Научная статья на тему 'Направления деятельности и сферы влияния политических партий в политической системе региона'

Направления деятельности и сферы влияния политических партий в политической системе региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2072
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА / POLITICAL REGIONALISTICS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ / POLITICAL ACTORS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТОЛОГИЯ / REGIONAL PARTOLOGY / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / POLITICAL AND ADMINISTRATIVE COMPLEX / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС / PUBLIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзахова Лариса Хасановна

Статья посвящена проблеме становления и развития политической регионалистики, особое внимание уделяется изучению регионального политико-административного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES AND SPHERES OF INFLUENCE OF POLITICAL PARTIES IN POLITICAL SYSTEM OF THE REGION

Article is devoted to a problem of development of political regionalistics. Special attention is paid to studies of regional political and administrative complex.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности и сферы влияния политических партий в политической системе региона»

УДК 329

Дзахова Л.Х.

Направления деятельности и сферы влияния политических партий в политической системе региона

Статья посвящена проблеме становления и развития политической регионалисти-ки, особое внимание уделяется изучению регионального политико-административного комплекса.

Ключевые слова: регион, политическая регионалистика, политические акторы, региональная партология, политико-административный комплекс, общественный дискурс.

В субъектах СКФО активно развивается политическая регионалистика, представляющая собой раздел политического знания и политологических исследований. При общих закономерностях образования политических институтов и функционирования политических акторов в современной РФ в российских регионах политический процесс отмечен региональными характеристиками, что актуализирует необходимость становления политической регионалистики, самостоятельным аспектом которой выступает региональная партология.

Содержание понятия «региональная политика» базируется на содержании термина «регион» [1]. При использовании этого понятия в четырех основных смыслах мы подчёркиваем значимость того определения, которое трактует регион как синоним субъекта Российской Федерации. В рамках политологического интереса акцентируются социальные, правовые, политические характеристики региона [1]. Особое внимание уделяется региональному политико-административному комплексу, внутри которого выделяются политико-управленческий, политико-идеологический, политико-организационный аспекты. Трактовка региона в политологическом контексте предусматривает разработку стратегий и тактик субъектов политического процесса, а также разработку таких процессов, как формирование информационного пространства, общественного дискурса [2-3]. Также важным направлением политической регионалистики является разработка содержания и форм взаимодействия органов власти и управления с институтами гражданского общества [4].

Содержание политического процесса на уровне региона соотносится с содержанием отношений между федеральным центром и субъектами РФ между собой. Конституция РФ, Федеральные законы «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «О политических партиях» прописывают нормативно-правовые основы региональной политической системы в ситуации политического демократического транзита России. Эти принципы в определенной степени соотносятся с пониманием региональной политической системы, которое сложилось в советскую эпоху. Принцип советской региональной политической системы состоял в отождествлении политических процессов и институтов федерального центра - СССР и политических процессов и институтов союзных республик. Ведущую роль в региональном политическом процессе в советской социалистической федерации играли коммунистические партии союзных республик и местные партийные организации - от краевых и областных до городских, районных и первичных.

В региональной политической системе зачастую выделяется лишь деятельность органов государственной власти и управления на территории субъекта РФ. Вместе с тем современный комплекс региональных политических отношений гораздо шире и сложнее [5, с. 5-33]. Его пространство трансформируется в соответствии с усложнением всей системы политических процессов и политических институтов. Особенность региональной политической системы в настоящее время состоит, прежде всего, в воплощении принципа многопар-

тийности на региональном уровне. Политические партии как акторы регионального процесса непосредственно и опосредованно расширяют пространство региональной политической системы. Региональные отделения политических партий становятся заметными игроками на поле региональной политики как результат политической социализации и адаптации населения к политическим новациям.

При этом региональные и местные отделения политических партий встроены в систему многоуровневых отношений: федерального центра и субъекта, субъекта и субъекта, органов власти и управления и институтов гражданского общества. Также региональные политические партии являются участниками межгосударственных отношений в их политическом, правовом, социокультурном воплощении [6].

При общих программных целях и декларируемых задачах в субъектах РФ региональные отделения общероссийских политических партий сосредотачивают своё внимание и практические усилия на решении местных проблем. Так, в полиэтничных регионах СКФО региональные отделения политических партий активны в обсуждении этнополитического процесса во всех его проявлениях. Среди этих проблем: этнодемография, этническая миграция, противоречия и взаимодействия этнических групп, межэтнические конфликты, участие этнических групп в экономическом и хозяйственном комплексе, представленность этнических групп во власти, реализация этнокультурных интересов и воплощение национально-культурного самоопределения.

Эти проблемы традиционно значимы в региональных северокавказских отношениях. Социальный дискурс во многих субъектах Северо-Кавказского региона имеет выраженный этносоциальный и этнополитический характер, качество которого не остаётся неизменным. На современном этапе стабилизация общественно-политических отношений, снижение уровня конфликтогенности, реализация масштабных миротворческих инициатив требуют от политических партий новых стратегий, новых форм и методов работы.

В настоящее время партийные организации на уровне регионов СКФО принимают участие в осуществлении системы мер и мероприятий, которые направлены на сбалансированность интересов всех участников общественных отношений. Таким образом, партийные организации проявляют себя в предотвращении социальных конфликтов, что способствует динамике развития регионов. Участие политических партий в становлении региональной политической системы обусловлено политическим демократическим транзитом, реформами политико-административного управления, административной реформой и реформой местного самоуправления. Эти реформы также имеют дифференцированный характер, так как сам процесс демократизации в регионах разнится. В отдельных регионах процесс демократизации общественных отношений сопряжён с противоречиями и конфликтами. Закономерно, что конфликтность общественно-политического процесса, во-первых, отражается, а, во-вторых, определяется позиционированием политических партий.

Конкретные направления и векторы деятельности политических партий определяются спецификой общественно-политических отношений на региональном и местном уровнях. В этом плане политические партии являются заметными участниками и агентами влияния на отношения разных групп на местном уровне. Это могут быть отношения между разными демографическими группами (например, старшее поколение и молодёжь), между разными социально-профессиональными группами (например, бизнес-круги и работники социальной сферы - образования, здравоохранения). Также это отношения между разными этническими группами (например, группы славянского населения и группы коренных северокавказских народов, группы славянского населения и группы диаспор).

Политические партии активно воздействуют на отношения между ветвями власти, между органами власти и органами местного самоуправления, между властью и обществом. В разных субъектах Северо-Кавказкого федерального округа это воздействие приобретает дифференцированное содержание, которое зависит от многих обстоятельств. Среди них

выделяются обстоятельства чисто политического характера: борьба между политическими партиями за представительство во власти, борьба между первыми лицами политического истеблишмента за влияние и общественное признание. Борьба руководителей политических организаций зачастую отождествляется с борьбой руководителей институтов власти, с борьбой руководителей регионов с главами администраций городов и др.

Деятельность политических партий соотносится с функционированием региональной административной элиты, отдельных представителей властной элиты. Региональные отделения политических партий принимают участие в обеспечении поддержки власти, либо в обеспечении её критики и разоблачения. Часть региональных отделений российских политических партий поддерживают политический курс региональных политиков, а часть региональных отделений политических партий противостоят региональному политическому курсу. При этом используются глобальные и локальные ситуации, которые акцентируют успехи, либо неудачи региональной элиты.

В качестве акторов регионального политического процесса, отделения российских политических партий принимают участие в разработке и трансляции региональной идеологии. Региональная идеология является составляющей общенациональной идеологии, которая не является обязательной государственной, но может выступать народной - общественно признанной. На Юге России, несмотря на различия общественно-политической ситуации формируется региональная идеология - идеология Южно-Российского полиэтничного макрорегиона как идеология безопасности, единства, социальной справедливости. Достижение безопасности, единства, социального компромисса как стратегические рубежи важны для всех региональных отделений политических партий, притом, что достижение этих целей планируется разными методами. Для субъектов в основном типично совпадение содержания дискурса политических партий с дискурсом власти. Взаимодействие или противодействие региональных отделений партийных партий органам власти и управления является составляющими институционализации политического процесса. Так, партийное участие направлено на поддержку, либо на дезавуирование местной властной элиты. В отдельных субъектах СКФО политические партии выступают явными оппонентами органов власти и управления. В этой роли оказываются не только партии, традиционно находящиеся в оппозиции к власти - КПРФ, СПС, но на уровне отдельных регионов «партия власти» - «Единая Россия» и «Патриоты России «составляют оппозицию региональной власти.

В практическом плане региональные отделения политических партий принимают участие в разработке и реализации моделей развития регионов. Среди деятельности региональных отделений российских политических партий выделяются конкретные проекты высокой политической значимости. Это участие в разработке и реализации на региональном уровне: концепции кадровой политики, концепции молодёжной политики, концепции политики в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений. Также это и участие в разработке и организации общественного дискурса вокруг проблем миграции, социального патронажа отдельных групп населения, межрегиональных связей. Региональные отделения политических партий принимают активное участие в разработке и внесении изменений в уставы и конституции субъектов, а также в разработке региональных законов о местном самоуправлении. Важной сферой интересов политических партий на региональном уровне является организация дискурса вокруг реализации национальных проектов

Особым направлением деятельности региональных отделений политических партий является организация избирательных кампаний. Деятельностный аспект политических организаций декорируется агитационными призывами и лозунгами, партийными слоганами и брендами, которые при их универсальности и всеобщности в общероссийском масштабе имеют определённые региональные особенности. Таким образом, политические партии, реализуя свои выборные проекты, мощно влияют на содержание и формы региональной политической системы. Это влияние осуществляется, прежде всего, за счёт принципиаль-

ных идейных постулатов партий, а также за счёт организационных трансформаций партийного строительства.

Так, региональный политический процесс в Республике Северная Осетия-Алания (далее - РСО-Алания) в его «партийном выражении» включает несколько типичных тенденций. Прежде всего, как и во всём политическом пространстве РФ, в республике произошло «укрупнение» отделений политических партий и сужение номенклатуры субъектов партийного ландшафта. Если до принятия Федерального Закона РФ «О политических партиях» в РСО-Алания действовали 28 отделений 35 российских партий, то после принятия закона их число сократилось. После прохождения процедуры регистрации по новым правилам, которые предполагают не только членство 35 тыс. в российской организации, но и не менее 500 чел. в региональных отделениях, в РСО-Алания из 17 зарегистрированных российских партий представлены 15. Это «Аграрная партия России», «Демократическая партия России», «Единая Россия», «Зелёные», КПРФ, ЛДПР, «Народная воля», «Народная партия», «Партия возрождения России», «Партия мира и единства», «Патриоты России», «Свободная Россия», «Справедливая Россия», СПС, «Социалистическая единая партия России».

С 2005 г. в республике продолжается процесс сокращения числа политических партий и в марте 2007 г. достигло 27. Вместе с тем в выборах смогли принять участие только 15 партий, прошедших регистрацию. Активность и включенность в общественно-политические процессы демонстрируют только несколько партий - «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР.

Региональный политический процесс в Республике Северная Осетия-Алания отличается тенденциями стабилизации общественно-политических отношений. Уменьшение числа партий свидетельствует об определённой консолидации населения вокруг общих ценностей. В этой связи отмечается сходство программных установок партий, которые сосредоточивают своё внимание на нескольких позициях: повышение уровня жизни, усиление роли государства, повышение авторитета власти, упрочение авторитета России на международной арене.

Региональные отделения политических партий в канун выборов представили свои главные установки в соотнесении с установками федеральных партий. Главные политические игроки - республиканские отделения политических партий «Единая Россия», КПРФ, «Патриоты России, «Справедливая Россия» - встречались для обсуждения организационных проблем и для договорённости о ведении честной борьбы. Также региональные отделения политических партий провели акции протеста против газет, которые публикуют провокационные материалы. Нередко политические партии высказывали претензии друг к другу из-за нарушений норм агитации. Эти противоречия отмечались в отношениях между «Справедливой Россией», КПРФ, «Единой Россией», ЛДПР [7-8].

Типичным явлением регионального политического процесса в республике является стремление разных общественных сил достигнуть договорённости для предотвращения раскачивания ситуации. Главной идеей многочисленных диалогов, «круглых столов», интервью с политическими и общественными активистами стала идея поддержания стабильности перед и в период выборов 2011 г. Участниками этих встреч были руководители органов власти и управления, в частности, министр РСО-Алании по делам национальностей, работники Центральной избирательной комиссии РСО-Алания, руководители национально-культурных общественных организаций, ветераны, представители СМИ, общественные активисты [9].

Региональный политический процесс характеризуется «спрямлением» политического противостояния, которое все в большей степени выражается в борьбе двух партий, это «Единая Россия» и «Патриоты России». В то же время в политических кругах республики популяризировалась идея преодоления внутриполитических противоречий и разногласий для выступления единым фронтом на выборах в Государственную Думу ФС РФ. Представительство в Государственной Думе ФС РФ - важнейшая политическая задача, решение

которой должно осуществиться вопреки разногласиям между региональными отделениями политических партий и, соответственно, между группами электората.

Параллельные выборы в Государственную Думу РФ и в Парламент РСО-Алания продемонстрировали определенную идентичность настроений избирателей и положения российских партий и их региональных отделений. При этом тенденции «спрямления» политических интересов и спектра политических партий продолжается. В рамках этого «спрямления» закономерным политическим проектом может быть повышение качества партийной работы, функционирования политических партий. Направления улучшения качественных характеристик, в целом, соответствуют общим направлениям совершенствования деятельности политической организации. Это повышение качества: маркетинга партий, PR партий, имиджа партий. Также это разработка и осуществление актуальных политических проектов, отвечающих динамике социальных и политических запросов населения [10].

Успех позиционирования региональных отделений политических партий в республике зависит от того, насколько оперативно и эффективно они отзываются на собственно республиканские проблемы: коррупция, безработица, «новая бедность». Политические партии включаются в общественный дискурс вокруг таких значимых для североосетинского сообщества проблем, как проблема сохранения этнокультурного своеобразия, языка, традиций. В связи с сохраняющейся проблемой между Республиками Северная Осетия-Алания и Ингушетия в центре внимания политических организаций осетино-ингушские отношения, в которых прослеживается несколько аспектов: правовой, политический, морально -нравственный. Также особым вектором озабоченности республиканских отделений политических партий является комплекс отношений Россия - Грузия, Россия - Южная Осетия, Северная Осетия-Алания - Южная Осетия при учёте разного статуса этих субъектов в поле международных процессов. Проблема российско-грузинских отношений, как равно и политические перспективы Южной Осетии, признанной РФ в качестве субъекта международного права выступает как важнейшая проблема регионального политического дискурса. Конфликт августа 2008 г. в Грузии стал катализатором активности всех структур и институтов государства и общества - органов власти управления, политических партий, общественных организаций, групп населения.

В целом, региональный политический процесс свидетельствует о нескольких тенденциях, среди них: расширение числа акторов общественно-политических отношений; активизация политических партий в общем региональном дискурсе; стремление политических сил к межпартийному компромиссу и договорённостям; внедрение в партийно-политические отношения диалоговых, договорных практик. Также очевидной тенденцией является акцентирование общечеловеческих ценностей, общероссийских внутри - и внешнеполитических ориентиров в региональном выражении.

Литература

1. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М., 2002.

2. Вартумян А.А. Региональное партстроительство: политические процессы и региональная специфика // Политические партии в избирательном процессе. Российские и зарубежные сравнения: Сб. ст. Краснодар: Изд-во КГУ, 2008.

3. Косов Г.В. «Цветные» технологии и региональные выборы: цели, специфика, реализация // Политические партии в избирательном процессе. Российские и зарубежные сравнения: Сб. ст. Краснодар: Изд-во КГУ, 2008.

4. Марченко Г.В., Аришин А.Н. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999.

5. Пляйс Я.А. Перспективы партийного строительства в России в контексте нового законодательства о выборах // Политические партии в избирательном процессе. Российские и зарубежные сравнения: Сб. ст. Краснодар: Изд-во КГУ, 2008.

6. Чернышов А.Г. Региональный политический процесс: особенности развития и основания. // Ценностные основания государственной власти и управления на рубеже веков. Ростов/Д - Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2006.

7. Рязанов В. С чем идут во власть // Северная Осетия. 2007. 2 окт.

8. Партии обрушат на избирателей старые обещания // Северная Осетия. 2007. 12 сент.

9. О стабильности говорят все партии // Северная Осетия. 2007. 20 ноября.

10. Рязанов В. Что меняется в политическом спектре республики? // Северная Осетия. 2007. 14 марта. Материалы круглого стола «Сохранение стабильности в обществе в преддверии выборов».

УДК 304

Цораев З.У., Бязрова Дж.Б.

Толерантность как системообразующая ценность бытия современного поликультурного общества

Статья посвящена проблеме толерантности как нравственной и духовной категории, отражающей актуальную потребность современного поликультурного общества. Авторы отмечают, что осмысление толерантности в категориях терпимости, равнодушия, снисхождения, широко представленном в научном дискурсе, не передает сути современной социокультурной ситуации, а ее перевод как «терпимость» не отражает содержание данного понятия. Толерантность авторами трактуется не как пассивное, неестественное подчинение мнениям, взглядам, убеждениям других, это, скорее, активная нравственная позиция для позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, иной национальной и конфессиональной среды, заключающаяся в уважении или признании равенства других и отказе от доминирования и насилия. Отмечается, что от формирования позитивной толерантности во многом зависит консолидация и сохранение российского социума во всем его многообразии.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, терпимость, уважение, культура, цивилизация.

Проблема формирования толерантности стала наиболее актуальной и широко востребованной в современном социуме в связи со спецификой трансформаций социальных структур, происходящих в условиях глобализации. Масштабные миграционные и политические процессы, вызываемые противоречивым характером глобализации, привели в активное движение страны и народы, следствием чего в современном мире стали более близки контакты и взаимопроникновения различных этнокультур. Так, важнейшей структурной характеристикой большинства государств в новейшей истории становится переход от культурной гомогенности к культурному плюрализму.

Признавая многообразие культур высочайшим достижением и несомненным богатством человечества, следует отметить, что богатство это очень непростое, сопряжено с большими проблемами и большой ответственностью. И если культурная замкнутость, как известно, ведет к вырождению и гибели цивилизации, то ее открытость сопряжена со столкновением разных типов духовности, разных цивилизационных кодов.

Представители различных культурных традиций, принципов жизнеустройства вынуждены делить одно географическое пространство, и сегодня это сближение, как показывает реальный поведенческий опыт, не всегда протекает мирно и спокойно. Межэтническая (межкультурная) напряженность, вплоть до открытой конфронтации, этноцентризм, ксенофобия - все это свидетельство серьезных проблем в современных общественных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.