Научная статья на тему 'Технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России'

Технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологический суверенитет / экономическая безопасность / инновационное развитие / высокотехнологичная продукция / инновации / развитие технологий / technological sovereignty / economic security / innovative development / high-tech products / innovations / technology development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Нодари Дарчоевич Эриашвили

Перед лицом значительных внешних политических и экономических вызовов экономика России вынуждена адаптироваться и разрабатывать новые стратегии для обеспечения экономической безопасности. В связи с этим достижение технологической независимости приобретает особую актуальность. Перед правительством стоит задача по обеспечению развития и стимулирования инновационной деятельности, поддержке научных и инновационных инициатив в стране, развитию отечественного производства продукции без использования иностранных комплектующих, материалов и сырья, а также высокотехнологичной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Нодари Дарчоевич Эриашвили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological sovereignty in the economic security system in modern Russia

In the face of significant external political and economic challenges, the Russian economy is forced to adapt and develop new strategies to ensure economic security. In this regard, achieving technological independence is of particular relevance. The government is faced with the task of ensuring the development and stimulation of innovation activities, supporting scientific and innovation initiatives in the country, developing domestic production of products without the use of foreign components, materials and raw materials, as well as high-tech products.

Текст научной работы на тему «Технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-240-245 EDN: https://elibrary.ru/BOJGHX NIION: 2007-0083-1/24-431 MOSURED: 77/27-005-2024-01-631

Технологический суверенитет в системе экономической безопасности

в современной России

Андрей Владимирович Минаков1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2'3

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 minakov-info@yandex.ru

3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, professor60@mail.ru

Аннотация. Перед лицом значительных внешних политических и экономических вызовов экономика России вынуждена адаптироваться и разрабатывать новые стратегии для обеспечения экономической безопасности. В связи с этим достижение технологической независимости приобретает особую актуальность. Перед правительством стоит задача по обеспечению развития и стимулирования инновационной деятельности, поддержке научных и инновационных инициатив в стране, развитию отечественного производства продукции без использования иностранных комплектующих, материалов и сырья, а также высокотехнологичной продукции.

Ключевые слова: технологический суверенитет, экономическая безопасность, инновационное развитие, высокотехнологичная продукция, инновации, развитие технологий

Для цитирования: Минаков А. В., Эриашвили Н. Д. Технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 240-245. https://doi. org/10.24412/2687-0185-2024-1-240-245.

Original article

Technological sovereignty in the economic security system in modern Russia

Andrey V. Minakov1, Nodari D. Eriashvili2'3

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 minakov-info@yandex.ru

3 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, professor60@mail.ru

Abstract. In the face of significant external political and economic challenges, the Russian economy is forced to adapt and develop new strategies to ensure economic security. In this regard, achieving technological independence is of particular relevance. The government is faced with the task of ensuring the development and stimulation of innovation activities, supporting scientific and innovation initiatives in the country, developing domestic production of products without the use of foreign components, materials and raw materials, as well as high-tech products.

Keywords: technological sovereignty, economic security, innovative development, high-tech products, innovations, technology development

For citation: Minakov A. V., Eriashvili N. D. Technological sovereignty in the economic security system in modern Russia. Criminological Journal. 2024;(1):240-245. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-240-245

Причины актуальности развития технологического суверенитета как развития в стране собственных технологий, технологической базы и производство высокотехнологичной продукции важен по следующим причинам. Во-первых, глобальная экономика на-

ходится в периоде значительных трансформаций, связанных с четвертым энергетическим переходом, когда усиливается мировое технологическое соперничество, и особое внимание уделяется технологическому развитию государств для обеспечения их технологиче-

© Минаков А. В., Эриашвили Н. Д., 2024

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES ECONOMIC SCIENCES

Ям

ской независимости. Во-вторых, для экономики нашей страны с 2014 г., с введением санкций, и особенно с 2022 г., актуальным стало преодоление санкций в технологической сфере, чтобы не допустить технического и технологического отставания. Именно поэтому достижение технологической независимости является основным направлением технологической политики Российской Федерации, что отражено в Концепции технологического развития до 2030 г., принятой Правительством Российской Федерации в мае 2023 г. [1].

Технологический суверенитет предполагает наличие на территории страны технологий и производственных возможностей для создания продукции, что позволяет государству и обществу достигать собственных национальных развитию и защищать национальные интересы [1]. То есть, технологический суверенитет предполагает наличие в стране собственной научно-технической базы, развитие собственного НИОКР, высокотехнологичных производств, мало зависимых от внешнего капитала, высокую долю им-портозамещения высокотехнологичной продукции (производство внутри страны, а не импорт и не последние стадии сборки).

По мнению Т. В. Горячевой и О. А. Мызровой, технологический суверенитет, зависящий от технологических новшеств, играет решающую роль в экономическом развитии и является необходимым условием для обеспечения национальной безопасности [3, с. 134]. Л. А. Миэринь с соавторами считают, что обеспечение технологической безопасности является одним из неотъемлемых компонентов формирования экономической безопасности государства [8, с. 63].

По мнению В. Е. Дементьева, в настоящее время даже процветающие страны, ожидающие трансферта технологий от инновационных лидеров, могут оказаться вытесненными на технологические задворки. В этом случае им придется довольствоваться лишь второстепенными ролями на мировой экономической арене [5, с. 228].

Технологический суверенитет важен для России в настоящее время, так как из-за санкционного давления «недружественных» стран в ряде отраслей российские производители столкнулись с дефицитом комплектующих. Поставки из-за границы были ограничены, а замены в виде российских аналогов не оказалось. По мнению И. В. Караваевой и М. Ю. Льва, особенно пострадали от санкций такие отрасли экономики как самолетостроение, автомобилестроение, тяжелое машиностроение, производство электрооборудования, 1Т-сфера, микроэлектроника [6, с. 905].

Помимо этого, запреты на сотрудничество с передовыми компаниями и ограничения доступа к передовым технологиям существенно затруднили инновационный рост российской экономики [11, с. 23].

И. Л. Авдеева с соавторами считают, что для достижения технологического суверенитета необходимо решить несколько ключевых задач. Во-первых, важно создавать уникальную и конкурентоспособную про-

дукцию. Во-вторых, необходимо провести анализ мероприятий, направленных на усиление автономности от внешних поставщиков. Важно обеспечить независимость в сферах, необходимых для жизнеобеспечения, таких как энергетика, пищевая промышленность и другие. Третья задача состоит в разработке антикризисных срочных мер, которые позволят поддержать и развивать отечественные технологии в условиях переменчивого экономического и политического окружения. Определение временных границ достижения технологического суверенитета также является важной задачей. Наконец, стоит создавать партнерства, сотрудничать с лидерами технического прогресса, с наиболее успешными и инновационными компаниями и странами [2, с. 10].

В. В. Курченков и О. С. Макаренко считают, что следует разработать новаторские подходы к обеспечению финансами и росту инновационной активности, удержанию и привлечению высококвалифицированных кадров и усовершенствованию законодательного регулирования в инновационной сфере. Расширение инновационной среды, стимулирование активности российских компаний в инновационных процессах и создание собственных технологических разработок содействуют достижению технологического суверенитета государства [7, с. 17].

Для обеспечения технологического суверенитета необходимы исследования, разработка и внедрение критических и сквозных технологий, а также производство высокотехнологичной продукции на основе этих технологий [1].

К высокотехнологичным отраслям относят авиакосмическую промышленность, фармацевтику, производство медицинского оборудования, офисной техники, компьютеров, радио- и телекоммуникационного оборудования и др. К высокотехнологичному оборудованию относят отдельные средства связи, роботов, робототехнические устройства, устройства сигнализации, станки, геофизическое оборудование и т. д.

В качестве примеров реализации политики имор-тозамещения высокотехнологичной продукции в России можно рассмотреть опыт крупных предприятий г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В Москве производитель высокотехнологичной медицинской техники (аппараты искусственной вентиляции легких, наркозно-дыхательные системы, обучающие тренажеры для врачей-реаниматологов) компания «Хирана+» постепенно переходит от поставок компонентов для оборудования из Словакии к собственному производству - уже около 70 % комплектующих создают отечественные инженеры. Другая московская компания - конструкторское бюро «Интехс» в начала производить импортозамещающее насосное оборудование для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Компания «Аэрогаз», специализирующаяся на инжиниринге, разработала собственное программное обеспечение для моделирования установок подготовки и переработки нефти и газа. Это программное обеспечение заменило ранее

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

приобретаемый продукт американского производства, моделирующий технологическую схему, проектирующий производство и контролирующий работу оборудования [12].

В 2022 г., активно развивающая инновационные технологии в области авиации, петербургская компания «Геоскан», являющаяся одним из ведущих производителей беспилотных летательных аппаратов и оборудования для аэрофотосъемки и лидарного сканирования в России, выпустила 3,5 тыс. таких аппаратов. Компания «Фармасинтез-Норд» специализируется на производстве лекарств для лечения сахарного диабета, ревматоидного артрита, онкологических заболеваний, профилактики коронави-руса и производстве медицинских инструментов. В компании фактически завершился этап импортоза-мещения. Компания в последние годы постепенно наращивает производство противоопухолевых препаратов, благодаря чему в ближайшее время доля их импортных поставок на российском рынке значительно сократится [9].

Проанализируем показатели, характеризующие уровень технологического развития российской экономики. Количество приобретенных организациями новых технологий в 2018 г. составляло 22,7 тыс., к 2020 г. оно выросло в 1,7 раза (до 37,7 тыс.), а к 2022 г. еще в 2,8 раз (до 105,9 тыс.). Ежегодный рост наблюдался в разработке передовых производственных технологий (управляемых с помощью компьютера), которые определяют конкурентоспособность экономики на высокотехнологичных рынках (рис. 1).

13%

Л

Ш о о»

6»,

Проектирование и инжиниринг Производство, обработка, транспортировка и сборка

Технологии автоматизированной идентификации,наблюдения и/или контроля Связь, управление и геоматика

Производственная информационная система и автоматизация управления производством Технологии промышленных вычислений и больших данных "Зеленые" технологии

Передовые методы организации и управления производством

Рис. 2. Структура разработанных передовых производственных технологий в РФ в 2018-2022 гг., % Источник: составлено автором на основе [10]

Рис. 3. Динамика используемых передовых производственных технологий в РФ в 2018-2022 гг., тыс. ед.

Источник: составлено автором на основе [10]

Развитию новых технологий способствуют научные исследования и инновации. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в РФ за 2018-2022 гг. выросли на 6,2 % (рис. 4).

Важным базисом технологического развития высококвалифицированные специалисты этой области. Негативным фактом является снижение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками в РФ в 2022 г. относительно 2018-2020 гг. (рис. 5).

Активность патентной деятельности относится к критериям научного потенциала страны [4, с. 63].

Рис. 1. Динамика разработанных передовых производственных технологий в РФ в 2018-2022 гг., ед.

Источник: составлено автором на основе [10]

За 2018-2022 гг. показатель увеличился на 67,5 %, что является положительным фактом и повышает степень технологической независимости страны. В структуре разработанных передовых производственных технологий в 2022 г. велика доля технологий по производству, обработке, транспортировке и сборке (18 %), а также по проектированию и инжинирингу (18 %) (рис. 2).

Количество используемых передовых производственных технологий в РФ снижалось в 2020 г. (из-за экономической рецессии, вызванной пандемией От^-19) и росло в 2019 г., 2021-2022 гг. (рис. 3).

Рис. 4. Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в РФ в 2018-2022 гг., тыс. ед. Источник: составлено автором на основе [10]

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

Рис. 5. Динамика численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками в РФ в 2018-2022 гг., тыс. чел. Источник: составлено автором на основе [10]

сти российских организаций снижался в 2019 г. и 2022 г. (как следствие санкционного давления) (рис. 8).

-Уровень инновационной активности организаций. %

Рис. 8. Динамика уровня инновационной активности организаций в РФ в 2018-2022 гг., % Источник: составлено автором на основе [10]

За 2020-2022 гг. количество поданных патентных заявок на изобретения российскими разработчиками в РФ ежегодно снижалось (рис. 6).

25000 20000 15000 10000 5000 0

23759

1 19569 18970

1

2020 г.

2021 г. период

2022 г.

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в РФ росла с 2018 г. по 2020 г., в 2021 г. показатель не менялся, а в 2022 г. снизился на 0,2 п.п. (рис. 9).

число поданных патентных заявок на пзооретенпя российскими разработчиками, ед.

Рис. 6. Динамика количества поданных патентных заявок на изобретения российскими разработчиками в РФ в 2020-2022 гг., ед. Источник: составлено автором на основе [10]

Рис. 9. Динамика доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в РФ в 2020-2022 гг., % Источник: составлено автором на основе [10]

Положительным фактом является рост в 2022 г. доли отечественных патентных заявок в общем объеме поданных заявок в РФ (рис. 7).

2020 г 2021 г. 2022 г.

период

допя отечественных патентных заявок в общем объеме поданных заявок. %

Рис. 7. Динамика доли отечественных патентных заявок в общем объеме поданных заявок в РФ в 2020-2022 гг., % Источник: составлено автором на основе [10]

Далее важно рассмотреть показатели инновационной деятельности. Уровень инновационной активно-

Доля технологически инновационных организаций в общем числе организаций в РФ росла с 2018 г. по 2020 г. и снизилась до 5,5 % в 2021-2022 гг. (рис. 10)

2018 г 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 т

период

—^—Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций. 0 о

Рис. 10. Динамика доли технологически инновационных организаций в общем числе организаций в РФ в 2020-2022 гг., % Источник: составлено автором на основе [10]

Всемирная организация интеллектуальной собственности совместно с партнерами рассчитывает ежегодно Глобальный инновационный индекс, уиты-вающих множество показателей, в том числе уровень

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

JäggL

им

развития науки, технологий и т. д. Индекс был разработан для оценки технологического прогресса, закономерностей в области инноваций. В 2022 г. Россия занимала 47 место, а в 2023 г, опустилась на 51 место. Страна значительно отстает от лидеров рейтинга -Швейцарии, США и Швеции (рис. 11).

Швейцария США ■Швеция ■ Россия

Рис. 11. Динамика глобального инновационного индекса стран в 2022-2023 гг.

Источник: составлено автором на основе [13]

Таким образом, технологический суверенитет означает способность страны обладать важнейшими технологиями, необходимыми для содействия процветанию и конкурентоспособности. Это предполагает либо самостоятельные разработки технологий, либо, при невозможности самостоятельного производства каких-то технологий, приобретение их у других дружеских стран.

Анализ технологического развития российской экономики выявил следующие негативные тенденции: снижение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками; снижение инновационной активности российских организаций, низкая позиция России в рейтинге Глобального инновационного индекса. Основные проблемы, которые необходимо решить в России для обеспечения технологического суверенитета: недостаток финансирования, оборудования и комплектующих, дефицит кадров. Решение данных проблем может занять длительное время.

Для достижения технологической независимости России крайне важно улучшить инженерное образование, создать благоприятную среду для перевода исследовательских усилий в практическое применение, оказывать финансовую поддержку высокотехнологичным предприятиям и способствовать цифровой трансформации отдельных секторов экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р // СПС «КонсультантПлюс».

2. Авдеева И. Л., Азиева З. И., Утевская А. П. Развитие технологического предпринимательства для обеспечения технологического суверени-

тета Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 2. С. 10-16.

3. Горячева Т. В., Мызрова О. А. Роль и место технологического суверенитета в обеспечении устойчивости экономики России // Известия Саратовского университета. 2023. № 23. С. 134-145.

4. Гурен Т. В., Шамков А. Ю. Научный потенциал в обеспечении технологического суверенитета России // Технико-технологические проблемы сервиса. 2023. №3. С. 63-72.

5. Дементьев В. Е. Обновление технологической базы производства и технологический суверенитет страны // В сб.: Системное моделирование социально-экономических процессов. Воронеж, 2022. С. 228-233.

6. Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. 2023. № 3. С. 905-924.

7. Курченков В. В., Макаренко О. С. Приоритеты государственного регулирования инновационной деятельности в условиях поддержания технологического суверенитета страны // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. № 3. С. 17-26.

8. Миэринь Л. А., Погодина В. В., Смирнов А. А. Технологический суверенитет как условие долгосрочной национальной экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1. С. 63-70.

9. На крыльях: в Петербурге растет производство высокотехнологичной продукции // URL:// https://www.dp.ru/a/2023/03/23/Na_kriljah_v_ Peterburge

10. Наука, инновации и технологии// Федеральная служба государственной статистики - 2024 // URL://https://rosstat.gov.ru/statistics/science

11. Силиник Е. С. Технологический суверенитет РФ: путь к технологической независимости // В сб.: Актуальные вопросы современных научных исследований. Пенза, 2023. С. 23-26.

12. Топ-10 высокотехнологичных проектов, которые пришли на смену иностранным товарам и технологиям в 2022 году // URL://https://www. mos.ru/news/item/117997073/

13. Global Innovation Index 2023 // URL://https:// www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo -pub -2000-2023-section1-en-gii-2023-at-a-glance-global-innovation-index-2023 .pdf

References

1. On Approval of the Concept of Technological Development for the period up to 2030: Order of the Government of the Russian Federation from

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

May 20, 2023 No. 1315-r // SPS «ConsultantPlus».

2. Avdeeva I. L., Azieva Z. I., Utevskaya A. P. Development of technological entrepreneurship to ensure the technological sovereignty of the Russian Federation // Natural humanitarian research. 2023. No. 2. P. 10-16.

3. Goryacheva T. V., Myzrova O. A. The role and place of technological sovereignty in ensuring the sustainability of the Russian economy // Izvestia of Saratov University. 2023. No. 23. P. 134-145.

4. Guren T. V., Shamkov A. Yu. Scientific potential in ensuring the technological sovereignty of Russia // Technical and technological problems of service. 2023. No. 3. P. 63-72.

5. Dementyev V. E. Updating the technological base of production and technological sovereignty of the country // In the collection: System modeling of socio-economic processes. Voronezh, 2022. P. 228-233.

6. Karavaeva I. V., Lev M. Yu. Economic security: technological sovereignty in the system of economic security in modern Russia // Economic security. 2023. No. 3. P. 905-924.

7. Kurchenkov V. V., Makarenko O. S. Priorities of state regulation of innovative activities in the

context of maintaining the country's technological sovereignty//Bulletin of Volgograd State University. Economics. 2023. No. 3. P. 17-26.

8. Mierin L.A., Pogodina V.V., Smirnov A.A. Technological sovereignty as a condition of long-term national economic security//Izvestia of St. Petersburg State University of Economics. 2023. No. 6-1. P. 63-70.

9. On the wings: production of high-tech products is growing in St. Petersburg // URL://https://www. dp.ru/a/2023/03/23/Na_kriljah_v_Peterburge

10. Science, Innovation and Technology//Federal State Statistics Service - 2024 // URL://https:// rosstat.gov.ru/statistics/science

11. Silinik E. S. Technological sovereignty of the Russian Federation: a way to technological independence // Topical issues of modern scientific research. Penza, 2023. P. 23-26.

12. Top-10 hi-tech projects which succeeded foreign goods and technologies in 2022 // URL://https:// www.mos.ru/news/item/117997073/

13. Global Innovation Index 2023 // URL://https:// www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-section1-en-gii-2023-at-a-glance-global-innovation-index-2023.pdf

Информация об авторах

А. В. Минаков - профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

Н. Д. Эриашвили - профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г В. Плеханова, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Information about the authors

A. V. Minakov - Professor, Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economics, Professor;

N. D. Eriashvili - Professor Department of the Civil and Labor Law, civil process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Professor of the Department of State and Municipal Finance at the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Laureate of the Russian Federation Government Prize in Science and Technology, Laureate of the Russia Federation Government Prize in Education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.01.2024; одобрена после рецензирования 06.02.2024; принята к публикации 19.02.2024.

The article was submitted 24.01.2024; approved after reviewing 06.02.2024; accepted for publication 19.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.