технологии контроля и оценки координационных способностей в системе спортивного отбора
УДК/UDC 796.012
Информация для связи с автором: vl [email protected]
Поступила в редакцию 20.01.2020 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Ботяев1 Аспирант С.В. Ботяев2 Доцент В.К. Тулаев2
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин3 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев3
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2 Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан
3 Сургутский государственный университет, Сургут
TECHNOLOGiES FOR CONTROL AND ASSESSMENT OF OOORDiNATiNG ABiLITiES WiTHiN SYSTEM OF SPORTS SELECTION
Dr.Hab., Professor V.L. Botyaev1 Graduate student S.V. Botyaev2 Associate Professor V.K. Tulaev2 PhD, Associate Professor V.V. Apokin3 PhD, Associate Professor V.Yu. Losev3
1 Surgut State Pedagogical University, Surgut
2 North Kazakhstan State University named after M. Kozybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan
3 Surgut State University, Surgut
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать необходимость диагностики координационных способностей в качестве объективного маркера в оценке перспективности юного спортсмена.
Методика и организация исследования. Общий уровень координационной подготовленности определялся блоком тестовых заданий (п-16), прошедших апробацию в ранее проведенных нами исследованиях, где показали высокий коэффициент надежности, стабильности и прогностической информативности. Каждая отдельная способность оценивалась блоком однородных, гомогенных заданий.
Проведенное тестирование позволило всех участников эксперимента разделить (условно) на четыре группы пригодности: группа перспективных - 4 юные гимнастки; группа пригодных, положительная перспектива - 7 гимнасток; условно пригодные, с сомнительной перспективой - 6 гимнасток; непригодные - отрицательная перспектива - 6 гимнасток. Оценка результатов тестирования осуществлялась по разработанным нами нормативам перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Анализ экспериментальных данных показывает, что спортсменки, отнесенные к 1-й и 2-й группам, гораздо успешнее осваивают технический арсенал гимнастических упражнений. Только на одном снаряде, опорный прыжок, уровень освоенности упражнений имеет статистически неподтвержденные различия, в то же время эксперты отмечают, что гимнастки 1-й группы, выполняя прыжки, демонстрируют более перспективную технику, в основе которой лежит тонкая межмышечная координация.
Таким образом, расширение базы контрольно-переводных испытаний за счет включение в них двигательно-координационных тестов значительно повышает объективность оценки перспективности юного спортсмена. Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили нашу гипотезу о необходимости диагностики координационных способностей в процессе отбора и оценки перспективности юных гимнастов.
Ключевые слова: спортивный отбор, координационные способности, диагностика, тестирование, техническая подготовленность.
Annotation
Objective of the study was to scientifically substantiate the need for diagnosing coordinating abilities as an objective marker of young athletes' potential (perspectiveness).
Methods and structure of the study. The subjects' overall coordination fitness level was determined by means of the block of tests (n-16), piloted in our previous studies, where they were proved highly reliable, stabile and prognostic. Each particular ability was rated in a block of homogeneous tasks. The testing enabled to divide (conditionally) all participants of the experiment into 4 fitness groups: promising athletes - 4 young female gymnasts; qualified athletes with good potential - 7 female gymnasts; conditionally suitable athletes, with questionable potential - 6 female gymnasts; unsuitable athletes - those with no potential - 6 female gymnasts.
The test results were evaluated according to the standards developed for prospective-prognostic models of coordination fitness. Results of the study and conclusions. The analysis of the experimental data showed that the female athletes assigned to the 1st and 2nd groups mastered the technical elements of the gymnastic exercises much more successfully. On one gymnastic apparatus only, horse vault, the level of the exercise execution mastery was characterized by the statistically unverified differences, while the experts noted that the female gymnasts of the 1st group, performing jumps, had demonstrated a more promising technique based on the fine intermuscular coordination.
Consequently, the expansion of the base of control-transfer tests by inclusion of motor coordination tests significantly increases the objectivity of assessing the potential of young athletes. The results of the educational experiment fully confirmed our hypothesis about the need to diagnose coordinating abilities in the process of sports selection and evaluation of perspectiveness of young gymnasts.
Keywords: sports selection, coordinating abilities, diagnostics, testing, technical fitness.
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Введение. Современный этап развития спорта с его высокими результатами, плотным соревновательным графиком, психологической напряженностью тренировочной и соревновательной деятельности заставляет тренеров, специалистов по-новому взглянуть на проблему спортивного отбора. Все это говорит о том, что необходим организованный, научно обоснованный отбор перспективных спортсменов, учитывающий сложившиеся организационные, научные и социально-экономические условия в стране [2, 4, 6]. Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающая в себя педагогические, психологические, медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей для специализации в определенном виде спорта [3]. Ключевым словом здесь является комплексный характер, который, по мнению авторов [1, 3], должен обеспечить максимально объективную оценку потенциальных возможностей юного спортсмена.
Можно сказать, что реализация этого направления в системе спортивного отбора требует прежде всего переосмысления некоторых традиционных методологических, теоретических и методических подходов в изучении координационных способностей [5, 6].
Цель исследования - научно обосновать необходимость диагностики координационных способностей в качестве объективного маркера в оценке перспективности юного спортсмена.
Методика и организация и исследования. Проведенные нами исследования взаимосвязи кондиционных и координационных способностей у представителей спортивной гимнастики показали, что эти связи находятся на низком и среднем уровне (табл. 1), а ведь это гимнастика, где выполнение многих кондиционных нормативов требует специальной технической подготовленности, но даже такие упражнения имеют низкие коэффициенты взаимосвязи.
Общий уровень координационной подготовленности определялся блоком тестовых заданий (п-16), прошедших апробацию в ранее проведенных нами исследованиях, где показали высокий коэффициент надежности, стабильности и прогностической информативности. Каждая отдельная
Таблица 1. Взаимосвязь общей координационной подготовленности с результатами физической подготовленности юных гимнасток (п-23)
№ п/п Показатели физической подготовленности Коэффициент корреляции
1 Прыжок в длину с места, см 0,273
2 Лазанье по канату без помощи ног, с - 0,168
3 «Спичаг» из упора ноги врозь вне, кол-во раз 0,483*
4 Поднимание ног из виса углом на гимнастической стенке,кол-во раз 0,416*
5 Бег на 20 м, с - 0,172
6 Прыжок в верх (по Абалакову), см 0,283
7 Напрыгивание на возвышение, кол-во раз 0,427*
8 Сгибание-разгибание рук в висе (10 с) 0,254
9 Подъем разгибом на н/жерди, кол-во раз 0,326
10 Высокий угол на бревне, с 0,217
11 Из упора на н/жерди отмах в стойку на руках, кол-во раз 0,475*
12 Упражнения на гибкость (7 упражнений), (сбавки) 0,347
Примечание. * - отмечены статистически достоверные коэффициенты корреляции.
способность оценивалась блоком однородных, гомогенных заданий.
Способность к реагированию: тест РДО.
Способность к согласованию: перешагивание через гимнастическую палку; передвижение в упоре лежа сзади; «ККЭ прыжка в длину лицом и спиной вперед».
Кинестетические способности: воспроизведение пространственных углов на кинематометре (асимметричные ); воспроизведение мышечного усилия 50% от максимального результата «становой динамометрии».
Способность к ориентированию: прыжок с вращением на разметку; воспроизведение длины отрезка; прыжки к цели без зрительного контроля.
Статокинетическая способность: вращение на платформе и остановка в исходном положении; прыжок с вращением, на максимальное количество градусов; оценка угловой скорости движения.
Темпо-ритмовая способность: изменение ритма прыжков, минимально быстрее»; воспроизведение ритма прыжков.
Способность к равновесию: три поворота на 360° на низком бревне; проба Ромберга (стоя на низком бревне).
Проведенное тестирование позволило всех участников эксперимента разделить (условно) на четыре группы пригодности: группа перспективных - 4 юные гимнастки; группа пригодных, положительная перспектива - 7 гимнасток; условно пригодные, с сомнительной перспективой - 6 гимнасток; непригодные - отрицательная перспектива - 6 гимнасток.
Оценка результатов тестирования осуществлялась по разработанным нами нормативам перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности.
Выполнение участниками эксперимента тестов физической подготовленности показало, что все юные гимнастки выполняют их на достаточно высоком уровне. Проведенное по этим результатам разделение группы по категориям перспективности показало, что непригодных среди них нет, с сомнительной перспективой - всего 4 гимнастки, группу перспективных составили 9 гимнасток, пригодных - 8. Надо сказать, что все дети прошли предварительную подготовку в так называемых группах здоровья и были отобраны для дальнейших занятий спортивной гимнастикой.
Результаты исследования и их обсуждение. Длительность педагогического эксперимента - годичный этап подготовки, по окончании которого все гимнасты выполняют контрольно-переводные нормативы физической и технической подготовленности. В нашем случае техническую подготовленность оценивали методом экспертных оценок, где в качестве экспертов выступали тренеры и судьи высокой квалификации (п=5). Каждое выполненное упражнение оценивалось по 10-балльной системе, с дальнейшим расчётом коэффициента конкордации (табл. 2).
Анализ экспериментальных данных показывает, что спортсменки, отнесенные к 1-й и 2-й группам, гораздо успешнее осваивают технический арсенал гимнастических упражнений. Только на одном снаряде, опорный прыжок, уровень освоенности упражнений имеет статистически неподтвержденные различия, в то же время эксперты отмечают, что гимнастки 2-й группы, выполняя прыжки, демонстрируют более перспективную технику, в основе которой лежит тонкая межмышечная координация.
Вывод. Расширение базы контрольно-переводных испытаний за счет включения в них двигательно-координационных тестов значительно повышает объективность оценки перспективности юного спортсмена. Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили гипотезу о необходимости диагностики координационных способностей в процессе отбора и оценки перспективности юных гимнастов.
94
http://www.teoriya.ru
№3 • 2020 Март | МагсГ:
Таблица 2. Сравнительный анализ технической подготовленности юных гимнасток по окончании эксперимента
Вид многоборья 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-ягруппа р 1-я г./2-я г. р 1-я г.\3-я г. р 2-я г./3-я г.
Опорный прыжок (3 компонента) 26,8±2,58 26,3±3,24 24,7±3,48 24,1±3,77 >0,05 >0,05 >0,05
Брусья р/в (5 компонентов) 43,5±4,63 40,3±4,27 37,6±5,84 32,2±4,56 >0,05 <0,01 <0,05
Бревно (5 компонентов) 42,7±5,52 43,4±4,72 36,3±4,92 33,2±5,68 >0,05 <0,01 <0,05
В/упр./акробатика (6 компонентов) 52,7±4,73 51,8±5,14 43,6±5,62 42,3±4,75 >0,05 <0,01 <0,01
Литература
1. Антипов А.В. Комплексная система отбора юных спортсменов на различных этапах подготовки в футбольных академиях / А.В. Антипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 5. - С. 20-22
2. Ботяев В.Л. Место координационных способностей в системе спортивного отбора / В.Л. Ботяев. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 301 с.
3. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 175 с.
4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008. - 302 с.
5. Иссурин В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. - М.: ООО Изд-во «Спорт», 2019. -208 с.
6. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация / В.Б. Иссурин. - М.: ООО Изд-во «Спорт», 2017. - 364 с.
References
1. Antipov A.V. Kompleksnaya sistema otbora yunyih sportsmenov na razlichnyih etapah podgotovki v futbolnyih akademiyah [Comprehensive selection system applied in every training stage by football academies]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. no, 5. pp. 20-22
2. Botyaev V.L. Otbor i prognozirovanie v sporte mesto koordinatsion-nyih sposobnostey v sisteme sportivnogo otbora [Selection and prediction in sport, place of coordination abilities in sports selection system]. Surgut : SurSPU publ., 2016. 301 p.
3. Volkov, V.M., Filin V.P. Sportivny otbor [Sports selection]. M.: Fizkul-tura i sport, 1983. 175 p.
4. Guba V.P. Teoriya i praktika sportivnogo otbora i ranney orientatsii v vidyi sporta [Theory and practice of sports selection and early orientation in sports]. M.: Sovetskiy sport publ., 2008. 302 p.
5. Issurin V.B., Lyakh V.I. Koordinatsionnyie sposobnosti sportsmenov [Coordinating abilities of athletes]. M.: Sport publ., 2019. 208 p.
6. Issurin V.B. Sportivny talant: prognoz i realizatsiya [Sports talent: forecast and implementation]. M.: Sport publ., 2017. 364 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
К0РРЕКЦИ0НН0Е ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ ФИТНЕС-АЭР0БИК0И НА ОБЪЁМ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Соискатель Е.А. Летова1 Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семёнов1
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
УДМ^С 796.011.1
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, адаптивная физическая культура, фитнес-аэробика, коррекция, объём внимания, линейный метод.
Введение. Фундаментальные научные исследования, доказывающие взаимосвязь физического и психического развития у человека, а также раскрывающие механизмы влияния физических упражнений на восстановление и формирование нейронов, создают теоретическую основу для актуализации исследований по коррекции первичных отклонений средствами физической культуры у детей с интеллектуальными отклонениями. В первую очередь это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР), первичные отклонения у которых в сфере познавательных процессов не носят органического характера.
Цель исследования - оценить степень коррекционного влияния занятий фитнес-аэробикой на объём внимания у детей с задержкой психического развития.
Методика и организация исследования. Формирующий эксперимент проводился на протяжении двух лет в естественных условиях уроков по физической культуре с привлечением 48 учащихся с ЗПР 4, 5 и 6-х классов, разделённых на контрольную и экспериментальную группы в каждой параллели. Учащиеся контрольных групп занимались три раза в неделю по традиционной программе по физической культуре. В содержании уроков экспериментальных классов дважды в неделю включались специально подобранные упражнения (базовые и сложные элементы, связки) из фитнес-аэробики.
CORRECTiVE EFFECTS OF FiTNESS AEROBiCS ON VOLUME OF ATTENTiON iN MENTALLY RETARDED CHiLDREN
Candidat E.A. Letova1
Dr.Hab., Professor L.A. Semenov1 1Surgut State Pedagogical University, Surgut
Поступила в редакцию 20.01.2020 г.
При этом использовался так называемый линейный метод, культивирующийся в настоящее время в фитнес-аэробике [1] и трансформированный с учётом целевой направленности на коррекцию у детей с ЗПР объёма внимания. Основным специфическим принципом коррекции, определяющим методику обучения, являлся принцип дробности, предполагающий системное разделение учебного материала на мелкие части, или элементы.
Результаты исследования и их обсуждение. Если в начале проведения эксперимента число детей с ЗПР, способных успешно выполнять задание (соответствующее требованиям, предъявляемым к нормально развивающихся детям), составляло лишь 12,5 % в 4-м и 25% в 5-м и 6-м классах, то итоговые показатели как после первого, так и после второго года формирующего эксперимента улучшились. При этом ухудшение результатов отчётливо просматривается после летних каникул (в начале второго года проведения экспериментальных значений), что также опосредованно свидетельствует о положительном влиянии систематических занятий фитнес-аэробикой на объём внимания детей.
Вывод. Приведённые результаты свидетельствуют о безусловном коррекционном влиянии занятий фитнес-аэробикой на объём внимания у детей с ЗПР.
Литература
1. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2 т. Т. I. Теория и методика / Т.С. Лисиц-кая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.
Информация для связи с автором: [email protected]