Научная статья на тему 'Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов'

Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
352
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / FOODSTUFF / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / КАЧЕСТВО / QUALITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКОН / FOOD ARTICLES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов»

^БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ - ОТ ПОЛЯ ДО ПРИЛАВКА

► ТЕМА НОМЕРА

УДК 664.002:614.3

Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов

К.В. Колончин, канд. экон. наук Министерство сельского хозяйства РФ Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор,

В.М. Кантере, д-р техн. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

Проблемы обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, могут быть решены путем развития высокоэффективных технологий и систем управления (см. рисунок).

В российских условия эти проблемы решаются путем развития технологий технического регулирования, совершенствования систем санитарно-эпидемиологического обеспечения безопасности и качества продуктов питания, сертификации и стандартизации в сфере пищевой промышленности.

Принятие 28 января 2002 г. Европейским Парламентом и Советом Положения ЕС №178/2002, более известного как Генеральный закон о продовольствии (GFL), реализовало реформу пищевого законодательства по вопросам безопасности пищевых продуктов, сформулированную в Белой книге.

В Положении (в дальнейшем Генеральном продовольственном законе) были установлены общие принципы и требования продовольствен-

ного законодательства и учреждено Европейское Ведомство по безопасности пищевой продукции и определены основные процедуры по обеспечению безопасности продуктов питания.

Генеральный продовольственный закон (ГПЗ) не охватывает все пищевое законодательство. В нем лишь заложены основные принципы, на которых должно базироваться продовольственное законодательство Европейского Союза и всех государств, входящих в ЕС.

В ст. 1 ГПЗ определены цели и сфера применения закона. Цели ГПЗ: установление общих принципов, служащих основой для обеспечения высокого уровня защиты человека и интересов потребителей в отношении пищевой продукции, учитывающих все различия в качестве и безопасности продовольствия и регулирующих пищевую продукцию, а также нормы в целом на общеевропейском уровне и безопасности на национальном уровне; организация Европейского ведомства по обеспечению безопасности пищевой продукции и установление порядка рас-

Ключевые слова: продукты питания; безопасность; качество; продовольственный закон.

Key words: a foodstuff; safety; quality; food articles.

смотрения вопросов в отношении безопасности продуктов питания по принципу прямого или косвенного воздействия; установление процедур по обеспечению безопасности пищевых продуктов в чрезвычайных случаях снижения уровня защиты, распространяющихся на все стадии производства, переработки и распределения продуктов питания и кормов.

Так как принципы и обязанности, изложенные в ГПЗ, являются общими для всех продовольственных актов в ЕС на всех этапах производства продуктов питания и кормов и их распределения, то подходы, изложенные в ГПЗ, являются целостными в реализации продовольственного законодательства.

В ст. 2 определен термин «пищевой продукт» или «продовольствие», который означает вещество или продукт, необработанный, частично или полностью обработанный, предназначенный для употребления в пищу человека. К этому термину не относят корма, живые животные, растения до уборки урожая, лекарственные средства, косметика, табак и табачные изделия, наркотические или психотропные средства, вредные отходы.

В ст. 3 изложены термины «Продовольственный бизнес», «Участник продовольственного бизнеса», «Закон о продовольствии». К термину «Продовольственный бизнес» относится любое государственное или частное предприятие, имеющее целью проведение любых мероприятий, связанных с любой стадией производства, переработки и распределения продуктов питания. Термин «Участник или Исполнитель продовольственного бизнеса» означает физическое или юридическое лицо, ответственное за надлежащее выполнение требований по безопасности пищевого продукта, установленные в нормативной документации. Определен термин «Закон о продовольствии», означающий свод норм, правил и положений, регулирующих безопасность продуктов питания как на международном, так и на национальном уровнях и охватывающих все стадии производства, переработки и распределения продуктов питания, а также производства кормов для животноводства.

SAFETY OF PRODUCTION - FROM A FIELD TO A COUNTER

В ст. 5 ГПЗ сформулированы шесть основных принципов пищевого законодательства, которые сопровождаются тремя обязательными, относящимися к торговле продуктами питания. Основные принципы направлены на обеспечение защиты: жизни и здоровья потребителей; интересов потребителей; справедливой торговли; здоровья животных, охраны окружающей среды; свободного передвижения пищевой продукции и кормов; использования международных стандартов.

Ст. 6 - одна из важнейших. В ней сформулирована концепция базирования пищевого законодательства на анализе рисков, который состоит из составляющих оценки и управления рисками, а также обеспечения информации о рисках. При этом принятие решений в области безопасности пищевой продукции должно основываться на анализе рисков, оценка рисков должна осуществляться объективными и независимыми методами, а управление рисками должно производиться на основе фактов и результатов анализа.

В ст. 7 рассмотрен принцип предосторожности. В нем говорится, что с целью исключения принятия произвольных решений, способствующих возникновению неоправданных барьеров на пути свободного перемещения продуктов питания и кормов, в случаях, когда научная сторона оценки рисков не может однозначно предоставить всю необходимую информацию, на которой основывается управление рисками, могут быть приняты временные меры до получения информации для более полной оценки риска. Эти предварительные меры должны быть пересмотрены через определенный промежуток времени. Таким образом, если риск для здоровья потребителей продуктов питания существует, но сохраняется неопределенность в научной оценке риска, принцип предосторожности позволяет осуществить комплекс мер, обеспечивающий высокий уровень охраны здоровья, с одной стороны, и исключающий неоправданные барьеры в торговле, с другой.

Время, в течение которого происходит пересмотр решения по ограничению в торговле продуктами питания, зависит от характера опасности для жизни и здоровья потребителей и типа научной неопределенности в отношении оцененного риска, при этом превентивные меры должны соответствовать уровню защиты потребителей и не носить дискриминационный характер.

Ст. 8 ГПЗ направлена на защиту интересов и прав потребителей. В пищевом законодательстве должны быть отражены положения, предотвращающие мошенничество и фальсификацию продуктов питания, а также практику, способствующую введению потребителя в заблуждение.

В ст. 9 и 10 развивается положение прозрачности, в рамках которого и сформулированы принцип информированности общественности о положениях и развитии пищевого законодательства и принцип информированности о так называемых коммуникативных рисках по состоянию безопасности продуктов питания и мерах, предпринимаемых по снижению опасностей для потребителей продуктов питания.

В ст. 11 и 12 сформулированы общие обязательства по торговле продуктами питания. Указывается, что европейские требования по безопасности пищевых продуктов распространяются на импортируемое и экспортируемое продовольствие. Это касается не только конечного состояния продукта в момент, когда он пересекает границу ЕС, но и идентификацию всех звеньев модификации импортируемого продукта, включая переработку, торговлю и выбор сырья.

Ст. 13 декларирует обязательство ЕС и всех ее членов содействовать разработке, согласованию и применению международных стандартов, координировать деятельность, обмен информацией, содействовать соглашениям по обеспечению безопасности продуктов питания.

Ст. с 14 по 21 охватывают все аспекты безопасности пищевой продукции, включая новую систему быстрого обязательного предупреждения о подозрении на любой прямой или косвенный риск для здоровья человека, животных или окружающей среды.

Ст. 14 относится к безопасности пищевой продукции и устанавливает требования к недопустимости размещения опасных пищевых продуктов на рынке. Продукция считается небезопасной, если она вредна для здоровья или непригодна для употребления вследствие загрязнения или гниения. Это требование применено ко всей партии, если не доказан надлежащий уровень безопасности в отношении соответствия требованиям безопасности, включая долгосрочные последствия кумулятивного токсического воздействия, чувствительности риск-категорий потребителей.

В ст. 15 устанавливается недопустимость размещения небезопасных

кормов на рынке и употребление этих кормов продовольственными животными.

Ст. 16 исключает возможность введения в заблуждение потребителей.

Ст. 17 устанавливает ответственность участников всех бизнес-процессов от фермы до вилки за соблюдение требований пищевого законодательства.

В ст. 18 определяются требования по прослеживаемости на протяжении жизненного цикла пищевой продукции, наличию надлежащей маркировки, способствующей идентификации продукта, доступности информации для властей.

Ст. 19 устанавливает ответственность участников процесса производства и реализации продуктов питания. Если участник продовольственного бизнеса имеет основание сомневаться в безопасности продукции, то эта пищевая продукция должна быть изъята. Если же эта продукция достигла потребителей, то необходимо их информировать о возможных опасностях и при необходимости осуществить отзыв и информировать власти.

Аналогично в ст. 20 говорится об ответственности участников производства и распределения кормов.

В ст. 21 сформированы положения о распределении ответственности в соответствии с нормами ГПЗ.

Ст. 22 и последующие устанавливают учреждение Европейского Ведомства по обеспечению безопасности пищевых продуктов (ЕВБПП). В соответствии с ГПЗ, ЕВБПП - независимый орган, предоставляющий научные рекомендации и обеспечивающий научно-техническую поддержку законодательству и политике ЕС в области продовольственной безопасности и безопасности кормов.

ЕВБПП выступает в качестве независимого органа в сфере беспристрастной и объективной научной оценки риска при принятии решений в области управления рисками. В соответствии с положениями ГПЗ, должно быть налажено сотрудничество, взаимодействие и обмен информацией между ЕВБПП и организациями, занимающимися управлением рисками.

ЕВБПП - государственная организация, состоящая из основных органов: правления, исполнительного директора, консультативного форума и научного комитета с экспертными органами. ЕВБПП должна аккумулировать и анализировать информацию, поступающую от организаций в области безопасности продуктов питания, включая системы быстрого предупреждения.

J БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ - ОТ ПОЛЯ ДО ПРИЛАВКА

► ТЕМА НОМЕРА

Определены семь основных задач для ЕВБПП: подготовка и предоставление научных мнений и рекомендаций в рамках миссии ЕВБПП; нахождение объективного разрешения разногласий научных мнений Консультативным форумом ЕВБПП; обеспечение научной и технической помощи Комиссии ЕС по ее запросам; организация комиссий научных исследований, необходимых для выполнения миссии ЕВБПП; организация сбора данных, касающихся рисков от потребления небезопасной продукции, заболеваемости и роста биологической опасности, загрязняющих веществ в пищевых продуктах и кормах; установление процедур мониторинга для систематического сбора информации в целях выявления возможных рисков в соответ-

ствующих областях в соответствии со своей миссией; способствование установлению контактов между европейскими организациями, работающими в областях, схожих со сферами деятельности ЕВБПП, содействие в создании сети сообщения по научным вопросам для координации деятельности, обмена информацией, разработки и реализации совместных проектов и обмена опытом.

Глобальный закон о продовольствии регламентирует эффективный всеобъемлющий подход к контролю продовольственной цепи, кормов и здоровью животных, включая ввод новой системы быстрого реагирования на уведомление на любой прямой или косвенный риск для здоровья человека и животных, отрицатель-

ного воздействия на окружающую среду с обеспечением немедленной передачи информации для всех участников сети, с тем чтобы органы власти государств-членов ЕС смогли предпринять соответствующие шаги по информированию общественности, если имеются достаточные основания утверждать наличие риска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bernd van der Meulen, Menno van der Velde. Food Safety Law in the European Union. Wageningen Academic Publishers, Netherlands, p. 269.

2. Luning P.A., Marcelis W.J., Jongen W.M.F. Food quality management. Wageningen Academic Publishers, Netherlands, p. 323.

Государственная Дума обеспокоена вопросом

обеспечения безопасного питания населения страны

8 апреля в конференц-зале ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция по итогам «круглого стола», проведенного Государственной Думой 19 марта 2010 г. Она была посвящена проблемам законодательного обеспечения права граждан Российской Федерации на безопасное питание.

В рамках «круглого стола» обсуждались актуальные проблемы обеспечения прав граждан на безопасное питание и необходимость привлечения внимания к данной теме. Присутствующие единогласно приняли резолюцию с рекомендациями по ужесточению норм безопасности, предъявляемых к продуктам питания. Рекомендации адресованы Правительству Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Федеральным государственным телевизионным каналам и средствам массовой информации, Минздравсоцразвития России и Российской академии медицинских наук.

Необходимость привлечения внимания к вопросу об обеспечении безопасного питания была признана и членами Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций ФС РФ, и депутатами Государственной Думы, и сотрудниками федеральных исполнительных органов Правительства РФ, а также специалистами научно-иссле-

довательских, лечебных и других организаций.

Особенно актуальной тема безопасного питания становится при реализации федеральной программы «Здоровье нации», в которой правящей партией «Единая Россия» поставлена задача к 2020 г. поднять среднюю продолжительность жизни россиян до 75 лет.

Особый интерес у участников пресс-конференции вызвал вопрос недостаточно жесткого законодательного регулирования деятельности производителей основных видов продуктов питания, в том числе таких, как растительные и животные жиры и продукты с их добавлением.

Основная угроза и опасные последствия, по мнению собравшихся, исходят от недоброкачественных жировых продуктов питания. Кроме холестерина, в них может быть превышено содержание трансизомеров ненасыщенных жирных кислот, присутствующих как во всех животных жирах, так и в образующихся в ходе промышленной переработки растительных жирах. Также опасность

представляет никель, используемый в качестве катализатора и не устраняемый полностью из состава конечных продуктов.

Участники мероприятия выразили опасение по поводу того, что на сегодняшний день угроза присутствия в продуктах питания трансизомеров и никеля в должной мере не оценена и не находит надлежащего отражения в нормативных документах, регламентирующих деятельность пищевой промышленности. Ведь именно трансизомеры в значительной степени провоцируют основные сердечнососудистые и некоторые онкологические заболевания, а избыток никеля в организме человека снижает иммунитет, ведет к росту общей заболеваемости и сокращает продолжительность активной жизни.

Трансизомеры губительно влияют на детский организм. Несмотря на то что в настоящее время законодательно закреплены ограничения содержания трансизомеров в продуктах детского питания, мы не всегда следим за тем, что едят наши дети. Необходимо в действующее законодательство внести жесткие требования по содержанию трансизомеров и никеля во всех продуктах питания.

Серьезность обсуждаемой проблемы осознана практически во всех развитых странах, где законодательно установлены соответствующие нормы. Нашему государству в настоящее время требуется принять срочные меры по внесению в законодательство (действующие регламенты) поправок, сокращающих или жестко ограничивающих потребление трансизомеров и никеля в продуктах питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.