ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗОВ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 01.03.2016 г.
Д.А. Ульянов1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко1
1 Волгоградский государственный университет, Волгоград
PERSONALITY-CENTRED PHYSICAL CULTURE FORMATION TECHNOLOGY: DISTANCE PHYSICAL CULTURE AND HEALTH SUPPORT FORMAT FOR UNIVERSITY STUDENTS OF SPECIAL HEALTH DEPARTMENTS
D.A. Ul'yanov1
Professor, Dr.Hab. T.G. Kovalenko1
1 Volgograd State University, Volgograd
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Исследование посвящено проблеме оптимизации учебного процесса по физической культуре студентов специального медицинского отделения вузов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что проблемными областями процесса формирования физической культуры личности студентов специального медицинского отделения являются: отсутствие возможностей для организации занятий с учетом заболевания обучающихся, недостаточный интерес студентов к занятиям физическими упражнениями, недостаточный уровень двигательной активности, несформированность системы физкультурно-оздоровительных знаний. Решению указанных и иных проблем способствует использование технологии формирования физической культуры личности студентов специального медицинского отделения в формате дистанционного физкультурно-оздоровительного сопровождения.
Ключевые слова: специальное медицинское отделение, дистанционное обучение, дистанционное физкультурно-оздоровительное сопровождение, самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность.
Annotation
The study explores the problem of the academic physical education process optimization/ adaptation for university students of special health departments. The study found the following problems in the personality physical culture formation process of the university students of special health departments: no opportunities for individualized practices tailored to the health disorders/ disabilities of the trainees; poor motivation of the students for the physical education process; poor motor activity; and the need in an adapted physical culture and health knowledge development system. The new personality-centred physical cultural technologies implemented in a remote physical cultural and health improvement format in application to the university students of special health departments was designed to help solve the above and other problems.
Keywords: special health department, distance education, distance physical culture and health improvement support, self-reliant remote physical culture and health improvement activity.
Введение. В настоящее время возникают серьезные трудности при разработке и реализации эффективных методов физического воспитания студентов специального медицинского отделения вузов. Индивидуализация обучения является одним из способов решения проблемы оптимизации физического воспитания студентов вузов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Создание дистанционного физкультурно-оздоровительного сопровождения, базирующегося на разработке и внедрении в учебный процесс интерактивных блоков теоретических и практико-методических знаний,
тестовых заданий, контрольно-оценочных ведомостей, методических и практических рекомендаций, - один из способов индивидуализации процесса физического воспитания студентов специального медицинского отделения вузов. Разработанная на этой основе технология не только обеспечивает содержание лекционных и практических занятий физической культурой, но и создает возможности для самостоятельного освоения материала студентами с учетом типов их заболеваний.
Цель исследования - создание технологии формирования физической культуры личности студентов специального
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
медицинского отделения в формате дистанционного физкультурно-оздоровительного сопровождения.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на кафедре физвоспитания и оздоровительных технологий Волгоградского государственного университета поэтапно в период с 2007 по 2015 г.
Технология формирования физической культуры личности студентов вузов специального медицинского отделения в формате дистанционного физкультурно-оздоровительного сопровождения предполагает модульную организацию учебного процесса. Она построена по следующим содержательно-процессуальным модулям:
- модуль 1: «Активное мотивирование студентов к управлению своим здоровьем» (I семестр);
- модуль 2: «Система самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий и самоконтроля» (II семестр);
- модуль 3: «Формирование физку-льтурно-деятельной личности» (Ш-№ семестры);
- модуль 4: «Коррекционно-под-держивающая физкультурно-оздоровительная деятельность» семестры).
Каждый модуль представлен блоками теоретической информации, методической информации, оценочных процедур. При этом освоение каждого модуля, решение в данном процессе трех задач формирования физической культуры личности студентов максимально индивидуализировано и предполагает следующее:
- выявление и постановку частных проблем, связанных с формированием личностной физической культуры студента;
- формулирование частных целей и задач;
- определение содержания и последовательности вместных действий педагогов и студента;
- разработку и внедрение педагогических средств физкультурно-оздоровительной деятельности;
- выполнение учебных действий;
- измерение и оценивание результатов деятельности;
- определение направлений и разработку содержания коррективов, вносимых в процесс физического воспитания студента;
- предложение студенту методических и практических рекомендаций.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с вышесказанным разработан алгоритм организации учебных и самостоятельных занятий, который обеспечивает условия для поэтапного овладения студентами физкультурно-оздоровительными знаниями и умениями,
Требования будущей профессиональной деятельности к уровню сформированности физической _культуры личности студентов_
Цель, задачи и принципы формирования физической культуры личности
Начальный уровень показателей сформированности физической культуры личности
г
Анализ результатов, оценка факторов и условий, влияющих на сформированность физической
культуры личности
Структура сформированности физической культуры личности
Вид заболеваний студентов
Степень отклонений индивидуальных нормативов сформированности физической культуры личности
Средства и методы формирован™ физической культуры личности
Оптимальный двигательный режим, дозировка, продолжительность упражнения, отдых между ними
Адекватные методы педагогического контроля
Текущий контроль сформированности физической культуры личности
Внесенные коррективы в структуру сформированности физической культуры личности
Специфический подбор средств и методов для устранения недостатков
Оценка достигнутого уровня сформированности физической культуры личности
Алгоритм рациональных действий и операций преподавателя и студента специального медицинского отделения при организации учебных и самостоятельных занятий
со-
очерчивает методические требования к самостоятельным занятиям студентов, определяет требования к самоконтролю за состоянием своего здоровья (см. схему). Алгоритм подразумевает строго определенную последовательность действий преподавателя и студента, взаимодействие которых осуществляется в дистанционном формате. Это позволяет создать индивидуальную физкультурно-оздоровительную программу занятий с учетом заболеваемости студента.
Контрольно-оценочный компонент технологии представлен разработанной рейтинговой системой оценки сформи-рованности физической культуры личности, использование которой стимулирует студентов к активизации самостоятельной и организованной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Согласно рейтинговой системе оценка успеваемости обучающихся по дисциплине «Физическая культура» осуществляется по 100-балльной шкале. Минимальное коли-
34
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
чество баллов, необходимое студенту для получения оценки «удовлетворительно», - 61 балл, «хорошо» - 76 баллов, «отлично» - 91 балл. Использование рейтинговой системы, представленной в дистанционном формате (снабженной программой для ЭВМ), помогает студенту за период обучения в вузе набрать недостающие баллы для получения зачета по дисциплине. Таким образом, студент специального медицинского отделения имеет возможность повысить свою оценку, самостоятельно изучая теоретический и практико-методический материал, выполняя теоретические и практические задания.
Процессуальный компонент технологии представлен четырьмя этапами: мотивационным, конструкционно-экспертным, этапами реализации и рефлексии.
На мотивационном этапе обеспечивается формирование знаний о физкультурно-оздоровительной деятельности, раскрывается их значение, развивается познавательный интерес студентов к изучаемому предмету.
Конструкционно-экспертный этап включает в себя подбор физкультурно-оздоровительных средств и сведение их в индивидуальную программу учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями. Указанная деятельность осуществляется в режиме дистанционного взаимодействия педагогов и студентов, однако акцент делается на самостоятельную работу обучающихся. Кроме того, он ориентирован на проверку преподавателями и врачами индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной деятельности, разработанных студентами с учетом их заболевания, и внесение необходимых коррективов.
Этап реализации включает в себя учебно-теоретический и учебно-практический разделы (подэтапы). Содержание учебно-теоретического раздела направлено на формирование теоретических знаний, двигательных умений и навыков, навыков физкультурно-оздоровительной деятельности; развитие способности анализировать и оценивать собственную физкультурно-оздоровительную деятельность, находить недостатки в индивидуальных программах физкультурно-оздоровительной деятельности и вносить в них коррективы.
На этапе рефлексивном у студентов формируются умения анализировать и оценивать собственные действия (смысл, способ осуществления) и результаты физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельно осуществлять на этой основе коррекцию индивидуальной образовательной траектории.
Реализация технологических операций и действий, отраженных в алгоритме и направленных на решение этапных задач, требует организации социального взаимодействия в дистанционном режиме. Технология предусматривает три направления такого взаимодействия: коллективное взаимодействие студентов, педагогов, методиста и врачей; ролевое взаимодействие с субъектами профессиональной деятельности; индивидуализированное межличностное взаимодействие в процессе совместной деятельности.
В качестве механизма реализации технологии в реальном образовательном процессе предложена информационная система, позволяющая автоматизировать процесс предъявления и освоения теоретической и практико-методической информации, фиксации результатов контрольно-диагностических процедур и анализа сформированности физической культуры личности студентов.
Выводы. Технология формирования физической культуры личности студентов специального медицинского от-
деления с использованием средств и форм дистанционного физкультурно-оздоровительного сопровождения позволяет успешно передать им необходимые знания физкультурно-оздоровительной направленности. Литература
1. Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. - 2013. - Вып. 1. - С. 17-26.
2. Григорьева В.Н. Оздоровительная направленность учебных занятий студентов в специальной медицинской группе / В.Н. Григорьева // Социально-педагогические проблемы физической культуры учащейся молодежи: сб. науч. тр. - СПб., 2012.
- С. 64-68.
3. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 36 .- С. 143-147.
4. Лубышева Л.И. Концепция модернизации профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12. - С. 13-16.
5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 7-11.
6. Ульянов Д.А. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни / Д.А. Ульянов, Т.Г. Коваленко, А.П. Шкляренко // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 6. - С. 38-39.
7. Ульянов Д.А. Использование средств оздоровительной физической культуры в формате дистанционного сопровождения / Д.А. Ульянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 54-56.
References
1. Gorelov A.A. K voprosu ob ispolzovanii samostoyatelnoy fizicheskoy trenirovki v obrazovatelnom prostranstve sovremennogo vuza (Application of independent physical training in modern university educational space) / A.A. Gorelov, V.L. Kondakov, A.N. Usatov // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2013. - Is. 1. - P. 17-26.
2. Grigorieva V.N. Ozdorovitelnaya napravlennost uchebnyih zanyatiy studentov v spetsialnoy meditsinskoy gruppe (Health improving orientation of classes of special health group students) / V.N. Grigorieva // Sotsialno-pedagogicheskie problemyi fizicheskoy kulturyi uchascheysya molodezhi: sb. nauch. tr. (Sociopedagogical problems of students' physical culture: collected research works). -St. Petersburg, 2012. - P. 64-68.
3. Ilyin A.A. Formyi i sposobyi motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy (Forms and methods of motivating students to physical training) / A.A. Ilyin // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Tomsk State University). - 2012. - № 36.- P. 143-147.
4. Lubysheva L.I. Kontseptsiya modernizatsii professionalnoy podgotovki spetsialistov po fizicheskomu vospitaniyu i sportu (avtorskiy proekt) (Concept of modernization of professional training of physical education and sport specialists (author's project) / L.I. Lubysheva, V.A. Magin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 12.
- P. 13-16.
5. Lubysheva L.I. Sovremenny tsennostny potentsial fizicheskoy kulturyi sporta i puti ego osvoeniya obschestvom i lichnostyu (Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development by society and individual) / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1997. - № 6. - P. 7-11.
6. Ul'yanov D.A. Vliyanie fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti na formirovanie u studentov potrebnosti v zdorovom obraze zhizni (Influence of health and fitness activities on cultivation of students' healthy lifestyle needs) / D.A. Ul'yanov, T.G. Kovalenko, A.P. Shklyarenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 6.
- P. 38-39.
7. Ul'yanov D.A. Ispolzovanie sredstv ozdorovitelnoy fizicheskoy kulturyi v formate distantsionnogo soprovozhdeniya (Recreational physical culture in the form of remote support: application specifics) / D.A. Ul'yanov // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka.
- 2014. - № 4. - P. 54-56.