Научная статья на тему 'Технология формирования предпринимательской активности обучающихся профессиональных образовательных организаний'

Технология формирования предпринимательской активности обучающихся профессиональных образовательных организаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ситуации развития / алгоритм принятия управленческого решения / предпринимательство / технология обучения / задачные формы организации обучения / situation development / algorithm of decision-makin / entrepreneurship / education technology / task forms of organization of learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — B. B. Николина, А. В. Шарина

В статье сделан краткий теоретический анализ исследований проблемы формирования предпринимательской активности обучающихся и представлена модель технологии формирования предпринимательской активности у выпускников профессиональных образовательных организаций. Новизна работы состоит в разработке технологии формирования предпринимательской активности обучающихся на основе задачных форм организации обучения и использовании цикла принятия управленческого решения в качестве способа решения учебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — B. B. Николина, А. В. Шарина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF ENTERPRISE ACTIVITY OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article gives a brief theoretical analysis of researches of problems of formation of enterprise activity of students and presents a model of technologies of formation of enterprise activity among graduates of professional educational organizations. The novelty of this work is the development of technologies of formation of enterprise activity of students based on task forms of organization of learning and the use of the loop of decision-making as a way of solving educational problems.

Текст научной работы на тему «Технология формирования предпринимательской активности обучающихся профессиональных образовательных организаний»

YAK 377.5 ББК 74.47

B.B. НИКОЛИНА, A.B. ШАРИНА

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАУИЙ

V.V. NIKOLINA, A.V. SHARINA

TECHNOLOGY OF FORMATION OF ENTERPRISE ACTIVITY OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

В статье сделан краткий теоретический анализ исследований проблемы формирования предпринимательской активности обучающихся и представлена модель технологии формирования предпринимательской активности у выпускников профессиональных образовательных организаций. Новизна работы состоит в разработке технологии формирования предпринимательской активности обучающихся на основе задачных форм организации обучения и использовании цикла принятия управленческого решения в качестве способа решения учебных задач.

The article gives a brief theoretical analysis of researches of problems of formation of enterprise activity of students and presents a model of technologies of formation of enterprise activity among graduates of professional educational organizations. The novelty of this work is the development of technologies of formation of enterprise activity of students based on task forms of organization of learning and the use of the loop of decision-making as a way of solving educational problems.

Ключевые слова: ситуации развития; алгоритм принятия управленческого решения; предпринимательство; технология обучения, задачные формы организации обучения.

Key words: situation development; algorithm of decision-makin; entrepreneurship; education technology; task forms of organization of learning.

В условиях становления в нашей стране постиндустриального общества необходимость модернизации профессионального образования становится насущной проблемой, поскольку новой экономике, имеющей инновационный вектор развития, нужен работник, обладающий предпринимательским потенциалом и способный к организации собственного бизнеса. Именно поэтому в среднем профессиональном образовании востребованы разработка и внедрение эффективных механизмов системной организации процессов формирования у выпускников профессиональных образовательных организаций по специальностям технического профиля предпринимательской активности, что предопределяет необходимость модернизации используемых технологий, средств и способов организации образовательного процесса.

Анализ исследований, посвященных проблеме организации сопровождения формирования предпринимательской активности обучающихся в системе среднего профессионального образования, показал, что ведущей идеей является имитация предпринимательской деятельности в образовательном процессе: создание особых педагогических ситуаций на учебной практике, моделирующих предпринимательскую деятельность, где ведущим методом обучения является метод проектирования (А.Н. Бартенев) [2, с. 15]; использование учебной фирмы как ведущего метода ориентации выпускников профессиональных образовательных организаций в области предпринимательства (М.И. Никулаева) [7, с. 17] и интегративной методики, объединяющей традиционные и инновационные методы, средства, формы и содержание обучения в целях переструктурирования информационного содержания учебных занятий (А.Н. Шилкина) [9, с. 11]. Идеи авторов весьма актуальны, од-

нако в системе среднего профессионального образования их использование носит локальный характер и не обладает технологической оформленностью.

В ситуации изменений, происходящих в современном профессиональном образовании, все более значимой для организации образовательного процесса становится педагогическое сопровождение мобилизации собственных ресурсов обучающихся при формировании у них предпринимательской активности. В качестве средства решения данной задачи выступает разработанная технология формирования предпринимательской активности обучающихся, в основу которой были положены идеи Г.А. Игнатьевой [4], Е.И. Исаева [8], В.И. Слободчикова [8], Э.Ф. Зеера [3]. Технология обеспечивает возможность формирования предпринимательской активности обучающихся в практической деятельности профессиональных образовательных организаций.

В нашем исследовании технология представлена как совокупность заданных форм организации образовательного процесса, основанная на типологии учебных задан, соответствующих компетенциям, сопряженным с видами деятельности предпринимателя (организация предпринимательской деятельности, осуществление предпринимательской деятельности, разработка и выведение на рынок товаров (услуг), командообразование и управление персоналом); а также способе их решения, в основу которого положен цикл принятия управленческого решения как основной функции деятельности предпринимателя.

Элементарной единицей технологии определена учебная задача, которую решает обучающийся в условиях конкретной ситуации, обеспечивающей приращение профессиональных компетенций в области предпринимательской активности. При решении учебной задачи происходит становление личного опыта обучающегося, основой которого является рефлексия собственных действий, представлений, понимания, интерпретации, предположения о дальнейшем ходе процессов и явлений, реагирования, применения. Основой способа решения учебной задачи является последовательная смена ситуаций развития обучающегося (см. рис.), которые обеспечивают приращение способности предвидеть последствия принимаемых решений и на этой основе осуществлять своевременную регуляцию поведения путем выбора альтернативного способа достижения поставленной цели, обеспечивают становление позиционности, активности и инициативности обучающегося на основе рефлексии его личного опыта решения учебной задачи.

Каждая ситуация развития, определяющая стадию процесса принятия управленческого решения, обладает деятельностным содержанием и имеет свои целевые ориентиры:

- ситуация актуализации и проблематизации предпринимательской деятельности - дает характеристику ситуации и предполагает проведение обучающимся анализа ситуации и выявления противоречий в деятельности предпринимателя для определения имеющейся проблемы и установления направлений принятия управленческого решения, что и становится собственной учебной задачей обучающегося;

- ситуация анализа проблемы и постановки цели - основывается на выявлении причин проблемы предпринимателя и постановке цели и задач учебной деятельности по разрешению проблемы предпринимателя;

- ситуация разработки альтернатив и выбора оптимального решения - предполагает выработку обучающимся альтернативных управленческих решений по разрешению проблемы на базе имеющихся у него знаний (при их достаточности), а также выявление потребности отыскания путей разрешения проблемы посредством поиска новых знаний (при их недостаточности), новых способов действий. В данной ситуации обучающийся создает образ желаемого результата и определяет критерии его достижения, осуществляет отбор из множества альтернативных решений одного, при этом способ отбора способа решения вариативен: оценка по одному или несколь-

ким критериям; многократный или повторяющийся выбор; выбор в условиях полной определенности, выбор в условиях риска, или выбор в условиях неопределенности;

- ситуация реализации выбранного решения - заключается в составлении плана действий по воплощению решения на практике; реализации решения в условиях учебной деятельности;

- ситуация контроля и оценка результатов, рефлексии - предполагает презентацию принятого управленческого решения по разрешению проблемы, а также выстраивание собственной рефлексивной позиции к принятому решению.

Рис. Модель технологии формирования предпринимательской активности обучающихся на основе принятия управленческого решения

Средствами реализации технологии формирования предпринимательской активности обучающихся является ее сопровождение:

- пространственно-функциональное - образовательный предпринимательский кластер, на базе которого проводятся занятия, в том числе занятия учебной фирмы, где организуется индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и выпускников профессиональной образовательной организации по вопросам организации бизнеса и ведения предпринимательской деятельности;

- педагогическое сопровождение осуществляется преподавателями, которые отвечают за общее сопровождение экономической подготовки, а также сопровождение индивидуальных маршрутов формирования предпринимательской активности обучающегося при работе в учебной фирме и/или разработке бизнес-проектов, и консультантами, которые осуществляют постсопровождение выпускников, намеревающихся реализовать бизнес-идею на практике и зарегистрировать бизнес [6, с. 139];

- дидактико-методическое обеспечение - «интегрированная совокупность методов, средств и форм обучения, реализуемая в процессе непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса» [5, с. 448], основой его является учебно-методический комплекс, включающий электронный портфель презентаций; портфель бизнес-квестов, кейсов; методические рекомендации по ролевым и деловым играм, методические рекомендации по построению бизнес-моделей, разработке бизнес-плана и др.

Технология формирования предпринимательской активности обучающихся, решает комплекс прикладных задач:

1. Ориентирование обучающихся и образовательного процесса на предпринимательство посредством использования в образовательном процессе ноогеновских задач и бизнес-квестов. Ноогеновские задачи и бизнес-квесты решаются в формате тренингов, в командном взаимодействии, приводя в действие нестандартное мышление обучающихся [1], они не имеют всех необходимых условий для поиска решения, а потому обеспечивают получение опыта принятия решений в условиях неопределенности, характерных для предпринимательской деятельности. Для решения ноогеновской задачи обучающемуся необходимо самому достраивать условия задачи, а затем выстраивать новое знание на основе перестраивания всех имеющихся знаний и понятий, вступая в противоречие с обычным образом мыслей [1]; а при выполнении заданий бизнес-квеста - необходимо найти способ получения недостающей информации из всех возможных источников, а затем использовать ее для решения учебной задачи.

2. Формирование у обучающихся понимания сущности предпринимательской деятельности и подходах к ее реализации на основе решения учебных задач, содержание которых связано с видами деятельности осваиваемой специальности и прикладными аспектами предпринимательства и предполагает активное участие в их разрешении обучающихся на основе использования на учебных занятиях кейсов, игр и упражнений, моделирующих бизнес. Обучающиеся с одной стороны получают личный опыт активного освоения содержания предпринимательской активности и становление рефлексии; с другой - развивают навыки общения и адаптации к правилам групповой деятельности, вступая во взаимодействие с другими обучающимися при работе в малых группах, получая возможность «проживания» различных социальных ролей в зависимости от ситуации, развития способностей разрешения конфликтов.

3. Трансформирование когнитивной сущности и эмоциональной составляющей личного опыта обучающегося в образовательную предметную деятельность в условиях практики и/или во внеурочной учебной деятельности на основе становления умения переносить экономические знания и умения в новые ситуации, в иные предметные области при работе в учебной фирме или при разработке проектов. Это позволяет развивать

инновационное мышление, формировать потребность в самообразовании, нормативно-правовые навыки деятельности в области предпринимательства, развивать чувство социальной и экономической ответственности за бизнес.

Технология формирования предпринимательской активности обучающихся профессиональных образовательных организаций предполагает использование активных и интерактивных методов обучения, интегративных форм проведения учебных занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития предпринимательской активности обучающихся профессиональных образовательных организаций. В практической плоскости успешность технологии обеспечивается за счет:

- педагогического сопровождения при реализации субъектного подхода и профессионально-ориентированной экономической подготовки на основе создания в образовательном процессе пространства для открытого взаимодействия преподавателя и обучающихся. Этому способствует решение учебных задач, имеющих личностную и профессиональную направленность, и предполагающих со-творческую деятельность обучающихся и преподавателей в целях формирования предпринимательской активности обучающихся;

- содействия самостоятельности обучающихся при их вовлечении в творческие процессы на основе деятельностного подхода в обучения и реорганизации образовательного процесса по освоению экономических знаний таким образом, чтобы обучающийся сам стал творцом собственных знаний, а предметное экономическое содержание - средством овладения новым;

- введения в образовательную деятельность дополнительного экономического содержания, посредством использования методов активного и интерактивного обучения, в том числе тренингов, обеспечивающих обучающимся рост эффективности познавательной деятельности на основе нетрадиционной организации учебного процесса.

Разработанная технология формирования предпринимательской активности обучающихся профессиональных образовательных организаций способствует становлению профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности предпринимателя, обеспечивая прирост предпринимательского потенциала в экономике региона.

Литература

1. Асиньяров, Г. Город без детской игры - это умирающий город [Электронный ресурс] / Г. Асиняров, Н. Андреева. - Режим доступа: http://letidor.ru/ article/gennadiy_asinyarov_i_nadezhda_23670 (дата обращения: 20.06.2015).

2. Бартенев, А.Н. Развитие предпринимательской активности обучающегося колледжа в процессе производственного обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Бартенев. - М., 2008. - 23 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер. -М. : Академия, 2009. - 384 с.

4. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования [Текст] : монография / Г.А. Игнатьева. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - 344 с.

5. Куприянова, С.А. Особенности проектирования дидактико-методической системы профессиональной подготовки обучающихся в условиях высшего педагогического образования [Текст] / С.А. Куприянова // Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 446-455.

6. Николина, В.В. Модель формирования предпринимательской активности обучающихся в системе среднего профессионального образования [Текст] / В.В. Николина, А.В. Шарина // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 4. - С. 134-144.

7. Никулаева, М.И. Формирование навыков малого предпринимательства у учащихся учреждений профессионального образования [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / М.И. Никулаева. - М., 2005. - 26 с.

8. Слободчиков, В.И. Психология образования человека: Становление субъ-ектности в образовательных процессах [Текст] : учеб. пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М. : Изд-во СПТГУ, 2013. - 432 с.

9. Шилкина, А.Н. Обоснование и использование интегративной методики обучения в предпринимательской подготовке студентов колледжа [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Шилкина. - М., 2008. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.