Научная статья на тему 'Технологии исследования и продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации'

Технологии исследования и продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1653
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Розина И. Н.

Компьютерно-опосредованная коммуникация становится важной частью повседневной жизни многих людей. Это приводит к социальным изменениям взаимодействия в обществе в целом, а также в профессиональной и научной коммуникации специалистов. Для эффективного взаимодействия в сообществе необходимы знания об информационно-коммуникационных технологиях и специальные коммуникативные навыки. В статье представлены некоторые терминологические, статистические и библиоведческие исследования, которые позволяют получить адекватную картину развития данного направления в отечественной науке. Проанализирован в соответствии с законом Ципфа рост электронных публикаций, индексируемых информационно-поисковой системой Google. Использованы критерии оценки качества веб-сайта на примере мониторинга счетчиком Hotlog посещений посетителей сайта Российской коммуникативной ассоциации. Коммуникативная компетентность членов профессионального сообщества рассмотрена с точки зрения использования ими интернет-конференций, электронных журналов и библиотек, которые адекватно представляют и продвигают данное коммуникативное направление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer-mediated communication (CMC) becomes a main part of most people daily life. It leads to social changes in interaction on the whole and in professional and scholars communication particularly. For effective interaction in society there are necessary knowledge in information-communication technologies and special communication skills. The paper presents some terminological, statistical and bibliographical research, which gives an adequate picture of this field development in the national science. According Zipf"s law Google"s indexed electronic publications grow was analyzed. Evaluation criterions for web-site quality were used on the counter Hotlog for Russian Communication Association" visitors monitoring example. Communication competence of professional society members was viewed on their internet-conferences, e-journals and e-libraries use, which adequate represent and encourage CMC as a communication field.

Текст научной работы на тему «Технологии исследования и продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации»

Educational Technology & Society 10(2) 2007

ISSN 1436-4522

Технологии исследования и продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации

И.Н. Розина кафедра информационных технологий Институт управления, бизнеса и права, Ростов-на-Дону, Россия [email protected]

АННОТАЦИЯ

Компьютерно-опосредованная коммуникация становится важной частью повседневной жизни многих людей. Это приводит к социальным изменениям взаимодействия в обществе в целом, а также в профессиональной и научной коммуникации специалистов. Для эффективного взаимодействия в сообществе необходимы знания об информационно-коммуникационных технологиях и специальные коммуникативные навыки. В статье представлены некоторые терминологические, статистические и библиоведческие исследования, которые позволяют получить адекватную картину развития данного направления в отечественной науке. Проанализирован в соответствии с законом Ципфа рост электронных публикаций, индексируемых информационно-поисковой системой Google. Использованы критерии оценки качества веб-сайта на примере мониторинга счетчиком Hotlog посещений посетителей сайта Российской коммуникативной ассоциации. Коммуникативная компетентность членов профессионального сообщества рассмотрена с точки зрения использования ими интернет-конференций, электронных журналов и библиотек, которые адекватно представляют и продвигают данное коммуникативное направление.

Abstract

Computer-mediated communication (CMC) becomes a main part of most people daily life. It leads to social changes in interaction on the whole and in professional and scholars communication particularly. For effective interaction in society there are necessary knowledge in information-communication technologies and special communication skills. The paper presents some terminological, statistical and bibliographical research, which gives an adequate picture of this field development in the national science. According Zipf’s law Google’s indexed electronic publications grow was analyzed. Evaluation criterions for web-site quality were used on the counter Hotlog for Russian Communication Association’ visitors monitoring example. Communication competence of professional society members was viewed on their internet-conferences, e-journals and e-libraries use, which adequate represent and encourage CMC as a communication field.

Ключевые слова

компьютерно-опосредованная коммуникация, информационнокоммуникационные технологии, коммуникативная компетентность,

Российская коммуникативная ассоциация

Введение

В настоящее время около 10% жителей Земли используют Интернет на работе и дома как средство коммуникации. Подрастает молодое поколение, для которого телекоммуникации и Интернет являются синонимами. Именно поэтому на конференции National Communication Association в 2002 г. Стивен Джонс (Steven Jones) предложил писать слово Интернет с маленькой буквы (internet), по аналогии с

такими популярными телекоммуникациями, как телефон и телеграф (в словари русского языка термин внесен как имя собственное в 1998 г.). Многие пользователи сети создают свои персональные веб-страницы или ведут сетевые дневники. Организации различного профиля представляют и осуществляют свой бизнес с использованием средств компьютерных телекоммуникаций. Компьютерноопосредованная коммуникация (computer-mediated communication, CMC) становится важной частью нашей повседневной жизни.

Ранние исследователи Интернета описывали его как виртуальное сообщество (virtual community), в котором его участники осуществляют обмен информацией, преимущественно научной, технической и образовательной. Современные исследования показывают, что компьютерные сети все больше становятся информационно-коммуникационной средой, необходимой компонентой социального и делового взаимодействия.

Компьютерные телекоммуникации и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приводят к глубоким социальным изменениям, т.к. они видоизменяют способы взаимодействия людей друг с другом в обществе. Уже сегодня многие пользователи ищут информацию о последних новостях, спорте, здоровье, путешествиях, общекультурных и политических событиях, осуществляют поиск работы и музыкальных видео файлов преимущественно в Интернете. Кроме поиска информации люди взаимодействуют через Интернет, формируют свою "социальную паутину". Электронная почта позволяет сохранять связь с родственниками и друзьями по всему миру. Пользователи Интернета обмениваются короткими сообщениями со своими друзьями через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging, наиболее популярная из которых - ICQTM), играют в онлайновые игры, болтают с посетителями в чатах и ведут свои дневники (блоги). По большому счету, Интернет помогает создать новое сообщество, объединяя всех людей из разных стран мира в единую "глобальную деревню", по выражению М. Маклюэна.

Для того чтобы стать гражданином этого глобального сообщества необходимо научиться использовать компьютерно-опосредованную коммуникацию, как новый эффективный способ коммуникации между людьми. Т.к. коммуникация осуществляется опосредованно, то в первую очередь следует изучить компьютер и компьютерные сети, как инструмент и среду коммуникации. Кроме того, т.к. это, тем не менее, коммуникация между людьми, то необходимо изучить особенности этого типа коммуникации, опосредованной компьютерами. Причем, по мере развития ИКТ становится все труднее отличить коммуникацию с человеком от взаимодействия с компьютерной программой. Так, разработки в области интеллектуальных агентов позволяют осуществлять имитацию естественного разговора между людьми. А в Японии применяется понятие «повсеместные вычисления», подразумевающее развитие моделей взаимодействия: от модели «один компьютер - много людей» (1950-е годы), к модели «один компьютер - один человек» (1980-е годы) и далее к современной модели «один человек - много компьютеров». Поэтому, чтобы понять перспективы развития компьютерно-опосредованной коммуникации следует знать об успешных разработках в области ИКТ.

В настоящее время исследования в области ИКТ, компьютерноопосредованной коммуникации и человеко-компьютерного взаимодействия (human-computer interaction, HCI) тесно переплетены. Разработки программных приложений базируются на исследованиях поведения человека и коммуникации между людьми, как пример -пользовательский графический интерфейс и его развитие в интеллектуальных агентах с учетом особенностей обучения человека и ведения диалога между людьми. Успешные разработки в области распознавания речи в перспективе позволят вводить речевые сообщения в компьютер вместо их набора на клавиатуре. Таким образом, человеко-компьютерное взаимодействие становится все ближе к естественному речевому общению.

Отмечено и обратное влияние, когда люди при использовании компьютеров наделяют их человеческими характеристиками. Все это подтверждает, что обучение компьютерно-опосредованной коммуникации должно включать оба аспекта -исследование взаимодействия людей с инструментами коммуникации (ИКТ) и изучение коммуникации между людьми, опосредованной компьютерами.

В отличие от средств массовой информации, которые доставляют информацию и развлечения в дом, Интернет расширяет информационно-

коммуникационное пространство для индивидуально значимой и социальной активности. Усиление и расширение социальных взаимосвязей происходит благодаря вовлечению все большего количества людей в глобальное сообщество, в котором вырастает новое интернет-поколение. Для того чтобы стать полноправным членом этого сообщества требуется понимание технологической терминологии, наличие общих представлений о компьютерных телекоммуникациях и умение решать социальные проблемы коммуникации в глобальном формате. Поэтому расширяется спектр новых направлений изучения Интернета (Internet Studies, например в Oxford Internet Institute, University of Oxford; Center for Internet Studies, University of Washington; Институт развития информационного общества, ИРИО) и традиционных академических дисциплин на его основе (cyber-geography, -psychology, -sociology, -culture). Так, в 2000 г. проведена первая конференция ассоциации исследователей Интернета (Association of Internet Researchers, AoIR) - “Internet Research; The State of the Interdiscipline”, с 1998 г. в Санкт-Петербурге регулярно проводится конференция “Интернет и современное общество” (Internet and Modern Society, IMS).

На сегодняшний день исследования компьютерно-опосредо-ванной коммуникации ограничены отсутствием приемлемой материально-технической базы и достаточного числа пользователей, применяющих Интернет для деловых целей. Так, согласно многим исследованиям русскоязычное интернет-сообщество можно охарактеризовать как динамически развивающееся образованное, платежеспособное, широкого возрастного диапазона сообщество, преимущественно представленное приживающими в Москве или Санкт-Петербурге (Перфильев,

2003). Следовательно, мы можем говорить только о зарождении компьютерноопосредованной коммуникации как нового вида взаимодействия участников формируемого глобального информационного общества. Попробуем представить развитие данного направления, используя доступные методы исследования в терминоведении, сетевой статистике и литературный обзор печатных и электронных источников.

Компьютерно-опосредованная коммуникация как термин

Термин компьютерно-опосредованная коммуникация заимствован из английского (computer-mediated communication, CMC) и не является устоявшимся в русском языке. Мы используем этот русскоязычный аналог ввиду отсутствия подходящего синонима и стремления к терминологичности, так как он приобрел статус международного термина и представляет традиционное в зарубежной практике междисциплинарное направление исследований (Barnes, 2003; Thurlow,

2004). Так, например, СМС является одной из постоянных секций на ежегодных международных конференциях ААСЕ - World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications, вынесен в заголовок электронного журнала -"Computer-Mediated Communication Magazine" (основатель John December), а также публикуемого International Communication Association и с 1995 г. имеющего электронный аналог - "Journal of Computer-Mediated Communication" (JCMC). В русском языке также используются и другие варианты перевода, которые, по нашему мнению, различаются не только написанием, но и изменением смыслового содержания термина в исходном английском варианте - коммуникация, опосредованная компьютером, коммуникация в электронной среде, опосредованное компьютером общение или интернет-коммуникация, информационное взаимодействие.

Кроме того, отметим, что данную область иногда относят к другим исследовательским направлениям, таким, как "онлайновые исследования" (online research); "человеко-компьютерное взаимодействие" (human-computer или computer-human interaction, HCI/CHI); "совместная работа при поддержке компьютера" (computer-supported collaborative work, CSCW); "исследования виртуальной реальности" (virtual reality research); "гуманитарные исследования в Интернете" (humanitarian research on Internet), "исследования Интернета" (Internet Studies), "медиаисследования" (Media Studies), e-learning, а также к исследованиям в рамках традиционных академических дисциплин (cybergeography, cyberpsychology, cybersociology, cyberculture) и некоторым другим.

В качестве контраргумента обозначения данной области приведенными терминами отметим, что они акцентированы на некоторый общий объект или один из аспектов коммуникации, например, - онлайновая коммуникация, совместная, групповая работа, веб-технологии, гуманитарные, социологические, психологические исследования, информационное взаимодействие. Мы же в данном контексте из двух моделей коммуникации между человеком и компьютером: человек - компьютер и человек - компьютер - человек отдаем предпочтение второй модели, основанной на коммуникации между людьми. Кроме того, согласно градации Э. Холла, первая модель человеко-компьютерного взаимодействия относится к низкоконтекстуальной культуре (Griffin, 2000), так как имеет заранее заданные логические основы взаимодействия и более жесткие информационные ограничения интерфейса в символах, тезаурусе, диалоге, действиях, обратной связи (Агеев, 2002).

Известно, что понимание компьютером сообщения или утверждения, введенного в тестовую программу возможно только при абсолютно точном выполнении соответствующей допустимой команды, инструкции и соглашения. Программой может быть не воспринята команда, имеющая лишний пробел, неправильный синтаксис, размещенная в другой строке, выполненная с задержкой по времени и т.п., то есть командное сообщение при человеко-компьютерной коммуникации должно быть однозначным и точным. Возможно, развитие систем, основанных на инженерии знаний, естественно-языковых интерфейсах, распознавании образов (OCR-системы), самообучении, интеллектуальных агентах, моделях текущего эмоционального состояния пользователя, в дальнейшем расширит это ограниченное подмножество элементов человеко-компьютерного

взаимодействия.

Мы определяем компьютерно-опосредованную коммуникацию как новое прикладное направление, в котором исследуется использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знания и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах. Важным является то, что эти исследования служат практическим целям достижения эффективной коммуникации и развития коммуникативной компетентности в различных областях человеческой деятельности. Таким образом, мы придерживаемся использования данного термина, как наиболее точно характеризующего основной объект наших исследований -коммуникацию, сохраняющего формальную близость к исходному англоязычному термину и соединяющего в себе наиболее важные слова для понимания термина (компьютер, среда, коммуникация).

Для образовательной сферы социальной деятельности мы предпочитаем преемственность устоявшейся терминологии (педагогическая, профессиональнопедагогическая или научная коммуникация) (Кан-Калик, 1979; Зимняя, 1999) и уточняем только среду реализации этого вида коммуникации, поэтому используем термин педагогическая и научная компьютерно-опосредованная коммуникация (английские варианты - tutorial, educational communication, computer-mediated communication in education, in science, computer-mediated communication pedagogy, teaching with computer-mediated communication, etc.) (Розина, 2005 б).

Сетевая статистика развития коммуникативного направления

Отметим, что согласно А. Д. Урсулу, прогнозирование научных исследований возможно на базе семантического анализа с разработкой дерева относительной важности Гордона и Раффенсбергера, метода экстраполяции тенденций (изучение динамики отдельных параметров за прошедший период времени и определение значений этих параметров в интересующий момент времени в будущем) и количественного изучения информационных потоков Д.С. Прайса (Урсул, 1975). Анализ роста публикаций по исследуемой теме позволяет сделать выводы относительно темпов развития и применить результаты этих выводов для прогнозирования. Так, в конце 40-х годов прошлого столетия Дж. Ципф на основе большого объема статистического материала экспериментально обнаружил закономерность распределения слов, фраз, статей и журналов, сводящуюся к уравнению вида: F х i = const, где F - частота слова в частотном словаре, i - ранг этого слова (номер в списке слов, упорядоченном по уменьшающейся частоте),

получившую название закон Ципфа (Языкознание: Большой энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1998.). Частным случаем закона Ципфа является закон Брэдфорда с уточнением Б. Викери о распределении публикаций по периодическим изданиям, посвященным науке и технике (Чурсин, 1982).

Сравнение темпов роста публикаций по отдельным направлениям в рамках одной дисциплины позволяет судить о степени интенсивности развития этой области в настоящем и ближайшем будущем. Высокая скорость роста публикаций по отдельным направлениям часто свидетельствует о его актуальности и позволяет предполагать высокие темпы развития данного направления в будущем. Анализ кривых цитируемости по библиографическим ссылкам способствует пониманию динамики отдельных научных направлений. А экстраполяция выводов этого анализа на краткосрочную перспективу позволяет прогнозировать развитие научных направлений (Урсул, 1975).

Практическое значение этих законов для электронных документов в Интернете состоит в том, что веб-сайты также можно расположить в порядке убывания количества документов по определенному профилю, что осуществляют информационно-поисковые системы (ИПС) в предъявляемом результате поиска по запросу. Наблюдается, с одной стороны, концентрация значительного количества электронных документов по определенной тематике на нескольких профильных сайтах, с другой - рассеяние этих документов в огромном количестве сайтов по смежной или далекой от рассматриваемой тематикам. Тем не менее на практике необходимо выйти на основные источники по интересующей предметной области, а не на случайные веб-сайты, на которые выводят некоторые ИПС. Такая задача преимущественно под силу профильным, профессиональным сайтам и порталам, а также их объединениям, таким, как, например, web-rings, web-circles.

Проиллюстрируем интенсивность развития данной предметной области по концентрации и цитируемости некоторых из коммуникативных терминов как отражение интереса русскоязычного образовательного сообщества к коммуникативным проблемам (часто определяемым как общение). Результаты запросов в наиболее обширную базу данных ИПС Google, регулярно выполняемых в течение 5 лет, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты запроса в ИПС google.com.ru

Ключевые слова Количество ссылок в сентябре каждого года

2GG2 2GG3 2GG4 2GG5 2GG6

Педагогическая коммуникация в электронной среде 15 32 88 175 и 159 000

Компьютерно- опосредованная коммуникация 6 115 131 210 376

Коммуникация, опосредованная компьютером 7 15 32 51 и 10 300

Общение в электронной среде И 4 020 и 6 540 И 5 590 и 20 900 и 1 220 000

Коммуникация и 21 800 и 50 500 и 55 100 и 175 000 и 9 270 000

Отметим, что в Google страницы ранжируются не только на основе их популярности во Всемирной паутине (т.е. количестве ссылок на них с других вебстраниц), но и на базе их статуса в группе, связанной с темой, по которой ведется поиск. Таким образом ведется учет весового коэффициента слов запроса, количества гиперсвязей, указывающих на данную страницу (Page Rank, индекс цитируемости). По некоторым данным объем индексного файла Google составляет около 8 млрд. вебстраниц и статей телеконференций, за сутки индексируется 5 млн. новых и обновленных страниц, актуализация базы производится каждые 28 дней. Следовательно, предъявляемая пользователю страница с результатами демонстрирует эффективность произведенного поиска, количественно характеризуя обработанный

системой результат конкретного запроса на текущий момент, а также сам поисковый механизм, заложенный в ИПС.

Из данных таблицы видна стабильная динамика увеличения числа индексированных ссылок на компьютерно-опосредованную коммуникацию. Взрывное увеличение ссылок на педагогическую коммуникацию, опосредованную коммуникацию и общение, а также на коммуникацию в целом к 2006 году, возможно, связано с изменениями в механизме отбора релевантной информации данной ИПС, с более широким привлечением ссылок из близких тематических категорий. Эти данные темпа роста публикаций по коммуникативному направлению позволяют судить о степени интенсивности его развития и актуальности для интернет-сообщества.

Можно предположить, что формально ссылки демонстрируют факт профильного размещения соответствующих электронных публикаций в русскоязычном Интернете по данной проблеме, в том числе их концентрацию на сайтах, отражающих деятельность Российской коммуникативной ассоциации (РКА) (конференции "Коммуникация-2002, 2004, 2006", Пятигорск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, летняя школа "Коммуникация-2003, 2004"), а также регулярное размещение публикаций специальных тематических выпусков электронного журнала «Образовательные технологии и общество» и результатов дискуссий форума восточно-европейской подгруппы 1РБТ8 ЕаБ^Еиго (материалы включают 7 статей автора, март-апрель, 2002-2006). Немаловажны цитируемость первичных

материалов и статей на веб-страницах других сайтов и в информационных базах (например, «Экономика Социология. Менеджмент», Subscribe.ru), а также факт публикации монографии автора (Розина, 2005 б) и ее активное продвижение издательством через электронные книжные магазины. Размещение в результатах запросов соответствующих гиперссылок на профильные сайты в первых 5-10 ранжированных ссылках демонстрирует согласованность с законом Ципфа, а полученные данные подтверждают предположение о высоком темпе развития данного научного направления.

Тематический веб-сайт, как технология продвижения нового научного направления

Специализированный тематический веб-сайт является мощным инструментом продвижения поддерживаемого им направления в том случае, если он выполнен качественно и соответствует некоторым специфичным критериям, предъявляемым к электронным ресурсам. Обычно выделяют несколько критериев оценки качества веб-сайта и его страниц, основанных на формальных и некоторых смысловых (семантических) характеристиках качества предоставляемой информации на данном электронном ресурсе (Meyer, 1999; Barnes, 2003,).

Автор (author, authority). Кто автор статьи? Является ли он сотрудником компании или учебного заведения? Имеются ли в статье указания на уровень его компетенции по данному вопросу? Неподписанная страница может служить сигналом непрофессионализма автора и создателей ресурса.

Источник (source, coverage). Является ли информация первоисточником или взята из других источников и обобщена? Указывает ли автор источника получения информации? Принадлежат ли они к изданиям, авторам, вызывающим доверие? Информация хороша на столько, на сколько хорош ее источник.

Сервер (server). Кто представляет сервер и осуществляет финансовую поддержку сайта?

Объективность (objectivity). Является ли представленный материал объективным и основательно обоснованным или он субъективен, поверхностен и не вызывает доверия?

Стиль (style). Является ли язык текста выдержанным и понятным или он отличается резкими высказываниями, неаргументированностью, нелогичностью?

Цель (purpose). Какова цель размещения информации на данной странице? Пытается ли автор продать что-нибудь или внедрить в сознание читателя какую-либо идею? Кому выгодно распространение данной информации?

Аккуратность (accuracy). Насколько точно изложена информация? Не слишком ли много обобщений или других признаков неточности изложения? Заметны ли неточности в написании или грамматические ошибки, указывающие на низкий уровень знаний автора?

Актуальность (currency). Насколько современна данная информация? Когда последний раз обновляли страницу, данные (для подтверждения актуальности материала используют размещение даты последнего обновления материала). Неработающие ссылки могут служить сигналом о том, что информация давно не обновлялась.

В качестве примера другого подхода, приведем критерии оценки содержательной и коммуникативной составляющих учебных веб-сайтов, включающих количественную оценку образовательных веб-сайтов конкурса ThinkQuest.

Образовательная ценность ресурса. Цели и их достижение, формы представления содержания, дизайн, оригинальность, использование интернет-стиля.

Качество выполнения ресурса и его содержание. Техническое исполнение, аккуратность, полнота, ясность изложения, наличие ссылок на другие ресурсы.

Вероятность того, что использование ресурса повысит эффективность обучения. Возможности активного, деятельностного участия студентов.

Вероятность использования ресурса студентами. Оценка откликов пользователей.

Исходя из этих критериев оценки веб-ресурсов, рассмотрим некоторые возможности продвижения научного направления на основе тематического веб-сайта. Для этих целей используем интерпретацию анализа социально-демографических данных и интересов аудитории, определенных на основе мониторинга посещений неидентифицированных посетителей веб-сайта Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и востребованности размещенных на нем электронных публикаций http://russcomm.ru. Нами был использован метод веб-опроса на основе html-формы (анкеты), заполняемой подписчиками на сервере бесплатных рассылок Subscribe.ru. Эти рассылки используются нами для повышения рейтинга веб-сайта, оперативного получения пользователями информации по обновлениям и поступлениям на сайте. Анкета предлагается при регистрации на Subscribe.ru и включает личные данные, которые затем обрабатываются сервером и систематизируются. Как показывает статистика, анкеты заполняют около 70% регистрирующихся подписчиков, что гораздо выше, чем процент тех, кто давно является подписчиком рассылки (около 10%). Данная выборка из 192 человек, по нашему мнению, адекватно отражает и характеризует аудиторию сообщества заинтересованных специалистов по коммуникации и интересующихся этой областью (активная аудитория около 400 человек).

Мониторинг статистики посещений сайта РКА на основе данных счетчика Hotlog ведется с января 2004 г. Результаты мониторинга представляются в виде ежедневных отчетов, данные которых в 2004-2005 гг. анализировались веб-мастером и представлялись на сайте и в почтовой рассылке РКА ежемесячно. Наиболее важными являются информация о маршрутах перемещения пользователей по сайту, статистика посещений, повторных заходов на сайт, данные об используемых браузерах и клиентских параметрах, языках и географии посетителей.

Так, в динамике обращений наблюдался стабильный рост аудитории в среднем на 300 посетителей и увеличение хитов (входящий запрос на веб-сервер от клиента на показ страницы, изображение, интерактивные элементы) около 1000 в месяц. Так, с 1 января 2004 г. сайт удостоили вниманием 8358 человек. В марте 2004 г. аудитория сайта (общее число посетителей) увеличилась на 20% по сравнению с апрельской. В целом за 2-ой квартал 2004 г. (апрель-июнь) сайт посетили более 9900 человек (это число увеличилось по сравнению с 1-м кварталом на 1542). Тем не менее, представлять формальное количество обращений или хитов в качестве наиболее значимой единицы анализа аудитории сайта не имеет смысла, по мнению большинства исследователей (Новак, 2000).

Глубина просмотра. Первоначально за показатель глубины (отношения общего количества просмотренных страниц к количеству посетителей) были приняты обобщенные данные счетчика Hotlog, которые были представлены в формате обращения к одной, двум, трем и более страниц в абсолютных величинах и в

процентном отношении к общему количеству посетителей. Так, на 40% (на 4 тыс.) с февраля по март 2004 г. увеличилось количество просмотренных страниц. За квартал это число составило почти 30 тыс. Во втором квартале соответственно увеличилось количество просмотренных посетителями страниц - почти на 3 тыс. (общее число свыше 32 тыс.). Таким образом, глубина просмотра в феврале составляла 3,4 страницы, в марте - 3,7, в апреле - 3,5 (в среднем за весь период - 3,8 страницы). Отметим, что по Рунету глубина просмотра отдельного сайта в течение одной сессии в среднем составляет 4,3 страницы. Для лидеров Рунета, характеризующихся наибольшей активностью посетителей, средняя глубина просмотра сайта составляет 4,5 страницы.

Понятно, что из числа посетителей далеко не каждый, придя на сайт по запросу в ИПС, находит для себя нужную информацию (большинство ИПС индексируют слова на странице, а не семантику и контекст, как это делает, например, Google). Обычно релевантность результатов поиска и пертинентность полученного документа не являются стопроцентными, когда представленная информация не удовлетворяет пользователя. Это подтверждают цифры уходов с первой же страницы (например, в марте - 81%, в апреле - 86%, в мае - 83%, в июне - 80%) и статистика продолжительности просмотра, согласно которой около 70% посетителей задерживаются на сайте менее одной минуты.

Счетчики, аналогичные Hot^g, с помощью которого мы получили основные данные для анализа, и другие регистраторы статистики не могут решать такие задачи. Но для любого интернет-проекта эта информация очень важна, она помогает определить динамику развития веб-сайта, анализировать заинтересованность аудитории, оптимизировать структуру. Для количественного определения случайной группы посетителей и отграничения ее от целевой аудитории нами было предпринято исключение из общего количества число просмотревших одну страницу. Оказалось, что в мае число посетителей ресурса Russcomm.ru составило N человек (N=3884), согласно данным счетчика, n человек (n=2984) ушли с сайта после просмотра одной страницы. Таким образом, получаем: 800 человек просмотрели более одной страницы. Общее число просмотренных страниц, согласно данным, составило S (11 660). В результате уточненная глубина просмотра ресурса составила: S - n / N - n = 10,8 (страницы). Эти цифры находят подтверждение в анализе длины отдельных путей некоторых посетителей. Отмечены достаточно длинные пути по сайту за одну сессию или сеанс, например 40, 61 и 91 страница.

Несомненно, отсутствие идентификации пользователей сайта, благодаря которой можно было бы вычленить, например, тех, кто является постоянным пользователем сайта и использует ресурс повторно в течение дня, проверяет только страницу новостей на предмет пропуска материалов по рассылке, вносит ошибки в измерения, тем не менее анализ подобных метрик представляется нам полезным в качестве обратной связи для понимания запросов целевой аудитории. Так, нами отмечена тенденция увеличения целевой аудитории, которую мы связываем с ростом числа постоянных посетителей, а не случайно попадающих через поисковые машины, с повышением грамотности пользователей, которые, найдя нужный материал, не уходят с сайта, а пытаются получить дополнительную информацию, посещая разные разделы. Подтверждением данного вывода может служить анализ точек входа на сайт - запросов из ИПС, входов по закладкам браузера, переходов на гиперссылки в почтовых рассылках новостей РКА и новостей сайта. К сожалению, Hotlog не имеет функцию подсчета способов входов на сайт (набор адреса, закладки, заход по ссылке, заход из поисковой системы) в процентах от общего числа, что определит ядро постоянных посетителей. Так, в 10% случаев точкой входа является первая страница Russcomm.ru.

Отметим некоторые другие полученные счетчиком посещений данные, позволяющие создать представление об аудитории сайта. Так, места проживания посетителей самые разнообразные - россияне составляют около 60%, жители США -8%, Украины - 6%, Европы - 4% (Великобритании - 2%), Австралии - 4%, также есть посетители из Беларуси, Германии, Казахстана, Латвии. Среди российских городов лидируют Москва (15%), Санкт-Петербург (12%), Ставрополь (4%), Ростов-на-Дону (3%), Волгоград (3%), а также Иркутск, Самара, Владивосток и Воронеж.

На втором месте по популярности у посетителей раздел «Библиотека» (далее следуют "Новости" и "Календарь", которые регулярно обновляются). Так как уровень

индексации корневой страницы этого раздела невысок, можно предположить, что на нее попадают с любой страницы сайта, используя поисковую систему. Далее точки входа распределяются в различных пропорциях между конкретными публикациями. Hotlog дает возможность отслеживать 30 лидирующих публикаций (из этих данных определяется статья дня, ссылка на которую оформлялась ежедневно бегущей строкой на первой странице сайта). Так, точками входа на сайт в основном являются результаты запросов к ИПС (самой популярной среди посетителей Russcomm.ru традиционно остается Yandex, что во многом связано с тем, что локальный поиск по сайту организован именно с помощью этой системы). На него приходится 55 процентов запросов, или около 40 обращений в день. Также используются Рамблер, Google, реже - Yahoo!, Mail.ru, Aport. Анализ результатов деятельности поисковых систем представлен в табл. 2.

Таблица 2. Запросы пользователей сайта РКА через ИПС

Название ИПС Ключевые слова запросов

Яndex Языковая картина мира; дискурс; теория коммуникации; Российская коммуникативная ассоциация; межкультурное общение; педагогическая концепция; политический дискурс; теория коммуникаций; Дзялошинский; коммуникативная компетентность

Rambler Языковая картина мира; межкультурная коммуникация; лингвокультурология; теории коммуникации; теория межкультурной коммуникации

Google.com Coordinated management of meaning; coordinated management of meaning theory; intercultural communication theory; discuss the notions of intercultural communication; Ksobiech; culture and communication in Russia; differences Russia and America nonverbal communication

Google.de Third culture approach; discursive; linguistic personality; Avseenko or Bergelson; Juliana Roth

Google.ca Coordinated management of meaning; Devito international communication; the paradoxes and stereotypes of intercultural communication; intercultural communication theory; linguistic manipulation; motivated sequence

Отметим, что каждый сайт и его страницы по-разному индексируются в различных ИПС и результаты запроса могут не совпадать, тем не менее просматривается наибольший интерес аудитории к теории и межкультурной коммуникации (наиболее развитые направления в теории и практике коммуникации). Кроме счетчика для анализа может использоваться пассивный метод исследования -обратная связь, которая является дополнительным инструментом для уточнения результатов мониторинга (например, просьбы и пожелания пользователей ресурса в гостевой книге), а также активный метод - проведение целенаправленных опросов на сайте. Использование этих методов позволит уточнить с их помощью результаты исследования.

Одним из позитивных результатов проводимых на регулярной основе исследований запросов аудитории является реализованный нами редизайн сайта. Он включил логическую реструктуризацию разделов и подразделов, изменение глубины вложенности и уровней размещения документов в дереве структуры для большего удобства пользователей (выявлены практически не посещаемые и часто посещаемые разделы, сложности в поиске некоторых документов). Кроме того, проведены информационная, лингвистическая переработка содержимого (изменение стилистики, наполнение разделов новой, практически полезной информацией). Планируется также визуальный (внешний вид - графика, размещение компонент, элементов навигации) и технический редизайн сайта (разграничение доступа к некоторым разделам, подключение баз данных, интерактивных коммуникативных компонент - форумов, анкет опросов).

Еще одним результатом этого исследования является разработка методики и принципов оперативного сбора (регулярные и случайные источники), многофакторного распространения (список рассылки поступающей информации,

еженедельные рассылки обновлений на сайте, ежемесячный бюллетень, адресные рассылки) и размещения информации на сайте (принципы переработки, оформления, структурирования), которые формируются исходя из практики и результатов анализа запросов аудитории веб-сайта.

Технологии продвижения компьютерно-опосредованной коммуникации в науке и профессиональной деятельности

По аналогии с В.А. Кан-Каликом (Кан-Калик, 1979), будем использовать термин профессионально-педагогическая коммуникация для того, чтобы подчеркнуть направленность на рассмотрение профессиональных особенностей педагогической коммуникации между специалистами, связанными с образованием (социально- и функционально-педагогические составляющие (Компетентностный..., 2004, с.268)), или педагогами-практиками, а также между педагогами-исследователями, решающими научные задачи. Каждый человек осуществляет ту или иную социальную, в том числе профессиональную деятельность, опираясь на свои знания и навыки, вступая в коммуникацию с другими людьми, на свою систему культурных ценностей.

Поэтому мы будем исходить из того, что существует как общее, так и различное для всех профессий в принципах профессиональной коммуникации (иногда, делового, организационного общения), составляющих коммуникативной компетентности. Мы будем учитывать то, что как показано в исследовании педагогической деятельности преподавателей высшей школы З.Ф. Есаревой (выборка из 305 человек), педагогическое мастерство педагога-практика во многом зависит от его педагогической и научной деятельности. Их сочетание является благоприятным фактором влияния на организаторские и коммуникативные умения, профессиональный рост в научной и педагогической деятельности, независимо от научно-педагогической квалификации (профессор, доцент, ассистент) (Есарева, 1975). В этой связи также упомянем результаты исследования положительного влиянию на научные достижения при использовании ИКТ (Мирская, 2002).

Профессиональная компетентность пользователей информационно-

коммуникационной среды взаимосвязана с их знаниями и навыками в профессиональной области, которые проявляются в деятельности, коммуникации и системе культурных ценностей. Здесь мы имеем ввиду персональные коммуникативные знания, навыки и компетентность, которые суммируются при взаимодействии группы (сообщества) в информационно-коммуникационной среде.

Несомненно, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство в современном обществе определяются наличием в поле научной и практической деятельности преподавателей взаимодействия через ИКТ. Поэтому научный интерес представляют исследования особенностей взаимодействия, которые проявляются и влияют на коммуникативную компетентность при использовании ИКТ (педагогическая и научная компьютерно-опосредованная коммуникация). Причем, мы отличаем профессионально-педагогическую коммуникацию от любой другой профессиональной (деловой, организационной) коммуникации по специфике коммуникативных знаний и навыков, определяемых педагогической профессией, в которой существенным является необходимость эффективной коммуникации с остальными участниками образовательного процесса, с другими специалистами в области образования (педагогическая и научная коммуникация) для достижения целей образования и самообучения (Компетентностный., 2004,) (рис. 1).

Отметим, что возможность реализации профессионального взаимодействия в электронных сетях была предсказана еще в 1968 г. руководителями проекта ARPA Д. Ликлидером (J.C.R. Licklider) и Р. Тейлором (Robert Taylor) (Rheingold, 1998; Barnes, 2003). Из многообразия профессиональных связей и отношений между специалистами в информационно-коммуникационной среде наиболее приемлемой формой взаимодействия является содействие, которое способствует сотрудничеству, интеграции совместной деятельности, профессиональному росту (Интернет-обучение., 2004, с.61; Мирская, 2002, с.211; Сластенин, 2003; Якунин, 2000). В информатике конца 1970х годов использовался упоминавшийся термин "научная коммуникация", близкий к современному пониманию профессиональной коммуникации в информационно-

коммуникационной среде, основателями которого считаются А.И. Михайлов, А.И. Черный и Р.С. Гиляревский (Михайлов, 1968). Этот подход охарактеризован Н. Винером (1958), который считал, что научная коммуникация является основным механизмом существования и развития науки, поэтому ученые должны иметь возможность обмениваться мыслями с другими учеными, чтобы результаты, ставшие классическими в одной области, были известны в смежной области (Винер, 2004).

Компетентно стъ

Рис.1. Модель коммуникативной компетентности в информационнокоммуникационной среде

Сегодня педагогическое и научное взаимодействие, групповая работа специалистов, неформальные и формальные профессиональные и научные контакты все шире осуществляются через интернет-технологии, через формируемые академические виртуальные сообщества. Так, семилетние эмпирические исследования деятельности элитных научных коллективов естественнонаучных институтов РАН (целевые выборки) показали, чем активнее пользуется ученый ИКТ, тем продуктивнее его профессиональная деятельность. Причем обратная зависимость не выявлена - активная научная коммуникация не коррелировала с достигнутыми научными успехами (Мирская, 2002).

Обычно выделят следующие интернет-технологии, позволяющие сформировать дискуссионные группы по определенному научному направлению: телеконференции (Newsgroups, Netnews, группы новостей, конференции), список рассылки (mailing list), веб-форум. Кроме того, к ним можно отнести интернет-конференцию с возможностью обсуждения размещенных в ней статей как сравнительно недавно появившуюся форму научной коммуникации, и электронные журналы, предоставляющие экспертную информацию о состоянии предметной области (Армс, 2001, с.106; Barnes, 2003; Горный, 2002). Электронные библиотеки, как сочетание коммуникации специалистов, организаций и технологий (Армс, 2001; Горный, 2002),с точки зрения профессиональной деятельности являются одной из главных и наиболее ценных составляющих потенциала Интернета.

Преимущество, которое дает профессиональная компьютерно-опосредованная коммуникация - приращение собственного знания за счет знаний и опыта в узких предметных областях участников научных дискуссий, возможность соотнести свое мнение с мнением коллег. Эти возможности традиционно реализуются несколькими способами, среди которых публикации в специализированных журналах и участие в очных конференциях, симпозиумах и их аналогах. Так, при публикации в журналах транзакции "высказывание-выслушивание" измеряются годами, а при участии в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конференции это время сокращается, но для этого надо собрать много занятых людей в одном месте в одно время. Причем зачастую в силу нехватки времени люди расстаются с большим потенциалом недоспоренности, недовысказанности. Технология телеконференций и списков рассылки позволяет сократить это время до одних суток (Л. А. Хачатуров, список рассылки IFETS East-Euro, 26 февраля 2002 г.).

При анализе возможностей интернет-конференции можно использовать примеры проведения и издания сборника печатных материалов конференции, организованной Институтом "Открытое общество", Фонд Сороса - Россия (Новые., 2003). Аналогичные примеры сочетания коммуникации через различные дискуссионные технологии и традиционные конференции в виртуальных сообществах встречаются достаточно часто (Rheingold, 1996). Такое сочетание традиционной коммуникации лицом к лицу (конференции, школы, семинары) и компьютерно-опосредованной коммуникации наблюдается в таких виртуальных сообществах как СТОИК (Анненков и др., 2003)), РКА, являющихся примером преимущественно горизонтальных коммуникаций между людьми в процессе взаимодействия с лицами, разными по положению в своей локальной организации (Основы теории..., 2003; Зарецкая, 2002 а].

Также примерами интернет-конференций являются регулярно проводимые электронные конференции различной тематики научно-образовательного портала Auditorium (первые конференции прошли в 2001 г.). Каждую конференцию может сопровождать веб-форум, некоторые конференции публикуют свои материалы. Кроме того, аналогичные конференции проходят на университетских сайтах, например, электронные конференции на веб-сайтах Ставропольского, Новосибирского государственных университетов, Барнаульского и Ростовского педагогических университетов и многих других вузов.

Термин электронная конференция, на наш взгляд, следует использовать для аналогов традиционных конференций, основанных на веб-технологиях с элементами традиционной научной дискуссии (форум, обсуждение докладов), реализованной средствами интернет-технологий (электронная почта, форум, веб-сайт). Характерно, что вслед за научным сообществом форумы или телеконференции давно и успешно используются в деловых целях, взамен традиционных совещаний рабочих групп. Примерами являются NASA, Американский департамент энергетики (Johansen, 1988, с.143), Международная федерация по применению стандартов (IF AN) для подготовки международных стандартов (Папаев, 2003, с.33), использующие данные технологии ввиду необходимости регулярного обсуждения полученных данных, этапов разработки и пр. (Barnes, 2003).

Технологии электронных журналов, кроме защиты ресурсов методом аутентификации и авторизации, также позволяют ограничить распространение и использование статей их просмотром на экране компьютера в html или pdf форматах (read-only) (Bates, 1995, с.204; Романов, 2000, с.118), без возможности сохранения файлов страниц на компьютере пользователя. Так как материалы академических электронных журналов, так же как и печатных, контролируются и рецензируются редакторским советом, проходя процедуру проверки информации на достоверность, точность, соблюдения требований к оформлению, подобные журналы заслуживают больше доверия, чем отдельные материалы, размещаемые на различных веб-сайтах. Такой подход реализован нами в новом журналеRussian Journal of Communication, имеющем печатный и электронный формат

http://russcomm.ru/rca_biblio/text/RJOC_infletter.shtml

Отсутствие или недостаточность доверия к электронным журналам и к другой информации интернет-ресурсов можно связать с безответственным онтологическим социальным статусом виртуальной реальности, в которой существует возможность пренебречь некоторыми причинно-следственными связями или изменить социальный порядок (Таратута, 2003, с.15). Поэтому в основном эксплуатируется удобство данной формы научной коммуникации, которое заключается в скорости распространения материалов через веб-сайт, списки рассылки, по сравнению с печатными изданиями, возможностью получить отзыв и организовать обсуждение представленного материала.

Приведем данные по публикациям в регулярно формируемом специальном апрельском выпуске журнала Образовательные технологии и общество (2003-2007 гг.). Приглашения потенциальным авторам, работающим в данной области, рассылаются через списки рассылки форума восточно-европейской подгруппы IFETS

ЕаБ^Еиго, специалистов в области коммуникации РКА и адресно известным редактору специалистам. Тем не менее количество представленных статей в выпуске варьировалось от 4 до 10, в 5 выпусках журнала было собрано 30 статей, в которых участвовали 24 автора, большая часть из которых (14 человек) получили адресные приглашения. Ввиду междисциплинарности данной предметной области авторы представляют различные науки - информатику и ИКТ, педагогику, психологию, лингвистику, журналистику и библиотековедение и рассматривают компьютерноопосредованную коммуникацию с точки зрения соответствующей науки.

Отметим, согласно Кима Вельтмана, который считает, что использование образовательным сообществом в качестве учебных материалов электронных библиотек, сформированных на основе открытых для полного или частичного доступа через Интернет имеющихся ресурсов архивов, музеев, библиотек и исследовательских институтов, позволило бы значительно расширить и обогатить педагогическую коммуникацию и учебный процесс в целом (Уектап, 2001). Термин "электронная библиотека" относительно новый и еще не имеет общепринятого научного толкования. Так, под электронными (цифровыми, виртуальными) библиотеками могут понимать различное содержание: начиная с простого перечня файлов на любом компьютере и заканчивая всем содержательным наполнением Интернет (Горный, 2002). Мы будем рассматривать данный термин в соответствии с мнением специалистов, которые считают, что электронные библиотеки можно определить как упорядоченные коллекции разнородных электронных документов в совокупности с соответствующими сервисами, то есть снабженных средствами навигации и поиска.

Таким образом, отличительной чертой электронных библиотек является обязательное наличие заданной структуры и навигационно-поисковых средств, обеспечивающих ориентирование в документах. Это дает возможность исключить из понятия "электронная библиотека" беспорядочные файловые массивы, не объединенные единой иерархической структурой и системой индексации. Термин "разнородные" позволяет отделить электронные библиотеки от архивов периодических изданий, в которых представлены выпуски лишь одного издания.

В заключение представим список книг в номинации компьютерноопосредованной коммуникации конкурса "Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию", учрежденном РКА в 2006 году (http://russcomm.ru/rca_projects/bookcomp/). Авторы конкурсных работ (Жабко, 2006; Жилкин, 2004; Иванченко, 2005; Манеров и др., 2006; Патаракин, 2006; Розина, 2005) представляют аналогичные научные дисциплины, перечисленные в анализе принадлежности авторов специального выпуска электронного журнала Образовательные технологии и общество (2003-2007 гг.). Изучение компьютерноопосредованной коммуникации осуществляется исследователями с различных сторон

- от терминологии и истории дисциплины до разработок в решении социальных проблем их освоения. Таким образом, представленная технология комплексного анализа электронных и печатных ресурсов позволяет получить адекватную картину развития исследуемой предметной области.

Заключение

Несмотря на то, что существуют объективные ограничения широкого использования компьютерно-опосредованной коммуникации, данное направление развивается как междисциплинарное знание и прикладное направление новых форм социального и делового взаимодействия. Эффективность их использования зависит от полноты знаний пользователей в области современных информационнокоммуникационных технологий и наличия навыков взаимодействия по моделям человек - компьютер - человек и один человек - много компьютеров в перспективе. Пролонгированные исследования роста числа цитируемости основных терминов в данной области, индексируемых ИПС Google, отражают, в соответствии с законом Ципфа, темпы развития коммуникативного направления и распределения электронных ресурсов на профильных и непрофильных сайтах. Для продвижения профильных сайтов необходимо анализировать качество представляемых ресурсов в соответствии со специальными критериями оценки, предъявляемыми

пользователями. Адекватный анализ различных данных мониторинга посещений сайта и запросов посетителей позволяют осуществить эффективный редизайн информационного, логического и визуального наполнения и коммуникативных компонент сайта.

Сочетание профессиональной (педагогической) и научной деятельности в информационно-коммуникационной среде сегодня является критерием компетентности специалиста. Формирование академических сообществ с преимущественно горизонтальным типом коммуникации реализуется на основе возможностей ИКТ, среди которых особое место занимают интернет-конференции, электронные журналы и библиотеки. Рост интереса и доверия к ним демонстрирует сравнение публикаций электронного журнала и печатных работ в данном коммуникативном направлении. Можно сказать, что исследование и освоение компьютерно-опосредованной коммуникации представляет собой поступательное движение по некоторой спирали, как в модели коммуникации Ф. Дэнса (Frank Dance, 1967), раскручивая которую мы переходим от уровня к уровню, возвращаемся к уже известному на новом витке или перепрыгиваем через него, аналогично движению по гипертексту (веб-серфингу), когда мы выбираем только то, что нам нужно, и то, что мы хотим узнать прямо сейчас.

Литература

[Агеев, 2002] Агеев, В.Н. Семиотика. - М.: Весь Мир, 2002. - 256 с.

[Анненков и др., 2003] Анненков, В.В. Опыт самообразования и со-творчества в сетевой группе СТОИК / Анненков В.В. [и др.]. - ИСТО МЭИ, ПМ-210, 29.01.2003. -Вып. 67. - 34 с.

[Армс, 2001] Армс, В. Электронные библиотеки: [пер. с англ.]. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2001.

[Винер, 2004] Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине (избранные главы) // Информационное общество: сб. статей. - М.: АСТ, 2004. С.45-203.

[Горный, 2002] Горный, Е. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы / Е. Горный, К. Вигурский // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2002. С.158-188.

[Есарева, 1975] Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателей высшей школы. - Л., 1975.

[Жабко, 2006] Жабко Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика: монография /Е.Д. Жабко. - СПб.: Изд-во РНБ, 2006. - 388 с.

[Жилкин, 2004] Жилкин В.В. Дидактические основы формирования

информационной субкультуры. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. -288 с.

[Зарецкая, 2002 а] Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: учебник: В 2 т. Т.1.- М.: Дело, 2002. - 696 с.

[Зимняя, 1999] Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 1999. - 384 с.

[Иванченко, 2005] Иванченко, Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. - М.: Союз, 2005. - 192 с.

[Интернет-обучение..., 2004] Интернет-обучение: технологии педагогического

дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Камерон, 2004. - 216с.

[Кан-Калик, 1979] Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 1979.

[Компетентностный..., 2004] Компетентностный подход в педагогическом

образовании: коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой.

- СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. - 392 с.

[Манеров и др., 2006] Манеров В. Х., Королева Н. Н., Богдановская И. М., Проект Ю. Л. Мирообразование и психологические феномены Интернет-коммуникации: Монография. - СПб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 191 с.

[Мирская, 2002] Мирская Е. Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2002. С.211-234.

[Михайлов, 1968] Михайлов, А.И. Основы информатики / А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский. - М., 1968.

[Новак, 2000] Новак, Т. Новые метрики для новых СМИ: к разработке стандартов измерения Web-аудиторий / Т. Новак, Д. Хоффман // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. С.192-249. [Новые..., 2003] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 227 с. [Основы теории..., 2003] Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 615 с.

[Папаев, 2003] Папаев, С. Т. Роль стандартизации для коммуникаций в электронной среде // Методы современной коммуникации. - Вып. 1 / Под ред. В. Н. Переверзева. -М., 2003. - С.31-39.

[Патаракин, 2006 а] Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение. - М: ПЕР СЭ, 2006. - 112 с.

[Патаракин, 2006 б] Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2006. - 64 с.

[Перфильев, 2003] Перфильев, Ю.Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. - М.: Гардарики, 2003. - 272 с.

[Розина, 2005 а] Розина И.Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация - от теории к практике: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: изд-во ИУБиП, 2005. - 242 с. [Розина, 2005 б] Розина, И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная

коммуникация: теория и практика: монография. - М.: Логос, 2005. - 439 с.

[Романов, 2000] Романов, А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.

[Сластенин, 2003] Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 480 с. [Таратута, 2003] Таратута, Е.Е. Социальный смысл виртуальной реальности: автореф. ... канд. филос. наук. - СПб., 2003. - 30 с.

[Урсул, 1975] Урсул, А. Д. Проблема информации в современной науке

(философские очерки). - М.: Наука, 1975. - 288 с.

[Чурсин, 1982] Чурсин, Н.Н. Популярная информатика. - Киев: Техника, 1982. [Якунин, 2000] Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - 2-е изд. -СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. - 349 с.

[Barnes, 2003] Barnes, S.B. Computer-mediated communication: human to human communication across the Internet. - Allyn and Bacon, 2003.

[Bates, 1995] Bates, (Tony) A.W. Technology, Open Learning and Distance Education. -London : New York: Routledge, 1995.

[Griffin, 2000] Griffin, E. A first look at communication theory. - McGrow Hill, 2000. [Johansen, 1988] Johansen, R. Teleconferencing: Electronic Group Meetings. Small Group Communication: A reader / R. Johansen, J. Vallee, K. Spangler. / In R.S. Cathcart, L.A. Samovar (Eds). - 5th ed. - Wm. C. Brown Publishers, Dubuque, Iowa, 1988. -рр. 140-154. [Meyer, 1999] Meyer, M. Computers in Your Future / M. Meyer, R. Baber, B. Pfaffenberger. - 3rd ed. - N.Y.: Macmillan Computer Publishing, 1999.

[Rheingold, 1996] Rheingold, H. The virtual Community. Making Connections. Reading in Relational Communication / K.M. Galvin and P. Cooper (Eds). - Roxbury Publishing Company, 1996 -рр. 295-299.

[Thurlow, 2004] Thurlow, C. Computer Mediated Communication. Social Interaction and Internet / C. Thurlow, L. Lengal, A.Tomic. - Sage Publications, Inc, 2004.

[Veltman, 2001] Veltman, K. Development and Challenges in Digital Culture // Electronic Imaging & the Visual Arts: Conference Proceeding, 3-8 December 2001. - Moscow, 2001. -рр. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.