Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ТЕХНОЛОГИИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕХАНИЗМ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Наталья Анатольевна

Современное российское общество находится в состоянии, когда необходимы процессы активного вовлечения граждан и организаций в бюджетный процесс, в соучастие в решении важнейших социально-экономических проблем территорий, в повышение уровня взаимодействия населения с властью, уровня взаимного доверия. Определен механизм такого частно-государственного партнерства в данной сфере в виде инициативного бюджетирования. Раскрыты элементы данного механизма, наличие которых свидетельствует о том, что технологии инициативного бюджетирования сложились. Подчеркнута важность развития таких технологий в молодежной среде, в сельской местности. Проанализирована правовая база развития механизма частно-государственного партнерства. Рассмотрена динамика показателей инициативного бюджетирования с 2015 г. по 2020 г. в России. Определены основные источники финансирования проектов инициативного бюджетирования. Проведена классификация практик, оценены результаты инициативного бюджетирования. Особенно подробно рассмотрена динамика реализации проектов для молодежи на примере мероприятий за 2022 г. Подведены итоги по количеству разработанных проектов в разрезе муниципальных образований Удмуртской Республики, а также в рамках двух практик: «Наша инициатива» и «Атмосфера». В целях противодействия росту количества нереализованных заявок обоснован прогноз по увеличению финансирования проектов из бюджетов на 2023 г. Раскрыты перспективные направления развития инициативного бюджетирования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROACTIVE BUDGETING TECHNOLOGIES AS A TOOL REGULATION IN THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

Modern Russian society is in a state where processes of active involvement of citizens and organizations in the budget process, in complicity in solving the most important socio-economic problems of the territories, in increasing the level of interaction of the population with the authorities, and the level of mutual trust are needed. The mechanism of such a private-public partnership in this area in the form of initiative budgeting has been determined. The elements of this mechanism are disclosed, the presence of which indicates that the technologies of initiative budgeting have developed. The importance of developing such technologies in the youth environment, in rural areas was emphasized. The legal framework for the development of the private-public partnership mechanism was analyzed. The dynamics of initiative budgeting indicators from 2015 to 2020 in Russia was considered. The main sources of financing for initiative budgeting projects have been identified. Practice classification was carried out, the results of initiative budgeting were assessed. The dynamics of the implementation of projects for young people on the example of events for 2022 is especially considered in detail. The results of the number of developed projects in the context of municipalities of the Udmurt Republic, as well as within the framework of two practices: "Our Initiative" and "Atmosphere," were summed up. In order to counter the increase in the number of unrealized applications, the forecast for an increase in project financing from budgets for 2023 is justified. Disclosed promising directions for the development of initiative budgeting in the region.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

Экономика

УДК 336:332.012.33(045) Н.А. Алексеева

ТЕХНОЛОГИИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Современное российское общество находится в состоянии, когда необходимы процессы активного вовлечения граждан и организаций в бюджетный процесс, в соучастие в решении важнейших социально-экономических проблем территорий, в повышение уровня взаимодействия населения с властью, уровня взаимного доверия. Определен механизм такого частно-государственного партнерства в данной сфере в виде инициативного бюджетирования. Раскрыты элементы данного механизма, наличие которых свидетельствует о том, что технологии инициативного бюджетирования сложились. Подчеркнута важность развития таких технологий в молодежной среде, в сельской местности. Проанализирована правовая база развития механизма частно-государственного партнерства. Рассмотрена динамика показателей инициативного бюджетирования с 2015 г. по 2020 г. в России. Определены основные источники финансирвоания проектов инициативного бюджетирования. Проведена классификация практик, оценены результаты инициативного бюджетирования. Особенно подробно рассмотрена динамика реализации проектов для молодежи на примере мероприятий за 2022 г. Подведены итоги по количеству разработанных проектов в разрезе муниципальных образований Удмуртской Республики, а также в рамках двух практик: «Наша инициатива» и «Атмосфера». В целях противодействия росту количества нереализованных заявок обоснован прогноз по увеличению финансирования проектов из бюджетов на 2023 г. Раскрыты перспективные направления развития инициативного бюджетирования в регионе.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, проект, финансирование, софинансирование, технологии, механизм частно-государственного партнерства, сельские территории, молодежь.

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-789-796

Одним из глобальных противоречий в современном мире является резкое отставание темпов социального прогресса от темпов научно-технического прогресса. Современные технические средства и технологии способны избавить человечество от болезней, голода, удовлетворить творческий потенциал личности. Но вместо этого люди используют прогрессивные технологии не во благо, а во вред обществу: стремление доминировать во всех сферах за счет подавления независимости других народов, развязывание войн и другие проявления агрессии, которые могут угрожать жизни на Земле. Одна из причин такого противоречия - низкая социальная ответственность лиц, принимающих решения, и неразвитость социальных технологий.

В настоящее время в нашей стране осуществляется активная технологизация социального пространства. Социальные технологии выступают как инструмент регулирования общественных отношений, позволяющий не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и влиять на жизнь, своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, рисковые ситуации, получать прогнозируемый социальный результат, повышающий качество жизни. Овладение социальными технологиями в органах власти и управления позволило бы вскрыть и использовать потенциал социальных систем, получить максимальный общественный эффект при минимальных затратах [1].

Необходимыми элементами социальной технологии, наличие которых свидетельствует о том, что технология сложилась, востребована и развивается, являются:

- правовая база регулирования общественных отношений;

- субъекты, формирующие и использующие технологию;

- целевая аудитория, использующая результаты применения технологии;

- регламентированный порядок оказания общественных услуг;

- источники финансирования оказания общественных услуг;

- полученный общественный эффект и его социально-экономическая оценка [2].

Особенно важным инструментом общественного регулирования являются технологии инициативного бюджетирования, которые позволяют выявлять приоритеты социально-экономического разви-

2022. Т. 32, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

тия территорий снизу, установить правовую базу взаимоотношений государства, муниципалитетов с гражданами, приблизить власть к населению, разработать конкретные формы частно-государственного партнерства, сделать вопросы бюджетного финансирования более понятными для населения, поднять деловую активность, социальную ответственность, предприимчивость у молодежи, заинтересованность в обустройстве жизненного пространства, закрепить молодые кадры в сельской местности [3].

Хотя инициативное бюджетирование становится все более востребованным, его законодательного регулирования на федеральном уровне долгое время не существовало. Вопросы организации инициативного бюджетирования и финансового взаимодействия органов власти с жителями регулировались только региональными и муниципальными актами и в основном за счет местных бюджетов. Хронический дефицит местных бюджетов из-за сложившейся централизованной модели бюджетного федерализма, неразвитости форм межбюджетных трансфертов не позволяли в полной мере удовлетворить творческие инициативы граждан. Регионы принимали законы, выпускали инструкции и методические материалы, которые существенно различались в различных субъектах. На муниципальном уровне администрации муниципальных образований утверждали положения об инициативном бюджетировании своими постановлениями.

В 2020 г. на федеральном уровне приняты законодательные акты, ознаменовавшие новый этап развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Одним из таких документов стал Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». Нововведением стала ст. 26.1. «Инициативные проекты», которая установила единый порядок подготовки проектов инициативного бюджетирования и ввела в юридический оборот понятие «инициативный проект», урегулировала процедуры взаимодействия граждан и местных властей на всех этапах реализации проекта, а также установила правила контроля за реализацией проекта.

Кроме того, в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 добавлена ст. 56.1 «Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов». Данная статья определяет, что является источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов и что является инициативными платежами, а также порядок расчета и возврата инициативных платежей, подлежащих возврату.

Далее в Бюджетный кодекс РФ внесли поправки об инициативном бюджетировании. Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» установил, что каждому проекту необходимо присвоить код классификации расходов местного бюджета. Инициативные платежи теперь относятся к полноценным видам неналоговых доходов местного бюджета и для них предусмотрен исключительно целевой характер. Это значит, что, если средства граждан не были израсходованы на реализацию проекта, их придется вернуть. Ранее средства инициативного бюджетирования отражались в местных бюджетах как безвозмездные поступления, что недостаточно точно характеризовало их целевой характер. В связи с принятием федеральных законов субъекты Российской Федерации начали принимать собственные или же адаптировать существующие нормативно-правовые акты в соответствии с положениями указанных федеральных законов.

Ввиду нормативного закрепления практики правового оформления вовлечения граждан в реализацию социально-экономической политики на региональном и местном уровнях возникла необходимость установления целевых показателей, к которым должны стремиться муниципалитеты для оценки вовлеченности граждан в принятия решений. Такой показатель был определен по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 г. № Пр-354. Положения пп. 5 п. 12 определяют необходимость принимать меры, направленные на создание условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учетом их мнения (путем проведения открытого голосования или конкурсного отбора), обеспечить возможность направления на осуществление этих мероприятий по истечении трех лет не менее 5 % расходов местного бюджета в первую очередь по таким направлениям, как благоустройство городской среды, проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий [4].

В настоящий момент в 72-х субъектах РФ утвердили нормативными правовыми актами мероприятия по развитию инициативного бюджетирования. Например, в Удмуртии это постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.06.2013 г. № 252 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами"» и постановление

Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2019 г. № 196 «О реализации в Удмуртской Республике проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах».

Инициативное бюджетирование играет огромную роль в социально-экономическом развитии регионов, т. к. представляет собой совокупность разнообразных основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования части бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов (табл. 1) [5-13].

Таблица 1

Динамика финансовых показателей инициативного бюджетирования в РФ, млн руб.

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Общая стоимость проектов инициативного бюджетирования, в т. ч. 2 395,0 6 995,6 14 501,7 19 314,3 24 064,2 31 808,7

из федерального бюджета х 22,3 3 782,7 3 907,3 4 835,6 7 944,1

из бюджетов субъектов РФ 1 375,8 5 132,6 7 679,0 10 499,3 13 110,7 16 810,3

из бюджетов муниципалитетов 614,9 1 137,0 1 910,9 2 964,6 3 937,5 5 040,2

со стороны населения 205,5 478,1 776,6 1 123,1 1 267,3 1 085,3

со стороны юридических лиц 182,1 218,9 344,5 714,6 811,3 928,8

Иные формы софинансирования 16,7 6,7 8,2 105,4 101,9 -

Итого объем финансирования 2 395,0 6 995,6 14 501,9 19 314,3 24 064,3 31 808,7

Общий объем средств, направленных на финансирование проектов, в 2020 г. составил 31,8 млрд руб., что превосходит показатель 2015 г. более чем в 13 раз. Объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации вырос более чем на 25 % и в 2020 г. составил 16,8 млрд руб. Совокупный объем запланированных средств на инициативное бюджетирование в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2021 г. составил 20,2 млрд руб. Регионами-лидерами по доле бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации на инициативное бюджетирование в общем объеме расходов бюджета субъектов в 2020 г. стали: Калининградская область - 5,3 %, Мурманская область - 3,8 %, Орловская область - 1,4 %, Новгородская область -1, 3 %, Башкирия - 0,9 %.

С другой стороны, объем средств софинансирования на реализацию проектов инициативного бюджетирования со стороны населения снизился на 15 % в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Нельзя однозначно характеризовать данный факт как снижение уровня заинтересованности населения. Скорее всего на снижение показателя оказал фактор уменьшения числа проектов, требующих обязательного софинансирования.

Почти в пять раз увеличился финансовый вклад предпринимателей и юридических лиц в проекты инициативного бюджетирования с 2015 г.

По показателю объема муниципальной поддержки в расчете на одного жителя муниципалитета по итогам 2020 г. возглавили рейтинг 20 муниципалитетов, в т. ч.: г. Губкинский в ЯНАО - 5407,6 руб. на 1 чел., г. Новороссийск в Краснодарском Крае - 2816,4 руб. на 1 чел. и Нижневартовский район в ХМАО - Югре - 1270,5 руб. чел. Можгинский район Удмуртской Республики занял восьмое место с показателем 453 руб. на 1 чел. Средний показатель муниципальной поддержки инициативного бюджетирования на 1 жителя среди всех муниципалитетов составил 213,2 руб.

Принято разделять «классические» практики инициативного бюджетирования и смежные практики. Практикой инициативного бюджетирования принято называть устоявшиеся на территории региона (муниципалитета) ежегодные процедуры организации участия граждан в бюджетном процессе. Идентифицировать практику инициативного бюджетирования всегда можно по утвержденным для ее проведения нормативным правовым актам или методической документации для ее реализации на определенной территории [14].

Практики инициативного бюджетирования значительно отличаются по технологии реализации, т. е. в них могут быть задействованы разные комбинации форм осуществления населением местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ: собрания граждан - в небольших населенных пунктах; конференции с выдвижением делегатов в бюджетные комиссии - в крупных городах; иные методы.

2022. Т. 32, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Независимо от формы проведения, жители выражают свое мнение в форме проектных идей или документально оформленных инициатив. Важной чертой инициативного бюджетирования является обеспечение возможности участия максимально широкого круга граждан в выдвижении идеи, обсуждении и выборе проектов, разных формах голосования и конкурсного отбора проектов.

С каждым годом тренд комплексного вовлечения населения в решение инфраструктурных вопросов становится все более проявленным, поэтому остальные - это смежные практики, которые также активно изучаются (табл. 2).

Таблица 2

Классификация практик участия граждан

Тип практики 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Практики инициативного бюджетирования: «Народный бюджет», бюджетные комиссии и другие модели 107 180 213

Практики благоустройства и развития сельских территорий 16 13 16

Комфортная городская среда 18 11 15

Наказы депутатам 1 3 2

Поддержка НКО и социально-значимых проектов граждан 5 5 6

Самообложение, 50\50, субсидирование вклада граждан 3 5 4

Поддержка ТОС 9 13 10

Школьное и молодежное инициативное бюджетирование 0 0 10

Иные практики 34 19 14

Всего 159 230 276

Активнее всего развиваются практики инициативного бюджетирования. За три исследуемых года их количество возросло в два раза, в то же время общее количество практик общественного участия увеличилось на 73,6 %.

Положительная динамика количества реализованных проектов, объемов привлеченного дополнительного финансирования наряду с меняющимся обликом целых поселений и прекращением оттока сельского населения за сравнительно непродолжительный отрезок времени вывели инициативное бюджетирование на первые позиции по отношению к остальным инструментам обеспечения открытости бюджетов. Результаты реализации показывают, что приоритеты населения в решении наиболее значимых вопросов меняются. Например, удерживающая свои позиции на протяжении шести лет типология «Автомобильные дороги, тротуары, пешеходные переходы, остановки» уступила свое место типологии «Места массового отдыха населения и объекты организации благоустройства». Не смотря на ежегодно изменяющуюся долю проектов каждого типа, самыми популярными направлениями проектов остаются: «Автомобильные дороги, тротуары, пешеходные переходы, остановки», «Места массового отдыха населения и объекты организации благоустройства», «Детские игровые площадки»: за все время более 30 % всех проектов были инициированы гражданами на решение вопросов в этих областях.

Отдельно стоит отметить проекты школьного и молодежного инициативного бюджетирования. Доля проектов молодежи в 2020 г. от общей численности проектов превосходит проекты по сбору твердых коммунальных бытовых отходов и мусора, инициированные взрослым населением. Молодежь активно подключается к участию в бюджетном процессе.

В Удмуртской Республике запущен конкурс «Наша инициатива» для взрослого населения как эффективная площадка для взаимодействия с гражданами. За четыре года существования конкурса было подано более 1000 заявок от неравнодушных граждан.

На старте конкурса «Наша инициатива» региональным бюджетом были предусмотрены ассигнования в размере 50,0 млн руб., а максимальный размер иного межбюджетного трансферта на момент 2019 г. составлял 1,0 млн руб. К 2022 г. размер бюджетных ассигнований достиг 180,0 млн руб., а максимальный размер иного межбюджетного трансферта - 1,2 млн руб. Общий процент удовлетворенных инициатив за четыре года составил 75,6 %, а в 2020 г. были удовлетворены все 100 % инициатив - 244 заявки.

В Удмуртской Республике, начиная с 2020 г., запущен и успешно функционирует конкурс молодежного инициативного бюджетирования «Атмосфера». Важным отличием конкурса является вовлечение широкой возрастной категории молодежи в процессы решения вопросов и проблем местно-

го значения на территории всего муниципального образования, а не только на территории отдельно взятого учреждения. Кроме молодежной аудитории в процедуры конкурса вовлечены и представители администраций муниципальных образований. Конкурсный отбор организуется на уровне муниципалитета, и проекты-победители определяются не на региональном уровне, а на уровне каждого муниципального образования.

Количество молодежи, принимающей участие в конкурсе «Атмосфера» в 2022 г., выросло на 84 % по сравнению с 2020 г. Участниками представлено 1 294 идеи проектов, что на 112 идей больше, чем за четыре года реализации конкурса «Наша инициатива».

Финансовые параметры конкурса «Атмосфера» в период 2020-2022 гг. не изменялись: 36,6 тыс. руб. бюджетных ассигнований на софинансирование проектов и 300 тыс. руб. - максимальный размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого на софинансирование проекта.

Таблица 3

Количество разработанных проектов в разрезе муниципальных образований

Наименование территории 2020 г. 2021 г. 2022 г. Всего разработано проектов

Муниципальные образования с численностью населения не более 40 тысяч человек, в т. ч.

Алнашский район 8 12 15 35

Балезинский район 4 9 16 29

Вавожский район 7 11 13 31

Воткинский район 10 11 11 32

Глазовский район 11 17 19 47

Граховский район 5 8 3 16

Дебесский район 5 10 7 22

Игринский район 5 14 17 36

Камбарский район 6 9 10 25

Каракулинский район 8 16 21 45

Кезский район 11 17 24 52

Кизнерский район 3 5 4 12

Киясовский район 5 12 19 36

Красногорский район 6 4 3 13

Малопургинский район 4 13 24 41

Можгинский район 17 38 18 73

Сарапульский район 5 11 17 33

Селтинский район 3 8 6 17

Сюсминский район 6 8 12 26

Увинский район 7 11 11 29

Шарканский район 5 14 17 36

Юкаменский район 4 7 6 17

Якшур-Бодьинский район 11 22 12 45

Ярский район 9 10 9 28

Итого 165 297 314 776

Муниципальные образования с численностью населения более 40 тыс. человек и не более 100 тыс. чел., в т. ч.

город Воткинск 12 11 13 36

город Глазов 12 17 17 46

город Можга 9 19 19 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

город Сарапул 12 20 17 49

Завьяловский район 12 31 46 89

Итого 57 98 112 267

Муниципальные образования с численностью населения более 100 тысяч человек, в т. ч.

город Ижевск 42 92 103 237

Итого 42 92 103 237

2022. Т. 32, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Всего разработано проектов в муниципальных образованиях с численностью населения не более 40 тыс. человек, более 40 тыс. человек и не более 100 тыс. человек, более 100 тыс. человек в 2020 г. - 42 проекта, в 2021 г. - 92 проекта, в 2022 г. - 103 проекта (табл. 3).

Опыт проведения конкурса доказал высокий уровень инициативности молодежи Удмуртской Республики, но исходя из действующих финансовых параметров только 34,2 % идей удается поддержать. При этом с учетом роста цен на товары работы и услуги в 2022 г. проектов-победителей стало на 9 % меньше, чем годом ранее. Рост количества неудовлетворенных проектов в перспективе может привести к спаду гражданской активности по конкурсам инициативного бюджетирования в целом.

В целях развития уровня поддержки молодежных инициатив и механизмов инициативного бюджетирования предлагается:

1. Увеличить максимальный размер иного межбюджетного трансферта на софинансирование одного проекта молодежного инициативного бюджетирования на 100 тыс. руб. с 300 до 400 тыс. руб.

2. Увеличить общий объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых одному муниципальному образованию.

В результате изменений в муниципальных округах смогут быть отобраны в качестве победителей минимум пять проектов, по сравнению с тремя проектами ранее. В городах и Завьяловском районе, как и прежде, смогут быть отобраны в качестве победителей семь проектов, в г. Ижевске минимальное количество проектов-победителей вырастет с 15 до 30.

Для внедрения предлагаемых мер бюджету Удмуртской Республики потребуется больший объем бюджетных ассигнований на софинансирование проектов молодежного инициативного бюджетирования (74 млн руб. в 2023 г. против 36,6 млн руб. в 2022 г.), а бюджетам муниципальных образований потребуется увеличить объем бюджетных ассигнований на финансирование проектов молодежного инициативного бюджетирования (2,9 млн руб. в 2023 г. против 2,9 млн руб. в 2022 г.). В результате увеличения объема финансирования максимальный объем финансирования одного молодежного проекта составит 471 тыс. руб. При сохранении трендов участия молодежи в практике, рассчитанных методом интерполяции с учетом привязки низкой вероятности, в 2023 г. ожидается около 2400 участников, которые разработают около 580 проектов.

Ожидается, что средняя стоимость проекта возрастет. На 2022 г. участники в среднем планируют 83 % от максимально возможной стоимости проекта (в 2021 г. этот показатель составлял 78 %). Рост показателя связан в первую очередь с удорожанием строительных работ, т. к. как более 50 % проектов молодежи создаются в направлении «Общественные пространства». Следующим по популярности следует направление «Событийные мероприятия»: около 48 % всех проектов связаны с организацией образовательных и досуговых мероприятий для молодежи, основным фактором роста стоимости этих проектов является удорожание оборудования и его аренды. Третьим по популярности являются «Интернет-проекты», кроме фактора удорожания присущего «Событийным мероприятиям», в этом направлении присутствуют услуги привлекаемого специалиста-программиста.

Основываясь на результатах анализа заявок конкурса «Наша инициатива», увеличение лимита на софинансирование одного проекта на 20 % привело к увеличению средней стоимости проекта на 8,9 %. Можно предположить, что увеличение аналогичного параметра в конкурсе «Атмосфера» на 34 % приведет к увеличению средней стоимости проекта на 15 %. Тогда средняя стоимость проекта составит ориентировочно 338 тыс. руб., доля республиканских средств софинансирования - 287,3 тыс. руб. За счет роста финансирования удастся снизить долю неподдержанных проектов.

Так, гарантировано из бюджета УР может быть поддержано 36 600 тыс. руб. / 300 тыс. руб. = 122 проекта, в то время как при изменении параметров могут быть поддержаны 74 000 тыс. руб. / 400 тыс. руб. = 185 проектов или 74 000 тыс. руб. / 287,3 тыс. руб. = 257 проектов. При этом доля поддержанных идей приблизится к 45 %, а в сельских населенных пунктах этот показатель возрастет в два раза, что будет являться важным стимулом поддержания активности молодежи, направленной на развитие этих территорий.

Таким образом, инициативное бюджетирование позволяет гражданам реализовывать свои идеи, открыто и прямо участвовать в отборе проектов. Внедряемые механизмы развития партнерства между населением и властью являются уникальными в каждом субъектов Российской Федерации, и с каждым годом субъектам удается значительно усовершенствовать программы инициативного бюджетирования. В числе ближайших перспектив развития механизмов общественного участия можно выделить расширение тематики и цифровизацию осуществления мониторинга развития практик в

субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. В ближайшие годы предстоит найти возможности для организации серии экспериментальных экономических исследований о мотивации участников практик, эффектах инициативного бюджетирования, в том числе совместно с зарубежными партнерами. Следующим этапом в развитии инициативного бюджетирования станет разработка предложений по включению процедур участия граждан в действующие и новые национальные проекты, государственные программы, а также интеграция практик участия граждан в бюджетных решениях в мероприятия финансовой и бюджетной грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Н.А. Современные социальные технологии государственного и муниципального управления / Н.А. Алексеева, Д.В. Кондратьев, Е.В. Некрасова, Г.Н. Нигматуллина, Е.В. Королева, Р.М. Шмыков, А.И. Опоева. Ижевск, 2021. 100 с.

2. Барлыбаев А.А., Колечкина М.А., Насретдинова Л.Ф.Социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования // Уфимский гуманитарный научный форум. 2020. № 4 (4). С. 34-43.

3. Alekseeva N.A. Tarasova O.A., Sokolov V.A., Mironova Z.A. State agrarian policy and the efficiency of its implementation at the regional level // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. «International Scientific and Practical Conference: Development of the Agro-Industrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad, DAICRA 2021» 2022. С. 012-076.

4. Пестова О. Г. Особенности законодательного урегулирования инициативного бюджетирования в России // NovaUm.Ru. 2018. № 16. С. 373-377.

5. Акимова А.А. Инициативное бюджетирование в РФ: сущность, практики и цифровизация в современных условиях // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 239-345.

6. Боев Н.В. Региональные практики инициативного бюджетирования: опыт Алтайского края // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сб. науч. ст. междунар. конф. Барнаул, 2018. С. 2374-2375.

7. Белостоцкий А.А. Зарубежный опыт инициативного бюджетирования в управлении государственными финансами // Экономические науки. 2018. № 169. С. 89-93.

8. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. 2015. № 12. С. 42-47.

9. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование: стратегия развития. Вторая всероссийская конференция по инициативному бюджетированию // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 6 (34). С. 129-134.

10. 25 вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие / В.В. Вагин, Е.А. Тимохина и др. Москва: Издательские технологии, 2017. 46 с.

11. Захарова А.Д., Воронина Л.П. Необходимые условия для успешной реализации проектов инициативного бюджетирования в Российской Федерации // Студенческий вестник. 2020. № 19-8 (117). С. 72-74.

12. Зубайдуллина Д. В., Иванова К.И. Основные проблемы и особенности развития инициативного бюджетирования в России // Colloquium-journal. 2020. № 6-7 (58). С. 29-31.

13. Шпарова С.С. Инициативное бюджетирование как инструмент развития экономики страны: практика и тенденции развития в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2022. № 2. С. 74-77.

14. Федосов В.А. Предпосылки развития и классификация практик молодежного инициативного бюджетирования // Финансовая экономика. 2022. № 4. С. 331-333.

Поступила в редакцию 20.06.2022

Алексеева Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой организации производства и экономического анализа ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 E-mail: [email protected]

NA. Alekseeva

PROACTIVE BUDGETING TECHNOLOGIES AS A TOOL REGULATION IN THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-789-796

Modern Russian society is in a state where processes of active involvement of citizens and organizations in the budget process, in complicity in solving the most important socio-economic problems of the territories, in increasing the level of interaction of the population with the authorities, and the level of mutual trust are needed. The mechanism of such a private-public partnership in this area in the form of initiative budgeting has been determined. The elements of this mechanism are disclosed, the presence of which indicates that the technologies of initiative budgeting have developed. The importance of developing such technologies in the youth environment, in rural areas was emphasized. The legal framework for the development of the private-public partnership mechanism was analyzed. The dynamics of initiative budgeting indicators from 2015 to 2020 in Russia was considered. The main sources of financing for initiative budgeting projects have been identified. Practice classification was carried out, the results of initiative budgeting were assessed. The dynamics of the implementation of projects for young people on the example of events for 2022 is especially considered in detail. The results of the number of developed projects in the context of municipalities of the Udmurt Republic, as well as within the framework of two practices: "Our Initiative" and "Atmosphere," were summed up. In order to counter the increase in the number of unrealized applications, the forecast for an increase in project financing from budgets for 2023 is justified. Disclosed promising directions for the development of initiative budgeting in the region.

Keywords: initiative budgeting, project, financing, co-financing, technology, private-public partnership mechanism, rural areas, youth.

Received 20.06.2022

Alekseeva N.A., Doctor of Economics, professor,

Head of the Department of Organization of Production and Economic Analysis Izhevsk State Agricultural Academy Sverdlova st., 30, Izhevsk, Russia, 426069 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.