Научная статья на тему 'Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы'

Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чичиланова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы»

В процессе обучения преподаватель выбирает соответствующие данному методу формы и средства обучения.

Средства обучения курса "Механика" на основе развития творческого потенциала - ядра инновационной инженерной деятельности -представляют собой систему заданий, включающую как задания к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, так и задания к курсовым, проектно-конструкторским работам в единстве и взаимодополнении процесса изучения основного курса «Механика», сопутствующих курсов (основы инженерного творчества, патентоведение, и др.) и внеаудиторной работы студентов (в условиях олим-пиадной среды, научных школ, НИРС, СКБ, и др.).

Диагностический компонент модели методической системы обучения механике предполагает регулярный мониторинг и диагностику развития элементов, входящих в структурные компоненты творческого потенциала студентов технических вузов, а также их готовность к осознанному выбору будущей профессиональной инновационной инженерной деятельности.

Выполненный в ходе исследования педагогический эксперимент среди студентов Мордовского государственного университета, обучающихся по направлению «Агроинженерия», позволил оценить эффективность использования описанной методической системы формирования СИИД. В ходе эксперимента уровень владения студентами перечисленными выше элементами инновационной инженерной деятельности оценивался по 3-х бальной порядковой шкале: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий. Количественная оценка уровня владения студентами перечисленными элементами СИИД определялась коэффициентом С, вычисляемым по формуле [2]: С = (а + 2Ь + 3с)/ 100, где а, Ь, с - процентно выраженное количество студентов, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях подготовки.

По полученным данным были построены диаграммы для экспериментальной и контрольных групп до и после эксперимента (см. рис. 3).

Рис. 3. Диаграммы изменения среднего показателя элементов, характеризующих способность к инновационной инженерной деятельности: а) - до эксперимента; б) - после эксперимента

Цифрами обозначено, соответственно: 1 - уровень владения фундаментальными знаниями; 2 - уровень владения общетехническими знаниями; 3 - уровень владения специальными знаниями; 4 - уровень владения междисциплинарными знаниями; 5 -способность решать творческие задачи; 6 - способность решать инженерные задачи; 7 - способность к проектированию и конструированию; 8 - способность к изобретательству; 9 - способность к постановке задачи; 10 - способность самостоятельно принимать решение; 11 - умение работать в команде; 12 - способность представлять решение в конечном виде; 13 - владение технологией производства.

Полученные данные свидетельствуют о том, что до эксперимента уровни развития указанных элементов и в экспериментальной, и в контрольных группах были примерно одинаковы и не превышали значения 1,6. Кроме того, несмотря на достаточный потенциал накопленных знаний по циклам учебных дисциплин, у студентов в целом по другим показателям оставалась низкая и неравная способность к инновационной инженерной деятельности. После проведения эксперимента в контрольной группе уровни развития элементов, характеризующих СИИД, сохранились примерно такими же, как и до него, сохранился и характер их распределения по осям диаграммы. А в экспериментальной группе эти уровни увеличились для всех элементов примерно в два раза и достигли величины свыше 2; но что самое важное, их значения выровнялись, и огибающая их кривая приблизилась по форме к окружности, описывая равномерность формирования

элементов СИИД. В экспериментальных исследованиях рассматриваемой модели использовался непараметрический критерий Х2 (кси-квадрат). Оказалось, что во всех случаях его значение [1] для контрольной группы ниже критического (Х2 = 5,99), а для экспериментальной - выше. Это позволяет говорить о том, что достоверность различий в экспериментальной группе составляет 95%, а поэтому гипотеза исследований подтверждается.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что современное общество нуждается в специалистах, способных к инновационной инженерной деятельности. Их подготовку в условиях технического вуза можно осуществить на основе методической системы формирования СИИД, основными положениями которой являются: формирование процесса образования на междисциплинарном подходе к обучению; интеграция фундаментальных и прикладных знаний; использование инновационных методов обучения; понимание неразрывной связи информации и опыта; привитие навыков творческого использования знаний в реальном деле; использование института интеллектуального права; формирование правового сознания студентов - важной составляющей образования будущих специалистов эпохи высоких технологий.

Литература

1. Наумкин Н.И. Оценка эффективности формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам [Текст]// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С.А. Чичиланова, Челябинский государственный агроинженерный университет

Известно, что не все выпускники хорошо и в одинаковой самостоятельно работать над языком, у них нет устойчивой при-

степени владеют иностранным языком. Подлинным вла- вычки черпать новые знания и освежать старые, работать само-

дением иностранным языком можно считать способность стоятельно с техническими средствами обучения. Наличие по-

выражать свои мысли непосредственно в форме данного языка, добной проблемы и лежит в основе разработанной нами техноло-

не прибегая к родному, уметь читать, понимать, говорить и пи- гии формирования иноязычной коммуникативной компетенции

сать с достаточной степенью умения и точности, владеть страно- студентов.

ведческой информацией и уметь использовать полученную ин- В рамках нашей работы педагогическую технологию форми-

формацию в общении. К сожалению, наши студенты не умеют рования иноязычной коммуникативной компетенции студента

технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы мы будем понимать как процесс решения совокупности заданий, поэтапное выполнение которых в ходе внеаудиторной самостоятельной работы, основанное на альтернативности, демократизме, высокой степени мотивации и соответствии требованиям, предъявляемым к уровню владения иностранным языком, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Для построения разрабатываемой нами технологии мы руководствовались основными положениями технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова [5], педагогическими технологиями на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии), что привело к следующей схеме структуры технологии:

1) цель;

2) диагностика (4 раза в семестр при помощи тестирования, анкетирования, выполнения контрольных заданий и т.д.);

3) процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, который включает в себя следующие этапы:

а) мотивационно-познавательный этап (формирование мотивов, побуждений, определяющих характер деятельности, накопление знаний, учебная деятельность), выполнение заданий №1, 2, диагностика, коррекция;

б) когнитивно-деятельностный этап (формирование и развитие восприятия, воображения, мышления, памяти, речи, активности личности, направленной на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей), выполнение заданий № 3, 4, 5, диагностика, коррекция;

в) рефлексивно-оценочный этап (формирование способности дать объективную оценку своей деятельности, понять, как данного субъекта воспринимают другие), выполнение заданий № 6, 7, диагностика, коррекция;

г) этап усложнения деятельности, вовлечение будущих инженеров в решение более сложных профессионально-творческих задач (формирование стремления работать самому качественнее, стимулирование творческого отношения к профессиональной деятельности, способности самооценки), выполнение заданий № 8, 9, диагностика, оценка.

В качестве показателей эффективности процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции в результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы мы определяем:

- сформированность иноязычных коммуникативных знаний и умений;

- сформированность высокой степени мотивации к иноязычной коммуникативной деятельности, к творческому преобразованию деятельности, к взаимодействию и сотрудничеству;

- сформированность способности самостоятельно управлять своей деятельностью как в конкретной учебной ситуации,

так и в контексте конечных целей изучения иностранного языка.

Опираясь на концепцию автономии обучающихся и в соответствии с целями и задачами нашей работы, для оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции мы выделили следующие критерии:

- содержательно-смысловой, под которым мы понимаем способность коммуниканта к овладению знаниями, умениями и навыками, опытом взаимодействия, творческой деятельности в соответствии с социальными нормами, ценностями и идеалами, что предполагает свободное владение иноязычной речью, наличие сформированных навыков аудирования, понимание и правильный перевод иноязычных текстов на русский язык;

- лингвистический, предполагающий способность к отбору, определению последовательности и дозировки языковых средств выражения в зависимости от потребности общения (правильность лексического, грамматического, синтаксического и фонетического оформления иноязычной речи);

- стратегический, в основе которого лежит способность к планированию, организации, выполнению и самоконтролю в процессе внеаудиторной самостоятельной работы, способность к выявлению и исправлению собственных ошибок.

На данном этапе работы нами были использованы результаты исследований В.В. Краевского, В.В. Маткина, Т.И. Поповой, А.Ф. Присяжной, М.Н. Скаткина, О.Н. Щеголевой и др.

Следует отметить, что разработанная нами технология показывает, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза возможно в результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. В основе спроектированной технологии лежит совокупность заданий, которые были выявлены нами в продолжение 14-летнего опыта работы со студентами и поэтапное выполнение которых при соблюдении педагогических условий дает положительный эффект.

Для эффективной реализации предлагаемой нами технологии мы считаем необходимым соблюдение выявленных опытным путем педагогических условий:

- поэтапное выполнение заданий коммуникативной направленности;

- активизация рефлексивной деятельности студентов в парных, групповых и коллективных формах работы в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

- построение процесса обучения в соответствии с принципом связи обучения с практикой, в результате реализации которого происходит стимулирование интереса к самостоятельной внеаудиторной работе, самоорганизации, самодеятельности, и при этом учитывается мотивация студента на основе права выбора учебных заданий.

Проанализировав данные развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, мы сделали вывод о наличии положительной динамики изменения уровня сформированности исследуемой компетенции в ходе реализации технологии.

Таблица 1

Уровень сформированности ИКК До применения технологии (кол-во студентов) После применения технологии (кол-во студентов)

Низкий 43 17

Средний 10 31

Высокий 0 5

В результате нами было отмечено, что студенты с изначально более высоким фундаментом знаний развиваются менее динамично, чем «слабые» студенты. Тем не менее, следует отметить, что число студентов, имеющих низкий уровень сформированно-сти исследуемой компетенции, значительно уменьшилось по сравнению с констатирующим этапом опытно-поисковой работы. Таким образом, мы можем утверждать, что разработанная нами технология может быть рекомендована к применению для эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза.

Литература

1. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема. // Высшее образование в России. - 2002. - № 4.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.

- М.: Высшая школа, 1989.

4. Осмоловский В.И. Как оптимизировать самостоятельную работу обучаемых. - Челябинск, 1989.

5. Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Попова Т.И. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1 курса заочного отделения языкового вуза: Дисс... канд. пед. наук. - М., 1999.

7. Присяжная А.Ф. Формирование прогностической компетентности школьников. - Челябинск, 2005.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

9. Щеголева О.Н. Роль и место самостоятельной контролируемой работы в новой парадигме образования. // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.