УДК 1418
Жалова И.В.
магистрант 3 курса напр. «Строительство», Санкт-Петербургский государственный архитектурно строительный университет (г. Санкт-Петербург)
Нагманова А.Н.
канд. экон. наук Санкт-Петербургский государственный архитектурно строительный университет (г. Санкт-Петербург)
ТЕХНОЛОГИИ УКЛАДКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В
МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация: в работе рассмотрены применяемые технологии по укладке бетонной смеси в монолитном строительстве. Описана технология производства укладки бетонной смеси в монолитные конструкции. Отмечены основные преимущества и недостатки каждой технологии. Предложена оптимальная схема производства работ.
Ключевые слова: строительство, автобетононасос, кран, бетонирование, сокращение сроков, монолитное, бадья, технология, укладка.
Монолитное строительство сегодня занимает ведущее место, как во многих развитых зарубежных странах, так и в России. Масштабность применения бетона и железобетона обусловлена их высокими физико-механическими характеристиками, долговечностью, хорошей сопротивляемостью температурным и влажностным воздействиям, возможностью получения конструкций сравнительно простыми технологическими методами. Но для востребованности и экономической целесообразности производства необходимо следить за тенденцией развивающихся технологий. Внедрение новых технологий позволит оптимизировать строительные процессы.
Основной задачей оптимизации монолитного строительства является сокращение продолжительности строительства, для этого необходимо рациональное использование рабочих и механизмов за счет насыщения фронта работ максимальным количеством ресурсов. При этом все расчеты должны базироваться на реальном количестве ресурсов, которые могут быть выделены соответствующими строительными организациями для выполнения объема работ. Практика показывает, что сроки и качество выполняемых работ во многом зависят от правильного подбора состава и квалификации специализированных звеньев для организации беспрерывного поточного режима работ, при котором достигается ритмичность производства и высокая производительность труда.
Время производства бетонных работ является важным показателем в монолитном домостроении. Для того чтобы ускорить и облегчить подачу бетона на стройке используют разнообразное оборудование — лотки, бадьи, ленточные конвейеры, бетононасосы. Правильный подбор техники и технология ее использования позволяет сократить вероятность образования «мертвых зон» и труднодоступных мест бетонирования, приводит к сокращению срока строительства и позволяет добиться наилучшего качества. Необходимо избежать привлечение дополнительной техники и увеличение трудозатрат. В каждом конкретном случае рекомендуется заранее назначить способ подачи бетонной смеси в зависимости от особенностей возводимых конструкций и наличия средств механизации, с помощью которых можно обеспечить укладку общего объема бетона в бесперебойном режиме. В современном строительстве при производстве бетонных работ применяются как отдельные методы подачи бетонной смеси, так и смешанные (например, подача только по схеме «кран- бадья» или по схеме «бетононасос + «кран-бадья» [1,5].
Как правило, кран обеспечивает подачу бетонной смеси к наиболее удаленной точке бетонирования (на максимальном вылете) бадьей емкостью
не более 1м3. Практика показывает, что в условиях современного монолитного строительства темпы возведения здания постоянно увеличиваются, а соответственно возрастает объем бетона, укладываемого в конструкции за сутки. Поэтому возникает необходимость применения крана с большей грузоподъемностью на максимальном
вылете, что обеспечивало бы подачу бадьи емкостью 1,5м , 2м и более. Но использование крана с такими характеристиками экономически не всегда целесообразно. В связи с этим далее предлагается метод подачи бетонной смеси с помощью нескольких бадей разной емкости.
При использовании схемы «кран- бадья» бетонную смесь, доставляемую с бетонного завода в кузове автобетоновозов или автомобилей-самосвалов, выгружают непосредственно у бетонируемого объекта в бадьи. Бадьи устанавливают в зоне действия крана и пока одну бадью подают краном к месту бетонирования, вторую загружают бетонной смесью. Затем разгруженную бадью опускают и устанавливают под погрузку, а заполненную подвешивают к крюку крана, и цикл повторяют[2].
Особенность такого метода состоит в том, что на объекте рекомендуется
иметь три бадьи разной емкости. При этом одна бадья заполняется бетонной смесью, другая находится в ожидании подъема, а третья — в процессе разгрузки бетонной смеси.
Такой метод позволяет:
- сократить время цикла использования бадьи «заполнение-подача- опорожнение-возврат» за счет одновременного использования нескольких бадей;
- увеличение объема бетона укладываемого в конструкции в один прием, за счет большей емкости бадьи;
- выбор бадьи определенной емкости в соответствии с удаленностью бетонируемых конструкций при подаче бетонной смеси к месту укладки;
- расширение зоны бетонирования конструкций с использованием бадьи емкостью 2м3, за счет ее постепенного опорожнения;
- быстрее разгружать автобетоносмеситель в связи с постоянным наличием бадьи специально под разгрузку.
Так же становится актуальным использование смешанного метода подачи бетонной смеси, т.е. наряду с применением бадьи бетонирование вести с помощью бетононасоса.
Бетононасосы были разработаны, в первую очередь, для того, чтобы повысить скорость подачи бетона и укладки его в труднодоступные участки.
В случае использования смешанной схемы бетонирования («кран- бадья» + бетононасос) следует рекомендовать бетонирование стен и отдельно стоящих немассивных и среднемассивных вертикальных конструкций (колонн и пилонов) осуществлять с помощью бадей, а для бетонирования горизонтальных конструкций использовать высокопроизводительный бетононасос. Это позволяет повысить скорость бетонирования, соблюдая технологию укладки бетонной смеси[4,3].
В настоящее время широкий спектр приобрел рынок специальной техники, одной из них являются автобетононасосы. Автобетононасос - это бетононасос с полноповоротной распределительной стрелой, смонтированной на раме, которая, в свою очередь, укреплена на шасси автомобиля, он способен выполнять широкий спектр задач: бетонирование фундаментов, стен средней массивности и перекрытий, позволяя подавать бетонную смесь в любую точку зоны обслуживания.
Мобильность автобетононасоса и возможность быстрого и своевременного подвода распределительной стрелы в любое требуемое место позволяет значительно ускорить темпы строительства как небольших, так и крупных. Таким образом, при бетонировании конструкций для подачи бетонной смеси можно полностью отказаться от схемы «кран-бадья», а бетонировать все основные конструкции с применением автобетононасоса или стационарного бетононасоса (включая совместную работу с автобетононасосом на низких отметках бетонирования).
Технология укладки бетона бетононасосом заключается в том что: бетон из смесителя или транспортных средств поступает в приемный бункер. Его емкость подбирается такой, чтобы обеспечить непрерывный процесс. Например, расход смеси 10 м3 в час, и машины, привозящие тоже по 10 м3, приходят тоже каждый час. Чтобы не было перерыва в работе емкость бункера будет 12-15 м3, чтобы не было остановки подачи при задержке транспорта. Для того чтобы смесь в бункере не расслаивалась как правило его снабжают дополнительным перемешивающим устройством. Цилиндр насоса связан с приемником через заслонку (шибер) при обратном ходе поршня она открывается, и порция смеси поступает в него. Когда поршень доходит до задней крайней точки шибер связывающий цилиндр с бункером закрывается, открывается
другой, который перекрывал до этого выход в бетонопровод. Затем бетон поступает непосредственно в водимую конструкцию [4].
При бетонировании только бетононасосом следует учитывать, что скорость подачи бетонной смеси в немассивные и средне массивные вертикальные конструкции необходимо ограничивать для соблюдения технологии укладки бетонной смеси и во избежание высокого динамического воздействия на опалубку, которое может вызывать ее отклонение от проектного положения.
Таким образом в заключении необходимо отметить, что наиболее оптимальный способ для бесперебойной работы получила схема «бетононасос + «кран-бадья». Так каждая отдельная технология имеет ряд своих недостатков. Бетононасос не самое дешевое строительное оборудование, поэтому затраты на его закупку (или аренду) все таки велики. Но доставка бетона по трубам позволяет переместить большой объем в кратчайшие сроки. При использовании бадей скорость уменьшается из-за необходимости загрузки бетона в них, а так же небольшой скорости передвижения крана. Если требуется точечная заливка небольших мест (например, при монтаже сборно-монолитных конструкций) то бетононасосом этот процесс не выгоден.
Для перемещения смеси с помощью бадей нужен смонтированный кран, вылет стрелы которого бывает ограничен. Если к тому же нужно дополнительно передвигаться по подкрановым путям время доставки еще больше увеличивается. Бетононасос в нем не нуждается. При перемещении смеси по трубам потери воды минимальны это положительно сказывается на качестве бетона. Особенно важен данный факт, когда между местом приготовления (или разгрузки) и местом укладки большое расстояние. Бетонирование с помощью бетононасоса требует меньшего количества строителей, чем с использованием других методов. Но для бетононасоса так же требуется монтаж бетонопровода, что тоже отнимает время.
Список использованной литературы
1. Афанасьев A.A. Технологическая надежность монолитного домостроения // Промышленное и гражданское строительство. -2001. - №3. -с.2-4.
2. Топчий В.Д. Бетонные и железобетонные работы / Справочник строителя. -М.: Стройиздат, 1987. -319с.
3. Соколов Г.К. Технология и организация строительства. -М.: Издательский центр «Академия». -2006.- 528с.
4. Волков Ю.А, Звездов А.И Бетон — основа для современных небоскребов // Строительство. -2004. -№5. -с.56-59.
5. Теличенко В.И., Терентьев О.М., Лапидус А.А Технология строительных процессов. -М.: Высш. шк.; 2007. -512с.