Научная статья на тему 'Технологии обеспечения доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями развития'

Технологии обеспечения доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / SOCIAL ADAPTATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / EDUCATIONAL INSTITUTION / SPHERES OF S SOCIAL ADAPTATION / FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION / INDICATORS OF SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данакин Николай Семенович, Шутенко Андрей Иванович

Успешное обучение детей с ограниченными возможностями развития требует перехода к практике интегрированного обучения в средней школе. Устойчивая адаптация нетипичных детей рассматривается как динамичный процесс их безбарьерного развития в различных сферах социализации: образовательной, интерактивной, коммуникативной, рекреационной и т.д. В статье показана технологическая возможность такой адаптации посредством внедрения комплекса различных образовательных и социальных технологий, направленных на всестороннее развитие детей. Описывается модель построения таких технологий, раскрываются её составляющие компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данакин Николай Семенович, Шутенко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of providing the accessible environment for education of children with disabilities

Successful education of children with disabilities demands transition to practice of the integrated school training. Sustainable adaptation of atypical children is considered as dynamic process of their barrier-free development in various spheres of socialization: educational, interactive, communicative, recreational, etc. Technological possibility of construction of such practice may be reached by means of introduction of a complex of various educational and social technologies directed on comprehensive development of children. In article the model of formation of these technologies, and also its components is described.

Текст научной работы на тему «Технологии обеспечения доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями развития»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016 № 6 (18). С. 55-61. УДК 376

Н. С. Данакин, А. И. Шутенко

Технологии обеспечения доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями развития*

Успешное обучение детей с ограниченными возможностями развития требует перехода к практике интегрированного обучения в средней школе. Устойчивая адаптация нетипичных детей рассматривается как динамичный процесс их безбарьерного развития в различных сферах социализации: образовательной, интерактивной, коммуникативной, рекреационной и т.д. В статье показана технологическая возможность такой адаптации посредством внедрения комплекса различных образовательных и социальных технологий, направленных на всестороннее развитие детей. Описывается модель построения таких технологий, раскрываются её составляющие компоненты.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, интегрированное образование, образовательные технологии, модель технологического обеспечения доступной образовательной среды

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 13-06-00318 на 2013-2015 годы

Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Ш'

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 16 November 2015 Published: 1 January 2016 No. 6 (18). pp. 55-61. N 1 r Air N. S. Danakin, A. I. Shutenko

Technologies of providing the accessible environment for education of children with disabilities*

Successful education of children with disabilities demands transition to practice of the integrated school training. Sustainable adaptation of atypical children is considered as dynamic process of their barrier-free development in various spheres of socialization: educational, interactive, communicative, recreational, etc. Technological possibility of construction of such practice may be reached by means of introduction of a complex of various educational and social technologies directed on comprehensive development of children. In article the model of formation of these technologies, and also its components is described.

Keywords: social adaptation, children with disabilities, educational institution, spheres of s social adaptation, factors of social adaptation, indicators of social adaptation

* The study was financially supported by the RFBR in accordance of scientific project No. 13-06-00318 for 2013-2015

_Введение

Формирование доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями развития (ОВР)* полагает своей конечной целью обеспечение возможности для каждого ребенка состояться как личность всеми возможными путями и способами. В этом смысле процесс обучения должен давать возможность ребенку выстроить свою индивидуальную стратегию и траекторию образования с учетом его способностей, возможностей и особенностей мотивационно-ценностной сферы. Особую роль в этом процессе играют соответствующие технологии построения, организации и реализации образовательного процесса.

Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования нетипичных детей, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей [10].

Основная часть

1. Понятие и сущность образовательных технологий в работе с нетипичными детьми.

Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает, что технологии обучения лежат в основе определения образовательной политики всех развитых стран мира. Массовое внедрение различных педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы [11]. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Дж. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли и др.

Как показано в педагогических исследованиях, образовательная технология «... есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания» [1, с. 123]. Процедуры, которые составляют данные технологии, в общем виде, нельзя представлять только в виде звеньев алгоритма, который детально описывает путь достижения определенного педагогического результата. Прежде всего, данные процедуры следует трактовать в качестве опорных дидактических средств, обеспечивающих в своей совокупности продвижение субъекта обучения к поставленным целям.

* здесь и далее по тексту вместо словосочетания «ограниченный возможности развития» используется аббревиатура ОВР

Обращение к работам отечественных и зарубежных ученых по проблемам технологий в образовании показывает, что наряду с общими признаками данные технологии имеют свои существенные признаки. Они должны отличаться диагностическим целеобразованием, результативностью, экономичностью, алгоритмируемостью, проектируемостью, целостностью, управляемостью, корректируемостью, визуализацией и пр. [8].

При использовании образовательных технологий необходимо достигать реализации трех их главных функции: описательной, объяснительной и проектировочной. Описательная функция должна раскрывать существенные аспекты построения процесса обучения и делать это как можно более точно, наглядно, понятно. Объяснительная функция должна проливать свет на эффективное использование различных компонентов обучения (например, эффективное применение методов обучения) и определять оптимальное их сочетание. Проектировочная функция осуществляется при построении процесса обучения на всех стадиях и уровнях, включая уровень педагогической реализации. Необходимо отметить, что качество и реализм педагогической системы заключается в ее технологичности или в воспроизводимости на практике.

Тенденции развития современных образовательных технологий в русле интегрированного обучения детей с ОВР напрямую связаны с гуманизацией системы образования, с обеспечением условий для самореализации личности [2].

Рассматривая технологическую составляющую как неотъемлемый компонент построения доступной образовательной среды обучения детей с ОВР, мы исходим из их широкой трактовки в терминологических рамках понятия «образовательные технологии». В данном случае имеется в виду поступательное движение связанных между собой компонентов, стадий, механизмов, состояний образовательного процесса, а также действий его участников. В русле интеграционной практики образовательные технологии выступают как целостная совокупность, объединяющая методы, процедуры, формы, методики и различные практики, направленные на развитие ребенка с ОВР в роли субъекта учебной и других важнейших видов деятельности в адаптивном образовательном пространстве современной безбарьерной школы.

Выдвигая такую емкость прочтения смысла образовательных технологий, мы основываемся на том положении, что образовательная деятельность для детей с ОВР не должна ограничиваться только лишь рамками учебного процесса и сводиться к технологиям обучения. Необходимость совершенствования последних очевидна, но этого недостаточно, когда речь идёт о развитии целостной личности ребенка с ОВР [4]. Эффективный и современный образовательный процесс, на наш взгляд, должен

образовывать целостную среду, пространство становления этих детей как личностей, он должен выстраивать целостную среду в определенной экологии жизненного и социокультурного самоопределения детей с ОВР в различных сферах деятельности [3]. В этой связи образовательные технологии должны по возможности охватывать и разворачиваться в различных областях жизнедеятельности обучаемого, в которых становление его субъектной позиции играет определяющую роль с точки зрения личностного развития.

2. Требования к построению технологий адаптации детей с ограниченными возможностями. На основе анализа и обобщения технологического опыта обеспечения интегрированного обучения детей с ОВР [6] мы можем сформулировать ряд условий к процессу проектирования и моделирования совокупности образовательных технологий, отвечающих задаче полноценной интеграции детей данной категории.

Прежде всего, необходимо констатировать, что образовательная технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, целостное развитие личности обучаемого, и через это - на формирование его интеллектуального, поведенческого и культурного статусов.

В контексте построения адаптивной образовательной среды для детей с ОВР процесс обучения в школе должен быть «чувствительным» и изменяться в зависимости от индивидуальных, психофизиологических особенностей, уровня притязаний, интересов и перспектив дальнейшей профессиональной подготовки [5]. В этом случае логичным представляется рассмотрение процесса обучения нетипичных детей как многовариантного, требующего многообразных гибких технологий.

Исходя из этих тенденций, процесс выстраивания и моделирования образовательных технологий обучения детей с ограниченными возможностями развития должен отвечать следующим требованиям:

• при сохранении коллективных форм обучения предоставить возможность индивидуализации обучения ребенка по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;

• способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;

• обеспечивать взаимосвязанную реализацию ведущих компонентов обучения (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);

• выступать средством развития рефлексии,

побуждающей к самостоятельному формированию системы знаний;

• не противоречить принципам и закономерностям психолого-педагогической науки и практики.

Развивающиеся сегодня компетентностно-ориентированные технологии в сфере обучения детей с ОВР следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма интегрированного обучения может быть претворена в жизнь. Как показывает научно-исследовательский и практико-внедрен-ческий опыт, разработку этих технологий необходимо вести в соответствии с определенными принципами [9], которые отражают непосредственно указанные выше системные требования:

• принцип целостности образовательной технологии, которая должна представлять собой дидактическую систему;

• принцип воспроизводимости образовательной технологии в условиях конкретной педагогической среды для достижения заданных педагогических целей;

• принцип нелинейной организации педагогических структур в образовательной технологии отмечает приоритетность факторов, оказывающих непосредственное влияние на способы самоорганизации и саморегуляции педагогической системы;

• принцип адаптации образовательного процесса к личностному развитию детей, их познавательным и психологическим способностям;

• принцип допустимой избыточности учебного содержания, направлен на обеспечение оптимальных условий формирования обобщенных знаний и компетенций детей.

3. Описательная модель технологий социальной адаптации детей. Исходя из выше указанных требований и принципов, мы предложили следующее построение модели возможных технологий обучения детей с ограниченными возможностями в физическом развитии. В схематическом виде данная модель отражена на рис. 1.

Как видно, в общем виде построение модели складывается из двух контуров технологий: базового и надстроечного.

Первый контур - базовые технологии, которые выстраиваются непосредственно в учебном процессе, складываются из таких важных технологий как: 1) дидактические технологии, 2) организационно-методические технологии и 3) информационные технологии. Каждая из них, в свою очередь, представляет группу технологий локального порядка, выступая как некая совокупность различных методов обучения и образовательных практик (см. рис. 1).

Второй контур - надстроечные технологии выходят непосредственно за рамки учебного процесса и, хотя обозначены нами как вспомогательные, имеют отнюдь не второстепенное значение в развитии детей с ОВР. Действие данных

ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ТВОРЧЕСТВА: -проектные формы работы; -создание обществ по интересам;

- факультативно-секционная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- психологическое сопровождение СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- клубно-кружковая деятельность;

- работа общественных объединений

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- развитие форм ученического самоуправления

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- технологии активного обучения;

- технология проблемного обучения;

- задачно-эвристические технологии;

- развивающе-акмеологические технологии;

- объяснительно-рефлексивная технология. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- технология модульного обучения;

- технологии самостоятельной работы;

- индивидуальный план-программа обучения; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- интеллектуальные системы обучения;

- программно-методические комплексы;

- дистанционное обучение;

- адаптивные обучающие системы

с ОВР

Рис. 1. Модель технологического обеспечения доступной образовательной среды для детей

с ограниченными возможностями развития

технологий по отношению к процессу обучения носит косвенный характер, однако оказывает существенно влияние на качество и структуру отношений в образовательно-воспитательной среде. В данную группу были включены: 4) технологий научного творчества; 5) психологические технологии; 6) социально-воспитательные технологии (см. рис. 1.).

Каждая из отмеченных групп технологий затрагивает наиболее важные сферы деятельности обучаемых с точки зрения их становления как личностей в целостном образовательном пространстве. Так, если первая группа технологий в большей степени направлена на формирование образовательных компетенций детей с ОВР, то вторая группа призвана обеспечить развитие их социальных компетенций, столь необходимых

для успешной интеграции в систему социальных отношений.

Таким образом, модель образовательных технологий обучения детей с ОВР образует целостную функционально связанную совокупность из шести групп образовательных технологий, действующих на разных уровнях и сферах сложного образовательного процесса, и обеспечивающих реализацию сущностных сил и возможностей детей в значимых областях их социо-культурного становления как полноценных, компетентных и дееспособных личностей

При отборе технологий в построении настоящей модели мы руководствовались следующими критериями.

Во-первых, соответствие технологии целевому назначению адаптивной образовательной

среды, а именно насколько она способствует расширению сферы социокультурных компе-тентностей ребенка.

Во-вторых, способность технологии выступать проводником основных принципов развивающего образования, в частности принципов обобщенности и фундаментальности знаний, смысловой направленности и проблемности содержания обучения, открытости и конструктивности знаний, гуманизации содержания образования и альтернативности знаний, а также принципов гибкости, вариативности и исследовательской ориентации содержания образования.

В-третьих, возможность технологии обеспечивать широкий спектр коммуникаций в образовательном процессе в соответствие с принципами доступности и интерактивности этих коммуникаций, их сензитивности, разносторонности, инте-грированности, обновляемости.

В-четвертых, способность технологии отвечать следующим условиям личностно-ориенти-рованного образования

- диалогичность - интенсивный обмен мыслями, идеями и позициями участников образовательного процесса, достижение субъект- субъектных отношений;

- рефлексивность - наличие разнообразного спектра обратной связи для всех участников образовательного взаимодействия;

- сотрудничество - передача части образовательных функций от обучающих к обучаемым, обеспечение их авторского включения в образовательный процесс на правах равных партнеров по совместному опыту конструирования и обеспечения этого процесса.

4. Основные группы технологий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Опираясь на представленные выше требования, принципы и критерии моделирования нами были отобраны следующие группы технологий.

Группа дидактических технологий выступает как центральная в деле создание адаптивно-развивающей среды обучения детей с ОВР, представляется собственно технологиями обучения и являются наиболее важной, поскольку направлена на развитие личности ребенка как субъекта учебной деятельности и выступает основой в практике формирования образовательных компетенций детей с ОВР [3].

Возможности обеспечения такой практики открываются в рамках активных технологий и методов обучения, развивающе- эвристических, проблемных, игровых методов и т.д. Эти технологии создавались как альтернатива традиционной дисциплинарной системе обучения и объяснительно-иллюстративной технологии с её известными недостатками. Среди них особо выделяются следующие: - усред-ненность общего темпа усвоения материала; - единство усредненного объема знаний, ос-

ваиваемых учащимися; - чрезмерно высокая доля готовых знаний и минимальный вес знаний, получаемых самостоятельно; - плохая осведомленность учителя ходом и качеством освоения знаний (слабая внутренняя и внешняя обратная связь); - слабое мотивирование познавательной деятельности учеников, диктат педагога; - преобладание вербальных форм обучения, не позволяющих долго управлять вниманием учеников; - низкая культура самостоятельной работы учеников с учебником в силу недостаточной структурированности содержания обучения, формализма изложения, низкой эмоциональности передаваемого материала [8].

Применение активных технологий обучения направлено на создание таких психолого-педагогических условий, в которых ученик с ОВР сможет перейти к активной личностной позиции и в большей мере проявлять себя в качестве субъекта учебной деятельности.

Организационно-методические технологии занимают особое положение в процессе формирования образовательных компетенций детей с ОВР. Они заключаются в обеспечении оптимальных организационно-методических условий для восприятия учеником позиции субъекта построения образовательного пространства и вывода его на индивидуальную траекторию обучения.

Мы считаем, что подобного рода условия можно выстроить за счёт таких технологий как: технология открытых систем обучения, технология модульного обучения, технология персонификации самостоятельной работы учеников, а также технология индивидуального планирования и программирования обучения.

Информационные технологии обучения выступают наиболее прогрессирующими в настоящее время и служат существенным подспорьем в обучении детей с ОВР. В обеспечении интегрированного обучения они показали большой потенциал, особенно в тех случаях, когда они выстраиваются и применяются для компенсации нарушенных познавательных функций и расширении учебных возможностей обучаемого как субъекта учебно-информационной деятельности.

В настоящий период информационные технологии в обучении нетипичных детей представлены преимущественно компьютерными интерактивными технологиями, а также интеллектуальными системами обучения, программно-методическими комплексами, дистанционными методиками обучения и адаптивными обучающими системами [7].

Технологии учебного творчества представляют собой различные формы, виды и методы внутришкольной деятельности, которые тесно сопряжены с учебными занятиями и охватывают практику подготовки детей с ОВР как субъектов научно-поисковой, эвристической

деятельности. Данный вид технологий особо целесообразно применять в старших классах. Они направлены на самостоятельное определение учеником собственной сферы научного интереса и выделение той проблемной области, которой он хотел бы заниматься, посвятить ей свое свободное время. Данная группа технологий складывается из проектных форм учебной работы, создание научных обществ, факультативно-секционной работы.

Психологические технологии выступают как необходимый компонент обеспечения индивидуального сопровождения учеников с ОВР и особо выделяются в силу личностной направленности, обращенности к задачам саморазвития, поддержки внутренних ресурсов детей в их успешной адаптации к условиям обучения и развития в образовательном пространстве. В деле интеграции детей с ОВР психологические практики и методы играют исключительное значение в развитии рефлексивной деятельности, в становлении учеников с ОВР как полноценных субъектов не только учебной, но и внеучебной деятельности. Они направлены на всестороннее и углубленное самопознание детей, на рост их позитивного самосознания, на обретение целостности и гармоничности в самовосприятии и самооценке. Оказание компетентной, своевременной и всесторонней психологической помощи, поддержки детям с ОВР в их непростом учебном труде, связанном с неизбежными стрессами и психологическим напряжением способствует не только их личностному укреплению, но и может уберечь детей с ОВР от совершения необдуманных поступков с необратимыми следствиями. Особо важную роль играет психологическая компонента образовательного процесса в рамках работы школьной психологической службы.

Социальные технологии исключительно важны в практике интеграции детей с ОВР, поскольку тони связаны с обеспечением разнообразных форм досуговой жизнедеятельности школьников с ОВР - культурно-творческой деятельностью и самодеятельностью, спортивно-оздоровительной, художественной, военно-патриотической, гражданско-правовой, духовно- нравственной, клубно-кружковой, предпринимательской и др. В деле формирования социальных компетенций детей с ОВР социальные технологии предназначены обеспечивать их развитие в качестве субъектов социальных отношений, как активных участников общественной и культурной жизни своей школы, своего микрорайона, города, страны.

В школьной практике сегодня получают развитие разнообразные виды и формы социокультурной жизнедеятельности детей. Эти формы представлены различными художественными, творческими, музыкальными, театральными студиями и мастерскими, спортивными секциями

и кружками, общественными объединениями и организациями: экологическими, гражданско-патриотическими, трудовыми, военно-историческими, туристическими и др. Для целостного развития детей с ОВР содержательно-организационное сочетание и согласование всех этих технологий деятельности, которые складывались бы в общие сопряженные программы социальной работы и реализовывались в формате общих направлений как школьные «Комплексы развития», объединяющие в различные секции, мастерские, кружки, студии и пр. [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческие технологии включают формы, виды и способы организации внутришколь-ной жизни детей с ОВР, которые обеспечивают условия для их становления в качестве субъектов управленческой сферы деятельности, способных и полномочных принимать важные решения в жизни школьной организации и способных нести свою меру ответственности и компетенции за их реализацию.

Расширение сфер полномочий и ответственности школьников наиболее продуктивно осуществляется через такую форму деятельности как ученическое самоуправление. Применение таких форм как: старосты учебных классов, ученические комитеты и Союзы, общественные организации и др. призваны защищать интересы всех учеников и каждого обучающегося, культивировать основы ответственного и заботливого отношения к общим делам, к обустройству школы для обеспечения качественного образования высокого уровня.

_Выводы

Подводя черту под кратким описанием совокупности технологий обучения детей с ограниченными возможностями нужно отметить, что в целом они подчинены достижению задачи целостной социализации данной категории детей посредством формирования у них как учебно-познавательных компетенций, так и социальных компетенций. Предложенная нами модель технологий является далеко не полной и не исчерпывающей, может быть до -полнена и другими формами и видами практик социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Кроме того, нужно иметь в виду всю сложность, вариативность, поли-вероятность и подвижность процесса образовательной интеграции нетипичных детей, который не может быть жестко унифицирован или как-то стандартизирован. Тем не менее, мы стремились обратиться к наиболее важным, ключевым направлениям и тенденциям развития технологического пространства педагогической работы в рамках задачи формирования субъектной позиции нетипичных учеников в образовательном пространстве современной школы.

ЛИТЕРАТУРА

I. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

'2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / А.В. Гордеева. М.: Академический проект, 2005. 320 с.

3. Данакин Н.С. Модель адаптивной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Данакин. А. И. Шутенко // Перспективы науки и образования. 2014. № 6. С. 74-78. URL: http://pnojoumal.fNes. wordpress.com/2014/07/pdf_140612.pdf (дата обращения: 15.12.2015)

4. Данакин Н.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в основных сферах социализации / Н.С. Данакин. А. И. Шутенко // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 144-148. URL: http:// pnojournal.files.wordpress.com/2013/10/pdf_130525.pdf (дата обращения: 15.12.2015)

5. Данакин Н.С. Критерии оптимального обеспечения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Данакин. А. И. Шутенко // Перспективы науки и образования. 2014. № 6. С. 68-73. URL: http://pnojournal. files.wordpress.com/2014/07/pdf_140611.pdf (дата обращения: 15.12.2015)

6. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. М.: ВЛАДОС, 2006. 175 с.

7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт / ИИО РАО. 2-е изд., доп. М., 2008. 274 с.

8. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 368 с.

9. Шутенко А. И. Интегрированное обучение как форма продуктивной социализации детей с ограниченными возможностями развития (монография) / С.Н. Глаголев, А.И. Шутенко. Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. 256 с.

10. Albrecht, G.L. Handbook of disability studies / G.L. Albrecht, K.D. Seelman, & M. Bury (Eds.). - Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001. - 864 р.

II. Barnes, C. Disability [Key Concepts] / C. Barnes, G. Mercer. - Cambridge, United Kingdom: Polity Press. 2003. - 234 р.

1. Bespal'ko, V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p.

2. Gordeeva A.V. Reabilitatsionnaia pedagogika: Uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhei [Rehabilitation pedagogy: textbook for students of pedagogical universities and colleges]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2005. 320 p.

3. Danakin N.S. A model of adaptive educational environment teaching children with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 6, pp. 74-78. Available at: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/07/ pdf_140612.pdf (accessed 15 December 2015)

4. Danakin N.S. Features of social adaptation of children with disabilities in key areas of socialization. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 5, pp. 144-148. Available at: http://pnojournal.files.wordpress. com/2013/10/pdf_130525.pdf (accessed 15 December 2015)

5. Danakin N.S. The criteria for optimal social adaptation of children with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 6, pp. 68-73. URL: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/07/pdf_140611.pdf (accessed 15 December 2015)

6. Ratner F.L. Integrirovannoe obuchenie detei s ogranichennymi vozmozhnostiami v obshchestve zdorovykh detei [Integrated education of children with disabilities in society of healthy children]. Moscow, VLADOS Publ., 2006. 175 p.

7. Robert I.V. Teoriia i metodika informatizatsii obrazovaniia (psikhologo-pedagogicheskii i tekhnologicheskii aspekty) [Theory and methodology of education Informatization (psycho-pedagogical and technological aspects)]. Moscow, IIO RAO Publ., 2008. 274 p.

8. Sitarov V. A. Didaktika: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Didactics: Studies. a manual for students]. Moscow, Akademiia Publ., 2004. 368 p.

9. Shutenko A. I. Integrirovannoe obuchenie kak formaproduktivnoisotsializatsii deteis ogranichennymi vozmozhnostiamirazvitiia (monografiia) [Integrated learning as a form of productive socialization of children with disabilities (monograph)]. Belgorod, BGTU Publ., 2011. 256 p.

10. Albrecht, G.L. Handbook of disability studies / G.L. Albrecht, K.D. Seelman, & M. Bury (Eds.). - Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001. - 864 p.

11. Barnes, C. Disability [Key Concepts] / C. Barnes, G. Mercer. - Cambridge, United Kingdom: Polity Press. 2003. - 234 p.

REFERENCES

Информация об авторах Данакин Николай Семенович

(Россия, Белгород) Профессор, доктор социологических наук Директор НИИ Синергетики Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова E-mail: synergy7@mail.ru

Information about the authors

Danakin Nikolai Semenovich

(Russia, Belgorod) Professor, Doctor of Sociological Sciences Director at the Scientific Research Institute of Synergetics Belgorod Shukhov State Technology University E-mail: synergy7@mail.ru

Шутенко Андрей Иванович

(Россия, Белгород) Кандидат педагогических наук Старший научный сотрудник НИИ Синергетики Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова E-mail: avalonbel@mail.ru

Shutenko Andrei Ivanovich

(Russia, Belgorod) PhD in Pedagogy Senior Researcher at the Scientific Research

Institute of Synergetics Belgorod Shukhov State Technology University E-mail: avalonbel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.