Научная статья на тему 'Технология дистанционного внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля'

Технология дистанционного внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / IN-HOUSE EDUCATION (ADULT’S EDUCATION) / DISTANT EDUCATION TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE / EDUCATION AND MANUFACTURE INTEGRATION / OIL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалимова А. Р.

В статье рассмотрена роль технологии дистанционного внутрифирменного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку специалистов нефтяной отрасли в условиях интеграции образования и производства. Предложены стадии и этапы ее проектирования, обеспечивающие целостность и непрерывность процесса обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли, представлены ее основные блоки, а также выделены ее преимущества в организационном, педагогическом, личностном и экономическом планах, как для представителей предприятия, так и для студентов и преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масалимова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of remote internal training of foreign language for technical specialists

The article considers the role of remote technology for in-house training and vocational-oriented foreign language for specialists of oil industry in the integration of education and production. The author proposes stages and its design providing the integrity and continuity of foreign language learning for specialists of oil industry. It is represented its main components as well as it is highlighted its advantages in organizational, pedagogical, personal and economic plans both for the enterprise representatives and for students and lecturers of high school.

Текст научной работы на тему «Технология дистанционного внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля»

А. Р. Масалимова, канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, Россия, alfkazan@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В конце XX — начале XXI в. мировые страны-лидеры ускорили темпы социально-экономического развития на основе использования преимуществ международного научно-технологического сотрудничества как составляющей современных глобализа-ционных процессов, которые предоставляют мировому хозяйству все больше не только торговой, но и производственной целостности на основах использования инноваций1.

Социально-экономический анализ и прогнозы показывают, что сегодня практически во всех отраслях деятельности способность организации систематически совершенствовать технологии и качество производства является одним из важнейших жизненно необходимых факторов успеха, которые неразрывно связаны с постоянным повышением качества и профессионального уровня кадров организаций. В связи с этим сфера образования определяется и выделяется многими странами как приоритетное направление социально-экономического развития, как средство поддержания конкурентоспособности и лидирующего положения страны на мировых рынках.

Для того чтобы обеспечить должное качество образования, система внутрифирменного обучения должна быть открытой, динамичной, проектно-ориентированной

(реагирующей на изменения среды и запросы потребителя образовательных услуг), восприимчивой к инновациям, управляемой и экономически целесообразной.

Общеизвестно, что в идеальных условиях современное предприятие должно постоянно находиться в состоянии систематического обновления для освоения инновационных технологий и создания конкурентоспособной продукции, где его управляющий персонал и кадры подлежат мобильному обновлению и перспективному обучению. В этих условиях наблюдается постепенное стирание границ между производственной и образовательной функцией с последующим вынужденным освоением ими функций, которые ранее не были им свойственны.

В 1980-х гг. учебный процесс по подготовке и переподготовке рабочих и специалистов для эксплуатации и обслуживания новой техники для ОАО «Татнефть» осуществлялся лишь на основе изучения инструкций по эксплуатации данной техники и оборудования, что не обеспечивало необходимого качества производственного обучения. Следовательно, внутрифирменное обучение специалистов технического профиля в Республике Татарстан в этот период основывалось преимущественно на знаниевом подходе.

№ 6 (24) ИЮНЬ 2012

Ф

Позднее, в начале 1990-х гг. система внутрифирменного обучения была ориентирована на текущие потребности рынка, сиюминутные интересы работодателей. Соответственно, внутрифирменная подготовка специалистов технического профиля была основана на функционально-деятельностном подходе, предполагающем деятельность обучающихся исходя из выполняемых ими производственных функций.

На современном этапе в ОАО «Татнефть» создана эффективная, гибкая, саморегулируемая система внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля, основанная на рефлексивно-диалогическом взаимодействии ее субъектов, способствующем постоянному развитию потенциала предприятия, инфраструктуры инновационной деятельности, позволяющих ей использовать эти возможности в самостоятельном развитии и решении стратегических задач предприятия.

Идеология внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля в ОАО «Татнефть» представляет собой цен-ностно-ориентационный каркас, призванный взращивать репликационный ресурс, позволяющий предотвращать негативные факторы и создавать условия, способствующие развитию компании на основе рефлексивно-диалогического взаимодействия ее субъектов, интеграция которых обеспечивает самоподдержку, саморегулируемость и самоорганизацию всей системы внутрифирменного обучения.

На современном этапе развития ОАО «Татнефть» востребуемы инженеры, обладающие профессиональными знаниями иностранного языка, так как компания вы-

полняет ряд сервисных контрактов в зарубежных странах: Иран, Вьетнам, Оман, Саудовская Аравия и др. В связи с этим, на базе предприятия в 2008 г. также утверждено Положение о центральной квалификационной комиссии по определению уровня владения работниками акционерного общества иностранными языками. Данное Положение было разработано в целях: мотивации работников к изучению иностранных языков; стимулирования сотрудников к повышению эффективности, результативности и качества выполняемой работы; выявления специалистов акционерного общества, имеющих высокий интеллектуальный уровень, способных применить знания иностранных языков на практике в ходе выполнения служебных обязанностей; повышения эффективности использования кадрового потенциала компании; повышения производственной и творческой активности, развития профессиональной компетентности, деловых качеств, навыков и опыта сотрудников; предоставления возможностей для профессионального роста, самореализации и развития карьеры сотрудников; привлечения в компанию высокопрофессиональных специалистов.

Определение уровня знаний иностранного языка может проводиться как в виде индивидуальной беседы, так и в виде выполнения отдельных заданий. Для определения уровня знаний иностранного языка создается квалификационная комиссия, которая имеет право: определять уровень знаний иностранных языков работников предприятий; давать заключение в соответствии с квалификационными требованиями и результатами оценки уровня знания кандидатом (экзаменуемым) иностранного языка и рекомендации руководителю предприятия по установлению размера надбавки с дифференцированием в зависимости от уровня знания иностранного языка и частоты использования в работе, и срока действия надбавки; в рамках действующих положений и установленных полномочий отклонять заявления сотрудников, желающих пройти проверку знаний на предмет владения

иностранным языком; не давать письменных или устных ответов и разъяснений заявителям о причинах отказа в рассмотрении поданных заявлений; вносить изменения и дополнения в положения, регламентирующие действия комиссии; давать рекомендации по вопросу практического применения знаний иностранного языка работниками предприятий; давать рекомендации руководителю предприятия об отмене установленной надбавки в случаях непостоянного использования иностранного языка в работе, недостаточного уровня владения иностранным языком; незнания или плохого ориентирования в специальной иностранной (технической, научной) литературе, изданной на иностранном языке2.

Решению проблемы обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли способствует дистанционный корпоративный университет, созданный на базе ОАО «Татнефть», представляющий собой виртуальную обучающую среду. Виртуальная обучающая среда, в свою очередь, представляет собой комплекс средств информационных и коммуникационных технологий с программно-техническим, методическим, организационным и методическим характером.

Используя положительные стороны виртуальной среды как нарастающее структурирование знаний, новые роли субъектов в учебном процессе, а также интерактивность и визуализацию с помощью информационных и коммуникационных технологий, в сочетании с традиционным обучением, создается интерактивная учебная среда, качественно отличающаяся от классической3.

Виртуальная обучающая среда корпоративного университета ОАО «Татнефть» направлена на решение следующих задач: групповое обучение по специальным программам и курсам; индивидуальное обучение по специальным программам и курсам; самостоятельное изучение предметов, документов и других учебных материалов; проведение видеоконференций, форумов и других дистанционных форм обмена знаниями; тестирование знаний обучающихся.

Дистанционный корпоративный университет представляет образовательные ресурсы для свободного доступа всех желающих и ограниченного доступа для определенных категорий персонала. Отдел кадров Компании совместно с междисциплинарной экспертной группой осуществляет мониторинг и оценку содержания учебных программ и учебно-методических материалов электронного обучения. Отделы и службы по направлениям своей деятельности осуществляют постоянное обновление размещенных на портале материалов4.

На портале дистанционного корпоративного университета размещена мульти-агентная сетевая технология внутрифирменного обучения профессионально ориентированному иностранному языку специалистов нефтяной отрасли, необходимость разработки которой была обоснована социальным заказом предприятия на организацию учебно-методического обеспечения процесса обучения специалистов ОАО «Татнефть» английскому языку в режиме он-лайн.

Для эффективного обучения представителей предприятия иностранному языку автором была предложена идея привлечения студентов в роли тьюторов при организации его форума, для того чтобы специалисты ОАО «Татнефть», испытывающие трудности в освоении материала, могли обращаться в режиме он-лайн к студентам Альметьевско-го государственного нефтяного института за помощью, а студенты впоследствии обращались за помощью к этим специалистам при подготовке своих курсовых и дипломных проектов. Данный подход, основанный на рефлексивно-диалогическом взаимодействии его субъектов, обеспечивает интеграцию образования и производства, способствующую эффективной реализации технологии дистанционного обучения иностранному языку специалистов технического профиля.

Данная сетевая технология внутрифирменного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку специалистов технического профиля в ус-

В идеальных условиях современное предприятие должно постоянно находиться в состоянии систематического обновления для освоения инновационных технологий и создания конкурентоспособной продукции.

№ 6 (24) ИЮНЬ 2012

ловиях интеграции образования и производства, представляет собой совокупность следующих стадий и этапов:

— аналитико-прогностическая: анализ развития внутрифирменной подготовки специалистов нефтяной отрасли; анализ уровней владения иностранным языком специалистов предприятия; отбор студентов с высоким уровнем владения иностранным языком для выполнения роли тьютора при обучении иностранному языку представителей предприятия; оценка и отбор перспективных специалистов, склонных к управленческой деятельности;

— собственно-проектировочная: отбор и структурирование содержания обучения иностранному языку, включающего информационный, межкультурный и исследовательский компоненты профессиональной коммуникации представителей предприятия и студентов, единство которых (компонентов) способствует их эффективному рефлексивно-диалогическому сетевому взаимодействию на иностранном языке;

— организационно-методическая: разработка алгоритма внедрения сетевой технологии внутрифирменного обучения профессионально ориентированному иностранному языку; разработка научно-методических рекомендаций для представителей предприятия, студентов и модераторов по работе с данной технологией;

— коррекционно-внедренческая: обсуждение разработанной технологии на ученых советах, президиумах ученого совета вуза, а также на совещаниях предприятий; выявление факторов и условий, затрудняющих процесс сетевого общения на иностранном языке представителей предприятия, студентов и модераторов в режиме онлайн; ее корректировка.

Разработанная автором совместно с кафедрой иностранных языков ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» (АГНИ) дистанционная технология внутрифирменного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку специалистов нефтяной отрасли включает в себя следующие блоки:

1) блок самопрезентации, в котором указываются личные данные обучающегося, его ФИО, возраст, занимаемая должность, общественная работа, интересы;

2) блок учебных материалов (тесты, практические задания, тексты);

3) интерактивный блок, предполагающий взаимодействие субъектов внутрифирменного обучения с помощью форума, чата;

4) блок проектно-исследовательских работ, предполагающий совместную работу представителей предприятия и студентов АГНИ над курсовыми, дипломными проектами, докладами конференций на иностранном языке;

5) блок зарубежных и отечественных инновационных техник и технологий в области нефтедобычи, представляющий иллюстрированное и детализированное их описание на иностранном языке;

6) блок электронной библиотеки, где ресурсы расположены максимально удобно для поиска и использования;

7) блок электронных досье (е-порт-фолио), в котором указываются достижения обучающихся;

8) блок рекомендаций и консультаций, предполагающий взаимное обогащение как представителей предприятия, так и студентов опытом профессиональной деятельности (для студента) и владения иностранным языком (для представителя предприятия). Сюда помещаются советы представителей предприятия, преподавателей по выполнению дипломных проектов, а также рекомендации студентов, сформулированные ими в процессе преодоления трудностей при изучении иностранного языка.

Представители предприятия вправе выбрать индивидуальную траекторию обучения иностранному языку: академический или профессиональный уровень. Академический уровень предполагает системное применение знаний по иностранному языку в новой профессиональной ситуации; характеризуется поиском и осмыслением профессионально значимой информации в контексте профессиональной деятельности.

Данный уровень также предполагает выполнение проектов на иностранном языке, направленных на нахождение новых идей, алгоритмов. Профессиональный уровень предполагает закрепление базовых понятий, профессиональной лексики на иностранном языке, анализ определенной проблемы на иностранном языке, ее декомпозицию по подзадачам, актуализацию необходимых знаний, умений, изученных в рамках нескольких тем.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что предложенная в статье технология внутрифирменного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку для представителей ОАО «Татнефть» и предприятия в целом способствует:

Во-первых, в организационном плане: осуществлению корпоративного управления процессом внутрифирменной подготовки; осуществлению международного сотрудничества между нефтяными компаниями развитых и развивающихся стран; интеграции с профильными учебными заведениями профессионального образования и научно-исследовательскими институтами; возможности управления процессом повышения квалификации специалистов нефтяной промышленности в режиме он-лайн; прогнозированию деятельности нефтяной промышленности региона в связи с уменьшением запасов нефти.

Во-вторых, в педагогическом плане: преобразованию традиционной модели обучения иностранному языку в инновационную мультиагентную, основанную на рефлексивно-диалогическом взаимодействии субъектов данного процесса на иностранном языке; возможности профессионального роста и развитию карьерной траектории сотрудников; выявлению специалистов компании, имеющих высокий уровень владения иностранным языком, способных применять данные знания на практике в ходе выполнения служебных обязанностей; формированию системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм предприятия; выбору индивидуальной траектории обучения иностранному языку с учетом способностей.

В-третьих, в личностном плане: формированию иноязычной компетенции у

специалистов ОАО «Татнефть»; совершенствованию их информационной компетенции; формированию неподдельного интереса к изучению иностранного языка, предполагающему живое общение в режиме он-лайн; возможности профессионального роста, самореализации и развитию карьерной траектории сотрудников; формированию корпоративной культуры сотрудников, обеспечивающей привлекательность предприятия; возможности общения с зарубежными коллегами на иностранном языке.

В-четвертых, в экономическом плане: возможности получения выпускника, удовлетворяющего современным требованиям предприятия, а вследствие этого — сокращению времени и финансовых затрат на их последующую внутрифирменную подготовку; оптимизации затрат на подготовку собственных кадров для ОАО «Татнефть»; восполнению дефицита трудовых ресурсов в ОАО «Татнефть» за счет осуществления обучения иностранному языку без отрыва от производства; возможности решения современных проблем производства, так как некоторые студенты порой выступают генераторами новых идей; минимизации помещений, выделяемых под учебные классы для организации процесса обучения иностранному языку вусловиях внутрифирменной подготовки. I'

1. Нурутдинова А. Р. Различия восточного и западного подхода: политика кластерной системы и регионального развития в эпоху глобализации // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2010. № 7 сентябрь. С. 82-88.

2. Положение о центральной квалификационной комиссии ОАО «Татнефть» по определению уровня владения работниками акционерного общества иностранным языком. Альметьевск, 2008.

3. Кожухарова Г. М., Браненкова Д. И. Создание информационно-образовательной среды для повышения квалификации учителей математики в сфере применения ИТ в образовательном процессе // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2010. № 5 май. С. 103-107.

4. Мухаметзянова Г. В., Шайдуллина А. Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. Казань: «Идель-Пресс». 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.