Научная статья на тему 'Технология авторской школы самоопределения (А. Н. Тубельский)'

Технология авторской школы самоопределения (А. Н. Тубельский) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. ТУБЕЛЬСКИЙ / ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ШКОЛА ТУБЕЛЬСКОГО / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / A.N. TUBELSKY / SCHOOL OF SELF-DETERMINATION / SCHOOL OF TUBELSKY / AUTHORING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кетова Эмма Валерьевна

В статье выявлены особенности организации образовательного процесса в «школе самоопределения» А.Н. Тубельского. Возможности развития личности в данной школе рассматриваются в контексте современных требований к результатам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of author''s school of self-determination (A.N. Tubelsky)

In the article the features of the organization of educational process in the «school of self-determination» of A.N. Tubelsky. The possibilities of development of the personality in this school are considered in the context of modern requirements for the results of education.

Текст научной работы на тему «Технология авторской школы самоопределения (А. Н. Тубельский)»

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОИСК

УДК 37.018.2

Э. В. Кетова, г. Шадринск

Технология авторской школы самоопределения (А.Н. Тубельский)

В статье выявлены особенности организации образовательного процесса в «школе самоопределения» А.Н. Тубельского. Возможности развития личности в данной школе рассматриваются в контексте современных требований к результатам образования.

А.Н. Тубельский; школа самоопределения; школа Тубельского; авторская школа.

E.V. Ketova, Shadrinsk

Technology of author's school of self-determination (A.N. Tubelsky)

In the article the features of the organization of educational process in the «school of self-determination» of A.N. Tubelsky. The possibilities of development of the personality in this school are considered in the context of modern requirements for the results of education.

Key words: A.N. Tubelsky; school of self-determination; school of Tubelsky; authoring school.

Изменения, которые происходят в настоящее время, коснулись всех сфер жизни общества. Педагогическая сфера также не осталась в стороне. Рассматривая федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», мы видим, что система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание соответствующих условий для его самоопределения и самореализации. Поэтому на данный момент необходимо решить проблему самоопределения и самореализации личности [2]. Сейчас создаются школы, которые будут соответствовать таким требованиям, и примером таких школ может служить «Школа самоопределения».

Александр Наумович Тубельский - Заслуженный учитель Российской Федерации, президент «Ассоциации демократических школ», кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы) [1]. Нововведения, принёсшие школе широкую известность, начались в 1985 г. с появлением в школе Александра Наумовича, поэтому эту школу часто называют «школой Тубельского».

«Школа самоопределения» - системное образовательное учреждение, обучающее ребят 3-17 лет, их обучение совмещается с работой по формированию индивидуального содержания образования. Это одна из ярчайших не только в России, но и в мире доступных школ, имеющая собственную конституцию.

Цели обучения в «школе Тубельского»:

- поиск учениками своего «Я», самоопределение учащихся;

- участие ребенка в различных сферах деятельности, таких как познавательная деятельность, трудовая, общественно-организаторская, а так же художественно-творческая и спортивная деятельность;

- обучение детей обязательным дисциплинам;

- развивать способность правильно формулировать и выражать свои мысли;

- формировать взгляд ребенка на общество и представление себя в нем;

- физическое развитие;

- подготовка учащихся к трудовой деятельности.

Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.

Процесс становления человеческой личности и процесс обучения как процесс определения и образования образа «Я», реализуется в соответствии со следующими правилами.

1. Личностно ориентированное образование (личностный смысл учебы). Каждый педагог раскрывает смысл предмета или курса, понимание содержания предмета, личное представление о деятельности, в которой содержание этого предмета дает начало образованию и становлению личности. Усваивая необходимый материал учебного предмета, каждый учащийся определяет личностный смысл, и в этом заключается его деятельность, формируется мыслительная деятельность, а не просто изучаются отдельные алгоритмы и понятия.

2. Межпредметные погружения: преподаватели, работающие в одном классе, на протяжении двух-трех дней работают над общими и универсальными понятиями и умениями.

3. Оценивание своей деятельности.

4. Экзамен на определение способностей к творчеству.

5. Взаимодействие в творческой деятельности учеников разного возраста.

6. Некое образовательное пространство, наполненное различными вещами, символами и материальными объектами, которые несут свою культурную осмысленность.

7. Место педагогической деятельности в искусствоведческо-исследовательском направлении [3].

В работе «школы самоопределения» имеется ряд организационных особенностей.

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у ребенка органов чувств, а так же способности и умению владеть своим телом. Условием для данного развития является деятельность ребенка в социальной, культурной, природной и естественной среде. В различных возрастных группах дети вместе со своими преподавателями проживают различные жизненные события, как индивидуальной, так и коллективной жизни. Сюда можно отнести: смену времен года, праздники, различные ролевые и сюжетные игры. Так же внимание уделяется посадке растений и наблюдением за тем как они растут, изобразительному искусству, занятиям, включающим ручной труд, занятия физической культурой и музыкой.

В начальной школе начинается обучение литературе, грамматике и арифметике. Это обучение происходит в индивидуальном темпе, для каждого учащегося а, при всем этом особенное внимание школы уделяется средствам, с помощью которых происходит выражение чувств, интересов и опыта учеников, а так же условиям для процесса рефлексии и способности выстраивать свою деятельность.

Значительной задачей преподавателя является воздействие на ученика и побуждение его к осмыслению способов для индивидуальной работы. Когда преподаватель находиться вместе с учащимся, то происходит обсуждение их предстоящей работы.

Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. При этом они сами для себя определяют виды трудовых занятий, это могут быть занятия кулинарией, шитьем, работой в библиотеке, и другие. А спустя пару месяцев свое занятие можно поменять. Отсюда, следует, что на протяжении нескольких лет ученик реализует свои способности в различных видах деятельности.

В старшей школе подготовка ведется по индивидуальным планам, составленным самим учеником, кроме некоторых обязательных предметов.

Федеральные государственные образовательные стандарты, собственные педагогические прерогативы требуют внедрения в образовательный процесс инновационные формы, методы работы с детьми. Работу по личностному самоопределению, определению будущей профессиональной перспективы лучше всего начинать с раннего возраста. Резюмируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что заложенные концептуальные основы обучения «Школы самоопределения» раскрывают пути решения актуальной в современном обществе проблемы самоопределения и самореализации личности. Благодаря приобретенным при обучении навыкам в различных вида труда, ученик способен лучше социализироваться и соответствовать задачам модернизации российского образования, отражающим воспитание образованного, конкурентоспособного, творческого гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александр Тубельский. Биография [Электронный ресурс] // Знаменитые люди планеты. - Режим доступа: http://persones.ru/person-12058.html. - 10.03.2015.

2. Сидоров, С.В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности [Текст] / С.В. Сидоров, А.Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1. - С. 253-256.

3. Храпченкова, И.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] / И.В. Храпченкова. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 101 с.

УДК 371.315.7

С.С. Кучкильдина, г. Шадринск

Разработчик образовательных траекторий как перспективная педагогическая специальность

В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности в области развития образовательных траекторий, разработки и применения образовательных траекторий в онлайн-обучения.

Образовательная траектория; разработчик образовательных траекторий; онлайн-обучение; педагогическая специальность.

S.S. Kuchkildina,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.