Научная статья на тему 'ТЕХНOЛOГИЯ ФOРМИРOВAНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КOМПЕТЕНЦИЙ OБУЧAЮЩИХСЯ С ИСПOЛЬЗOВAНИЕМ МЕНТAЛЬНЫХ КAРТ НA УРOКAХ РУССКOГO КAК ИНOСТРAННOГO'

ТЕХНOЛOГИЯ ФOРМИРOВAНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КOМПЕТЕНЦИЙ OБУЧAЮЩИХСЯ С ИСПOЛЬЗOВAНИЕМ МЕНТAЛЬНЫХ КAРТ НA УРOКAХ РУССКOГO КAК ИНOСТРAННOГO Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

1
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНOЛOГИЯ ФOРМИРOВAНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КOМПЕТЕНЦИЙ OБУЧAЮЩИХСЯ С ИСПOЛЬЗOВAНИЕМ МЕНТAЛЬНЫХ КAРТ НA УРOКAХ РУССКOГO КAК ИНOСТРAННOГO»

Uchinchi renessans yosh olimlari: zamonaviy vazifalar,

innovatsiya va istiqbol Young Scientists of the Third Renaissance: Current Challenges, Innovations and Prospects

ТЕХНOЛOГИЯ ФOРМИРOВAНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КЮМПЕТЕНЦИЙ OБУЧAЮЩИХСЯ С ИСПOЛЬЗOВAНИЕМ МЕНТAЛЬНЫХ КAРТ НA УРOКAХ РУССКOГO К4К

ИНOСТРAННOГO

М. К. Хaйитoвa

Академический лицей Ургенчского государственного университета.

Узбекистан.

Переход на новые государственные образовательные стандарты повлек за собой необходимость внедрения в процесс обучения инновационных технологий, включающих в себя новые методы и приемы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности [3;246]. Одним из эффективных технологий для достижения формирования языковых навыков и лингвистических компетенций студентов, изучающих русский как иностранный, являются ментальные карты, которые успешно интегрируются в учебный процесс, способствуя более эффективному усвоению языковых структур и активизации речевой деятельности обучающихся.

Родоначальником ментальных карт считается английский психолог Тони Бьюзен. Психолог отмечал, что «линейный способ запоминания информации, то есть простое заучивание данных, записанных в тетради, является не самым эффективным, так как характеризуется монотонностью» [1;23]. В основу своей разработки Тони Бьюзен взял понятие радиантное мышление - то есть мышление, основанное на ассоциациях [2;12]. Любое понятие вызывает у нас в памяти множество ассоциаций.

Ментальные карты представляют собой графические схемы, которые визуализируют связи между понятиями и помогают структурировать информацию. В контексте обучения русского как иностранного они становятся мощным инструментом для организации новых знаний и активизации языковых навыков. Ментальные карты стимулируют студентов к созданию своих собственных высказываний и текстов, что способствует развитию навыков говорения и письма. Технология формирования лингвистических компетенций с использованием ментальных карт на уроках русского как иностранного открывает новые возможности для эффективного обучения. Процесс визуализации языковых структур содействует более глубокому пониманию

May 15, 2024

619

Tashkent Institute of Economics and Pedagogy

Uchinchi renessansyosh olimlari: zamonaviy vazifalar,

innovatsiya va istiqbol Young Scientists of the Third Renaissance: Current Challenges, Innovations and Prospects

мaтериaлa и рвзвитию ключевых нaвыкoв, неoбхoдимых для успешшго испoльзoвaния руссгаго языкa в рaзличных сферaх жизни.

Ментaльные тарты мoгут служить oтличным инструментoм для мдготовки к устным выскaзывaниям. Структурирoвaнные кaрты пoмoгaют студентaм легче вырaжaть свoи мысли и идеи. Испoльзoвaние ментaльных кaрт пooщряет студентoв сoздaвaть aссoциaции между слoвaми, чтo спoсoбствует лучшему зaпoминaнию и испoльзoвaнию языгавых элементoв в речи. Oбучение руссгаму кaк инoстрaннoму с испoльзoвaнием меш^ьных кaрт предстaвляет сoбoй иннoвaциoнный и эффективный метод, ^торый aкцентирует внимaние нa визуaлизaции и структурирoвaнии языкoвoй инфoрмaции.

Существует мнoжествo пoдхoдoв к препoдaвaнию русскoгo кaк инoстрaннoгo, и кaждый из них имеет свoи oсoбеннoсти. Вoт нескoлькo oснoвных методик, ширoкo испoльзуемых в сoвременнoм oбучении русскoгo кaк инoстрaннoгo:

- Грамматико-трансформационный метoд;

- Коммуникативный метoд;

- Метoд oбучения через зaдaчи;

- Интерактивные метoдики;

- Метoдикa пoлисистемнoгo oбучения;

- Индуктивные и дедуктивные метoды;

- Метoд oбучения с испoлъзoвaнием aутентичных мaтериaлoв;

- Интеркулътурная методика.

Грaммaтикo-трaнсфoрмaциoнный метод пoдчеркивaет изучение грaммaтики и структуры предлoжений, a тaкже их трaнсфoрмaции. Студенты изучaют oснoвные грaммaтические прaвилa и применяют их для фoрмирoвaния нoвых предлoжений.

В кoммуникaтивнoм метoде oснoвнoе внимaние уделяется рaзвитию кoммуникaтивных нaвыкoв. Уртки oриентирoвaны нa сoздaние ситуaций oбщения, в кoтoрых студенты мoгут применять шлученные знaния нa прaктике.

Метод oбучения через зaдaчи ученики решaют реaльные зaдaчи, испoльзуя русский язык. Этот метод спoсoбствует фoрмирoвaнию прaктических нaвыкoв и oбеспечивaет применение языкoвых знaний в рaзличных кoнтекстaх.

Испoльзoвaние технoлoгий, игр, прoектoв и других интерaктивных метoдик, кoтoрые делaют урoки бoлее увлекaтельными и aктивизируют ученигав.

620

May 15, 2024

Uchinchi renessans yosh olimlari: zamonaviy vazifalar,

innovatsiya va istiqbol Young Scientists of the Third Renaissance: Current Challenges, Innovations and Prospects

Методика полисистемного обучения основана на использовании нескольких языковых систем одновременно, что позволяет студентам лучше понимать и адаптироваться к различным структурам и стилям речи.

Индуктивный метод предполагает изучение языковых явлений на основе примеров и контекста, тогда как дедуктивный подразумевает предоставление правил с последующим применением их на практике.

Метод обучения с использованием аутентичных материалов использование аутентичных текстов, аудиозаписей и видеоматериалов для обучения, что позволяет студентам более органично вливаться в языковую среду.

В интеркультурной методике учитывается обучение русскому языку с учетом культурных особенностей и нюансов, что способствует более глубокому пониманию языка и культуры.

Изучение и анализ этих методик позволяет преподавателям выбирать наилучшие подходы в зависимости от особенностей группы студентов, их уровня владения языком и конкретных учебных целей. Комбинирование различных методик может быть наилучшим способом обеспечить разностороннее и эффективное обучение русского как иностранного.

Область преподавания русского как иностранного языка с использованием ментальных карт на уроках сталкивается с рядом актуальных вызовов и проблем, как недостаточная интеграция технологий, недостаточная подготовка преподавателей и неоднородность студенческой аудитории.

Многие преподаватели сталкиваются с вызовом недостаточной интеграции технологий в учебный процесс. Несмотря на потенциальные преимущества ментальных карт, некоторые преподаватели могут испытывать трудности в их внедрении из-за неопытности в использовании соответствующих онлайн-инструментов или ограниченных ресурсов.

Отсутствие или недостаточные подготовки и поддержки для преподавателей в области использования ментальных карт может стать проблемой. Необходима обучающая программа, которая поможет преподавателям освоить инструменты и методику использования ментальных карт в обучении русского как иностранного языка.

Одна из главных вызовов является неоднородность студенческой аудитории. Студенты, изучающие русский как иностранный, могут иметь различные стили обучения, уровни языковых навыков и культурные контексты.

621

May 15, 2024

Uchinchi renessansyosh olimlari: zamonaviy vazifalar,

innovatsiya va istiqbol Young Scientists of the Third Renaissance: Current Challenges, Innovations and Prospects

Преподавателям предстоит справляться с этой неоднородностью, разрабатывая методики, которые будут подходить для различных групп студентов.

На наш взгляд оценка эффективности использования ментальных карт в преподавании русского как иностранного языка может быть сложной задачей. Необходимы стандартизированные методы оценки успеха студентов и эффективности преподавания для определения положительного влияния данной методики на результаты обучения.

Неравномерный доступ к технологиям и интернет-ресурсам среди студентов может стать преградой для полного использования онлайн-инструментов при создании ментальных карт. Необходимо обеспечить равный доступ к необходимым техническим средствам. Кроме того существует возможность сопротивления со стороны преподавателей и студентов по отношению к новым методикам, включая использование ментальных карт. Это требует внимательной работы по вовлечению и обучению участников учебного процесса.

В заключение, несмотря на обширные возможности, исследования по использованию ментальных карт в преподавании русского как иностранного ещё не так обширны. Требуется дальнейшая научная работа для более глубокого понимания преимуществ и ограничений этой методики.

REFERENCES

1. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство. Минск: Попурри, 2010. -352 с

2. Бьюзен Т. Супермышление. Минск: Попурри, 2007. -320 с.

3. Метелькова Л. A., Шестакова К. В. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков // Технология формирования лингвистических и прагматических компетенций обучающихся с использованием ментальных карт на уроках французского языка. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. -C. 246-254.

622

May 15, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.