Научная статья на тему 'Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры в ИВМ и б Омского ГАУ'

Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры в ИВМ и б Омского ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиевич Евгений Алексеевич, Афанасьева Светлана Викторовна

Решая узкие задачи по улучшению показателей физической подготовленности, мы способствовали изменению отношения студентов к физической культуре. Сформировав мотивационно-ценностное отношение повысили профессионально значимые характеристики будущего выпускника нашего вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергиевич Евгений Алексеевич, Афанасьева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры в ИВМ и б Омского ГАУ»

Сергиевич Е.А. Афанасьева С.В. Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры в ИВМ и Б Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/257-00084. -ISSN 2413-4066

УДК 796.01:378.663

Сергиевич Евгений Алексеевич

Кандидат педагогический наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ea. cergievich@omgau.org

Афанасьева Светлана Викторовна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск 8У. afanaseva@omgau.org

Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры в ИВМ и Б Омского ГАУ

Аннотация: Решая узкие задачи по улучшению показателей физической подготовленности, мы способствовали изменению отношения студентов к физической культуре. Сформировав мотивационно-ценностное отношение - повысили профессионально значимые характеристики будущего выпускника нашего вуза.

Ключевые слова: физическая культура, тестирование физических качеств, формирование здорового образа жизни, коррекция учебного процесса по физической культуре, мотивационно-ценностное отношение к физической культуре.

Проблема получения востребованной профессии и устройство на престижную работу для современной молодежи в настоящее время является приоритетом. Реалии современного общества и экономическая обстановка, возрастающие требования работодателей создают определенные трудности в выполнение этой задачи [1].

Для понимания проблемы и нахождения путей решения, нами был организован и проведен «круглый стол»: «Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре как средство, определяющее психофизическую готовность к будущей профессии». В работе круглого стола приняли участие 56 студентов высших учебных заведений города Омска: ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, Омский государственный институт сервиса, ФГБОУ ВПО Политехнический университет, ФГБОУ ВПО ОмГУПС

В ходе круглого стола была проведена деловая игра. Целью, которой была разработать и представить глазами студента:

- "Модель выпускника средней школы";

- "Модель современного студента";

- "Модель выпускника высшего учебного заведения".

Участники круглого стола во время деловой игры, сформировали "модели" и высказали

свое мнение о физическом развитии и подготовленности всех моделей.

Так например, выпускник средней школы для поступления в вуз, должен обладать обширными знаниями по предметам (математика, физика, русский язык (98% из присутствующих), обладать хорошим здоровьем и быть физически развитым (73% из присутствующих), быть эрудированным (51% из присутствующих);

Итоги круглого стола стали основой для дальнейшей разработки методики формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре как средство, определяющее психофизическую готовность к будущей профессии.

После поступления в вуз, в начале учебного года (сентябрь) был проведен входящий контроль (тестирование физических качеств) студентов первого курса. Для этого использовались ряд тестовых испытаний рекомендованных Комитетом по образованию РФ (приказ № 777 от 13.05.1999г., от 20.07.2000г.). Которые показал, что физические кондиции современных студентов значительно отличаются от состояния студентов прошлых лет [3].

Предполагая, что современный выпускник высшей школы должен обладать рядом физических качеств. Мы взяли разработанную батарею тестов, в которых тестировались: скоростные качества - бег на 100 метров; скоростно-силовые - прыжок с места в длину. Силовые - подтягивание на перекладине; упражнение определяющее развитие мышц брюшного пресса. Выносливости: бег на 2 километра (женщины) и 3 километра (мужчины).

Результат проведенных исследований позволяют констатировать, что физическое развитие абитуриентов поступающих в вуз неуклонно снижается[2,4]. На наш взгляд это связано с тем, что в предыдущие годы, по объективным и субъективным причинам предмету «физической культуре» в средних учебных заведениях не уделялось должного внимания. Безответственное отношение к своему здоровью молодых людей.

Так же следует отметить значительное увеличение численности первокурсников имеющих отклонения в состоянии здоровья.

97% от присутствующих студентов однозначно указали на то, что для овладения знаниями во время обучения в высшем учебном заведении необходимо обладать хорошим здоровьем. Быть любознательным (74% от присутствующих). Иметь хорошую память (83% от присутствующих).

Участники круглого стола указали, что для поступления на престижную, высокооплачиваемую работу выпускники вуза должны обладать: высокими знаниями по профессии (96% из присутствующих); быть здоровым (94% от присутствующих); владеть иностранным языком (84% из присутствующих).

После проведения семестровой аттестации - зимней сессии, проведя анализ результатов показанных студентами при сдаче контрольных нормативов, были выделены слабые позиции в подготовке обучающихся. Была проведена корректировка в методике преподавания «физической культуры» по всем направлениям подготовки ИВМ и Б. Акцент был сделан на индивидуальность студента. Решая его проблемы , мы помогали ему добиваться своих «успехов». Такое положение «успеха» формировало мотивационно-ценностное отношение к физической культуре [5].

Учитывая выше сказанное, нами были внедрены в учебно - воспитательный процесс изменения.

Были разработаны методические рекомендации по совершенствованию физических качеств и комплексы упражнений различной направленности. Студенты выполняли упражнения для развития или совершенствования не одного физического качества, а комплексно. Время и количество повторений было изменено для каждого студента, исходя из его истинного физического состояния.

Так же были учтены склонности студентов к восприимчивости как циклических, так и ациклических видов физической нагрузки, предлагаемых тренировочных заданий на

академических занятиях.

Корректировка коснулась и методики преподавания на старших курсах. В начале второго, четвертого, шестого семестра из числа студентов, имеющие трудности и проблемы в подготовке к сдаче контрольных нормативов, были сформированы группы «по интересам». Во время занятий, а так же в домашних условиях им предлагалось самостоятельно, дополнительно проработать различные комплексы с учетом их физических особенностей, с целью успешного выполнения контрольных тестов и нормативов.

Для улучшения психологического микроклимата среди обучающихся, повышения эмоциональности занятий, и повышения мотивации, была внедрена в учебный процесс спортивная игра «Лапта» (проводимая по правилам Российской федерации «Лапта»).

Корректируя - мы управляем учебно- воспитательным процессом. В результате применения такой технологии преподавания предмета «физическая культура» уже при проведении текущего семестрового контроля обучающиеся 1-3 курсов улучшили свои физические кондиции. Увидев реальное улучшение, поверив в свои силы, студенты стали заниматься осознанно, проявляя инициативу. Студенты самостоятельно проводили разминку, выполняли дозированную физическую нагрузку на различные группы мышц в основной части занятия. Сами формировали команды для учебных спортивных игр, осуществляли судейство спортивных игр, участвовали в приеме контрольных нормативов. При этом у студентов формируется навык составления комплексов различной физической направленности, как для самостоятельной индивидуальной работы, так и для коллективных занятий. Повышается ответственность к своему здоровью, умение адаптироваться в новь созданном коллективе.

Следующим этапом в коррекции технологии проведения академических занятий по физической культуре стало: задание преподавателей к студентам: выделить комплексы упражнений и методики их выполнения, необходимых, по мнению студентов, для их будущей успешной профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать: решая узкие задачи по улучшению показателей физической подготовленности, мы способствовали изменению отношения студентов к физической культуре. Сформировав мотивационно-ценностное отношение - повысили профессионально значимые характеристики будущего выпускника нашего вуза.

Ссылки на источники:

1.Лексина Л.Н Физическая подготовленность студенток первого года обучения в вузе. Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях./ Вторая межрегиональная (международная) научно-методическая конференция. Воронеж. 2001.- стр. 96 - 98.

2. Сергиевич Е.А., Мальцева И.Г. Изменение физических кондиции в период обучения в вузе. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: мат. Всеросс. Науч-практ. Конф./ Уфимск. гос. авиац. техн ун-т.- Уфа: Изд-во БГПУ 2013. - С. 166 — 169.

3. Сергиевич Е.А., Веревкин О.А.. Билык Д.М, Хроменко Е.С. Физическое развитие студентов ветеринарного факультета ИВМ ОмГАУ. //Организация и содержание физического воспитания в вузе: Материалы межвузовской науч.-прак. конф. г. Омска. Омск: ОГИС, 2003. - С. 38 - 41.

4. Афанасьева С.В., Сухорукова И.А., Сергиевич Е.А. Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании студентов ОмГАУ им. П.А. Столыпина / Вестник Омского государственного аграрного университета №4 (16) октябрь-декабрь 2014. стр 82 -84.

5.Сергиевич Е.А.Мальцева И.Г. Лукьянчиков В.С. Динамика физической подготовленности студентов института ветеринарной медицины./Сборник материалов к межвузовской научно-

методической конференции «Реализация дисциплин ГСЭД в рамках дистанционного обучения: теоретические и практические аспекты»: сб. материалов.- Омск: Изд-во ИП Макшеевой Е.А.: 2013. - 88 с.

Evgeniy Sergievich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Svetlana Afanaseva

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Competetive approach formation in physical education in Omsk StateAgrarian University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.