Научная статья на тему 'Технологии деятельностного подхода как средство предотвращения "угасания" компетенций'

Технологии деятельностного подхода как средство предотвращения "угасания" компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ / "УГАСАНИЕ" КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Т. А.

В статье рассматривается процесс «угасания» компетенций, его причины, а также образовательные технологии деятельностного подхода, с помощью которых возможно формирование функционально устойчивых компетенций, в значительно меньшей степени подверженных процессам «угасания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии деятельностного подхода как средство предотвращения "угасания" компетенций»

критериям:

■ оригинальность идеи;

■ выразительность и эмоциональность речевой подачи;

■ вовлечённость всех участников, заявленных в группе;

■ использование рекомендаций от координатора (логопеда).

Группы-финалисты по итогам конкурса имеют возможность получить призы от спонсоров и участвовать в зрительском голосовании. Группа - победитель приобретает:

• опыт работы в команде;

• психологические и логопедические рекомендации, которыми можно руководствоваться в будущем;

• навыки свободной коммуникации;

• навыки самопрезентации и главный приз проекта.

При осуществлении любого проекта присутствуют риски. На данном этапе осуществления проекта есть риск нехватки участников, а как следствие, незаинтересованность спонсоров, так как максимальное кол-во участников - основная цель спонсоров, которые готовы инвестировать проект. Для предотвращения риска требуется осуществление рекламной кампании посредством СМИ помимо Instagram.

Также возможен риск преждевременного выхода участника из проекта и нехватки кадрового обеспечения. Для преодоления рисков такого типа необходимо определить организационный сбор для участников.

При удачном осуществлении проекта в перспективе получаем возможность продолжать его реализацию, привлекать больше спонсоров через Giveaway, создавая отличную инвестиционную базу в сфере педагогики и дефектологии, воплощать в жизнь новые интересные музыкальные проекты для участников.

Таким образом, проблема преодоления заикания в подростковом возрасте является сложнейшей задачей для специалистов-логопедов. Разработка и дальнейшая реализация проекта ComLogoMusic позволит устранить коммуникативные и психологические барьеры, обусловленные речевым нарушением. Список использованной литературы:

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : учебное пособие / Н.Л. Карпова. -2-е изд. исправленное и дополненное. - Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 200 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 5-89502-011-9. - ISBN 5-89349-060-6.

2. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж : НПО "МОДЭК", 1995. - 640 с.

3. Бекоева Д.Д. Психология отклоняющегося поведения детей и подростков. / Д.Д. Бекоева. - М., 1997. - 179с.

© Малина С.Р., 2018

УДК 378(045)

Т.А. Никифорова

аспирант кафедры «Профессиональная педагогика» ФГБОУ ВО «Ижевский государственный

технический университет имени М.Т. Калашникова»,

г. Ижевск, РФ E-mail: ggwptat@gmail.com

ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА КАК СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

«УГАСАНИЯ» КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

В статье рассматривается процесс «угасания» компетенций, его причины, а также образовательные

~ 100 ~

технологии деятельностного подхода, с помощью которых возможно формирование функционально устойчивых компетенций, в значительно меньшей степени подверженных процессам «угасания».

Ключевые слова:

Деятельностный подход, компетентностный подход, функциональная устойчивость компетенции, «угасание» компетенции, образовательные технологии.

Введение

В контексте перехода российской системы образования со знаниевой на компетентностную парадигму вопросы формирования компетенций у различных категорий обучающихся стали занимать центральное место в педагогике. В большинстве исследований рассматривается движение компетенции по нарастающей, от низкого уровня сформированности к более высокому, невзирая на то, что компетенция по своей природе динамична, и поэтому также может регрессировать, «угасать». Исследование траекторий движения формируемой компетенции является актуальным в современной науке, поскольку напрямую связано с вопросами качества образования.

Несмотря на то, что забывание обусловлено естественными механизмами работы памяти человека, с точки зрения качества образования данная ситуация не может не вызывать беспокойство. Выпускник, заканчивающий учебное заведение, зачастую не помнит и половины того, что он проходил в течение первых лет обучения, а если в последующие несколько лет ему не удалось устроиться на работу по специальности, шанс того, что важнейшие для специалиста профессиональные компетенции будут безвозвратно утеряны достаточно высок.

Именно поэтому так важно уделять особое внимание функциональной устойчивости формируемых компетенций, что означает их высокую степень сопротивляемости процессу «угасания». Повышение функциональной устойчивости компетенций способствует решению вопросов, связанных с утратой ключевых для специалиста профессиональных знаний и умений.

Деятельностный подход как средство замедления «угасания» компетенции

Многие исследователи, в частности, Ю.В. Красавина [1] сходятся во мнении, что одной из основных причин «угасания компетенций» является нереализованность их деятельностной природы. Из этого следует, что, акцентируя внимание на деятельностных основаниях процесса обучения, можно добиться высокого уровня функциональной устойчивости формируемых компетенций, каждый из компонентов которых будет отличаться достаточной стабильностью, и, следовательно, сохраняться в памяти индивида на длительный срок.

Возникшая в 20-30-е годы двадцатого столетия теория деятельности, опирающаяся на труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развитая в работах Б.Ц. Бадмаева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.И. Машбица, З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др. [2], постепенно превратилась в хорошо обоснованную теорию учения, признанную в мире. Деятельностный подход в психологии основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с деятельностью и ею обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие проявляется в решении жизненно важных для человека задач.

Рассмотренная проблемная ситуация позволяет сформулировать цель исследования следующим образом - изучить современные образовательные технологии, опирающиеся на положения деятельностного подхода, которые можно было бы успешно использовать для предотвращения «угасания» компетенций. Таким образом, обеспечение высокого уровня качества образования за счет формирования устойчивых к «угасанию» компетенций предлагается достичь за счет использования современных образовательных технологий, построенных на принципах деятельностного подхода и подтвердивших свою эффективность в образовательной практике. В этом случае ожидается, что после окончания учебного заведения выпускник будет хранить в памяти необходимый для осуществления профессиональной деятельности объем знаний на протяжении длительного времени.

Деятельностные принципы педагогики

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных образовательных технологий, необходимо разобрать основные деятельностные принципы педагогики. Первый принцип относится к определению цели образования, которая заключается в приобретении навыков деятельности, которая будет полезна для участия в жизни человеческого общества. При этом важно, чтобы эти навыки имели универсальный характер, что гарантирует их актуальность даже при смене вида деятельности.

Второй деятельностный принцип педагогики находится в соответствии с деятельностным принципом педагогической психологии, устанавливающим, что учение человека есть специфический вид деятельности. Следовательно, выстраиваться учебная деятельность должна по тем же законам и принципам, что и любая другая человеческая деятельность.

Третий деятельностный принцип педагогики: педагогическая деятельность есть специфический вид деятельности, являющейся управленческой, организующей и направляющей. Исходя из этого, логика самой педагогической деятельности оказывается синтетической и должна объединять логику целей деятельности (подготовка к будущей деятельности), логику объекта деятельности (учебная деятельность, осуществляемая сообществом) и логику собственной деятельности (обучающая деятельность педагогического сообщества).

Педагогические технологии деятельностного подхода

К педагогическим технологиям, построенным на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, Г.К. Селевко [3] относит:

- Игровые технологии. Структура игры как деятельности сочетает целеполагание, планирование, достижение цели, а также анализ результатов, в которых обучающиеся имеют возможность полностью реализовать себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В профессиональном образовании важную роль играют деловые игры, модификациями которых являются имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

- Проблемное обучение. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

- Метод проектов. Метод проектов относится к технологии индивидуализации обучения. Метод проектов представляет собой комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Технология учебного проектирования (метод проектов) предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Необходимо отметить, что включение компьютера в образовательный процесс само по себе еще не является реализацией деятельностного подхода, что требует от педагога тщательного планирования учебного процесса на основании вышеперечисленных принципов.

Вывод

Предлагаемые в статье положения важны с точки зрения повышения качества образования, а также использования их в педагогической практике. Включение в учебный процесс технологий деятельностного подхода способствует формированию функционально устойчивых компетенций, которые в значительно меньшей степени подвержены процессам «угасания». Данные технологии не только позволяют ускорить

процесс выработки интеллектуальных и практических умений и навыков, исключают необходимость специального заучивания, повышают мотивацию обучающихся, но также не требуют никаких дорогостоящих технических средств обучения, кроме тех, которыми пользуются обычно. Список использованной литературы:

1.Красавина, Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов-будущих бакалавров профессионального обучения на основе метода междисциплинарных электронных проектов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2017. - 24 с.

2. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. - Донецк: «ЕАИ-пресс», 2001. - 160 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Селетков, С.Г. О компетенциях диссертантов: магистров, кандидатов и докторов наук/ С. Г. Селетков, С. С. Иванова // Вестник ИжГТУ. - 2015. - № 1. - С.139-140.

5. Шестакова, Н.В. Диагностика уровня сформированное™ компетенций бакалавра технологического образования / Н.В. Шестакова, О.Ф. Шихова // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2010. - № 9. - С. 40-47.

6. Шихов, Ю.А. Концептуальные основы мониторинга качества обучения в системе непрерывного образования / Ю.А. Шихов // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 3-6.

© Никифорова Т А., 2018

УДК 378:006.91

А.А. Нуреева, А.А. Мешкова

Елабужский институт К(П)ФУ г. Елабуга, РФ E-mail: alina458@mail.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ СИСТЕМЫ МЕР ОБЪЕМА СЫПУЧИХ ТЕЛ

Аннотация

Статья посвящена вопросам истории мерологии в России. Анализируется истории развития русской системы мер объема сыпучих тел. Показано, что, несмотря на отсутствие практического применения, названия старинных русских мер продолжают использоваться, например, во фразеологических оборотах и исторических исследованиях.

Ключевые слова

Измерения, средства измерений, история метрологии, мера сыпучих тел

Различные системы измерения физических величин изучаются в вузе, как правило, в рамках дисциплины «Метрология. Стандартизация. Сертификация» [1, 2]. Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности [2]. Однако, из за недостатка учебного времени, история науки, как правило, выпадает из рассмотрения на аудиторных занятиях. Поэтому основной упор должен быть сделан на самостоятельную работу студентов. Такая работа может проводиться, например, в рамках выполнения курсовых т выпускных квалификационных работ, связанных с проектированием электронных образовательных ресурсов [3 -6].

Изучение метрологии древнерусского государства связано с серьёзными проблемами из-за полного отсутствия исторических источников, посвященных единицам измерения [7].

Русская система мер - система мер, которые применялись на Руси и в Российской империи, была стандартизирована на основе английских мер.

Письменные источники содержат только косвенные сведения о мерах, употреблявшихся в Древней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.