ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018
Уйба В.В.1, Забелин М.В.1, Миронова В.В.1, Касымова О.А.2, Кретов А.С.2
ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ (ОПЫТ ФМБА РОССИИ)
1 Федеральное медико-биологическое агентство, 123182, г. Москва, Российская Федерация 2 ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, 123098, г Москва, Российская Федерация
Оптимизация работы медицинских организаций и учреждений ФМБА России, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) взрослым и детям, позволила сократить потери рабочего времени, связанные с производственными процессами оказания медицинских услуг, повысить доступность первичной медико-санитарной помощи и удовлетворенность населения условиями получения медицинской помощи.
Ключевые слова: амбулаторно-поликлиническая помощь; оптимизация; бережливая
поликлиника; Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России); удовлетворенность медицинской помощью.
Для цитирования: Уйба В.В., Забелин М.В., Миронова В.В., Касымова О.А., Кретов А.С. Технологии бережливого производства в здравоохранении (опыт ФМБА России). Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(3): 248-252.
Для корреспонденции: Забелин Максим Васильевич, доктор мед. наук., заместитель руководителя ФМБА России,123182, Москва. E-mail: [email protected]
Uyba V.V.1, Zabelin M.V.1, Mironova V.V.1, Kasymova O.A.2, Kretov A.S.2 LEAN MANUFACTURING TECHNOLOGIES IN HEALTHCARE (EXPERIENCE OF FMBA OF RUSSIA)
1 Federal Medical-Biological Agency, Moscow, 123182, Russian Federation;
2 A.I. Burnazyan Federal Medical Biophysical Centre, Moscow, 123182, Russian Federation
Optimization of the work of medical organizations and institutions of the Federal Medical-Biological Agency (FMBA) of Russia, providing primary health care (PHC) to adults and children, allowed reducing the loss of working hours associated with the production processes ofmedical services, increase the availability ofprimary health care and population satisfaction with the conditions for receiving medical care. Keywords: outpatient care; optimization; thrifty polyclinic; Federal Medical-Biological Agency (FMBA of Russia); satisfaction with medical care.
For citation: Uyba V.V., Zabelin M.V., Mironova V.V., Kasymova O.A., Kretov A.S. Lean manufacturing technologies in healthcare (experience of FMBA of Russia). Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations) 2018; 20(3): 248-252. (In Russ.).
For correspondence: Maksim V. Zabelin, MD, Ph.D., DSci., Deputy Head of the Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow, 123182, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship. Received 05 Jule 2018 Accepted 20 August 2018
Medicine of Extreme Situations, 2018; 20(3)
Введение
В мировой практике разработано множество разнообразных концепций и методов современного менеджмента: реинжиниринг бизнес-процессов, «Всеобщее Управление Качеством», «Сбалансированная система показателей», статистическое управление процессами, модели международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, ХАССП, «Шесть сигм» и многие другие. Среди них концепция «Бережливое производство» занимает одно из приоритетных мест [1, 2].
Применение технологий бережливого производства («Бережливые технологии», Lean-технологии) ведет свою историю с середины XX века и связано с работами японского специалиста Тайити Оно [1]. Используя лучший мировой опыт, он создал особую систему организации производства, направленную на устранение или минимизацию обозначенных им 7 видов потерь, возникающих из-за:
1) перепроизводства;
2) ожидания;
3) ненужной транспортировки;
4) применения лишних этапов обработки;
5) создания лишних запасов;
6) ненужных перемещений;
7) выпуска дефектной продукции.
Концепция бережливых технологий, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь, предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [3, 4].
В Российской Федерации указанные потери так подробно не дифференцировались, но учитывались в системе нормирования труда организаций как потери, связанные с производственным процессом. В их числе выделялись обязательные или необходимые (нормируемые): обслуживание оборудования, технологические промежутки, перерывы на отдых и личные надобности. К ненормируемым потерям рабочего времени относились ремонты вышедшего из строя оборудования и выпуск бракованной продукции.
В непроизводственной сфере оказания медицинских услуг в амбулаторных условиях до 90-х годов прошлого века сокращение потерь
PREVENTIVE MEDICINE
рабочего времени сводилось к составлению расписания работы врача и поликлиники и его корректировки в связи с внедрением информационных технологий [5, 6].
С 1 марта 2015 г. приказом Росстандарта № 431-ст от 12.05.2014 в Российской Федерации введен в действие ГОСТ Р 56020-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные положения и словарь». Национальный стандарт разработан на основе накопленного организациями Российской Федерации опыта повышения эффективности деятельности с учетом лучшей мировой практики применения концепции бережливого производства. Стандарт создает единое терминологическое и понятийное пространство в области бережливого производства для применения в российских организациях, является основой нормативной базы, состоящей из группы межгосударственных, национальных стандартов и методических материалов в области бережливого производства, развивающихся во взаимосвязи со стандартами ГОСТ ISO 9000, ГОСТ Р ИСО 9004 и ГОСТ Р ИСО 10015 [7].
Материал и методы
Системное внедрение бережливых технологий в медицинских организациях и учреждениях Российской Федерации осуществляется с 2016 г
По инициативе Управления внутренней политики Президента Российской Федерации совместно с Минздравом России и Государственной корпорацией «Росатом» бережливые технологии в форме проектов «Бережливая поликлиника» внедрялись в поликлиниках Севастополя, Ярославля и Калининграда [8, 9].
Результаты реализации проекта стали обоснованием для внедрения бережливых технологий в медицинских организациях и учреждениях Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России). Выбор пилотных медицинских организаций и учреждений был обусловлен несколькими критериями:
- выполнение плановых показателей как признак эффективного управления процессами;
Технологии бережливого производства в здравоохранении (опыт ФМБА России)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
- отсутствие кредиторской и дебиторской задолженности - признак эффективного управления ресурсами;
- готовность персонала к изменениям внутренних процессов медицинской организации;
- наличие запроса от предприятий Росатома, прикрепленных на медико-санитарное обслуживание к ФМБА России.
С учетом данных критериев в качестве площадок для разработки и апробации проекта были определены следующие лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ):
Медико-санитарная часть № 5 Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Научно-клинический центр» Федерального медико-биологического агентства (далее - МСЧ №2 5 ФГБУЗ НКЦ ФМБА России, МСЧ № 5), расположенное в г Волгодонск Ростовской области, имеющая 3900 взрослого прикрепленного населения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 31» Федерального медико-биологического агентства (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России, ЦМСЧ № 31), расположенное в г. Новоуральск Свердловской области, численность прикрепленного взрослого населения - 30 900 человек.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 71» Федерального медико-биологического агентства (далее -ФГБУЗ ЦМСЧ № 71 ФМБА России, ЦМСЧ № 71), расположенное в г. Озерск Челябинской области, численность прикрепленного населения: взрослого - 51 000 человек, детского -13 600 человек.
Основная цель проекта была сформулирована по результатам анкетирования персонала «пилотных» медицинских организаций и граждан из числа прикрепленного населения: «Сократить время нахождения пациента в поликлинике, создать в ней особую атмосферу комфортности, желания приходить туда и заниматься собственным здоровьем, в том числе и для профилактики заболеваний». Реализация проекта занимала в среднем 6 мес.
Результаты и обсуждение
На первом этапе реализации проекта сотрудниками ГС «Росатом» было проведено обучение медицинских работников ЛПУ принципам бережливого производства, которое включало в себя изучение видов потерь, картирование потока, стандартизация работы.
Анализ потерь проведён на основе экспертного подхода по результатам аудита нескольких учреждений здравоохранения различного уровня. Аудит включал интервьюирование персонала, анализ показателей деятельности, изучение нормативных документов и отчётов. Результаты аудита и экспертной оценки систематизировались. Разработка единого решения и рекомендаций по поставленным вопросам проводилась по методу Дельфи [5].
Направления реализации «пилотных» проектов и результаты внедрения представлены в таблице. Нетиповыми направлениями (исходя из того, что ЛПУ, подведомственные ФМБА России оказывают медико-санитарное обслуживание работников предприятий с особо опасными условиями труда) оказались следующие:
- оптимизация проведения ПМО;
- оптимизация проведения предсменных осмотров работников АЭС.
Работа по реализации проекта привела к улучшению уровня обслуживания пациентов в поликлиниках. Созданы условия для повышения качества и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи детям и взрослым. Исключены дублирование функций среднего и младшего медицинского персонала, а также перекрещивание потоков плановых и экстренных пациентов. Удовлетворенность качеством медицинской помощи повысилась по данным независимого анкетирования фондов обязательного медицинского страхования и медицинских страховых компаний с 60 до 89%.
Реализация проекта показала, что системы бережливого производства обладают рядом несомненных достоинств, среди которых в первую очередь можно указать на:
- повышение организованности рабочих процессов, позволяющей существенно снизить ненужные затраты;
I §
0
A) С
с
(D
ъ
1
с
Об
о
А) О
а ъ о с
U Об
о а о
3
Об
Об
U §
Об
0
1
Oj X CD X
с
с ^
a
О"
3
I
s
о о с J=
to ел
Результаты внедрения технологий бережливого производства в медицинских организациях ФМБА России
Наименование направления деятельности Наименование мероприятий Результаты реализации мероприятий
Оптимизация работы регистратуры Организация открытой регистратуры с комфортными зонами отдыха; разделение потоков на больных и здоровых пациентов. Создание картохранилища в поликлиниках с функцией подбора карт медицинским регистратором на плановый приём, доставка карт в кабинет врача и возврат в картохранилище без участия пациента. Организация в Са11-центре электронного журнала вызовов, передача активов, патронажей из стационара, отделения скорой помощи, роддома через электронную систему КМИС. 1) ожидание пациентов в регистратуре снизилось с 30 до 5 мин; 2) уменьшился неформальный поток пациентов с 44 до 10% в детской поликлинике, с 49 до 10% в взрослой поликлинике; 3) сократилось время приема вызова с 4,3 до 2,4 мин.
Оптимизация процесса забора крови Организация нового кабинета в поликлинике со стандартизацией рабочего места по системе 5С. Введение электронной записи пациентов на лабораторные исследования, переход на электронный журнал в КМИС. Исключена необходимость получения пациентами талонов в регистратуре. 1) время протекания процесса с момента получения направления на анализ крови до получения результата врачом сократилось с 7 до 2 дней; 2) время забора крови сократилось с 7 мин до 3 мин.
Оптимизация работы участкового педиатра, терапевта и медицинской сестры, распределение равномерной нагрузки Разработка и внедрение электронного расписания на прием врачей с разделением по целям приема с электронным доступом медицинских регистраторов к календарю врача. Ведение электронных карт на всех пациентов, прикрепленных к поликлиникам. Оформление на приеме электронных направлений на лабораторные исследования, консультации, инструментальные обследования. 1) выровнена нагрузка на врача и медсестру; 2) увеличилось количество принятых пациентов на приеме по целям: первичный осмотр - 5 человек в ч, повторный - до 10 человек в ч, профилактический 6-8 человек в ч; 3) приём в порядке «живой» очереди прекращён; 4) неформальные явки уменьшились с 59 до 10%.
Оптимизация проведения про филактиче ских осмотров детей и диспансеризации взрослого населения Организация проведения профилактического осмотра детей возрастного периода 1 и 12 мес потоковым методом с формированием электронного маршрутного листа, указанием даты и времени. Проведение профилактических осмотров и диспансеризации в одном здании поликлиник: организация нового кабинета врача стоматолога в детской поликлинике, кабинета прохождения диспансеризации в городской поликлинике № 1. Разработка алгоритмов маршрутизации прохождения диспансеризации взрослого населения разных возрастных групп в электронном виде, включая запись пациента на обследования и консультации с указанием даты и времени. 1) уменьшилось время протекания процесса профилактического осмотра детей у специалистов до 40 мин в возрасте 1 мес, 105 мин в возрасте 12 мес за счет сокращения количества посещений поликлиники за время осмотра с 10 до 3 раз; 2) ликвидированы лишние перемещения пациентов; 3) во взрослой поликлинике сократилось расстояние перемещения с 14 км до 150 м, а время прохождения диспансеризации у пациентов среднего и пожилого возраста с 18 до 7 дней.
Обучение персонала 383 сотрудника поликлиник 100%
Организация рабочего места медицинской сестры комнаты вызова врача на дом Организация нового рабочего места в Са11-центре по системе 5С; введение электронного журнал вызовов. Разработка алгоритма беседы оператора, размещение информации для родителей на сайте ЦМСЧ№71. Сократилось время приема вызова с 4,3 до 2,4 мин
Оптимизация рабочего места врача-специалиста на примере врача-травматолога Введениие в КМИС электроннойзаписи пациентов по целям приема. Разделение потоков пациентов с травмами, требующих длительной первичной хирургической обработали репозиции, с разработкой алгоритма маршрутизации через регистратуру. Выравнивание нагрузки на врача и медсестру на приеме. 1) сокращение максимального среднего время приема пациента с 22 до 14 мин; 2) уменьшение ожидания в очереди на прием с 2 ч до 30 мин; 3) сокращение объема неформальных (без записи) потоков пациентов в 2 раза.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
- ускорение создания продукции и увеличение скорости обмена ее на деньги, что очень важно в условиях современного рынка;
- снижение количества необходимых ресурсов на создание продукции и отсутствие потребности в их запасах и резервах;
- обеспечение стабильно высокого качества. Таким образом, бережливое производство становится своеобразным признаком отраслевого лидерства, что позволяет прогнозировать дальнейший всплеск интереса к этой производственной системе со стороны наиболее динамично развивающихся крупных и средних российских компаний, работающих в конкурентной среде и остро нуждающихся в новых прорывных технологиях организации бизнес-процессов
Результаты настоящего исследования свидетельствуют о перспективности внедрения принципов бережливого производства в работу ЛПУ ФМБА России.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тайити Оно. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008.
2. Эндрю Штайн. Философия Lean. Бережливое производство на работе и дома, 2014 .
3. Роберт Маурер. Шаг за шагом к достижению цели: Метод кайдзен = One Small Step Can Change Your Life. М.: Альпина Паблишер; 2014.
4. Масааки Имаи. Гембакайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества = GembaKaizen: A Commonsense, Low-CostApproachtoManagement.
5. Китанина К.Ю., Хадарцев А.А., Хромушин О.В., Ластовецкий А.Г. Подготовка данных для многофакторного анализа в медицине и биологии с помощью алгебраической модели конструктивной логики. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016; (1). Публикация 1-6. URL: http:// www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-1/1-6.pdf (дата обращения: 16.03.2016). DOI: 10.12737/18601.
6. Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний = Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success. М.: «Альпина Паблишер»; 2011.
7. Приказ Росстандарта от 12.05.2014 N 431-ст - "Об утверждении национального стандарта". М.: 2014.
8. Материалы доклада заместителя директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации Э.К. Вергазовой. https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/informatsiya-za-2017-god
9. Методические рекомендации «Методика инициации проекта, анализа процессов, разработки мероприятий проекта «Бережливая поликлиника». ГК «Росатом». Севастополь: 2017; М.: 2010 «Альпина Паблишер».
REFERENCES
1. Tayiti Ono. Toyota's production system: leaving mass production. Moscow: Institute for Complex Strategic Studies. 2008.
2. Andrew Stein. The philosophy of Lean. Lean production at work and at home. 2014 .
3. Robert Maurer. Step by step to achieve the goal: Kaizen Method = One Small Step Can Change Your Life. Moscow: Alpina Pablisher; 2014.
4. Masaaki Imai. Gembakaidzen. The way to reduce costs and improve quality = GembaKaizen: A Commonsense, Low-CostApproachtoManagement.
5. Kitanina K.Yu., Khadartsev AA, Khromushin O.V., Las-tovetsky A.G. Preparation of data for multifactor analysis in medicine and biology with the help of the algebraic model of constructive logic. Bulletin of New Medical Technologies. Electronic edition. 2016;(1). Publication 1-6. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2016-1/1-6.pdf (date of circulation: 16.03.2016). DOI: 10.12737 / 18601.
6. Masaaki Imai. Kaizen. The key to the success of Japanese companies = Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success. Moscow: "Alpina Pablisher",.2011.
7. Order of Rosstandart from 12.05.2014 N 431-st - "On the approval of the national standard." M. : 2014.
8. Materials of the report of the Deputy Director of the Department of the organization of medical care and sanatorium-resort business of the Ministry of Health of the Russian Federation E.K. Vergazovoy. https://www. rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/informatsiya-za-2017-god
9. Methodological recommendations "Methods of initiating the project, analyzing the processes, developing the activities of the project" Lean Polyclinic. "SC" Rosatom". Sevastopol: 2017; Alpina Pablisher. Moscow: 2010.
Поступила 05 июля 2018 Принята в печать 20 августа 2018