Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКА КАРАУЛА И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКА КАРАУЛА И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / НАЧАЛЬНИК КАРАУЛА / НОМЕР РАСЧЕТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКА / CADET / HEAD OF THE GUARD / CALCULATION NUMBER / INTERACTION / TECHNOLOGY OF ACTIVITY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / EDUCATIONAL ACTIVITY / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермилов Алексей Васильевич, Белорожев Олег Николаевич

Успешность и оперативность реализации основной боевой задачи выпускником вуза МЧС России заключается в его подготовленности и развитости профессионально значимых качеств, обеспечивающих деятельность. Особенности профессиональной деятельности в ситуации риска диктуют необходимость организации специальной подготовки курсантов в рамках Боевого устава подразделений пожарной охраны. С целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе МЧС России нами произведен анализ технологии функциональной деятельности сотрудника, выступающего в должности начальника караула на месте вызова. Результат анализа позволил подчеркнуть, что в основе технологии деятельности начальника караула, также лежит деятельность номеров расчета на пожарном автомобиле и деятельность взаимовыручки и взаимодействия. В рамках данного аспекта авторами выделены операциональные действия, которые являются ориентиром создания и моделирования учебной профессиональной ситуации. При решении данных ситуаций курсант будет накапливать практический опыт реализации технологии начальника караула на высоком уровне мастерства. Основными направлениями реализации технологии деятельности начальника караула являются практические занятия на базе практики вуза МЧС России, а также класс ситуационного моделирования, на базе которого создаются профессиональные ситуации, содержащие высокий уровень риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермилов Алексей Васильевич, Белорожев Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY ACTIVITIES OF THE GUARD AND THE WAYS OF ITS REALIZATION IN VOCATIONAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

The success and efficiency of the implementation of the main combat mission by a graduate of the EMERCOM of Russia is in his preparedness and development of professionally significant qualities that ensure the activity. The peculiarities of professional activity in a risk situation dictate the need to organize specially trained cadets. In order to improve the educational process at the EMERCOM of Russia higher educational institution, we analyzed the technology of the functional activity of the employee acting as the chief of the guard at the place of the call. The result of the analysis made it possible to emphasize that the activity of the chief of the guard is also based on the activity of the numbers of the calculation on the fire engine and the activity of mutual assistance and interaction. Within the framework of this aspect, the authors have identified operational actions that are a guideline for the creation and modeling of an educational professional situation. When solving these situations, the cadet will accumulate practical experience in implementing the technology of the chief of the guard at a high level of skill. The main ways of implementing the technology of the activity of the chief of the guard are practical exercises based on the practice of the university EMERCOM of Russia, as well as the class of situational modeling, on the basis of which professional situations containing a high level of risk are created.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКА КАРАУЛА И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ»

УДК 378.365.5

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКА КАРАУЛА И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ

А. В. ЕРМИЛОВ, О. Н. БЕЛОРОЖЕВ

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: skash_666@mail.ru, beliyon@mail.ru

Успешность и оперативность реализации основной боевой задачи выпускником вуза МЧС России заключается в его подготовленности и развитости профессионально значимых качеств, обеспечивающих деятельность. Особенности профессиональной деятельности в ситуации риска диктуют необходимость организации специальной подготовки курсантов в рамках Боевого устава подразделений пожарной охраны.

С целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе МЧС России нами произведен анализ технологии функциональной деятельности сотрудника, выступающего в должности начальника караула на месте вызова. Результат анализа позволил подчеркнуть, что в основе технологии деятельности начальника караула, также лежит деятельность номеров расчета на пожарном автомобиле и деятельность взаимовыручки и взаимодействия. В рамках данного аспекта авторами выделены операциональные действия, которые являются ориентиром создания и моделирования учебной профессиональной ситуации. При решении данных ситуаций курсант будет накапливать практический опыт реализации технологии начальника караула на высоком уровне мастерства.

Основными направлениями реализации технологии деятельности начальника караула являются практические занятия на базе практики вуза МЧС России, а также класс ситуационного моделирования, на базе которого создаются профессиональные ситуации, содержащие высокий уровень риска.

Ключевые слова: курсант, начальник караула, номер расчета, взаимодействие, технология деятельности, профессионально значимые качества, учебная деятельность, практика.

TECHNOLOGY ACTIVITIES OF THE GUARD AND THE WAYS OF ITS REALIZATION IN VOCATIONAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA

A. V. ERMILOV, O. N. BELOROZHEV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: skash_666@mail.ru, beliyon@mail.ru

The success and efficiency of the implementation of the main combat mission by a graduate of the EMERCOM of Russia is in his preparedness and development of professionally significant qualities that ensure the activity. The peculiarities of professional activity in a risk situation dictate the need to organize specially trained cadets.

In order to improve the educational process at the EMERCOM of Russia higher educational institution, we analyzed the technology of the functional activity of the employee acting as the chief of the guard at the place of the call. The result of the analysis made it possible to emphasize that the activity of the chief of the guard is also based on the activity of the numbers of the calculation on the fire engine and the activity of mutual assistance and interaction. Within the framework of this aspect, the authors have identified operational actions that are a guideline for the creation and modeling of an educational professional situation.

© Ермилов А. В., Белорожев О. Н., 2020

When solving these situations, the cadet will accumulate practical experience in implementing the technology of the chief of the guard at a high level of skill.

The main ways of implementing the technology of the activity of the chief of the guard are practical exercises based on the practice of the university EMERCOM of Russia, as well as the class of situational modeling, on the basis of which professional situations containing a high level of risk are created.

Key words: cadet, head of the guard, calculation number, interaction, technology of activity, professionally significant qualities, educational activity, practice.

Введение. Как показывает практика курсанты направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (далее - бакалавр) в большинстве случаев назначаются на должности начальника караула [1]. Функциональные обязанности начальника караула реализуются при обеспечении караульной службы в пожарно-спасательной части, а также организации и тушения пожара на месте вызова. Профессиональная деятельность на месте вызова в соответствии со специализациями участников боевых действий по тушению пожара требует создания специальных условий подготовки выпускника вуза МЧС России [2; 3]. Одним из путей решения проблемы, является реализация операциональных действий начальника караула на различных этапах тушения пожара в учебной деятельности курсантов. Таким образом, в статье под операциональными действиями понимаются отдельные элементы профессиональной деятельности, которые обеспечивают поэтапную реализацию технологии ликвидации чрезвычайной ситуации.

Цель исследования. Раскрыть технологию деятельности начальника караула, как основу реализации профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МЧС России.

Материал и методы исследования. Производя анализ нормативных документов МЧС России1, становится возможным выделить следующие операциональные действия начальника караула: организация выполнения основной боевой задачи; организация взаимодействия отделений возглавляемого караула; управление личным составом путем отдачи кратких и четких команд; контроль исполнения поставленных задач; контроль выполнения правил по охране труда, в том числе при работе на специальных пожарных автомобилях, с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием; поддержание

1 Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

связи со старшим должностным лицом пожар-но-спасательного гарнизона на месте вызова, путем своевременного доклада об оперативной обстановке.

Если начальник караула прибывает на место вызова первым, то его деятельность охарактеризована рамками обязанностей руководителя тушения пожара. Однако, в случаях, когда руководство тушением пожара осуществляется старшим по должности сотрудником, то начальник караула докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

Также необходимо отметить, что профессиональная деятельность начальника караула на месте вызова не может быть ограничена только должностными обязанностями, перечисленными в нормативно-правовых актах МЧС России. Данный аспект возникает вследствие необходимости наличия представлений о сущности профессиональной деятельности всех участников тушения пожара и номеров расчета в отделении на пожарном автомобиле. К ним относятся: командир отделения, водитель и пожарный.

Операциональные действия командира отделения: указывает отделению водоисточник, направление и вид развертывания сил и средств, место размещения разветвления, количество и вид стволов, позиции ствольщиков, а также места установки пожарных лестниц; контролирует исполнение поставленных задач; контролирует выполнение правил охраны труда; поддерживает связь с начальником караула; обеспечивает работу закрепленного пожарного автомобиля; при завершении сбора сил и средств проверяет наличие личного состава отделения, штатного пожарно-технического инструмента и аварийно-спасательного оборудования, докладывает начальнику караула или старшему должностному лицу о готовности пожарного расчета к убытию в пожарно-спасательное подразделение. Начальник караула и командир отделения на месте пожара обеспечивают реализацию деятельности командира звена газодымоза-щитной службы и газодымозащитника. Операциональные действия водителя: управляет пожарным автомобилем; устанавливает автомобиль на указанную позицию; обеспечивает

возможность вывода автомобиля в безопасное место; обеспечивает эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля; контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнету-шащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения; выполняет техническое обслуживание закрепленного автомобиля; работает по решению начальника караула (начальника аварийно-спасательного расчета) на штатной радиостанции пожарного автомобиля2.

Операциональные действия пожарного: выполняет работы по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ; спасает людей; соблюдает требования правил по охране труда; работает с прибором подачи огнетушащих веществ на позиции; отключает электропровода; поднимается (спускается) на высоту; вскрывает конструкции.

Результаты исследования и их обсуждение.

Раскрытая технология функциональной деятельности начальника караула может быть внедрена в учебную деятельность курсантов при изучении дисциплин кафедры пожарной тактики и основ пожарно-спасательных и других неотложных работ (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»). А именно, в рамках решения пожарно-тактических задач на местности при изучении факультатива «Пожаротушение» в разделе

«Пожарно-тактическая подготовка», а также на практических занятиях по дисциплине «Организация пожаротушения» в классе ситуационного моделирования многофункционального учебно-тренажерного комплекса [4; 5].

Под базой практики вуза понимаются учебные места, которые обеспечивают создание ситуаций различного уровня риска. В состав базы практики входит:

- обслуживающий персонал (водители пожарных автомобилей, мастера ГДЗС и др.);

- модели объектов экономики в реальную величину, такие как гражданское здание, железнодорожный вагон, легковой и грузовой транспорт, нефтебаза и др.;

- пожарные автомобили различных модификаций и назначения;

- пожарно-техническое оборудование и инструмент;

- водоисточники;

- необходимая экипировка пожарного, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД).

Анализ учебного процесса Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России позволил выделить количество часов, которые обеспечивают возможность внедрения функциональной деятельности начальника караула в учебную деятельность курсантов (рис. 1).

Направление подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» Специальность 20.05.01 «Пожарная безопасность»

База практики Класс ситуационного моделирования База практики

3 семестр 4 часа

4 семестр 4 часа

5 семестр 8 часов 6 часов

6 семестр 6 часов 6 часов

7 семестр 6 часов 8 часов 8 часов

8 семестр 10 часов 6 часов

Рис. 2. Реализация технологии деятельности начальника караула в учебной деятельности курсантов

2 Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444. П. 151. Указ. изд.

16

Полученные данные доказывают, что в процессе подготовки курсантов обеспечивается исполнение каждым курсантом должностных обязанностей начальника караула (руководителя тушения пожара).

Реализация технологии деятельности начальника караула на базе практики вуза. Практические занятия на базе практики вуза определены рамками рабочей программы по факультативу «Пожаротушение». В разделе «Пожарно-тактическая подготовка» становиться возможным внедрение технологии функциональной деятельности начальника караула в учебную деятельность курсантов. В течение учебного года организуется две недели пребывания учебного курса на базе практики. Данный факт позволяет обеспечить выполнение каждым курсантом операциональных действий начальника караула, командира отделения и пожарного, в учебно-профессиональной ситуации максимально приближенной к условиям выполнения основной боевой задачи на месте пожара.

Практическое занятие по разделу «По-жарно-тактическая подготовка» напрямую зависит от обеспеченности пожарными автомобилями и адаптируется преподавателями под численность учебной группы. При максимальной численности группы курсантов в количестве 30 человек, преподавателями осуществляется ее разделение на три равные подгруппы, с каждой из которых в отдельности решается профессиональная ситуация.

Учебная подгруппа представляется в виде дежурного караула в составе одного или двух отделений на основных пожарных автомобилях. Основная цель практических занятий «Моделирование действий первого прибывшего начальника караула к месту вызова и организация оперативно-тактических действий до прибытия дополнительных сил и средств». Преподавателем назначается из числа курсантов начальник караула, а личный состав подгруппы делится на отделения, в которых назначаются командиры. Личный состав находится на практическом занятии в боевой одежде и снаряжении пожарного с надетыми СИ-ЗОД.

Особую важность представляет содержание профессиональной ситуации, факторы которой обеспечивают стимулирование проявления профессионально значимых качеств у обучающихся [6]. С этой целью, перед прове-

дением занятия, преподаватель создает модель места пожара, на основе которой курсанты выбирают наиболее оптимальное решение основной боевой задачи. В моделируемую профессиональную ситуацию входит: объект пожара; обстановка на пожаре созданная с помощью средств имитации (флажки красного и синего цвета, искусственный дым, дымовые шашки, манекены и другое), а также факторы ситуации (высокая температура окружающей среды; работа в боевой одежде и снаряжении пожарного и СИЗОД; длительные физические нагрузки; работа в задымленных и тесных помещениях; профессиональный шум; работа при контакте с открытым огнем и другое); водоисточники; пожарные автомобили, пожарно-техническое оборудование и инструмент. То есть, факторы среды, обеспечивающие формирование психологической устойчивости курсантов к негативным условия профессиональной деятельности [7]. Важно подчеркнуть, что факторы ситуации обуславливают необходимость применения такого принципа обучения, как «рациональность риска и сохранение жизни и здоровья обучаемого». Вследствие этого преподаватели:

- привлекают на практическое занятие медицинский персонал;

- предусматривают возможность быстрой остановки проведения занятия;

- перед проведением занятия объясняют особенности выполнения операциональных действий в рамках требования нормативно-правовых актов в области обеспечения правил охраны труда.

Изучив объект пожара, личный состав отделений направляется к пожарным автомобилям и строится у их задних осей, а командиры отделений перед отделениями. Порядок решения пожарно-тактической задачи на местности с личным составом учебной группы (рис. 2). Решение пожарно-тактической задачи на местности начинается с объявляемой преподавателем вводной. Отталкиваясь от трудов В. В. Теребнева, можно подчеркнуть важность понимания курсантом того факта, что успешность выполнения основной боевой задачи обеспечивается созданным «на бумаге или в уме» планом тушения пожара [8, с. 44]. В данный план входит: места установки пожарных автомобилей; места ввода сил и средств; определение боевых позиций.

Построение личного состава учебной группы. Распределение курсантов по отделениям. Назначение должностных лиц «начальник караула», «командир

отделения»

Объявление вводной, отражающей существо модели чрезвычайной ситуации,

созданной преподавателем

я а я

я >, н

S о

>я о я >я га т

и

ех з*

я

ч о

п о 2 s

о Ц

о н

СЗ и Я

4 о

Я О SX

я о я я о я

о

5

га

£ га О. га ы

га ^

я i м

га я

I

га

I— —

U рц

bÄ в? S оо н о ;Я CJ

Ч

Оценка обстановки по внешним признакам

Взаимодействие с администрацией объекта

Определение угрозы людям

Выбор решающего направления

Выбор способа прекращения горения

Поддержание радиосвязи с преподавателем:

- передача информации о прибытии к месту вызова и запрос дополнительных сил и средств

- передача информации об обстановке на месте вызова и принятых решениях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подтверждение номера вызова;

- определение границ тушения пожара.

Принятие решений и обеспечение их выполнения:

- использование газодымозащитной службы;

- расстановка пожарных автомобилей, в том числе на водоисточники;

- развертывание сил и средств;

- выполнение специальных работ.

Поддержание радиосвязи с преподавателем:

- об обстановке на месте вызова и принятых управленческих решениях;

- определение этапа боевых действий «локализация пожара»;

- определение этана боевых действий «ликвидация пожара».

Включение в деятельность с сохранением управленческих функций.

Выполнение должностных обязанностей взаимодействуя с номерами расчета.

Преподаватель объявляет «Отбой занятию, сбор пожарно-тсхнического оборудования и инструмента»

Построение учебной группы, заслушивание и оценка действий должностных лиц

Смена должностных лиц

Рис. 2. Алгоритм решения пожарно-тактической задачи на местности

Прибывший на место вызова курсант-начальник караула выполняет учебную деятельность в строгом соответствии с требованиями положений нормативно-правовых актов МЧС России. Первоначально проводится разведка, по результатам которой передается информация об обстановке на месте пожара преподавателю. Разведка проводится с момента получения «вводной» от преподавателя и заканчивается на момент определения курсантом этапа боевых действий по тушению пожара «ликвидация». Далее курсант обеспечивает организацию первоочередных действий по спасению людей и тушению пожара на учебном месте, если они предусмотрены созданной преподавателем моделью места пожара.

В профессиональные действия участников тушения пожара входит: установка пожарного автомобиля на водоисточник; развертывание магистральных и рабочих линий; спасение людей методом вывода или выноса; имитация проведения рабочей проверки перед входом в непригодную для дыхания среду; работа с ручным и лафетным пожарным стволом (подача огнетушащих веществ); работа с ручными пожарными лестницами.

В профессиональные действия начальника караула входит: проведение разведки пожара; определение ранга пожара; определение мест ввода сил и средств; определение границ тушения пожара; определение площади пожара; управление личным составом; ведение радиообмена; выполнение инженерного расчета сил и средств. Важно отметить, что деятельность начальника караула при тушении пожара, в особенности первого прибывшего подразделения, никогда не ограничена только управлением личным составом. Как показывает практика, начальники караула, обеспечивая оперативность разведки внутри объекта пожара, также выполняют операциональные действия номеров расчета. К таким действиям относятся: подъем на высоту, развертывание сил и средств, вскрытие конструкций, работа с ручными стволами при подаче огнетушащих веществ на тушение пожара, спасения людей и др. Вследствие данного аспекта курсанту важно понимать значимость включения в деятельность при ликвидации чрезвычайной ситуации с сохранением управленческих функций, а также выполнения должностных обязанностей при взаимодействии с номерами расчета.

Курсант-начальник караула реализует составленный им план решения основной боевой задачи на основе кратких и конкретных распоряжений участникам боевых действий.

В случае необходимости принятия решений о применении газодымозащитной службы на месте пожара создаются звенья и выставляются посты безопасности. Перед использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде курсанты проводят рабочую проверку, а именно: исправность маски и правильность присоединения к ней легочного автомата; герметичность аппарата на разрежение; работу легочного автомата и клапана выдоха маски; срабатывание сигнального устройства; давление воздуха в баллоне. Время проведения рабочей проверки не должно превышать 1 минуты. По окончании рабочей проверки, газодымо-защитник докладывает командиру звена ГДЗС о готовности к включению, значении рабочего давления в баллоне.

В непригодной для дыхания среде курсантами, работающими в звене ГДЗС, производится поиск и спасение людей, определение направлений распространения пожара, выбор способа ликвидации горения и приборов подачи огнетушащих веществ. Необходимость определения направлений распространения пожара связана с определением курсантами боевых позиций, обеспечивающих условие выполнения основной боевой задачи, а именно, спасение людей, достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки. По итогам разведки курсант-начальник караула передает сообщение преподавателю.

В процессе занятия преподавателем объявляются дополнительные вводные, которые усложняют обстановку на месте вызова. Данный аспект подготовки позволяет приобрести курсантами эмоционально окрашенный опыт оперативного принятия решений в условиях воздействующих трудностей и дефицита времени. Среди возможных вариантов вводных можно выделить: 1) насос пожарного автомобиля вышел из строя; 2) потеряна связь со звеном ГДЗС; 3) произошел разрыв магистральной линии; 4) пожар распространился на вышележащий (нижележащий) этаж; 5) обнаружены пострадавшие (указывается место их нахождения).

Решение пожарно-тактической задачи завершается определением курсантом-начальником караула возможности достижения локализации и ликвидации пожара имеющимися силами и средствами, о чем передается информация преподавателю.

Действия должностных лиц и отделений на пожарных автомобилях контролируются преподавателями. На момент полного развертывания сил и средств (ствольщики на позициях, поданы огнетушащие вещества), а также определения момента ликвидации пожара преподаватель завершает решение задачи по команде

«Отбой! Сбор пожарно-технического оборудования!». Далее личный состав учебной группы осуществляет сбор пожарно-технического оборудования и инструмента.

Занятие завершается разбором преподавателем действий курсантов с заслушиванием должностных лиц. В процессе разбора занятия курсанты обосновывают целесообразность выбранных ими оперативно-тактических действий в данной модели места пожара, при этом опираясь на конкретные пункты Боевого устава подразделений пожарной охраны. Преподавателями, также выделяются ошибки курсантов, которые не соответствуют требованиям нормативно-правовых документов МЧС России. В дальнейшем, на реальных примерах из практики подразделений пожарной охраны, разъясняются возможные последствия допущенных ошибок, а именно гибель людей, в том числе сотрудников МЧС России, распространение пожара на большие площади, утрата работоспособности пожарно-технического оборудования и пожарных автомобилей, уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Преподавателями также оцениваются командно-организаторские способности, нравственно психологическая устойчивость

личности, взаимовыручка при развертывании сил и средств, владение навыками работы с пожарно-техническим оборудованием и инструментом.

Оценив учебную деятельность курсантов, преподаватель переназначает должностных лиц, распределяет личный состав по отделениям, создает модель места пожара и объявляет вводную.

Реализация технологии деятельности начальника караула в классе ситуационного моделирования. С этой целью разработаны дифференцированные компьютерные модели практико-ориентированных ситуаций в графической среде Visio. В основе упраженения лежит игровой метод подготовки курсантов в рамках решения пожарно-тактических кейсов [9]. Основным компонентом модели является схема расстановки сил и средств, в которую курсант может вносить изменения на основе анализа оперативно-тактической информации, а также тактических возможностей имеющихся в подчинении отделений, опираясь на требования Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (рис. 3).

Рис. 3. Модель места пожара

Практика показывает, что на занятии в классе ситуационного моделирования по дисциплине «Организация пожаротушения» могут одновременно заниматься до 15 человек. Каж-

дый курсант в учебной группе проходит обучение в роли руководителя тушения пожара на уровне сложности «начальник караула» и «оперативный дежурный». Уровни сложности

определяется преподавателем в зависимости от индивидуальной подготовленности обучаемых и обусловлены численностью отделений присутствующих на месте пожара.

Для понимания обстановки на месте вызова, курсант оценивает время его возникновения, оперативно-тактическую характеристику объекта пожара (информация подкрепляется фотографией объекта), информацию о пожаре (место возникновения пожара, какие видимые признаки пожара присутствуют на месте вызова (дым, пламя, изменение цвета штукатурки, температуры стен); погодные условия (температура окружающей среды, осадки); силы и средства, находящиеся в подчинении. Особую значимость имеет время возникновения пожара, которое влияет на:

- количество людей на объекте, которым требуется помощь;

- необходимость проведения специальных работ, например «организация освещения места пожара».

Для составления и реализации тактического замысла, курсанты прогнозируют возможную обстановку на пожаре путем проведения инженерных расчетов определения площади пожара, площади тушения пожара, необходимого количества стволов на тушение пожара, необходимого количества стволов на защиту, требуемого количества пожарных автомобилей основного назначения, численности личного состава и количества пожарных отделений. На основе численности отделений делается вывод о принимаемых решениях и необходимости привлечения к месту вызова дополнительных сил и средств (ранг пожара).

Расстановка сил и средств осуществляется с помощью условных графических обозначений, которые свободно перемещаются по схеме, что позволяет курсантам реализовы-вать разработанный тактический замысел (рис. 4). После выполнения упражнения курсанты обсуждают полученные результаты учебной группой.

Рис. 4. Результат расстановки сил и средств

Выводы. Анализ учебно-

воспитательного процесса Ивановской пожарной спасательной академии ГПС МЧС России показал:

Во-первых, каждый курсант в период обучения в вузе исполняет должностные обя-

занности начальника караула (руководителя тушения пожара) и командира отделения при выполнении основной боевой задачи. Однако можно сделать существенный вывод: в период обучения курсанты в большей степени выполняют учебную деятельность номера расчета.

Вследствие данного аспекта вуз обязан стремиться обеспечить приобретение опыта операциональных действий пожарного у курсантов до высокого уровня мастерства, а также формирование профессионально значимых качеств. Это позволит сократить период адаптации курсантов по профессиональному назначению при самостоятельном исполнении служебных обязанностей в пожарно-спасательной части.

Во-вторых, выделенные операциональные действия в технологии функциональной деятельности начальника караула являются основой для моделирования учебных профессиональных ситуаций на базе практики вуза МЧС России, а также класса ситуационного моделирования. Реализуя технологию деятельности начальника караула в профессиональной подготовке курсантов, становиться возможным адаптировать учебную деятельность под их индивидуальные возможности. Данный аспект позволяет курсантам осмыслить специфику деятельности сотрудника на

месте вызова и участвовать в процессах тушения пожара сложных для непосредственного понимания. То есть, обеспечивает необходимое опредмечивание теоретических знаний курсантов Боевого устава подразделений пожарной охраны и правил техники безопасности в учебной деятельности максимально приближенной к деятельности начальника караула. Это позволяет формировать адекватное представление курсантов о профессиональной деятельности начальника караула в среде с наличием факторов риска, а также наиболее полному овладению практическим опытом тушения пожара в строгом соответствии с рамками Боевого устава. Эффективность реализации технологии деятельности начальника караула в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов МЧС России, обеспечивается профессионализмом и личной примерностью преподавателей специальных кафедр УНК «Пожаротушение», а также развитости их личностных и профессиональных качеств [10].

Список литературы

1. Ермилов А. В. Модель формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28. № 3. С. 335341.

2. Белорожев О. Н. Особенности подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Вестник Владимирского государственного университета имени Столетовых. 2015. № 20(39). С.49-53.

3. Суровегин А. В. Формирование познавательной мотивации курсантов вузов МЧС России с использованием учебно-тренажерных комплексов // Вестник Владимирского государственного университета имени Столетовых. 2015. № 20(39). С. 69-75.

4. Ермилов А. В. Формирование профессионально значимых качеств бакалавра МЧС России на основе фактора риска // Право и образование. 2018. № 11. С. 77-85.

5. Ермилов А. В. Учебный модуль для формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов МЧС России // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 123-128.

6. Мардахаев Л. В. Профессионально-ориентированная социализация обучающихся и необходимость ее стимулирования // ЦИ-ТИСЭ. 2017. № 3(12). С. 28.

7. Булгаков В. В. Формирование психологической устойчивости пожарных к негативным условиям профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 3(82). С. 246-253.

8. Теребнев В. В. Понятие о тушении пожара. Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2010. 356 с.

9. Игровой метод практической подготовки офицеров государственной противопожарной службы / В. В. Булгаков, А. А. Лазарев, Е. П. Коноваленко [и др.] // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 183-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-183-207

10. Организация образовательного процесса в вузе на основе требований к педагогу в поликультурной среде / Л. В. Мардахаев, А. М. Егорычев, Д. М. Маллаев [и др.]. Science for Education Today, 2019, vol. 9, issue 2, рр. 2335. DOI: 10.15293/2658-6762.1902.02

References

1. Ermilov A. V. Model' formirovaniya professional^ znachimyh kachestv bakalavrov v vuzah MCHS Rossii [Model of formation of professionally significant qualities of bachelors in higher education institutions of the Ministry of emergency situations of Russia]. Vestnik Ud-murtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psi-hologiya. Pedagogika, 2018, vol. 28, issue 3, рр.335-341.

2. Belorozhev O. N. Osobennosti podgo-tovki kursantov vuzov MCHS Rossii k aktivnomu

vzaimodejstviyu v chrezvychajnyh situaciyah [Features of training cadets of higher education institutions of the EMERCOM of Russia for active interaction in emergency situations]. Vestnik Vla-dimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Stoletovyh, 2015, vol. 20(39), pp. 49-53.

3. Surovegin A. V. Formirovanie pozna-vatel'noj motivacii kursantov vuzov MCHS Rossii s ispol'zovaniem uchebno-trenazhernyh kom-pleksov [Formation of cognitive motivation of cadets of higher education institutions of the Ministry of emergency situations of Russia using training and training complexes]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Stoletovyh, 2015, vol. 20(39), pp. 69-75.

4. Ermilov A. V. Formirovanie profession-al'no znachimyh kachestv bakalavra MCHS Rossii na osnove faktora riska [Formation of professionally significant qualities of a bachelor of the Ministry of emergency situations of Russia based on the risk factor]. Pravo i obrazovanie, 2018, issue 11, pp. 77-85.

5. Ermilov A. V. Uchebnyj modul' dlya formirovaniya professional'no znachimyh lich-nostnyh kachestv kursantov MCHS Rossii [Training module for the formation of professionally significant personal qualities of cadets of the EMERCOM of Russia]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2017, issue 7. pp. 123-128.

6. Mardahaev L. V. Professional'no-orientirovannaya socializaciya obuchayush-

chihsya i neobhodimost' ee stimulirovaniya [Professionally-oriented socialization of students and the need to stimulate it]. CITISE, 2017, vol. 3(12), 28 p.

7. Bulgakov V. V. Formirovanie psiholog-icheskoj ustojchivosti pozharnyh k negativnym usloviyam professional'noj deyatel'nosti [Formation of psychological stability of firefighters to negative conditions of professional activity]. Psi-hopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2020, vol. 25, issue 3(82), pp. 246-253.

8. Terebnev V. V. Ponyatie o tushenii pozhara [The concept of fire fighting]. Ekaterinburg: OOO «Izdatel'stvo «Kalan», 2010. 356 p.

9. Igrovoj metod prakticheskoj podgotovki oficerov gosudarstvennoj protivopozharnoj slu-zhby [Game method of practical training of officers of the state fire service] / V. V. Bulgakov, A. A. Lazarev, E. P. Konovalenko [at al.]. Obrazovanie i nauka, 2019, vol. 21, issue 4, pp. 183207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-183-207

10. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vuze na osnove trebovanij k pedagogu v polikul'turnoj srede [Organization of the educational process at the University based on the requirements for the teacher in a multicultural environment] / L. V. Mardakhayev, A. M. Yegorychev, D. M. Mallayev [at al.] Science for Education Today, 2019, vol. 9, issue 2, pp. 23-35. DOI: 10.15293/2658-6762.1902.02

Ермилов Алексей Васильевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: skash_666@mail.ru

Ermilov Aleksey Vasilyevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: skash_666@mail.ru

Белорожев Олег Николаевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: beliyon@mail.ru

Belorozhev Oleg Nikolaevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: beliyon@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.