УДК 316.454.4(470+571)
Самсонова Татьяна Николаевна
доктор политических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Цыганкова Диана Николаевна
магистрант социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Samsonova Tatiana Nikolayevna
PhD in Political Science, Professor, Department of Sociology, Lomonosov Moscow State University
Tsygankova Diana Nikolayevna
Master's Degree student, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University
THE MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF ACHIEVING THE CONSOLIDATION OF RUSSIAN SOCIETY
Аннотация:
Авторы статьи анализируют главные направления консолидации современного российского общества, а также проблемы, мешающие реализации данного процесса. Рассмотрены основные факторы, определяющие особенности консолидации общества России в XXI в. Распад СССР, возникшие в связи с этим кризисы, специфика социально-политических процессов в постсоветском пространстве, формирование национальной идеи в большой степени повлияли на уровень сплоченности граждан страны. Делается вывод, что для эффективной реализации процесса консолидации общества современной России необходимо преодолеть ряд проблем. В этом отношении первостепенное значение имеет устранение социально-экономического неравенства, коррупции во всех сферах жизнедеятельности, оптимизация деятельности органов государственной власти. Авторы подчеркивают, что консолидация современного российского общества является важнейшей задачей проводимой национальной политики и требует целенаправленных усилий со стороны как государства, так и гражданского общества. Отмечается важность дальнейших социологических исследований консолидационных процессов российского общества.
Ключевые слова:
российское общество, консолидация, демократический переход, социально-экономическое неравенство, национальная безопасность, политическое лидерство, национальная идея
Summary:
The authors of the paper analyze the main directions of the consolidation of modern Russian society, as well as the problems that hinder the implementation of this process. The main factors explaining the features of the processes of consolidation of Russian society in the XXI century are considered. The collapse of the USSR, the resulting crises, the specifics of socio-political processes in the post-Soviet space, the formation of a national idea to a large extent affect the level of cohesion of the country's citizens. It is concluded that for the effective implementation of the process of consolidation of society in modern Russia, it is necessary to overcome a number of problems. In this regard, it is of supreme importance to eliminate socio-economic inequality, corruption in all spheres of life, and optimize the activities of government bodies. The authors emphasize that the consolidation of modern Russian society is the most important task of the ongoing national policy and requires targeted efforts on the part of both the state and civil society. The importance of further sociological studies of the consolidation processes of Russian society is noted.
Keywords:
the Russian society, consolidation, democratic transition, socio-economic inequality, National security, political leadership, national idea
«Где единение, там и победа».
Публилий Сир
«...Самое страшное - у нас, по сути, нет единого общества, оно расколото».
Александр Адабашьян, кинодраматург и кинорежиссер
Консолидация современного российского общества как важный социально-политический процесс является предметом научных интересов многих исследователей, представителей разных наук [1]. Интерес к данной проблематике обусловлен глубоким пониманием необходимости поиска альтернативы социально-экономической и политической фрагментированности нашего общества, а также возможностей преодоления существующей отчужденности между различными социальными группами и общностями.
Целесообразно выделить несколько направлений дискурса консолидации. Одно из них является откликом на распад советской системы, сопровождающийся неизбежными процессами дезинтеграции российского общества. Консолидация в этом случае рассматривается как процесс, который призван приостановить происходящую социальную деградацию. Другое направление дискурса акцентировано на отношениях между различными гражданскими группами и организациями, поиске наиболее эффективных средств объединения различных общественных и политических сил, заинтересованных в стабилизации обстановки в стране. Оно нашло свое выражение в создании организации «Общенародный российский фронт» (2011).
Как нам представляется, наиболее перспективен комплексный, междисциплинарный подход, позволяющий рассматривать консолидацию общества как многофакторный, сложный процесс в силу его многогранности и разнонаправленности. В любом случае, независимо от акцентуации внимания на тех или иных направлениях дискурса консолидации, ее реализация требует последовательного решения насущных проблем российского социума, совершенствования процесса функционирования социально-политической системы.
Однако прежде чем анализировать ключевые проблемы и основные направления консолидации, уточним соотношение понятий «интеграция» и «консолидация». Интеграция - это объединение общества, которое предполагает взаимопроникновение его элементов, внутреннее единство, ведущее к унификации культуры, образа жизни, языка и т. д. Консолидация - форма интеграционного процесса, предполагающая объединение общества за счет наличия одинаково значимых для его членов ценностей и целей развития. Тем самым обеспечивается самобытность социальных групп и общностей. Поэтому под консолидацией в данной статье понимается процесс «объединения, сплочения социальной общности, укрепления взаимодействия индивидов, интеграции групп, составляющих общество, а также действий, направленных на поддержание данного процесса» [2, с. 20].
Консолидированные общества всегда добиваются больших успехов. Для нашей страны факт сплочения граждан имеет особое значение, что обусловлено, во-первых, масштабами произошедших изменений в социально-экономической сфере на рубеже ХХ-ХХ1 вв., приведших к снижению уровня жизни населения и возникновению значительного социального расслоения; во-вторых, неготовностью судебной системы и самих граждан решать общественные проблемы на новом уровне развития; в-третьих, изменениями в системе управления, ослаблением «обратной связи» между рядовыми гражданами и властью, трансформацией функций одних (например, традиционных СМИ) или ликвидацией других структур, к которым привычно обращались граждане для устранения возникающих проблем. Другими словами, исчезли традиционные и ставшие обыденными институциональные способы смягчения недовольства в обществе [3, с. 150-151].
О необходимости осуществления консолидационных процессов в России говорил в своем послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин в 2019 г., отмечая, что «консолидация общества, включенность граждан в дела страны, общая уверенность в наших силах - являются определяющими для достижения успехов» [4]. Подчеркнем, что консолидированность общества является необходимым условием успешного осуществления его модернизации. Данный процесс просто невозможен в стране, население которой не только переживает глубокие социально-экономические проблемы, но и в идейно-мировоззренческом плане расколото; отсутствует необходимый уровень консенсуса по ряду основополагающих для нации вопросов, касающихся формирования и поддержания гражданско-государственной идентичности.
Российское общество на протяжении уже почти трех десятилетий после распада СССР находится на стадии перехода к демократическому устройству, характеризующейся неопределенностью перспектив развития и функционирования социальных институтов [5, р. 41-42]. С одной стороны, есть немало возможностей для реализации либеральных и демократических преобразований, повышения политической активности граждан, формирования институтов гражданского общества. Однако, с другой стороны, любые преобразования создают немало проблем, препятствующих консолидации общества. Хотя за годы реформ модернизационная перестройка социальных структур коснулась всех сфер жизнедеятельности российских граждан, она явно затянулась, осуществляется разными темпами и не привела пока к возникновению относительно завершенных новых форм функционирования социума. Поэтому анализ основных направлений и проблем консолидации российского общества предполагает осмысление условий и особенностей демократического перехода и создания необходимых предпосылок для осуществления успешной модернизации.
Демократический переход, как считают многие ученые, предполагает последовательную реализацию таких процессов, как либерализация, демократизация и консолидация демократии [6, р. 96]. В ходе либерализации происходит закрепление на законодательном уровне гражданских прав и свобод. Демократизация означает разрушение прежнего режима, определение цели осуществления политического курса по формированию демократических институтов и процедур.
Консолидация демократии - усвоение в обществе новых ценностей, создание и успешное функционирование демократических институтов. Однако этот процесс можно наблюдать не во всех государствах.
Необходимо отметить, что процесс демократического перехода в России сопровождается кризисами различного характера: кризисом идентичности, ставящим перед общегосударственными политическими лидерами задачу обеспечения национального единства; кризисом политического участия; кризисом распределения благ ввиду неспособности политической элиты обеспечивать рост необходимого благосостояния граждан страны; идеологическим кризисом и ценностным вакуумом в сознании населения. Преодоление указанных кризисов, а также консолидацию российского общества осложняют такие его особенности, как поликонфессиональность и многонациональность, так как национальная идентичность может замещаться идентичностью этнической или религиозной.
В период демократического перехода российское общество переживает глубокие и масштабные социально-экономические и политические трансформации. Разрушение прежней политической системы, проводимые реформы обусловили изменение ориентиров общественного развития, а исчезновение советской идеологии привело к деформации системы ценностей, к сильному социально-экономическому расслоению общества. Результатом стало снижение степени его сплоченности [7, с. 99]. Граждане России придерживались (и придерживаются) разных взглядов относительно приоритетных векторов общественного развития в стране.
Многие проблемы и сложности непростого начала постсоветского периода не только не изжиты, но и усугублены [8, с. 151]. Прежде всего, речь идет об уровне социально-экономического расслоения (децильный коэффициент фондов в России был равен 15,6 на 2019 г., что значительно выше крайнего нормального значения для поддержания стабильности в обществе, которое составляет 10), коррупции во всех сферах жизнедеятельности (на 2019 г. Россия занимала 137 место из 180 в рейтинге наименее коррумпированных государств), недостаточной эффективности деятельности органов государственной власти [9]. Данные проблемы приводят к социальной отчужденности граждан и дезинтеграции общества, создают препятствия для полноценного социального развития страны.
Другими словами, на сегодняшний день на пути достижения консолидации российского общества возникает немало препятствий, наблюдается влияние целого ряда негативных факторов, существует множество проблем, которые необходимо решить для успешного функционирования социально-политической системы.
Ключевая проблема современного российского общества - существующее социальное неравенство граждан, что обусловливает рост общественной напряженности, а также ведет к отчуждению значительной части населения от политических институтов. По данным доклада Global Wealth Report, опубликованного в конце 2019 г., уровень неравенства в распределении материальных благ в России - один из самых высоких в мире [10]. Справедливо высказывание Мишеля де Монтеня: «Богатство одного есть в то же время бедность другого». Причем опасность данного общественного явления состоит еще и в изменении психологических характеристик индивида в соответствии с его материальным положением. Человек, который теряет свои силы в борьбе за выживание, снижает планку своих потребностей и довольствуется малым. Поэтому и манипулировать легче теми, кто выживает. В таких условиях многое зависит от того, как государство стимулирует выход из нищеты значительной части россиян, как работают законы и нормы общественной морали. А пока богатые богатеют, бедные беднеют. Беспокоит и то, что все больше подтверждаются слова Чарлза Колтона, английского писателя и священнослужителя XIX в.: «По мере падения нравов нации на бедность смотрят всё с большим презрением, а на богатство всё с большим уважением».
Для российского общества характерно неравенство и в доступе граждан к сфере здравоохранения и образования ввиду их активной коммерциализации на современном этапе развития страны [11, с. 139-140]. При этом социально-экономическое расслоение проявляется в дисбалансе показателей здоровья населения в центре страны и на ее периферии, обусловленное неравномерным распределением ресурсов для его поддержания и сохранения между субъектами Федерации [12]. «Пространственное» неравенство в сфере образования также объясняется региональными различиями по показателям социально-экономического развития. Все это негативно сказывается на межличностном взаимодействии граждан России и ведет к разобщенности разных слоев населения. Поэтому важным вектором консолидационных процессов в стране является уменьшение социально-экономического неравенства, а также снижение количества граждан, находящихся за чертой бедности.
Многие виды неравенств в современном российском обществе существуют ввиду ограничения доступа населения к ресурсам, связанным с информационно-цифровыми технологиями. Речь идет о «цифровом разрыве», порождающем нарушение коммуникации индивидов между собой и с
государством. Активное распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повлекло за собой социальное неравенство, обусловленное отсутствием у граждан равных возможностей для использования интернета и актуальных электронных сервисов вследствие разного уровня сформированности навыков работы в цифровой среде, отсутствия или недостаточности материально-технических средств, обеспечивающих доступ к информационно-коммуникационным ресурсам, дифференциации жизненных стратегий разных общественных групп населения, характеризующихся разницей в цифровизации их повседневных потребностей [13, с. 108-114]. Разобщенность граждан, а также их невысокие шансы занять достойное положение в социуме вследствие существования данного вида неравенства свидетельствуют о том, что обеспечение равного доступа к ИКТ и информации - важное направление консолидации российского общества.
На сегодняшний день в России уже реализованы определенные меры по обеспечению граждан максимальным доступом к интернету в поселениях с численностью от ста человек. Однако мы предвидим проблемы, которые могут нивелировать положительный эффект данных мероприятий. Во-первых, при наличии интернет-связи не все граждане могут себе позволить приобретение технических приборов для пользования Сетью. Во-вторых, велико число тех, кому тяжело правильно эксплуатировать компьютерную и телефонную технику. В силу отсутствия грамотности по данному вопросу такие люди не смогут полноценно пользоваться предоставленным им доступом к интернету. В результате цифровое неравенство будет лишь замаскировано отчетностью по выполнению плана решения проблемы, а сама проблема так и не будет устранена. Поэтому важна разработка программы по обеспечению населения техническими средствами, позволяющими удовлетворить необходимый минимум потребностей граждан в использовании возможностей интернета, а также организация в каждом регионе (не только с большой численностью населения) бесплатных образовательных курсов для повышения компьютерной и цифровой грамотности населения. Безусловно, данные меры требуют больших финансовых и временных затрат от государства, однако любой шаг в этом направлении будет способствовать постепенному уменьшению цифрового неравенства в обществе.
Социальные неравенства носят наследственный характер: статус индивида во многом зависит от материального положения его семьи, а также от принадлежности ее к определенному уровню общественных отношений. Помимо прочего это мешает естественному демографическому приросту населения, так как, согласно данным всероссийского исследования, проведенного аналитическим центром «НАФИ» в июле 2018 г., для большинства россиян, уже имеющих детей, основным препятствием «к рождению еще одного ребенка является нехватка денег» [14].
Проблема борьбы с бедностью находится в центре внимания государства, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях Президента РФ В.В. Путина, в том числе в его Обращении к Федеральному Собранию в 2020 г. [15]. Отмечалось, что от решения задач повышения уровня жизни людей за счет роста заработной платы, доходов населения, в целом «от уровня экономики будет зависеть общее настроение людей», что положительным образом должно сказаться на сплоченности общества [16]. Предложен пакет социальных мер, направленных на поддержку института семьи, материнства и детства, с тем чтобы доходы граждан, прежде всего тех, «кто поднимает на ноги детей, были достаточными для достойной жизни» [17]. Но при этом и от поддерживаемых групп населения «общество и государство вправе ожидать. встречных шагов по решению собственных проблем, включая трудоустройство и ответственное выполнение своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи» [18].
Следует также сказать, что высокий уровень социального неравенства в российском обществе в определенной степени обусловлен коррупцией, носящей системный характер. По данным Генеральной Прокураторы РФ, в 2019 г. ущерб от преступлений такого рода в нашей стране составил 55 млрд р. [19].
Коррупция не только замедляет модернизационные процессы, но и разрушает этические устои общества. По данным ВЦИОМ, россияне весьма негативно относятся к данному общественному явлению и относят его к одному из наиболее осуждаемых видов аморального поведения после наркотической зависимости [20]. Как ни парадоксально, но, несмотря на все отрицательные эффекты коррупции в обществе, она отчасти ведет к консолидации отдельных социальных общностей, участвующих в данном виде незаконных отношений. Однако большая часть граждан оказывается вне этих отношений, что усиливает социальную дифференциацию и дезинтеграцию [21, с. 155].
В последние годы действия власти по борьбе с коррупцией активизировались, однако, по мнению граждан, этого явно недостаточно: согласно данным фонда «Общественное мнение» каждый третий россиянин убежден, что «руководство страны может, но не хочет успешно бороться с коррупцией» [22].
Низкий уровень качества и эффективности государственной власти сильно препятствует процессам социально-экономического развития и консолидации общества. О неудовлетворительном уровне деятельности органов власти, в частности региональных, свидетельствуют факты неполной реализации ими политического курса, определенного Президентом. Так, например, согласно промежуточному результату выполнения Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», как отметил В.В. Путин на совете по нацпроектам в декабре 2019 г., «некоторые сотрудники федеральных органов на местах не привыкли так работать» [23]. Стоит также отметить, что в России недостаточно эффективна система сдержек и противовесов, а также общественный контроль деятельности органов власти.
Еще одно препятствие на пути консолидации общества - неравномерность в развитии регионов страны, что существенно расширяет пропасть между социальными общностями. А присущая России полиэтничность и поликонфессиональность создают дополнительные предпосылки для формирования региональных моделей самоопределения, снижая тем самым важность национально-государственной идентификации гражданина России.
Российская политическая система характеризуется высоким уровнем персонификации власти. При этом важным механизмом интеграции и консолидации общества является политическое лидерство. Персонифицированное восприятие российской политической власти доказывают следующие данные: рейтинг доверия институту президентства составлял в 1999 г. менее 5 %, в 2001 г. - 52 %, а в начале апреля 2020 г. - 68,6 % [24]. В периоды социальных потрясений в процессе формирования новой политической системы всегда возрастает роль личностей лидеров, выступающих символом общности и призванных содействовать социальному сплочению граждан.
В российских регионах политическое лидерство также весьма значимо ввиду его посредничества в цепочке взаимодействия «государственная власть - общество», а также олицетворения самой государственной власти в глазах населения региона [25, с. 3]. Поэтому от того, насколько эффективна будет деятельность региональных политических лидеров, зависит степень сплоченности граждан субъектов страны, а также налаженность связей между регионами. Однако следует назвать ряд влияющих на консолидацию общества проблем, связанных с неэффективной реализацией политических возможностей лидерских позиций, к которым следует отнести: плохое обеспечение обратной связи с населением в некоторых регионах; исполнение не на должном уровне лидерами постановлений и распоряжений федеральных органов государственной власти, а также указов Президента; факты совершения коррупционных правонарушений главами субъектов [26]. Необходимо находить пути решения данных проблем, поскольку руководители регионов «живой ниткой связаны с общенациональными интересами и задачами» страны, призваны обеспечивать единство граждан государства [27].
Особого внимания требуют демографические проблемы российского общества. Согласно статистическим прогнозам, несмотря на политику, направленную на увеличение естественного прироста населения, в ближайшие годы уровень рождаемости в России будет снижаться, тем самым увеличивая естественную убыль населения [28]. В таких условиях первостепенную значимость будут иметь уже не задачи сплочения общества и укрепления процессов социальной интеграции, а вопросы выживания государства при продолжающейся депопуляции.
Есть возможность восполнения прироста населения за счет увеличения числа мигрантов. Речь идет о трудовой миграции, которая одновременно с улучшением демографических показателей общества может привести к негативным последствиям в виде нарушения социальной стабильности в регионах проживания переселенцев и, как следствие, уменьшения сплоченности населения [29, с. 105]. В связи с возникающими из-за потока мигрантов проблемами наблюдается отрицательное отношение граждан к данному явлению: доля тех, кто хотел бы ограничить проживание в России трудовых мигрантов, составила на август 2020 г. 73 % [30]. Однако есть вероятность улучшения ситуации по данному вопросу ввиду принятой в 2018 г. Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., согласно которой усилия государства будут направлены на усиление тренда секьюритизации, что должно обеспечить достаточный уровень «согласия в российском обществе» [31].
Сплочение российского общества зачастую происходит вокруг той или иной внутри- и межгосударственной проблемы политического характера. Примером может служить введение санкций против России, военный конфликт на Украине, присоединение Крыма. Реакцией на такие события стала консолидация российского общества вокруг фигуры Президента РФ [32, с. 108].
Однако ряд внутригосударственных проблем привел к объединению социальных групп страны на фоне конфронтации интересов российского общества и его властных структур. Подтверждением тому может служить реакция населения на пенсионную реформу 2019-2028 г., а именно протестные акции и митинги, прошедшие в 2018 г. по городам России. Выступления против «мусорной» реформы в разных регионах в начале 2019 г. также указывают на проявление
конфронтации интересов общества и государственных структур. Еще одним подтверждением объединения граждан против власти являются массовые протестные акции в Москве летом 2019 г. в поддержку оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму и за освобождение политических заключенных, а также серия аналогичных пикетов в других городах. Все события не прошли бесследно, и, по последним данным социологических исследований, доля граждан России, не ощущающих единство нации, составляет больше половины россиян [33].
В контексте данной проблемы стоит сказать об особенностях реакции российской власти на действия оппозиционных сил. Ответ государства на протестные мероприятия и митинги по большей мере заключается в применении силового ресурса, а именно в задержании гражданских активистов по причине нарушения ими административного законодательства. Такой подход не способствует преодолению низкой степени коммуникации между властью и оппозицией, поэтому перед политическими лидерами разных уровней стоит важная задача, заключающаяся в поиске путей разрешения подобных конфликтных ситуаций.
Консолидацию общества невозможно рассматривать только на уровне экономики - несомненно, важнейшего, но не единственного из значимых аспектов жизнедеятельности социума. Поэтому обществу, которому присущ, как уже отмечалось ранее, высокий уровень социально-экономического расслоения и глубокие идейно-мировоззренческие расхождения, необходимы основания, имеющие значимый культурно-идеологический смысл для всех его членов. Важна опора на разделяемые гражданами ценности, на национальную идею.
В результате многих социально-политических изменений идентичность российского социума представляет собой «кристаллизовавшийся в массовом сознании интегрированный образ "нас", "своих", представляющий собой сложный политико-психологический и социокультурный конструкт» [34, с. 16].
В России идет процесс формирования гражданской идентичности, однако его смысловое восприятие фрагментарно. Хотя большинством россиян разделяется утверждение «мы - граждане России», но при этом глубокого ощущения связи с другими людьми, составляющими население страны, у многих из них нет [35, с. 19-20]. Укрепление гражданской идентичности предполагает реализацию на практике уважения к правам человека, закону, справедливости, формирование и закрепление образцов поведения, которые соответствуют такой идентичности независимо от национальности и вероисповедания. Важно неукоснительно поддерживать социальные представления о гражданах страны как единой нации.
Для успешного процесса консолидации общества в стране необходимо определить национальную идею. В одном из своих выступлений В.В. Путин сказал, что в России главная идея для сплочения граждан - патриотизм: «Это и есть национальная идея» [36]. При этом необходимо в обществе «постоянно об этом говорить, на всех уровнях», так как национальная идея должна восприниматься гражданами осмысленно [37]. Результаты опроса мнения россиян о патриотизме (в начале 2020 г.) показали, что большинство респондентов (53 %) убеждены, что государство и общество не должны реагировать на непатриотичное поведение, если оно не является нарушением закона, - «это частное дело человека» [38]. Так, можно сделать вывод, что и поддержание национальной идеи, по мнению граждан России, является личным делом каждого, из чего следует сложность формулирования и внедрения идейных оснований для консолидации.
Национальная идея позволяет определить стратегические цели развития государства. Однако на сегодняшний день в России прослеживается определенное противоречие в целях общественного развития: с одной стороны, это либеральная модель, а с другой - тенденция усиления консервативных оснований [39, с. 111]. Самое важное - как эта идея соотносится с представлениями, разделяемыми большинством населения, насколько она содействует сплочению общества и решению его насущных проблем.
Подводя итог сказанному, еще раз подчеркнем, что консолидацию современного российского общества следует рассматривать как важный общественный проект, поэтому ее осуществление является одной из ключевых задач проводимой национальной политики, требует целенаправленных усилий со стороны государства и гражданского общества.
Фрагментированный характер консолидации обусловливает необходимость глубоких институциональных преобразований, совершенствования системы государственного управления, смягчения факторов, оказывающих негативное воздействие на сплочение общества. Для осуществления целостной консолидации необходимо преодолеть разногласия, возникающие между гражданами и государственными структурами, обеспечить диалог между властью и обществом. А это означает необходимость разработки целостной концепции, что позволит реализовать системный подход, предполагающий эффективное использование потенциала всех субъектов обеспечения консолидации общества.
Со стороны власти чрезвычайно важна демонстрация проявления политической воли, четкое осознание своей ответственности как актора проводимых масштабных преобразований, создание экономических, политических и законодательных условий для осуществления гражданами России инновационной, деловой и культурной активности. И это должно быть не просто декларированием намерений, а четким определением общезначимых и сплачивающих общество целей и задач, выполнением конкретных шагов по обеспечению целостной безопасности общества и его поступательного развития.
В успешном осуществлении консолидации велика роль граждан страны как важных субъектов созидательного процесса, обязательным условием которого выступает их заинтересованность и готовность к сотрудничеству с властью, уверенность в том, что ее представители действуют в нужном направлении. Это возможно лишь при условии масштабного, возможно, общенационального обсуждения целей общественного развития. Требуется укрепление горизонтальных гражданских связей, что предполагает всемерное развитие институтов российского общества, эффективное использование средств массовой информации и коммуникации для реализации «обратной связи» и обеспечения осознанного взаимного доверия.
Беда в том, что направления, проекты и приоритеты общественного развития нередко изменяются без должного разъяснения необходимости подобной трансформации гражданам, как это не раз бывало в нашей истории, а это ведет к искаженному восприятию населением проводимых властью реформ. В частности у граждан возникают сомнения в обоснованности и справедливости принимаемых государственными чиновниками решений и предпринимаемых ими действий, что создает немало трудностей для осознанно-объединяющего участия людей в созидательной деятельности. Между тем консолидация российского общества имеет первостепенное значение для реализации столь необходимого стране мобилизационного проекта модернизации.
Одним из средств осуществления сплочения населения может стать создание на федеральном и региональных уровнях рабочих групп по вопросам консолидационных процессов в России, состоящих из представителей власти и гражданского общества. Основной их задачей целесообразно избрать проработку конкретных механизмов деятельности, организацию соответствующих мероприятий, принятие проектных решений по устранению препятствий для консолидации общества с опорой на особенности социально-экономического и политического потенциала каждого региона. Учитывая большую значимость для граждан России фигуры общенационального политического лидера, руководителем рабочей группы на федеральном уровне может быть Президент РФ.
Препятствиями для осуществления консолидации общества служат проблемы разного масштаба во всех сферах его жизнедеятельности. Сейчас россиян больше всего беспокоит их социально-экономическое положение, высокий уровень бедности и, как следствие, неравенство и разобщенность разных слоев населения. Поэтому устранение или, по крайней мере, заметное «уменьшение» существующего социального разрыва является, на наш взгляд, одной из задач первостепенной важности для процесса консолидации общества.
Учитывая, что осуществление сплочения граждан возможно только на основе согласованных усилий обладающих консолидирующим потенциалом государственных и общественных институтов и субъектов, определенную помощь в реализации этого сложного процесса может сыграть разработка (с использованием критериев и показателей) и воплощение продуманной системы мониторинга степени консолидированности нашего общества. Как представляется, и власть, и граждане осознают необходимость общенациональной консолидации на всех уровнях их взаимоотношений, ибо, как гласит русская пословица, «без единства ни в одном деле толку нет».
Ссылки:
1. Гасанов Н.Н. Консолидация общества - императив времени // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 153-168 ; Дробижева Л.М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4 (140). С. 7-22. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2017.4.02 ; Зорин В.Ю., Абрамов А.В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 1. С. 1-22. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-1-861 ; Консолидация и модернизация России. М., 2014. 384 с. ; Константинова Л.В. Интеграционный потенциал общества: опыт концептуализации // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 19-29. https://doi.org/10.31857/S013216250006133-9 ; Самсонова Т.Н. Консолидация современного российского общества как фактор его устойчивого развития // Стратегия устойчивого развития в контексте политических процессов XXI столетия. М., 2018. С. 149-172 ; Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. К вопросу о консолидации современного российского общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 4. С. 98-118 ; Социально-структурные факторы консолидации российского общества. СПб., 2012. 204 с.
2. Социально-структурные факторы консолидации российского общества ... С. 20.
3. Самсонова Т.Н. Указ. соч. С. 150-151.
4. Послание Президента Федеральному Собранию. 20 февраля 2019 года. [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 26.03.2020).
5. Evans A.B. The Failure of Democratization in Russia: A Comparative Perspective // Journal of Eurasian Studies. 2011. Vol. 2, iss. 1. P. 40-51. https://doi.org/10.1016/j.euras.2010.10.001.
6. O'Donnell G., Schmitter P. Transitions from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions about Uncertain Democracies. Baltimore, 1986. 120 p.
7. Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Указ. соч. С. 99.
8. Самсонова Т.Н. Указ. соч. С. 151.
9. Динамика доходов населения [Электронный ресурс] // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Февраль 2020. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/rus_feb_2020.pdf (дата обращения: 2.04.2020) ; Corruption Perceptions Index 2019 [Электронный ресурс] // Transparency International. URL: https://www.transparency.org/en/publi-cations/corruption-perceptions-index-2019# (дата обращения: 2.04.2020).
10. Research Institute. Global Wealth Report 2019 [Электронный ресурс] // Credit Suisse. 2019. 64 p. https://kritisches-netzwerk.de/sites/default/files/credit_suisse_global_wealth_report_2019.pdf. (дата обращения: 4.11.2020).
11. Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 124-153. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-4-124-153.
12. Лядова А.В., Лядова М.В. Социальные инновации как способ преодоления социального неравенства в отношении здоровья // Общество, социология, психология, педагогика. 2018. № 5. С. 15-19. https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.2 ; Они же. Социально-правовые аспекты развития цифрового здравоохранения // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева. 2018. Т. 19. № 6. С. 268-268.
13. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108-120. https://doi. org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120.
14. Гусенко М. Россияне назвали доход, необходимый для рождения ребенка // Российская газета. 2019. 28 ноября.
15. Послание Президента Федеральному Собранию. 15 января 2020 года [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 26.03.2020).
16. Большая пресс-конференция Владимира Путина. 19 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62366 (дата обращения: 05.04.2020).
17. Послание Президента Федеральному Собранию. 15 января 2020 года ...
18. Там же.
19. В Генпрокуратуре назвали сумму ущерба от коррупции в России в 2019 году [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 30 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/8111929 (дата обращения: 06.04.2020).
20. Россияне определились с моралью. Топ-5 аморальных поступков [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Данные опросов. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10190 (дата обращения: 11.04.2020).
21. Быстрова А.С. Роль коррупции в консолидации общества // Условия и возможности консолидации российского общества. СПб., 2010. С. 147-161.
22. Перспективы борьбы с коррупцией в России [Электронный ресурс] // ФОМ. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14186 (дата обращения: 16.03.2020).
23. Совет по нацпроектам: главное, чтобы люди чувствовали результат [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7425141 (дата обращения: 26.03.2020).
24. Деятельность государственных институтов [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odo-brenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/ (дата обращения: 2.04.2020) ; Зоркая Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 24-27 ; Левада Ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7-12.
25. Добрынина Е.П. Политико-психологический анализ региональной власти: личность и роль губернатора: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. 26 с.
26. Кузнецова Е., Дергачев В. Эксперты увидели «фактор случайности» в отставках губернаторов [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/03/2019/5c9b7afa9a794739a234e25e (дата обращения: 10.04.2020).
27. Страна, стянутая на живую нитку // Ведомости. 2012. 17 июля.
28. Демографический прогноз до 2035 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 20.02.2020).
29. Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Указ. соч. С. 105.
30. Ксенофобия и национализм [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: https://www.levada.ru/2020/09/23/ksenofobiya-i-natsionalizm-2/ (дата обращения: 07.10.2020).
31. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 27.02.2020).
32. Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Указ. соч. С. 108.
33. Народное единство: мечта или реальность? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9978 (дата обращения: 15.04.2020).
34. Титов В.В. Российская национально-государственная идентичность: социокультурные императивы трансформации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 3 (39). С. 13-17. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-3-13-17.
35. Дробижева Л.М. Указ. соч. С. 19-20.
36. Перемитин Г. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56b1f8a79a7947060162a5a7 (дата обращения: 16.04.2020).
37. Там же.
38. Россияне объяснили, как они понимают патриотизм [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=10167 (дата обращения: 19.14.2020).
39. Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Указ. соч. С. 111.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна