Научная статья на тему 'Технологии идеологической защиты и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Технологии идеологической защиты и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
920
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / политические технологии / идеология / интересы россии
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии идеологической защиты и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 378:351/354 Д138

Давыдов Александр Владимирович

аспирант кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета

[email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [1]

Аннотация:

Данная работа анализирует значение политических технологий, в том числе идеологии обеспечения национально-государственных интересов и безопасности России. Особо подчеркиваются базовые задачи и приоритеты развития политической системы посредством тех политических технологий, от которых зависит стабильность и обеспечение национальной безопасности России в условиях угроз ХХ1 века.

Ключевые слова: безопасность, политические технологии, идеология, интересы России.

В политическом процессе современной России наметилась отчетливая тенденция централизации политической власти, и если рассматривать ряд изменений в политической системе, то очевидно также и то, что по сравнению с политикой начала 90-х гг. ХХ века наметился ряд положительных ориентаций власти на реализацию национальных интересов. Для констатации этого достаточно вспомнить выступление «Россия, вперед!» и послания Федеральному собранию РФ 2008-2010 гг. президента РФ Д.А. Медведева, из которых следует, что задача Российского государства - это формирование и реализация социальных интересов при любой международной обстановке. И не последнее значение в этом занимает защита интересов народа от постоянных в условиях глобализации вызовов и угроз национальной безопасности. «Сейчас речь по сути идет о новой философии безопасности. Она строится не на бряцании оружием, а на четком осознании того факта, что крепкий оборонный щит может выковать только экономически развитое государство. Причем выковать за счет собственных технологий и собственной производственной базы - у России, к счастью, есть то и другое» [2, с. 12].

Роль государства как гаранта реализации национальных ценностей и потребностей многонационального социума возрастает именно в кризисные моменты. Но даже в кризисные 2008-2010 годы, когда многие иностранные государства сужали свои программы социально-экономического обеспечения граждан, в Российской Федерации ни одна программа не была свернута. Более того, продолжаются реформы здравоохранения, образования, милиции, армии. Ныне существует ряд национальных проектов социально-экономической перестройки общества. Например, Указ Президента РФ «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025», реализация приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение», осуществление федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и федеральной целе-

вой программы «Социальное развитие села до 2012 года», федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы и многие другие.

Для функционирования политической системы всегда применялись определенные методы, приемы политических технологий. Политическими технологиями являются знания в сфере последовательного продвижения определенных интересов, идей с целью установления заинтересованной стороной властных взаимоотношений, связанных с реализацией заранее определенных политических результатов. Можно сказать, что политические технологии есть целенаправленное достижение целей с использованием необходимых приемов и методов воздействия на процессы в обществе. Таким образом, под политическими технологиями стоит понимать совокупность способов, процедур и операций, посредством которых реализуется политическое действие [3, с. 105].

Под технологиями обеспечения национальной безопасности не стоит понимать только меры и методы действий служб, в чьи обязанности входит охрана правопорядка, борьба с преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействие экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа или насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; захват или насильственное удержание власти, а также защита окружающей среды и внешнеполитических интересов [4].

Естественно, все названные задачи первостепенны, и существующий алгоритм действий соответствующих служб направлен именно на защиту интересов страны. Но ведь необходимо учитывать, что, помимо вышеназванных действий, технологии обеспечения национальных интересов и безопасности включают информационно-коммуникативные функции и, главное, идеологические. И поэтому стоит отметить, что все политические технологии имеют схожий порядок действий, связанный с формированием стратегии. Он включает в себя следующие этапы: регистрацию соответствующими ответственными организациями первичной информации, связанной с определенными рисками безопасности; оценку, отбор и преобразование полученных данных с целью передачи органам, ответственным за принятие решений; и, наконец, принятие решения, разрешающего определенные угрозы безопасности в рамках поставленного направления.

Следующий и самый важный этап функционирования технологий связан с реализацией. Он включает в себя законодательные инициативы, связанные с контролем выполнения решения и оценкой ситуации после начала реализации решения, т. е. механизм обратной связи. Поэтому можно отметить, что само по себе законодательное решение без доведения на местах нововведений есть приоритетная реакция на изменившиеся условия и нарушения интересов, в том числе связанных с национальной безопасностью. Основной результат бывает только тогда, когда законопроекты приводят к реальному изменению ситуации. В последние годы в любом регионе есть масса тому подтверждений . Поэтому государственная система обеспечения национальной безопасности может быть представлена через характеристику способов защиты от рисков и угроз интересам страны.

При этом технологии, направленные на функционирование защищенности, анализируемые с точки зрения структурно-функционального подхода, будут соответствовать сфере их предметного применения, а также направленности и продолжительности действия. Собственно поэтому технологии реализации национально-государственных интере-

сов России прямо сопоставимы с технологиями обеспечения безопасности. А наиболее актуальной и оптимальной политической технологией защиты интересов личности, обществ и государства является интегративная национальная идеология, так как национально-государственные интересы есть основа идеологической интеграции в многонациональном государстве. Между тем потребность народа в сохранении этнической общности, в устойчивости общественных и государственных институтов и в обеспечении национальной безопасности есть основание жизненно необходимого минимума, согласно которому сущность идеи государства представляется оправданной. Ибо сама идея необходимости государственного обустройства основана на потребности в безопасности, которая, в свою очередь, зависит от геополитического окружения государства, традиций и культуры, духа народа и его ценностей, экономического развития.

В Концепции национальной безопасности РФ зафиксировано, что национальные интересы России представляют собой сбалансированное соотношение жизненно важных интересов личности, общества и государства в качестве достаточного условия развития и безопасности страны. Концептуальная парадигма дефиниции «национальный интерес России» посредством данного выше определения обладает принципиальным значением. Сам национальный интерес в этом случае предстает в чистом виде и позволяет «всеобщим» взглядом узреть суть понятия «национально-государственное единство» граждан Российской Федерации безотносительно к их национальной принадлежности, вероисповеданиям, степени социализации и положению в обществе.

Именно своевременное реагирование на вызовы и угрозы безопасности есть крайне актуальная государственная стратегическая задача. И поэтому стоит трезво осознавать, что политика обеспечения национальной безопасности есть деятельность политического руководства страны по установлению защиты национальных интересов страны, т. е. по обеспечению национальной безопасности, под которой как раз и понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз интересам личности, общества и государства.

Более того, в соответствии с законодательной базой РФ, главным пунктом обеспечения национальной безопасности являются первостепенные интересы личности, общества, государства. При этом национальные интересы РФ отражены в стратегических и текущих задачах внутренней и внешней политики государства и реализуются через систему государственного управления. Условием реализации национальных интересов России является возможность принимать независимые решения в сфере политики и экономики без оглядки на предложения иностранных государств по этим вопросам. Также необходимым условием при формировании и исполнении национальных интересов является способность государственной власти поддерживать такой уровень жизни населения, который обеспечивал бы национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране. Именно поэтому сегодня в России главенствуют как раз жизненно важные интересы личности, за которыми следуют интересы общества и государства.

Стоит осознавать и то, что угроз глобальной безопасности в последнее столетие становилось все больше, но адекватных инструментов по их преодолению пока нет, за исключением ввода войск на территорию потенциального врага, т. е. силового варианта решения проблемы. Отсюда возникновение очагов напряженности и конфликтов. Их решение становится все более актуальным для политологической науки, ибо только переосмысление методологических и концептуальных основ безопасности приводит к переоценке ресурсов и механизмов ее обеспечения, равно как и к выявлению артикуля-

ции национальных интересов, для чего необходима четкая расстановка приоритетов внутренней и внешней политики.

Национальная идея современной России, содержащая больше социально направленной политики государства по отношению к законопослушным гражданам, является единственно допустимой и понятной для большинства. Она достигается именно действием партий и правительства, и в частности поддержанием общепризнанного института семьи, где непосредственное воспитание и образование формируют знания нравственных норм и правовой культуры, правильное и достойное поведение в обществе. Кроме того, в образовательных учреждениях всех уровней реализуются национальные идеи патриотического воспитания молодежи.

Обращаясь к средствам интегративной идеологии как оптимальной технологии, необходимо отметить, что для успешного развития российского общества необходимо постоянное обеспечение объективных интересов нации; также необходима информационная пропаганда равенства интересов как европейского центра, так и малых народов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Эти аспекты наиболее важны в условиях идеологического противодействия терроризму, ибо именно идеологическая общность этносов, их принятие государственной политики способно разрубить корни интервенционного террора. Народ России нужно представлять единым, не делая различий по национальным и конфессиональным признакам. В задачи СМИ входит сформировать представления о том, что граждане любых территорий России такие же россияне, как и москвичи и сахалинцы. Естественно, что такая программа возможна при создании социально-экономического благополучия в регионах, и особенно на Кавказе.

Стоит отметить, что внутриполитическая задача России заключается в восстановлении социально-экономических основ во всех секторах народного хозяйства. Необходимо параллельно развивать идеологическую пропаганду дружбы народов России и идеалов духовного дополнения народами России друг друга. Глобальная внешнеполитическая задача России - в короткие сроки восстановить былой при СССР авторитет в мусульманском мире, что позволило хотя бы скорректировать мировой баланс сил, и тем самым Россия смогла бы обеспечить свое присутствие в идеологии миропорядка XXI века.

Для того чтобы полностью исключить терроризм, необходима сбалансированная политика по информационному противодействию иностранным компаниям, которые подрывают механизмы социального взаимодействия, стремясь дестабилизировать политику Российской Федерации. Не последнюю роль могли бы сыграть механизмы информационного «вливания» в зарубежные СМИ о социальных изменениях. Например, об открытии на Кавказе новых промышленных объектов, об улучшении социальных условий жизни, о предотвращении проникновения иностранных боевиков силами горцев, способных защитить не только себя, но и Россию, которую они любят, и потому ей служат. Это бы привело к притоку «позитивного» иностранного капитала и росту инвестиций в нашу экономику.

Как правильно отмечает В.Н. Давыдов, в «кризисные моменты дезинтеграции экономики, социально-культурной сферы четко обозначились центробежные тенденции и гипертрофированные - подлинные и мнимые - национальные интересы» [5, с. 44]. Это, собственно, есть сигнал политическому руководству о том, что роль политических технологий не в создании мнимой иллюзии спокойствия и развития, а в разработке действующего механизма, способствующего подлинному подъему национальной экономики и духовной консолидации полиэтничного общества. А конфессиональная идеология способна возродить истинные ценности и, конечно, не будет орудием борьбы с русскими, ибо при адекватной расстановке в реализации национальных интересов всех членов россий-

ского общества роль религии лишь механизм духовной консолидации наций, а не идеологической «обработки» террористов. Следует понимать, что с индивидуальными преступниками необходимо бороться только посредством планомерных силовых операций, направленных на уничтожение террора и привлечение к ответственности идеологов и исполнителей. Но при этом не стоит забывать крылатое выражение Архимеда, что там, где не пройдет войско, пройдет осел, навьюченный золотом. Собственно, поэтому полностью исключить терроризм не удастся до тех пор, пока не будут функционировать технологии адекватных ответов международным объединениям, стремящимся дестабилизировать мировую обстановку, в том числе при помощи финансовой подпитки.

Итак, если кратко охарактеризовать нормативно-правые акты - и такой подход позволяет рассмотреть роль политических приемов и методов в формировании государственной политики, направленной именно на стратегическое обеспечение национально-государственных интересов, - можно выработать своеобразную открытую технологию национальной идеологии безопасности.

Также стоит учитывать, что любая политическая система всегда имеет слабые стороны, в случае опасности первоочередным барьером являются технологии, направленные на обеспечение национальной защиты, но никакие технологии не могут заменить национально-государственную идеологию, ибо только она есть духовная основа государственной жизни. Решая эти и другие социальные проблемы идеологически, правительство сможет избежать множества конфликтных моментов и критических ситуаций в обществе. То есть, решая проблемы воспитания добропорядочных граждан, грамотного образования, создавая стереотипы поведения в семье и обществе, направленные на развитие общечеловеческих ценностей, прав и свобод, позволяя каждому жить и работать, не беспокоясь за собственную безопасность и экономическую стабильность, власть получает одобрение от большинства членов общества непосредственно на выборах. Последние выборы 10 октября 2010 года констатируют принятие народом России государственного курса реформирования.

Следовательно, можно осознанно интерпретировать приоритетные национальные проекты в социальной области и концепцию национальной безопасности РФ как государственную национальную идеологию России, более того, можно предположить, что особой национальной идеей являются будущие Универсиада в Казани в 2013 году, сочинская зимняя Олимпиада в 2014-м, чемпионат мира по футболу в 2018 году. Как отмечается в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 2010 года, «это может нравиться или не нравиться, но в разные периоды истории науку и технологии вперед двигали именно потребности безопасности, инвестиции государства в новые технические решения в области обороны» [6].

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено в процессе работы над научно-исследовательским проектом РГНФ «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на Юге России» № 10-03-38318а/Ю (2010-2011).

2. Гаврилов Ю. Угрозы России // Рос. газ.-Неделя. 2008. № 4589. 14 февр. С. 12.

3. Савченко И.А., Шпак В.Ю., Юрченко В.М. Технологии политического действия. Краснодар, 2007.

4. Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 28.12.2007) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.08.2003. № 33. Ст. 3254.

5. Давыдов В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2004. № 1 (5).

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [30 ноября 2010 года]. URL: http://www.kremlin.ru/news/9637 (дата обращения: 11.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.