Научная статья на тему 'Технологии социального развития государственного управления в регионе на примере Чеченской Республики'

Технологии социального развития государственного управления в регионе на примере Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
239
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные экономика / муниципальное управление / региональное развитие / факторы развития региона / regional economy / municipal management / regional development / factors of development of the region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Илаева Зарема Магомедовна, Чажаев Муслим Ибрагимович, Чажаева Майнат Маусуровна

Исследования данной статьи заключается в том, что, что в нашей стране происходит становление регионального управления как института народовластия, а эффективность регионального управления зависит от качества взаимодействия государственных и региональных органов власти. Целью является изучить проблемы развития государственного управления в регионах на примере Чеченской Республики. Для этого необходимо: определить сущность и содержание государственного управления в регионе; рассмотреть технологии развития государственного управления в регионе; исследовать проблемы развития государственного управления на примере Чеченской Республики. Только система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Чеченской Республике. В связи с этим в Чеченской Республике необходимо применить модель регионального управления, основанной на особой экономической зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of this paper is that, in our country is the establishment of a regional government as an institution of democracy and the effectiveness of regional governance depends on the quality of interaction between the state and regional authorities. The aim is to study the problems of governance in the region on an example of the Chechen Republic. To do this: to determine the nature and content of governance in the region; consider technology development governance in the region; explore the problems of governance in the example of the Chechen Republic. Only a system of priority areas of social development and governance measures to implement the goals and objectives in the framework of sustainable social development in the region will enhance the level and quality of life of the population of the Chechen Republic. In this regard, in the Chechen Republic should apply the model of regional governance based on the special economic zone.

Текст научной работы на тему «Технологии социального развития государственного управления в регионе на примере Чеченской Республики»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

83

Определение слабых сигналов - непростое дело, которое требует навыков и выучки от специалистов различных направлений деятельности. Эти навыки лучше всего формируются при осознанном анализе внешней и внутренней среды организации на предмет отклонений, которые могут быть предвестниками кризиса [4]. Поэтому в организациях, которые намерены последовательно выстраивать систему АКУ, ключевые сотрудники всех уровней и функций должны принимать участие в критической оценке организационных мер, предпринятых на всех этапах развития кризиса, а лучшие решения и результаты должны быть доведены для всех участников этого процесса в качестве образцов правильного поведения и навыков, на которые следует ориентироваться остальным.

Природа организационных кризисов такова, что, как правило, связанные с ними проблемы выходят за рамки организационных границ. Когда назревает кризис, стейкхолдеры или ключевые группы, тесно связанные с организацией и заинтересованные в нее процветании - поставщики, дистрибуторы и клиенты, инвесторы, кредиторы, аутсорсеры, консультанты и т.д. - проявляют живой интерес к положению дел в организации, пытаясь самостоятельно оценить ее перспективы [1]. И это понятно: в зависимости от результатов такой оценки они будут вырабатывать стратегию поведения по отношению к организации, переживающей кризис. Варианты такой стратеги размещаются внутри континуума от быстрого и радикального прекращения контактов с организацией до оказания всемерной поддержки даже за счет жертвования своими краткосрочными интересами. Однако выбор точки на этом континууме конкретным стейкхолдером в значительной мере зависит от поведения организации.

Здесь возможны различные сценарии взаимодействия со стейкхолдерами, однако в основе успеха лежат два принципа: во-первых, еще до кризиса отношениям со стейкхолдерами уделялось достаточно внимания - разрабатывалась и реализовывалась стратегия мер во взаимной поддержке, укреплению доверия, создания долгосрочных альянсов и неформальных союзов. В процессе этой работы стороны лучше понимают интересы друг друга и комплементарно адаптируют свое поведение.

Во-вторых, руководители АКУ своевременно и с достаточной полнотой снабжают стейкхолдеров правдивой информацией о положении дел с преодолением негативных последствий кризиса. Естественно, что такая информация должна подталкивать ее получателей к благоприятным для организации выводам относительно перспектив АКУ, но в то же время она должна создавать ощущение полноты и правдивости, не провоцируя стейкхолдеров на самостоятельный поиск дополнительных сведений из других источников. Значительно легче выполнить это противоречивое требование, если налажены

хорошие отношения со средствами массовой информации, и их публикации представляют ситуацию вокруг организации в благоприятном свете. Известны случаи, когда представителей стейкхолдеров (прежде всего, инвесторов, кредиторов) включают в команду антикризисного управления, в процессы антикризисного планирования и моделирования, что повышает степень доверия к действиям организации и обеспечивает большую поддержку организации со стороны стейкхолдеров в ее усилиях по преодолению кризиса.

Подготовка организации к кризису ведется в условиях высокой степени неопределенности как относительно типов потенциально угрожающих кризисов, так и вероятности их наступления. Организации слабее всего подготовлены к реакции на те кризисные ситуации, которые рассматривались как наименее вероятные. Именно поэтому многие исследователи определяют кризис как маловероятное событие, но которое, тем не менее, произошло [5]. Это, в свою очередь, означает, что в плане конкретных превентивных антикризисных мер именно данный сценарий, вследствие своей маловероятности, является слабо проработанным. Однако предусмотреть все сценарии невозможно, тем более заранее выработать детальные планы реагирования на каждый из них. В этом случае следует сосредоточиться на мерах по увеличению гибкости, адаптивности организации.

Такие меры представлены в теории менеджмента достаточно широко - от внедрения методов «бережливого производства», до придания компании свойств и компетенций обучающейся организации, от снижения числа уровней управления до использования широкого спектра интеграционных стратегий - создания альянсов, сетевых структур, передачи процессов на аутсорсинг, использование методов вертикальной интеграции и диверсификации производства с целью снижения потенциального ущерба от кризиса и многое другое. Организация, повышающая уровень своей адаптивности к изменениям окружающей среды, становится носителем нового эмерджентного свойства - способности к эффективному антикризисному управлению.

Список литературы

1. Зуб А.Т. Антикризисное управление. М.: Форум. 2014.

2. Хит Р. Антикризисное управление. М., 2004.

3. Deverell E., Olsson E.-K. Organizational culture effects on strategy and adaptability in crisis management // Risk Management. 2010. Vol. 12, No. 2. April. Pp. 116-134.

4. Kreiss D. Strategic communication in a networked age.

N.Y., 2015.

5. Pearson C. A blueprint for crisis management // Ibey business journal. 2002. January/February. P. 69-73.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Илаева Зарема Магомедовна

К.э.н., доцент кафедры «Управления региональной экономикой», Чеченский государственный университет г. Грозный

Чажаев Муслим Ибрагимович

К.э.н., доцент, зав. кафедрой «Управления региональной экономикой», Чеченский государственный университет

г. Грозный Чажаева Майнат Маусуровна

К.э.н., доцент кафедры «Экономика и управления производством», Чеченский государственный университет

г. Грозный

84

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АННОТАЦИЯ

Исследования данной статьи заключается в том, что, что в нашей стране происходит становление регионального управления как института народовластия, а эффективность регионального управления зависит от качества взаимодействия государственных и региональных органов власти.

Целью является изучить проблемы развития государственного управления в регионах на примере Чеченской Республики. Для этого необходимо: определить сущность и содержание государственного управления в регионе; рассмотреть технологии развития государственного управления в регионе; исследовать проблемы развития государственного управления на примере Чеченской Республики.

Только система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Чеченской Республике. В связи с этим в Чеченской Республике необходимо применить модель регионального управления, основанной на особой экономической зоне.

ABSTRACT

The research of this paper is that, in our country is the establishment of a regional government as an institution of democracy and the effectiveness of regional governance depends on the quality of interaction between the state and regional authorities.

The aim is to study the problems of governance in the region on an example of the Chechen Republic. To do this: to determine the nature and content of governance in the region; consider technology development governance in the region; explore the problems of governance in the example of the Chechen Republic.

Only a system ofpriority areas of social development and governance measures to implement the goals and objectives in the ^ framework of sustainable social development in the region will enhance the level and quality of life of the population of the Chechen Republic. In this regard, in the Chechen Republic should apply the model of regional governance based on the special economic zone.

Ключевые слова: региональные экономика, муниципальное управление, региональное развитие, факторы развития региона.

Keywords: regional economy, municipal management, regional development, factors of development of the region.

Государственное управление - в широком понимании - деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании - подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

На развитие государственного управления в регионе оказывает влияние сложная совокупность факторов, которые представлены в следующем виде: во-первых, политические факторы; во-вторых, экономические факторы; в-третьих, институциональные факторы; в-четвертых, социальные факторы; в-пятых, финансовые факторы.

В настоящее время одной из основных задач государственного управления является территориальное управление. Это является основной проблемой развития государственного управления на региональном уровне.

Можно в той или иной степени вмешиваться в деятельность свободных субъектов рынка, регулируя их через систему налогов, тарифов, льгот, лицензий и др., но отказаться от прямого управления регионами означает угрозу для территориальной целостности страны, так как именно региональная экономика является базой для успешного экономического развития страны в целом;

Поэтому основной задачей государственного управления регионами Российской Федерации является оптимальное использование природно-географических особенностей, исторически сложившейся экономической специализации и социальной среды для управления и успешного развития страны в целом как единого государственного образования.

Новые факторы, которые при этом следует учитывать в России:

- негативная ситуация с постепенным превращением России в сырьевой придаток Запада;

- возросшая самостоятельная интеграция регионов в мировую экономику, в частности с сопредельными государствами;

- разрушение межрегиональных связей внутри России вследствие снижения национального производ-

ства в важнейших для страны стратегических отраслях: машиностроении, пищевой промышленности, фармацевтической и другие;

- существование сопредельных государств с большим миграционным потенциалом;

- снижение квалификации кадров и потеря трудовых ресурсов;

- хищническая эксплуатация природных ресурсов;

- полная технологическая зависимость от иностранных компаний;

- углубление социальных и национальных проблем. При этом единственным перспективным сценарием

развития отечественной экономики является ускоренное развитие наукоемких и высокотехнологических производств. Сохранение сырьевой направленности экономики России еще больше увеличит разрыв между регионами в уровне жизни, что приведет к неконтролируемой миграции и обострит социальную ситуацию во всех регионах.

Государственное управление социальной сферой в области формирования социальной политики в Чеченской Республике представлено деятельностью Департамента социального и регионального развития Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики. Департамент был создан в структуре Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики указом Президента Чеченской Республики от 14.02.06 №38. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

В период известных политических событий 19912002 гг. институт обеспечения социальной сферы в Чеченской Республике по существу полностью был разрушен, и социальная забота государства о гражданах республики была целиком утрачена.

Социальными вопросами с 2000 года занимались заместители Временного Правительства ЧР по социальному блоку. Во Временном Правительстве Чеченской Республики в январе 2001 года был создан отдел социальной политики в структуре Аппарата Главы Администрации и Правительства Чеченской Республики. После, в июле 2002 года вышеуказанный отдел был реорганизован в

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

85

управление социальной политики структуре Аппарата Главы Администрации и Правительства Чеченской Республики. С самого начала своей деятельности управление обеспечивало управленческую деятельность Временного Правительства Чеченской Республики в социальной области.

В июне 2003 года управление было реорганизовано в отдел социальной политики Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики, а в 2006 году отдел был переименован и включен в структуру департамента социального и регионального развития Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики.

Отдел по работе с регионами также был переименован, реорганизован и включен в структуру департамента социального и регионального развития, т.е. в 2003 году отдел назывался отдел по работе с территориями и находился в структуре организационно-аналитического управления Администрации Президента и Правительства Чеченкой Республики. Целью создания отдела явилась необходимость обеспечения оперативного взаимодействия Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики с формировавшимися в 2000 году администрациями районов, городов и населенных пунктов Чеченской Республики.

Отдел развития муниципальных образований был вновь созданный отдел и включен в структуру департамента социального и регионального развития, сформирован из работников отдела протокола Президента и Правительства Чеченской Республики и департамента промышленности, строительства и сельского хозяйства Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики. Основной целью создания отдела являлась необходимость обеспечения реализации на территории Чеченской Республики Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», координации работы государственных и местных органов власти в этом направлении.

В настоящее время отдел социальной политики и рынка труда координирует деятельность следующих министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития ЧР, Министерство образования и науки ЧР, Министерство культуры ЧР, Министерство здравоохранения ЧР, Министерство по физической культуре, спорту, туризму ЧР, Региональное отделение фонда социального страхования РФ по ЧР, Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР, Территориальное управление Роспотребнадзора по ЧР, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ЧР, Управление ЗАГСА Правительства ЧР, Комитет Правительства ЧР по делам молодежи, Государственная инспекция труда в ЧР, Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию.

Отдел по работе с регионами и отдел развития муниципальных образований работают с органами местного самоуправления ЧР.

Департаментом социального и регионального развития принимаются меры по оказанию методической помощи органам местного самоуправления Чеченской Республики на основе передового опыта регионов Российской Федерации и с учетом местных особенностей, в подготовке и проведении органами местного самоуправления первоочередных организационных мероприятий.

Так, обеспечено участие около 300 глав и специалистов районных, городских и сельских администраций в более чем в 30 различных обучающих семинарах, которые проводились в различных городах России, в рамках программы сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы по совершенствованию демократического процесса и местного самоуправления в Чеченской Республике.

В целях обеспечения гласности и доведения информации о работе органов власти до населения были разработаны графики и обеспечены выступления по местному телевидению глав администраций районов и городов, руководителей министерств и ведомств Чеченской Республики.

Таким образом, Департамент формирует целый комплекс задач, способствующий эффективному функционированию государственного управления в социальной сфере Чеченской Республики.

В составе социального комплекса Чеченской Республики рассмотрим здравоохранение, образование, демографическую ситуацию и отрасли туризма.

Отрасль здравоохранения Чеченской Республики характеризуется низким уровнем развития, что во многом обусловлено тем, что инфраструктура региона была разрушена во время военных кампаний. Восстановление и проблема обеспеченности населения учреждениями здравоохранения находится под пристальным вниманием руководства республики. На территории республики функционирует одно из крупнейших лечебных учреждений на Северном Кавказе - Республиканская Клиническая Больница, коечный фонд которой составляет 600 мест, а поликлиника рассчитана на 450 посещений в день. Серьезным ограничением развития отрасли здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Так, обеспеченность населения врачами на 2014 год составила 27,0 врача на 10000 населения (норма - 41), обеспеченность населения средним медицинским персоналом - 73,2 на 10000 человек населения (норма - 114,3). По данным показателям республика занимает последнее место в РФ и СКФО. Относительно низкая обеспеченность населения больничными койками - 74,2 койки на 10000 населения (норма -134,7) (табл. 1).

Таблица 1

Обеспеченность населения услугами здравоохранения за 2010 - 2014 гг.

№ Показатели Нормативы 2011 2012 2013 2014

1. Обеспеченность населения врачами на 10000 населения 41 28,3 26,8 26,3 27,0

2. Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения 114,3 73,3 75,0 73,9 73,2

3. Обеспеченность населения больничными койками 134,7 82,5 74,0 75,6 74,2

Ситуация с обеспеченностью населения врачами и средним медицинским персоналом, а также больничными койками облегчается тем, что заболеваемость в Чеченской Республике средняя (589 случаев на 1000 населения) и, как показывает динамика с 2011 года по 2014 год, она, к сожалению, положительная.

Сегодня состояние профессионального образования Чеченской Республики в части финансового, информационного, материально-технического обеспечения следует оценить как удовлетворительное. В результате реализации комплексных программ восстановления и развития образования Чеченской Республики в настоящее

86

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

время в республике успешно функционирует сеть профессиональных образовательных учреждений, в том числе 4 высших учебных заведения, 22 учреждений среднего профессионального образования на начало 2013 - 2014 учебного года. Общее количество обучающихся составляет более 50 тыс. человек по 122 профессиям и специальностям.

Высшая образовательная школа республики представлена 4 высшими учебными заведениями: Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Чеченский государственный университет, Чеченский государственный педагогический институт и Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи. Образовательный процесс осуществляют более 1300 преподавателей, а именно 1361 человек за 2013 год, что на 266 преподавателей меньше, чем в 2012 году, в том числе докторов наук более 90 человек, кандидатов наук около 400 человек, имеют ученые звания профессора 88 человек, доцента 284 человек. Динамика численности студентов в государственных вузах по формам обучения представлена в (табл. 2).

В 2008 года Министерством образования была реализована программа отправки лучших студентов в вузы Европы, откуда они вернутся уже специалистами с другим уровнем знаний и новыми идеями. Данная программа находится под личным контролем Главы республики. Указом Главы Чеченской Республики было учреждено 100 грантов для студентов государственных вузов ЧР. После предварительного изучения успешного опыта работы Татарстана в этом направлении и с учетом национальных особенностей и потребностей Чечни была составлена «Республиканская целевая программа подготовки молодых кадров за рубежом», предусматривающая отбор и отправку студентов республиканских вузов на обучение в Великобританию и Германию ежегодно в течение пяти лет. На конкурсной основе были определены зарубежные партнеры по реализации Программы, с которыми Министерство образования и науки ЧР заключило договоры на оказание услуг в сфере образования. Ими стали международные образовательные центры Study Group, INTO (Великобритания) и DAAD (Германия).

Таблица 2

Динамика численности студентов в государственных вузах Чеченской Республики по формам обучения [1]

2003 /04 2004 /05 2005 /06 2006 /07 2007 /08 2008 /09 2009 /10 2010 /11 2011/ 12 2012/ 13 2013/ 14

Количество вузов-всего 3 3 4 5 5 4 4 4 4 4 4

Численность студентов, всего, тыс.чел. 21,1 23,6 25,4 28,1 29,9 31,0 33,3 33,4 33,2 33,1 31,9

Из них обучались на отделениях: - очных 11,0 12,7 13,5 14,4 15,1 15,4 14,2 14,3 15,1 15,1 14,7

-очно-заочных (вечерних) 0,4 0,4 0,4 0,8 1,0 1,2 1,5 1,5 1,7 1,9 1,9

- заочных 9,7 10,5 11,5 12,9 13,8 14,4 16,5 16,7 15,6 15,5 15,1

Принято студентов - всего, тыс.чел 4,6 4,7 5,7 5,8 6,8 6,5 6,2 5,8 5,8 - -

Из них на отделения: - очные 2,7 2,9 3,3 3,1 3,9 3,9 3,0 3,5 3,5 - -

- заочные - - 0,2 0,3 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 - -

-очно-заочные (вечерние) - - 2,2 2,4 2,6 2,4 3,0 2,1 2,0 - -

Выпущено специалистов 2,6 2,5 3,8 3,3 4,3 4,4 4,7 5,3 5,5 5,9 6,0

В том числе отделениями: - очными 1,4 1,4 2,1 1,6 2,3 2,2 2,3 2,2 2,0 2,4 2,4

-очно-заочными (вечерними) - - 0,2 0,2 0,2 0,1 0,05 - - - -

- заочными 1,2 1,1 1,5 1,5 1,8 2,1 2,3 - - - -

На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений 190 208 222 242 252 256 269 265 257 250 239

Из общей численности студентов -женщины 9,9 11,0 12,1 12,7 13,9 14,5 15,9 15,6 14,8 15,5 15,6

Как мы можем наблюдать из данных таблицы, численность студентов высших учебных заведений относительно постоянна. Также относительно постоянна численность студентов высших учебных заведений, приходящихся на 10 тысяч человек населения. Все эти показатели говорят в пользу того, что одной из самых приоритетных стратегических и тактических задач является повышение качества рабочей силы за счет развития системы профессиональной подготовки кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демографическая ситуация в республике характеризуются положительными тенденциями по всем показателям. На 1 марта 2015 г. в Чеченской Республике проживает 1374,1 тыс. чел. Структурное распределение численности населения (34,7% - городское население, 65,3% - сельское) свидетельствует об относительно низком уровне урбанизации. Чеченская Республика является регионом с одним из самых высоких показателей естественного прироста населения - 20,2 тыс. человек за 2014

год. Регион занимает первое место в Российской Федерации по числу родившихся на 1000 человек - 25,4 и второе место по числу умерших на 1000 населения - 5,2, уступая лишь Республике Ингушетия. По продолжительности жизни (73,22 года) республика занимает 4 место в Российской Федерации и 3 место в СКФО, уступая Республике Ингушетия и Республике Дагестан.

Низкие коэффициенты разводимости (2 место в РФ и 2 место в СКФО после Республики Ингушетия) - 0,9 на 1000 человек населения свидетельствуют об устойчивости института семьи и являются одним из значимых факторов, обеспечивающим естественный прирост населения.

Численность населения республики динамично растет, покрывая при этом отрицательный миграционный прирост населения (-2 человека на 10000 человек населения). Миграция происходит в основном в другие регионы Российской Федерации и наблюдается среди молодой ча-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

87

сти населения республике ввиду нехватки высокооплачиваемых рабочих мест. При этом сравнительно большое количество этнических чеченцев возвращается в республику из других регионов России.

Высокая рождаемость и низкая смертность приводит к высокой демографической нагрузке - 716 лиц нетрудоспособных возрастов на 1000 человек трудоспособного возраста, что является самым высоким показателем в Российской Федерации и в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако по мере вступления в трудоспособный возраст детского населения региона этот показатель существенным образом снизится.

Это все более актуально на фоне роста численности населения республики, среди которого численность экономически активного населения на март 2015 года составила 608,8 тысяч человек. В соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875, Чеченская Республика относится к числу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, где сводный показатель напряженности на рынке труда в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Тем не менее, ситуация меняется к лучшему.

К концу марта 2015 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 98177 человек незанятых трудовой деятельностью граждан, в том числе 98069 человек имели статус безработного. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 19035 человек, или на 16,3%. Пособие по безработице получали 64917 человек. Уровень официальной зарегистрированной безработицы в марте текущего года составил 15,5% (в марте 2014 г. - 18,0%).

В марте 2015 года нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости, на сто заявленных вакансий составила 4313 человек.

На сегодняшний день ситуация быстро меняется (табл. 3). Это благодаря и пристальному вниманию руководства к данной проблеме, а также мобилизации региональных отраслей и ведомств.

Обозначенные проблемы на рынке труда требуют быстрого и скоординированного решения от руководства республики. Департаментом социального и регионального развития, посредством региональных министерств и ведомств принимаются меры по искоренению социального напряжения на региональном рынке труда [2].

Таблица 3

Экономически активное население Чеченской республики за 2009 - март 2015 гг. в возрасте от 15 - 72 лет

Численность ЭАН (чел.) Из него Уровень экономической активности (%) Уровень занятости (%) Уровень безработицы (%)

занятые безработные

2009 555398 361016 194383 69,0 44,9 35,0

2010 550600 312287 238313 67,5 38,3 43,3

2011 550904 345636 205267 66,2 41,5 37,3

2012 596769 418878 177891 70,7 49,6 29,8

2013 649000 342400 175000 76,9 56,2 26,9

февраль-март 2015 608800 189500 98069 - - 15,5

В частности, можно назвать ряд региональных программ, реализация которых будет способствовать развитию социальной сферы: «Социальная поддержка и содействия занятости населения Чеченской Республики» на 2014-2018 годы», программа организации молодежного предпринимательства в рамках Республиканской целевой программы «Вовлечение молодежи ЧР в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы», «Доступная среда на 2012 - 2015 гг.» и др.

Также отметим, что данными программами происходит обеспечение рабочими местами людей с ограниченными возможностями. Все инвалиды, включенные в программу трудоустройства Чеченской Республики на 2013 и последующие годы будут обеспечены рабочими местами. На сегодняшний день по этой программе уже трудоустроены 226 человек из 313. Программой трудоустройства инвалидов на 2014 год планировалось предоставление 840 рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Отметим, что обеспечение рабочими местами людей с ограниченными возможностями тоже является элементом совершенствования государственного управления социальной политики в регионе.

На сегодняшний день складывается ситуация, когда развитие туристско-рекреационного комплекса как одного из основных составляющих экономики республики становится стратегически важной целью, которая способствует развитию не только экономического потенциала региона, но социальной сферы.

Строительство горнолыжных и санаторно-курортных комплексов позволит повысить финансовую эффективность, социальную значимость работы этой сферы и

получить ощутимый социально-экономический эффект. Отличие местного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагаемых на рынке соседних республик, состоит в наличии уникальной возможности формирования нового туристского продукта, основанного на сочетании различных видов туризма, на нетронутой ресурсной базе.

В перспективе использование всех составляющих комплекса (туристские и санаторно-курортные услуги) может стать важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности республики.

В целях создания в Чеченской Республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах и вносящего существенный вклад в экономику республики (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест) разработана Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013 - 2018 годы» в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и с учетом приоритетов Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Согласно данной программе предполагается реализация следующих инвестиционных проектов туристскорекреационного комплекса (табл. 4).

88

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 4

Перечень инвестиционных проектов, включенных в республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и _____________________въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы» [3]________________

№ Наименование объекта Сметная стоимость проекта (млн руб) Мощность (номеров) Срок окупаемости (лет) Рентабельность % Количество создаваемых рабочих мест

1. Гостиница при спорткомплексе А.Х. Кадырова 1481,476 500 5,9 18 334

2. Туристско -оздоровительный комплекс «Мелчхи» 278,565 200 6,2 15,8 45

3. «Центр конного туризма» (Курчалоевский район) 101,191 160 5,2 20,9 33

4. Туристский комплекс «Казеной-Ам» (Веденский район) 400 400 3 10 350

5. Курорт «Серноводск-Кавказ-ский» (Сунженский район) 4 672, 228 390 номеров на 600 койко-мест 7,5 15 900

6. Автотуристкий кемпинг (Заводской район) 6 - - - -

7. Строительство многофункционального оздоровительного комплекса с производством спортивного и туристического питания г. Грозный, (п. Черноречье) 582 - - - -

Итого 10 821,77

Система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Чеченской Республике.

Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне. В целях создания благоприятной социальной ситуации в Чеченской Республике необходимо применить модель регионального управления, основанной на особой экономической зоне.

Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального

управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения субъектов.

Список литературы

1. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике на март 2015 г. [Электронный ресурс] www.chechenstat.gks.ru/

2. Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики ЧР за 2013 г.

3. Официальный сайт Комитета по туризму Чеченской Республики. - http://www. chechentourism.ru/ wp-content/uploads/2013/04/razvitie-turizma.pdf

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Инютина Елена Николаевна

ст. преподаватель кафедры «Финансы, кредит и бухгалтерский учет», Тихоокеанский государственный

университет, г. Хабаровск

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена хронология развития выставочной отрасли Хабаровского края с момента ее возникновения. Представлена краткая видовая характеристика выставок и их участников. Проведен анализ выставочно-ярмарочной деятельности региона как фактора развития его инвестиционного потенциала.

ABSTRACT

We consider the chronology of the development of the exhibition industry of the Khabarovsk Territory since its inception. A brief description of the species of exhibitions and their participants. The analysis of exhibition andfair activities in the region as a factor in the development of its investment potential.

Ключевые слова: выставочно-ярмарочная деятельность, инвестиционная привлекательность региона, имидж региона, анализ ситуации в отрасли.

Keywords: exhibition and fair activities, the investment attractiveness of the region, the region's image, analysis of the situation in the industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.