Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЕМ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЕМ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТЕХНОЛОГИИ / ДЕВИАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Н.В., Крутько И.С., Арсланбекова Э.М.

Цель исследования - выявление эффективности использования технологий управления отношением к здоровому образу жизни как профилактики девиации студентов исследуемого вуза. Методика и организация исследования. Эмпирическая часть исследования включала в себя три этапа: 1-й этап - проведение предпроектного анализа методом анкетирования (опрошено 100 студентов); 2-й этап - разработка и реализация проекта «Студенты-центр здорового образа жизни»; 3-й этап - определение эффективности реализации проекта методом формализованного интервью (проинтервьюировано 20 человек). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали наличие среднего уровня информированности студентов о технологиях управления отношением к ЗОЖ как профилактике девиаций молодежи и необходимости их совершенствования. Авторами был разработан и реализован Проект «Студенты-центр здорового образа жизни», направленный на формирование навыков ЗОЖ через управление своим здоровьем, временем, ресурсами, питанием, по результатам реализации которого выявлено, что данный проект является технологией социального проектирования и способствует модернизации и увеличению положительного влияния на молодежь профилактических методик, что позволит добиться уменьшения числа девиаций среди молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Н.В., Крутько И.С., Арсланбекова Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF MANAGING ATTITUDE TO A HEALTHY LIFESTYLE AS PREVENTION OF DEVIATIONS OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE

Objective of the study was to identify the effectiveness of the use of technologies for managing attitudes towards a healthy lifestyle as a prevention of student deviation in the university under study. Methods and structure of the study. The empirical part of the study included three stages: Stage 1 - conducting a pre-project analysis using the questionnaire method (100 students were interviewed); 2nd stage - development and implementation of the project "Students-Healthy Lifestyle Center"; 3rd stage - determination of the effectiveness of the project implementation by the method of formalized interviews (20 people were interviewed). Results and conclusions. The results of the study showed the presence of an average level of students' awareness of the technologies for managing attitudes towards healthy lifestyles as the prevention of youth deviations and the need to improve them. The authors developed and implemented the project "Students-Healthy Lifestyle Center", aimed at developing healthy lifestyle skills through managing their health, time, resources, nutrition, the results of which revealed that this project is a technology of social design and contributes to the modernization and increase in positive impact on young people of preventive techniques, which will reduce the number of deviations among young people.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЕМ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЕМ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796:035

Поступила в редакцию 31.07.2022 г.

Информация для связи с автором: n.v.popova@urfu.ru

Кандидат философских наук, доцент Н.В. Попова1

Доктор психологических наук, доцент И.С. Крутько1

Э.М. Арсланбекова1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

TECHNOLOGIES OF MANAGING ATTITUDE TO A HEALTHY LIFESTYLE AS PREVENTION OF DEVIATIONS OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE

PhD, Associate Professor N.V. Popova1

Dr. Psych., Associate Professor I.S. Krutko1

EM. Arslanbekova1

1 Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - выявление эффективности использования технологий управления отношением к здоровому образу жизни как профилактики девиации студентов исследуемого вуза.

Методика и организация исследования. Эмпирическая часть исследования включала в себя три этапа: 1-й этап - проведение предпроектного анализа методом анкетирования (опрошено 100 студентов); 2-й этап - разработка и реализация проекта «Студенты-центр здорового образа жизни»; 3-й этап -определение эффективности реализации проекта методом формализованного интервью (проинтервьюировано 20 человек). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали наличие среднего уровня информированности студентов о технологиях управления отношением к ЗОЖ как профилактике девиаций молодежи и необходимости их совершенствования. Авторами был разработан и реализован Проект «Студенты-центр здорового образа жизни», направленный на формирование навыков ЗОЖ через управление своим здоровьем, временем, ресурсами, питанием, по результатам реализации которого выявлено, что данный проект является технологией социального проектирования и способствует модернизации и увеличению положительного влияния на молодежь профилактических методик, что позволит добиться уменьшения числа девиаций среди молодых людей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, технологии, девиации, молодежь.

Abstract

Objective of the study was to identify the effectiveness of the use of technologies for managing attitudes towards a healthy lifestyle as a prevention of student deviation in the university under study.

Methods and structure of the study. The empirical part of the study included three stages: Stage 1 - conducting a pre-project analysis using the questionnaire method (100 students were interviewed); 2nd stage - development and implementation of the project "Students-Healthy Lifestyle Center"; 3rd stage -determination of the effectiveness of the project implementation by the method of formalized interviews (20 people were interviewed). Results and conclusions. The results of the study showed the presence of an average level of students' awareness of the technologies for managing attitudes towards healthy lifestyles as the prevention of youth deviations and the need to improve them. The authors developed and implemented the project "Students-Healthy Lifestyle Center", aimed at developing healthy lifestyle skills through managing their health, time, resources, nutrition, the results of which revealed that this project is a technology of social design and contributes to the modernization and increase in positive impact on young people of preventive techniques, which will reduce the number of deviations among young people.

Keywords: health, healthy lifestyle, technologies, deviations, youth.

Введение. В современном обществе в последние годы в силу ряда причин, включая нестабильность и интенсивные социальные изменения, возросло число факторов, вызывающих девиантное поведение человека, а зачастую, и его деградацию, которая приводит к полному саморазрушению. Также можно наблюдать, как устанавливаются все более и более высокие требования к личности и самоопределению. Необходимость изучения проблемы профилактики девиаций среди молодежи обусловлена тенденцией к увеличению количества молодых людей, склонных к поведению, которое не соответствует общественным нормам, а вопрос о предупреждении девиантного поведения является одним из наиболее приоритетных для образовательных учреждений. В связи с этим, разработка

и реализация проекта «Студенты - центр здорового образа жизни» в Екатеринбургском институте физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» (далее - исследуемого вуза) достаточно актуальны.

Цель исследования - выявление эффективности использования технологий управления отношением к здоровому образу жизни как профилактики девиации студентов исследуемого вуза.

Методика и организация исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась в г. Екатеринбурге в 2022 г и включала в себя три этапа: 1-й этап - проведение предпроектного анализа методом анкетирования (опрошено 100 студентов); 2-й этап - разработка и реализация «Студенты-центр здорового образа жизни»; 3-й этап - определение эф-

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

фективности реализации проекта методом формализованного интервью (проинтервьюировано 20 человек).

При проведении исследования мы опирались на труды отечественных и зарубежных ученых, в том числе В. Е. Зманов-ской [3], В. С. Николаева [7], О. С. Литовченко [6], И. П. Уй-мановой [8] и др. В совместных публикациях нами изучены аспекты жизнестойкости студентов-спортсменов в аспекте безопасного поведения, способствующие формированию личности безопасного типа поведения [4], превентологиче-ского обеспечения безопасного поведения студенческой молодежи [1], а также ключевые проблемы превентологической работы в вузах [5].

Используя понятие «молодежь», мы подразумеваем социально-демографическую группу с возрастным диапазоном от 14 до 35 лет, отличающуюся определенными физиологическими, психологическими, социальными и педагогическими особенностями.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - оптимальная и сознательная концепция жизнедеятельности человека, которая определяет продуктивную и рациональную работу как единого организма, так и конкретных его органов и систем. ЗОЖ выступает в роли ключевого источника первичной профилактики в борьбе с вредными привычками, малоподвижным образом жизни, а также за счет преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций [8, с. 64].

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от стандартов и норм, принятых обществом. Характерными проявлениями такого поведения являются: нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, вандализм, а также уголовно наказуемые поступки.

Технологии управления отношением к ЗОЖ: педагогические, рекреативные (восстановительные) и физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, здоровьеформи-рующие, тренинговые, санкционные, Wellness.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования студентов разных факультетов исследуемого вуза показали следующее. Чуть более четверти студентов (27%) придерживаются ЗОЖ и только 6% - категорически не соблюдают его. Три четверти студентов (73%) интересуются информацией о ЗОЖ и способах улучшения здоровья. Больше половины студентов под ЗОЖ понимают: здоровое питание, поддержание оптимальной физической формы, отказ от вредных привычек (по 63%). Немного более половины студентов для поддержания своего здоровья занимаются физической культурой и спортом (58%), соблюдают правильное питание и стараются больше бывать на свежем воздухе (по 52%). Источниками получения студентами информации о ЗОЖ являются Интернет (58%) и консультации специалистов (46%). Немного более половины студентов (54%) предпочитают проводить свое свободное время, посещая спортивные и оздоровительные центры, занимаясь ФКиС.

В исследуемом вузе и его общежитиях можно наблюдать такие формы девиантного поведения, как: употребление табачных изделий, грубость, сквернословие, употребление спиртных напитков. Более трети студентов (38%) употребляют курительные смеси (сигареты, электронные сигареты, вэйп, кальян), почти половина (46%) - алкогольные напитки. Мотивом употребления молодежью наркотиков, сигарет, алкогольных напитков студенты называют: снятие стресса, усталости, любопытство (60%). Студенты считают, что для повышения уровня информированности о технологиях управления ЗОЖ необходимо проводить тренинги, курсы, квесты, физкультурно-оздоровительные, спортивно-соревновательные мероприятия.

Результаты исследования показали наличие среднего уровня информированности студентов о технологиях управления отношением к ЗОЖ как профилактике девиаций молодежи и необходимости их совершенствования.

На основе обозначенной нами проблемы был осуществлен анализ существующих практических технологий, которые используются в деятельности исследуемого вуза, разработан и реализован проект «Студенты - центр здорового образа жизни», направленный на формирование навыков ЗОЖ через управление своим здоровьем, временем, ресурсами, питанием. При разработке проекта мы руководствовались рекомендациями уральских ученых Л. Н. Борониной и З. В. Сенук [2].

Генеральная цель проекта - организовать и провести курс «Студенты - центр здорового образа жизни». Продолжительность всего проекта составляла 60 рабочих дней. Тренинг включал в себя организацию, проведение и мониторинг реализации программы проекта по профилактике девиаций среди студентов технологией управления отношением ЗОЖ, состоящей из тренинга по рациональному питанию, тренинга «Быть здоровыми хотим», «Стресс и здоровье», семинара «Режим дня. Двигательная активность», профилактической акции «Челлендж «Живи в ритме ЗОЖ» и физкультурно-оздоровительных тренировок.

Нами были определены показатели эффективности проекта: количество участников проекта; плановые и фактические затраты; освещение постов в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте»; положительное впечатление участников и желание участвовать в последующие годы (по отзывам участников); выполнение проекта по графику; увеличение количества студентов, принявших ценности ЗОЖ. Данные показатели позволили получить комплексный обзор проекта с разных точек зрения, объектов и субъектов, подлежащих оценке.

С целью определения эффективности реализации проекта «Студенты - центр здорового образа жизни» по его окончании было проведено формализованное интервью среди студентов. Зафиксировано, что после проведения проекта «Студенты - центр здорового образа жизни» отношение к ЗОЖ у студентов изменилось в лучшую сторону. Например, указавших, что не стали употреблять курительные смеси (сигареты, электронные сигареты, вэйп, кальян), снизилось на 10%, а употребление спиртных напитков - на 11%.

Вывод. По результатам проведенного исследования выявлено, что проект «Студенты - центр здорового образа жизни» является технологией социального проектирования и способствует модернизации и увеличению положительного влияния на молодежь профилактических методик, что позволит добиться уменьшения числа девиаций среди молодых людей. Результаты настоящего исследования могут быть применимы при организации воспитательной работы среди всех категорий молодежи, в том числе студентов вузов всех специальностей, а также при подготовке магистрантов направления «Превентология в молодежной среде» специальности 39.04.03 «Организация работы с молодежью».

Литература

1. Бауэр И. И. Превентологическое обеспечение безопасного поведения студенческой молодежи / И. И. Бауэр, И. С. Крутько, А. В. Пономарев // Primo Aspectu. - 2020. - № 2 (42). - С. 81-87.

2. Боронина Л. Н. Основы управления проектами: учебное пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. - 2-е издание, дополненное. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 134 с.

3. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2014. - 288 с. ISBN 978-57695-4921-2.

4. Крутько И. С. Безопасное поведение как основа жизнестойкости спортсменов / И. С. Крутько, Н. В. Попова, И. И. Бауэр // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 38-40.

108

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

5. Крутько И. С. Превентологическая работа в университете: ключевые проблемы / И. С. Крутько, А. В. Пономарев - Текст: непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. -2017. - Т. 21. - № 6. - С. 127-137.

6. Литовченко О. С. Представление о здоровье в современной науке / О. С. Литовченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 4 (63). - С. 697-699.

7. Николаев В. С. Двигательная активность и здоровье человека (теоретико-методические основы оздоровительной физической тренировки): учебное пособие: [16+] / В. С. Николаев, А. А. Щанкин. - 2-е изд., стер. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 82 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577707 (дата обращения: 04.02.2022). - Библиогр.: с 70-71.

8. Уйманова И. П. Здоровый образ жизни современного человека [Текст] / И. П. Уйманова, Л. В. Зайцева // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации: мат. Междунар. Науч.-студ. Элект. Конф. - Иркутск, 2015. - С. 63-65.

References

1. Bauer I.I., Krutko I.S., Ponomarev A.V. Preventologicheskoye obe-specheniye bezopasnogo povedeniya studencheskoy molodezhi [Preventive maintenance of safe behavior of student youth]. Primo Aspectu. 2020. No. 2 (42). pp. 81-87.

2. Boronina L.N., Senuk Z.V. Osnovy upravleniya proyektami: ucheb-noye posobiye [Fundamentals of project management]. Study guide. 2nd ed., sup. Yekaterinburg: Uralskiy universitet publ., 2016. 134 p.

3. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchego-sya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of deviant behavior)]. Study guide for students. Moscow: Akademiya publ., 2014. 288 p. ISBN 978-5-7695-4921-2.

4. Krutko I.S., Popova N.V., Bauer I.I. Bezopasnoye povedeniye kak os-nova zhiznestoykosti sportsmenov [Safe behavior as a basis for the resilience of athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 2. pp. 38-40.

5. Krutko I.S., Ponomarev A.V. Preventologicheskaya rabota v univer-sitete: klyuchevyye problemy [Prevention work at the university: key problems]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. 2017. Vol. 21. No. 6. pp. 127-137.

6. Litovchenko O.S. Predstavleniye o zdorovye v sovremennoy nauke [The concept of health in modern science]. Molodoy uchenyy. 2014. No. 4 (63). pp. 697-699.

7. Nikolaev V.S., Shchankin A.A. Dvigatelnaya aktivnost i zdoro-vye cheloveka (teoretiko-metodicheskiye osnovy ozdorovitelnoy fizicheskoy trenirovki) [Motor activity and human health (theoretical and methodological foundations of health-improving physical training)]. Study guide. 2nd ed., ster. Moscow; Berlin: Direct-Media publ., 2019. 82 p.: ill. Available at: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=577707 (date of access: 02.04.2022).

8. Uimanova I.P., Zaitseva L.V. Zdorovyy obraz zhizni sovremennogo cheloveka [Healthy lifestyle of a modern person]. Fizicheskaya kultura i sport-osnova zdorovya natsii [Physical culture and sport - the basis of the nation's health]. Proceedings International scientific student conference. Irkutsk, 2015. pp. 63-65.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПОПЕРЕМЕННОГО ДВУХШАЖНОГО КЛАССИЧЕСКОГО ХОДА

Кандидат педагогических наук, Н.Б. Новикова1 А.Н. Белёва1, И.Г. Иванова1

Кандидат педагогических наук Н.Б. Котелевская1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

УДК/UDC 796.012.37

AGE AND GENDER FEATURES OF THE TECHNIQUE OF THE ALTERNATING TWO-STEP CLASSICAL MOVE

PhD N.B. Novikova1 A.N. Belyova1, I.G. Ivanova1 PhD N.B. Kotelevskaya1

1Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, St. Petersburg

Поступила в редакцию 08.09.2022 г.

Ключевые слова: лыжники-гонщики, видеоанализ, попеременный двухшажный классический ход, угловые характеристики.

Введение. Попеременный двухшажный классический ход (ПДШХ) является естественным способом передвижения, и именно с него начинается обучение технике лыжных ходов на начальном этапе подготовки. Для совершенствования методики технической подготовки необходимо исследование биомеханических характеристик лыжных ходов [1].

Цель исследования - определение возрастных и тендерных особенностей кинематики ПДШХ.

Методика и организация исследования. Видеосъемка техники лыжного хода осуществлялась на подъемах дистанций 5 и 10 км у юношей и девушек на Первенстве России 16.02.2022 г. и 10 и 15 км у женщин и мужчин на этапе Кубка мира 27.02.2022 г. Крутизна участка подъема в обоих случаях была 6°, погода стабильная, температура снега - -2,1 --2,3 °С. Полученные видеозаписи были обработаны в программе Dartfish Pro, и были определены кинематические показатели лучших 50 юных и 30 взрослых спортсменов на каждой дистанции.

Результаты исследования и их обсуждение. Техника мужчин и женщин по большинству показателей не имела существенных различий, при этом определены особенности выполнения движений юношами и девушками, снижающие эффективность движений. Во время выполнения выпада девушки недостаточно сгибают ногу в коленном и голеностопном суставах, что приводит к отставанию проекции центра масс и требует дополнительных мышечных усилий для перемещения веса тела вперед во время одно-опорного скольжения. В момент остановки лыжи величины

углов в коленном и тазобедренном суставах у юношей и девушек были существенно меньше показателей взрослых спортсменов, что приводит к смещению проекции центра масс назад относительно опоры. В момент подседания девушки и юноши сильнее наклоняют голень, чем взрослые спортсмены, а углы в коленном и тазобедренном суставах не имеют существенных различий. Юные гонщики в этой фазе активно смещают вес тела вперед, что является важным критерием эффективности техники. Угловые характеристики окончания отталкивания во всех группах не имеют существенных отличий.

Вывод. Анализ угловых характеристик попеременного двухшажного хода показал, что основные отличия техники девушек заключаются в выполнении широкого выпада, большего сгибания ноги в коленном суставе и наклона туловища в момент остановки лыжи. Основным техническим недочетом юношей является недостаточное разгибание опорной ноги в коленном и тазобедренном суставах в момент остановки лыжи. Приближение проекции центра тяжести к стопе опорной ноги в скользящем шаге позволит повысить экономичность хода за счет уменьшения усилий по поддержанию равновесия, сократит амплитуду и продолжительность подседания у девушек и юношей. Кинематические характеристики попеременного двухшажного лыжного хода сильнейших спортсменов мира могут быть ориентиром в технической подготовке юных лыжников-гонщиков.

Литература

1. Реуцкая Е.А. Техническая подготовка юных лыжников-гонщиков на этапах многолетней подготовки: методические рекомендации / Е.А. Реуцкая, Т.В. Полторацкая. - Омск: ЮНЗ, 2020. - 160 с. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - Т. 191. - № 1. - С. 427-436.

Информация для связи с автором: novik-nat@mail.ru

№11 • 2022 Ноябрь I November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.