ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ
М. А. БОЛДИНА
С точки зрения перспектив развития общества особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой могучий фактор перемен. Молодая семья в современных условиях не всегда самостоятельно способна выйти из сложных жизненных ситуаций, она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать службы социальной защиты и специалист социальной работы, способствуя восстановлению статуса и роли молодой семьи посредством применения технологий социальной работы. В России используется широкий спектр технологий социальной работы, способствующих укреплению молодой семьи, как ячейки общества.
Ключевые слова: молодая семья, проблемы, технологии социальной работы.
Молодая семья сегодня - это точка пересечения всех социальных явлений, происходящих в нашем обществе, отражение процессов происходящих в нем, симбиоз воздействия всех средств массовой информации.
Опыт реформ в нашем обществе свидетельствует, что изменения во внутренней политики государства, в особенности социально-экономического характера за последние десятилетия, привели к нарушению стабильности молодой семьи. С одной стороны, происходило снижение ее благосостояния и социального статуса, с другой, возникли предпосылки к дестабилизации семейных отношений. Следствием этих негативных процессов являются: увеличение количества разводов и неполных семей; рост случаев пьянства и наркомании среди членов молодых семей; увеличение суицидальных проявлений и количества преступлений на почве социальной неустроенности и т. д.
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими новых социальных ролей. Особенности также связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, поскольку в своем большинстве молодые супруги еще не добились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего опыта в планировании бюджета семейной жизни. По этим причинам, очевидно, среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69 % молодых семей
живут за чертой бедности, среди которых 34 % с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение в полной мере ими социальных функций [7].
Вместе с тем, молодая семья имеет объективно повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью осуществления процесса становления семейной жизни: приобретения жилья, организации быта, воспитания малолетних детей. В качестве особенности становления молодой семьи выделяется и то, что сами молодые супруги должны проходить определенные ступени социализации, связанные с отсутствием опыта социальных отношений, возрастным максимализмом, получением образования и профессиональным статусом. Это требует дополнительной затраты различного рода ресурсов.
Помимо социально-экономических проблем супруги испытывают психологические сложности в сфере отношений. Этап психологической адаптации к семейной жизни является одним из ключевых процессов становления семьи. От того, насколько успешно супруги его пройдут, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, поскольку 70 % всех разводов происходят в течение первых пяти лет совместной жизни [4].
Как показывают исследования, ведущим фактором создания современной молодой семьи является любовь. Доминирующим фактором, приносящим удовлетворение в семейной жизни, выступает радость взаимопонимания, возможность обретения счастья благодаря наличию детей. Однако значимость этого фактора за последние годы
снизилась, но возросла роль личностных ценностей. Можно определенно констатировать тенденцию укрепления стабильности молодой семьи, ее готовности к преодолению трудностей во всех сферах социальной жизни [6].
В оценке возможностей воспитания детей в семье молодые супруги считают наиболее существенным прокормить, одеть, обуть своих детей (более 60 %) и дать хорошее образование (79 % ответивших). Более половины хотят уберечь детей от влияния преступного мира, воспитать культурного, духовного человека (45 %), более трети особо обращают внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, независимости и взаимопонимания с окружающим микро- и макромиром.
Результаты исследований молодой студенческой семьи свидетельствуют, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин. Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивами и условиями, которые обусловили заключение брачного союза. Мотивом заключения брака студенческой молодежи являются любовь, взаимопонимание, духовно-этические и эстетические ценности в совместной жизнедеятельности [6, с.149].
Становление молодой семьи - это процесс формирования и развития молодой семьи от момента ее создания (или от момента решения молодых людей о создании своей семьи) и до ее стабильного функционирования, включая рождение детей, достижение экономической самостоятельности (состоятельности), создание устойчивого морально-психологического климата и выполнение всех социальных функций.
Стабилизация молодой семьи - период устойчивого функционирования и развития молодой семьи, достигшей уровня благополучия по всем структурным, демографическим, жизнеохранительным, экономическим, социально-психологическим и социокультурным показателям при выполнении ею в полном объеме всех социальных функций [2].
С точки зрения перспектив развития общества, его обновления особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой могучий фактор перемен. Между тем, потребовалось немало усилий и времени, чтобы в нашей стране утвердилось понятие «молодая семья» и укрепилось понимание ее значения [5].
После Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» впервые в нашей стране государственная семейная политика получила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики, приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие работу по оказанию социальной помощи и поддержки молодым семьям, формируется концепция семейно ориентированного подхода к оказанию помощи населению.
Однако в настоящее время отсутствует специальный порядок регистрации и учета семей, попадающих в особые условия, но, несмотря на это, государство стремится уделять молодой семье больше внимания, это выражается в разработке и реализации национальных программ и проектов, таких как «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие АПК».
В российском обществе остро встали вопросы преодоления малодетности, низкого материального уровня молодых семей, жилищной необеспеченности, стабилизации взаимоотношений молодых супругов на этапе формирования семьи, имеющих большое значение в сфере рождения и воспитания детей.
Изучение особенностей формирования и функционирования молодой семьи дает возможность понять причины ее современных проблем, позволяет предвидеть будущие процессы развития молодой семьи и обусловливает разработку мер государственной социальной поддержки молодых семей.
Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше слышали, но не думали, что им придется их решать.
Молодая семья в современных условиях не всегда самостоятельно способна выйти из сложных жизненных ситуаций, она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать службы социальной защиты и специалист социальной работы, способствуя восстановлению статуса и роли молодой семьи посредством применения технологий социальной работы.
Одной из них является технология социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греческого diagnosis - распознавание. Социальная диагностика - оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ социальных патологий и проблем [12].
Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить воз-
никновение и обострение нежелательного развития событий.
Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение проблемы молодой семьи и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциоло-гические, социально-психологические, педагогические диагноститические процедуры [10].
Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы, в частности, интервью и наблюдение.
Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление. Сортирование на важные и малозначимые. Ранжирование проблем, выделение ключевой. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социального диагноза [8].
Примерами применения социальной диагностики при работе с молодыми семьями может служить: диагностика благополучности семьи, диагностика социально-психологического здоровья семьи, диагностика семейных нарушений и т. д.
Когда семьи сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии решить сами, возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании.
Посредническая деятельность социального работника начинается с диагностики социальной ситуации, уточнения проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему [11].
На следующем этапе посреднического процесса социальный работник, совместно с клиентом, делают выбор учреждений, к услугам которым они хотят обратиться. После осуществления выбора учреждения социальный работник помогает установить контакт с избранной организацией. Важным моментом последнего этапа является то, что социальный работник должен не просто направить клиента в организацию способную ему помочь, но и проконтролировать процесс установления и налаживания контакта между клиентом и специалистом учреждения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы.
В социальной работе с молодыми семьями большую роль играет консультирование, которое может быть очным и дистантным. Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое, семейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое. Консультирование как социальная технология имеет большие возможности и
огромный потенциал использования для решения социальных проблем [9].
Молодая семья проходит несколько стадий в своем развитии: выбор брачного партнера и подготовка будущих супругов к браку, непосредственно создание семьи - заключение брака, подготовка к рождению первого ребенка, уход за ребенком после его рождения.
В соответствии с этими стадиями и в зависимости от возникающих проблем выделяют несколько этапов консультирования молодых семей:
- добрачное консультирование;
- вооружение молодых людей основами юридических знаний, необходимых при заключении брака и в брачных отношениях;
- работа по организации планирования семьи;
- помощь беременным женщинам при возникновении у них психологических или иных кризисных состояний [1 ].
При добрачном консультировании охвачены в основном молодые люди старше восемнадцати лет. Основной проблемой в этой возрастной группе является выбор брачного партнера и формирование представлений о будущей семейной жизни.
Для того чтобы быть грамотным консультантом в области добрачных отношений, необходимо изучить те аспекты, которые определяют отношение молодежи к браку.
Основной целью социальной политики в отношении молодой семьи и социальной работы с ней является установление нацеленности молодежи на гармоничное супружество и осознанное родительство.
По сравнению со старшим поколением современная молодежь открыто и весьма активно рассуждает на тему секса. Поэтому становится целесообразным включить консультирование по вопросам половых отношений в сферу изучения и практической деятельности специалистов различных областей, в том числе и специалистов социальной работы.
Грамотная работа консультантов в области добрачных отношений, а также верный курс социальной политики государства в отношении молодых семей могут изменить ситуацию к лучшему.
В большинстве своем молодые люди не знают юридической стороны семейной жизни: свои права, обязанности, льготы.
Поэтому на данном этапе рассматриваются вопросы, касающиеся социального обеспечения молодых семей, а также права и обязанности по семейному законодательству. Специалисты социальной работы приглашают на встречи с клиен-
том юриста для более полного освещения интересующего вопроса.
Планирование семьи не только помогает молодым людям определиться со сроками и рождений и количеством детей, но также способствует государственному регулированию рождаемости.
Специалисты социальной работы, занимающиеся вопросами планирования семьи и проводящие соответствующие консультации, должны учитывать в своей работе статистические данные, касающиеся рождаемости.
Главной особенностью воспроизводства населения России в последние годы стала растущая концентрация рождений во все более молодых возрастных группах. Существует еще одна проблема, касающаяся рождаемости - увеличение числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в браке.
Статистические данные свидетельствуют, что в общем числе родившихся доля таких детей растет. Тем не менее, внебрачная рождаемость носит исключительно негативный характер, и проблему эту необходимо решать вовремя. Например, проводить групповые консультации с молодежью с целью профилактики ранней рождаемости [6, с.197].
Специалисту следует помнить об этической составляющей процесса консультирования. Этические принципы социальной работы и основные правила социального консультирования, общения с клиентом, в первую очередь, предполагают: доброжелательное, терпимое и безоценочное отношение к клиенту; уважение личности клиента и самооценки каждого человека; уверенность в человеческой способности к изменению, росту и улучшению; эмпатию, индивидуальный подход; уважение прав клиента, стремление к социальной справедливости; анонимность консультирования, соблюдение конфиденциальности [2].
На фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы. Все это обуславливает объективную потребность в развитых новых эффективных технологиях решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера. Среди таких технологий существенную роль выполняют технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения в рамках профессиональной медико-социальной работы.
Специалист по социальной работе может участвовать в профилактике ухудшений репродуктивного здоровья, осуществляя при этом профилактическую медико-социальную работу, т. е. мероприятия по предупреждению социально зави-
симых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию установок на здоровый образ жизни, обеспечению доступа к информации по вопросам здоровья и др. Профилактику репродуктивного здоровья можно рассматривать с точки зрения полового просвещения - процесса, направленного на изучение вопросов интимной гигиены, контрацепции, профилактики инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ-инфекцию, профилактики беременности, техники половой жизни и др.
Социальный работник обращается к сознанию клиента. Он побуждает клиента задуматься о своем здоровье и предпринять конкретные шаги по его улучшению; осознать значимость собственных поступков, совершаемых сегодня для дальнейшей жизни; способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что, в конечном счете, является необходимым условием для правильного репродуктивного поведения [3].
Социальная работа с молодежью в области полового просвещения на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих проблем и является залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. Только комплексный подход и использование современных средств образования, медицинской профилактики и методов социальной работы в решении проблемы полового просвещения молодежи позволят получить положительные результаты в сфере репродуктивного здоровья молодых семей.
Технология социальной профилактики и коррекции в работе с молодой семьей может быть применима, при предотвращении и коррекции девиантного поведения среди детей и подростков молодых асоциальных семей, профилактике безнадзорности и правонарушений детей в молодых семьях и т. д.
Профилактика является одним из перспективных и важных направлений контрольнокоррекционной деятельности в социальной работе. Современная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями [10, с. 104].
Основная цель профилактической деятельности состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям, предупреждении и уменьше-
нии вероятности проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагоги-ческих мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал [12, с. 64].
Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведением профилактической работы. Из этого следует, что профилактика должна проводится в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта [12, с. 65].
Методы профилактики обычно включают в себя обучение клиентов новым навыкам, которые помогают им успешно действовать или сохранять здоровье.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия, лечения социальной ситуации, коррекцию социально-психологических позиций семьи, разрешение конфликтов. Коррекционное воздействие может идти в разных планах: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление [12, с. 67].
В работе с молодыми семьями немаловажное значение придается технологии социального патронажа. Она является одной из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа осуществляются разные виды помощи: материальная, психологическая и образовательная. Патронажи могут проводиться однократно или регулярно, в зависимости от типа клиента и поставленных задач. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите.
Контролирующие и диагностические цели патронажа должны быть завуалированы и отнесены на второй план, а семья должна ощутить пользу от визита социального работника, не испытывая
при этом чувство подконтрольности и зависимости [6, с.150].
Раздвигая пространственные временные рамки взаимодействия, патронаж делает социальнопедагогическую деятельность более эффективной и целенаправленной.
Следует отметить, что при работе с молодой семьей и ее окружением специалист должен обладать организаторско-демонстративными способностями, уметь зажечь массу, быть искренним, тщательно продумывать свои выступления.
Использование данных методов и технологий социальной работы с молодыми семьями способствует повышению качества социальной защищенности супругов и созданию в семье ощущения безопасности.
Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Усилия специалистов социальной работы должны быть направлены на восстановление статуса и роли молодой семьи как института первичной социализации человека. Именно на это должны быть направлены действия всех социальных служб и специалистов, работающих с молодыми семьями [6, с.152].
Задача социального работника - способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. В обязанности специалиста социальной работы при работе с молодыми семьями входит:
- подготовка молодежи к вступлению в брак;
- консультирование вступающих в брак по вопросам их совместимости в будущей семейной жизни;
- проведение социологического исследования молодых семей в Российской Федерации;
- организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений и клубов;
- разработка методических рекомендаций по организации работы с молодой семьей в субъектах РФ;
- разработка методических рекомендаций для специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- участие в организации и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ;
- разработка и распространение информационных материалов в помощь молодой семье [6, с. 152-153].
В целом в России используется широкий спектр различных технологий в работе с молодыми семьями, их использование определяется уровнем компетентности социального работника и социальной организации, в которой они используются.
Для эффективной реализации разнопланового потенциала семьи вопросы молодой семьи, как наиболее естественной среды развития личности, необходимо решать с привлечением и участием всех социальных институтов, предоставляя ей необходимую экономическую помощь, психологопедагогическую поддержку в саморазвитии ее как разновозрастного коллектива.
В процессе своей жизнедеятельности молодая семья связана с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи, способствует системному и полноценному оказанию ей социально-педагогической помощи.
Социальная работа с молодой семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации молодой семьей собственного дела и культурного досуга.
Субъективная позиция в работе с молодой семьей, опора на ее собственный социальновоспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов молодой семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями, изыскать резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей. В свою очередь технологии социальной работы способствуют не только повышению качества социальной защищенности человека в браке, но и укреплению молодой семьи как ячейки общества.
Литература
1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2004. С. 191.
2. Болдина М. А. Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11, С. 322-328.
3. Григорьева Н. С., Матвейчик З. Я. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи. М., 1997. С. 15.
4. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991. С. 69.
5. Кострова Ю. А. Молодая семья в контексте социальной политики трансформируемого социума // Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. № 4. С. 18-20.
6. Лазарев А. И., Лазаренко В. А., Блинков Ю. А., Шульгина Т. А. Молодая семья в современных социокультурных условиях. Курск, 2009. С. 148.
7. Мачехина О. Семья в современном мире // Воспитание школьников. 2003 № 4. С. 35.
8. Основы социальной работы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. Ф. Басова. М., 2004. С. 59.
9. Социальная работа с семьей / под ред. Т. В. Шеляг. М., 1996. С. 115.
10. Технология социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 2003. С. 110.
11. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М., 2002. С. 109.
12. Чернецкая А. А. Технология социальной работы. Ростов н/Д., 2006. С. 39.
* * *
TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH YOUNG FAMILIES
M. A. Boldina
From the point of view of prospects of development of society the young family, representing a mighty factor of changes, has special social value. The young family in modern conditions isn't always independently capable to leave difficult life situations, it needs the help from outside. Services of social protection and the expert of social work can render such help, promoting restoration of the status and a role of a young family by means of application of technologies of social work. In Russia the wide range of technologies of the social work promoting strengthening of a young family, as society cells is used.
Key words: young family, problems, technologies of social work.