Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными
видами деятельности
Губа Владимир Петрович
ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет", г.
Смоленск
Ключевые слова:
дети, одаренность, деятельность, интегральные критерии, творчество, спорт
Введение. Поиск одаренных и способных детей к определенному виду деятельности является одним из наиболее приоритетных направлений развития современной отечественной науки в междисциплинарных областях основу, в которых составляют педагогика, психология и медицина.
Музыкальные или художественные способности у детей, равно как и способности к занятиям спортом предпринимают попытки многочисленные педагоги и тренеры. В связи с этим одной из приоритетных задач отечественной науки является поиск объективных, надёжных индикаторов одарённости детей в том или ином виде деятельности, в котором они могли бы добиться наибольшего успеха.
Цель исследования - изучить предрасположенность детей к различным видам деятельности.
Материалы и методы. В качестве респондентов, проведенных исследований, выступили талантливые дети и подростки трех областей ЦФО Российской Федерации и Белоруссии (всего 192 ребенка).
Музыкально одаренные дети являлись учащимися Пинской школы искусств (Республика Беларусь).
Художественно одаренные дети, учащиеся гимназии эстетического профиля №4 г. Смоленска.
Спортивно одаренные дети, занимающиеся в специализированной школе филиала ЦСКА в г. Смоленске, академии «Спартака» имени Ф. Черенкова (г. Москва), ДЮСШ №7 г. Смоленска.
Для интегральной оценки детских способностей была применена система педагогических, морфофункциональных, биомеханических, а также психофизиологических способностей применялась методика «Психотест» производства компании «Нейрософт».
Для определения предрасположенности к спортивной, художественной и музыкальной деятельности были отобраны ведущие гены (PPARA, 5НТТ, 5НТ2А, СОМТ), которые позволяют выделить генотип и тем самым точнее спрогнозировать индивидуальные способности ребенка по выбору деятельности.
Результаты исследования. К критериям отбора по результатам психофизиологической диагностики в зависимости от направления развития таланта (физические качества, музыкальная или художественная одаренность) может быть представлено следующее соотношение:
- для юных спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта предпочтительно выполнение тестов с высокой или средней скоростью зрительно-моторной реакцией, высокой устойчивостью реакции и уровнем функциональных возможностей;
- для детей, художественно одаренных допустимо наличие низких скоростей зрительно-моторных реакций, однако устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей должны относиться к средним и высоким значениям нормы;
- для детей, музыкально одаренных необходимым условием гармоничного развития таланта является высокая скорость зрительно-моторных реакций с высокой устойчивостью и функциональным уровенем системы.
В процессе генетического анализа установлено, что у юных футболистов наблюдается преобладание носителей С-аллели гена PPARA, что объясняется необходимостью высоких скоростных возможностей.
В то время как у юных музыкантов и художников чаще встречается аллель G, определяющая предрасположенность к формированию качества физической и психологической выносливости.
Исследованная группа физически и художественно талантливых детей имела различной выраженности доминирование (более 50%) D-аллеля гена АСЕ. Это ассоциируется с развитием быстроты, силы, преобладанием быстрых мышечных волокон, высокими значениями анаэробной работоспособности, агрессии и холерическим темпераментом. Данные качества способствуют высокой адаптационной готовности организма, оптимальным показателям работоспособности и ритма движения при соревновательных нагрузках, во время концертов у музыкантов, эмоциональной мобилизации у художников.
При анализе полиморфизмов генов 5HTT, 5HT2A, COMT, являющихся маркерами устойчивости к физическим и психическим нагрузкам, установлено, что талантливые юные спортсмены являлись в больше степени носителями аллели S. Для них в условиях интенсивных физических и психических нагрузок характерны более высокие скорости простой и сложной реакции, но меньшая устойчивость, предрасположенность к развитию скоростных качеств.
Юные художественно одаренные дети, наоборот, в значительно большей степени (60%) являлись носителями аллеля L гена 5HTT, что может обусловить относительно низкую предрасположенность к депрессии, высокую психологическую устойчивость к условиям высоких эмоциональных нагрузок. Музыкально одаренные дети характеризовались равновесным соотношением аллелей гена 5HTT, что говорит о разнонаправленности в подборе факторов, способствующих формированию данного таланта.
При оценке распределения генотипов гена 5HT2A, отмечено, что среди 20% спортивно талантливых детей встречаются варианты аллелью С, более адаптированных к амплуа, требующих качеств выносливости, с низкой агрессией, высокой психологической адаптацией к длительным физическим нагрузкам. Значительная часть юных спортсменов (60%) предрасположена к развитию скоростных качеств. Это состояние гена наиболее предпочтительно для отбора в игровые виды спорта, поскольку они характеризуются средним состоянием устойчивости скорости реакции, умеренной психологической адаптацией к физическим нагрузкам.
В группе юных художников и музыкантов наблюдается отчетливая тенденция преобладания именно генотипа CT, что, безусловно, создает возможность гармоничного развития представленных талантов. Наличие аллели Т - является нежелательным для талантливых художников и музыкантов, так как предрасполагает к проявлению высокой агрессивности, быстрому развитию усталости, снижению психологической адаптация к эмоциональным нагрузкам.
Заключение. Проведенные исследования позволили выделить ключевые элементы выявления одаренного ребенка: формирование безопасного соответствия занимающихся избранному виду деятельности; эмоционально-комфортные отношения и поддержка при формировании специальных умений, выбранных индивидуумом; предоставление автономии через раннее обучение простейшим специальным навыкам; предоставление возможности формирования и поддержки исследовательской мотивации; на основании правильного выбора учебного или тренировочного заведения, в котором есть профессионалы (ученые, музыканты, художники, тренеры), работающие на уровне международных стандартов; профессионально обладающие высокими личностными качествами.
Список литературы:
Х.БогоявленскаяД.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
2.Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентации в различные виды спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Губа. - М., Х997. - 48 с.
3.Губа В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия Российской академии образования, Научный журнал. - М., 20Х5. - №3 (35). - С. 7Х-78.
4.Губа В.П. Межпредметные основы выявления способностей индивида в культурно-образовательном пространстве / В.П. Губа // Известия Российской академии образования. - 20Х4. - №4.- С. ХХ4-Х24.
5.Губа В.П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста / В.П. Губа, А.А. Солонкин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 90 с.
6.Губа В.П. Талант и "критические точки" генотипа / В. Губа // Наука и жизнь, 20Х3. - №9. -С. 33.
7.Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008. - 306 с.
8.Губа В.П. Что может Ваш ребенок? / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, Х99Х. - 38 с.
9.Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. -Х960. - №Х. - С. Х3-2Х.
Х0.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И.
Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с. ХХ.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. - М., Х988. - С. 62-75. Х2.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М., Х96Х. - 536 с. Х3.Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - Х996. - №3. - С. 34.