Научная статья на тему 'Технологии бережливого производства и социальная ответственность в деятельности образовательной организации'

Технологии бережливого производства и социальная ответственность в деятельности образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / LEAN-ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / LEAN PRODUCTION / LEAN-TECHNOLOGIES / SOCIAL RESPONSIBILITY / ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапезникова И. С.

Введение. В статье предлагается рассмотреть возможности технологий бережливого производства в образовательных организациях. Автором сделан вывод о том, что применением бережливого производства можно добиться высоких результатов в решении ряда важнейших задач и обеспечить благоприятную среду для создания и реализации инновационных проектов, которые являются приоритетными в университетах нового типа 3.0. Методология. В качестве теоретической и методологической основы применялся комплекс методологических подходов (синтез, классификация, формализация, абстрагирование) к исследованию механизмов внедрения технологий бережливого производства. Результаты. При систематизации результатов исследования было выявлено, что технологии бережливого производства достаточно результативно внедряются в деятельность высших учебных заведений, что не отменяет определенных трудностей, с которыми отечественным университетам приходится сталкиваться и изыскивать наиболее оптимальные пути их устранения. Заключение. Научная организация труда была и остается объектом исследований многих ученых, и бережливое производство не является внезапно появившимся феноменом. Ограничений по применению принципов бережливого производства в сферах человеческой жизни нет. Технологии бережливого производства стандартны, но универсальны, они могут адаптироваться, в том числе, и к условиям непроизводственной сферы. В образовательной организации применением технологий бережливого производства можно добиться высоких результатов в решении ряда важнейших задач и обеспечить благоприятную среду для создания и реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF LEAN PRODUCTION AND SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. The article considers the possibilities of using lean production technologies in educational institutions, concludes that the use of lean production can achieve high results in solving a number of important tasks and provide a favorable environment for the creation and implementation of innovative projects, which are priorities in universities of the new type 3.0. Methodology. As a theoretical and methodological basis, a set of methodological approaches (synthesis, classification, formalization, abstraction) was applied to the study of mechanisms of introduction of lean production technologies was used. Results. When systematizing the results of the study, it was revealed that lean production technologies are effectively implemented in the activities of higher education institutions, which does not cancel certain difficulties with which domestic universities have to interact, seeking the most optimal ways to eliminate them. Conclusion. Scientific organization of labor has been and remains the object of research of many scientists and lean production is not a sudden phenomenon. There are no restrictions on the application of the principles of lean production in the spheres of human life. Lean production technologies are standard, but universal, they can adapt including to the conditions of the non-production sphere. In an educational organization, the use of lean production technologies can achieve high results in solving a number of important tasks and provide a favorable environment for the creation and implementation of innovative.

Текст научной работы на тему «Технологии бережливого производства и социальная ответственность в деятельности образовательной организации»

нимается как что-то абстрактное, безличное. Это восприятие Бога зачастую отличается от того, чему учит институт церкви. Современные религиозные организации активно стараются включиться в деятельность, направленную на решение современных глобальных проблем, вступают в диалог с обществом. И это взаимодействие религии и общества возможно, в том числе, и потому, что основывается на гражданских ценностях, присущих всем обществам.

Одним из важнейших направлений взаимодействия институтов религии с общественными институтами является формирование традиционных семейных ценностей. Именно в семье формируются основные ценности молодого человека, усваивая которые он становится гражданином своей страны. По результатам опросов можно заключить, что семья остается важной ценностью для студентов. Но у большинства из них отсутствует позитивный пример семейной жизни и, следовательно, есть необходимость формировать у молодежи семейные ценности.

Литература

1. Авилов Г. М., Кранзеева Е. А., Яницкий Л. С. Региональная идентичность молодежи и проблема формирования имиджа региона // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 110-119.

2. Бурмакина А. Л. Возможности развития молодежного политического лидерства в студенческой среде // Социальные практики и управление: проблемное поле социологии : материалы Сибирского социологического форума с международным участием. Новосибирск, 2017. С. 310-315.

3. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005. 348 с.

4. Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии. М., 2009. 487 с.

5. Шпак Л. Л., Головацкий Е. В. Локализм и культуроцентричность в переходном обществе: социологический анализ // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2. № 3. С. 33-46.

6. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М. С. Яницкий, А. В. Серый, О. А. Браун и др. // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.

7. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, 2012. 237 с.

References

1. Avilov G. M., Kranzeeva E. A., Yanitsky L. S. Regional'naya identichnost' molodezhi i problema formirovaniya imidzha regiona [The regional identity of young people and the problem of formation of the regional image]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 110-119. (In Russian).

2. Burmakina A. L. Vozmozhnosti razvitiya molodezhnogo politicheskogo liderstva v studencheskoj srede [Opportunities for the development of youth political leadership in the student environment]. Materials of the Siberian Sociological Forum with international participation "Social practices and management: a problem field of sociology". Novosibirsk, 2017, pp. 310-315. (In Russian).

3. Garadqa V. I. Sociologiya religii [Sociology of religion]. Moscow, 2005, 348 p. (In Russian).

4. Toshchenko J. T. Tezaurus sociologii [Thesaurus of sociology]. Moscow, 2009, 487 p. (In Russian).

5. Shpak L. L., Golovatsky E. V. Lokalizm i kul'turocentrichnost' v perekhodnom obshchestve: sociologicheskij analiz [Localism and cultural centrality in transitional society: sociological analysis]. Ideas and ideals, 2011, vol. 2, no. 3, pp. 33-46. (In Russian).

6. Yanitsky M. S., Seryy A.V., Brown O. A., Pelekh Yu. V., Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhaeva R. D., Monsonova A. R., Dagbaeva S. B., Neyaskina Yu. Yu., Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Sistema cennostnyh orientacij «pokoleniya Z»: social'nye, kul'turnye i demograficheskie determinanty [System of value orientations of "generation Z": social, cultural and demographic determinants]. Siberian Psychological Journal, 2019, no. 72, pp. 46-67. (In Russian).

7. Yanitsky M. S. Cennostnoe izmerenie massovogo soznaniya [Value dimension of mass consciousness]. Novosibirsk, 2012, 237 p. (In Russian).

УДК/UDC 378:005 И. С. Трапезникова

I. Trapeznikova

ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

TECHNOLOGIES OF LEAN PRODUCTION AND SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Введение. В статье предлагается рассмотреть возможности технологий бережливого производства в образовательных организациях. Автором сделан вывод о том, что применением бережливого производства можно добиться высоких результатов в решении ряда важнейших задач

и обеспечить благоприятную среду для создания и реализации инновационных проектов, которые являются приоритетными в университетах нового типа 3.0.

Методология. В качестве теоретической и методологической основы применялся комплекс методологических подходов (синтез, классификация, формализация, абстрагирование) к исследованию механизмов внедрения технологий бережливого производства.

Результаты. При систематизации результатов исследования было выявлено, что технологии бережливого производства достаточно результативно внедряются в деятельность высших учебных заведений, что не отменяет определенных трудностей, с которыми отечественным университетам приходится сталкиваться и изыскивать наиболее оптимальные пути их устранения.

Заключение. Научная организация труда была и остается объектом исследований многих ученых, и бережливое производство не является внезапно появившимся феноменом. Ограничений по применению принципов бережливого производства в сферах человеческой жизни нет. Технологии бережливого производства стандартны, но универсальны, они могут адаптироваться, в том числе, и к условиям непроизводственной сферы. В образовательной организации применением технологий бережливого производства можно добиться высоких результатов в решении ряда важнейших задач и обеспечить благоприятную среду для создания и реализации инновационных проектов.

Introduction. The article considers the possibilities of using lean production technologies in educational institutions, concludes that the use of lean production can achieve high results in solving a number of important tasks and provide a favorable environment for the creation and implementation of innovative projects, which are priorities in universities of the new type 3.0.

Methodology. As a theoretical and methodological basis, a set of methodological approaches (synthesis, classification, formalization, abstraction) was applied to the study of mechanisms of introduction of lean production technologies was used.

Results. When systematizing the results of the study, it was revealed that lean production technologies are effectively implemented in the activities of higher education institutions, which does not cancel certain difficulties with which domestic universities have to interact, seeking the most optimal ways to eliminate them.

Conclusion. Scientific organization of labor has been and remains the object of research of many scientists and lean production is not a sudden phenomenon. There are no restrictions on the application of the principles of lean production in the spheres of human life. Lean production technologies are standard, but universal, they can adapt including to the conditions of the non-production sphere. In an educational organization, the use of lean production technologies can achieve high results in solving a number of important tasks and provide a favorable environment for the creation and implementation of innovative.

Ключевые слова: бережливое производство, lean-технологии, социальная ответственность, деятельность образовательных учреждений.

Keywords: lean production, lean-technologies, social responsibility, activity of educational institutions.

Введение

Повышение благосостояния страны напрямую зависит от ее конкурентоспособности на мировой арене. В условиях глобализации основным и долгосрочным источником роста конкурентоспособных государств становится производительность. Она позволяет приобрести преимущество в использовании человеческого капитала, инновационных, технологических, природных ресурсов для производства товаров и услуг. Для повышения конкурентоспособности и независимости страны за счет создания эффективных механизмов наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации была сформулирована стратегия научно-технического развития Российской Федерации.

На современном этапе развития общества в зависимости от выполняемых задач выделяют несколько типов университетов: 1.0 — вуз как образовательная организация; 2.0 — образовательный и исследовательский тип вуза; 3.0 — вуз как образовательный, исследовательский и коммерциализирующий знания; 4.0 — тип, при котором некоторые структурные подразделения

вуза обладают определенными компетенциями и ресурсами для решения задач на промышленных предприятиях.

В условиях глобализации образовательной системы Российской Федерации приоритетным является вуз, соответствующий концепции «Университет 3.0» в то время, как западные университеты уже активно занимаются расширением своих функций в пользу университета 4.0.

Во время своего выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул: «Глобальная конкуренция все больше смещается в область науки, технологий и образования. Для мощного технологического развития нам нужно выстроить современную модель исследований и разработок. Именно для этого мы создаем в регионах научно-образовательные центры, которые призваны интегрировать все уровни образования, возможности научных организаций и бизнеса. В течение трех лет такие центры должны быть созданы в 15 субъектах Российской Федерации» [9].

Поиск решения сложившейся проблемы обусловливает повышенный интерес со стороны ученых и предпринимателей к новым более эффективным моделям управления, которые помогут студентам и преподавателям освободить свое время в пользу творческой, созидательной деятельности.

Методология

Процесс внедрения бережливого производства не является однозначным в восприятии ученых и исследователей. Так, Э. В. Кондратьев считает, что эффекта от внедрения концепции в процессы организации возможно добиться лишь тогда, когда руководитель станет относиться к своим работникам как к людям, а не механизмам, исполняющим его поручения. Тогда сотрудников не придется заставлять принимать участие в проектах по совершенствованию рабочих процессов и придумывать дополнительные методы стимулирования в виде премий или, наоборот, системы штрафов. Они сами загорятся идеей и будут еще больше вкладывать сил и энергии в развитие новых технологий [6].

Н. С. Давыдова отмечает большую эффективность бережливого производства, находящегося в синергии с другими методиками по улучшению качества, например система менеджмента качества [4].

М. С. Яницкий считает, что любой университет функционирует в «насыщенной» конкурентной среде, как в географическом, так и в академическом плане. «Географическими» конкурентами университета являются другие вузы региона, ведущие подготовку преимущественно по иным, собственным специальностям. Более серьезным вызовом является конкуренция в одном академическом пространстве с аналогичными вузами соседних регионов, реализующими те же направления подготовки. Возможности для выбора стратегии выживания и тем более достижения превосходства над конкурентами в данном случае объективно ограничены [12]. Разумно предположить, что в этом случае внедрение технологий бережливого производства будет одним из способов укрепления конкурентоспособности высшего учебного заведения.

Оптимальной в бережливом производстве считается технология lean — максимально эффективное производство без лишних трудозатрат, перемещений деталей и сотрудников, планерок, заседаний и т. п., то есть по факту это аналог внедрявшейся в 60-х годах в нашей стране системы НОТ (научной организации труда).

Lean-технологиям в последние десятилетия уделяется повышенное внимание, что обуславливается эффективностью данной концепции и связывается с уменьшением потерь и затрат ресурсов на производстве и улучшением качества продукта, поставляемого на рынок, тем самым повышается своя конкурентоспособность, а уже имеющиеся ресурсы используются рациональнее.

Базовые принципы концепции бережливого производства:

1) идентификация ценности производимого продукта для конечного клиента-потребителя (определение ценности в конкретном продукте для конечного потребителя необходимо для достижения желаемого результата от внедряемой системы компанией);

2) определение потока создания для выпускаемой продукции (описание всех действий во время рабочих процессов для определения потерь в ходе производства и обеспечения результата по поставке продукта конечному потребителю);

3) постоянство обновления производимого продукта (непрерывность процесса обеспечивается усовершенствованием действий, выполняемых на всех этапах производства продукта);

«I

4) стремление сделать только то, что нужно конечному потребителю (учет потребностей потребителя обязателен для достижения успеха в производстве продукта того вида, количества и качества, которое необходимо потребителю);

5) модернизация и постоянное улучшение (важнейший принцип бережливого производства заключается в непрерывном совершенствовании).

Выполнение всех принципов позволяет добиться существенного снижения скрытых потерь производства, которые приводят к убытку компании: перепроизводство, дефекты, излишние запасы, излишняя обработка, ожидание. «Некоторые консультанты выделяют восьмой тип скрытых потерь — потери интеллектуального капитала. Это происходит, когда руководитель не использует интеллект работников в целях улучшения процессов» [3]. Экономический результат внедрения технологий бережливого производства в деятельность образовательных организаций рассматривается с точки зрения финансовых средств, которые выделяются государством, оценивается рациональность их расходования. Делается это для того, чтобы в условиях ограниченности финансовых ресурсов, можно было добиться максимального положительного результата [11].

Для устранения потерь и осуществления принципов клиентоориентированности в системе бережливого производства определены инструменты (технологии) бережливого производства (сегодня их насчитывается свыше 200). На практике преимущество отдают следующим:

1) картирование потока создания ценности — процесс отображения базисных показателей на схемах и графиках для определения взаимосвязей всех производственных процессов;

2) канбан — система регулирования производственных процессов как внутри организации, так и за ее пределами;

3) кайдзен — непрерывное пошаговое улучшение операций или процессов, каждый раз добавляющее ценность;

4) система 5S — пять шагов к рациональной организации рабочего места: сортировать, соблюдать порядок, содержать в чистоте, стандартизировать, совершенствовать;

5) система Just-In-Time, или JIT (точно вовремя) — производство и доставка нужных материалов в нужное место и в нужных количествах точно к моменту, когда они необходимы;

6) визуализация — система, позволяющая видеть состояние производственных процессов, предупреждать и производить их отладку.

Высшее образование относится к весьма специфической области общественного сектора со своими особенностями в административном управлении и производстве услуг. Соответственно, инструменты бережливого производства требуют адаптации к этим особенностям и могут быть использованы следующим образом.

1. Предотвращение дефектов в образовательном процессе. Дефектами в обучении является недостаточный уровень овладения обучающимися теми компетенциями, которые должны быть сформированы в результате изучения определенных учебных курсов.

2. Развитие критического мышления у студентов [14].

3. «Вытягивающая система» подготовки кадров. Если в производстве «вытягивающая система» связана с карточками канбан, то в процессе образования этот инструмент может означать подготовку необходимого числа востребованных работодателем специалистов.

4. Система стандартизации учебного процесса.

5. Организация рабочего места — система 5S для учебного процесса в аудитории. Использование инструмента правильной организации рабочего места устраняет множество потерь при обеспечении образовательного процесса.

6. Визуализация образовательного процесса. Инструмент визуализации позволяет оптимально структурировать учебный процесс. Применительно к образовательному учреждению это может быть визуализация учебно-методических материалов на информационных досках и на сайтах учреждения.

7. Изменяемость и управляемость данными и показателями, характеризующими реализацию образовательного процесса [15].

8. Активное вовлечение сотрудников университета на всех уровнях для обеспечения непрерывного улучшения качества.

9. Внедрение различных онлайн-программ как новых неформальных обучающих структур, которые активно перетягивают на себя процессы подготовки, гибче и быстрее реагируют на потребности пользователей, заменяя собой традиционные образовательные организации [13].

Результаты

Инструменты бережливого производства в процессы промышленных, машиностроительных и других предприятий внедряются по всему миру. Но есть опыт внедрения технологии и в непроизводственных организациях. Сегодня 1еап-технологии активно применяются во всех сферах общества: образование, медицина, политика, бизнес и т. д.

В 52 регионах Российской Федерации реализуются проекты по бережливому производству в области медицины. Более чем в 2 тысячах поликлиник, которые обслуживают свыше 50 миллионов человек, в 8 раз сократились больничные очереди, время «около кабинетного» ожидания врача сократилось в 12 раз, пропускная способность процедурного кабинета увеличилась в 2 раза, время прохождения диспансеризации сократилось до 12 раз, а время, затрачиваемое на запись к врачу, уменьшилось в 5 раз.

Проекты по оптимизации процесса приема заявлений в МФЦ регионов дали следующие результаты: время присутствия заявителя в учреждении от 17 минут до 2 часов сократилось до 14-38 минут. Изменение произошло за счет расширения «входной группы» и в нее включили информационную стойку, появились навигационные полосы, упрощено навигационное меню терминала электронной очереди, появились настольные терминалы оплаты и возможность онлайн-платежей [2].

Эта система не обошла стороной и образовательные организации. В г. Белгороде 28 ноября 2018 г. была создана Ассоциация бережливых вузов Российской Федерации, в состав которой вошли 11 высших учебных заведений: Майкопский государственный технологический университет, Удмуртский, Кемеровский государственные университеты, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Кировский и Сибирский государственные медицинские университеты Минздрава РФ, Пятигорский медико-фармацевтический институт, Нижегородский инженерно-экономический университет, Приволжский исследовательский медицинский университет [1].

Уже можно говорить о первых результатах внедрения 1еап-технологий в высших учебных заведениях. Так, например, в Кемеровском государственном университете после внедрения бережливого производства количество затрачиваемого времени на ожидания студентами результатов назначения повышенной государственной академической стипендии сократилось в 1,9 раза (с 57 дней ожидания до 30) [10].

В Удмуртском государственном университете время оформления договоров на научно-исследовательскую работу уменьшилось в 2,3 раза (вместо 7 привычных дней стало 3) [10].

Если рассматривать глобальные тенденции, то статистические показатели говорят о том, что в 1990-е гг. количество исследовательских вузов еле достигало 10 %, а к 2018 г. составило практически 100 %, что позволило вытеснить из этой ниши учреждения, занимающиеся научными исследованиями и разработками.

Роль вузов в науке растет, и они становятся главным получателем государственных и коммерческих заказов на НИОКР, тем самым формируя научный потенциал страны. Показатели подтверждают тот факт, что российские вузы переходят на новый уровень «Университет 3.0» и государство делает ставку на них в достижении конкурентоспособности на мировой арене и укрепления национальной экономической системы.

То, что вузы опережают по числу проводимых исследований и разработок исследовательские центры, подтверждают статистические данные. В 2000 г. показатель по России составлял 9,5 %, то на конец 2018-го — 24,3 %. При этом показатели профильных организаций уменьшились почти в 2 раза. Финансирование науки за счет государственных средств в вузах за тот же период сократилось более чем в 2 раза. Из этого можно сделать вывод о том, что вузы не просто расходуют государственный бюджет, но и приносят доход как себе, так и государству [8].

Несмотря на очевидные успехи применения технологий бережливого производства, в деятельности образовательных учреждений возникает ряд трудностей, с которыми отечественным университетам приходится взаимодействовать, изыскивая наиболее оптимальные возможности их устранения. В частности, к таким трудностям можно отнести:

1) согласование стандартов и показателей бережливого производства со стандартами и требованиями современной российской системы образования (ФГОС ВО);

2) соответствие текущих методов оценки компетенций студентов требованиям современного рынка труда. Сегодняшний спрос на специалистов ориентирован на развитие личностных качеств

и творческих способностей выпускников, а также навыков, связанных с разработкой и внедрением продукции, то есть оценки, полученные студентом по дисциплинам в рейтинговой системе, не могут в полной мере отражать его профессиональные качества;

3) кадровые проблемы, которые выражены в нехватке сотрудников для внедрения инновационной с точки зрения университета системы бережливого производства, но и в недостаточной квалификации и консерватизме самих преподавателей и сотрудников вуза в некоторых случаях.

Для устранения данного препятствия разумно использовать систему социальной ответственности. На первый взгляд это расплывчатое понятие, однако на практике оно обретает конкретный смысл, становясь мощным механизмом управления персоналом, на деле проявляя заботу о своих сотрудниках. В конкретной ситуации она выполняет роль инструмента по стабилизации командного настроя коллектива для достижения целей бережливого производства. Главным образом речь идет о внутренней социальной ответственности, которая проявляется в следующих формах [7]:

— обеспечение социальных гарантий, законодательно установленных как на государственном уровне, так и дополнительных, устанавливаемых локальными нормативными актами работодателя;

— дополнительное пенсионное обеспечение работников;

— применение мотивационных схем оплаты труда;

— целенаправленная деятельность по снижению рисков для здоровья работников, связанных с вредными и опасными условиями труда;

— финансирование спортивных и медицинских программ, направленных на улучшение здоровья персонала;

— организация и проведение корпоративного досуга.

Соблюдение образовательной организацией социально ответственных действий раскрывает творческий потенциал персонала, что исключает одну из восьми потерь бережливого производства — «нереализованный творческий потенциал сотрудников» [5];

4) отсутствие системы показателей для оценки эффективности внедрения инструментов бережливого производства в университетах. Во многом это происходит из-за того, что высшее образование является новым полем для внедрения бережливого производства.

Заключение

Научная организация труда была и остается объектом исследований многих ученых и бережливое производство не является внезапно появившимся в современном мире управленческим феноменом. Эта концепция объединила все теории и практики, созданные известными учеными и нашедшая свое применение по всему миру, во всех сфера жизни человека. Lean-технологии основываются на ряде принципов и технологий, нарушая которые происходит обратный эффект от ожидаемого. Только как дополнение друг друга они могут привести к устранению потерь, вывести компанию на новый уровень и дать толчок для дальнейшего непрерывного совершенствования всех процессов организации.

Ограничений по применению принципов бережливого производства в сферах человеческой жизни нет. Технологии бережливого производства стандартны, но универсальны, они могут адаптироваться под каждую компанию согласно ее индивидуальным особенностям. Бережливое производство включает в себя достаточное количество инструментов, среди которых можно найти подходящие для конкретной проблемы организации.

В образовательной организации применением технологий бережливого производства можно добиться высоких результатов в решении ряда важнейших задач и обеспечить благоприятную среду для создания и реализации инновационных проектов, которые являются приоритетными в университетах нового типа 3.0.

Литература

1. Ассоциация бережливых вузов. URL: http://lean-vuz.udsu.ru (дата обращения: 01.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бережливое управление в органах власти. Первые итоги внедрения [Электронный ресурс]. URL: https://pmagency.org/ wp-content/uploads/2019/02/kirilova.pdf (дата обращения: 02.10.2019).

3. Вейдер М. Инструменты бережливого производства II: карманное руководство по практике применения Lean. М., 2017. С. 25.

4. Давыдова Н. С. Бережливое производство. Ижевск, 2012. С. 39-41.

5. Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М., 2005. 402 с.

6. Кондратьев С. В. Синергетический менеджмент для бережливых производственных систем [Электронный ресурс] // Эффективный менеджмент: качество, lean, риски : материалы 26-й межотрасл. конф., приуроченной к 25-летию Центра «Приоритет». URL: https://elibnany.nu/item.asp?id=26209294 (дата обращения: 28.10.2019).

7. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]. URL: www.hr-director.ru/article/66547-qqq-17-m2-l0-02-2017-korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-organizatsii (дата посещения 28.10.2019).

8. Образование в 2018 году / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://old. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения 28.10.2019).

9. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72178038/paragraph/1:1 (дата обращения: 21.10.2019).

10. Производственная система «Росатом». Новый вектор развития - Бережливое правительство [Электронный ресурс]. URL: http://www.mininform74.ru/Upload/files/ 20v4.pdf (дата обращения: 25.10.2019).

11. Трапезникова И. С. Региональные образовательные программы профессиональной переподготовки молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 230-234.

12. Яницкий М. С. Региональный университет: глобальные вызовы и проблемы вектора развития // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 7-17.

13. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 38-44.

14. Sunder M. Vijaya. Lean Six Sigma in higher education institutions // International Journal of Quality and Service Sciences. 2016. Vol. 8. P. 159-178.

15. Mazumder Quamrul H. Applying Six Sigma in Higher Education Quality Improvement // 121st ASEE Annual Conference. Indianapolis, USA, 2014.

References

1. Associaciya berezhlivyh vuzov [Association of Thrifty universities]. Available at: http://lean-vuz.udsu.ru (accessed 01.10.2019). (In Russian).

2. Berezhlivoe upravlenie v organah vlasti. Pervye itogi vnedreniya [Lean management in government. First results of implementation]. URL: https://pmagency.org/wp-content/uploads/2019/02/kirilova.pdf (accessed 02.10.2019). (In Russian).

3. Vader M. Instrumenty berezhlivogo proizvodstva II: karmannoye rukovodstvo po praktike primeneniya Lean [Lean Tools II: a pocket guide to Lean practice]. Moscow, 2017, pp. 25. (In Russian).

4. Davydova N. S. Berezhlivoe proizvodstvo [Lean production]. Izhevsk, 2012, pp. 39-41. (In Russian).

5. Liker Jeffrey. Dao Toyota: 14 principov menedzhmenta vedushchej kompanii mira [Tao Toyota: 14 principles of management of the leading company in the world]. Moscow, 2005, 402 p. (In Russian).

6. Kondratiev S. V. Sinergeticheskij menedzhment dlya berezhlivyh proizvodstvennyh sistem [Synergetic management for lean production systems]. Materials of the 26th intersectoral conference dedicated to the 25th anniversary of the Priority Center "Effective management: quality, lean, risks". Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26209294 (accessed 28.10.2019). (In Russian).

7. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. Available at: www.hr-director.ru/article/66547-qqq-17-m2-10-02-2017-korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-organizatsii (accessed 28.10.2019). (In Russian).

8. Obrazovanie v 2018 godu [Education in 2018]. Federal State Statistics Service. Available at: http://oldgks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (accessed 28.10.2019). (In Russian).

9. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu RF ot 20 fevralya 2019 g. [Message of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation of February 20, 2019]. Available at: http:// ivo.garant.ru/#/document/72178038/paragraph/1:1 (accessed 21.10.2019). (In Russian).

10. Proizvodstvennaya sistema «Rosatom». Novyj vektor razvitiya - Berezhlivoe pravitel'stvo [Production system "Rosatom". A new vector of development is Lean government]. Available at: http://www.mininform74.ru/Upload/files/20v4.pdf (accessed 25.10.2019). (In Russian).

11. Trapeznikova I. S. Regional'nye obrazovatel'nye programmy professional'noj perepodgotovki molodezhi [Regional educational programs of professional retraining of youth]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 230-234. (In Russian).

12. Yanitsky M. S. Regional'nyj universitet: global'nye vyzovy i problemy vektora razvitiya [Regional University: global challenges and problems of development vector]. Siberian Pedagogical Journal, 2018, no. 5, pp. 7-17. (In Russian).

13. Yanitsky M. S. Psihologicheskie aspekty cifrovogo obrazovaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34). pp. 38-44. (In Russian).

14. Sunder M. Vijaya. Lean Six Sigma in higher education institutions. International Journal of Quality and Service Sciences, 2016, vol. 8, pp. 159-178.

15. Mazumder Quamrul H. Applying Six Sigma in Higher Education Quality Improvement. 121st ASEE Annual Conference. Indianapolis, USA, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.