Научная статья на тему 'Технология деятельностного метода обучения на уроках введения нового знания'

Технология деятельностного метода обучения на уроках введения нового знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Марина Николаевна

В статье представлен опыт работы использования деятельностного метода обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудкова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология деятельностного метода обучения на уроках введения нового знания»

раженность того или иного типа акцентуации у конкретного подростка; прикладных научно-методических разработок: программа спецкурса «Акцентуированный подросток в общеобразовательной школе», пакета методических рекомендаций «Социальная адаптация акцентуированного подростка», «Применение Патохарактерологического опросника (ПДО) в рамка диагностической работы с подростками», практических рекомендаций по работе с различными типами акцентуаций характера подростков, что значительно повышает эффективность процесса социальной адаптации акцентуировано подростка в зависимости от выраженности того или иного типа, и применение в связи с этим дифференцированного педагогического воздействия к акцентуированному подростку.

Планируемым результатом реализации модели дифференцированного педагогического воздействия на акцентуированных подростков в рамках «Концепции педагогической поддержки акцентуированных подростков в школе для профилактики проблемного поведения и успешной социальной адаптации» является то, что акцентуированные подростки, входящие в «группу риска», смогут адаптироваться как в общеобразовательной школе, так и в дальнейшем в жизни; подростки смогут узнать «сильные» и «слабые» стороны своего характера и с опорой на это «избежать» многих проблем в своей жизни и не попасть в «группу риска»; для педагогов - выявление наличия той или иной акцентуации может служить основой для профилактической и коррекционной работы с трудными подростками в рамках школы, также организацию социально-педагогического сопровождения подростков «группы риска» с целью успешной социальной адаптации и реализацию дифференцированного подхода к подросткам с разным типом акцентуаций. Библиографический список

1. DSM-IV-TR: Основные характеристики. URL: http://bookap.info/genpsy/kidspat/gl37.shtm]

2. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия. URL: http://www.mkb10.ru]

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь. - 2010. - 340 с.

Гудкова Марина Николаевна,

учитель начальных классов, МОУ «Дашковская СОШ», п. Большевик lady-vecm@yandex. ru

Технология деятельностного метода обучения на уроках введения нового знания Аннотация. В статье представлен опыт работы использования деятельностного метода обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Ключевые слова: деятельностный метод обучения, исследовательская детельность, учебная задача.

«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне,- я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда.»

Даже далёкому от школы человеку ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и по-своему выразили. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают мышление и речь? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на проблемном уроке.

В своей работе я использую технологию деятельностного метода обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Немного подробнее об этапах такого урока.

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе я организую мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. («Хочу», «надо», «могу»)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Ставлю сначала вопрос: «Для чего нам нужна, например, на уроке математики математическая разминка?».

После подводим итог: «Что мы вспомнили на этом этапе?»

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»). Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.

При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, можно столкнуться с двумя препятствиями:

- когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»;

- когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?»

Пример постановки учебной задачи, УМК «Перспектива», математика.

Тема: «Двузначные числа от 10 до 20»

1. Посчитайте, сколько дельфинов в первой стайке? ( 4)

2. Сколько во второй? (10)

3. Сравните записи этих чисел. Что необычного в записи числа 10?

4. Как вы думаете, как называются числа, в записи которых используется два знака?

5. Предположите, какие числа мы будем исследовать сегодня на уроке? Как образуются двузначные числа?

- Чему будем учиться на уроке?

^.«Открытие нового знания»

Учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. На некоторых уроках сначала выдвигаем и проверяем одну гипотезу, потом другую и так до решающей. А иногда гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.

Предлагаю вопросы: «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» «Как эту мысль проверить?», Кто думает иначе?» и т. д.

V.Первичное закрепление.

Цель: запись нового знания в виде опорного сигнала, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

Возможно использование фронтальной работы, работы в парах.

В завершении работы над этим этапом задаю вопрос: «Какое умение мы закрепили на этом этапе?»

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика, по возможности, была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Ставлю вопрос: «Для чего нам надо поработать самостоятельно?»

Предлагаю небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). После чего следует самоконтроль, самооценка: поставьте либо «+», если легко справился с заданием, либо « - «,если пока не получилось, либо «?», если были сомнения.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

На этом этапе выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Например, УМК «Перспектива»,при изучении темы: «Числовой отрезок» на этом этапе составляем задачу по рисунку и результат вычислений находим с помощью числового отрезка.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Самонаблюдение, самоанализ, осмысление и оценка результатов собственной деятельности. Использую самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, цвет, игровые моменты.

Например, если вам понравился урок, у вас хорошее настроение, то возьмите весёлого дель-финчика и отпустите его в подводное царство, а если вам не понравился урок, было не интересно, то возьмите грустного дельфинчика. На своих уроках я предлагаю задания со следующими формулировками: анализируйте, рассуждайте, сравните, обсудите, предположите, согласны ли вы с мнением, если нет, то объясните почему, а как думаешь ты, твоё мнение.

Метод деятельностного подхода осуществляется на уроках путём создания проблемных ситуаций.

В своей практике я использую следующие приёмы создания проблемных ситуаций.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - представляет собой сочетание приёма проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Он состоит из реплик, которые помогают ученику развивать творческие способности.

Например: УМК «Перспектива», окружающий мир, тема «Породы собак». Приём «с удивлением».

Деятельность учителя Деятельность учащихся

- Ребята! У кого есть собака? - Какой породы ваши собаки? - Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. - А сколько было пород собак - У древних людей? - Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? - Какой возникает вопрос? Поднимают руки. Называют. - Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) - -Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) - -Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения. Приём столкновения мнений.

_Например: УМК «Перспектива»,литературное чтение._

Деятельность учителя Деятельность учащихся

- Сегодня мы будем читать произведение, которое называется «Лиса и рак». Послушайте (читает текст). -Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирует мнения на доске.) -Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? -Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Слушают. -Это сказка! -Это рассказ! (Проблемная ситуация.) -Два. -Каков же жанр произведения «Лиса и рак»? (Вопрос.)

Предъявление практического задания, основанного на новом материале. Приём противоречия между необходимостью и невозможностью.

Например: УМК «Перспектива»,письмо, 1 класс.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

- Прочитайте и запишите предложение: Ему скажи, да укажи, да в рот положи. - Можете вы его записать? - Почему? Что вызывает затруднение? - Какова тема урока? - Нет. - Мы не знаем, как пишется буква ж. - Строчная буква ж.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. Все вопросы подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Например: УМК «Перспектива», математика, 1 класс.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

- На какие две группы можно разделить примеры? - Сколько примеров на сложение? - Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами «слагаемое»и «сумма». - Сколько примеров на вычитание? - Можно ли их прочитать, используя эти термины? - Попробуйте определить тему урока. - Примеры на сложение и на вычитание. Учащиеся читают. - Нет, нельзя. - Название чисел при вычитании.

Мотивирующий приём - сообщение темы урока с использованием любого материала, способного заинтриговать и захватить внимание учеников.

Например: УМК «Перспектива»,математика, 1 класс.

Особенно большим почётом у многих народов древности пользовалось число «семь». Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней. Когда-то семёрка была предельным числом, что подтверждают и пословицы: «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», «Семь бед - один ответ», где «семь» употребляется в значении «все», «много». Семь считали магическим возможно потому, что человек воспринимает окружающий мир через семь отверстий в голове ( два глаза, два уха, две ноздри, рот).Не случайно в радуге семь цветов, семь нот в музыке и на свете семь чудес света.

Сегодня, мы с вами познакомимся с новым числом - семь. Работая по технологии деятель-ностного метода обучения , практикую разные формы обучения: парную, групповую, фронтальную.

Современные возможности обучения (проектор, интерактивная доска) позволяют сделать уроки ещё более интересными и запоминающимися.

Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, либо идёт как подтверждение правильных ответов и выводов.

Применяя в своей работе технологию деятельностного метода обучения, прихожу к выводу, что она обеспечивает более качественное усвоение знаний, мотивирует к усвоению нового материала, приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика, так как активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление и особенно речь, воспитывает активность личности, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость и решительность.

Закончить своё сообщение хочу известной китайской пословицей, строчки которой помогают осознать необходимость проведения проблемных уроков.

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Дамм Татьяна Михайловна,

преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск tmrjabova@mail.ru

Использование аутентичных фильмов с субтитрами при обучении английскому языку Аннотация. Статья посвящена описанию практического применения аутентичного фильма с субтитрами на занятии.

Ключевые слова: аутентичный фильм, коммуникативный метод обучения иностранному языку, живой интерес, практические занятия.

Наше динамичное время поставило перед учителем иностранного и обучаемыми цель- практическое овладение иностранным языком, живым языком общения. В связи с этим практическое занятие становится ключевым при обучении иностранному языку. Мне бы хотелось рассказать о применении в обучении аутентичных фильмов с субтитрами. Просматривая эти фильмы студенты знакомятся с «живым» языком. Субтитры помогают понять услышанное . Также снимается проблема - боязнь говорить на английском так как один из этапов работы с фильмами- это озвучивание. Использую не только художественные фильмы, но и документальные фильмы, музыкальные клипы, новости BBC.

Придерживаюсь следующих правил:

- подбираю фильм( стараюсь выбрать фильм, который студенты не смотрели), разрабатываю задания и упражнения к нему;

- разделяю фильм на короткие отрезки- примерно по 5 минут;

- объясняю студентам некоторые моменты, которые могут вызвать трудности в понимании;

- показываю сюжет несколько раз . Так как при первом просмотре внимание нацелено на действие, а не на речь. Повторный показ позволяет обратить внимание на речь, а субтитры , с свою очередь, помогают в этом.

- после просмотра предлагаю проделать ряд упражнений;

Предлагаю ознакомиться с занятием, где я использовала фильм «Взрыв из прошлого». («Blust from the past» )

Цель занятия:

- понимать аутентичный текст;

- практическое применение слов, выражений, клише;

- развитие логического мышления через решение проблемных задач;

- развитие навыков реферирования;

Задачи:

- практиковать слушание определенной информации;

- практиковать в переводе;

- составлять высказывания;

- составлять диалоги;

Воспитательная цель: Эстетическое восприятие художественных фильмов; учить реферированию текстов.

Тип урока: Комбинированный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оснащения: Компьютеры, экран, проектор, DVD диски, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент. Беседа о создании кинематографа.

Учитель: 1) Who is considered to he the inventors of the cinema?

Варианты ответов: Brothers Lumiere, Paris, on the 20tu of February 1896.

Учитель: 2) What arts does the cinema combine?

Ответ: The cinema combines such arts as painting, literature, theatre, architecture, music.

Учитель: 3) People of what professions are involved in film production?

Ответ: A lot of people of different professions are involved in film production: scriptwriters, directors, cameramen, costume, designers, composers, actors and actresses and many others.

Учитель: 4) What do you know about Russian cinematography?

Ответ: Pioneers of the Russian Cinema are Protazanow, Eisenstein, Dovzhenho and many others.

Учитель: 5) What are the cinema genres? What do you know about the cinema genres?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.