Таким образом, главным предназначением системы ХАССП на предприятии по производству хлебобулочных изделий является не полное исключение рисков, а ведение вероятности их возникновения к минимуму на протяжении всей «пищевой цепочки»: начиная от закупки сырья и необходимых для производства комплектующих до доставки готовой продукции потребителю, ее хранения и утилизации. Тем самым за счет снижения брака, предприятие увеличивает свою прибыль.
Список использованной литературы:
1. Донченко Л.В. Безопасность пищевой продукции [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Донченко, В.Д. Надыкта. - М.: Пищепромиздат, 2010.- 528с.
2. Миронов М.Г. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Миронов - М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2012. - 288с.
3. Пономарева О. И., Чипурина Л. Г. ХАССП - идти в ногу со временем [Текст]: ежемесячный научно -технический журнал / Пищевая промышленность.- М.: 2013. - №10. - С.80-81.
©Пылаева А.И., 2019
УДК 625.851
М.С. Рыбушкин
магистрант 1-го курса ВолгГТУ ИАиС, г. Волгоград, РФ E-mail: m97rru@mail.ru Д.А. Ляшенко магистрант 1 -го курса ВолгГТУ ИАиС, г. Волгоград, РФ E-mail: dmitiry.lyashenko@yandex.ru А.В. Кузьменко магистрант 1 -го курса ВолгГТУ ИАиС, г. Волгоград, РФ E-mail: kuzart754@gmail.com Научный руководитель: П.Э. Соколов канд. техн. наук, доцент ВолгГТУ ИАиС,
г. Волгоград, РФ E-mail: smist2012-2013@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИИ САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩИХСЯ АСФАЛЬТОВЫХ ПОКРЫТИЙ
Аннотация
Рассмотрены российские и зарубежные технологии самовосстанавливающихся асфальтовых покрытий. Обозначены современные проблемы в дорожном строительстве и преимущества применения самовосстанавливающихся материалов. Приведенные сведения позволили сформулировать перспективы использования самовосстанавливающихся материалов в дорожном строительстве.
Ключевые слова:
Самовосстанавливающийся асфальт, дорожное покрытие, самовосстанавливающиеся технологии, дорожное строительство, ремонт дорожного полотна.
Дорожное строительство является одной из важнейших отраслей современного общества. Внедрение новых и совершенствование существующих технологий в дорожной отрасли является приоритетной задачей на сегодняшний день. Безусловно, все нововведение должны быть направлены на повышение качества дорожного полотна и увеличение его срока службы.
В процессе эксплуатации на асфальте появляются дефекты в виде микротрещин. Со временем, под влиянием внешних воздействий, микротрещины увеличиваются в размерах, что, в конечном итоге, приводит к образованию ям и выбоин. Это приводит к снижению качества дорожного полотна, увеличению затрат на ремонт. Камни, которые вылетают из-под колес, могут стать причиной появления трещин на лобовом стекле, ямы вызывают повреждения подвески автомобиля и т.п. По статистике, за первое полугодие 2019 года в России случилось 39% аварий из за неудовлетворительного состояния дорожного полотна[1].
В настоящее время, в дорожном строительстве наметилась тенденция по внедрению так называемых «самовосстанавливающихся» материалов. Российские и зарубежные ученые разрабатывают инновационные технологии, которые в ближайшем будущем позволят уменьшить затраты на ремонт и сделать его более быстрым и качественным.
Зарубежные технологии самовосстанавливающегося асфальта
Технологию самовосстанавливающегося асфальта представили инженеры из Делфтского технологического университета[2]. На рисунке 1 показана схема появления повреждений на асфальте. При воздействии на дорожное полотно УФ-излучения, выветривания, окисления связующий материал - битум - будет сокращаться. В результате чего на асфальте начнут появляться микротрещины.
Технология, предложенная Эриком Шлангером [2], заключается в том, что битум смешивается с мелкими металлическими волокнами. После того как на асфальте образовались микротрещины, индукционная машина нагревает металлические волокна внутри битума. Тепло от волокон передается связующему компоненту, в результате, битум становится более текучим и заполняет микротрещины.
Новый асфальт стоит примерно на 25% выше обычного. Но, в перспективе, на его ремонт нужно будет тратить гораздо меньше средств. В среднем, дорожное покрытие из пористого асфальта служит 3 года. После истечения этого срока, в асфальте возникают микротрещины. Если, после 3-х лет эксплуатации, пройти по участку дороги индукционной машиной, то покрытие восстановится без использования дополнительных материалов и средств. В итоге срок службы такого асфальта увеличивается в несколько раз.
Рисунок 1 - Схема развития повреждений асфальтового покрытия
Другой способ изготовления самовосстанавливающегося асфальта предложили ученые из Минессотского университета Дулут[2]. Ими предложено добавлять в битум железную руду богатую магнетитом и некоторые переработанные строительные материалы.
В результате они получили строительный материал состоящий из: магнетита; измельченного асфальта; крошки переработанных тротуарных покрытий; крошки переработанной черепицы. Этим составом заполняют обнаруженные дефекты дорожного полотна и после смесь подвергают нагреву с помощью микроволнового излучения.
Дополнительное преимущество этой технологии заключается в использовании переработанных строительных материалов вместо первичных связующих материалов [3].
Российские технологии самовосстанавливающегося асфальта
В России так же предложили технологию самовосстанавливающегося асфальта, которая позволит уменьшить время и затраты на ремонт дорожного полотна.
Российская технология заключается в том, что в уникальный состав, разработанный российскими специалистами, внедрены токопроводящие углеродные многостенные нанотрубки "Таунит-М", которые обладают уникальными параметрами, определяющими их высокую индукционную восприимчивость. Добавка не значительно увеличивает стоимость дорог, так как на 50 килограммов битума предлагается использовать 17 граммов нанотрубок.
Помимо добавления углеродных нанотрубок необходимо использовать специальное устройство, которое будет двигаться по участку дороги и нагревать дорожное полотно. Из за нагрева нанотрубки будут приводиться в движение и затягивать образовавшиеся трещины. На основании имеющегося прототипа планируется построить мобильную ВЧ/СВЧ-установку, которую обсуждают в НИТУ "МИСиС" совместно с корпорациями "Ростех" и "Росатом"»[4].
По сравнению с зарубежными технологиями, российская технология не изменяет состав асфальтобетонной смеси, как в случае с применением металлических волокон. Так же технология самовосстановления асфальта с использование углеродных многостенных нанотрубок является эффективной и технологичной, так как происходит разогрев только тонкой битумной пленки, покрывающий каменные материалы.
Заключение
На основании приведенных технологий, можно утверждать, что их развитие поможет добиться повышения качества и эффективности использования дорожно-строительных материалов. При ремонте дорожного полотна можно будет затрачивать гораздо меньше ресурсов, как материальных, так и денежных. При этом сам ремонт станет более быстрым и качественным. Поэтому, самовосстанавливающиеся технологии могут рассматриваться как перспективное направление в дорожном строительстве.
Список использованной литературы:
1. Научный центр безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://media.mvd.ru/files/embed/1653463 (дата обращения: 07.10.2019).
2. В Нидерландах создали самовосстанавливающийся асфальт и бетон. Ремонт больше не понадобиться. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.epochtimes.com.ua/ru/avtonovosti/v-niderlandah-izobreH-samovosstanavlivayushchiysya-asfalt-i-beton-remont-bolshe-ne-ponadobitsya-124649 (дата обращения: 01.10.2019).
3. Основные направления инновационных разработок в транспортной и дорожной сфере. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://donmintrans.ru/d/1/razr-tr-dor-sf.pdf (дата обращения: 02.10.2019).
4. Российские специалисты создали самовосстанавливающееся дорожное покрытие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newizv.ru/news/science/06-07-2017/rossiyskie-spetsiaHsty-sozdan-samovosstanavlivayuscheesya-dorozhnoe-pokrytie (дата обращения: 04.10.2019).
© Рыбушкин М.С., Ляшенко Д.А., Кузьменко А.В., 2019