Научная статья на тему 'Технологии позиционирования современной Российской политической элиты'

Технологии позиционирования современной Российской политической элиты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
522
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLITICAL ELITE / TECHNOLOGIES OF POSITIONING / ELECTORAL PROCESSES / MODERN POLITICAL SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Усова Юлия Викторовна

В статье на конкретных примерах рассматриваются современные технологии позиционирования политической элиты России. Особое место уделено избирательным технологиям и анализу выборов в органы законодательной власти 2012 г. на региональном уровне. Не меньшее значение отводится средствам массовой информации и их влиянию на общественное сознание в современном политическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THE MODERN RUSSIAN ELITE POSITIONING

With specific reference, the article considers modern technologies of the political elite positioning in Russia. Special attention is paid to the electoral technologies and case study of the Parliament elections of 2012 on the regional level. The author also evaluates role of the mass media and its influence on the public consciousness in the current political environment.

Текст научной работы на тему «Технологии позиционирования современной Российской политической элиты»

УДК 321.019.5 Усова Юлия Викторовна

кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Владикавказского института управления [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

Usova Yulia Viktorovna

PhD in Politic Science, Assistant Professor of the State and Municipal Administration Department, Vladikavkaz Institute of Management [email protected]

TECHNOLOGIES OF THE MODERN RUSSIAN ELITE POSITIONING

Аннотация:

В статье на конкретных примерах рассматриваются современные технологии позиционирования политической элиты России. Особое место уделено избирательным технологиям и анализу выборов в органы законодательной власти 2012 г. на региональном уровне. Не меньшее значение отводится средствам массовой информации и их влиянию на общественное сознание в современном политическом пространстве.

Ключевые слова:

политическая элита, технологии позиционирования, электорально-избирательные процессы, современное политическое пространство.

Summary:

With specific reference, the article considers modern technologies of the political elite positioning in Russia. Special attention is paid to the electoral technologies and case study of the Parliament elections of 2012 on the regional level. The author also evaluates role of the mass media and its influence on the public consciousness in the current political environment.

Keywords:

political elite, technologies of positioning, electoral processes, modern political space.

Рассмотрение политических процессов через призму способов деятельности позволяет говорить об особом - технологическом уровне анализа политики. Политические технологии неразрывно связаны с интересами и ролями субъектов политики. Причиной формирования политических технологий, как известно, выступает потребность акторов политических процессов в более рациональном, экономичном и эффективном способе реализации конкретных целей в политическом пространстве.

Особое место среди технологий позиционирования современной политической элиты занимают электорально-избирательные технологии - это совокупность приемов, способов и методов воздействия на избирателей, нацеленная на оказание влияния на их электоральное поведение, а также совокупность отношений, событий и изменений, которые возникают при взаимодействии акторов политики по поводу выборов [1, с. 99]. Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Прежде всего, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты, определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Существуют определенные требования к позиционированию среди претендентов на искомый мандат. Для этого у кандидата должен быть положительный политический имидж (задачи его формирования непосредственно рассматриваются политическим маркетингом). И главное, кандидату необходимо правильное позиционирование с учетом структуры электората, то есть такое определение совокупности социальных групп и слоев, опора на которые обеспечит победу на выборах [2].

Поддержка партий дает кандидату дополнительный организационный ресурс. В России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. Необходимость правильного позиционирования современной политической элиты связана с переходом к новому формату в сфере политических технологий прежде всего на региональных выборах. Согласно итогам последней избирательной кампании, партия «Единая Россия» ухудшила свой результат на муниципальных выборах и сократила представительство в некоторых региональных законодательных собраниях. Как нам представляется, это связано с активизацией оппозиции и появлением на политической арене новых партий.

В рамках данной проблемы обратимся к конкретным примерам и проанализируем ситуацию в Республике Северная Осетия-Алания. 14 октября 2012 г. в РСО-Алания прошли выборы в законодательное собрание республики пятого созыва. Они стали первыми с момента изменения законодательства о политических партиях, при этом участие в выборах приняли не шесть партий, как было ранее, а девятнадцать политических объединений. Такая либерализация законодательства, несомненно, в целом повысила уровень демократизации нашего общества, но в то же время и усложнила процедуру голосования. На усложнении процедуры сказалось и то, что состав депутатов парламента РСО-А уже второй раз формируется двумя путями: по партийным спискам в едином общереспубликанском округе и из кандидатов в одномандатных округах.

По итогам парламентских выборов в высший законодательный орган республики вошли представители четырех партий. РСО-Алания оказалась одним из регионов РФ, где «Единая Россия» ухудшила свой результат. Если на думских выборах в 2011 г. партия власти набрала в республике 67,9 %, то на выборах в Законодательное собрание пятого созыва ее результат оказался ниже и составил 64,3 % голосов избирателей. Занявшие же второе место «Патриоты России», напротив, кардинально улучшили свой результат - с 0, 35 % на думских выборах до 20 % на выборах в региональный парламент. «Патриотам» удалось обойти КПРФ и «Справедливую Россию», набравшие по 7,1 % голосов. Таким образом, «Единая Россия» получила 44 мандата из 70 возможных, 16 мандатов у представителей регионального отделения партии «Патриоты России». Коммунисты и эсеры получили по пять депутатских мест [3].

По сути, 20 % голосов избирателей, набранных «Патриотами России», отдано не партии, а лидеру списка, оппозиционеру, экс-депутату Госдумы РФ, олимпийскому чемпиону Арсену Фад-заеву. Согласно мнению аналитиков, на сегодняшний день значительная часть жителей Северной Осетии находится в поиске нового героя, и «Патриоты России» такого героя предоставили. На региональных выборах по-прежнему личности продолжают играть большую роль. В 11 округах республики прошло повторное голосование по выборам депутатов парламента и это тревожный сигнал, который партии власти предстоит серьезно осмыслить. Однако уже сегодня можно отметить, что позитивным аспектом является тот факт, что в республиканском парламенте пятого созыва присутствует оппозиционная сила, представляющая те слои населения, которые не всегда и не во всем согласны с политикой «Единой России». Даже, несмотря на то, что формально «еди-нороссы» выиграли выборы, изменения в политической ситуации должны последовать.

Вместе с тем, расстановка политических сил в Северной Осетии не претерпела существенных изменений. В новом составе парламента, как и в предыдущем, «Единая Россия» будет решать все вопросы. Даже в союзе с коммунистами и эсерами «Патриоты» остаются в меньшинстве. Особую значимость, как полагают эксперты, имеет тот факт, что парламентские выборы стали для оппозиции генеральной репетицией перед предстоящими в 2015 г. выборами главы Северной Осетии. Критика в адрес региональной власти со стороны «Патриотов» направлена, прежде всего, против действующего главы РСО-Алания Таймураза Мамсурова и борьба за власть в республике постепенно будет нарастать. Выборы в парламент показали, что лидер «Патриотов России» Арсен Фадзаев пользуется авторитетом среди избирателей, его поддерживают в деловых кругах, в федеральных властных структурах. Шансы А. Фадзаева, как вероятного претендента на пост главы РСО-Алания, возрастают с каждым днем, несмотря на жесткое сопротивление со стороны политических противников. Очевидно и то, что властная элита Северной Осетии почувствовала реальную силу конкурентов.

Таким образом, можно отметить, что новые задачи стоят перед партией власти на современном этапе. «Единой России» и на федеральном и на региональном уровне необходимы новая система лидерства в самой партии, а также новое политическое и технологическое лидерство. Иной формат взаимодействия «Единой России» с другими партиями в партийно-политической системе может быть задан формулой «от доминирования - к лидерству» [4] и это лидерство должно быть достигнуто в условиях новой, более конкурентной политической системы.

В то же время выстраивание элитой конструктивных отношений со всеми элементами политического пространства невозможно без установления эффективных связей с ними. Технологии позиционирования современной политической элиты также должны включать в себя взаимодействие со СМИ, публикацию агитационных материалов, различного рода служебную и доверительную информацию и др. Совокупность этих элементов составляет информационное пространство, формирование которого на современном этапе является одной из важных задач.

Средства массовой информации сегодня являются достаточно открытым институтом, влияющим на общественное сознание. С другой стороны, любые традиционные СМИ требуют вложения достаточного количества ресурсов и редко окупаются в условиях жесткой конкуренции. Поэтому в большинстве случаев финансируются за счет представителей политических и экономических элит, а значит СМИ так или иначе ангажированы элитами. Ставка политической

элиты в идеологическом воздействии делается на тактические средства, гораздо более плотно и энергично влияющие на иррационально-эмоциональную сферу. Главная проблема состоит в том, что СМИ теряют одну из своих основных функций - контроль над ситуацией ротации и обновления политических элит.

Современная региональная политическая элита использует СМИ в качестве фактора позиционирования во власти в меру доступности средств манипулирования ими. Построение региональной идентичности на уровне общественного мнения жителей субъектов Федерации происходит посредством задействования различных методик: апеллирование к этнополитиче-скому фактору (Республика Татарстан, республики СКФО), жесткое контролирование СМИ посредством дотационной политики (Республика Башкортостан), формирование дискурса на основании положительной динамики развития региона (Нижегородская и Саратовская области) или формирование ситуации, когда медийный рынок слабо развит (Пензенская и Ульяновская области). Адресатом коммуникации регионального руководства, помимо местного населения, выступает также и федеральный центр. Возрастание влияния СМИ в некоторых регионах обусловлено ролью медийного ресурса как серьезного компонента политического давления в пределах тех территорий, для которых характерна высокая степень медийной насыщенности (примером может служить Томская область). Особое значение СМИ приобретают в ситуациях острых политических конфликтов, в частности в ходе избирательных кампаний в регионах (так, представители СМИ занимают высокие позиции в рейтингах Приморского края и Санкт-Петербурга). Влияние СМИ в Санкт-Петербурге обусловлено также традициями свободомыслия, сложившимися в городе еще в XIX в. [5].

В рамках политической коммуникации элит имеет место своеобразный отбор материалов, позволяющих СМИ адекватно реагировать на претензии местных властей и в то же время формировать на уровне общественного мнения стереотип независимой подачи информации. Кроме того, если в 90-е гг. посредством дискурса локальных элит в субъектах имело место некоторое противопоставление федеральному центру, в настоящее время, напротив, наблюдается сопоставление с ним [6]. Региональная элита, располагая информацией, имеет возможность не только ее тиражировать, преподносить в приемлемой, удобной форме, но и формировать информационную среду. Это позволяет влиять на артикуляцию политических интересов, на борьбу политических сил, на решения избирателей и создает возможность проведения самостоятельного политического курса. Именно в регионе для политической элиты столь очевидна способность массовой коммуникации решить исход поставленной политической цели путем воздействия на сознание людей, их умонастроения, чувства, предпочтения, путем побуждения к действию. Разумеется, этим не ограничивается содержание политической жизни на местах, однако по мере обострения социальной ситуации эти моменты все более заявляют о себе.

Таким образом, технологии позиционирования в настоящее время - явление объемное и многоаспектное. Современная концепция плюрализма элит утверждает новые типы элит - более независимые и неструктурированные. В этих условиях для политических элит, частью которых являются и региональные власти, особенно важны умение и навыки правильного позиционирования в современном политическом пространстве.

Ссылки:

1. Баранов А.В. Взаимодействие акторов региональных политических процессов в постсоветской России. М., 2007.

2. Политический менеджмент и политические технологии. 11Р1_: http://otherreferats.allbest.ru/political/

3. Северная Осетия. 2012. 16 ноября.

4. Орлов Д. «Единая Россия» и партийная система: новые вызовы и новое лидерство. Аналитический доклад. URL: http://rostov-inside.ru/experts

5. Полякова Ю.С. Политические элиты приволжского федерального округа: позиционирование во власти на региональном уровне и основные модели взаимодействий с центром: автореф. дис. ... к. полит. наук. Н. Новгород, 2009.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.