Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ КОНСОЛИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ И "ПРЯМЫХ ЛИНИЙ" С ПРЕЗИДЕНТОМ'

ТЕХНОЛОГИИ КОНСОЛИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ И "ПРЯМЫХ ЛИНИЙ" С ПРЕЗИДЕНТОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ / КОНСОЛИДАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осипов Александр Владимирович

В статье представлены результаты актуального анализа консолидирующего потенциала Посланий Президента Федеральному Собранию РФ и «прямых линий» с президентом на основании данных социального мониторинга 2012-2021 годов. Автор обосновывает вывод, что в современной России послания Президента Федеральному Собранию РФ, «прямые линии с президентом», пресс-конференции общенационального лидера обладают значительным консолидационным потенциалом. Президент обличен доверием граждан и, согласно данным социальных мониторингов 2012-2021 года, отвечает основным социально-политическим ожиданиям россиян в вопросах внешней и внутренней политики. Вместе с тем, рост индекса протестной активности населения, падения индексов социального благополучия в связи с кризисными процессами в экономике на фоне пандемии и т.д., показывают недостаточность использования политического капитала общенационального лидера и правильных идеологем для решения актуальных проблем современности. Решение проблем консолидационной политики требует дальнейшего поиска эффективных технологий консолидации политической власти, преодоления разрыва между государственной властью и обществом посредством реальной модернизации российской социально-политической действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Осипов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL POWER CONSOLIDATION TECHNOLOGIES: THE CONSOLIDATING POTENTIAL OF PRESIDENT'S MESSAGES TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND "DIRECT LINES" WITH THE PRESIDENT

The article presents the results of the current analysis of the consolidating potential of the President's Messages to the Federal Assembly of the Russian Federation and the "direct lines" with the President based on the social monitoring data of 2012-2021. The author justifies the conclusion that in modern Russia, the President's messages to the Federal Assembly of the Russian Federation, "direct lines with the president," press conferences of the national leader have significant consolidation potential. The president is denounced by the trust of citizens and, according to social monitoring data from 2012-2021, meets the main socio-political expectations of Russians in matters of foreign and domestic policy. At the same time, the growth of the index of protest activity of the population, the decline of social well-being indices in connection with crisis processes in the economy against the background of a pandemic, etc., show the lack of use of the political capital of the general-national leader and the right ideology to solve the current problems of our time. Solving the problems of consolidation policy requires the further search for effective technologies for consolidating political power, bridging the gap between state power and society through the real modernization of Russian socio-political reality.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ КОНСОЛИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ И "ПРЯМЫХ ЛИНИЙ" С ПРЕЗИДЕНТОМ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 198-202 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):198-202

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 323

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-198-202

ТЕХНОЛОГИИ КОНСОЛИДАЦИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ И «ПРЯМЫХ ЛИНИЙ» С ПРЕЗИДЕНТОМ

Александр Владимирович Осипов

Ленинский районный суд, Ростов-на-Дону, Россия, osipov.82@inbox.ru

Аннотация. В статье представлены результаты актуального анализа консолидирующего потенциала Посланий Президента Федеральному Собранию РФ и «прямых линий» с президентом на основании данных социального мониторинга 2012-2021 годов. Автор обосновывает вывод, что в современной России послания Президента Федеральному Собранию РФ, «прямые линии с президентом», пресс-конференции общенационального лидера обладают значительным консолидацион-ным потенциалом. Президент обличен доверием граждан и, согласно данным социальных монито-рингов 2012-2021 года, отвечает основным социально-политическим ожиданиям россиян в вопросах внешней и внутренней политики. Вместе с тем, рост индекса протестной активности населения, падения индексов социального благополучия в связи с кризисными процессами в экономике на фоне пандемии и т.д., показывают недостаточность использования политического капитала общенационального лидера и правильных идеологем для решения актуальных проблем современности. Решение проблем консолидационной политики требует дальнейшего поиска эффективных технологий консолидации политической власти, преодоления разрыва между государственной властью и обществом посредством реальной модернизации российской социально-политической действительности.

Ключевые слова: политическая власть, институт общественного мнения, послания Президента Федеральному Собранию РФ, консолидация политической власти, политические технологии, Стратегия государственной национальной политики, общероссийская гражданская идентичность

Для цитирования: Осипов А. В. Технологии консолидации политической власти: консолидирующий потенциал посланий Президента Федеральному Собранию РФ и «прямых линий» с президентом / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 198-202. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-198-202.

Politology and Ethnopolitics

Original article

POLITICAL POWER CONSOLIDATION TECHN OL OGIES: THE CONSOLIDATING POTENTIAL OF PRESIDENT'S MESSAGES TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION

AND "DIRECT LINES" WITH THE PRESIDENT

Alexander V. Osipov

Leninsky District Court, Rostov-on-Don, Russia, osipov.82@inbox.ru

Abstract. The article presents the results of the current analysis of the consolidating potential of the President's Messages to the Federal Assembly of the Russian Federation and the "direct lines" with the President based on the social monitoring data of 2012-2021. The author justifies the conclusion that in modern Russia, the President's messages to the Federal Assembly of the Russian Federation, "direct lines with the president," press conferences of the national leader have significant consolidation potential. The president is denounced by the trust of citizens and, according to social monitoring data from 20122021, meets the main socio-political expectations of Russians in matters of foreign and domestic policy. At the same time, the growth of the index of protest activity of the population, the decline of social well-being indices in connection with crisis processes in the economy against the background of a pandemic, etc., show the lack of use of the political capital of the general-national leader and the right ideology to solve the current problems of our time. Solving the problems of consolidation policy requires the further search for effective technologies for consolidating political power, bridging the gap between state power and society through the real modernization of Russian socio-political reality.

© Осипов А. В., 2021

Политология и этнополитика

Осипов А. В. Технологии консолидации политической власти: консолидирующий потенциал посланий Президента...

Keywords: political power, institution of public opinion, messages of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation, consolidation of political power, political technologies, Strategy of state national policy, all-Russian civic identity

For citation: Osipov A. V. Political power consolidation technologies: the consolidating potential of President's messages to the Federal Assembly of the Russian Federation and "direct lines" with the president. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):198-202. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-198-202.

Современная эпоха - это эпоха постиндустриализации в России, с доминированием высоких технологий, которые вызывают трансформацию социально-политической реальности в направлении виртуализации социума, внедрения новых коммуникативных практик, развития электронной медиасреды и т.д. Это затрагивает в полной мере и социально-политическую сферу, оказывает определяющее влияние на политические процессы и институты, механизмы реализации политических задач и технологии осуществления политической власти. Особый интерес представляет политический анализ технологий осуществления власти, претворения в жизнь актуальной политики, реализации политических решений.

Поскольку в современных демократических обществах власть опирается не на политику грубой силы, а вынуждена использовать механизмы легитимации власти, основанные на доверии граждан политической элите, конституентов лидеру, возрастает актуальность использования политических PR-технологий, управления общественными настроениями посредством организации и поддержания диалога власти и общества. Это тем более актуально в условиях пандемии, когда дистанционные режимы взаимодействия разобщают социум, открывают широкие возможности для политических манипуляций, и управление информационными потоками, направление их в конструктивное русло, становится ключевой политической задачей правящей элиты.

Начиная с 2008 года, в связи с процессами укрепления вертикали власти, усиления президентской власти и социально-политического влияния президента В.В. Путина как общенационального лидера, в фокусе внимания политологов находятся процессы и технологии, направленные на разработку и реализацию политики консолидации политической власти, легитимации власти, достижения консенсуса на базе общественного договора, совершенствования взаимодействия между властью и обществом. Иначе говоря, тема консолидации политической власти и общественного согласия приобретает особую актуальность.

Реализация интереса политических наук и властных структур к теме консолидации находит выражение в попытках теоретико-методологического моделирования консенсуса, а также в попытках выработать и реализовать механизмы консолидации на разных уровнях социально-политической реальности и теоретического осмысления.

Принимая во внимание технологическую модернизацию политической сферы и социально-политические вызовы современности, интерес к политическим технологиям консолидации и легитимации власти является обоснованным и своевременным. Вместе с тем, несмотря на актуализацию проблематики политики и технологий консолидации политической власти, политическая теория и практика так и не получила исчерпывающих решений проблемы. Среди факторов, которые препятствуют разработке технологий и активизации процессов консолидации политической власти, единения власти и общества следует отметить:

• Отсутствие адекватного вызовам современности теоретико-методологического понимания и моделирования процессов консолидации политической власти.

• Обострение противоречий, связанных с социально-экономическим, информационным, территориальным, политическим, гендерным и т.д. неравенством в современной России.

• Увеличение протестной активности, напряженности в обществе, в связи с кризисными явлениями в экономике, ситуацией пандемии, внешним давлением на Россию со стороны западных стран, неэффективностью внутренней политики в некоторых социально-экономических сферах и т.д.

• Углубление кризиса общенациональной социально-политической идентичности, в связи с отсутствием общенациональной идеи и принимаемых на всех уровнях власти и общества стратегических ценностей.

• Недостаточно эффективные формы взаимодействия, в том числе в пространстве электронной медиасреды, между всеми социально-политическими акторами.

Соответственно, эффективное решение проблемы заключается в минимизации влияния данных факторов. В теоретико-методологической плоскости решения проблемы политологические и социально-политические науки обоснованно сосредоточены на поиске технологий и способов коммуникации, интерактивного взаимодействия между властью и обществом, а также между наиболее влиятельными политическими акторами, кластерами. К числу основных кластеров социально-политического влияния относятся широкая общественность и президентская власть, которая,

Politology and Ethnopolitics

Osipov A. V. Political power consolidation technologies: the consolidating potential of President's messages ...

в свою очередь, в общественном сознании отождествляется с фигурой общенационального лидера -Президента РФ В. В. Путина. Поэтому в социально-политическом знании, начиная с 2008 года, широко представлен анализ содержания послания Президента Федеральному Собранию на предмет выявления особенностей и оценки эффективности социально-политической коммуникации и дискурса, основных тенденций политического управления, динамики политических трансформаций, сопоставления поставленных политических задач и полученных результатов. Анализ материалов пресс-конференций, «прямых линий», обращений Президента к Федеральному Собранию, а так же вторичный анализ фактологического материала опросов общественного мнения, данных социальных мони-торингов представляется ценным в раскрытии темы технологий консолидации политической власти.

Немаловажно, что начиная с 2012 года, в посланиях Президента В.В. Путина четко прослеживается тема общенациональной и общегражданской идентичности. Даная тема также нашла отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой отражены представления о россиянах как о единой нации, объединённой общим историческим опытом, традициями, традиционными ценностями и т.д. В тексте декларируется необходимость сохранения исторического наследия и активизации исторического творчества, реализации поддерживающих национальную самобытность России социально-политических и социокультурных проектов, поиска консолидирующих нацию идей. Иначе говоря, в 2012 - 2013 годах в политический дискурс на государственном уровне активно вводится понятие «российская нация», а поиск общегражданской общенациональной идентичности, мероприятия и технологии поддержания российской нации становятся приоритетами российской государственной политики.

Следует отметить, что в посланиях президента присутствует адекватное понимание, как определяющей роли государства в формировании, конструировании, поддержании общенациональной идентичности и консолидирующей общество национальной идеи, так и понимание, что национальная идея и идентичность не могут быть навязаны «сверху», а должны стать результатом самоидентификации граждан России со стратегическими общенациональными ценностями, должны быть поддержаны «снизу» в рамках одобрения стратегий государственной политики. Соответственно, развитие общенациональной и общегражданской идентичности предполагает достижение консенсуса между основными кластерами консолидации политической власти: государством, правящей элитой, партиями (которые выступают своеобразными посредниками между государством и обществом], гражданским обществом, в том числе посредством эффективных политических технологий консолидации.

В послании Президента к Федеральному Собранию РФ в декабре 2013 года четко прозвучало, что единство российской нации возможно на основе единства языка и культуры, традиционных ценностей, переосмысления и сохранения исторического наследия, а также посредством активизации роли граждан в конструировании общенациональной идентичности путем более активного участия в социально-политической жизни страны. В свою очередь, задачами действующей власти было названо, в первую очередь, завоевание, обеспечение и поддержание доверия граждан, обеспечение консолидации политической власти, преодоления разрыва между государством и обществом. Это позволяет проследить содержательные тенденции и динамику развития указанных основополагающих ориентиров государственной политики в посланиях президента вплоть до апреля 2021 года. В 2014 году в обозначенном контексте одной из основополагающих идей послания Президента стала идея патриотизма, целостности и суверенитета страны. Это не в последнюю очередь было связано с процессами присоединения и интеграции в Российскую Федерацию территории Крыма. В последующие годы, наряду с идеями повышения эффективности коммуникации общества и власти, в том числе в формате электронной медиасреды (развития технологий электронного правительства и т.д.], на первый план выходит тема национальной безопасности в связи с внешнеполитическим давлением на Россию со стороны Запада, а также возрождением идеи великодержавности, самодостаточности экономики России, необходимости самим творить свою судьбу и т.д.

Следует отметить, что прямое обращение власти к народу, Президента к Федеральному Собранию и гражданам страны, является эффективной технологией консолидации политической власти. Об этом свидетельствует постоянный интерес, который проявляют россияне к данной форме социально-политической коммуникации. Так, например, в 2021 году «82% опрошенных россиян знают о готовящейся пресс-конференции Владимира Путина, 71% интересуются ответами президента на вопросы журналистов»1. «87% планируют следить за выступлением президента»2.

1 Большая пресс-конференция президента: внимание и интерес 17 декабря 2020. URL:

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bolshaja-press-konferencija-prezidenta-vnimanie-i-interes (дата обращения: 21.06.2021).

2 Послание Президента-2021: ожидания россиян. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poslanie-prezidenta-2021-ozhidanija-rossijan-1 (дата обращения: 21.06.2021)

Политология и этнополитика

Осипов А. В. Технологии консолидации политической власти: консолидирующий потенциал посланий Президента...

Немаловажным представляется анализ того, что общество надеется услышать от власти, актуальных ожиданий, которые высказывают россияне в 2021 году. «Более трех четвертей россиян (78%] хотят услышать от В. Путина решение актуальных проблем и ответы на текущие вопросы. Более трети опрошенных (37%) сказали, что лучше сконцентрировать внимание на вопросах внутренней политики»1. Можно сделать вывод, что актуальной тенденцией последних лет является смещения фокуса внимания общества с вопросов внешней политики на внутреннюю. Это, не в последнюю очередь спровоцировано усилением социально-экономического кризиса, а также актуальным интересом россиян к действиям президента и правительства в условиях пандемии, которая спровоцировала рост безработицы, падение доходов россиян, усиление социального и территориального неравенства, а также усилила необходимость социальной защиты населения под угрозой демографического кризиса и т.д.

Очевидно, что на уровне общественной психологии реакцией на кризис является рост неуверенности людей в завтрашнем дне, падение индексов счастья и общественного благополучия. Соответственно технологии консолидации политической власти должны принимать во внимание указанные параметры и показывать эффективность в вопросах поддержания позитивных настроений в обществе. Если обращение Президента к общественности и Федеральному Собранию является эффективной политической технологией, направленной на обеспечение консенсуса и позитивных настроений в обществе, то результатом ее использования должна явится удовлетворенность граждан от обращений общенационального лидера к народу, положительные эмоции, большая уверенность в завтрашнем дне, доверие к власти, ощущение, что власть понимает проблемы своих граждан и решает их всеми возможными легитимными способами в интересах общего блага.

Следует отметить, что социальный мониторинг, проведенный ВЦИОМ по итогам выступлений президента в апреле 2021 года свидетельствует в пользу того, что ожидания россиян совпали с результатами выступления общенационального лидера по актуальным вопросам. Наибольший интерес и одобрение вызвали темы социальной защиты населения, поддержки материнства и детства2. Поскольку «Большинство информированных граждан (76%) считают, что задачи, поставленные президентом во время выступления, будут выполнены полностью или частично» и это положительно повлияет на жизнь россиян в ближайшие годы, можно сделать вывод о том, что послание Президента к Федеральному Собранию РФ является эффективным способом социально-политического взаимодействия действующей власти и общества, а так же эффективной технологией консолидации политической власти.

Поскольку для реализации политики достижения консенсуса власти и общества по актуальным вопросам необходимо доверие общества к власти, можно констатировать, что послание Президента к Федеральному Собранию с задачей справилось - произвело положительное впечатление на большинство россиян (78%). «Среди эмоций, которые испытали слышавшие о Послании россияне, наиболее частыми были надежда (31%), доверие (24%), уважение (21%), уверенность в завтрашнем дне (20%) и гордость (16%)». Более того, если расценивать послание как технологию политической коммуникации, целью которой в том числе является преодолеть существующий разрыв между властью и обществом, следует констатировать, что она является достаточно эффективной для решения указанной задачи. Большинство респондентов (60%) ответило, что «президент понимает ситуацию в стране и проблемы рядовых граждан»3. Аналогичная статистика наблюдается и по результатам «Прямой линии-2021», в ходе которой президент В.В. путин ответил на вопросы граждан в прямом эфире. «68% респондентам понравилось выступление президента и то, как он отвечал на вопросы. 62% респондентов считают, что Владимир Путин понимает реальную ситуацию в стране и проблемы населения. Таким образом, большинство показателей оценки выступления президента в ходе «Прямой линии», зафиксированных в ходе исследования, носят позитивный характер и превышают аналогичные показатели предыдущего исследования (на «Прямой линии» 2019 года)»4.

С одной стороны, можно сделать обоснованный вывод, что политическая власть в лице президентской элиты и верховного общенационального лидера осознает важность консолидационной политики и эффективно использует политические PR-технологии для организации эффективного взаимодействия по линии элита-общество, обеспечивая наличие обратной связи, поддержки доверия общества к власти, на базе которого во многом осуществляется легитимность политической власти. Особенно это важно, учитывая ситуацию пандемии, которая, как всякая острая непредвиденная

1 Послание Президента-2021: ожидания россиян...

2 Послание Президента: итоги. 30 апреля 2021. URL: https://wdom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poslanie-prezidenta-itogi (дата обращения: 25.06.2021).

3 РАСШИРЕННАЯ ПОДБОРКА ДАННЫХ ВЦИОМ к тематическому выпуску «Доверие» (№) 7. URL: http://www.wciom.ru/ (дата обращения: 15.07.2021).

4 Прямая линия с Владимиром Путиным: первые оценки. 01 июля 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prjamaja-linija-s-vladimirom-putinym-pervye-ocenki (дата обращения: 15.07.2021).

Politology and Ethnopolitics

Osipov A. V. Political power consolidation technologies: the consolidating potential of President's messages ...

проблема, повышает роль и значение фигуры общенационального лидера, вокруг которого в кризисный момент должно сплотиться общество.

С другой стороны, очевидно, что консенсус не может обеспечиваться только в результате использования консолидационного потенциала и политического капитала верховного лидера. Современная ситуация в публичной политике требует более активной гражданской политической культуры, активизации обратной связи по линии лидер конституенты в интерактивном режиме не только пресс-конференций, но и совместного политического действия по выработке и реализации политических решений, определения единых для элиты и общества политических стратегий на основе ценностного консенсуса. Соответственно, обратная связь между лидером и конституентами должна обеспечиваться по всему социально-политическому полю, постоянными политическими процессами, механизмами полноценного политического участия граждан в управлении страной, а не однократными ежегодными PR-акциями, имитациями налаженной обратной связи и единения власти с народом.

С одной стороны, следует отметить верно выбранный вектор посланий Президента, ориентированный на формирование общегражданской общенациональной идентичности, что на идейно-эмоциональном уровне выступает противовесом процессам этно-национального сепаратизма и социально-политической дифференциации. А, с другой стороны, как отмечают многие политологи, ценности консолидации власти и общества, ориентация на консенсус носят для власти во многом инструментальный характер, проявляющийся в декларациях и идеологемах, влияние которых ощущается только на поверхности функционирования социума и не способно вызвать глубокий резонанс на уровне общественного сознания, достаточный для преодоления отчуждения граждан от власти и активизации гражданской позиции населения по актуальным политическим проблемам современности [1]. Инструментальное отношение власти к традиционным ценностям, проявляющееся, в том числе в конвенциональной интерпретации отечественной истории, включение их в контекст политической манипуляции общественным мнением, приводит к ослаблению морального авторитета власти и обесцениванию идейных оснований общегражданской идентичности [2-3].

Подытожим: в современной России послания Президента Федеральному Собранию РФ, «прямые линии» с президентом, пресс-конференции общенационального лидера обладают значительным кон-солидационным потенциалом. Президент обличен доверием граждан и, согласно данным социальных мониторингов 2012-2021 гг., отвечает основным социально-политическим ожиданиям россиян в вопросах внешней и внутренней политики. Вместе с тем, рост индекса протестной активности населения, падения индексов социального благополучия в связи с кризисными процессами в экономике на фоне пандемии и т.д., показывают недостаточность использования только политического капитала общенационального лидера и правильных идеологем для решения актуальных проблем современности. Решение проблем консолидационной политики требует дальнейшего поиска эффективных технологий консолидации политической власти, преодоления разрыва между государственной властью и обществом посредством реальной модернизации российской социально-политической действительности.

Список источников

1. Условия и возможности консолидации российского общества. Сборник научных трудов СИ РАН / Отв. ред.: А. В. Дука, И. И. Елисеева. СПб.: Нестор-История, 2010.280 с.

2. Россия на пути консолидации: Сборник статей. СПб.: Нестор-История, 2015. 416 с.

3. Евсеева М. А. Идеи общероссийской гражданской идентичности в посланиях Президента к Федеральному собранию: поиск консенсуса // Власть. 2020. №6. С. 201-207.

References

1. Conditions and possibilities of consolidation of Russian society. Collection of scientific works of the SI RAS. A. V. Duka, I. I. Eliseev (eds.). St. Petersburg: Nestor-History; 2010. 280 p. (In Russ.)

2. Russia is on the way to consolidation: A collection of articles. St. Petersburg: Nestor-History, 2015. 416 p. (In Russ.)

3. Evseeva M. A. Ideas of an all-Russian civic identity in the President's Messages to the Federal Assembly: the search for consensus. Vlast' = The Authority. 2020;(6):201-207. (In Russ.)

Информация об авторе

А. В. Осипов - канд. полит. наук, судья.

Information about the author

A. V. Osipov - Candidate of Political Science, Judge.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 26.11.2021.

The article was submitted 10.11.2021; approved after reviewing 25.11.2021; accepted for publication 26.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.