает организацию в системе использования конверторного топлива стадии дорогостоящей очистки водорода от метана [5]. Вопрос о влиянии остаточных количеств метана в водородсодержащей смеси при ее использовании в твердополимер-ном топливном элементе малоизучен. Известно, что метан не окисляется на аноде низкотемпературного топливного элемента по термодинамическому запрету [6], однако присутствие СН4 в газовой водородсодержащей смеси может создать эффект экранирования каталитической

поверхности мембраны топливного элемента, а следовательно, замедлить стадию массопере-носа молекул Н2 и затруднить кинетику окисления водорода [7, 8]. Анализ публикаций по данному вопросу показал отсутствие необходимых данных об экспериментальных исследованиях, касающихся влияния остаточных количеств метана на состояние поверхности твердополимер-ной мембраны, эффективную площадь поверхности платинового катализатора, вольт-амперные характеристики топливной ячейки, индикаторы мощности при циклировании и в стационарных условиях [9, 10].

Настоящая статья посвящена выяснению принципиальной возможности использования водородсодержащего топлива с остаточным содержанием метана на пятиваттной топливной ячейке с целью оценить возможность использования нестандартного топлива в низкотемпературном топливном элементе.

Для проведения экспериментальных исследований был создан стенд (рис. 2) [3, 4], на котором отрабатывался режим прямой подачи в топливный элемент водородной газовой смеси с остаточным содержанием метана и параллельного тестирования исследуемой ячейки с использованием электролизных водорода и кислорода. Это позволяло проводить сравнительный

Рис. 2. Принципиальная схема стенда по исследованию использования водородной смеси с остаточным содержанием метана: 1 — баллон с водородно-метановой смесью под давлением; 3 — редуктор; 7, 12, 20 — вентили тонкой регулировки; 8,22—жидкостные предохранительные сбросные клапаны; 10 — счетчик газа; 11 — измеритель влажности газа; 16 — топливный элемент; 17 — клапан сброса водорода; 18 — компрессор воздушный; 5, 6, 13, 21 — манометры; 14, 15, 19, 23, 24 — краны; 25 — электролизер

анализ электрохимических характеристик по окислению топлива и отслеживать состояние мембраны топливного элемента после каждого цикла воздействия метаносодержащей смеси.

При прямой подаче водородной газовой смеси, полученной из биогаза [11], реализуется режим периодического автоматического сброса накапливающегося перед мембраной метана, который может создавать запирающий эффект [7]. Тестирование топливного элемента в течение многократных циклов (подача — сброс) позволяет определить его работоспособность и оптимальные режимы работы и оценить возможность использования полученного из биогазов путем двухстадийной конверсии [4] водородного топлива с метановой составляющей в низкотемпературном топливном элементе.

В качестве исходного исследуемого объекта была выбрана топливная ячейка E-Tek (Р = 5 Вт), для которой при тестирования на электролизном водороде и кислороде [8] были определены основные рабочие характеристики:

Ячейка................................E-Tek 12W MEA Pol 1

Площадь активной поверхности платины, мг/см2...................................6,25

Напряжение холостого хода, мВ........................940

Номинальная мощность

при циклировании, мВт..........................130—160

Номинальная мощность

в стационарных условиях, мВт................110—120

Омическое сопротивление, Ом-см2...................0,49

Исследования влияния остаточных количеств метана при подаче газовой водородсодер-жащей смеси в топливную ячейку проводились на газе-имитаторе, состав которого соответствует реформату из топливного процессора (98 % об. Н2 и 2 % об. СН4). Скорость подачи водоро-досодержащего газа составляла ~ 20 мл/мин, что обеспечивало достаточное избыточное давление на мембране топливного элемента (~0,02 атм.). В качестве окислителя использовались электролизный кислород и кислород воздуха, подаваемые в количествах, обеспечивающих стехиометрию окислительно-восстановительного баланса с топливом. Проводилась автоматическая посекундная регистрация реализуемых зависимостей в цифровом и графическом формате; также фиксировался расход топлива (Н2 или Н2+СН4) в рабочем режиме и при сбросе.

При проведении исследований был реализован ряд последовательных мероприятий по оценке электрохимической восприимчивости ячейки и поддержанию ее потенциальных характеристик на имеющемся уровне с использованием поддерживающего и контролирующего электрохимического оборудования — потенцио-стата P-150S в режимах воспроизведения потенциала «холостого хода», циклирования (E = = f(I)) в заданных пределах для расширения диапазона по току и, соответственно, по мощности, потенциостатирования (I=f(t)) в режимах свободного выхода топлива и с «замкнутым концом» (dead end) на электролизном водороде и на водородсодержащей смеси с остаточным содержанием метана и использованием в качестве окислителя как электролизного кислорода, так и кислорода воздуха.

Для оценки соответствия регистрируемого значения электродвижущей силы (ЭДС) заявленным техническим возможностям используемой топливной ячейки каждая серия исследований начиналась с работы на электролизном водороде в режиме «холостого хода» (ХХ) (рис. 3 — кривая 1).

Для улучшения состояния ячейки после стабилизации потенциала проводилась переполю-совка (рис. 3, кривая 2) с последующим многократным циклированием, в результате чего достигался необходимый «разгон» по току вплоть до 3,5 А (рис. 4), что, как правило, приводило к улучшению показателя ЭДС.

Проведенные тестовые испытания (рис. 5) показали, что водородная смесь, содержащая

Рис. 3. Изменение потенциала холостого хода во времени:

1 — электролизный водород—кислород; 2 — электролизный водород — кислород после переполюсовки

Е, мВ

Рис. 4. Зависимость потенциала от тока (циклирование) при прямой подаче газовой смеси (Н2—98 % об., СН4—2 % об.) в топливную ячейку

2 % об. СН4 при прямой подаче (dead end) в низкотемпературный топливный элемент в потен-циостатическом режиме (Е = 500 мВ) с использованием кислорода воздуха в качестве окислителя (кривая 1), достаточно продолжительное время (примерно (1,2—1,4)104 с) не требует регулировки по сбросу неотработанного топлива с анода [8]. Аналогичная зависимость I = f(t) при использовании электролизного Н2 (99,999 % об), получаемого с помощью электролизера Heliocentris в идентичных по скорости потока и давлению на мембране условиях, представлена кривой 2.

Сопоставление полученных зависимостей показывает, что исследуемая топливная ячейка при прямой подаче как водородосодержащей смеси с остаточным содержанием метана, так и электролизного водорода имеет токовые характеристики одного диапазона.

Электролизный кислород и кислород воздуха, используемые в качестве окислителей топлива, воздействуют на ячейку по-разному (рис. 6), и, чтобы в дальнейшем при работе с топливом, содержащим метановую составляющую, выявить воздействие именно неокисляю-щегося компонента используемого топлива (СН4) на электрохимические параметры ячейки, мы проанализировали изменение характеристик ячейки при замене электролизного кислорода на кислород воздуха. Выявили ухудшение величины потенциала стабилизации (примерно 10 %) в режиме холостого хода при использовании в качестве окислителя кислорода воздуха по сравнению с вариантом, когда использовался электролизный кислород.

Сравнение результатов потенциостатирова-ния в режиме «с замкнутым концом» на водо-родосодержащей смеси с остаточным содержанием метана (рис. 7) подтверждает сделанные ранее выводы о влиянии окислителя на токовые характеристики ячейки. Видно, что использование стандартного окислителя — электролизного кислорода — дает более высокие значения по току и обеспечивает устойчивый возврат по величине тока после сброса топлива.

Сравнение характеристик топливной ячейки (см. рис. 6 и 7) при использовании двух вариантов окислителя — электролизного кислорода и кислорода воздуха показало, что при работе с водородсодержащей смесью с остаточным количеством метана необходимо учитывать эффект затруднения кинетики протекания окислительно-восстановительных процессов, вносимый

I, мА -1550 -1SOO

! ■ ' .■■ . .■ ■. ■■■ '■'. Время, с

Рис. 5. Зависимость тока от времени (потенциостатирование, Е = 500 мВ): 1 — Н2—98 % об., СН4—2 % об.; 2 — электролизный Н2

I, мА

■тт по

/

т

■•х. •>.-- -■.-■. Время, с

Рис. 6. Изменение тока во времени (потенциостатирование, Е = 500 мВ):

электролизный водород — кислород со свободным выходом; 2 — электролизный водород — воздух со свободным выходом

2

1

1

Рис. 7. Потенциостатирование при E = 500 мВ в режиме dead end: 1 — водородсодержащая смесь с остаточным содержанием метана — кислород; 2 — водородосодержащая смесь с остаточным содержанием метана — воздух

Рис. 8. Изменение потенциала холостого хода во времени в системе «водородосодержащая смесь с остаточным содержанием метана + воздух» с контролем избыточного давления воздуха, режимы: 1 — ^изб=0,017 бар; 2 — Ризб=0,02 бар

окислителем, в случае использования в этом качестве кислорода воздуха.

Избыточное давление подачи окислителя (с учетом стехиометрии и кинетики окисления-восстановления) также оказывает влияние на рассматриваемые характеристики топливной ячейки (рис. 8). Заметный избыток кислорода воздуха (~ 20 %, режим 1) создает лучшие условия для протекания взаимосвязанных процессов окисления и восстановления. Дальнейшее увеличение избыточного давления подачи окислителя приводит со временем к пересыханию ячейки и ухудшению состояния готовности к работе (режим 2).

Отработанная в ходе этого этапа исследований система мер по подготовке состояния

ячейки к работе, включающая переполюсовку, циклирование с контролирующей регистрацией потенциала в режиме «холостого хода», позволила оперативно отслеживать и учитывать особенности поведения ячейки и воздействовать на ее работу для достижения лучшего результата.

Проведенные исследования режимов работы энергетической установки на водородсо-держащем топливе с остаточным содержанием метана 2 % об., позволяют констатировать стабильную работу на таком нестандартным топливе и могут быть положены в основу дальнейших экспериментов по оценке эффективности подобных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дуников, Д.О. Перспективные технологии использования биоводорода в энергоустановках на базе топливных элементов [Текст] / Д.О. Дуников, В.И. Борзенко, С.П. Малышенко [и др.] // Теплоэнергетика.— 2013. №3— М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2013.— С. 48—57.

2. Lehmann, J. German Hydrogen and Fuel Cell Association [Текст] / Lehmann, J.—Wasserstoff— Der neue Energieträger.— Hydrogeit Verlag, Berlin, 2009.

3. Федоров, М.П. Экспериментальный комплекс для производства водорода из органосодержащих отходов для применения в топливных элементах [Текст] / М.П. Федоров, В.И. Масликов, А.Н Чусов, Д.В. Молодцов // Научно-технические ведомости СПбГПУ— 2011. №4(135).— С. 35-41.

4. Федоров, М.П. Разработка и создание экспериментального комплекса по оптимизации конверторных процессов получения водорода из биогазов

органосодержащих отходов [Текст] / М.П. Федоров, М.Ю. Зубкова, В.В. Кораблёв [и др.] // Тез. докл. 6-й Российской конференции «Физические проблемы водородной энергетики».— СПб.: Изд-во ФТИ им. А.Ф. Иоффе, 2010.— С. 197-198.

5. Лившиц А.И. Сверхпроводимость металлов по водороду и мембранное выделение водорода из газовых смесей [Текст] / А.И. Лившиц // Тез. докл. 4-й Российской конференции «Физические проблемы водородной энергетики».— СПб.: Изд-во ФТИ им. А.Ф. Иоффе, 2007.— С. 1-3.

6. Stroganov A.A., Zubkova M.U. Thermodynamic extent of the ideal fuel cell efficiency [Text] / A.A. Stroganov, M.U. Zubkova // XVI International conference «Chemical Thermodynamic in Russia (RCCT 2007)» and X International conference «Problems Solvatic Complex Formation in Solution». Vol. II.— 2007.— P. 382.

7. Fedorov, M.P. Studies of processes direct feed converter biohydrogen in low temperature fuel cell [Text] / M.P. Fedorov, A.N. Chusov, V.I. Maslikov, M.Yu. Zub-kova, D.V. Molodtsov // Abstracts of VIII International Conference «Fundamental Problems of electrochemical energy.» Saratov., 2011.— P. 436-439. (rus.)

8. Федоров, М.П. Исследование процессов прямой подачи конверторного биоводорода с остаточным содержанием метана в топливный элемент [Текст] / М.П. Федоров, М.Ю. Зубкова, А.А. Томасов, Д.В. Молодцов, Н.К. Зеленина // Тез. докл. 7-й Российской конференции «Физические проблемы водородной энергетики».— СПб.: Изд-во ФТИ им. Иоффе, 2011.— С. 160-162.

9. Giddey S., Ciacchi S., Badwal S.P.S. Fuel Quality and Operational Issues for Polymer Electrolyte Membrane (РЕМ) Fuel Cells [Text] / Ionics, 2005. No. 11.— P. 1-10.

10. Blessing, I. Separation of hydrogen from a hydrogen/methane mixture using a PEM fuel cell [Text] / I. Blessing, C. Gardner, M. Ternan // International Journal of Hydrogen Energy.— 2007.— P. 908-914.

11. Федоров, М.П. Установки получения водорода из биогаза [Текст] / М.П. Федоров, В.И. Масли-ков, М.Ю. Зубкова, Д.В. Молодцов, А.Н. Чусов // Матер. конф. ISWA-2011 «Передовые технологии переработки и захоронения отходов: ориентиры применения и критерии выбора. Москва. 31 мая — 2 июня 2011 года.— C. 25-28;

REFERENCES

1. Dunikov D.O., Borzenko V.I., Malyshenko S.P., Blinov D.V., A.N. Kazakov. Prospective technologies biohydrogen in power plants based on fuel cells [Text]. Thermal Engineering.— 2013. № 3.— P. 48-57. (rus.)

2. Lehmann J. German Hydrogen and Fuel Cell Association [Text].— Wasserstoff— Der neue Energieträger. Hydrogeit Verlag, Berlin, 2009.

3. Fedorov M.P., Maslikov V.I., Chusov A.N., Molodtsov D.V. Experimental complex for the production of hydrogen from organic wastes for use in fuel cells [Text] // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU.— 2011, № 4 (135), P. 35-41. (rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Fedorov M.P., Zubkova M.Yu., Korablev V.V., Maslikov V.I., Molodtsov D.V., Chusov A.N., Terukov E.I., Okunev A.G., Lysikov A.I. Development and creation the experimental complex to optimize the converting process for producing hydrogen from organic wastes biogas [Tekst] // Proc. Reports. 6th Russian Conference «Physical Problems of Hydrogen Energy.» St. Petersburg.— 2010. P. 197-198. (rus.)

5. Livshits A.I. Metal membrane superconductivity for hydrogen and release of hydrogen from gas mixtures [Tekst] // Proc. Reports. 4th Russian Conference «Physical Problems of Hydrogen Energy».— St. Petersburg, 2007.— P. 1-3. (rus.)

6. Stroganov A.A., Zubkova M.U. Thermodynamic extent of the ideal fuel cell efficiency [Text]. — XVI International conference «Chemical Thermodynamic in Russia (RCCT 2007)» and X International conference «Prob-

lems Solvatic Complex Formation in Solution». Vol. II.— 2007.— P. 382.

7. Fedorov M.P., Chusov A.N., Maslikov V.I., Zubkova M.Yu., Molodtsov D.V. Studies of processes direct feed converter biohydrogen in low temperature fuel cell. s of VIII International Conference «Fundamental Problems of electrochemical energy».— Saratov., 2011.— P. 436-439. (rus.)

8. Fedorov M.P., Zubkova M.Yu., Thomasov A.A., Molodtsov D.V. Zelenina N.K. Investigation of process direct feed converter biohydrogen with residual methane content in fuel cell [Text] // Proc. Reports. 7th Russian Conference «Physical Problems of Hydrogen Energy».— St. Petersburg.— 2011.— P. 160-162. (rus.)

9. Giddey S., Ciacchi S., Badwal S.P.S. Fuel Quality and Operational Issues for Polymer Electrolyte Membrane (РЕМ) Fuel Cells [Text] // Ionics.— 2005. No. 11, P. 1-10.

10. Blessing Ibeh, Gardner Chris, Ternan Marten.

Separation of hydrogen from a hydrogen/methane mixture using a PEM fuel cell [Text] // International Journal of Hydrogen Energy.— 2007. P. 908-914.

11. Fedorov, M.P., Maslikov V.I., Zubkova M.Yu., Molodtsov D.V., Chusov A.N. Plants for hydrogen production from biogas [Tekst] // Materials of Conference ISWA-2011 «Advanced technology for processing and disposal of waste: Guidelines and application of the selection criteria. May 31 - June 2. 2011.— P. 25-28. (rus.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ЧУСОВ Александр Николаевич — кандадат технических наук заведующий кафедрой гражданского строительства и прикладной экологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: chusov17@mail.ru

ЗУБКОВА Марина Юрьевна — кандидат химических наук доцент кафедры гражданского строительства и прикладной экологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: marina19zubkova@list.ru

КОРАБЛЁВ Вадим Васильевич—доктор физико-математических наук профессор кафедры физической электроники Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: korablev@spbstu.ru

МАСЛИКОВ Владимир Иванович — доктор технических наук профессор кафедры гражданского строительства и прикладной экологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: vmaslikov@list.ru

МОЛОДЦОВ Дмитрий Владиславович — старший преподаватель кафедры гражданского строительства и прикладной экологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: kovu@bigcats.ru

AUTHORS

CHUSOV Alexander N. — St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: chusov17@mail.ru

ZUBKOVA Marina Yu. — St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: marina19zubkova@list.ru

KORABLEV Vadim V. — St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: korablev@spbstu.ru

MASLIKOV Vladimir I. — St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: vmaslikov@list.ru

MOLODTSOV Dmitry V. — St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: kovu@bigcats.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.