Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АРХИТЕКТУРА»'

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АРХИТЕКТУРА» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация городских пространств / пешеходная среда / безопасность городской среды / organization of urban spaces / pedestrian environment / safety of the urban environment

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А Л. Титов

В статье рассмотрены основные принципы организации форм и границ городских пешеходных пространств, в контексте развивающейся сегодня городской среды, их безопасность для передвижения и нахождения пешехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES FOR ARCHITECTURE STUDENTS

The article discusses the basic principles of the organization of forms and boundaries of urban pedestrian spaces, in the context of the developing urban environment today, their safety for movement and pedestrian location.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АРХИТЕКТУРА»»

УДК 747

doi: 10.52470/2619046X_2023_4_57

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АРХИТЕКТУРА»

А.Л. Титов

Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы организации форм и границ городских пешеходных пространств, в контексте развивающейся сегодня городской среды, их безопасность для передвижения и нахождения пешехода.

Ключевые слова: организация городских пространств, пешеходная среда, безопасность городской среды.

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES FOR ARCHITECTURE STUDENTS

A.L. Titov

Abstract. The article discusses the basic principles of the organization of forms and boundaries of urban pedestrian spaces, in the context of the developing urban environment today, their safety for movement and pedestrian location.

Keywords: organization of urban spaces, pedestrian environment, safety of the urban environment.

Нередко, у студентов, уже с первого курса возникают вопросы о возможностях применения компьютерных технологий и Интернет в архитектурном проектировании. При этом, важно грамотно и доступно объяснить студентам перспективы применения компьютерных технологий, а так же и само понятие виртуальности применительно к архитектуре.

Ежедневно студенты значительную часть своего времени находится онлайн в среде Интернет, и именно этот факт говорит о том, что они уже вовлечены в компьютерную реальность, то есть она перманентно присутствует в их жизни. Благодаря поэтому, у них есть своё представление о виртуальной среде, можно сказать, обыденное представление, которое не может быть в полной мере осмысленно профессионально как архитектором, и которое не даёт ясного представления о возможностях применения. Поэтому, необходимо рассказать им, о том, что Интернет это, в основном, временная текстуальная среда, имитирующая виртуальную среду, и тогда они начинают задумываться над тем, какой же тогда может быть виртуальная среда или виртуальный мир, в полной мере.

Так, к примеру, тема интерактивных зданий, информационных и досуговых центров уже возникала в теории, и даже частично апробируется, и существующие сегодня BIM-технологии хорошо вписывается в эту концепцию. В такой глобальной виртуальной среде студент мог бы совершенствовать свои навыки, реализовывать свои проекты и выполнять апробацию теоретических наработок.

Слова известного российского архитектора-конструктивиста Якова Чернихова хорошо подходят в качестве творческого посыла для современного поколения, имеющего новые возможности: «Не ограничивая ничем свою фантазию, я позволил себе, в угоду исканий и экспериментов, создать ряд и таких композиций, которые противоречат обычному пониманию архитектурных произведений» [3, с. 17]. Такой, смелый и решительный подход, мог бы найти реализацию в новых условиях среды Интернет, раскрыть в полной мере потенциал архитек-

турного творчества, ограниченный рамками технологий, тем более в период 20-х гг. ХХ в., когда Яков Чернихов, в полной мере, осуществил прорыв в виртуальность, по средствам своего архитектурного творчества.

Само понятие виртуальное, содержит в себе очень многое. Чаще всего, виртуальное понимается, как сымитированное или воссозданное (объекты, среда, пространство, архитектура), и существующее в своих особых условиях, которые, позволяют осуществлять доступ и обратную связь человека с виртуальным миром. Идея виртуального мира, популярно показана в кино, герои фильмов ведут свою жизнь в особом мире, существующем параллельно с объективным миром. В этом мире существуют свои пространства, своя среда, архитектура, строения и социальная среда. При этом к основным свойствам, без которых среду объективно нельзя считать виртуальной, относятся: наличие обратной связи, возможность людей отслеживать ее, и участвовать в происходящих действиях.

Понятие виртуальной среды, принятое сегодня, говорит следующее: «виртуальная реальность (ВР) - это искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности (англ. virtual reality, VR) - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие» [4].

Такая интерактиваная среда, сегодня, была бы удобна для студентов и архитекторов, прежде всего, тем, что в ней можно полноценно моделировать архитектурные объекты, и не только отдельные здания и сооружения, но и большие городские пространства, включая их заполнение. Кроме того, посредствам этого, появилась бы возможность моделирования процессов функционирования, и их мониторинга в новой среде (рисунок 1).

Мультимедийные технологии сегодня позволяют архитекторам создавать различные интерактивные презентации, позволяющие, в полной мере, моделировать все особенности объекта проектирования, его освещение, декорирование и наполнение, а также, дают возмож-

Рисунок 1. Возможности использования технологий виртуальной реальности

в архитектурном образовании

внутренний виртуальный внешний

мир мир мир

Рисунок 2. Связь внутреннего, виртуального и внешнего мира

ность пройтись по улицам и интерьерам. Кроме того, такие технологии имеют ряд достоинств, с точки зрения эффективности при использовании их в образовании. Наиболее важной характеристикой, которая делает их очень подходящим инструментом для использования в образовании, является способность совершенствовать связь между виртуальным и реальным миром, улучшая способность учащихся представлять в своем воображении архитектурные идеи и точно преобразовывать их в модели виртуальной среды, что имеет решающее значение в процессах интерактивного обучения. Это значительно развивает их пространственное мышление, и крайне важно для будущего архитектора, кроме того, применение, допустим, дополненной реальности может еще предоставить учащимся возможность участвовать в проектировании среды в виртуальной модели реального мира, что заменяет методы обучения, которые ограничены традиционным обучением в классе. Имея такие значительные преимущества, в виде наглядности и интерактивности, по сравнению с рядом традиционных методов обучения, методы на основе дополненной реальности, вскоре смогут значительно усовершенствовать традиционные методы обучения [2].

Итальянский учёный М.А. Бонфанитти предполагал следующее, что внутреннее - это пространство восприятия, памяти и утопии человека, внешнее - жизненного мира, практики и деятельности. Тогда как, виртуальное пространство - это пространство инструментов, репрезентаций, проектирования, моделирования с помощью компьютера, Интернета, новых медиасредств (рисунок 2).

Такое виртуальное пространство станет возможным, благодаря особым условиям, которые будут обеспечены новыми компьютерными технологиями и развитием возможностей Интернета. Для архитектора, создание виртуальной среды, расширяет возможности творчества, особые условия позволяют создавать здания и сооружения, которые, еще не могут быть реализованы на практике, но их строительство, функционирование и существование в выбранном средовом контексте, могут быть смоделированы и опробованы в виртуальном варианте.

Для создания убедительности происходящего, функционирование виртуальной среды производится в режиме реального времени. «Реальность» подразумевает интерактивность в информационной среде (рисунок 3). В наше время, по средствам интерактивных конференций, создаётся атмосфера единого медиапространства, помещения, в котором происходит общение. Это некая новая форма среды, в которой человек находится лишь временно, находится сознанием, не физически.

Рисунок 3. Современная информационная среда

Можно ли говорить об архитектуре такой среды, как об упорядоченной структуре, которую можно формировать с учётом концепций архитектора? Такой вопрос имеет не теоретическую, а практическую основу, так как с каждым годом подобные формы общения и взаимодействия встречаются всё чаще и используются на самых высоких уровнях.

Возможность создания интерактивных презентаций, имеет большое значение для архитектора. Создается среда, которая позволяет пройтись по еще не построенному архитектурному объекту, или фрагменту города, появляется возможность создать реалистичные эффекты света и передать погодные условия. Конструктивные и технические свойства объекта, могут быть так же просчитаны, с учётом необходимых для этого материалов. Следующая стадия (строительство здания), может быть осуществлена с использованием перспективных строительных технологий, которые применяют 3d печать в масштабе городского пространства.

В результате, можно сделать следующие выводы, что возможности, которые откроются с появлением виртуальной среды, значительно расширят возможности архитектурного творчества и практики. Появятся возможности, о которых думали и, наверное, мечтали архитекторы прошлого. То, что было раньше, лишь возможным будущим архитектуры, сегодня постепенно становится доступным даже для студентов, которые еще только начинают формировать свои творческие и профессиональные навыки. К тому времени, когда они достигнут высокого профессионализма, возможности виртуального моделирования архитектуры и среды в целом, будут раскрыты в полной мере. Поэтому, так важно донести до будущего специалиста правильное понимание виртуального пространства архитектуры, его места в творчестве и профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М., 1993.

2. Титов А.Л. Возможности технологий виртуальной реальности в архитектурном образовании // Новые информационные технологии в архитектуре и строительстве: материалы VI международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023.

3. Чернихов Я. Мой творческий путь. М., 2011.

4. Виртуальная реальность // Wikipedia.org. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %C2 %E8 %F0 %F2 %F3 %E0 %EB %FC %ED %E0 %FF_ %F0 %E5 %E0 %EB %FC %ED %EE %F1 %F2 %FC (дата обращения: 07.04.2023).

А.Л. Титов

кандидат архитектуры, доцент

доцент кафедры основ архитектурного проектирования

Уральский государственный ахитектурно-художественный университет

имени Н.С. Алферова, г Екатеринбург

E-mail: fosberi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.