Научная статья на тему 'Технологии проектирования как условие повышения качества профессионального образования студентов'

Технологии проектирования как условие повышения качества профессионального образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии / метод / проект / метод проектов / профессиональная подготовка / педагогическое проектирование / technologies / method / project / method of projects / professional training / pedagogical projecting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семено Анастасия Александровна

В статье рассматривается история возникновения метода проектов описывается, что такое метод проектов и педагогическое проектирование рассматривается сущность современной трактовки метода проектов раскрываются типы проектов и их признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers the origin of planning methods, explains the meaning of the planning methods and pedagogical planning, presents the essence of the modern interpretation of the planning methods and allocates the types of projects and their features.

Текст научной работы на тему «Технологии проектирования как условие повышения качества профессионального образования студентов»

А. А. Семено

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой социальной педагогики и акмеологии Шуйского государственного

педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. Н. Тарасова

287

В статье рассматривается история возникновения метода проектов; описывается, что такое метод проектов и педагогическое проектирование; рассматривается сущность современной трактовки метода проектов; раскрываются типы проектов и их признаки.

Ключевые слова: технологии, метод, проект, метод проектов, профессиональная подготовка, педагогическое проектирование.

A. Semeno

PLANNING TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR THE IMPROVEMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL EDUCATION

The author of the article considers the origin of planning methods, explains the meaning of the planning methods and pedagogical planning, presents the essence of the modern interpretation of the planning methods and allocates the types of projects and their features.

Key words: technologies, method, project, method of projects, professional training, pedagogical projecting.

В настоящее время сфера образования нуждается в профессионале, способном решать социальные и педагогические проблемы в соответствии с требованиями конкретной социальной ситуации. Социальные и образовательные учреждения ожидают специалиста, ориентирующегося в современных концепциях, подходах и технологиях, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения, обладающего собственным мнением и способного его отстаивать, готового к активной инновационной деятельности и творческому росту. Однако, как показывает практика, современные педагоги, как начинающие, так и со стажем, не всегда соответствуют этим требованиям.

Положительным средством подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов, по нашему мнению, могут служить технологии педагогического проектирования.

Идея использования проектов в педагогике возникла в начале ХХ в. в русле теоретических концепций прагматической педагогики. Ее воплощение в рамках метода проектов связано с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика.

В отечественной педагогике имеются исследования (Н. В. Матяш), в которых анализируются подходы к пониманию проектного обучения (П. Ф. Каптерев), формирования творческих способностей (П. П. Блонский),

развития самодеятельности школьников (С. Т. Шацкий), подготовки их к профессиональной деятельности (А. С. Макаренко) и др. [3].

Педагогическое проектирование - это

предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике по праву может считаться А. С. Макаренко. А. С. Макаренко, разрабатывая «советскую воспитательную технику», на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику общения педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сорентиро-ванность на воспитанника до сих пор поражают в его педагогической системе [2].

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести: умение работать в коллективе, принимать решения, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; у обучающихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на

Технологии проектирования как условие повышения качества профессионального образования студентов

информацию и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно»; на этапе самоанализа студенты анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т. п. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме [1].

Мы опираемся на понимание метода проектов как гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на включение студентов в целенаправленную, самостоятельную деятельность учебного и практического типа по решению социальных и профессиональных задач. В основе такой деятельности лежит личностный опыт студентов, обогащенный рефлексивным анализом и проблемным диалогом.

Владение технологией проектирования позволяет будущему педагогу более эффективно осуществлять свои профессиональные функции (аналитические, прогностические, организационные, управленческие), участвовать в создании и реализации профессионально-значимых проектов, повышающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность.

Е. С. Полат выделяет следующие типы проектов: по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные (практико-ориентированные), ознакомительно-ориентировочная; по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект; по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта); характер контактов (среди участников одной группы, курса, города, региона, страны, разных стран мира); количество участников проекта; продолжительность выполнения проекта [2].

Разными учеными в зависимости от оснований выделяются различные типы проектов. В профессиональной подготовке будущих

специалистов целесообразно использовать, по нашему мнению, следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. В данном проекте выделены все основные категории эксперимента: проблема, цель, объект, предмет, все это студенты выполняют в ходе написания курсовых работ по дисциплинам «Теория и методика воспитания», «Методика работы социального педагога» и др. При написании выпускной квалификационной работы (на основе данного проекта) студенты закрепляют свои знания, и работа носит исследовательский характер, который проявляется в создании различных программ. Предварительная подготовка к выполнению и защите ВКР проводилась студентами на практических занятиях, где студенты решали педагогические задачи, учились организовывать различные мероприятия и программы с детьми различных групп (программы праздников для детей, вечеров, КТД и т. д.). Опыт внедрения в учебный процесс данного типа проектов показал успешную защиту ВКР студентами.

Благодаря этому студенты учатся ставить эксперимент, организовывать диагностику и обработку полученных результатов.

Творческие. Эти проекты всегда требуют творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует

договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п.). Данный тип проекта используется на практических занятиях, когда студент решает творческие задачи.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (проводятся ролевые игры на занятиях по социальной педагогике, социальной работе, где студенты берут на себя роль специалистов).

Поисковые. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. По дисциплине «Теория и методика воспитания» данный проект направлен на получение студентами заданий - узнать о работе молодежных организаций, клубах по работе с молодежью, проанализировать работу классного руководителя.

В Шуйском государственном педагогическом университете на факультете педагогики и психологии преподавателями кафедры социальной педагогики и акмеологии была организована проектно-практическая деятельность в рамках профессионально-образовательной программы «Социальная педагогика», в которой участвовало 56 человек (студенты 3-го и 4-го курсов). Проектная форма организации вузовского обучения включала два этапа. Первый, подготовительный этап представлял собой погружение в учебный материал на теоретических занятиях и освоение определенных умений в ходе семинарских занятий. Вторым этапом была собственно проектная деятельность.

В ходе подготовительного этапа студентами были изучены основы истории и теории проектной деятельности путем самостоятельного информационного поиска, выполнения иссле-довательско-творческих заданий и проектов. На аудиторных занятиях учебных курсов «Теория и методика воспитания», «Социальная

работа», «Управление системой социальной защиты детства», «Социальная педагогика» разрабатывались различные проекты теоретического, профессионально-имитационного и личностно ориентированного типа. В проектах предлагались реальные пути оказания помощи и поддержки различных категорий людей, в различных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность осуществлялась по определенной схеме: выявление проблемы и задач (ступень предпроекта), актуальность данной проблемы, получение представлений о ходе выполнения предстоящей работы (ступень планирования), непосредственное включение студентов в работу с детьми и родителями (организационно-коммуникативная ступень), анализ и экспертиза проектной деятельности и защита проекта (рефлексивная ступень).

Формой итоговой аттестации явилось представление письменного варианта проекта, публичная защита и обсуждение, творческая презентация как рефлексивная форма анализа.

Студенты со своими проектами (которые направлены на волнующие на данный момент проблемы - проблемы молодежи на селе, адаптация и реабилитация детей с заболеванием лейкемия, адаптация детей-сирот и другие проблемы) участвовали: в VI Межвузовской студенческой олимпиаде на базе социального факультета Орловского государственного университета, где заняли первое место; в региональном конкурсе студенческих научных проектов «7 чудес педагогики» на базе Центра аэрокосмического образования, г. Нижний Новгород. Ежегодно участвуют на внутривузовской олимпиаде по социальной педагогике «Социальный педагог больше чем профессия», которая проводится в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

В целом, как показывает опыт организации проектно-практического обучения на факультете педагогики и психологии Шуйского государственного педагогического университета (специальность «Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»), студенты проявляют

активное, заинтересованное отношение и высказывают свое удовлетворение этой нетрадиционной формой. Они отмечают, что работа в проекте позволяет им лучше пони-

мать себя и других, помогать людям, которые ждут помощи, обогатить свой творческий потенциал и определиться в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

2. К вопросу о содержании понятия «педагогическая технология» // Проблемы образования на современном этапе: материалы региональной научно-практической конференции. Соликамск: Изд-во СГПИ, 1995. С. 42-44.

3. Митяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 2000.

REFERENCES

1. Verbitsky A. A. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstny podkhod. M., 1991.

2. K voprosu o soderzhanii ponyatiya «pedagogicheskaya tekhnologiya» // Problemy obrazovaniya na sovremen-nom etape: materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Solikamsk: Izd-vo SGPI, 1995. S. 42-44.

3. Mityash N. V. Psikhologiya proektnoy deyatel'nosti shkol'nikov: avtoref. dis. ... d-ra psikh. nauk. M., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.