СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОИСК
УДК 37.018.2
Э. В. Кетова, г. Шадринск
Технология авторской школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
В статье выявлены особенности организации образовательного процесса в «школе самоопределения» А.Н. Тубельского. Возможности развития личности в данной школе рассматриваются в контексте современных требований к результатам образования.
А.Н. Тубельский; школа самоопределения; школа Тубельского; авторская школа.
E.V. Ketova, Shadrinsk
Technology of author's school of self-determination (A.N. Tubelsky)
In the article the features of the organization of educational process in the «school of self-determination» of A.N. Tubelsky. The possibilities of development of the personality in this school are considered in the context of modern requirements for the results of education.
Key words: A.N. Tubelsky; school of self-determination; school of Tubelsky; authoring school.
Изменения, которые происходят в настоящее время, коснулись всех сфер жизни общества. Педагогическая сфера также не осталась в стороне. Рассматривая федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», мы видим, что система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание соответствующих условий для его самоопределения и самореализации. Поэтому на данный момент необходимо решить проблему самоопределения и самореализации личности [2]. Сейчас создаются школы, которые будут соответствовать таким требованиям, и примером таких школ может служить «Школа самоопределения».
Александр Наумович Тубельский - Заслуженный учитель Российской Федерации, президент «Ассоциации демократических школ», кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы) [1]. Нововведения, принёсшие школе широкую известность, начались в 1985 г. с появлением в школе Александра Наумовича, поэтому эту школу часто называют «школой Тубельского».
«Школа самоопределения» - системное образовательное учреждение, обучающее ребят 3-17 лет, их обучение совмещается с работой по формированию индивидуального содержания образования. Это одна из ярчайших не только в России, но и в мире доступных школ, имеющая собственную конституцию.
Цели обучения в «школе Тубельского»:
- поиск учениками своего «Я», самоопределение учащихся;
- участие ребенка в различных сферах деятельности, таких как познавательная деятельность, трудовая, общественно-организаторская, а так же художественно-творческая и спортивная деятельность;
- обучение детей обязательным дисциплинам;
- развивать способность правильно формулировать и выражать свои мысли;
- формировать взгляд ребенка на общество и представление себя в нем;
- физическое развитие;
- подготовка учащихся к трудовой деятельности.
Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.
Процесс становления человеческой личности и процесс обучения как процесс определения и образования образа «Я», реализуется в соответствии со следующими правилами.
1. Личностно ориентированное образование (личностный смысл учебы). Каждый педагог раскрывает смысл предмета или курса, понимание содержания предмета, личное представление о деятельности, в которой содержание этого предмета дает начало образованию и становлению личности. Усваивая необходимый материал учебного предмета, каждый учащийся определяет личностный смысл, и в этом заключается его деятельность, формируется мыслительная деятельность, а не просто изучаются отдельные алгоритмы и понятия.
2. Межпредметные погружения: преподаватели, работающие в одном классе, на протяжении двух-трех дней работают над общими и универсальными понятиями и умениями.
3. Оценивание своей деятельности.
4. Экзамен на определение способностей к творчеству.
5. Взаимодействие в творческой деятельности учеников разного возраста.
6. Некое образовательное пространство, наполненное различными вещами, символами и материальными объектами, которые несут свою культурную осмысленность.
7. Место педагогической деятельности в искусствоведческо-исследовательском направлении [3].
В работе «школы самоопределения» имеется ряд организационных особенностей.
В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у ребенка органов чувств, а так же способности и умению владеть своим телом. Условием для данного развития является деятельность ребенка в социальной, культурной, природной и естественной среде. В различных возрастных группах дети вместе со своими преподавателями проживают различные жизненные события, как индивидуальной, так и коллективной жизни. Сюда можно отнести: смену времен года, праздники, различные ролевые и сюжетные игры. Так же внимание уделяется посадке растений и наблюдением за тем как они растут, изобразительному искусству, занятиям, включающим ручной труд, занятия физической культурой и музыкой.
В начальной школе начинается обучение литературе, грамматике и арифметике. Это обучение происходит в индивидуальном темпе, для каждого учащегося а, при всем этом особенное внимание школы уделяется средствам, с помощью которых происходит выражение чувств, интересов и опыта учеников, а так же условиям для процесса рефлексии и способности выстраивать свою деятельность.
Значительной задачей преподавателя является воздействие на ученика и побуждение его к осмыслению способов для индивидуальной работы. Когда преподаватель находиться вместе с учащимся, то происходит обсуждение их предстоящей работы.
Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. При этом они сами для себя определяют виды трудовых занятий, это могут быть занятия кулинарией, шитьем, работой в библиотеке, и другие. А спустя пару месяцев свое занятие можно поменять. Отсюда, следует, что на протяжении нескольких лет ученик реализует свои способности в различных видах деятельности.
В старшей школе подготовка ведется по индивидуальным планам, составленным самим учеником, кроме некоторых обязательных предметов.
Федеральные государственные образовательные стандарты, собственные педагогические прерогативы требуют внедрения в образовательный процесс инновационные формы, методы работы с детьми. Работу по личностному самоопределению, определению будущей профессиональной перспективы лучше всего начинать с раннего возраста. Резюмируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что заложенные концептуальные основы обучения «Школы самоопределения» раскрывают пути решения актуальной в современном обществе проблемы самоопределения и самореализации личности. Благодаря приобретенным при обучении навыкам в различных вида труда, ученик способен лучше социализироваться и соответствовать задачам модернизации российского образования, отражающим воспитание образованного, конкурентоспособного, творческого гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александр Тубельский. Биография [Электронный ресурс] // Знаменитые люди планеты. - Режим доступа: http://persones.ru/person-12058.html. - 10.03.2015.
2. Сидоров, С.В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности [Текст] / С.В. Сидоров, А.Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1. - С. 253-256.
3. Храпченкова, И.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] / И.В. Храпченкова. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 101 с.
УДК 371.315.7
С.С. Кучкильдина, г. Шадринск
Разработчик образовательных траекторий как перспективная педагогическая специальность
В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности в области развития образовательных траекторий, разработки и применения образовательных траекторий в онлайн-обучения.
Образовательная траектория; разработчик образовательных траекторий; онлайн-обучение; педагогическая специальность.
S.S. Kuchkildina,