Научная статья на тему 'Технология финансового мониторинга дополнительного профессионального образования государственных служащих Российской Федерации'

Технология финансового мониторинга дополнительного профессионального образования государственных служащих Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология финансового мониторинга дополнительного профессионального образования государственных служащих Российской Федерации»

Ф ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

0.73- Кузнецов,

проректор по бизнес-образованию, К.Э.Н., доцент С/Эинакадемии

ТЕХНОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

/ нновационные тенденции развития социально-экономических процессов С/Сроссийского общества востребовали необходимость повышения эффективности деятельности органов государственной власти. Реализация данной задачи возможна на основе создания стройной системы дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) государственных гражданских служащих (далее — государственные служащие). Значимость ДПО государственных служащих обусловливает необходимость поиска современных финансовых инструментов по их обучению. Важная роль в этом отводится разработке технологии финансового мониторинга ДПО государственных служащих.

Технология финансового мониторинга ДПО государственных служащих представляет собой последовательную совокупность его элементов (государственные требования, государственный заказ) и финансовых показателей, позволяющих осуществлять непрерывное наблюдение за исполнением государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих по соответствующим образовательным программам, реализуемым образовательными учреждениями1. Исходя из данного нами определения финансового мониторинга ДПО государственных служащих, можно полагать, что его основу составляет совокупность следующих этапов.

1 Профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляют 142 высших учебных заведения, расположенных в 81 городе РФ.

Первый этап. Определение и уточнение государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих.

Второй этап. Разработка государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих на очередной год.

Третий этап. Количественно-качественный анализ исполнения государственного заказа по ДПО государственных служащих.

Четвёртый этап. Определение динамики использования бюджетных средств по реализации образовательных программ ДПО за 2004 - 2007 ГГ.

Пятый этап. Принятие управленческих решений о повышении финансовой эффективности в решении задач по ДПО государственных служащих.

Рассмотрим содержание вышеназванных этапов.

Первый этап, предусматривающий определение и уточнение государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих1 (далее — государственные требования), предполагает следующее.

1. Общие требования по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих, включающие: обязательное повышение квалификации государственными служащими один раз в три года; уточнение процедуры профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, осуществляемых с отрывом, с частичным отрывом (до трёх рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

2. Профессиональная переподготовка государственных служащих предназначена для приобретения ими дополнительных знаний и навыков, необходимых по осуществлению нового вида профессиональной служебной деятельности, а также для получения дополнительной квалификации. Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ: для выполнения нового вида профессиональной деятельности — более 500 аудиторных часов; для получения дополнительной квалификации — более 1000 часов, в том числе — более 75% аудиторных часов.

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362. http://www.kodeks/fa/ru

Повышение квалификации государственными служащими осуществляется в целях освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности — в объёме от 18 до 72 аудиторных часов, а также комплексного обновления знаний в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач — в объёме от 73 до 144 аудиторных часов.

Стажировка направлена на изучение государственными служащими передового опыта, в том числе зарубежного, а также на закрепление теоретических знаний и приобретение ими практических навыков и умений для эффективного использования при исполнении должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дпо государственных служащих, от двух до четырёх месяцев.

3. Социально-экономический механизм обучения государственных служащих за рубежом, элементами которого являются: государственный орган по управлению государственной службой, образовательное учреждение и представитель нанимателя. Государственный орган по управлению государственной службой ежегодно утверждает перечень направлений обучения за рубежом; формирует и утверждает состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубеж; согласовывает учебные планы обучения. Образовательное учреждение разрабатывает совместно с зарубежными партнёрами учебные планы; осуществляет контроль качества обучения за рубежом, его учебно-методическое сопровождение; выдаёт успешно окончившим обучение за границей документ государственного образца о получении соответствующего дополнительного профессионального образования. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению, в соответствии с образовательными программами обучения за границей, а также ожидаемыми результатами обучения.

Таким образом, в государственных требованиях к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих заложены основные положения относительно механизмов осуществления финансового мониторинга ДПО.

Второй этап предполагает разработку государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих1 (далее — государственный заказ), осуществляемого Администрацией Президента РФ, а также федеральным органом испол-

1 См.: Указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. №1474; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2008 год» от 14 апреля 2008 г. № 484-р.

нительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Финансирование государственного заказа, включая научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение ДПО государственных служащих, осуществляется за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета.

Формирование государственного заказа на ДПО производится на основе: а) государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих Российской Федерации; б) статистических данных об общей численности государственных служащих, а также расчёта необходимого количества обучаемых по образовательным программам; в) экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих; г) минимального размера ежегодных отчислений (в процентах) на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение ДПО от объёма средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа; д) государственного статистического наблюдения за исполнением государственного заказа.

Основные показатели государственного заказа на ДПО

1. Статистические показатели, характеризующие количество федеральных служащих по группам должностей государственной службы, направляемых на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, а также для получения ДПО за пределами территории Российской Федерации (по каждой образовательной программе отдельно).

Анализ структуры должностей гражданской службы позволяет сделать вывод о том, что доля работников, замещавших государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, составила в среднем 4,2% от общей численности лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы. Наиболее многочисленной является категория должностей специалисты. На лиц, замещавших эти должности, приходилось 55,5% от общей численности работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы. В органах исполнительной власти этот показатель составил 59,1%, в других государственных органах — 64,3%, в законодательных органах и органах судебной власти и прокуратуры соответственно 37,2 и 36,7%. Доля лиц, замещавших должности руководителей, сложилась в интервал от 1,4% — в органах судебной власти субъектов Российской Федерации до 23,1% — в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Наибольший удельный вес лиц, замещающих должности помощников (советников), сложился в федеральных

органах законодательной власти (24,7%), обеспечивающих специалистов — в органах судебной власти субъектов Российской Федерации (42,2%).

Распределение государственных служащих (на 1 января 2007 г.) по укрупнённым группам специальностей и направлениям базовой профессиональной подготовки характеризуется следующим образом. Основная часть работников имела высшее образование по направлениям подготовки: экономика и управление — 38,0% (в том числе по направлению юриспруденция — более 25%), гуманитарные и социальные науки — 28,9%. Специальность государственное и муниципальное управление имели 5,2% работников гражданской службы (в федеральных органах — 5,0%, в органах субъектов Российской Федерации — 5,9%); техническое образование — 16,4% работников гражданской службы.

Государственным заказом на 2008 год, исходя из общей численности и потребностей государственной службы по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих, определено общее количество — 108 771 чел. Структура распределения следующая: профессиональная переподготовка — 2251 чел.; повышение квалификации — 106 265 чел.; обучение за пределами территории РФ — 255 чел.

2. Финансовые показатели, включающие объём средств, предусмотренных в федеральном бюджете на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку федеральных гражданских служащих, в том числе на получение ими ДПО за пределами территории Российской Федерации (по каждой образовательной программе отдельно), а также на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение.

В соответствии с государственным заказом по ДПО государственных служащих на 2008 год распределение объёма средств, предусмотренных в федеральном бюджете, представлено следующим образом: общий объём средств составляет 773 106,2 тыс. руб., из них на профессиональную переподготовку — 77 486,82 тыс. руб.; повышение квалификации — 640 609,38 тыс. руб.; образование за пределами территории РФ — 55 010 тыс. руб. На научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение ДПО государственных служащих выделено 58 050 тыс. руб. Поэтому внедрение механизма государственного заказа составляет основу мониторинга ДПО государственных служащих, который позволяет регулировать и контролировать соответствующие затраты государства, а также даёт возможность повышать качество оказываемых образовательных услуг.

Третий этап предусматривает осуществление количественно-качественного анализа исполнения государственного заказа по ДПО государственных служащих за истекший год.

В 2007 Г. на исполнение государственного заказа1 из федерального бюджета было выделено 756 233,6 тыс. руб, в том числе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти — 695 734,9 тыс. руб.; на работы и услуги по научно-методическому, учебно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению государственного заказа — 60 498,7 тыс. руб.

Анализ итогов исполнения государственного заказа на 2007 год показал, что из 76 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа, 32 органа исполнительной власти (42 % от общего числа участников государственного заказа) в полном объёме освоили выделенные им бюджетные ассигнования (остаток бюджетных ассигнований не превышает 15 тыс. руб.); 43 федеральных органа исполнительной власти освоили выделенные им бюджетные ассигнования на 55 — 90 % и один федеральный орган исполнительной власти (ФСКН России) полностью не выполнил задание государственного заказа в 2007 г.

Ввиду изменения категорий должностей государственной службы, подлежащих обучению в рамках государственного заказа, и изменения продолжительности запланированных образовательных программ, восемь федеральных органов исполнительной власти (Рособоронзаказ, Росрегистрация, Росздрав, Минобрнауки, Росводресурсы, Россельхознадзор, Росрыболовство, Казначейство России) при неосвоении выделенных на обучение гражданских служащих бюджетных ассигнований выполнили и перевыполнили задания по количеству обученных в рамках государственного заказа гражданских служащих.

Полное неосвоение бюджетных ассигнований, выделенных в объёме 3 100 тыс. руб. на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, допустила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Основанием для сокращения заявленного объёма бюджетных ассигнований является анализ потребностей ФСКН России в профессиональной переподготовке и повышении квалификации гражданских служащих.

Неосвоение бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию государственного заказа на 2007 год, более чем на 40 % отмечено у ФМС России, МЧС России и у Ростехрегулирования. Указанное неосвоение связано в основном с некоординированным взаимодействием центральных аппаратов указанных федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов.

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти на 2007 год» от 14 апреля 2007 г. № 448-р.

Всего в 2007 г. из 695 734,9 тыс. руб., предусмотренных на оплату обучения гражданских служащих, федеральные органы исполнительной власти освоили 644 700,37 тыс. руб. (92,66 % от общего объёма бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение заданий государственного заказа на 2007 год); не освоено 51 034,53 тыс. руб. Среди основных причин частичного неосвоения выделенных средств можно назвать следующие:

— в связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти происходит замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки гражданских служащих на обучение по программам повышения квалификации и соответственно сокращается стоимость обучения;

— недостаточно чёткая организация работы отдельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих сети территориальных органов, по организации проведения дополнительного профессионального образования гражданских служащих соответствующих территориальных органов.

В 2007 Г. планировалось обучить по программам дополнительного профессионального образования 114 155 государственных служащих. За счёт того, что по программам повышения квалификации было обучено больше гражданских слушателей, данный показатель составил 117 675 гражданских служащих, что на 3 % превышает плановый показатель. Статистический анализ показал, что в 2007 г. федеральные органы исполнительной власти стремились направлять больше государственных служащих на повышение квалификации, чем на переподготовку {табл. 1).

Таблица 1 Соотношение количества государственных служащих, подлежащих обучению и прошедших обучение по программам ДПО

Наименование образовательной програмы Количество государственных служащих, подлежащих обучению Количество государственных служащих, прошедших обучение

Профессиональная переподготовка 1 289 (1,13 %) 1 135 (0,96 %)

Повышение квалификации 112 866 (98,87 %) 116 540 (99,03 %)

По группам должностей гражданских служащих в 2007 г. обучено следующее количество государственных служащих: младшая группа должностей — 13 283 чел. (11,3 % от общего количества обученных гражданских

служащих); старшая группа должностей — 39 575 чел. (33,66 %); ведущая группа должностей — 64 028 чел. (54,38 %); главная группа должностей — 658 чел. (0,56 %); высшая группа должностей — 131 чел.(0,1 %).

Обучение гражданских служащих в рамках государственного заказа проводилось в следующих образовательных учреждениях {табл. 2).

Таблица 2 Образовательные учреждения, осуществляющие обучение государственных служащих по программам ДПО

№ п/п Наименование образовательного учреждения Всего обучено (чел.)

1 РАГС при Президенте Российской Федерации 1 837

2 МАГМУ 3 546

3 ГУ-ВШЭ 474

4 Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации 33 888

5 Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации 2 941

6 Филиалы РАГС при Президенте Российской Федерации 10 748

7 Отраслевые образовательные учреждения 34 300

8 Территориальные образовательные учреждения 29 941

Итого: 117 675

Анализ образовательных учреждений, обучающих гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования, показывает существенное увеличение доли образовательных учреждений, расположенных в субъектах Российской Федерации. Обучение государственных служащих территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти в образовательных учреждениях, расположенных в непосредственной близости от их места работы, позволяет заблаговременно планировать время проведения обучения, а также частично решать вопрос о выплате командировочных расходов.

В 2007 г. обучение государственных служащих проводилось по всем основным направлениям дополнительного профессионального образования {табл. 3).

Из представленных в таблице данных следует, что в 2007 г. наибольшее число гражданских служащих обучалось по образовательным программам управленческого направления, тогда как в течение 2005 — 2006 гг. большинство гражданских служащих обучалось по ДПО правового направления.

Таблица 3

Основные направления обучения государственных служащих в 2007 г.

№ п/п Направление обучения Обучено государственных служащих по программам ДПО данного направления (чел.) Соотношение гражданских служащих, прошедших обучение, и общего количества обученных

1 Управленческое 105 300 89,5 %

2 Организационно- экономическое 1 526 1,3 %

3 Планово-финансовое 676 0,6 %

4 Информационно-аналитическое 2 722 2,3 %

5 Инновационное 14 0,001 %

6 Правовое 6 537 5,55 %

7 Экологическое 46 0,039 %

8 Изучение иностранных языков 383 0,31 %

9 Информационная и экономическая безопасность государства 471 0,4 %

Итого: 117 675

Государственным заказом на 2007 год были предусмотрены средства на оплату работ и услуг по научно-методическому, учебно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению государственного заказа (далее — сопровождение государственного заказа) в сумме 60 498,7 тыс. руб. Освоение бюджетных ассигнований, запланированных на выполнение мероприятий по сопровождению государственного заказа на 2007 год — 99,8 %. Экономия бюджетных средств в процессе проведения открытого конкурса на выполнение работ по сопровождению составила 100 тыс. руб.

Результаты исполнения государственного заказа на ДПО государственных служащих на 2007 год позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективно работа в данном направлении велась в следующих федеральных органах исполнительной власти: ФМС России, Минобороны России, Росрегистрация, ГУСП, Роструд, ФМБА России, МПР России, Роспром, Минрегион России, Минфин России, ФНС России, Казначейство России, Росстрахнадзор, Минэкономразвития России, Росрезерв, Росстат.

Принимая во внимание, что в рамках государственного заказа на 2007 год было обучено 117 675 чел. (103 % от планового показателя), государственный заказ на 2007 год можно считать выполненным в полном объёме.

Четвёртый этап связан с определением динамики использования бюджетных средств по реализации образовательных программ ДПО за 2004-2007 гг. За эти годы наблюдается стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на исполнение заданий государственного заказа, количества федеральных органов исполнительной власти — участников государственного заказа. Положительная динамика сохраняется также и по основному показателю реализации государственного заказа — количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа {табл. 4).

Таблица 4

Динамика исполнения государственного заказа на ДПО государственных служащих за 2004-2007 гг. и плана на 2008 г.

Наименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. План 2008 г.

Кол- во Кол- во % роста 2005/ 2004 Кол- во % роста 2006/ 2005 Кол- во % роста 2007/ 2006 Кол-во

1. Объём финансирования государственного заказа (тыс. руб.) 83 243,17 10 6997,87 128,5 613 960,0 573,8 756 233,6 123,2 773 106,2

2. Обучено государственных служащих (чел.) 12 279 18 093 147,3 104 395 576,9 117 675 112,7 10 8771

3. Количество ФОИВ, участвующих в государственном заказе 54 68 125,9 76 111,8 76 111,8 90

4. Средняя стоимость обучения одного слушателя (руб.) 6 779 5 914 -12,8 5 881 -0,56 6 426 109,3 7 107

5. Средняя стоимость одного академического часа обучения (72 руб./ч) 94 82 81,7 89,3 98,7

Из приведённых в таблице данных по динамике ДПО можно сделать следующие выводы:

— имеется положительная динамика объёма финансирования государственного заказа на обучение государственных служащих. В 2007 г. относи-

тельно 2004 г. рост составил 908,4%, то есть более чем в 9 раз. Наибольший объём финансирования был в 2006 г.; рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года, это потребовало существенно увеличить объём финансирования;

— рост количества обученных государственных служащих также наблюдается в 2006 г. (576,9%), связанный с формированием федеральных органов исполнительной власти и реорганизацией государственной службы, с её реформированием, а также административной реформой;

— в 2007 г. по сравнению с 2004 г. в 1,5 раза (с 54 до 76) увеличилось количество федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном заказе на ДПО государственных гражданских служащих;

— несмотря на положительную динамику показателей государственного заказа по обучению государственных служащих произошло снижение средней стоимости обучения одного слушателя. Так, например, если в 2004 г. она со-ставила 6 779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5 914 руб., а в 2006 г. — до 5 881 руб. В 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6 426 руб. (это примерно уровень 2004 г.);

— аналогичная ситуация наблюдается и со стоимостью нормы одного академического часа (из расчёта программы повышения квалификации в объёме 72 часов). В 2004 г. она составила 94 руб.; 2005 г. — 82 руб.; 2006 г. — 81,7 руб.; 2007 г.— 89,3 руб., то есть не вышла на уровень 2004 г.;

— в федеральных государственных органах обучение работников гражданской службы в основном осуществлялось за счёт средств федерального бюджета (98,5%); средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные средства составили 0,6 и 0,9% соответственно. В государственных органах субъектов Российской Федерации структура расходов на обучение кадров государственной службы сложилась следующим образом: средства бюджетов субъектов Российской Федерации составили 88,8%, федерального бюджета — 10,1% и внебюджетные — 1,1%.

Вследствие сформулированных нами выводов считаем целесообразным при планировании государственного заказа на очередной год обучения проводить не только количественный, но и финансовый анализ эффективного расходования бюджетных средств исходя из рассчитанных нормативов и конечных результатов обучения.

Пятый этап предусматривает принятие управленческих решений о повышении финансовой эффективности в решении задач по ДПО государст-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

венных служащих. По результатам финансового мониторинга был осуществлён комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности обучения государственных служащих. В рамках сопровождения государственного заказа на уровне федеральных органов исполнительной власти, в частности департаментом социально-трудовых отношений Минздравсоцразвития России, были реализованы следующие мероприятия:

— разработаны методические рекомендации, пособия и комментарии по наиболее актуальным вопросам прохождения государственной службы Российской Федерации;

— проведены научно-методические семинары и координационные совещания по вопросам реализации положений действующего законодательства Российской Федерации относительно ДПО государственных служащих;

— разработаны учебно-методические комментарии по применению законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации и о муниципальной службе в Российской Федерации и проведены учебно-мето-дические мероприятия по актуальным проблемам их развития;

— обновлены и скорректированы программы повышения квалификации государственных служащих в соответствии с потребностями государственной службы;

— разработана учебно-методическая основа комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных служащих Российской Федерации по созданию надлежащих организационно-технических условий для их эффективной служебной деятельности, а также по отдельным вопросам организации прохождения государственной службы;

— определена учебно-методическая основа для организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти по осуществлению перевода подведомственных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда;

— проведено совершенствование и внедрение программного комплекса по формированию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих.

Таким образом, применение на практике предложенной нами технологии финансового мониторинга позволяет скорректировать и упорядочить процесс функционирования системы ДПО государственных служащих; осуществить организационный, управленческий и финансовый контроль обучения слушателей; выявить недостатки и принять по ним соответствующие управленческие решения по повышению профессионального уровня государственных служащих Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый по-

тенциал. М.: Дело, 2001.

2. Афанасьев В.Я. Управление системой обучения государственных служащих

нового поколения: Автореф. дисс. д-ра экон. наук. М., 2001.

3. Козбаненко В А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практич. пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003.

4. Кузнецов О.В. Основные направления совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих финансово-экономического профиля. Реформирование государственной службы.Ч. 1.

М.: ФА, 2005.

5. Кузнецов О.В., Иванов A.B. Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой

академии. М.: ФА, 2007. №4.

6. Кузнецов О.В., Иванов A.B. Основы социального управления: Учебное пособие: В 2-х ч. М.: Финакадемия, 2008.

7. Обучение государственных служащих: Современное состояние и перспективы: Учебное пособие / В.И. Матирко, С.Г. Атаманчук, Н.П. Вангниц и др.; под общ. ред. В.И. Матирко; М-во труда и социального развития РФ. М.: Дело, 2002.

8. Реформирование государственной службы: Учебное пособие для государственных служащих: В 2-х ч. / Под ред. Е.Д. Богатырёва. М.: ФА, 2005.

9. Состояние и особенности государственной службы РФ финансово-экономического профиля: Учебное пособие / Под ред. Е.Д. Богатырёва. М.:

ФА, 2007.

Ю. Тур чинова НА. Государственное регулирование экономического развития высшего образования в условиях экономической трансформации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2002.

11. Чер епанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.