Научная статья на тему 'Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными видами деятельности'

Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными видами деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ОДАРЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / ТВОРЧЕСТВО / СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губа Владимир Петрович

Поиск одаренных и способных детей к определенному виду деятельности является одним из наиболее приоритетных направлений развития современной отечественной науки в междисциплинарных областях основу, в которых составляют педагогика, психология и медицина. Музыкальные или художественные способности у детей, равно как и способности к занятиям спортом предпринимают попытки многочисленные педагоги и тренеры. В связи с этим одной из приоритетных задач отечественной науки является поиск объективных, надёжных индикаторов одарённости детей в том или ином виде деятельности, в котором они могли бы добиться наибольшего успеха. Цель исследования изучить предрасположенность детей к различным видам деятельности. Материалы и методы. В качестве респондентов, проведенных исследований, выступили талантливые дети и подростки трех областей ЦФО Российской Федерации и Белоруссии (всего 192 ребенка). Музыкально одаренные дети являлись учащимися Пинской школы искусств (Республика Беларусь). Художественно одаренные дети, учащиеся гимназии эстетического профиля №4 г. Смоленска. Спортивно одаренные дети, занимающиеся в специализированной школе филиала ЦСКА в г. Смоленске, академии «Спартака» имени Ф. Черенкова (г. Москва), ДЮСШ №7 г. Смоленска. Для интегральной оценки детских способностей была применена система педагогических, морфофункциональных, биомеханических, а также психофизиологических способностей применялась методика «Психотест» производства компании «Нейрософт». Для определения предрасположенности к спортивной, художественной и музыкальной деятельности были отобраны ведущие гены (PPARA, 5HTT, 5HT2A, COMT), которые позволяют выделить генотип и тем самым точнее спрогнозировать индивидуальные способности ребенка по выбору деятельности. Результаты исследования. К критериям отбора по результатам психофизиологической диагностики в зависимости от направления развития таланта (физические качества, музыкальная или художественная одаренность) может быть представлено следующее соотношение: для юных спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта предпочтительно выполнение тестов с высокой или средней скоростью зрительно-моторной реакцией, высокой устойчивостью реакции и уровнем функциональных возможностей; для детей, художественно одаренных допустимо наличие низких скоростей зрительномоторных реакций, однако устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей должны относиться к средним и высоким значениям нормы; для детей, музыкально одаренных необходимым условием гармоничного развития таланта является высокая скорость зрительно-моторных реакций с высокой устойчивостью и функциональным уровенем системы. В процессе генетического анализа установлено, что у юных футболистов наблюдается преобладание носителей С-аллели гена PPARA, что объясняется необходимостью высоких скоростных возможностей. В то время как у юных музыкантов и художников чаще встречается аллель G, определяющая предрасположенность к формированию качества физической и психологической выносливости. Исследованная группа физически и художественно талантливых детей имела различной выраженности доминирование (более 50%) D-аллеля гена АСЕ. Это ассоциируется с развитием быстроты, силы, преобладанием быстрых мышечных волокон, высокими значениями анаэробной работоспособности, агрессии и холерическим темпераментом. Данные качества способствуют высокой адаптационной готовности организма, оптимальным показателям работоспособности и ритма движения при соревновательных нагрузках, во время концертов у музыкантов, эмоциональной мобилизации у художников. При анализе полиморфизмов генов 5HTT, 5HT2A, COMT, являющихся маркерами устойчивости к физическим и психическим нагрузкам, установлено, что талантливые юные спортсмены являлись в больше степени носителями аллели S. Для них в условиях интенсивных физических и психических нагрузок характерны более высокие скорости простой и сложной реакции, но меньшая устойчивость, предрасположенность к развитию скоростных качеств. Юные художественно одаренные дети, наоборот, в значительно большей степени (60%) являлись носителями аллеля L гена 5HTT, что может обусловить относительно низкую предрасположенность к депрессии, высокую психологическую устойчивость к условиям высоких эмоциональных нагрузок. Музыкально одаренные дети характеризовались равновесным соотношением аллелей гена 5HTT, что говорит о разнонаправленности в подборе факторов, способствующих формированию данного таланта. При оценке распределения генотипов гена 5HT2A, отмечено, что среди 20% спортивно талантливых детей встречаются варианты аллелью С, более адаптированных к амплуа, требующих качеств выносливости, с низкой агрессией, высокой психологической адаптацией к длительным физическим нагрузкам. Значительная часть юных спортсменов (60%) предрасположена к развитию скоростных качеств. Это состояние гена наиболее предпочтительно для отбора в игровые виды спорта, поскольку они характеризуются средним состоянием устойчивости скорости реакции, умеренной психологической адаптацией к физическим нагрузкам. В группе юных художников и музыкантов наблюдается отчетливая тенденция преобладания именно генотипа CT, что, безусловно, создает возможность гармоничного развития представленных талантов. Наличие аллели Т является нежелательным для талантливых художников и музыкантов, так как предрасполагает к проявлению высокой агрессивности, быстрому развитию усталости, снижению психологической адаптация к эмоциональным нагрузкам. Заключение. Проведенные исследования позволили выделить ключевые элементы выявления одаренного ребенка: формирование безопасного соответствия занимающихся избранному виду деятельности; эмоционально-комфортные отношения и поддержка при формировании специальных умений, выбранных индивидуумом; предоставление автономии через раннее обучение простейшим специальным навыкам; предоставление возможности формирования и поддержки исследовательской мотивации; на основании правильного выбора учебного или тренировочного заведения, в котором есть профессионалы (ученые, музыканты, художники, тренеры), работающие на уровне международных стандартов; профессионально обладающие высокими личностными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губа Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными видами деятельности»

Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными

видами деятельности

Губа Владимир Петрович

ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет", г.

Смоленск

Ключевые слова:

дети, одаренность, деятельность, интегральные критерии, творчество, спорт

Введение. Поиск одаренных и способных детей к определенному виду деятельности является одним из наиболее приоритетных направлений развития современной отечественной науки в междисциплинарных областях основу, в которых составляют педагогика, психология и медицина.

Музыкальные или художественные способности у детей, равно как и способности к занятиям спортом предпринимают попытки многочисленные педагоги и тренеры. В связи с этим одной из приоритетных задач отечественной науки является поиск объективных, надёжных индикаторов одарённости детей в том или ином виде деятельности, в котором они могли бы добиться наибольшего успеха.

Цель исследования - изучить предрасположенность детей к различным видам деятельности.

Материалы и методы. В качестве респондентов, проведенных исследований, выступили талантливые дети и подростки трех областей ЦФО Российской Федерации и Белоруссии (всего 192 ребенка).

Музыкально одаренные дети являлись учащимися Пинской школы искусств (Республика Беларусь).

Художественно одаренные дети, учащиеся гимназии эстетического профиля №4 г. Смоленска.

Спортивно одаренные дети, занимающиеся в специализированной школе филиала ЦСКА в г. Смоленске, академии «Спартака» имени Ф. Черенкова (г. Москва), ДЮСШ №7 г. Смоленска.

Для интегральной оценки детских способностей была применена система педагогических, морфофункциональных, биомеханических, а также психофизиологических способностей применялась методика «Психотест» производства компании «Нейрософт».

Для определения предрасположенности к спортивной, художественной и музыкальной деятельности были отобраны ведущие гены (PPARA, 5НТТ, 5НТ2А, СОМТ), которые позволяют выделить генотип и тем самым точнее спрогнозировать индивидуальные способности ребенка по выбору деятельности.

Результаты исследования. К критериям отбора по результатам психофизиологической диагностики в зависимости от направления развития таланта (физические качества, музыкальная или художественная одаренность) может быть представлено следующее соотношение:

- для юных спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта предпочтительно выполнение тестов с высокой или средней скоростью зрительно-моторной реакцией, высокой устойчивостью реакции и уровнем функциональных возможностей;

- для детей, художественно одаренных допустимо наличие низких скоростей зрительно-моторных реакций, однако устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей должны относиться к средним и высоким значениям нормы;

- для детей, музыкально одаренных необходимым условием гармоничного развития таланта является высокая скорость зрительно-моторных реакций с высокой устойчивостью и функциональным уровенем системы.

В процессе генетического анализа установлено, что у юных футболистов наблюдается преобладание носителей С-аллели гена PPARA, что объясняется необходимостью высоких скоростных возможностей.

В то время как у юных музыкантов и художников чаще встречается аллель G, определяющая предрасположенность к формированию качества физической и психологической выносливости.

Исследованная группа физически и художественно талантливых детей имела различной выраженности доминирование (более 50%) D-аллеля гена АСЕ. Это ассоциируется с развитием быстроты, силы, преобладанием быстрых мышечных волокон, высокими значениями анаэробной работоспособности, агрессии и холерическим темпераментом. Данные качества способствуют высокой адаптационной готовности организма, оптимальным показателям работоспособности и ритма движения при соревновательных нагрузках, во время концертов у музыкантов, эмоциональной мобилизации у художников.

При анализе полиморфизмов генов 5HTT, 5HT2A, COMT, являющихся маркерами устойчивости к физическим и психическим нагрузкам, установлено, что талантливые юные спортсмены являлись в больше степени носителями аллели S. Для них в условиях интенсивных физических и психических нагрузок характерны более высокие скорости простой и сложной реакции, но меньшая устойчивость, предрасположенность к развитию скоростных качеств.

Юные художественно одаренные дети, наоборот, в значительно большей степени (60%) являлись носителями аллеля L гена 5HTT, что может обусловить относительно низкую предрасположенность к депрессии, высокую психологическую устойчивость к условиям высоких эмоциональных нагрузок. Музыкально одаренные дети характеризовались равновесным соотношением аллелей гена 5HTT, что говорит о разнонаправленности в подборе факторов, способствующих формированию данного таланта.

При оценке распределения генотипов гена 5HT2A, отмечено, что среди 20% спортивно талантливых детей встречаются варианты аллелью С, более адаптированных к амплуа, требующих качеств выносливости, с низкой агрессией, высокой психологической адаптацией к длительным физическим нагрузкам. Значительная часть юных спортсменов (60%) предрасположена к развитию скоростных качеств. Это состояние гена наиболее предпочтительно для отбора в игровые виды спорта, поскольку они характеризуются средним состоянием устойчивости скорости реакции, умеренной психологической адаптацией к физическим нагрузкам.

В группе юных художников и музыкантов наблюдается отчетливая тенденция преобладания именно генотипа CT, что, безусловно, создает возможность гармоничного развития представленных талантов. Наличие аллели Т - является нежелательным для талантливых художников и музыкантов, так как предрасполагает к проявлению высокой агрессивности, быстрому развитию усталости, снижению психологической адаптация к эмоциональным нагрузкам.

Заключение. Проведенные исследования позволили выделить ключевые элементы выявления одаренного ребенка: формирование безопасного соответствия занимающихся избранному виду деятельности; эмоционально-комфортные отношения и поддержка при формировании специальных умений, выбранных индивидуумом; предоставление автономии через раннее обучение простейшим специальным навыкам; предоставление возможности формирования и поддержки исследовательской мотивации; на основании правильного выбора учебного или тренировочного заведения, в котором есть профессионалы (ученые, музыканты, художники, тренеры), работающие на уровне международных стандартов; профессионально обладающие высокими личностными качествами.

Список литературы:

Х.БогоявленскаяД.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

2.Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентации в различные виды спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Губа. - М., Х997. - 48 с.

3.Губа В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия Российской академии образования, Научный журнал. - М., 20Х5. - №3 (35). - С. 7Х-78.

4.Губа В.П. Межпредметные основы выявления способностей индивида в культурно-образовательном пространстве / В.П. Губа // Известия Российской академии образования. - 20Х4. - №4.- С. ХХ4-Х24.

5.Губа В.П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста / В.П. Губа, А.А. Солонкин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 90 с.

6.Губа В.П. Талант и "критические точки" генотипа / В. Губа // Наука и жизнь, 20Х3. - №9. -С. 33.

7.Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008. - 306 с.

8.Губа В.П. Что может Ваш ребенок? / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, Х99Х. - 38 с.

9.Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. -Х960. - №Х. - С. Х3-2Х.

Х0.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И.

Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с. ХХ.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. - М., Х988. - С. 62-75. Х2.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М., Х96Х. - 536 с. Х3.Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - Х996. - №3. - С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.