Научная статья на тему 'Технология формирования познавательной самостоятельности в условиях дисциплины "Иностранный язык" в неязыковом вузе'

Технология формирования познавательной самостоятельности в условиях дисциплины "Иностранный язык" в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюк Е. С.

В статье рассматривается поэтапный технологический процесс формирования «познавательной самостоятельности» у студентов вузов нелингвистического профиля подготовки в рамках дисциплины «Иностранный язык» с учётом предметной и метапредметной специфики, а также современных требований как со стороны ФГОС ВО, так и «социального заказа», существующего на современном этапе развития российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлюк Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования познавательной самостоятельности в условиях дисциплины "Иностранный язык" в неязыковом вузе»

Технология формирования познавательной самостоятельности в условиях дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе

Павлюк Екатерина Сергеевна

преподаватель иностранного языка (английского), кафедра иностранных языков, Государственный Университет Управления, 9653316273@mail.ru

В статье рассматривается поэтапный технологический процесс формирования «познавательной самостоятельности» у студентов вузов нелингвистического профиля подготовки в рамках дисциплины «Иностранный язык» с учётом предметной и мета-предметной специфики, а также современных требований как со стороны ФГОС Во, так и «социального заказа», существующего на современном этапе развития российской действительности.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, познавательный интерес, познавательная активность, познавательный поиск, познавательная деятельность, познание действительности.

о с

СП ^

0

сч

«9

01 Z

Введение. Приобретение знаний на этапе получения двухступенчатого высшего образования (бакалавриат / магистратура) сегодня существенно отличается от советского и постсоветского формата, главным образом, основанного на пятилетнем процессе их наращивания. Перечень обязательных учебных дисциплин определяется и строго регламентируется нормами ФГОС ВО, которые должны оказывать ключевое воздействие на учебный процесс как в языковом, так и неязыковом вузе, в случае осуществления видового деления вузов на территории Российской Федерации по количеству академических часов, выделяемых на изучение обязательной учебной дисциплины «Иностранный язык».

Неязыковой вуз или как его принято называть -вуз нелингвистического профиля представляет собой одну из разновидностей высших образовательных учреждений, где современный студент может получить одинаково полноценное знание по дисциплине «Иностранный язык», несмотря на значительно меньшее количество часов, выделенных на изучение иностранного языка, часть которых запланирована на самостоятельную работу учащегося. Самостоятельная работа студента (СрС) - это «система, характеризующаяся целостностью структур, образованных единством и взаимосвязью содержа-тельно-деятельностного, организационно-

технологического, рефлексивно-оценочного компонентов в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по освоению учебной дисциплины»[2, с.10].

Эффективная организация и реализация СРС в неязыковом вузе во многом зависит от преподавателя, который в свою очередь «должен занимать позицию модератора и посредника», как отмечает доктор М. Лёшманн (IIK, Berlin) [16, с.84]. Исходя из определения СРС, его деятельность должна быть направлена на грамотную организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках дисциплины «Иностранный язык», которая должна способствовать формированию и развитию «познавательной самостоятельности» (ПС) каждого студента. Специфика, заложенная в самом формате образования в неязыковом вузе, требует особой технологии формирования Пс в условиях дисциплины «Иностранный язык».

Цель статьи: обозначить и аргументировать технологию формирования «познавательной самостоятельности», которая должна быть направлена у учащихся неязыковых вузов на освоение базовых иноязычных компетенций в процессе их самостоятельной работы с иностранным языком (английским).

В исследовании применялся комплекс взаимодополняющих методов на основе принципов общенаучной методологии: теоретических - методов анализа, синтеза, обобщения работ, соответствующих заявленной теме.

Изложение основного материала исследования. В ходе предшествующих исследований было дано весьма точное и ёмкое определение понятия «познавательная самостоятельность». Основываясь на определении Е.А. Шамонина [15, с. 265], «ПС» представляет собой «интегративное качество личности, позволяющее успешно организовать свою познавательную деятельность независимо от внешнего влияния, находить свой подход к решению познавательных задач с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования действительности» [15, с. 265]. Данное определение «ПС» отражает специфику самостоятельного процесса изучения - «познания» иностранного языка вне зависимости от его разновидностей: европейская, восточная группы языков. При этом необходимо отметить, что сам процесс самостоятельного познания будет выглядеть иначе, если осуществлять сравнение между познавательными процессами, происходящими в рамках дисциплины «Иностранный язык» и другими обязательными учебными дисциплинами в вузах нелингвистического профиля. Первично это связано с особенностями самого предмета изучения. Иностранный язык - это «язык, народ-носитель, которого проживает за пределами данного государственного образования» и этот «иностранный язык не является родным для абсолютного большинства проживающих в данном государственном образовании людей» [13]. Исходя из определения, получается, что любой аспект напрямую или косвенно способствующий процессу освоения иностранного языка представляет определённую сложность, требует дополнительного участия со стороны педагога-носителя «иноязычной языковой нормы» («исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств в» неродном «языке, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период» [11, с. 326]). От учащихся этот процесс требует интенсивной дополнительной работы во внеаудиторные часы, запланированные по учебному плану неязыкового вуза.

Помимо специфики дисциплины, на стадии углубления знания в области иностранного языка (и совершенствования процесса познания студента), существенное воздействие оказывает возрастной фактор учащихся, которые начали изучать иностранный язык (как правило, английский) в школе, а значит, уже приобрели базовые навыки и

умения, сформировав на их основе базовые иноязычные компетенции. На этапе высшего образования в неязыковом вузе в спектр их задач попадает расширение знаний, которые помогут формировать новые компетенции для овладения академическим уровнем владения иностранного языка.

В основу российских ФГОС ВО (в том числе по иностранному языку) положен компетентностный подход. «Компетенцией» в рамках высшего образования, по мнению И.А. Зимней, является «способность применения знаний, умений, навыков, и личностных умений для успешной деятельности в определённой среде» [6, с. 16].

Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе, являясь обязательной, должна способствовать формированию «иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции» (ИПКК). «Способность человека организовать свою иноязычную речевую деятельность адекватно ситуациям профессионально ориентированного общения (по цели, форме, содержанию, ролевым отношениям)» [7, с. 45] - это то, что в случае всестороннего эффективного овладения учащимися неязыкового вуза подразумевается в рамках ИПКК.

Помимо параметров, заложенных в компетенции для возможности её собственной оценки степени освоенности, есть личные цели, формируемые самими учащимися в ходе освоения дисциплины. По мнению И.В. Родионовой и О.А. Титовой [1, с. 142], учащиеся высшей школы «стремятся организовать свое обучение так, чтобы в последствии реализовать определенные потребности, например, популяризировать свои исследования, продвинуться по карьерной лестнице, не упустить бизнес-возможности, или просто помочь своим детям с домашней работой, или быть успешными пользователями языка в ежедневном общении. Им, как правило, необходимо понимать насколько актуально именно для них обучение языку» [12, с. 93].

Дисциплина «Иностранный язык» входит в ядро обязательных дисциплин в неязыковом вузе и организуя тесные междисциплинарные связи, как с гуманитарными, так и естественнонаучными предметами, обеспечивая введение в специальность. Это является подтверждением того, что иностранный язык способствует процессу осуществления целевого познания средствами самого языка.

Учёные-лингвисты: С.И. Некрасов и Н. А. Некрасова утверждают, что «процесс целевого познания» - это «вся совокупность познавательных операций субъекта: наблюдение, восприятие, анализ, эксперимент, осмысление, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, экстраполяция, объяснение» [10, с.5].

Все обозначенные операции являются существенно-значимыми для учащегося, в случае углублённого, целенаправленного изучения иностранного языка, особенно в части самостоятельного познания предмета.

Учитывая общие ключевые особенности процесса работы с любым иностранным языком, а также особенностями его изучения внеязыковом

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

«9

01 г

вузе, где большая часть познания и практики иностранного языка является внеаудиторной, необходимо сформировать поэтапный процесс освоения иностранного языка (английского), основанный на поэтапном формировании познавательной самостоятельности у учащегося неязыкового вуза.

Технологическая организация формирования ПС у студента требует первичного понимания того, что подразумевает собой понятие «технология». Технология (от др.- греч. - искусство, мастерство, умение; «слово», «мысль», «смысл», «понятие») -совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата [17]; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач [17]. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий [17].

В случае технологии формирования ПС необходимо обратиться к существенным признакам ПС, которые допустимо считать этапами, направленными на её формирование, а именно:

1)познавательный интерес,

2)познавательная активность,

3)познавательный поиск,

4)познавательная деятельность.

Именно, данные компоненты создают определённую последовательность действий учащегося, направленных на создание технологии формирования ПС.

Познавательный интерес как «мощный побудитель активности» должен выявить у учащегося, изучающего английский язык в неязыковом вузе, готовность и стремление к осуществлению дальнейшего процесса познания, основанном на изначально бессознательной мотивации, которая в дальнейшем должна помочь сформировать осознанную мотивацию (мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность^, с. 34]).

Данное утверждение, возможно, подтвердить мнением И. А. Гуриной, которая считает, что «познавательный интерес» (ПИ) - «это мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится привлекательной и продуктивной» [3, с. 53].

В условиях неязыкового вуза в качестве первичного мотиватора необходимо выступать преподавателю иностранного языка, который при правильной организации образовательного процесса на занятии и помимо стандартных заданий для внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык», с учётом индивидуального подхода в языковой группе должен стимулировать процесс «наращивания» познавательного интереса каждого учащегося. Сам учащийся в часы, отведённые на индивидуальную работу с иностранным языком должен проявлять интерес к выбранному иностранному языку через чтение «по собственному

желанию» аутентичного материала, представленного первично на английском языке, осуществляя погружение в культуру страны изучаемого языка, а значит, совершая все более осознанные действия, направленные на формирование личного познавательного интереса, который достаточно быстро приведёт к этапу «познавательной активности» (ПА).

На этапе «познавательной активности», учащийся начнёт совершать первые фактические действия в рамках иноязычного языкового поля; начнёт обдуманно формулировать языковое стремление и желание в части изучения иностранного языка. Более точно познавательную активность следует обозначить как «педагогическое явление - это двусторонний, взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося» [4, с.16].

Педагог, который смог помочь учащимся преодолеть первичный «языковой барьер» («незнание или слабое знание языка коллектива, препятствующее индивидууму реализовывать свои интенции, вступать в контакт с членами языкового коллектива» [5, с. 481]), и смог зародить в них интерес к целенаправленному изучению языка, должен всячески стимулировать его на данном этапе к познавательной языковой активности и отслеживать её уровень (подъем - спад).

Этап «познавательной активности» приводит к организации целенаправленного «познавательного поиска» (ПП). Е.А. Шамонин в своих работах называет это «поиском путей решения»[15, с.264], «нахождения своего подхода к решению познавательных задач» [15, с. 264].

На данном «деятельностном» этапе преподаватель иностранного языка необходимо обучить языковую группу специальным эффективным методикам быстрого поиска и отбора необходимой информации, представленной на иностранном языке. В случае неэффективного овладения учащимися данными методиками и точечными методами успешного освоения этапов в рамках технологии формирования их личной познавательной самостоятельности будет скорее минимально успешным и позднее им самостоятельно, либо преподавателю придётся вернуть их на данный этап для ликвидации пробелов, возникшей в их технологии познания.

В случае успешного прохождения этапа ПП, который чаще выглядит как неорганизованный процесс со стороны изучающего иностранный язык, наступает этап наиболее организованной части технологии формирования «познавательной самостоятельности», а именно - «познавательной деятельности» (ПД). И.Я. Лернер [9, с. 9], называет «ПД» - «решением учащихся познавательной задачи, представляющей проблему», подчеркивает при этом важность самостоятельности решения.

Это тот этап, который предполагает работу учащегося с отобранным иноязычным материа-

лом; завершение формирования концепции, согласно заданию, сформулированному до этого преподавателем иностранного языка. Успешное осуществление познавательной деятельности на иностранном языке ведёт к успешной самостоятельной познавательной деятельности учащегося в условиях ограниченного количества времени на выполнение подобных, либо усложнённых языковых типов заданий в ходе аудиторной работы.

Результатом успешного прохождения всех стадий в рамках технологии формирования ПС должно стать «познание действительности» («ПД») как в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе, так и смежных изучаемых дисциплин по специализации, выбранной учащимся. Исходя из определения, понятие «познания окружающей действительности» может быть охарактеризовано как «стремление, либо умение учащихся без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования окружающей действительности» [14, с. 178]. Отметим, что это стадия возникает логичным естественным образом, если остальные стадии были пройдены результативно (на каждом из этапов были выполнены свои языковые задачи). Она также может полностью отсутствовать, в случае запуска и прохождения всех стадий технологии формирования ПС, если учащимся был не выполнен определённый подготовительный объём работы на одном из этапов, либо прохождение этапа было проигнорировано.

Выводы. Технология формирования «познавательной самостоятельности» (ПС) существенно связана со спецификой преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе нелингвистического профиля. ПС, являясь сложным интегративным понятием, состоит из ряда компонентов: -познавательного интереса -познавательной активности -познавательного поиска

-познавательной деятельности и должна вести к познанию действительности, что не всегда происходит среди учащихся. Перечисленные компоненты совместно представляют собой этапы, направленные на формирование ПС у учащегося по дисциплине «Иностранный язык». Больше половины академических часов на изучение иностранного языка в неязыковом вузе выносится на внеаудиторное освоение, что подразумевает целенаправленную самостоятельную работу над языком для успешного освоения многокомпонентной академической компетенции - «иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции» (ИПКК). Совместная работа преподавателя иностранного языка и студенческой языковой группы при грамотно-организованной как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности будет способствовать результативному прохождению и освоению всех стадий-компонентов ПС, а значит, сформирует у учащихся способность к технически и академически выверенному самостоятельному познанию не только иностранного языка, но смеж-

ных дисциплин в рамках академической программы по выбранной специализации.

Заключение. Естественный мотивационный потенциал каждого учащегося крайне важен и должен быть эффективно использован в процессе внедрения и реализации многоэтапной технологии формирования «познавательной самостоятельности» у каждого учащегося с учётом его базового как языкового, так и внеязыкового потенциала. Ограниченное количество часов, выделенных на дисциплину «Иностранный язык», обозначенных в учебном плане неязыкового вуза не должно оказывать отрицательное воздействие, как на процессе изучения иностранного языка, так и на результате - освоении ИПКК.

Преподавателю иностранного языка необходимо развивать у учащихся необходимые компенсаторные навыки, которые должны помочь в достижении целей обучения иностранному языку вне зависимости от видового деления вузов. «Обучение иностранному языку в неязыковом вузе должно отражать факт взаимодополнения компонентов учебной деятельности, их взаимосвязи и дополнения в рамках теории профессионально языка с учетом индивидуальных потребностей и ценностных ориентаций студентов» [1, с.144].

Литература

1. Антюфеева Ю. Н. Методологические особенности профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 5. -Ср. 141-144. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56178.htm.

2. Голобкова Г.И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2012. -26 с. - С. 10

3. Гурина, И. А. Исторический опыт развития познавательной самостоятельности в советской дидактике в 20-30-е гг. XX в. [Текст] / И. А. Гурина // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. - 2007. - № 5. - С. 145.

4. Гурина И.А. Понятие "познавательная самостоятельность» в отечественной педагогической науке: история, генезис, современная трактовка (вторая половина XIX-XX вв.): монография / И.А. Гурина; науч. ред. И. А. Арабов. - М. : Илекса, 2009. - 272 с.

5. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. — Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с. - ISBN: 978-5-98993-133-0 [электрон.ресурс].- Режим доступа: https://lingvistics_dictionary.academic.ru/5164 (дата обращения: 22.01.2019).

6. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). - С. 16-31.

7. Измайлова А. Г. Формирование иноязычной профессионально ориентированной коммуника-

о о и и m 5 m

О

m э

m

й А

X £ m О

х О

m О

Dl

и

А

ы о

и А

X X m

тивной компетентности у студентов неязыковых вузов: дис. ... канд. пед. наук. ^б. , 2002. - 223 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. ^знание. Личность. - M., Cмысл, Академия, 2005. - 352 с. ISBN 5-89357-153-3

9. Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам [Текст] I И.Я. Лернер II Народное образование. - 1966. - № 3 - C. 34.

10. Некрасов C.K, Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. - Орёл: ОГУ, 2010. - 289 с. C. 5. [электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:IIdis.konflib.ruImetodichki-tehnicheskieI30002231-5-si-nekrasov-nekrasova-filosofiya-nauki-tehniki-tematicheskiy-slovar-spravochnik-orel-2010-udk-bbk-874-n89-nekrasov-ne.php (дата обращения: 19.05.2019).

11. Норма языковая II Большая российская энциклопедия. Том 23. — M., 2013. - C. 326 - 327.

12. Родионова И.В., Титова О.А. ^ецифика мотивационной основы обучения иностранному языку взрослых II Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 5 февраля 2016 г. [Текст] I Урал. гос. пед. инт. - Екатеринбург, 2016. - 4.II. - C. 92-98.

13. ^оварь социологических терминов. - M.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Mихальченко. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https:IIsociolinguistics.academic.ruI (дата обращения: 05.02.2019).

14. Шамова Т. И. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности: C6. науч. ст. I Под ред. Т. И. Шамовой. M., 1975. - C.178.

15. Шамонин Е. А. Характеристика понятия «Познавательная самостоятельность студентов педвуза» (стр. 261-266), Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 125 I 2010 - C. 265.

16. Börner W. Emotion und Kognition im Fremdsprachenunterricht II W. Börner, K. Vogel. -Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2004. - 279 Р.

17. Technology II Encyclopœdia Britannica. Encyclopœdia Britannica Online. Encyclopœdia Britannica Inc., 2016. Web. 08 янв. 2016.

Technology of cognitive independence formation in terms of

discipline "foreign language" in a non-linguistic university

Pavlyuk E.S.

State University of Management

The article deals with a step-by-step technological process of

formation of "cognitive independence" among students of non-РЧ linguistic universities within the discipline "Foreign language"

§ taking into account the subject and met subject's specifics, as

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,ü well as the modern requirements of the State educational

« standards and the "social order" existing at the present stage of

о development of the Russian reality.

N Keywords: cognitive independence, cognitive interest, cognitive si activity, cognitive search, cognitive activity, cognition of reality.

References

1. Antyufeeva Yu. N. Methodological features of professionally oriented teaching of a foreign language // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2016. - V. 5. - Wed. 141-144. -URL: http://e-koncept.ru/2016/56178.htm.

2. Golobkova G.I. Workbook as a multifunctional didactic tool in the

system of independent work of students [Text]: auto-ref. dis. ... Cand. ped. sciences. - Chita, 2012. - 26 p. - P. 10

3. Gurina, I. A. Historical experience of the development of cognitive independence in Soviet didactics in the 20-30s. XX century. [Text] / I. A. Gurina // Izv. higher studies. institutions. North Caucasus region. Ser. Societies. science. - 2007. - № 5. -p. 145.

4. Gurina I.A. The concept of "cognitive independence" in the national pedagogical science: history, genesis, modern interpretation (second half of XIX-XX centuries): monograph / IA Gurin; scientific editor. I. A. Arabov. - M.: Ileksa, 2009. - 272 seconds.

5. Zherebilo T.V. Dictionary of linguistic terms. 5th ed., Rev. and

add. - Nazran: Pilgrim, 2010. - 486 p. - ISBN: 978-5-98993-1330 [electronic.resource] .- Access mode: https://lingvistics_dictionary.academic.ru/5164 (access date: 01.22.2019).

6. Winter, I.A. Competence and competence in the context of the

competence approach in education / I.A. Winter // Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics. 2013. № 4 (4). - p. 16-31.

7. Izmaylova A. G. Formation of foreign language professionally oriented communicative competence among students of non-linguistic universities: dis. ... Cand. ped. sciences. SPb. , 2002.

- 223 p.

8. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. - M., Meaning, Academy, 2005. - 352 p. ISBN 5-89357-153-3

9. Lerner I.Ya. On cognitive tasks in teaching humanities [Text] /

I.Ya. Lerner // Public Education. - 1966. - № 3 - p. 34.

10. Nekrasov, S.I., Nekrasova, N.A. Philosophy of science and technology: thematic dictionary reference book. Tutorial. - Orel: OGU, 2010. - 289 p. C. 5. [electron. resource]. - Access mode: http://dis.konflib.ru/metodichki-tehnicheskie/30002231-5-si-nekrasov-nekrasova-filosofiya-nauki-tehniki-tematicheskiy-slovar-spravochnik-orel-2010-udk-bbk-874- n89-nekrasov-ne.php (appeal date: 05/19/2019).

11. The linguistic norm // Great Russian Encyclopedia. Volume 23. -M., 2013. - p. 326 - 327.

12. Rodionova I.V., Titova O.A. Specificity of the motivational basis for teaching foreign language in adults // Actual problems of German studies, romanistics and Russian studies: materials of the annual international conference. Yekaterinburg, February 5, 2016 [Text] / Ural. state ped. in-t. - Ekaterinburg, 2016. - Part II.

- pp. 92-98.

13. Dictionary of sociological terms. - M .: Russian Academy of Sciences. Institute of Linguistics. Russian Academy of Linguistic Sciences. Responsible editor: Doctor of Philology V.Yu. Mikhalchenko. 2006. [Electronic resource]. URL: https://sociolinguistics.academic.ru/ (access date: 05.02.2019).

14. Shamova TI. Formation of cognitive independence of schoolchildren in the process of mastering the system of leading knowledge and ways of activity: Sat. scientific Art. / Ed. T. I. Shamova. M., 1975. - S.

15. Shamonin E. A. Characterization of the concept "Cognitive independence of students of a teacher training institution" (pp. 261-266), Journal of Izvestia of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, Issue No. 125/2010 - p. 265.

16. Börner W. Emotion und Kognition im Fremdsprachenunterricht // W. Börner, K. Vogel. - Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2004. -R. 279

17. Technology // Encyclopedia Britannica. Encyclopedia Britannica Online. Encyclopedia Britannica Inc., 2016. Web. 08 Jan 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.