Научная статья на тему 'Технологии как интеллектуальный ресурс предприятия'

Технологии как интеллектуальный ресурс предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильская Елена Андреевна

Рассмотрены аспекты новых технологий как интеллектуального ресурса предприятия. Анализируется интеллектуальный капитал с точки зрения бухгалтерского учета и с точки зрения теории интеллектуального капитала. Делается вывод о необходимости ввода ряда индикаторов, показывающих наличие интеллектуального ресурса на предприятииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article I consider the aspects of the new technologies as an intellectual resource of an enterprise. I analyze the intellectual capital from the point of view of the book keeping and from the point of view of the intellectual capital. I conclude that it is necessary to input some indicators showing presence of an intellectual resource at the enterprise

Текст научной работы на тему «Технологии как интеллектуальный ресурс предприятия»

и модернизации химического производства в основном зависит от внешних факторов, то есть возможностей привлечения инвестиций, использования новейших технологий и т. д., то сохранение технологической системы - поддержание ее в работоспособном состоянии - обязательно, а восстановление, как правило, связано с использованием внутренних факторов, то есть зависит от предприятия. Сохранение технологической системы и поддержание ее в работоспособном состоянии включает деятельность операторов технологического оборудования, наладчиков, специалистов служб главного механика и главного энергетика, то есть в эту деятельность вовлечен широкий круг ремонтно-производственного персонала. Восстановление технологической системы предполагает более высокую специализацию, используются специальные ремонтно-монтажные подразделения. Масштабы и уровень квалификации специалистов, специализированных подразделений определяются масштабами предприятия, сложностью технологии обогащения и выпускаемой продукцией.

Таким образом, определены основные концептуальные положения химического производства как сложной, целостной непрерывно функционирующей и развивающейся производственной системы, которые должны быть положены в основу

Концепции развития производственной системы на базе реализации принципов непрерывного производства.

Опираясь на опыт передовых зарубежных компаний нефтехимического сектора экономики необходимо установить такой уровень (норматив) отчислений от общего объема инвестиций, который бы предусматривал обновление производственных фондов основного и вспомогательного производства каждые 5-6 лет. Величина такого норматива должны быть установлена на уровне 10-15% или более. Фактически же состояние дел в секторе химии и нефтехимии России обусловило величину этого показателя на уровне 2 % и даже меньше, что можно сравнить с нормой амортизацией на здания и сооружения, как следствие - достижение лишь минимального уровня воспроизводства производственных фондов, который не обеспечивает непрерывного и инновационного развития химического производства.

Рассмотренные теоретические основы формирования Концепции развития производственных систем и принципы соразмерности инвестиций в основное производство и систему технического обслуживания и ремонта оборудования, а также принципы соответствия и сочетаемости определяют современную структуру и состав Концепции развития производственных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А.Н. Основы современной организации производства. М.: Дело и Сервис, 2004. 428 с.

2. Васильев М.Г., Денисов О.К. Управление химическими компаниями: Учебное пособие. М.: ОАО "НИИТЭХИМ", 2006. 279 с.

3. Минько Э.В., Минько А.Э. Теория организа-

ции производственных систем: Учебное пособие. М.: Экономика, 2007. 493 с.

4. Шендерович Е.М Проблемы реконструкции и модернизации обогатительного производства цветной металлургии. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003. 209 с.

Мильская Е.А.

Технологии как интеллектуальный ресурс предприятия

Определение интеллектуального капитала предприятия (интеллектуального ресурса предприятия) в литературе носит достаточно общий характер и обычно подразумевает сумму знаний всех работников компании, которые обеспечивают ее конкурентоспособность. Это определение является условным, поскольку не связано с такими категориями стоимости капитала как цена, рента и т.д. Получение разного рода технологических и

организационных преимуществ над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала.

С позиций бухгалтерского учета, интеллектуальный капитал (как один из ресурсов предприятия) отождествляется с понятием нематериальных активов предприятия Стоимость нематериальных активов, будучи включенной в баланс, увеличивает, с бухгалтерской точки зре-

Экономика и менеджмент предприятия

ния, стоимость капитала предприятия. Однако данное понимание является слишком узким. В теории интеллектуального капитала обосновывается более широкое толкование. Оно опирается на утверждение, что именно интеллектуальный капитал является причиной расхождения между рыночной и балансовой стоимостью предприятия, и, именно благодаря ему, рыночная стоимость превышает балансовую оценку активов. Например, П. Страссман пишет, что стоимость знаний компании можно представить как разницу между ее отчетными финансовыми активами и реальной рыночной стоимостью (капитализацией) [4]. Он приводит данные по семи странам ОЭСР, характеризующие соотношения между интеллектуальным капиталом и балансовой стоимостью активов предприятия (табл.1). Из нее видно, что в большинстве стран интеллектуальный капитал составляет примерно 40-50 % от балансовой стоимости активов. Например, в Канаде относительно низкое значение этого соотношения объясняется тем, что в ее экономике роль природных ресурсов выше, чем в других оцениваемых странах. В Германии интеллектуальный капитал намного превышает «физический». Следует заметить, что в выборки по странам попали не только предприятия, относящиеся к высокотехнологичным отраслям, но также предприятия средне- и низкотехнологичных отраслей, в том числе добывающей промышленности.

Интеллектуальный капитал, по мнению многих исследователей, не является однородной

категорией. По мнению менеджеров компании <^кап&а АР$», которая одной из первых включила интеллектуальный капитал в стоимость фирмы, он может иметь следующую структуру (рис. 1) [2]:

Структурные элементы интеллектуального капитала определяются следующим образом.

Человеческий капитал - совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей персонала компании, предложенная к выполнению текущих задач. Сюда также относятся моральные ценности компании, культура труда и организационная культура.

Структурный капитал - то, что остается в компании после ухода ее работников. Структурный капитал является проявлением организационных способностей компании отвечать требованиям рынка, возможности их использования вновь и вновь для создания новых ценностей.

Структурный капитал включает капитал клиентов и организационный капитал. Капитал клиентов складывается из базы данных клиентов, характера связей с ними и их потенциала. Капитал клиентов (потребительский капитал) - это отношения компании с потребителями ее продукции. Характеризуется такими качествами, как глубиной (степенью) проникновения, шириной (распространением), постоянством, уверенностью в том, что потребители и впредь будут отдавать предпочтение данной компании. Потребительский капитал компании распространяется и на ее поставщиков. Он достаточно легко поддается учету. Верность торговой марке, например, представляет собой форму потребительского

Таблица 1

Соотношение интеллектуального капитала и балансовой стоимости активов предприятий [4]

Страна Количество предприятий в выборке Медиана отношения интеллектуальный капитал/балансовая стоимость активов Процент предприятий, у которых интеллектуальный капитал превышает балансовую стоимость активов

Германия 123 1,046 94

Италия 162 0,528 91

США 2959 0,472 91

Великобритания 1175 0,465 86

Япония 1768 0,407 95

Швейцария 120 0,379 87

Канада 308 0,158 60

Рис. 1. Структура интеллектуального капитала компании <^капСта АБ8»

капитала, для которой существует четкая методика оценки. Это делается путем подсчета надбавки, которую покупатели согласны платить за фирменный продукт, предпочитая его другим.

Организационный капитал - это систематизированная и формализованная компетентность (способность эффективно действовать в ситуациях) компании, системы, усиливающие ее творческую эффективность, а также организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Организационный капитал включает инновационный капитал и капитал процессов. К инновационному капиталу относятся защищенные права интеллектуальной собственности, другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие инновационную способность компании. Капитал процессов включает системы организации производства, сбыта, послепродажного обслуживания и других процессов, в процессе которых формируется стоимость продукта, т.е. технологические процессы.

Данного подхода к структуре интеллектуального капитала предприятия придерживаются и российские специалисты. Например, Институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса выделяет в структуре интеллектуального капитала три части:

- человеческий капитал - квалификация, знания, способности, профессиональные навыки, т. е. все те качества, которые определяют способность рабочей силы генерировать эффективные решения и заниматься производством продукции. К этой же категории относятся имущественные и неимущественные права персонала предприятия;

- клиентский капитал - технологии фирмы по привлечению и закреплению клиентов, права потребителя и гарантии производителя или продавца;

- организационный капитал - права предприятия на патенты, товарные знаки, а также потенциальные возможности предприятия по использованию собственных ресурсов и технологий [3].

Но, тем не менее, несмотря на существование большого количества различных методик по оценке величины и стоимости интеллектуального капитала, абсолютно точных вещественных измерителей творческого потенциала компании, определение величины ее интеллектуального ресурса по аналогии с другими ресурсами, необходимыми для производства продукции или оказания услуг, не существует. Однако, можно определить некоторые индикаторы, указывающие на наличие в компании интеллектуального капитала.

1. Первым признаком (индикатором) наличия интеллектуального капитала компании является ее рыночная капитализация, превышающая бухгалтерскую стоимость основных фондов, материальных и финансовых средств. При оценке надежности компании с точки зрения ее кредитоспособности или участия в долгосрочных совместных проектах оценщики и инвесторы исходят из того, что стоимость интеллектуального капитала должна составлять не менее 40 % в общей структуре капитала компании [3]. Другой подход заключается в том, что отношение интеллектуального капитала к стоимости материальных активов и финансового капитала в таких компаниях должно находиться в пределах от 5:1 до 16:1 [5]. В то же

4-

Экономика и менеджмент предприятия

время, отсутствие на балансе предприятия значительного количества материальных ресурсов в виде основных фондов и оборотных средств, используемых в процессе основной производственной деятельности, не является принципиальным, поскольку современная интеллектуальная компания может их привлекать со стороны, используя аутсорсинг. Например, такая крупная корпорация, как «Microsoft», имея рыночную капитализацию в сотни миллиардов долларов, числит на своем балансе материальных активов лишь несколько миллиардов долларов [1].

2. Важным признаком (индикатором) интеллектуальной компании является объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки: если они превысили объем инвестиций в основные фонды, то этот показатель также может служить определяющей характеристикой интеллектуальной компании.

3. Еще одним индикатором наличия в компании интеллектуального капитала является высокий уровень образования и квалификации ее кадров, а также проводимая компанией политика по организационному обучению, подготовке персонала, изучению лучшего опыта и т. п.

Новые технологии, будучи знаниями, которые используются для производства продукции, естественно, являются важным компонентом интеллектуального капитала предприятия. Производственные или информационные технологии, которые обычно представлены в виде определенным образом структурированной информации, могут отчуждаться от их создателей и достаточно легко передаваться другим участникам рыночных отношений. Таким образом, технологии следует относить к нематериальным активам предприятий. Хотя следует отметить, что эффективность их использования определяется готовностью и способностью персонала предприятия применять эти технологии. Сама же возможность применения новых технологий часто требует дополнитель-

ного обучения персонала. Ценность же многих управленческих технологий неразрывно связана с их создателями и носителями, такие технологии очень часто выступают в форме имплицитных, неформализованных знаний и, либо не могут быть отчуждены от их носителей, либо требуют длительного, часто коллективного обучения.

Необходимость распространения передовых технологий обусловливает проблему кодификации знания, т. е. перевода его из имплицитной в эксплицитную форму. Кодификация знания означает, что знания превращаются в информацию, которая может быть с легкостью передана через информационную инфраструктуру.

Можно выделить две основные проблемы, препятствующие проведению кодификации. Во-первых, кодифицированные и неформализованные знания сосуществуют и дополняют друг друга, так что между ними нет четкой границы. Кодификация никогда не будет полной, а некоторые формы имплицитных знаний всегда будут играть решающую роль. Во-вторых, рост кодификации не приведет к уменьшению важности неформализованных знаний - навыков и способностей. Наоборот, облегчение и удешевление доступа к информации ужесточает требования к ее отбору и эффективному использованию.

То есть, кодификация знания является важным фактором успеха для предприятий, распространяющих новые технологии. Однако, именно им-плицитность знаний придает им такие качества, повышающие экономическую ценность ресурсов, как редкость, трудность имитации, невозможность полной замены. Следовательно, неполная кодификация знания не должна становиться препятствием как для использования технологии, так и для ее передачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что технологии (технологические инновации) можно смело считать интеллектуальным ресурсом предприятия, который остается еще не до конца изученным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 .Бендиков М.А., Джамай Е.В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.

2. Инновационная экономика / Под общей ред. Чл.-корр. РАН А.А. Дынкина и д.э.н. Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2001.

3. Клинов В.Г. Большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства. М.: ВНИИПИ,1992.

4. Страссман П. Как измерить знания? // Computerworld. Россия. 1998. № 15.

5.Стюарт Т. Богатство от ума. Минск: Пара-докс,1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.