Научная статья на тему 'Технологии корпоративного обучения: новые способы, перспективы развития'

Технологии корпоративного обучения: новые способы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1161
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ONLINE-ПЛАТФОРМЫ / HR-ТЕХНОЛОГИИ / LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / CORPORATE TRAINING / ONLINE-PLATFORMS / HR-TECHNOLOGIES / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покрамович Ольга Викторовна

Корпоративное обучение подразумевает обеспечение персонала компании знаниями, навыками и опытом, необходимыми для эффективной реализации тактических задач и стратегических целей компании. В статье автором рассматривается корпоративное обучение в современной организации с использованием HR-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF CORPORATE TRAINING: NEW WAYS, PROSPECTS

Corporate training means providing the company's personnel with the knowledge, skills and experience necessary to effectively implement the company's tactical goals and strategic goals. In the article the author examines corporate training in a modern organization with the help of HR-technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии корпоративного обучения: новые способы, перспективы развития»

Покрамович О.В.

ТЕХНОЛОГИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: НОВЫЕ СПОСОБЫ,

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Корпоративное обучение подразумевает обеспечение персонала компании знаниями, навыками и опытом, необходимыми для эффективной реализации тактических задач и стратегических целей компании. В статье автором рассматривается корпоративное обучение в современной организации с использованием HR-технологий.

Ключевые слова. Корпоративное обучение, onhne-татформы, HR-технологии, Learning Management Systems, виртуальная реальность.

Pokramovich O.V.

TECHNOLOGIES OF CORPORATE TRAINING: NEW WAYS, PROSPECTS

Abstract. Corporate training means providing the company's personnel with the knowledge, skills and experience necessary to effectively implement the company's tactical goals and strategic goals. In the article the author examines corporate training in a modern organization with the help of HR-technologies.

Keywords. Corporate training, online-platforms, HR-technologies, Learning Management Systems, virtual reality.

Развитие потенциала хозяйствующих субъектов неразрывно связано с процессом корпоративного обучения, что обосновано практически всеми факторами, а в индивидуальности - возникновением новых технологий и сменой трудовых поколений в предпринимательской среде. Очень скоро на рынок труда выйдет «цифровое» поколение Z, имеющее свою специфику в обучении и мотивации. Появление новых программ обучения внутри компаний подтверждает эту тенденцию: организации придумывают свои методы, создают удобные системы внутри или кастомизируют рыночные решения.

Анализируя опыт прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что западные и отечественные разработчики технологических решений для корпоративного обучения довольно оперативно реагируют на потребности рынка, поэтому ежегодно представляются новые разработки как для offline-обучения, так и различные online-платформы. Усилен интерес HR- и T&D-подразделений компаний к поиску новых форматов обучения сотрудников в новых экономических условиях, что получит в дальнейшем развитие [1, с. 223].

Традиционный подход «пройти обучение - проверить результаты» во многих компаниях трансформируется в более демократичный «дать возможности - смотреть на продуктивность». Становятся более популярными открытые библиотеки обучающих материалов, доступные в режиме 24/7. Для сотрудников это означает: меньше обучения «для галочки», с одной стороны, и больше ответственности за собственное развитие - с другой. Данный подход дает работодателям

ГРНТИ 14.07.07 © Покрамович О.В., 2018

Ольга Викторовна Покрамович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и информационных технологий Курского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Контактные данные для связи с автором: 305018, г. Курск, ул. Ломоносова, д. 3 (Russia, Kursk, Lomonosov str., 3). Тел.: 8-920-261-0809. E-mail: 81pokrov@mail.ru.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36).

29

мотивированных и талантливых сотрудников, которые еще быстрее приобретают навыки и профессионально растут [2, c. 244].

Начиная с 2018 года наблюдается активное развитие онлайн-форматов за счет мессенджеров и чат-ботов. Первыми эту «тропу» проторили работодатели из сфер торговли и производства, где у многих сотрудников просто нет других устройств, кроме смартфонов. Обучение проводится там, где находится сотрудник, в тот момент, когда оно ему понадобилось, в сжатой и максимально практичной форме [4].

Обучение перестает быть сугубо прикладным: к традиционным welcome-курсам для новичков добавляются лекции по тайм-менеджменту и другим общим дисциплинам. Прежде всего, ценится желание самих сотрудников поделиться знаниями. Борьба за таланты в новых экономических условиях привели к росту HR-технологий с элементами искусственного интеллекта, предназначенных для:

• массового, но качественного, целевого и высокотаргетированного информирования потенциальных кандидатов о новых возможностях;

• поиска лучших специалистов, в том числе тех, которые не находятся в активном поиске работы или у которых текущая работа не вполне отражает их компетенции и опыт;

• поиска работы (job-порталы, которые станут позволять это делать быстрее и проще, выиграют конкуренцию за кандидатов, которые стремятся сменить компромиссное место работы);

• учета при таком поиске прогнозов времени работы и KPI на новом месте;

• выявления ценных сотрудников, которые хотят уйти из компании, чтобы точечно применять к ним меры по удержанию и мотивации;

• привлечения и скрининга кандидатов, особенно на массовые позиции;

• упрощения и автоматизации работы HR-менеджеров - для организации работы с сотрудниками и кандидатами, документооборота;

• помощи в принятии решений, как на основе анализа рынка труда, так и для оценки вероятности различных событий и выявления зависимостей.

Использование данных HR-технологий позволят компаниям-инноваторам нарастить отрыв от конкурентов, использующих устаревшие и менее эффективные инструменты [3, c. 99]. Но все же, сегодня самыми технологичными сервисами являются Learning Management Systems (системы управления обучением). LMS - это платформа для онлайн-обучения. Ключевые принципы ее работы кроются в самой аббревиатуре:

1. Learning - обучение. С помощью LMS можно создать единую базу электронных курсов и учебных материалов. Данная база - настоящий кладезь знаний по интересующей теме. Благодаря ей сохраняется и наращивается внутренняя экспертиза компании [4].

2. Management - управление. Управлять в LMS можно курсами и учащимися.

3. System - электронная система. Даже если сотрудники корпорации находятся в разных городах, можно обучить их всех, не выходя из собственного офиса. К тому же, LMS автоматизирует всю самую скучную и монотонную работу, как-то: проверка, сбор статистики и подготовка отчетов.

На LMS-системы, представляющие сложные программы и базы данных, можно возложить почти все задачи, так или иначе связанные с обучением персонала. Системы дистанционного обучения (СДО), как одна из функций этого мощного механизма, приобретают большую популярность. Особая заинтересованность ими заметна со стороны довольно крупных компаний. Очевидные преимущества использования LMS состоят в экономии времени и денег на выездах тренеров. Данная система помогает выдерживать единые стандарты работы в филиалах, составлять индивидуальные планы развития и получать наглядную статистику успеваемости.

Задачи, эффективно решаемые с помощью LMS: адаптация новичков; регулярное обучение сотрудников; обучение сотрудников в филиалах; проведение аттестаций; подготовка кадрового резерва; создание единой внутренней базы знаний; обучение партнеров и клиентов. Например, крупные корпорации начинают использовать виртуальную реальность в обучении сотрудников.

Так, американская страховая компания Farmers Insurance внедрила обучающую программу на основе виртуальной реальности (VR) для персонала, который работает с претензиями и оценивает ущерб имуществу. Новая система позволяет стажерам перемещаться по сотням реалистичных

квартир с нанесенным ущербом [5]. Известной компании Audi виртуальная реальность помогает обучать логистов. Когда сотрудники надевают VR-очки, они видят реалистичную модель рабочей станции в Центре логистики в немецком городе Ингольштадт, а прогресс в обучении отслеживают специально обученные тренеры и по результатам предлагают индивидуальную помощь.

Аэропорт Домодедово [5] внедрил VR-технологию в систему целевой подготовки кадров «Приток». Первый VR-модуль служит для отработки действий специалистов аэропорта во время чрезвычайных ситуаций. В виртуальной реальности полностью воссозданы среда аэропортового комплекса Домодедово и более 50 различных типов чрезвычайных ситуаций, в том числе аварийной посадки воздушного судна. Пользователь, надев VR-очки, исполняет роль начальника смены аэропорта, который отвечает за организацию ликвидации нештатной ситуации.

Хозяйствующие субъекты, проводящие постоянное эффективное обучение персонала, подразумевают, что такое обучение поможет сотрудникам исполнять свои функциональные обязанности с учетом внедренных инновационных технологий, перехода на иную систему производства и т.д., что существенно повысит конкурентоспособность на рынке указанных предприятий.

Резюмируя изложенное, отметим, что корпоративное обучение персонала является залогом вложения инвестиций в саму компанию, т.к. ее ценность заключается не только в использовании новейших технологий, получения максимально высокой прибыли, но и в наличии профессиональных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркатунов В.Ф., Коваленко В.П., Левченко В.П., Покрамович О.В. Эффективный служебный контракт как инструмент повышения качества труда государственных и муниципальных служащих. Курск: Университетская книга, 2018. 440 с.

2. Полевая М.В. Система оценки персонала в организации. М.: Прометей, 2017. 284 с.

3. Покрамович О.В. Отдельные методы корпоративного управления в хозяйствующем субъекте // Дельта науки. 2017. № 3. С. 98-100.

4. Кокоулина О. Что такое LMS и как с ее помощью управлять обучением. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-lms (дата обращения 25.06.2018).

5. Риа О'Доннел. Тренды корпоративного обучения в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkc.ru/ru/jobnews/392.html (дата обращения 26.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.