Научная статья на тему '"Технологическое предпринимательство: основные факторы успеха"'

"Технологическое предпринимательство: основные факторы успеха" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

21 ноября 2008 года в рамках Международной недели предпринимательства в городе Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском Государственном техническом университете проходила панельная дискуссия на тему «Технологическое предпринимательство: основные факторы успеха». Мероприятие было организовано Американским фондом гражданских исследований и развития АФГИ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий и Фондом ТВН и было ориентировано на широкий круг студентов и аспирантов, и направлено на их вовлечение в научно-техническую деятельность и наукоемкий бизнес. В дискуссии принимали участие успешные технологические предприниматели из США и Санкт-Петербурга, которые поделились своим опытом создания и развития своего бизнеса. Ниже приведены выдержки из выступлений участников дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Технологическое предпринимательство: основные факторы успеха"»

«Технологическое предпринимательство

основные факторы успеха»

21 ноября2008года в рамках Международной недели предпринимательства в городе Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском Государственном техническом университете проходила панельная дискуссия на тему «Технологическое предпринимательство: основные факторы успеха». Мероприятие было организовано Американским фондом гражданских исследований и развития АФГИ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий и Фондом ТВН и было ориентировано на широкий круг студентов и аспирантов, и направлено на их вовлечение в научно-техническую деятельность и наукоемкий бизнес. В дискуссии принимали участие успешные технологические предприниматели из США и Санкт-Петербурга,

которые поделились своим опытом создания и развития своего бизнеса. Ниже приведены выдержки из выступлений участников дискуссии.

Арсеньев Д. Г. (Проректор по академической и международной деятельности СПбГТУ):

Сегодня мы познакомимся с опытом взаимодействия компаний с университетами в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. За последние

2 года в рамках инновационного проекта многие наши молодые ученые прошли стажировку во многих странах, и именно в плане трансфера знаний, это мероприятие будет полезно для участников. Я надеюсь, что сегодня вы услышите много нового, интересного и главное, что это поможет нам в выстраивании тес-

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ

37

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Всемирная неделя предпринимательства в Санкт-Петербурге 21 ноября 2008

ных отношений между образованием, наукой и предпринимательством.

Сергей Егоров (Директор Московского офиса CRDF): Уважаемые коллеги, я хочу от имени Американского фонда гражданских исследований и развития поприветствовать всех в этом зале и поблагодарить наших американских коллег и организаторов, за то, что предоставили возможность организовать это мероприятие. В двух словах о Фонде. Мы работаем в России с 1995 года, основная задача — поддержка научных исследований, высшего образования, инновационной деятельности. Более 10 лет мы достаточно активно поддерживаем в России вопросы коммерциализации, проводим различные тренинги, оказываем помощь при выводе технологий на рынок. Я очень надеюсь, что наш семинар будет вам полезен.

Бортник Иван Михайлович (Председатель наблюдательного совета Фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере): Приятно, что международная неделя проходит накануне Первого Инновационного конвента, целью которого является также стимулирование молодежи на занятие инновационной деятельностью. Возможно, наши программы УМНИК и СТАРТ будут являться результатом предварительного отбора на участие в Инновационном конвенте. Фонд Кауфмана оказался нашим партнером в поддержке инновационных предприятий. Очень надеюсь, что при поддержке таких партнеров у нас получится в России достигнуть своей цели.

Деннис Чик (Вице-президент по образованию, Фонд Кауфмана):

Неделя предпринимательства — это событие, которое проходит одновременно в 78 странах и в его деятельности принимают участие миллионы людей. Множество людей объединены идеей развития экономики и предпринимательства, продвижением инновационных идей. Мое поколение пользуется этой возможностью, чтобы научить вас, молодых людей,

как улучшить свою жизнь, улучшить мир вокруг нас. Вместе у нас получится разрешить все проблемы, развить свои идеи. Вы можете посетить наш web-сайт или смотреть клипы в и-ШЬе, если набрать в поиске инновационные идеи, то вы найдете огромное количество видеоклипов на эту тему и узнаете, какие события происходят в мире. Мы знаем, что много молодых людей задумываются над тем, как им организовать свой собственный бизнес, в США это поддерживается, и молодые люди активно изобретают и претворяют свои идеи в жизнь. В Германии для поддержки этой деятельности проводятся специальные ролевые игры, пройдя которые молодые люди не только учатся как им вести свой бизнес, но и могут попробовать себя в роли предпринимателя лично, они раскрепощаются. Много мыслей высказывается о связи предпринимательства и университетов. Но в университетах дают в основном фундаментальные знания, которые не всегда могут пригодиться на производстве. Взять, например, математику: если не применять ее на реальных исследованиях, то становится понятно, что это просто математика, ее не применить в реальном мире. Поэтому в Америке мы попытались связать промышленность и науку. Традиционно промышленность воспринимается как бизнес-школа, но если посмотреть на многие крупные компании, начинали они именно с изобретений, а не с бизнеса как такового. Поэтому для того, чтобы создавать перспективные предпринимательские компании, необходима научная основа. В США проводилась компания по поддержке малого бизнеса, компаниям выделялось пять миллионов на развитие, и смотрели: могут ли они получить средства из других источников. Но все-таки решили, что начинать нужно не с выделения средств на развитие компаний, а именно на обучение молодых специалистов предпринимательству, разработке и развитию новых идей, которые смогут применяться в дальнейшем. В университетах сейчас обучаются студенты по специальным направлениям, подготовленным специально для этих целей. К обучению привлекаются и сами компании, заинтересованные в ученых кадрах и они же сами делятся с молодыми людьми своим опытом. У присутствующих есть реальный шанс воплотить свои идеи и вам повезло, что вы живете в такое время, когда молодое предпринимательство всячески поддерживается. Вы — молодые люди, и должны пробовать свои силы, потому что столько лет впереди, вы должны знать, что негативный опыт — это тоже опыт, нужно не бояться делать ошибки, нужно учиться и с самого начала быть готовыми, что что-то может не получиться, но в итоге это только поможет привести к поставленным целям.

Бортник Иван Михайлович:

У нас, к сожалению, нет еще такой программы, о которой говорил Деннис, чтобы год еще вы могли оставаться в университете и за счет университета создать компанию, да еще и за счет университета вас

Слушательская аудитория на панельной дискуссии в Санкт-Петербурге

консультировали. Мы до такой программы еще не дошли. Некоторые из наших программ тоже позволяют вам пробовать по несколько раз свои силы, например программа УМНИК. В нашей стране часто изучение чужого опыта малоэффективно, поэтому лучше учиться на своем собственном опыте. Как Фонд, мы помогаем вам не особо рисковать в получении своего опыта. В России есть молодые ребята, которые сами добились успеха, организовав свои компании без всякой поддержки государства, а мы предлагаем вам свою помощь, набор инструментов, чтобы добиться этого.

Программа УМНИК позволяет вам оставаться в университете и не создавать никакую малую компанию и при этом заниматься своими разработками с финансированием. Это программа существует уже 2 года, каждый год мы отбираем по России 1000 УМНИКов, хотя готовы и больше. 15 декабря кончится набор УМНИКов на следующий год. Мы даем 200 тыс. рублей каждому УМНИКу, чтобы он работал над своими идеями. Хотелось бы, чтобы эти идеи можно было применить, на них можно было бы зарабатывать. Наука — это средство получить новые знания, а инновации — средство заработать деньги на основе новых знаний. Нам нужны именно инновационные идеи. Таким образом мы просто даем вам возможность работать над своими идеями, без каких либо обязательств. Те, кто захочет создавать компанию, может продолжить после УМНИКА работать с программой СТАРТ. Это стандартная программа поддержки малого бизнеса. Новое в программе — объявление конкурсов по направлениям: информационные, медицинские, машиностроение и другие технологии. Мы увеличили средства по этой программе, если раньше мы давали 4,5 млн на 3,5 года то теперь даем 6 млн рублей на 3 года. На первый год увеличили финансирование до одного миллиона рублей. Ряд компаний развивается хорошо, из 500 компаний на второй год переходят 50, и это хороший результат. Есть и другие конкурсы, но они скорее рассчитаны на компании, которые уже твердо стоят на ногах. Они все есть на нашем сайте.

Михаил Цыганков (Microsoft):

Я работаю в департаменте стратегических технологий компании Microsoft. Этот департамент занимается продвижением последних технологий разработки программного обеспечения в широкие массы разработчиков — будущих технологических предпринимателей. Я руковожу стратегически важным для нас управлением, которое называется Инициатива ускорения развития индустрии программного обеспечения в России. Мы занимаемся этим, потому что, если посмотреть на ситуацию стратегически, то чем больше рынок, тем больше процветает партнерская

программа Microsoft в России, тем быстрее растут наши продажи. Партнерская сеть для нас очень важна, потому что 95 % продукции продают наши партнеры, то есть практически напрямую мы не продаем. Интересно, что в России перед индустрией программного обеспечения сейчас стоит такая цель — помочь людям, бизнесу и компаниям полнее реализовать свой потенциал через использование программного обеспечения и информационных технологий — а это и есть девиз компании Microsoft. Сейчас в нашей стране стоит задача сменить способ получения доходов с продажи ресурсов на получение интеллектуального продукта, который находит свои рынки по всему миру. Есть несколько примеров таких экономик — США, Индия и Израиль. В этих странах индустрия программного обеспечения наиболее развита. В России по этому показателю доля информационных ресурсов 0,2 % в общем объеме ВВП против 6 % в Индии. Мы считаем, что в России есть потенциал для роста, так как у нас ежегодно выпускают в два раза больше технических специалистов, чем в той же Индии. Кроме нефти, газа и угля у нас есть восполняемый ресурс — образованные граждане, которые могут работать в информационной индустрии. Я уж не говорю, что каждый год наши студенты бьют всех на олимпиадах по программированию, мы всегда в списке финалистов и практически каждый год мы чемпионы. Наш минус, что успешных компаний в этой области в России довольно мало. Мы стремимся помочь компаниям подняться на хороший уровень, организовывая конкурсы в поддержку. В инновационном бизнесе в области разработки программного обеспечения есть факторы, которые влияют на успешность компании, таких фактора четыре:

1) базовые предпринимательские знания;

2) умные инвестиции;

3) подготовленные кадры;

4) доступ к последним технологиям.

Наша программа покрывает эти 4 фактора. В 5 регионах России у нас уже есть 9 центров инноваций

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Microsoft, большой блок академических программ. Это конкурс Имеджин Камп, на котором соревнуются студенты, программа по которой все студенты могут скачать последние разработки, чтобы продвигать свои собственные проекты. Это совместные с Фондом содействия программы Microsoft Бизнес Старт и Microsoft Бизнес Первый шаг, на которых мы рассматриваем только компании в области разработки программного обеспечения. Программа предпринимательского образования Старт в Гараже, которая проводилась уже Санкт-Петербурге — это курс молодого бойца для молодых компаний инноваторов в области ИТ. И еще несколько новых программ. У нас есть набор партнеров, к которым вы можете обратиться, если у вас есть бизнес-проект и идеи.

Георгий Лаптев (руководитель Центра Инноваций и Предпринимательства МГУ):

Сегодня я хочу рассказать что мы сделали с точки зрения Московского Университета для поддержки молодого предпринимательства. Первое, на чем я хотел бы остановиться, это те ключевые факторы, от развития которых зависит успешность предпринимательства на университетских площадках. Для оценки успешности я бы выделил два индикатора. Первое — это динамика роста количества технологических компаний. И второй фактор — это появление нового класса людей — серийные технологические предприниматели, рост их количества. Я бы хотел выделить те факторы, от развития которых зависит успешность предпринимательской деятельности университета:

1. Активность университета в области исследований и разработок.

2. Инфраструктура технологического трансфера.

3. Образовательная составляющая.

4. Инкубационные возможности.

5. Ресурсы за пределами университета.

6. Возможности, связанные с размещением нового бизнеса.

7. Создание сетей.

Сегодня я скорее остановлюсь на образовательной составляющей. Вот некоторая статистика университета — примерно половина факультетов естественнонаучные. Я представляю экономический факультет, на котором два направления — экономики и менеджмента. Центру инноваций и предпринимательства МГУ предписаны следующие активности: мы создаем и преподаем учебные программы в области инновационных технологий для разных групп слушателей, как для студентов, так и для предпринимателей, и мы оказываем консультационную помощь в области создания и развития инновационного бизнеса. Мы очень заинтересованы в развитии международного партнерства, понимая, что инновационный бизнес — это глобальный бизнес. Кооперация в области образования для инновационных компаний очень важна. Предпринимательство — это преследование благоприятной возможности. Преследование — это идентификация и ре-

ализация этой возможности за счет ресурсов, которые предприниматель должен реализовать. Мы учитываем эти все аксиомы для построения образовательных программ: предпринимательство — это управленческий процесс, соответственно ему можно научить и предпринимательство — это командный вид спорта. Говоря об образовании, мы предлагаем полноценную двухгодичную магистерскую программу, она сформирована в формате болонского процесса и называется Инновационный менеджмент, и целую категорию так называемых программ дополнительного образования разного объема. Вторая программа для менеджеров стартаповских компаний и третья короткая программа, которую мы создали совместно с компанией Intel. Магистерская программа была создана при поддержке Европейской комиссии, в консорциуме с Королевским техническим университетом, с датским и шведским университетами. Вторая программа для менеджеров стартаповских компаний и мы ее преподаем совместно со школой бизнеса в Торонто. Следующий проект — это проект Innovation Studio, который мы делаем совместно с Intel. Идея проекта заключается в отборе студентов старших курсов и аспирантов для формирования команд для занятий инновационным бизнесом. Мы занимаемся с ними, консультируем и выводим их на конкурсы бизнес-планов. В выпуске 2007 года одна из команд получила премию на конкурсе бизнес-планов, который проводит научный парк МГУ и получила номинацию программы УМНИК. Наши студенты принимают активное участие в различных мероприятиях, связанных с конкурсами бизнес-планов, готовят проекты в партнерстве с инновационными компаниями. Со следующего года мы будем работать в проекте, который называется Предпринимательский университет, в партнерстве с нашими итальянскими, английскими и польскими партнерами мы будем формировать благоприятную предпринимательскую среду в МГУ, то есть работать над созданием центра со всеми элементами инновационной инфраструктуры. Будем налаживать сетевое взаимодействие с иностранными партнерами. От наших партнеров мы ожидаем стипендиальной инициативы, чтобы наши студенты могли проходить стажировку не только в наших компаниях, но в зарубежных.

Марко Рубин (Управляющий партнер ассоциации Эк-

зовенчур):

Вопрос к российским коллегам. На основе вашего опыта работы в компании и в университете, как бы вы описали существующее положение с классом управленца в России? Это в о сновном молодые люди с высшим образованием? На какой стадии жизни люди начинают этим заниматься?

Георгий Лаптев:

Если смотреть на образовательные программы, они имеют разные категории клиентов. Первая программа это студенты уровня магистратуры. Мы не

ставим задачи в рамках программы Инновационного менеджмента, чтобы студенты, пройдя обучение, сразу создавали компании, задача более широкая, мы бы хотели в них воспитать те особенности, которые связаны с инновационным предпринимательством, с поиском возможностей, с действиями в условиях неопределенности и риска. Вторая программа для начинающих предпринимателей, в прошлом году мы ее делали для компаний, которые получили поддержку по программе Фонда содействия СТАРТ. И третья, в рамках программы Innovation Studio, где собираются ребята, которые доказывают нам, что они хотят стать предпринимателями, и мы делаем все, чтобы они получили эту возможность.

Михаил Цыганков:

Я прокомментирую немного с другой стороны, с точки зрения возраста, в котором предприниматель начинает заниматься инновационной деятельностью. Не так давно мне на глаза попалось исследование, в котором меня удивило по крайней мере два факта: порядка 70% студентов университетов в США думают о том, чтобы основать свой бизнес, и они свое будущее в течение ближайших 20 лет видят именно таким образом, что они будут создавать свое дело. Следующий факт, что через 10 лет порядка 85% не стартовали, свой бизнес не создали, они работают в компаниях наемными сотрудниками. Следующей находкой в этом исследовании было то, что такое вообще портрет основателя стартапа, выяснилось, что это вовсе не молодой человек, а человек лет за 30, у которого уже есть жизненный опыт, который сам себя по сути воспитал и создал начинающую компанию. Однако, если посмотреть на звезды, среди них как раз нет стартапов за 30, это те компании, которые вылетели из студенческой среды, большинство, кто основали эти компании не получили даже высшего образования, например, Майкл Делл, Билл Гейтс, Сергей Бринц, Джери Янг. Этот список можно продолжать. То есть если вы чувствуете, что вы можете, не нужно бояться, нужно обращаться в Фонд содействия и в другие организации, где окажут помощь, в том чтобы стать успешными предпринимателями, помогут на начальных этапах и поддержат в дальнейшем.

Марко Рубин:

Я был на конференции Фонда Кауфмана год назад и один из присутствующих сказал, что лучше всего приходить в такие отрасли через черный рынок, то есть он не очень верил в университеты, которые могут вырастить предпринимателя. Какой у вас есть опыт в передаче такого опыта и каковы его перспективы?

Георгий Лаптев:

На мой взгляд, деятельность, связанная с трансфером технологий должна быть привлекательна для разработчиков, для тех кто декларирует, что они хотят стать предпринимателями. С одной стороны офис трансфера выполняет бюрократическую задачу,

связанную с регулированием и принятыми нормами в университетах, эти нормы должны быть логичными и стимулирующими процесс коммерциализации в университете. С другой стороны, офисы по трансферу технологий должны предлагать тот набор сервисов, который необходим при создании компании. Нужно найти такой баланс интересов и это чрезвычайно важно.

Михаил Цыганков:

Центр трансфера технологий это как раз та точка, которая позволяет изобретениям встретиться с рынком. Они описываются в стандартной схеме и бизнесу предоставляется возможность искать нужное изобретение в базе изобретений и наладить взаимодействие с создателем. А вот дальше начинается работа по коммерциализации изобретений.

Георгий Лаптев:

Корректного вывода технологий из университета невозможно представить без квалифицированного офиса трансфера технологий, поэтому это является одним из важнейших факторов создания инновационной инфраструктуры.

Рэм Мохан (Генеральный директор Международного Бизнес Акселератора (inBAC)

Что влияет на компании склонные к высокому предпринимательству во всем мире? Что превращает Силиконовую долину в уникальное место? Почему именно в Силиконовой долине возникают компании с высоким потенциалом? Какие отличительные черты этих компаний? Эти компании характеризуются тем, что они имеют как минимум 20 % роста ежегодно, как на выпуск продукции, так и на увеличение числа сотрудников, на 10 человек в год. Как создать такую компанию? Это трудный вопрос. И никто не может на него ответить. На мой взгляд, нельзя такую компанию создать, потому что компания с такими темпами роста — это компания, которая растет сама по себе. Таких компаний очень мало, менее 1 %. И рост их зависит от разных факторов — от поставщиков, от клиентов и иногда от других факторов. Это на самом деле как пирамида. Если вы создали компанию и это очень высоко индивидуализированная группа сотрудников, то развитие этой компании зависит от других игроков, от внешней среды. Компания может расти 5 лет, потом темпы роста замедляются, затем снова компания развивается очень быстро. Большая часть таких компаний обладает следующими характеристиками. Они все имеют молодой штат сотрудников. То есть, это стартаповые компании, которые существуют 2-

3 года и выплачивают своим сотрудникам невысокую зарплату. И большая часть сотрудников имеет высшее образование, по крайней менее бакалавров, магистров. Ключевые сотрудники имеют степень доктора наук. Все сотрудники в Силиконовой долине работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Они все свое свободное время проводят в офисе. Еду им приносят

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Вчера, сегодня, завтра

в офис и отдыхают они тоже там. Такие сотрудники даже могут не уходить в отпуск и, если заболеют, то находятся на рабочем месте. И все эти черты свойственны всем стартапам. Еще отличительные черты компаний. Как я уже сказал, самим невозможно создать такую компанию, ее может создать только внешняя среда. Нужно выбрать решение продукта или сервис, который ориентирован на как можно большее число пользователей. Чем больше потребителей, тем больше шансов развиваться высокими темпами. Если вы выпускаете продукт, ориентированный на определенную нишу, то это гораздо сложнее. Второе, что важно, — нужно нанимать нужных людей, то есть нужно иметь команду, готовую работать в тесном сотрудничестве друг с другом. Силиконовая долина — лучшее место, для того, чтобы компания развивалась. В этом месте дух предпринимательства чувствуется в самом воздухе. Поэтому вам нужно очень тщательно подходить к выбору места, где ваша компания будет начинать. Золотое правило — нужно знать правильных людей, которые смогут оказать помощь, дать совет. И, конечно же, нужно уметь заставить деньги работать. Следующее правило — будьте готовы изменить курс. Хорошие компании, которые сейчас имеют довольно хороший уровень, первоначально пытались коммерциализировать какой-то другой продукт, но с течением времени у них произошел резкий поворот и смена продукта под воздействием внешних обстоятельств. Нужно быть к этому готовыми. Еще одно правило — никогда не передавайте эстафетную палочку какому-то другому человеку. То есть, нужно стараться по максимому выполнять свои обязанности и не полагаться в этом на других людей.

Марко Рубин

Мой доклад будет посвящен факторам, которые позволяют достичь успеха. Есть определенные закономерности, которые можно проследить при достиже-

нии определенного результата при создании компании. Но как уже говорилось, в этой области нужно учиться на своих ошибках, вынести из них какие-то положительные уроки. Но не всегда информация, которую вы получаете в результате ошибок, используется. Я размышлял над тем, что становится ключом к успеху компании на начальном этапе. Если провести аналогию, что называлось гравитацией прежде чем Исаак Ньютон изобрел это слово? Концептуально мы знали что это такое, если бросить камень на землю — он падал, но если не дать определение, то невозможно измерить, поэтому, если невозможно измерить, то невозможно сделать первый шаг на пути к индустриальной революции. Так же и с предпринимательством. Никто не может дать определение тому, какой метод однозначно приводит к успеху. Многие могут дать какие то рекомендации, которые могут привести к успеху, но не существует абсолютной формулы, физической формулы, так же как это было с законом гравитации Ньютона. Мы сейчас исходим из предположения, что речь идет о компаниях, ориентированных на быстрый рост, а не о тех компаниях, которые просто позволяют иметь определенный стиль жизни за счет их прибыли. Ключевым фактором успеха является, с моей точки зрения, то чтобы сам предприниматель для себя определил кем он является: либо он ориентирован лишь на достаточное получение прибыли для безбедного существования, либо он заинтересован в создании компании, которая будет двигаться гигантскими шагами. Второй ключ к успеху, если речь идет о компаниях информационных технологий, то у них очень короткий жизненный цикл, а в других отраслях он гораздо больше, допустим фармацевтическая компания, где только на разработку продукта требуется 10 лет. Многие капиталисты не могут так долго инвестировать компании, они обычно выходят из компании через 3-5 лет. То есть нужно определиться на каком уровне будет выступать ваш продукт, на микроуровне

или на макроуровне, то есть, будет ли этот продукт являться достаточно модным, чтобы завоевать мир или речь идет о долговременных научных разработках. И на этот вопрос очень трудно найти ответ как предпринимателю, так и инвестору, так как очень сложно прогнозировать. Кроме того, следующий вопрос — это эффективность капиталовложений. Речь идет о том, чтобы вложения в компанию смогли бы окупиться доходом этой компании. А такой доход сможет обеспечить только быстро растущая компания. Когда вы начинаете свое собственное предприятие, то очень важно найти информацию о том, как осуществить модель успеха, учиться на ошибках других компаний и стараться их не повторять. Очень полезным может быть общение с другими предпринимателями, которые пытались создавать компании, но по каким либо причинам не смогли создать успешную компанию. Моей самой первой инвестицией была информационно-технологическая компания. И через 90 дней после того как она была создана, компания испарилась! Это был для меня просто ужасный опыт, но к краху этой компании привел ряд катастроф и я разобрался в причинах неудачи. Но в любом случае, я хочу вас призвать к тому, чтобы вы провели предварительное исследование той сферы бизнеса или всей среды, где предполагается действовать вашей компании. Таким образом, складывается общая картина из мозаики и, может быть, не всегда есть смысл двигаться в том направлении, с которого вы начинали. Еще хотел бы дать совет — не пытайтесь усложнить себе задачу, пытаясь производить какой то супер высокотехнологичный продукт. Могу привести пример. В Америке очень долго ученые бились над тем, чтобы создать ручку с чернилами, которая могла бы писать в космосе, а потом обратились к российским космонавтам с вопросом — как они решили эту проблему, и они ответили, что пользуются карандашами...

Игорь Эдуардович Молокоедов (Заместитель генерального директора ООО Стример)

Наша организация существует больше 10 лет. Я бы хотел рассказать, как в России в различных экономических условиях развивается инновационное

предприятие. Наше предприятие является именно таким, поскольку изделия, которые мы выпускаем, прошло все этапы от патента до серийного массового производства. Наша организация была создана на основе идеи. Эту идею запатентовал основатель компании, доктор технических наук. Эта идея была во всем мире известна, но никто ее не мог воплотить в жизнь. Идея заключается в том, что при проходе напряжения по линии электропередач возникает дуга, которая может пережигать провода, разрушать арматуру электропередач. Стояла задача от нее избавиться. Во всем мире известно, что, чем больше длинна пути дуги, тем она менее устойчива. Наше изделие, соответственно, пользуясь этим, ставит защиту на линии электропередач. Существующее изделие не имеет аналогов в мире, поскольку другие изделия пропускают ток через себя, и поэтому имеют ограниченный срок службы. В нашем изделии ток протекает по его поверхности и таким образом не нарушает его работоспособность. В 1993 произошло патентование идеи, и был получен российский патент, затем получен американский и бразильский патент, сейчас мы находимся в завершающей стадии получения европейского патента. В 1995 был изготовлен первый прототип. В это время была очень тяжелая экономическая ситуация и трудно было найти покупателей и инвесторов, и приходилось делать все практически из своих собственных средств. В 1996 было проведено тестирование и выпущена первая партия изделия. К 1998 году произошла первая поставка опытно-промышленной партии. С 2000 года по 2002 год были созданы технические условия, конструкторские и другие документы, поскольку изделие используется в довольно серьезных отраслях промышленности. В 2003 году уже был запущен серийный выпуск разрядников. За все это время одновременно велась научная деятельность в области электрозащиты, исследования, публикации. За это время нас признали довольно серьезной компанией. Дальше мы начали создавать собственное производство. Нами разработаны разрядники для других напряжений. У нас есть внешние связи более чем в 12 странах. Пройдя весь этот путь, компания пришла к успеху и продолжает расти и развиваться.

Материал подготовила Лупанова Полина

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.