УДК 699.82
ТЕХНОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНОЙ ЗОЛЫ
В МАСТИКЕ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ МОСТОВЫХ И ТОННЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Докт. техн. наук, проф. ЛЯХЕВИЧ Г. Д.1, канд. экон. наук, доц. ЛЯХЕВИЧ А. Г.1, асп. АГАБАБА РАНГРАЗ АЛИРЕЗА НАДЖИБ1, студ. ДАЛИДОВСКАЯ А. А.1
'■'Белорусский национальный технический университет (Минск, Республика Беларусь)
E-mail: [email protected]
Перспективным способом защиты мостов и тоннелей от агрессивного воздействия воды является обмазочная гидроизоляция на основе органоминерального вяжущего. Его структурная прочность может быть увеличена за счет введения частиц, сопоставимых с размерами асфальтенов, а эластичность дисперсионной среды - благодаря введению полимеров. Эти теоретические предпосылки указывают на возможность одновременного обеспечения гибкости при низких температурах и повышенной теплостойкости для мастик на основе органоминеральных вяжущих. В этой связи поставлена цель получить мастику с высокой гибкостью и повышенной теплостойкостью с применением высокодисперсной активированной торфяной золы. Для достижения указанной цели использовали: дробленую резину по ТУ 38.108035-87; дивинилстирольный термоэластпласт ДСТ-30Р-20ПС; битум марки 20/30 по СТБ ЕН 12591-2010; золу от сжигания торфа на Лидском торфобрикетном заводе; индустриальное масло широкого назначения селективной очистки с повышенным индексом вязкости; суперпластификатор - натриевую соль продукта конденсации суль-фооксидата ароматических углеводородов с формальдегидом и нейтрализации гидроокисью натрия (тип 1). С применением этих материалов разработаны составы и технология приготовления органоминеральных мастик. Испытания показали, что модификация мастик высокодисперсной торфяной золой, активированной суперпластификатором НСПКСАУсФ-1, различными полимерными добавками, содействует повышению их теплостойкости, эластичности, водонепроницаемости, а также позволяет регулировать технологические и эксплуатационные свойства мастик. Экспериментально подтверждено, что торфяная зола может успешно использоваться для приготовления высококачественных гидроизоляционных мастик, так необходимых для защиты мостовых и тоннельных конструкций. Это обеспечит не только большой экономический эффект, но и будет способствовать улучшению экологической обстановки в местах сжигания торфа и захоронения золы.
Ключевые слова: мастика, зола, экспериментальные исследования, физико-механические свойства, защита, мостовые и тоннельные конструкции, экономический и экологический эффекты. Табл. 5. Библиогр. 17 назв.
TECHNOLOGIES AND EFFICIENT USE OF PEAT ASH MASTICS FOR WATERPROOFING OF BRIDGE AND TUNNEL STRUCTURES
LYAHEVICHG. D.1>, LYAHEVICH A. G.1>, AGABABA RANGRAZALIREZA NAJIBг>, DALIDOVSKAYA A. A.1
1 Belarusian National Technical University (М1тк, Republic of Beams'
A promising way to protect bridges and tunnels from aggressive water surface waterproofing is organic-based binder. Its structural strength can be increased by the introduction of particle sizes comparable to asphaltenes dispersion medium and the elasticity due to the introduction of polymers. These theoretical background indicate simultaneous flexibility at low temperatures and high heat resistance to organic-based mastics binders. In this regard, it sets a goal to obtain paste with high flexibility and high heat resistance by using finely divided activated peat ash. To achieve this goal used: rubber crushed TU 38.108035-87; divinilstirolny termoelastplast DST-30R-20PS; bitumen grade 20/30 for STB EN 12591-2010; ash from burning peat Lida peat briquette plant; general-purpose industrial oil selective treatment with high viscosity index; superplas-ticizer - sodium salt of the condensation product sulfooksidata aromatics with formaldehyde and sodium hydroxide neytrali-zatsii type 1. With the use of these materials has been developed compositions and technology of preparation of organic-compound. Their tests showed that the modification of finely mastics peat ash, activated superplasticizer NSPKSAUsF-1, various polymer additives, contributes to an increase in their heat resistance, elasticity, water resistance, and allows you to adjust their technological and operational characteristics. Thus experimentally confirmed that the peat ash, used successfully for the preparation of high-quality waterproofing mastic, so necessary for the protection of bridge and tunnel constructions. Its use will provide not only a great economic impact, but also contribute to the improvement of ecological situation in the areas of burning peat and ash disposal.
Keywords: paste, ash, experimental studies, physical and mechanical properties, protection, bridge and tunnel constructions, economic and ecological effects.
Tabl. 5. Bibl. 17 titles.
Наука итехника, № 6, 2015
Введение. Долговечность бетонных и железобетонных конструкций мостов и тоннелей достигается эффективной гидроизоляцией. Срок ее службы в атмосфере около 5-14 лет [1-4]. Среди основных причин разрушения мостовых и тоннельных сооружений - образование протечек в местах сопряжения гидроизоляции, а также изменившаяся экология, неправильный выбор типа и конструкции гидроизоляции, некачественное выполнение гидроизоляционных работ и др.
Наиболее распространенным видом при строительстве мостов, прежде всего малых и средних, является обмазочная гидроизоляция. Применение обмазочной гидроизоляции на основе органоминерального вяжущего - один из эффективных методов защиты мостовых и тоннельных конструкций от агрессивного воздействия окружающей среды. Основные компоненты обмазочных битумно-полимерных гидроизоляционных мастик - битум, пластификатор, полимер и наполнитель. Свойства таких композиций существенно зависят от структуры и свойств битума.
Согласно классификации А. С. Колбанов-ской [5, 6], различают битумы I, II и III структурных типов, которые можно отожествлять с коллоидными системами гель, золь и золь-гель. Битумы I типа содержат более 25 % ас-фальтенов, менее 24 % смол и более 50 % углеводородов. При этом доля асфальтенов в общей сумме асфальтосмолистых веществ составляет более 0,50, а отношение их к сумме углеводородов и смол - более 0,35. Битумы данного типа не рекомендованы для дорожного строительства в связи с низкой устойчивостью против воздействия окислительных факторов в процессе технологической переработки [6-14].
Битумы II типа содержат менее 18 % ас-фальтенов, более 36 % смол и менее 48 % углеводородов. Доля асфальтенов в общей сумме асфальтосмолистых веществ составляет менее 0,3, а отношение их к сумме углеводородов и смол - менее 0,2. Преимущества битумов данного типа - высокая когезия, деформационная устойчивость в упруговязком состоянии и повышенная сопротивляемость воздействию окислительных факторов, приводящих к старению [6, 7, 14-16]. К недостаткам относятся отсутствие эластического и упругопластического
состояний, низкая теплоустойчивость, плохая водоустойчивость. Ко II типу относятся битумы марок БН с регламентированными показателями свойств.
Битумы III типа содержат асфальтены (21-23 %), смолы (29-34 %) и углеводороды (46-50 %). При этом доля асфальтенов в общей сумме асфальтосмолистых веществ составляет 0,39-0,44, а их отношение к сумме углеводородов и смол 0,25-0,30. Структура битума III типа не имеет явно выраженных недостатков первых двух типов и рекомендована для применения во всех дорожно-климатических зонах под маркой БНД [5-9]. При изменении температуры можно наглядно проследить непрерывный переход структуры битумов от истинных растворов к дисперсиям - сначала неструктурированным «золям», когда дисперсная фаза представлена несвязными между собой дисперсными частицами, разделенными дисперсионной средой, затем структурированным - с дисперсной фазой в виде коагуляционной сетки «гелям» и далее к конденсационным структурам с переходом в стеклообразное твердое состояние [6-8, 12-16].
Для создания такой гидроизоляции необходимо повысить когезионную прочность вяжущего путем увеличения коагуляционных контактов между компонентами мастики. Введение в битумное вяжущее наполнителя, размер частиц которого соизмерим с размерами частиц дисперсной фазы, позволяет повышать вазкость дисперсионной среды, что обеспечит повышение теплостойкости и деформативности.
Для дисперсных систем имеется возможность использовать формулу Муни
П* = ехр(асу/1 - ксу), (1)
где п* = п/%; П* - относительная сдвиговая вязкость системы; п - вязкость дисперсной системы; пS - вязкость дисперсионной среды; а - коэффициент, равный 2,5; с у - концентрация асфальтенов по объему; к - постоянная для каждой дисперсной системы, подбирается экспериментально.
Если к = 1,35, то система наиболее упакована, а если к = 1,91 - тогда упаковка наименее плотная.
Благодаря исследованиям А. С. Колбанов-ской [5, 6] вязкость битумов в зависимости от
Наука итехника, № 6, 2015
концентрации в них асфальтенов по массе Ст преобразована в следующий вид:
П* = ехр(5,2ст/1 - 3,4ст). (2)
При этом с увеличением ст возрастает отклонение п*/ст от линейной зависимости, и при критической концентрации ст = 18 % мас. дисперсная фаза образует коагуляционный каркас из асфальтеновых комплексов. Увеличение значения ст до 23 % мас. (вторая критическая точка) ведет к предельному уменьшению толщины сольватных оболочек за счет связывания части дисперсионной среды асфальтенами. Таким образом, структурная прочность битумов может быть повышена за счет введения частиц, сопоставимых с размерами асфальте-нов, а эластичность дисперсионной среды -благодаря введению полимеров. Эти теоретические предпосылки указывают на возможность одновременного обеспечения гибкости при низких температурах и повышенной тепло-
Физико-химическая характеристика
стойкости для мастик на основе органомине-ральных вяжущих.
Цель исследования - учитывая высказанные теоретические предпосылки, получить мастику с высокой гибкостью и повышенной теплостойкостью с использованием высокодисперсной активированной торфяной золы.
Характеристика исходных материалов. Для приготовления гидроизоляционной мастики использовали перечисленные ниже материалы:
• дробленую резину по ТУ 38.108035-87 (размер зерен от 1 до 5 мм; потеря массы при высушивании 0,3 %; содержание включений черных металлов 0 %; содержание включений кордного волокна 2,1 % мас.);
• дивинилстирольный термоэластпласт ДСТ-30Р-20ПС по ТУ 38.40370-91;
• битум марки 20/30 по СТБ ЕН 12591-2010. Его характеристика представлена в табл. 1;
Таблица 1
а марки 20/30 по СТБ ЕН 12591-2010
Показатель Метод испытания Битум марки 20/30 Исследуемый битум
Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм EN 1426 20-30 29
Температура размягчения по кольцу и шару EN 1427 55-63 56
Стойкость к затвердеванию при 163 °С: EN 12607-1
остаточная пенетрация, % >55 71
увеличение температуры размягчения, °С <8 4
изменение массы, % <0,5 0,2
Температура вспышки, °С EN ISO 2592 >240 253
Растворимость, % мас. EN 12592 >99,0 99,5
Индекс пенетрации EN 12591-2010 Приложение А От -1,5 до +0,7 -0,2
Температура хрупкости по Фраасу, °С EN 12593 - -12
Групповой химический состав:
метано-нафтеновые 21,7
циклические ароматические: моно~ би~ поли~ 28,4 8,7 7,9 11,8
смолы 23,4
асфальтены 26,5
Содержание кислородсодержащих функциональных групп, мг КОН/г: карбоксильных, -СООН сложноэфирных, -СООR гидроксильных, -ОН карбонильных, =С=О [7] - 0,71 21,06 6,34 2,62
Наука итехника, № 6, 2015
• золу от сжигания торфа на Лидском торфобрикетном заводе (ТБЗ) следующего химического состава, мас. %: SiO2 - 34,99; А1203 - 7,60; Ре20з - 10,65; СаО - 39,01; MgO - 2,12; Мп02 - 0,18; К2О - 0,94; ^О - 0,44; TiO2 -0,42; Р205 - 1,13; SO3 - 0,61; потери при прокаливании 1,86.
Активность торфяной золы: основной критерий, определяющий ее способность проявлять вяжущие свойства, - наличие кальция в свободном или связанном виде. Для оценки активности золы использовали следующие критерии [14, 15]:
- модуль основности (гидросиликатный модуль) Мо, который представляет собой отношение суммы основных оксидов к сумме кислотных оксидов;
- силикатный (кремнеземистый) модуль Мс, показывающий отношение оксида кремния, вступающего в реакцию с другими оксидами, к суммарному содержанию оксидов алюминия и железа;
- коэффициент качества К - отношение оксидов, повышающих гидравлическую активность к оксидам, снижающим ее.
Расчеты модуля основности (гидросиликатного) Мо, силикатного (кремнеземистого) модуля Ме, коэффициента качества К показали, что зола, полученная при сжигании торфа на Лидском ТБЗ, относится к скрыто активным золошлаковым материалам и требует интенсификации твердения. Результаты испытаний физических свойств торфяной золы Лидского ТБЗ представлены в табл. 2;
Таблица 2
Физические свойства золы, образующейся при сжигании торфа на Лидском ТБЗ (после помола в шаровой мельнице)
Таблица 3
Физико-химическая характеристика индустриального масла широкого назначения селективной очистки с повышенным индексом вязкости
Физическое свойство Показатель золы, отобранной на Лидском ТБЗ
Средняя плотность, кг/м3 2246
Насыпная плотность, кг/м3 728
Удельная поверхность, см2/г 3209
Влажность, % мас. 0,36
Наименование показателя Значение
Вязкость при 50 оС, мм2/с 48,7
Индекс вязкости 86
Температура, оС:
вспышки в открытом тигле 223
застывания -19
Содержание, мас. %: механических примесей серы водорастворимых кислот и щелочей фенола и воды Отсутствует 0,4 Отсутствует Отсутствует
Зольность, мас. %. 0,002
Коксуемость, мас. % 0,11
Кислотное число, мг КОН/г 0,03
• минеральное масло с характеристикой, представленной в табл. 3;
• суперпластификатор - натриевая соль продукта конденсации сульфооксидата ароматических углеводородов с формальдегидом и нейтрализации гидроокисью натрия, тип 1 (НСПКСАУсФ-1).
Для получения суперпластификатора были использованы:
- ароматические нефтепродукты - экстракт селективной очистки масел (плотность при 20 оС 0,9815 г/см3; показатель преломления 1,5804; молекулярная масса 264; пределы кипения 232-436 оС; групповой химический состав, мас. %: парафино-нафтеновые 8,1; циклические ароматические 91,2; смолы 0,7; количество кислородсодержащих функциональных групп, мг КОН/г: карбоксильных (-СООН) 0,12; сложноэфирных (-COOR) 1,38; гидроксильных (ОН) 0,21; карбонильных (>С = 0) 0,15;
- кальцинированная сода марки Б ОКП 21 3111 0100 второго сорта ОКП 21 3111 0140 с содержанием Ка2С03 99,3 мас. %;
- олеум 20%-й с содержанием серной кислоты 104,5 % плотностью 1,8965 г/см3;
- гидроокись натрия 42,5 % (водный раствор).
Суперпластификатор получен на кафедре мостов и тоннелей БНТУ по следующей технологии. Предварительно получали оксидат ароматических углеводородов (оксидат масла ПН-6ш) путем окисления ароматических углеводородов кислородом воздуха при температуре 175 оС в присутствии катализатора гидроокиси натрия при атмосферном давлении.
Наука итехника, № 6, 2015
Суперпластификатор получали путем сульфирования оксидата ароматических углеводородов 20%-м олеумом (из расчета 1,00 мас. часть оксидата и 1,25 мас. частей олеума) при температуре 156 оС в течение 92 мин; продукт сульфирования конденсировали формальдегидом при 128 оС в течение 3,4 ч, а затем массу нейтрализовали гидроокисью натрия до рН = 7,3. В результате получили суперпластификатор со следующими качественными показателями: массовая доля сухих веществ 62,3 %, плотность при 20 °С 1,2756 г/см3, показатель активности водородных ионов 8,12;
• микрокремнезем марки МК-85 (ТУ 5743048-02495332), который подвергался активации при температуре ±110 оС. Характеристика микрокремнезема после активации: истинная плотность 2,2436 г/см3, удельная поверхность 21,97 м2/г, в неуплотненном состоянии с насыпной плотностью 169 кг/м3.
Состав гидрои
Технология приготовления гидроизоляционной мастики. Расчетное количество нефтяного битума марки 20/30 (СТБ ЕН 12591-2010) загружали в лопастную мешалку, нагревали до температуры 150-180 оС, подавали резиновую крошку, модифицированную индустриальным маслом широкого назначения селективной очистки с повышенным индексом вязкости (табл. 2), и дивинилстирольный тер-моэластпласт ДСТ-30Р-20ПС. Массу перемешивали в течение 20-30 мин, затем вводили высокодисперсную торфяную золу, активированную суперпластификатором НСПКСАУсФ-1, смесь перемешивали в течение 10-15 мин до однородной массы и готовую гидроизоляционную мастику выгружали, охлаждали и исследовали. Образцы мастик испытывали по [16].
Составы гидроизоляционной мастики представлены в табл. 4, характеристики исследуемых мастик даны в табл. 5.
Таблица 4
онных мастик
Компонент Состав образцов мастик, мас. %
1 2 3 4 5
Битум нефтяной марки 20/30 59,3 56,8 54,3 51,8 49,3
Термоэластпласт дивинилстирольный ДСТ-30Р-20ПС 12,4 12,4 12,4 12,4 12,4
Резина дробленая (ТУ 38.108035-87) 11,2 11,2 11,2 11,2 12,,2
Масло минеральное индустриальное 8,6 8,6 8,6 8,6 8,6
Суперпластификатор НСПКСАУсФ-1 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0
Зола от сжигания торфа на Лидском ТБЗ 6,5 8,5 10,5 12,5 14,5
Таблица 5
Физико-механические характеристики гидроизоляционных мастик
Компонент Состав образцов мастик, мас. %
1 2 3 4 5
Теплстойкость, °С 78 87 101 109 118
Гибкость, °С -42 -41 -38 -32 -27
Потеря массы при 163 °С за 5 ч, % 0,35 0,31 0,27 0,24 0,21
Температура вспышки, °С >250 >250 >250 >250 >250
Водонепроницаемость в течение 72 ч при давлении 0,001 МПа Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает Выдерживает
Прочность сцепления при (20 ± 5) °С, МПа: с бетоном 0,19 0,23 0,26 0,34 0,31
с металлом 0,17 0,18 0,21 0,32 0,29
Водопоглощение в течение 24 ч, % по массе 0,15 0,18 0,21 0,34 0,42
Наука итехника, № 6, 2015
ВЫВОДЫ
1. Исследования показали, что структурная прочность мастик увеличивается за счет введения частиц, сопоставимых с размерами асфаль-тенов, а эластичность дисперсионной среды -благодаря введению полимера ДСТ (табл. 3). Модификация мастик высокодисперсной торфяной золой, активированной суперпластификатором НСПКСАУсФ-1, различными полимерными добавками, содействует повышению их теплостойкости, эластичности, водонепроницаемости, а также позволяет регулировать технологические и эксплуатационные свойства мастик.
2. Экспериментально подтверждено, что высокодисперсная торфяная зола, активированная суперпластификатором НСПКСАУсФ-1, может успешно применяться для приготовления высококачественных гидроизоляционных мастик, так необходимых для защиты мостовых и тоннельных конструкций. Ее использование обеспечит не только большой экономический эффект, но и будет способствовать улучшению экологической обстановки в местах сжигания торфа и захоронения золы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новые гидроизоляционные и кровельные материалы и их долговечность / А. М. Кисина [и др.]. - Л.: Энергия, 1980. - 80 с.
2. Виноградский, Д. Ю. Эксплуатация и долговечность мостов / Д. Ю. Виноградский, Ю. Д. Руденко, А. А. Шкуратовский. - Киев: Будвельник, 1985. - 104 с.
3. Джигит, С. Г. Проблемы долговечности железобетонных мостов / С. Г. Джигит, Ю. Л. Родин, Д. Г. Джигит // Автодорожник Украины. - 1990. - № 2. - С. 32-34.
4. Джигит, С. Г. Надший г1дро1золяцшний захист -запорука довгов1чносл транспортних споруд / С. Г. Джигит, Ю. Л. Родин, Н. А. Кузьмина // Автошляховик Украь ни. - 2001. - № 2. - С. 39-42.
5. Колбановская, А. С. Исследование дисперсных структур в нефтяных битумах с целью получения оптимального материала для дорожного строительства: авто-реф. дис... д-ра техн. наук: 05.17.07 А. С. Колбановская / Московский институт нефтехимической и газовой пром-сти имени И. М. Губкина. - М., 1967. - 54 с.
6. Колбановская, А. С. Дорожные битумы / А. С. Кол-бановская, В. В. Михайлов. - М.: Транспорт, 1973. - 264 с.
7. Гун, Р. Б. Нефтяные битумы / Р. Б. Гун. - М.: Химия, 1989. - 432 с.
8. Руденская, И. М. Реологические свойства битумов / И. М. Руденская, А. В. Руденский. - М.: Высш. шк., 1967. - С. 3-12.
9. Руденская, И. М. Состав, структура и физико-механические свойства нефтяных битумов / И. М. Руден-ская, А. В. Руденский // Дороги и мосты. - 2009. - № 22. -С. 278-295.
10. Сюняев, З. И. Реологические свойства битумов в области фазового перехода / 3. И. Сюняев, А. А. Гуреев, С. А. Бегунц // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 1983. - № 1. - С. 48-52.
11. Сюняев, 3. И. Физико-химическая механика дисперсных систем / 3. И. Сюняев. - М.: МИНХ и ГП имени И. М. Губкина, 1981. - 90 с.
12. Руденская, И. М. Органические вяжущие для дорожного строительства / И. М. Руденская, А. В. Руден-ский. - М.: Транспорт, 1984. - 229 с.
13. Киричек, Ю. А. Экспериментальные исследования свойств модифицированных битумов, применяющихся в дорожном строительстве / Ю. А. Киричек, В. В. Демьяненко, А. А. Сухоребрый // Вюник Придшпровсько! державно! академп будавництва та архггектури. - 2008. -№ 6-7. - С. 14-17.
14. Ляхевич, Г. Д. Технология и экономика вяжущих материалов с использованием кислых гудронов / Г. Д. Ля-хевич, А. Г. Ляхевич. - Минск: БНТУ, 2006. - 251 с.
15. Ляхевич, Г. Д. Технология термопластификации сапропелитовых и каменных углей / Г. Д. Ляхевич, А. Г. Ляхевич. - Минск: БНТУ, 2009. - 250 с.
16. Ляхевич, Г. Д. Технология и экономика переработки вторичных резиновых материалов, включая шины с металлокордом / Г. Д. Ляхевич, А. Г. Ляхевич. - Минск: БГПА, 1999. - 244 с.
17. Ляхевич, Г. Д. Технология производства гидроизоляционных работ: метод. пособие / Г. Д. Ляхевич. -Минск: БНТУ, 2013. - 140 с.
Поступила 20.10.2015
REFERENCES
1. Kisina, A. M., Ladyzhenskajab L. L., Popchenko, S. N., & Trofimov, V. N. (1980) New Waterproof and Roofing Materials and their Durability. Leningrad, Energia. 80 p. (in Russian).
2. Vinogradsky, D. Yu., Rudenko, Yu. D., & Shku-ratovsky, A. A. (1985) Operation and Durability of Bridges. Kiev, Publishing House "Budivelnik". 104 p. (in Russian).
3. Djigit, S. G., Rodin, Yu. L., & Djigit, D. G. (1990) Problems in Durability of Reinforced Concrete Bridges. Avtodorozhnik Ukrainy [Automobile Road Builder of the Ukraine], 2, 32-34 (in Russian).
4. Djigit, S. G., Rodin, Ju. L., Kuzmina, N. A. (2001) Reliable Waterproof Protection - Durability Guarantee of Transport Infrastructure Facilities. Avtoshliakhovik Ukrainy [Automobile Road Builder of the Ukraine], 2, 39-42 (in Ukrainian).
5. Kolbanovskaya, A. S. (1967) Issledovanie Dispersnyh Struktur v Neftjanyh Bitumah s Celju Poluchenija Optimalno-go Materiala dlja Dorozhnogo Stroitelstva. Avtoref Dis. d-ra
Наука итехника, № 6, 2015
tehn. nauk [Investigation of Disperse Structures in Oil Bitumen with the Purpose to Obtain Optimum Material for Road Construction. Extended Abstract of Dissertation on D.Sc. in Engineering]. Moscow. 54 p. (in Russian).
6. Kolbanovskaya, A. S., & Mikhailov, V. V. (1973) Road Bitumen. Moscow, Transport. 264 p. (in Russian).
7. Gun, R. B. (1989) Oil Bitumen. Moscow, Khimiya. 432 p. (in Russian).
8. Rudenskaya, I. M., & Rudensky, A. V. (1967) Rheolo-gicalProperties of Bitumen. Moscow, Vysshaya Shkola, 3-12 (in Russian).
9. Rudenskaya, I. M., & Rudensky, A. V. (2009) Composition, Structure and Physical and Mechanical Properties of Oil Bitumen. Dorogi i Mosty [Roads and Bridges], 22, 278-295 (in Russian).
10. Sunyaev, Z. I., Gureev, A. A., Begunts, S. A. (1983) Rheological Properties of Bitumen in the Field of Phase Transition. Izvestija Vysshih Uchebnyh Zavedenij. Neft i Gaz [Higher Educational Institutions News. Oil and Gas], 1, 48-52 (in Russian).
11 Sunyaev, Z. I. (1981) Physical and Chemical Mechanics of Disperse Systems. Moscow: Moscow Institute of Petrochemical Oil and Gas Industry Named After I. M. Gubkin. 90 p. (in Russian).
12. Rudenskaya, I. M., & Rudensky, A. V. (1984) Organic Binders for Road Construction. Moscow, Transport. 229 p. (in Russian).
13. Kirichek, Yu. A., Demyanenko, V. V., Sukhorebry, A. A. (2008) Experimental Investigations on Properties of Modified Bitumen Applied in Road Construction. Visnik Pridniprovskoi Derzhavnoi Akademii Budivnictva ta Arhitekturi [Bulletin of Prydniprovska State Academy of Civil Engineering and Architecture], 6-7, 14-17 (in Ukrainian).).
14. Lyakhevich, G. D., & Lyakhevich, A. G. (2006) Technology and Economics of Binding Materials while Using Acid Sludge. Minsk: BNTU. 251 p. (in Russian).
15. Lyakhevich, G. D., & Lyakhevich, A. G (2009) Technology of Thermoplastification for Sapropelite and Bituminous Coal. Minsk: BNTU. 250 p. (in Russian)
16. Lyakhevich, G. D., & Lyakhevich, A. G. (1999) Technology and Economics for Recycling of Secondary Rubber Materials Including Tyres with Steel Cords. Minsk: BSPA. 244 p. (in Russian).
17. Lyakhevich, G. D. (2013) Technology for Execution of Waterproofing Works. Minsk: BNTU. 140 p. (in Russian).
Received 20.10.2015
HayKa «TexHMKa, № 6, 2015