Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ'

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
157
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тимурзиева М.Ж., Ким А.Л., Гришечкина Н.В.

В данной статье исследуется проблема применения технологий виртуальной реальности в медицине. Авторы рассматривают основные направления использования виртуальных технологий в медицине, осуществляют анализ возможных положительных эффектов и рисков, связанных с широким применением технологий виртуальной реальности в сфере здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тимурзиева М.Ж., Ким А.Л., Гришечкина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF VIRTUAL REALITY IN MEDICINE: OPPORTUNITIES AND BORDERS

In this article the problem of use of technologies of virtual reality is investigated. Authors consider the main directions of use of virtual technologies in medicine, carry out the analysis of the possible positive effects and risks connected with broad use of technologies of virtual reality in the health sector.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ»

УДК 740

Тимурзиева М.Ж. студент Ким А.Л. студент

Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского

Гришечкина Н.В. преподаватель

доцент кафедры философии,гуманитарных наук и психологии

Россия, Саратов Timurzieva M. G.

student Kim A.L. student

Saratov State Medical University Grishechkina N. V.

teacher

associate professor of Philosophy,Humanities and Psychology

Russi, Saratov

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ:

ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ Аннотация: В данной статье исследуется проблема применения технологий виртуальной реальности в медицине. Авторы рассматривают основные направления использования виртуальных технологий в медицине, осуществляют анализ возможных положительных эффектов и рисков, связанных с широким применением технологий виртуальной реальности в сфере здравоохранения

Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии виртуальной реальности в медицине, интегральная реальность.

TECHNOLOGIES OF VIRTUAL REALITY IN MEDICINE: OPPORTUNITIES AND BORDERS Annotation: In this article the problem of use of technologies of virtual reality is investigated. Authors consider the main directions of use of virtual technologies in medicine, carry out the analysis of the possible positive effects and risks connected with broad use of technologies of virtual reality in the health sector.

Keywords: virtual reality, technologies of virtual reality in medicine, integrated reality.

Исследование проблемы возможностей и границ применения технологий виртуальной реальности в медицине следует предварить обращением к этимологии слова виртуальный. Быть в виртуальности -значит выйти за пределы обыденности, изменить свое сознание, мгновенно актуализировать, выплеснуть свои латентные возможности, взглянуть на мир иначе. [1] В связи с этим толкованием можно наметить некие смысловые

связи - говоря о виртуальности мы всегда имеем в виду возможность некоего преодоления границ и пределов (жизни, смерти, тела, здоровья, болезни и т.д.) Технологии виртуальной реальности сегодня применяются во всех сферах нашей жизни и открывают широкие перспективы. Медицина не является исключением. Возможности виртуальной реальности эффективно используются при лечении психических (фобии, посттравматический стресс и т.д.) и соматических заболеваний (травмы, ранения, злокачественные новообразования различных органов и т.д.)

Сегодня развитие технологий виртуальной реальности имеет серьезные перспективы в таких областях медицины как:

• Хирургия (виртуальная реальность перспективна, например, для формирования и проектирования операционной будущего, которая будет создаваться с учетом потребностей абсолютно новой высокотехнологичной среды).

• Организация здравоохранения (виртуальная реальность имеет широкие возможности в визуализации врачебных баз).

• Реабилитация (одним из актуальных направлений является развитие технологий для людей с ограниченными возможностями).

• Диагностика (например, такая технология как очки виртуальной реальности 3 D позволяет рассмотреть модель проблемного органа или ткани со всех сторон и во всех деталях).

• Профилактика (например, алкоголизма и других вредных привычек, тренировка силы воли и устойчивости к вредным привычкам).

• Терапия (например, душевных расстройств, тренировка эмпатии с помощью виртуальных симуляторов).

Виртуальная реальность дает возможность медицинским работникам получать трехмерную информацию о больном, что гораздо улучшает качество работы медиков. Благодаря возможности сканирования больного, врачи имеют все шансы разрабатывать персональные протезы. Интерактивные трехмерные модели органов человека могут помочь в обучении, а также при проектировании и моделировании хирургического процесса, упрощают понимание анатомии, болезни и лечения, а также используются не только для наглядности, но и для детального исследования и анализа. Изобретение особых тренажеров, симулирующих настоящих больных, позволило значительно увеличить качество обучения медицинских работников, снизить материальные затраты и число медицинских ошибок.

Компания Microsoft регулярно представляет на рынке новые продукты достижения технологий виртуальной реальности, имеющие перспективы использования в медицине. К ним относятся, например, голографические очки HoloLens, которые способны создавать реалистичные голографические изображения. [2] А также шлем OculusRift, успешно применяемый в лечении аутизма. Он позволяет, например, детям с болезнью аутизм виртуально осваивать навыки взаимодействия с людьми. Также этот прибор помогает в лечение тревог и фобий. Люди, находясь в виртуальном мире, могут

бороться с тревожными расстройствами и фобиями.[3] Но насколько бы революционным любое устройство не являлось, оно имеет свои недостатки. Многие люди жалуются на головные боли, тошноту, рвоту, боли в области шеи. Шлем OculusRift может иметь негативное воздействие на зрение и даже на мозг.

Виртуальная реальность является хорошим инструментом для преодоления фобий пациента. К примеру, программа SpiderWorld создана для излечения арахнофобии — частного варианта зоофобии, боязни паукообразных. Больные, находясь в виртуальном пространстве, учатся преодолевать свой страх. Детектор на руке дает больному возможность почувствовать прикосновение к пауку, после такой процедуры страх пауков существенно снижается. Однако сами производители подчеркивают возможные побочные действия - головокружение, тошнота, и в редких случаях судороги и эпилептические припадки. Также многие эксперты в области психологии и психотерапии подчеркивают, что данную программу нужно с осторожностью проводить людям с психологическими нарушениями - нарушениями восприятия, с проблемами в умственном развитии.

Возможности виртуальной реальности перспективны и в области физической реабилитации пациентов. Больные, перенесшие инфаркт, с помощью технологий виртуальной реальности могут восстанавливать свои реакции, тренировать пальцы рук и т.д. К сожалению, степень реальности виртуального пространства, предъявляемого больному, напрямую зависит от стоимости оборудования. Врачи-реабилитологи, использующие подобные методы, отмечали трудности с настройкой уровня сложности задания в соответствии с двигательными возможностями больного. Испытуемые, которые были не в состоянии выполнить даже простейшие двигательные требования, очень быстро теряли интерес к виртуальному процессу, разочаровывались и не хотели продолжать данную терапию. Также у некоторых больных были отмечены формирование патологических компенсаторных двигательных и позных синергий.

В ноябре 2016 года бразильские ученые продемонстрировали технологию 3Б визуализации ребенка в утробе матери. Новая разработка позволяет видеть плод с высокой точностью. Изобретатели данной технологии соединили метод ультразвукового исследования с магнитно-резонасной томографией. В результате данного метода строится трехмерное изображение, которое можно оживить, надев шлем виртуальной реальности. Для усиления эффекта к модели добавили звуки сердцебиения плода, полученные при УЗИ. По словам бразильских ученых, данная технология позволяет предсказать, как будет выглядеть малыш после рождения. Также эта методика позволяет с высокой точностью обследовать органы женщин в режиме реального времени. Исследования плода данным методом не установили никакого вредного воздействие на мать и плод . Однако, технология 3Б визуализации ребенка в утробе матери находится на стадии

доработки и является дорогостоящей процедурой, что может ограничить ее распространение среди большого числа населения. [4]

Виртуальная реальность, как и другая инновация несет в себе новые угрозы, а также ряд старых угроз, которые могут быть видоизменены в рамках новой технологии. Современные научные разработки выходят на уровень создания «интегральной реальности», то есть единства физического и цифрового пространства. Огромные перспективы откроются для людей с ограниченными возможностями. Произойдет глобальная виртуальная революция, которая в значительной степени изменит мир. С каждым днем виртуальная реальность все больше входит в нашу жизнь и в ближайшем будущем мы сможем окунуться в тот мир, который хотим видеть. Виртуальная и дополненная реальности объединятся, и в конечном итоге будут использовать одно аппаратное обеспечение. Но не станет ли эта виртуальная реальность более привлекательной нежели реальность объективная?

В целом, технологии виртуальной реальности делают лишь первые шаги в здравоохранении. Растёт доступность и разнообразие устройств и программного обеспечения, и можно с достаточной уверенностью спрогнозировать, что новые технологии будут все активнее использоваться при обучении врачей. Не исключено, что появятся новые разработки на стыке виртуальной реальности, больших данных и искусственного интеллекта. Например, системы, которые в реальном времени будут анализировать текущую ситуацию и вырабатывать визуальные рекомендации и подсказки для врача, облегчая диагностирование и лечение, уменьшая вероятность врачебных ошибок. Однако, виртуальная реальность не может заменить традиционные методы лечения и реабилитации. Она, как и другая инновация, несет в себе новые угрозы. Но виртуальная реальность сможет занять важное место и органически дополнять традиционные методы лечения.

Использованные источники:

1.Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология // http://wiasite.com/page/internet-realnost/ist/ist-17--idz-ax46.html (дата обращения 21.05.2017)

2.«Умные» очки Microsoft: чем HoloLens лучше GoogleGlass и OculusRift [Электронный ресурс] // http://hitech.vesti.ru/news/view/id/6299 (дата обращения 20.05.2017)

3.OculusRiftDK2 [Электронный ресурс] // http HYPERLINK "http://glassfans.ru/oculus/(дата обращения 20.05.2017)

4. Виртуальная реальность в медицине // http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 21.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.