Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕМАТИКА КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / КОМПЛЕКСА ПЕРВОКЛАССНИКИ / МАТЕМАТИКА / ВЫБОР КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЙ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CLASSIFICATION OF TECHNOLOGIES / FIRST-GRADERS / MATHEMATICS / SELECTION OF A SET OF TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Надежда Лукьяновна, Нугуманова Наталья Игоревна

В статье дана классификация различным образовательных технологий и по различным условия критериям и определенных охарактеризованы условия для выбора определенных категорий технологий для подробнее возрастных категорий подход учащихся. Подробнее выбору описан подход к выбору обучение технологий, ориентированных математике на обучение первоклассников математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Надежда Лукьяновна, Нугуманова Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ»

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Гребенникова Надежда Лукьяновна

кандидат педагогических наук, доцент Нугуманова Наталья Игоревна

Студентка 5 курса факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак

Аннотация. В статье дана классификация образовательных технологий по различным ¡критериям и определенныхохарактеризованы условия выбора определенных технологий для возрастных категорий учащихся. Подробнее ¡описан подход к выбору технологий, ориентированных на обучение F математике.

Annotation. The article classifies educational technologies according to various criteria and describes the conditions for choosing certain technologies for age categories of students. The approach to the choice of technologies aimed at teaching first-graders mathematics is described in more detail.

Ключевые слова: образовательные технологии, .классификация технологий, первоклассники, математика, выбор комплекса s

Key words: educational technologies, classification of technologies, first-graders, mathematics, selection of a set of technologies.

Традиционная классификация технологий обучения берет начало в древних философских и педагогических системах и уточняется для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней технологий берется источник знаний - практика, наглядность, слово. По этому признаку выделяются такие технологии: практическое, наглядное, словесное обучение, и др. Классифицируют технологии и по назначению - ¡приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков. Данная классификация технологий согласуется с ¡классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче - помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру технологий [1, 2, 4].

В современной классификации технологий по типу и форме организации познавательной деятельности выделяются следующие технологии: объяснительно-иллюстративная (информационно -рецептивный); репродуктивная; проблемное изложение материала; частично-поисковая (эвристическая); исследовательская, игровая технология, технология проектно-модульного обучения, технология моделирования, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) [3, 4].

Выбор технологий обучения ре может (рыть произвольным. Он очень ограничен в определении путей результата ¡цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности ограничивают диапазон выбора, оставляют учителю считанные способы результативной {заботы. Выбирая ту или иную технологию рбучения, педагогу приходится каждый ¡раз брать во внимание многие зависимости. В первую очередь определяются конкретные задачи и главная цель, которые будут решаться на ¡уроке. Они «задают» группу технологий, в рбщих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный ,рыбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим рбразом осуществить познавательный процесс.

Выделяется шесть общих условий, которые определяют выбор технологии обучения:

1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.

2. Содержание и технологии определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности учащихся (возрастные, уровень

подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителя: опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения (В. В. Краевский, А. В. Хуторской [2]).

Знание опыта работы с учениками младших школьников по математике доказали, ¡что при выборе технологии важным является учёт возраста обучаемых и содержание формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими технологиями являются дидактические игры, моделирование и др. При ознакомлении учеников первого класса с натуральными числами от 1-го до 10-ти, а затем и - до 20-ти наряду с различными игровыми технологиями и приёмами методически целесообразно использование наглядно-практической и информационно -коммуникационных ¡технологий со словесным объяснением или эвристической беседой с учениками. При этом, для обеспечения ¿успешной адаптации детей, пришедших рз дошкольного образовательного учреждения учиться в первый класс ¡школы и изучать абстрактные математические понятия ¡важно использовать технологии дошкольного обучения с постепенным переходом к ¡преобладанию технологий школьного образовательного процесса.

С целью увеличения работы учащихся на уроке применяются различные технологии: объяснительно -иллюстративные, проблемные, логические, дидактическая игра, самостоятельная работа, тесты, нестандартные виды уроков, а также разнообразные формы учебной деятельности.

С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Имеется некоторое множество технологий обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества технологий и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, направленность и степень влияния которых нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации технологий формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества технологий необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения согласно принятым критериям (В. А. Ушакова [3]). В ходе активного обучения ученик приобретает продуктивные знания: умение корректно формулировать вопросы, давать четкие ответы, дискутировать, рассуждать, обосновывать свою позицию.

Таким образом, выбор определенной технологии обучения либо их комплекса, в котором конкретная технология играет определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другой технологии, детерминируется возрастными особенностями и познавательными возможностями обучаемых детей, а также характером и сложностью учебного материала, наличием необходимых дидактических средств и оборудования. Каждая из технологий предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания. Поэтому учитель в своей работе должен уметь подбирать, сочетать и осуществлять технологии, способствующие наилучшему осознанию и запоминанию обучающимися, например: первоклассниками учебного математического материала.

Список литературы

1. Барышникова Г. Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. - Я.: ЯГПУ, 2009.

2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

3. Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 1053.

4. Ушинский К.Д. Педагогика. - М.: «Просвещени», 2002 г. - 234 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ТРЕМЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ

Гребенникова Надежда Лукьяновна

кандидат педагогических наук, доцент Ягафарова Анжелика Аликовна

студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак

Аннотация. В статье представлена актуальность и значимость обучения младших школьников решению задач с тремя пропорциональными величинами. Отдельное внимание акцентировано на анализе методических приемов обучения младших школьников решению задач с тремя пропорциональными величинами.

Annotation. The article presents the relevance and significance of teaching younger students to solve problems with three proportional values. Special attention is paid to the analysis of teaching methods for younger students to solve problems with three proportional values.

Ключевые слова: обучение математике, младшие школьники, тестовая задача, решение задачи, задачи с тремя пропорциональными величинами, методические приемы.

Key words: teaching mathematics, primary school students, test problem, problem solving, problems with three proportional values, methodological techniques.

На этапе начального школьного образования отдельное внимание акцентируется на математическом образовании детей, поскольку данное направление обучения предполагает становление и развитие у младших школьников умения рассуждать, искать новые решения математических заданий, моделировать, что в целом положительно отражается на развитии мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение и т.д.).

В системе математического образования отдельную нишу занимает обучение детей младшего школьного возраста решению текстовых задач, среди которых выделяются задачи с тремя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.