УДК 371.3 + 821.161.2
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧЕНИКОВ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2013
В.В. Гладышев, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Славянской филологии» О.В. Гинкевич, преподаватель кафедры «Славянской филологии»
Николаевский национальный университет имени В.А. Сухомлинского, Николаев (Украина)
Аннотация: В статье представлены основные характеристики аналитико-синтетических умений учащихся в процессе получения ими литературного образования (основная школа), а также уточнена сущность понятий «анализ», «синтез», «аналитико-синтетические умения» в контексте их формирования в рамках литературного образования школьников в основной школе.
Ключевые слова: анализ, синтез, аналитико-синтетические умения, формирование аналитико-синтетических умений.
Проблема развития читательских умений и навыков является одной из актуальных в методике преподавания литературы, соответственно, она была предметом ряда исследований учёных-методистов.
Отметим наиболее важные из них, в которых раскрыты основные аспекты отмеченной проблемы в рамках школьного литературного образования: организация учебной деятельности на уроках литературы (Т. Бугайко, Ф. Бугайко [1]); формирование читательских умений и интересов (О. Исаева [2]); роль и специфика познавательных задач на уроках литературы (В. Паламарчук [3], [4]); воспитание читательских навыков (А. Сафонова [5]); формирование умений литературного анализа (А. Ситченко [6], [7], [8]); умения и навыки контекстного изучения художественных произведений (В. Гладышев [9]).
Поскольку качество литературного образования зависит от уровня развития интеллектуальной сферы учеников, от выработки у них основных форм мышления: сравнения, обобщения, классификации, систематизации, и т.д., актуальной является проблема формирования у читателей-учеников аналитико-синтетических действий. Необходимо развивать у школьников эмоционально чувственное восприятие художественного произведения и в то же время учить их замечать образное значение художественного выражения, понимать функцию конкретного образа, проникать в системные отношения между ключевыми элементами произведения, различать художественную структуру текста и систематизировать похожие образные явления, словом, выполнять основные аналитико-синтетические действия, актуальные во время работы над художественным произведением. Однако до сих пор не имеем специальных исследований на эту тему.
Целью статьи является представление основных параметров технологии формирования аналитико-син-тетических умений, актуальных во время работы над литературным произведением. Работа над текстом художественного произведения предусматривает выполнение учениками определенных аналитических действий. В 5-6 классах это такие упражнения:
- выделить в тексте и воспроизвести в воображении художественные картины (образы);
- объяснить доминирующие свойства художественных образов, раскрывая приемы их создания. Особенностью литературного анализа является его неотделимость от синтетических умственных действий;
- последовательно расположить художественные картины в соответствии с текстом, определив причинно-следственные связи между ними;
- пересказывать содержание прочитанного произведения (или отрывка из него) с элементами устного (или письменного) рисования авторских картин;
- выявлять связи между образными компонентами текста, выяснять их смысловую нагрузку;
- интерпретировать содержание произведения, характеризовать его художественно-эстетическое значение.
Соответственно, изучение литературного произведения предусматривает не только выделение в тексте значимых компонентов (анализ), но и объяснение отношений, между ними (синтез).
Различается первичный синтез, как впечатление от только что прочитанного, и синтетические образные и понятийные обобщения, которые возникают на основе проведенного анализа. Г. Ващенко объясняет это так: «В первый момент познания мы охватываем вещь в целом, это первобытный несовершенный синтез, который имеет в себе такой же элементарный анализ, поскольку мы выделяем вещь из потока. Второй момент - разделение явления на отдельные элементы, то есть анализ его, что тоже имеет в себе элементы синтеза, поскольку определение признаков вещей есть установление связей с другими делами. Третий момент - синтез - группирование явлений на основании общих признаков. Третий момент выше первого, потому что мы синтезируем общие признаки вещей на основании детального всех признаков вещей, как общих, так и отличных» [10, с. 139]. Следовательно, анализ является обязательной предпосылкой для научного синтеза. Чем совершеннее будет анализ, тем полнее будет и синтез.
Считаем целесообразным принять такую типологию аналитико-синтетических умений анализировать литературно-художественное произведение в общеобразовательной школе (по О. Никифоровой):
Первый тип умений - эмоционально воспроизводительный - близко к тексту воспроизводить в воображении художественные картины, изображенные писателем; пересказывать прочитанное, передавая как авторское, так и собственное отношение к изображенному.
Второй тип умений - познавательный - определять в произведении его основные части, видеть их пределы и устанавливать временные связи между ними; освещать в тексте отдельные образные элементы, раскрывая в них авторские приемы создания; характеризовать и оценивать содержание и значение основных образных компонентов произведения, объяснять изобразительно-выразительные средства языка в них и авторское отношение к изображенному; устанавливать причинно-следственные связи между образными компонентами текста, осуществляя контекстные образные и понятийные обобщения; выражать свое отношение к прочитанному.
Третий тип умений - рефлексивный - самостоятельно интерпретировать содержание и значение художественного произведения в целом; устанавливать типологические связи между образами и произведениями разных писателей и других видов искусства, замечать познавательные факты в новых проявлениях действительности; составлять собственные произведения по мотивам прочитанного. Этот тип умений означает выход читателей за рамки обучаемого произведения и предусматривает следствие влияния его потенциала на характер читателя [7, с. 138-170]. Для обеспечения эффективности формирования у учеников аналитико-синтетиче-ских умений во время изучения литературы А. Ситченко выделяет три условия. Первое предусматривает деталь-
ное и последовательное ознакомление учеников с рекомендациями относительно проведения основных типов литературного анализа. Второе условие характеризуется освоением учениками правил-ориентиров как образцов проведения основных мыслительных операций, связанных с анализом и синтезом художественного произведения. Идет речь об усвоении учениками содержания и правил умственных действий на сравнение, обобщение и конкретизацию, систематизацию и классификацию литературных знаний и читательских умений. Третье условие эффективного формирования у учеников аналити-ко-синтетических умений - накопление значительного фонда разнообразных мыслительных операций, который предопределяет в дальнейшем качественные сдвиги в их интеллектуальном развитии [7, с. 212-217]. Опираясь на эти три условия, мы можем структурировать каждый тип читательских умений в соответствии с требованиями, которые выдвигаются учебными программами к знаниям и умениям учеников определенного класса с учетом их возрастных и литературных особенностей.
В структуре того или иного типа аналитико-синтети-ческих умений доминирующим могут быть как анализ, так и синтез. Например, в 5 классе, структура эмоционально-воспроизводительного типа аналитико-синтети-ческих умений такая:
- воспроизводить в воображении художественные картины произведения, которое изучается;
- определять авторское отношение к изображаемому;
- пересказывать устно и в письменном виде (избирательно, детально, сжато) небольшое эпическое произведение или отрывки из большого по объему эпического или драматичного произведения;
- выражать собственное впечатление от прочитанного.
Структура познавательного типа аналитико-синтети-ческих умений:
- выделять эпизоды, пейзажи, диалоги, монологи в произведении;
- определять пределы основных частей текста;
- составлять план небольшого эпического произведения или отрывка из большого по объему эпического или драматического произведения;
- различать в тексте художественного произведения образы-персонажи, литературные портреты и пейзажи, язык автора и действующих лиц, описание и рассказ;
- находить в художественном тексте тропы разного характера: эпитеты, сравнение и объяснять их изобразительную роль;
- выделять характерные поступки, проявления поведения литературных героев, их высказывания, настроения, переживания, отношения с другими людьми, отношение к окружающему миру;
- замечать авторское отношение к персонажам;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями в произведении;
- определять авторское отношение к персонажу, заметное из деталей описания его внешности, других картин произведения;
- рассказывать (устно или в письменном виде) о литературном герое произведения;
- показывать, как язык автора помогает понимать изображенное в художественном произведении;
- объяснять свою оценку образа литературного героя.
Структура рефлексивного типа аналитико-синтети-ческих умений:
- самостоятельно формулировать главную мысль в прочитанном;
- раскрывать значение изученного произведения;
- объяснять сходство и различия в характере героев из прочитанных произведений;
- давать устный отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, произведения разных видов искусства (с высказыванием своего отношения к изображен-6
ным там героям и событиям);
- самостоятельно составлять произведения, близкие по жанру к изученным.
Структура каждого типа умений анализировать художественное произведение в следующем классе усложняется. В 6 классе актуальными остаются умения, которые производятся у пятиклассников, кроме того, должны формироваться еще и такие:
Эмоционально воспроизводительный тип умений:
- пересказывать (устно и в письменном виде) произведение или основные отрывки из него, доказательно выражая свое отношение к прочитанному.
Познавательный тип умений:
- осуществлять разделение текста на эмоционально смысловые части;
- проникать во внутреннее состояние литературного героя;
- характеризовать отдельных героев произведения на основе их мыслей, поступков и поведения;
- обнаруживать авторское отношение к персонажу;
- раскрывать в произведении усвоенные изобразительно-выразительные средства (поэтические обращения, аллегорию, олицетворение, гиперболу, диалектизмы, юмор) и объяснять их роль в контексте;
- различать стихотворный и прозаический язык, реальное и фантастическое в произведении;
- характеризовать персонажей на основе их поступков и взаимоотношений;
- находить в тексте усвоенные компоненты произведения и объяснять их роль в контексте;
- выражать свое отношение к отношениям литературных героев между собой.
Рефлексивный тип умений:
- объяснять подтекст произведения;
- составлять устное и письменное произведение-размышление по изученным произведениям.
Нами предложена типология аналитико-синтети-ческих умений анализировать литературно-художественное произведение в общеобразовательной школе: 1) эмоционально воспроизводительный тип; 2) познавательный тип; 3) рефлексивный.
Основными направлениями в решении проблемы формирования аналитико-синтетических умений учеников 5-6 классов средствами методической науки считаем:
а) плодотворное использование учителем в работе богатого методического наследства;
б) учет всех достижений современных технологий учебного процесса;
в) применение арсенала известных методов, приемов и форм изучения литературы, видоизменяя их в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями каждого школьника.
Для этого необходимы: более глубокое исследование теоретических наработок ученых прошлого и современности, обобщение практического опыта учителей, соответствующая разработка методической модели формирования аналитико-синтетических умений учеников 5-6 классов во время изучения литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бугайко Т. Ф., Бугайко Ф. Ф. Украинская литература в средней школе. Курс методики. - К.: Советская школа, 1962. - 392 с.
2. Исаева Е.А. Теория и технология развития читательской деятельности старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы: Монография. - К., 2003. - 380 с.
3. Паламарчук В.Ф. Глобус интелектус (методология, программа, методика формирования глобального интеллекта). - К., 1999. - 210 с.
4. Паламарчук В.Ф. Как вырастить интеллектуала: Пособ. для учителей и руководителей школ. - К.: Уч. книга. - Богдан, 2000. - 151 с.
5. Сафонова А.М. Воспитание читательских навыков: Пособ. для учителя. - К.: Совет. школа, 1983. - 167 с.
6. Ситченко А.Л. Методика обучения украинской литературе в общеобразовательных заведениях [Текст]: уч. пособ. для студентов-филологов. - К.: Ленвит, 2011.
- 291 с.
7. Ситченко А.Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа: Моногр. - К.: Ленвит, 2004.
- 304 с.
8. Ситченко А.Л.,ШулярВ.И.,ГладышевВ.В. Методика
преподавания литературы: Терминологический словарь / Под редакцией проф. А.Л. Ситченко. - К.: Издательский Дом «Ин Юре», 2008. - 132 с.
9. Гладышев В.В. Теория и практика контекстного изучения художественных произведений в школьном курсе зарубежной литературы: Монография. - Николаев: изд-во «Илион», 2006 . - 372 с.
10. Ващенко Г.Г. Общие методы обучения. Учебник для педагогов. / Г. Ващенко. - К.: Украинский издательский союз, 1997. - 410 с.
TECHNOLOGY OF FORMING OF ANALITICAL-SINTHETIC ABILITIES OF STUDENTS 5-6 CLASSES IN THE PROCESS OF STUDY OF LITERATURE
© 2013
V.V. Gladyshev, doctor of pedagogical sciences, professor of «Slavonic philology» O.V. Ginkevich, teacher of the department is «Slavonic philology»
Nikolaev National University of V.A. Sukhomlinskogo, Nikolaev (Ukraine)
Annotation: This article represent the main characteristics of analytic-synthetic skills for students in process of obtaining the literary education (the secondary school) and the refined essence of terms «analysis», «synthesis», «analytic-synthetic skills» in the context of formation in the literary education pupils in the secondary school.
Keywords: analysis, synthesis, analytical-synthetic abilities, forming of analytical-synthetic abilities.
УДК 343.915
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ТОЛПЫ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРОФИЛАКТИКА ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
© 2013
Т.П. Гусак, аспирант
Национальный педагогический университет имени Михаила Драгоманова, Киев (Украина)
Аннотация: В статье исследовано поведение толпы на разных стадиях совершения преступления, проанализированы в отечественной и зарубежной литературе ряд противоправных действий и сопоставлены полученные результаты. Рассмотрен криминологический аспект предотвращения нарушений общественного порядка и проанализированы профилактические методы предотвращения таких преступлений за рубежом.
Ключевые слова: толпа, общественный порядок, массовые беспорядки, противоправные действия толпы.
Становление украинской государственности сопровождается рядом ментальных изменений, обусловленных политическими, социальными, экономическими, психологическими, поведенческими и другими проблемами, что, в свою очередь, приводит к массовым протестам взрослого населения и молодежи. Такие протесты часто носят противоправный характер. Кроме того, общественная опасность и особенность преступлений против общественного порядка заключается в том, что вред, причиненный нарушителями закона, может быть нанесен не только объекту насилия, но и третьим лицам. В связи с рядом причин лица, которые не имели никакого отношения к событиям, могут стать как жертвами, так и соучастниками преступления.
Психологией толпы в криминогенных ситуациях занимались такие западные ученые как Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, З. Фрейд и др. В российских исследованиях этой проблемы ведущие места занимают Ю. Левада, С. Кара-Мурза, А. Цуладзе, Е. Доценко. В Украине над этой проблемой активно работают Г. Почепцов, В. Королько и др.
Для решения проблемы уголовно-правовой охраны общественного порядка важное значение имеют научные разработки ученых в области уголовного права и криминологии. Исследованием отдельных аспектов проблемы в разное время посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, в частности: А. Абдуллаева, Ю. Александрова, П. Андрушка, Л. Багрий-Шахматова, М. Бажанова, Ю. Баулина, П. Воробья, В. Голин, В. Грищука, П. Гришанина, С. Денисова, А. Джужы, В. Дзюбы, О. Дудорова, А. Закалюка, О. Игнатова, И. Карпеца, М. Коржанського, Кудрявцева, В. Кузнецова, В. Куца, Н. Кузнецовой, П. Матишевського, Н. Мельника, В. Меркуловой, А. Музыки, В. Навроцкого, В. Осадчого, М. Панова, Г. Пищенка, А. Савченко, В. Смитненка, П. Фриса, Н. Хавронюка, В. Шакуна, Н. Ярмиша, С. Яценка и др.
Цель статьи - раскрыть основные факторы возникновения нарушений общественного порядка толпой и рассмотреть профилактические средства их предотвращения и урегулирования.
Для более полной характеристики нарушений общественного порядка нужно разделить процессы его зарождения, ход активных действий и ликвидации, и, в соответствии с анализом каждого этапа, определить причины его возникновения. Однако следует отметить, что жесткое деление здесь вряд ли уместно, поскольку конфликты часто развиваются стремительно, и невозможно с достаточной четкостью определить ту или иную стадию их протекания.
И, тем не менее, на первой стадии, как правило, определяется вид и мотивированность противоборствующей стороны. Это могут быть представители других национальностей, вероисповедания, политической ориентации и т.д., когда их интересы и цели не совпадают с другой противоборствующей стороной. Соответственно в глазах «группы» создается образ врага, растет напряженность между сторонами.
Значительно повышают напряженность недостатки в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, отсутствие информации об обстановке, низкая профилактическая работа органов внутренних дел. Все это приводит к низкой информированности УВД об обстановке, что, в свою очередь, ведет к неконтролируемости их неожиданных действий.
На второй стадии «группа» обычно переходит к активным действиям. В связи с этим быстрыми темпами растет количество совершенных преступлений, происходят нападения в форме «организации групповых действий, приводящих к грубому нарушению общественного порядка или существенное нарушение работы» учреждений, за что, в свою очередь, предусмотрена уголовная ответственность [1, ст. 293 КК Украины].
Характерным признаком третьей стадии является